Грамотность по вопросам здоровья является одной из ключевых его детерминант. Эффективность стратегий продления жизни и улучшения здоровья напрямую зависит от уровня такой грамотности как общественности в целом, так и правительства страны и специалистов, занимающихся общественным здоровьем.
Реализация одной из важнейших Целей устойчивого развития (ЦСР) в Украине – цели 3 «Хорошее здоровье и благополучие» невозможна без достижения высшего уровня медицинской грамотности.
Цель статьи – на основе международных подходов к оценке грамотности по вопросам здоровья определить роль повышения уровня в реализации задач ЦСР в Украине; охарактеризовать по результатам социологического исследования уровень санитарной грамотности украинских врачей на примере специалистов по управлению здравоохранением.
Определен потенциальный вклад повышения уровня санитарной грамотности в реализацию связанных со здоровьем задач ЦСР в Украине. Впервые осуществлена оценка уровня санитарной грамотности врачей – специалистов по управлению здравоохранением.
Использован метод контент-анализа (для изучения современных взглядов на роль санитарной грамотности в достижении ЦСР и подходов по ее оценке) и социологический метод (формализованное интервью с последующим обсуждением в группе).
Доказана чрезвычайно важная роль грамотности по вопросам здоровья (Health Literacy) для реализации ЦСР в Украине. Проиллюстрирован потенциальный вклад повышения уровня в санитарной грамотности населения Украины в реализацию задач, связанных со здоровьем, с детализацией по ряду ЦСР.
Социологическое исследование выполнено в течение 2018-2019 учебного года среди врачей-специалистов по управлению здравоохранением на базе Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика. Опрос осуществлен с помощью специального инструмента оценки санитарной грамотности (The European Health Literacy Survey Questionnaire, HLS_EU_Q47).
Проанализирована оценка субъективного восприятия респондентами трудностей в решении проблем, связанных со здоровьем. Показано, что при достаточно хорошей осведомленности в целом существуют конкретные проблемы, прежде всего по применению собственных знаний и навыков.
Самыми сложными оказались вопросы относительно активности по содействию здоровья (по месту работы и проживания, в общине и стране, влияния на условия жизни, которые действуют на здоровье и благополучие, политические изменения), причем признаны трудности по всем позициям: от поиска информации до практической деятельности.
Выявлена нехватка способности респондентов критической мысли, трудности в выборе собственных суждений в случае наличия различных авторитетных мнений по определенному вопросу. Обоснована роль лидера для сектора здравоохранения в секторальной деятельности по повышению уровня санитарной грамотности.
Ключевые слова: санитарная грамотность/грамотность по вопросам здоровья, Цели устойчивого развития, социологическое исследование.
Постановка проблемы и актуальность исследования. В современном мире грамотность по вопросам здоровья является одной из ключевых его детерминант, а эффективность стратегий по продлению жизни и улучшению здоровья напрямую зависит от уровня такой грамотности как населения в целом, так и правительства страны и специалистов, занимающихся общественным здоровьем.
Актуальность исследования обусловлена тем, что реализацию в Украине одной из важнейших целей устойчивого развития (ЦСР) – цели 3 «Крепкое здоровье и благополучие» – невозможно представить без достижения высшего уровня грамотности по вопросам здоровья (Health Literacy) или санитарной грамотности (СГ).
Ее роль для реализации ряда задач в рамках других целей также должна быть учтена. Ведь на здоровье влияет комплекс ситуационных, экономических, социальных и экологических детерминант, которые, в свою очередь, тесно связаны с санитарной грамотностью.
Оценка уровня грамотности по вопросам здоровья среди населения Украины в целом и в определенных социально-демографических группах должна стать базой разработки и реализации мер по повышению нее уровня как конкретного результата и перспективы улучшения здоровья в рамках процесса достижения ЦСЖ в Украине.
Выбор для социологического исследования группы врачей обусловил уведомление того, что, несмотря на нахождение значительной части детерминант здоровья вне собственно охраны здоровья, деятельность многих секторов по формированию и повышению уровня СГ должна быть возглавлена именно сектором здравоохранения.
Ситуация, сложившаяся сегодня в Украине из-за угрозы эпидемии COVID-19 (коронавируса), ярко проиллюстрировала низкий уровень санитарной грамотности значительной части населения и официальных лиц, которые должны заниматься этим вопросом (от управленцев до специалистов на местах), а также представителей средств массовой информации.
Наблюдается широкий спектр неадекватного реагирования. От недооценки опасности состояния дел, необоснованных заверений руководителей, что «все под контролем», попыток поднять собственный рейтинг за счет бездумной спекуляции на «острой» информации, независимо от ее достоверности. И не менее опасной паники и агрессии, направленной на потенциально инфицированных вирусом украинцев, вернувшихся из Китая. Это скандалы в Новых Санжарах, на Буковине и тому подобное.
Обсуждение проблемы в прессе и социальных сетях высветило недостатки диалога «власть – специалисты – население» и неспособности значительной части граждан критически оценивать слив разнообразной информации и формировать собственное видение и на его основе действовать. Однако именно улучшение коммуникации с общественностью является одной из нефармацевтических мер противодействия распространению эпидемии/пандемии вирусных заболеваний, в частности, гриппа.
Коммуникация для влияния на поведение (Communication for behaviour al impact — COMBI) является системой планирования и методом реализации стратегического использования общения с целью достижения нужных положительных поведенческих и социальных результатов.
Она предусматривает медико-санитарное просвещение, повышение медицинской грамотности, продвижение здоровья, риск-коммуникацию и социальную мобилизацию, и играет решающую роль в реализации нефармацевтических мер противодействия распространению эпидемий / пандемий.
Цель статьи: на основе современных подходов к оценке санитарной грамотности определить роль повышения уровня для реализации задач Целей устойчивого развития в Украине; охарактеризовать по результатам социологического исследования уровень санитарной грамотности украинских врачей на примере специалистов по управлению здравоохранением.
Научная новизна заключается в определении потенциального вклада повышения уровня санитарной грамотности в реализацию связанных со здоровьем задач в достижении ЦСР в Украине и в оценке уровня СГ врачей – специалистов по управлению здравоохранением.
Методы исследования: контент-анализ для изучения современных взглядов на роль СГ в достижении ЦСЖ и подходов по оценке СГ, социологический анализ для оценки уровня СГ среди врачей – специалистов по управлению здравоохранением. Социологическое исследование выполнено в течение 2018-2019 учебного года на базе кафедры управления здравоохранением Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика. В исследовании применен специальный вопросник – Европейский инструмент оценки санитарной грамотности.
С информированного согласия респонденты самостоятельно заполнили анкету, предоставив ответы на ее вопросы. После этого состоялось общее обсуждение в произвольной форме, что дало возможность использовать динамику группового взаимодействия для освещения дополнительных реакций, особенностей понимания сути некоторых вопросов, выявления индивидуальных обоснований определенной оценки труда в решении проблем, связанных со здоровьем; и, в целом, повышение степени заинтересованности каждого респондента в теме исследования.
Опрошено 96 человек, для анализа отобрано 90 результативных анкет (с ответами на все 47 вопросов). Респондентами стали врачи-специалисты по управлению здравоохранением различной базовой специальности и должностного уровня, которые проходили предварительный аттестационный цикл повышения квалификации. Это квалифицированные специалисты с как минимум пятилетним (большинство с более чем десятилетним) опытом после окончания обучения в медицинском вузе, в возрасте от 30 до 62 лет.
Сбор и обработка данных выполнена с соблюдением защиты права участников исследования на анонимность и конфиденциальность.
Анализ последних исследований и публикаций. В Шанхайской Декларации (2016) отмечено, что СГ расширяет права и возможности граждан и способствует их участию в совместных мероприятиях по укреплению здоровья. Однако именно высокий уровень СГ лиц, которые принимают решения и осуществляют инвестиции, способствует реализации намерений влиять на здоровье и его детерминанты, обеспечивать взаимные преимущества и принимать эффективные меры для улучшения здоровья.
Подчеркнуто, что в основе СГ лежит общий и справедливый доступ к качественному образованию и обучению на протяжении всей жизни, и СГ должна стать неотъемлемой частью навыков и знаний, приобретенных в течение жизни (прежде всего в рамках школьной программы). Страны, подписавшие декларацию, выразили готовность:
— признать СГ одной из важнейших детерминант здоровья и осуществить инвестиции в ее развитие;
— развивать, осуществлять и отслеживать секторальные национальные и местные стратегии повышения СГ во всех группах населения и во всех образовательных заведениях;
— повысить уровень контроля гражданами собственного здоровья и его детерминант путем использования потенциала цифровых технологий;
— обеспечить среду, которая способствует здоровому выбору, путем политики ценообразования, прозрачной и четкой информации и маркировки.
Низкая грамотность обычно ассоциируется с плохими последствиями для здоровья, такими как высокая смертность, плохое состояние здоровья и снижение качества жизни. Китайские ученые M. Zheng, H. Jin, N. Shi, C. Duan, D. Wang, X. Yu, X. Li с помощью систематического обзора и мета-анализа (23 исследования в EMBASE, PubMed, Web of Science, Elsevier, Cochrane Library и китайских электронных баз данных) количественно оценили связь между медицинской грамотностью и качеством жизни.
Они пришли к выводу об умеренной степени корреляции грамотности по вопросам здоровья и качества жизни. Для Китая коэффициент корреляции составлял 0,45 (95%). Греческие ученые M. Michou, D.B. Panagiotakos, Ch. Lionis, E. Petelos, V. Costarelli в кросс-секционном исследовании роли СГ в целом и, в частности, по вопросам здорового питания, как прогностических факторов хронических заболеваний у взрослого населения в городах региона Аттики в 2017-2018 гг., обнаружили, что уровень СГ у пациентов с хроническими заболеваниями обычно ниже, чем у здоровых людей.
Работа российских ученых Г. Я. Масленникова (G.Ya. Maslennikov) и Р. Г. Оганова (R.G. Oganov) посвящена роли образовательных программ по повышению СГ. Всего населения и целевых групп: лиц, принимающих решения, больных, специалистов здравоохранения в вопросах профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и их факторов риска.
Стало классическим изучение СГ в восьми европейских странах в рамках European Health Literacy Project 2009-2012 (K. Sørensenetal) по специально разработанному вопроснику. В Украине подобных опросов не осуществляли, что и стало толчком для этого исследования.
Изложение основного материала исследования. Опираясь на провозглашенный еще в 1990-х гг. подход (Freebody and Luke, 1990) для разделения грамотности на три типа ввиду того, что она позволяет делать, D. Nutbeam предложил собственную модель СГ, сфокусированную на результате, с акцентом на отличия между функциональной, интерактивной и критической грамотностью по вопросам здоровья. Считается, что с ростом уровня грамотности постепенно обеспечивается высокая автономность и полномочия индивида.
Первый уровень отражает результат традиционного санитарного просвещения, основанного на простом предоставлении фактической информации о рисках для здоровья и о возможном использовании системы здравоохранения (в личных потребностях, связанных со здоровьем, и в потребностях членов семьи). Эти действия имеют весьма ограниченные цели, направленные на улучшение знаний и соблюдение рекомендаций.
Интерактивная грамотность по вопросам здоровья показывает результат современного подхода, нацеленного на развитие навыков лица в благоприятной среде. Понятно, что подавляющая часть ее будет приводить к индивидуальной выгоде.
Однако подъем до высшего уровня критической грамотности – подтверждает приобретение знаний и навыков, направленных на поддержку не только индивидуальных, но и эффективных социальных и политических действий, что отразится на жизни общества, которое приводит к желаемому результату – сохранению и улучшению здоровья.
В рамках этой парадигмы привлекается передача информации относительно организационных возможностей различных форм активности и развитие навыков для решения проблем, связанных с влиянием на здоровье социальных, экономических и экологических факторов.
Таким образом, лучшее образование по вопросам здоровья направлено на повышение способности индивида и общества влиять на комплекс социально-экономических детерминант здоровья. Этот тип грамотности, очевидно, связан с выгодами для всего населения.
17 глобальных ЦСР должны обеспечить экономический рост и социальную справедливость в мире. Конечно, роль СГ в достижении цели 3 «Крепкое здоровье и благополучие» представляется наиболее значимой. Но притом, что цель 3 является главной, сфокусированной на здравоохранении, по крайней мере, 10 других целей также касаются вопросов здоровья, поэтому достаточно большим является перечень задач по другим целям, в реализации которых невозможно обойтись без повышения уровня СГ.
На международном уровне в целом было согласовано более 50 индикаторов ЦСР для оценки результатов здравоохранения, проксимальных детерминант здоровья или предоставления медицинских услуг.
Существует множество связей между грамотностью по вопросам здоровья и ЦСР, и сферы деятельности, в которых можно начать реализовывать меры, основанные на фактических полученных международным сообществом данных, очевидны.
Закономерно, что едва ли не наибольшие возможности повышения уровня СГ вне сектора здравоохранения – у сектора образования. Несомненна важная роль, которую сектор образования может и должен сыграть в повышении СГ, прежде всего среди детей школьного возраста посредством включения вопросов здоровья в различные сегменты школьной программы (Цели 4 и 5).
Ведь образовательный статус является одной из важнейших детерминант здоровья, обеспечивая не только наличие определенного массива знаний, но и навыков и умений их получения, приобретения способности к анализу и критическому оцениванию информации с последующим изобретением и адекватным выбором направления и механизмов необходимой активности.
Доказано, что взрослые с наибольшим количеством лет формального образования чаще всего участвуют в обучении на протяжении жизни, что влияет на социальное здоровье и СГ, контроль над собственной судьбой и способность справиться с экономическими и социальными потрясениями.
Например, реализация задач Цели 5 «Гендерное равенство», вызванных обеспечить равные возможности для женщин и мужчин быть представленными на высших уровнях принятия решений в политической и общественной жизни.
И расширить доступ населения к услугам по планированию семьи (со снижением уровня подростковой рождаемости), что должны опираться на осведомленность изменений в жизни (здоровья, экономического и социального статуса, образования и карьерных возможностей), связанных с неплановым деторождением, и теми рисками, что несет нежелательная беременность в раннем возрасте.
Вряд ли можно достичь запланированного Украиной снижения к 2030 году почти втрое уровня рождаемости женщин в возрасте 15-19 лет без повышения уровня осведомленности подростков и молодежи (независимо от пола!) по вопросам репродуктивного здоровья и половой жизни, безопасного и рискованного сексуального поведения. И предотвращения нежелательной беременности, физиологии собственного организма, информированности о возможности и месте получения нужного консультирования и помощи.
Сектор труда аналогично может обеспечить такое оснащение/обустройство рабочих мест, чтобы здоровый выбор стал простым (цель 8). Активное государственно-частное партнерство может дать импульс развитию экологически чистого сельского хозяйства и созданию рабочих мест в других сферах на местном уровне. Поэтому очень важно повышать осведомленность о таких моделях для привлечения большего числа людей в эту деятельность.
Повышение СГ, прежде всего по уровням интерактивной и критической грамотности, будет способствовать мобилизации усилий по защите трудовых прав, обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся (задание 8.4), и, соответственно, достижению индикаторов по снижению удельного веса занятых на работах с вредными условиями труда; доли пострадавших от несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день или больше; числа лиц, погибших от несчастных случаев на производстве, и тому подобное.
Задекларированные для Украины задачи по реализации цели 9 также косвенно влияют на возможность повышения уровня СГ украинцев.
Так, задача 9.3 по обеспечению развития научных исследований по разработке и внедрению технологий 6-го и 7-го технологического укладов; 9.4 – по расширению доступа к информационно-коммуникационным технологиям, всеобщего и недорогого доступа к Интернету, особенно в сельской местности, будут способствовать расширению возможности искать и находить необходимую информацию по вопросам здоровья, как рядовыми гражданами, так и специалистами, в частности по совершенствованию технологий распространения и улучшения восприятия таких знаний.
Соблюдение равенства в доступности услуг социальной сферы, предотвращение проявлений дискриминации, в частности в зависимости от места жительства и из-за состояния здоровья (10.2) сложно обеспечить без повышения СГ населения, формирования осознанной потребности в определенных услугах.
Среди индикаторов достижения цели 10 «Сокращение неравенства» и доля сельских домохозяйств, которые страдали из-за необеспеченности населенного пункта своевременными услугами скорой медицинской помощи или из-за отсутствия вблизи жилья медицинского учреждения.
В национальном докладе «Цели устойчивого развития: Украина» подчеркнуто, что жители сел чаще горожан страдают от нехватки возможности получить медицинские, образовательные и другие услуги (которые к тому же значительно уступают по качеству); а с уменьшением размера населенного пункта эти возможности существенно сужаются.
Действительно, 40% сельских домохозяйств страдали от необеспеченности населенного пункта скорой медицинской помощью (городских – 3%), 26% – от отсутствия поблизости жилья медицинского учреждения (городских – 6%). Так, согласно данным социологического исследования, основным источником информации по вопросам здоровья (образа жизни, факторов риска, профилактики и лечения болезней и др.) остаются медицинские работники, роль их доступности очень большая.
В секторе здравоохранения обеспечение государством общего охвата медико-санитарными мерами и лечебными услугами может способствовать более равному доступу к услугам по повышению СГ во всех регионах, независимо от места жительства (цели 3 и 10).
Конечно, с ростом уровня СГ большая доля населения осознает и важность для здоровья (индивидуального и общественного) достижения ряда экологических целей, что делает возможным выживание настоящего и грядущих поколений.
Это задачи в рамках цели 12 «Ответственное потребление и производство», цели 13 «Смягчение последствий изменения климата», цели 14 «Сохранение морских ресурсов» и цели 15 «Защита и восстановление экосистем суши».
Осознание того, что здоровье и собственное существование человечества в целом и своей страны (общины, семьи) зависит от состояния окружающей среды, которое в значительной мере обусловлено антропогенным воздействием, а также понимание экзогенных рисков и опасности бездумного потребления подталкивает людей к поведенческим изменениям, побуждает к поиску знаний и путей для создания более здорового окружения, к общественному контролю над соблюдением защиты окружающей среды.
Социологическое исследование. Европейский инструмент оценивания уровня санитарной грамотности (The European Health Literacy Survey Questionnaire, HLS_EU_Q47), разработанный в рамках проекта по оценке санитарной грамотности в странах Европейского Союза, это анкета из 47 вопросов, ответы на которые позволяют оценить субъективное восприятие трудностей в решении проблем, связанных со здоровьем.
Для оценки предложена шкала из четырех градаций «легко, довольно легко, довольно трудно, трудно». Схематически все вопросы можно поделить на четыре большие подгруппы. Первая группа вопросов относительно возможности поиска и получения информации. Как правило, вопросы такого рода самые легкие для восприятия, значительная часть респондентов из развитых стран, самостоятельно находит нужным, учитывая современное развитие информационных технологий (или получает необходимую информацию у специалистов, к которым имеет хороший доступ).
Следующая ступень касается способности понять полученную информацию, и для определенной части это не всегда легко – как через индивидуальные причины (уровня образованности, разного вещевого развития, знания языка, если речь идет о мигрантах), так и от формулировки и способа передачи такой информации.
Также представлены вопросы, отражающие способность индивидуума к обобщению и анализу полученной информации, оценке ее достоверности, способности составить собственное мнение, отсеять ложные представления.
И, наконец, блок вопросов, характеризующих реализацию основной цели приобретения грамотности по вопросам здоровья — возможности применения собственных знаний и использования навыков для практических действий, активности на пути сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья от уровня семьи, общины до решения проблем общественного здоровья на государственном уровне.
Конечно, любой опрос обычно демонстрирует уменьшение доли респондентов, дающих ответ «легко» в случае перехода к следующему, более сложному, блоку (рисунку).
По нашему мнению, анализируя ответы респондентов в фокус-группе, вполне ожидаемо было бы получить практически единодушную оценку легкого доступа к нужной информации и пониманию, осознанию важности для себя, отсутствия каких-либо трудностей в этих процессах — ведь опрашивали специалистов с высшим медицинским образованием и достаточным опытом работы. Однако не на все вопросы получен ответ «легко».
Так, возникли затруднения по оценке поиска информации о том, «как ваш район может быть лучшим для здоровья вашего и соседей» и «о политических изменениях, которые могут повлиять на здоровье».
В дискуссии после заполнения анкет практически все опрошенные говорили о том, что они не могли оценить степень тяжести именно из-за того, что ни разу не было необходимости в таких действиях. Причем причиной называли скептическое отношение к перспективам собственного участия в реализации улучшения ситуации по месту проживания, а тем более на уровне принятия государственных политических решений.
Даже при условии технически легко осуществляемого доступа к определенной информации, поиск ее, по мнению врачей, они оценивали как напрасно потраченное время, в основном из-за отсутствия веры в то, что политические изменения будут направлены на пользу для общественного здоровья.
Еще одной позицией, с которой возникли проблемы, стал вопрос, легко ли узнать об усилиях по содействию здоровью на рабочем месте. Часть пропустила (не ответила) на этот вопрос, двое сформулировали практически подобную редакцию собственного суждения «легко узнать об отсутствии усилий по содействию здоровью на рабочем месте».
Интересно, что такой на первый взгляд простой вопрос, как «легко ли оценить, когда вам следует обратиться к врачу для осмотра?» вызвал затруднение и стимулировал обсуждение. Часть респондентов сообщила, что иногда уверенность в наличии собственных специальных знаний приводит к замедлению реагирования на проблемы с собственным здоровьем. Или вообще «отодвинуть на потом» в сознании необходимости обращения к коллегам для необходимого осмотра.
При этом было подчеркнуто, что чаще всего такое случалось, когда речь шла об обращении для осмотра по специальности самого респондента, реже – когда проблема носила максимально далекий от специализации опрашиваемого лица характер.
Несмотря на то, что абсолютное большинство врачей не имели трудностей в восприятии и понимании определенной информации, на этих вопросах также в нескольких группах респондентов позже была сфокусирована активная дискуссия. Ведь чрезвычайно важной задачей для специалистов является донесение необходимой информации в понятной доступной форме, но без искажения содержания, избегания двусмысленных трактовок и тому подобное.
Опрошенные приводили примеры имеющихся проблем в коммуникациях, причем не только настаивали на неспособности понимания их слов/предписаний реципиентами информации, но и признавали собственное неумение иногда сформулировать нужное, наглядно проиллюстрировать определенные риски и тому подобное. Практически все понимали потребность в дополнительном обучении и получении навыков и инструментов просветительной работы с пациентами и их близкими.
Характерно, что в ходе осмысления вопросов, которые касались определения собственной способности оценить достоверность и составить собственное мнение об информации, начали появляться и ответы «достаточно трудно» или даже «трудно», особенно, когда это касалось необычной сферы деятельности.
При обсуждении опрошенные жаловались, что трудно прийти к определенному мнению, если имеются две (или и больше!) различные позиции по конкретному вопросу, напечатанные или озвученные авторитетными источниками/лицами. Таким образом, была продемонстрирована недостаточность способности к критическому мышлению.
Чаще всего оценки «довольно сложно» и «трудно» фигурировали в ответах на вопросы вроде «насколько легко / трудно принять участие в мероприятиях, которые улучшают здоровье и благополучие по месту жительства или на рабочем месте?» или « … влиять на условия жизни, которые действуют на ваше здоровье и благополучие?».
Это показало низкую степень осведомленности о потенциальном привлечении к такой важной для общественного здоровья активности, как создание условий для здоровой и безопасной жизнедеятельности на разных уровнях – от местного до национального. И, что естественно из этого следует, также участия в подобной деятельности.
В результате, несмотря на достаточно высокую (выше таковой для рядовых граждан) осведомленность врачей по вопросам здоровья, СГ даже этой группы нельзя назвать полной.
Роль государства в повышении санитарной грамотности является очень важной. Повышение санитарной грамотности может быть достигнуто при помощи предоставления населению информации, эффективной коммуникации и структурного образования. В современном мире по-прежнему подавляющее большинство активности по передаче информации и санитарного просвещения сосредоточено на вопросах здоровья и образа жизни людей.
Существует насущная потребность в разработке, реализации и оценке этих мероприятий для лучшего понимания ситуации, влияния и способности соответствующих действий в сфере детерминант здоровья. Государство может и должно взять на себя решительную руководящую роль в разработке и проведении политики повышения санитарной грамотности посредством выделения надежного финансирования.
А также в организации специальных проектов, осуществлении координации между секторами и регулярными обследованиями для оперативного отслеживания изменений уровня СГ населения (отмечая как успехи, так и недостатки или пробелы, которые остаются).
Повышение и определение уровня СГ особенно важно в более бедных районах. Это поможет предоставить уязвимым категориям населения возможность своевременно и последовательно принимать меры по укреплению здоровья, в частности с целью профилактики острых и хронических заболеваний или же для пропаганды активных лечебных мероприятий.
Укрепление коллективного и репрезентативного процесса принятия решений по вопросам повышения СГ и равноправие в сфере охраны здоровья на всех уровнях будет способствовать действиям в интересах здоровья, как на индивидуальном, так и общественном и национальном уровнях.
Несмотря на то, что некоторые меры по повышению СГ обычно касаются конкретного и узкого контекста, сам процесс их осуществления (прежде всего успешное достижение его результатов) формируется у лиц, ответственных за принятие решений в других секторах. Более глубокое понимание значимости СГ означает не только для здравоохранения, но и для выполнения непосредственных задач их собственных секторов. Это дает толчок совместной секторальной деятельности, что является особенно важным для достижения ЦСР.
Так, распоряжением Кабинета министров Украины от 26.07.2018 № 530-р утвержден Национальный план мероприятий по неинфекционным заболеваниям (НИЗ) для достижения глобальных ЦСЖ.
Один из его разделов посвящен секторальному взаимодействию по повышению уровня информированности и осведомленности населения в отношении профилактики НИЗ, в частности формированию информационной политики по обеспечению общественной поддержки организаций, проведению информационных кампаний для населения об основных факторах риска НИЗ. Это поведенческих, социально-экономических, наследственных, неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных факторов профессиональной среды.
А также разработка образовательных материалов по пропаганде здорового образа жизни и профилактики болезней в учебных программах. В т. ч. современных учебных и методических материалов в учебный процесс для детей, студентов и слушателей последипломного образования. Обеспечение информирования пациентов о факторах риска, их выявление и возможности коррекции на всех уровнях медицинской помощи, осознание необходимости регулярных профилактических обследований и тому подобное.
Предусмотрена разработка образовательных программ и внедрение тематических тренингов для врачей и младших специалистов с медицинским образованием, которые работают на уровне первичной медицинской помощи.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. 1. Роль грамотности по вопросам здоровья (Health Literacy) для реализации Целей устойчивого развития, как в мире, так и в Украине является чрезвычайно важной, способствует расширению прав и возможностей граждан и общин, их привлечению к сотрудничеству в совместных мероприятиях по укреплению здоровья.
Потенциальный вклад повышения уровня санитарной грамотности населения (по всем ее типам – функциональной, интерактивной и критической грамотности) в реализацию задач, связанных со здоровьем, по почти всем целям устойчивого развития в Украине, прежде всего цели 3 «Крепкое здоровье и благополучие», очень весомый.
- Анализ полученных в социологическом исследовании среди врачей данных (ответов на анкету по оценке субъективного восприятия перечисленных респондентами трудностей в решении проблем, связанных со здоровьем, и выступлений во время дальнейшей дискуссии в группе) продемонстрировал наличие конкретных проблем. Прежде всего, в отношении возможности применения собственных знаний и навыков для практических действий.
Также наблюдалось затруднение анализа определенных аспектов полученной информации, оценки ее достоверности, способности составить собственное мнение или отсеять ложные представления. Выявлено отсутствие способности респондентов к критическому мышлению, проявлявшееся в трудностях формирования собственного суждения при необходимости выбора из нескольких различных авторитетных мнений по конкретному вопросу.
Самыми сложными оказались вопросы относительно активности содействия здоровью (по месту работы и жительства, в общине и стране, влияние на условия жизни, которые действуют на здоровье и благополучие, политические изменения на разных уровнях и тому подобное), причем опрошенные сообщали о трудности по всем позициям: от поиска информации к практической деятельности. Важно, что практически все респонденты понимали потребность в дополнительном обучении и получении навыков и инструментов просветительной работы с пациентами и их близкими.
- Государство может и должно взять на себя решительную руководящую роль в разработке и осуществлении политики повышения санитарной грамотности путем выделения надежного финансирования, организации специальных проектов, осуществления координации между секторами и регулярных обследований для оперативного выявления изменений уровня санитарной грамотности населения, что крайне необходимо для достижения Целей устойчивого развития.
Подходы к повышению санитарной грамотности должны быть разными, приспособленными для лучшего восприятия. И, что не менее важно, ориентированными на разные группы людей.
Полезным было бы продолжение социологического исследования по анкете HLS_EU_Q47 в репрезентативной выборке населения Украины, с последующим компаративным анализом полученных результатов и результатов в других странах.
Автор: Н.А. Рынгач, доктор наук по государственному управлению, главный научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: n_ryngach@ukr.net, ORCID 0000-0002-5916-3221
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.