Формирование концепции человеческого развития. Вехой и знаковым событием в изменении самой парадигмы в цивилизации прогресса стало формирование в конце ХХ века концепции человеческого развития. Его критерием стало признаваться не накопление материальных благ, не материальное обогащение, а свобода, права и развитие человека.
И хотя истоки этого философского подхода встречаются еще в трудах древних греков, в частности Аристотеля, мировое осознание того, что именно развитие человека в его интересах и его собственными силами – human development for development by development – является гуманистической целью прогресса, окончательно сформировалось в конце прошлого столетия. Вообще концепция человеческого развития вобрала все социальные достояния античных республик и французской и американской революций.
Дополнение этого фундаментального положения осознанием принципиальной аналогии между человеческим развитием и обеспечением прав человека сопровождалось присоединением, по крайней мере, на уровне деклараций, подавляющего большинства стран (не только ученых, но и чиновников) к этой трактовке сущности прогресса.
Речь идет о гуманности в цивилизации ценностей, о качественно новом понимании прав человека, соотношении прав и свобод отдельной личности с правами и свободами общества.
И в этом контексте приоритетное значение приобретают общественная интеграция, проблемы социального отторжения и маргинализации отдельных групп населения, их адаптация и приобщение к общественной жизни. Масштабное отторжение или даже маргинализация многочисленных групп населения делает невозможным высокий уровень человеческого развития из-за ограниченности формирования (а подавно и реализации) потенциала всего населения.
Именно общественная интеграция – и это очень четко понимали великие французы XVIII века — является залогом, фактором и признаком общественного прогресса. А ее предпосылкой является обеспечение социальной справедливости и равенства всех слоев населения, всех членов общества в доступе к основным социальным благам, в занятости и доходах, возможностях формирования, развития и реализации своего потенциала.
Общественные трансформации ХХ-ХХІ столетий, формирование единого информационного пространства, масштабная межгосударственная миграция, демократизация большинства стран вызвали многократный рост значения общественного доверия.
Демократическая система власти нуждается в значительно более сильной взаимосвязи граждан в интересах всего общества. А это значит высокая степень уязвимости современных демократий к недоверию одних граждан к другим, к властным структурам, к выполнению каждым своих общественных обязанностей.
Следовательно, общество, в котором распространено уклонение от уплаты налогов, получение работодателями выгод от рыночной конъюнктуры (включая конъюнктуру на рынке труда) в сочетании с невыполнением своих социальных обязанностей, в частности по выплате справедливой заработной платы, повышению квалификации своих работников и тому подобное, не может признаваться демократическим.
Противоречие между экономической эффективностью и социальной интеграцией. В этом контексте противоречие (и теоретическое, и практическое) между обеспечением социальной справедливости как непременной предпосылки общественной интеграции, с одной стороны, и эффективности экономики – с другой приобретает чрезвычайное значение.
Причем в краткосрочной перспективе это противоречие практически не разрешается, поскольку расходы по обеспечению справедливого распределения доходов ложатся дополнительным бременем на бизнес и экономику в целом, а значительные масштабы перераспределения доходов отнюдь не мотивируют предпринимателей к получению высоких легальных прибылей.
Более того, тезис о том, что неравенство в распределении доходов является необходимой предпосылкой для высоких темпов роста, распространенный в теории монетаризма, кажется неопровержимым.
Действительно, в отличие от бедняков, которые все свои доходы направляют на текущее потребление, представители состоятельных слоев значительную часть доходов направляют на инвестиции: напрямую или через финансовых агентов – банки, накопительные пенсионные фонды, страховые компании и др. Характерным признаком их поведения является забота о будущем, своем и своих потомков.
Особенно важным и действенным экономическое неравенство считается на первых этапах развития современного демократического общества. Это является психологическим оправданием концентрации богатства у относительно небольшой — примерно 7-10% процентной привилегированной группы населения (процесса, который состоялся, в частности, в Украине).
Поскольку предполагает, что неравенство является необходимостью первых этапов значительных экономических трансформаций (преодоления кризиса, перехода от административно-командной экономики к рыночной и т.п.).
А в долгосрочной перспективе достигнутый (в том числе и благодаря неравенству), высокий уровень экономического развития будет способствовать повышению уровня жизни всех слоев населения, а, следовательно, и преодолению (или, по крайней мере, существенному снижению) бедности в стране.
В отличие от исторического опыта развитых стран, посткоммунистические в значительной степени демонстрируют принципиально иные закономерности: их состоятельные жители не слишком склонны к накоплениям и инвестированию заметной части своих прибылей в национальную экономику.
Однако владельцы значительных капиталов вкладывают средства в предметы роскоши, автомобили и яхты (изготовленные в других странах), драгоценности, недвижимость (прежде всего за рубежом), путешествия; при этом средства очень часто хранятся также в иностранных банках, не превращаясь в источник инвестиций экономики своей страны.
Подобные способы расхода доходов не только не увеличивают производственные ресурсы страны, а наоборот истребляют их. Следовательно, состоятельные не обязательно накапливают (в смысле производственных накоплений) и инвестируют больше других слоев, а, следовательно, стратегия роста, опирающаяся на неравенство в распределении доходов, реально может приводить лишь к консервации имущественных прав и социального статуса экономической и политической элиты в ущерб основной массе населения.
Соответственно указанную стратегию можно квалифицировать как противоречащую целям и человеческого развития, в частности преодолению бедности, и общего экономического прогресса.
А если иметь в виду не кратко-, а долгосрочную перспективу, то экономическая эффективность и социальная справедливость вообще не противоречат друг другу.
Консервация бедности оказывается следствием того, что общество – в лице государства, прежде всего – направляет свои усилия не на создание системы «социальных лифтов», не на содействие привлечению социально отторгнутых слоев к общественной жизни, а на помощь тем, кто попал в такое положение, к тому же в большинстве случаев – сугубо материальную.
На самом деле бедняки не могут перейти к другой социальной жизни, прежде всего из-за отсутствия конкурентной высокооплачиваемой работы. Значительно влияет также невозможность получения кредита с целью дальнейших инвестиций в бизнес, активы (акции, недвижимость и т.д.), образование (собственное и своих детей).
А значит, из-за невозможности снижения своей уязвимости к любым проблемам. Экономическим (кризис, потеря работы и т.д.), демографическим (таким разноплановым, но требующим денег, как серьезная болезнь, рождение ребенка или заключение брака или естественным). Например, наводнение, ураган, разрушающим фактором или, по крайней мере, повреждающим имущество.
Бедные люди не в состоянии распределять риски, поэтому страдают от реализации едва ли не каждого из них. Не имея должной квалификации и доступа к ресурсам, бедные слои лишены возможностей вносить свой вклад в экономический рост. В неравных условиях они входят на рынок труда, оставаясь в таком состоянии на протяжении всей своей трудовой жизни, получая низкие доходы, и в неравных условиях покидают его, имея мизерную пенсию.
Расходы на помощь бедным слоям населения не только ложатся тяжелым бременем на бюджет, важнее то, что бедные слои не в состоянии ни полностью развить свой потенциал, ни его реализовать.
И недополученная общественная выгода, в частности ВВП, из-за неполной реализации своих способностей частью населения является очень значительной — эти потери не компенсируются экономией ресурсов, направленных на преодоление социального отторжения и обеспечение справедливого распределения доходов, и, наконец – общественной интеграции.
Экономический рост и бедность. Прогресс цивилизации определяется не только экономическими тенденциями. Чрезвычайно важным является и то, за счет чего происходит экономический рост, и кто пользуется его результатами, если отдельные небольшие группы, то почти неизбежным является рост неравенства и бедности; если большинство населения, то выгоды получат практически все слои, и плоды экономического роста будут распределены справедливо.
Следовательно, быстрый экономический рост сам по себе не может искоренить неравенство и преодолеть бедность. В то же время масштабная бедность и глубокое неравенство крайне негативно влияют на возможности экономического роста. Следствием низкого уровня жизни бедных слоев часто становятся болезненность и низкий уровень образования.
Это бесспорно снижает их экономическую активность, что негативно влияет на совокупный трудовой потенциал страны, а, следовательно, вызывает замедление темпов экономического роста в целом.
Поэтому политика преодоления бедности способствует не только улучшению положения бедных слоев населения, но и росту экономики в целом. Нельзя пренебрегать и тем, что повышение доходов бедных слоев населения влечет повышение спроса на товары национального производства, тогда как представители состоятельных слоев чаще ориентируются на импорт или вообще покупают значительную часть одежды, обуви и т.д. за рубежом.
Следовательно, именно рост спроса со стороны бедных слоев больше всего стимулирует развитие национальной экономики, что, в свою очередь вызывает рост спроса на рабочую силу.
И, наконец, более справедливое распределение доходов вследствие снижения бедности является весомым стимулом (и материальным, и психологическим) расширения участия всех слоев населения в экономическом развитии. Тогда как усиление неравенства и масштабная бедность грозят стать деструктивной силой в отношении экономического прогресса, будет провоцировать социальное напряжение и вызывать противодействие преобразованиям со стороны тех, кто потерял надежду на улучшение собственной судьбы.
Кстати, чаще всего такое активное деструктивное поведение характерно для образованных лиц, которые не имели возможности себя реализовать. Во-первых, они обычно имеют большие надежды на лучшую судьбу, и поэтому острее реагируют на их крах, а во-вторых, образование, получение которого требовало определенных усилий, добавляет решимости к действиям в отношении молодых людей.
Последствия чрезмерного социального неравенства. Высокий уровень неравенства и бедности вызывают социальное напряжение и социальные конфликты, ухудшение криминальной ситуации в обществе.
Их следствием является (даже без формирования политической нестабильности) увеличение экономических рисков и снижение инвестиционной привлекательности страны (или отдельного региона), что в конечном итоге неизбежно замедляет темпы экономического роста. Улаживание социальных конфликтов и достижение равновесия в обществе неизбежно потребует дополнительных ресурсов, что будет снижать общую эффективность экономической системы.
Однако неравенство является фактором не только криминализации общества, аналогичная связь наблюдается и между неравенством и коррупцией. Неравное распределение доходов и богатства может подтолкнуть определенные группы с высокими доходами к вмешательству в политику и государственное управление.
В частности, значительная концентрация ресурсов и доходов позволяет направлять определенную их часть на взятки высокопоставленным чиновникам и использовать их возможности в собственных экономических интересах. Такое сращивание богатства с властью явно не способствует ни гармоничному развитию общества, ни высоким темпам экономического роста, поскольку дает преференции отдельным составляющим экономики за счет других.
Преференции могут предоставлять либо через непосредственное бюджетное финансирование, либо через различные налоговые привилегии. В тот или иной способ такая несправедливость предопределяет экономические (а затем и социальные) конфликты. Многочисленные исследования показывают, что их острота прямо пропорциональна степени неравенства.
Наличие каких-либо экономических преференций (а тех, что вызваны неравенством, и подавно) противоречит принципам свободной конкуренции, существенно усложняет доступ на рынок новым игрокам, заставляет и их прибегать к противозаконным действиям.
В то же время такая практика является чрезвычайно мощным стимулом для правящей элиты стараться во что бы, то ни стало сохранить свои позиции. Таким образом, экономическое неравенство и отсутствие социальной интеграции в целом препятствуют демократическим преобразованиям.
Стоит обратить внимание и на то, что крайние формы неравенства вызывают ослабление легитимности и коррозии политических институтов. Так, расхождения в доходах и предоставленных отдельным группам населения возможностях часто отражают неравенство в сфере политической власти. Уязвимые слои (бедные, крестьяне, женщины) остаются таковыми в значительной степени из-за слабого политического влияния на государственные решения, а слабое влияние определяется, прежде всего, их уязвимостью.
Выполнение политическими институтами функций консервации несправедливых разногласий, защиты интересов представителей элиты и игнорирования ими проблем расширения возможностей развития уязвимых слоев, в частности путем создания системы социальных лифтов, почти неизбежно препятствует развитию демократии и создает предпосылки для коллапса государства.
Опираясь на результаты многочисленных международных сравнений, можно прийти к выводу о том, что именно чрезмерное необоснованное неравенство и является важным фактором фактической утраты признаков государственности странами, которые пытаются осуществить или даже осуществляют демократизацию.
Следует подчеркнуть также и то, что неравенство по доходам часто вызывает макроэкономическую нестабильность: значительное неравенство населения является фактором бедности и, соответственно, масштабного вторичного перераспределения доходов через социальные трансферты. Масштабные социальные трансферты обуславливают высокие бюджетные расходы, а, следовательно, и бюджетный дефицит, необходимость покрытия которого провоцирует инфляцию.
Инфляция значительно сильнее влияет на доходы более бедных слоев населения, что провоцирует усиление неравенства, вынося его на новый виток спирали. Круг замкнулся.
Крупномасштабное социальное отторжение как альтернатива социальной интеграции. Альтернативой общественной интеграции являются массовые проявления социального отторжения. Вследствие как экономических, так и ментальных (на современном этапе развития земной цивилизации законодательные преграды практически не встречаются) ограничений полноценной деятельности отдельных групп населения.
В стране, которой присущи общий низкий уровень жизни населения в сочетании с высокой степенью экономического расслоения, неизбежно масштабное социальное отторжение.
Это явление является проявлением прямого нарушения базовых прав человека – на качественное образование, медицинские услуги и хорошее здоровье, приемлемый уровень жизни, на касание к культуре, защиту своих интересов и в целом на участие в экономической, социальной, культурной, политической жизни — и признаком низкого уровня человеческого развития в стране.
Оно заключается в том, что отдельные люди, группы или целые сообщества страдают от ряда взаимосвязанных проблем, таких как безработица, низкая квалификация, низкий уровень доходов, плохие условия жизни, высокий уровень преступности, распад семей и тому подобное.
Осознание значения социального отторжения, затруднительного положения отторгнутых групп/индивидов является ключевым для оценки экономических, социальных и культурных процессов, социальной стратификации и структуризации общественного сознания.
При этом социальное отторжение и социальное вовлечение трактуются в соответствии с концепцией человеческого развития, то есть сквозь призму свободы выбора и ответственности за сделанный выбор относительно приобретения адекватного образования, поддержания своего здоровья, получения адекватных доходов, необходимых для обеспечения приемлемого уровня жизни.
Следовательно, социальное отторжение является следствием распространения в обществе определенных ограничений прав отдельных личностей или целых групп населения, далеко не всегда формализованных. Социальное отторжение в подавляющей степени является следствием процессов, выталкивающих определенные личности на социальную обочину, препятствующих их полному участию в социальных, экономических, культурных и политических процессах.
Бедность, отсутствие базовой компетентности и возможностей обучения на протяжении жизни или дискриминация могут повлечь не просто их неконкурентоспособность на рынке труда, но и фактически отлучить их от занятости и надлежащих доходов, препятствовать получению социальной помощи и интеграции в общественную, в частности общественную жизнь.
Не имея реального влияния на властные решения, жертвы социального отторжения часто чувствуют бессилие и в отношении собственных решений, что могут коснуться жизни.
В процессе социального отторжения определенные группы населения систематически попадают в невыгодные условия из-за дискриминации по их этнической, расовой, религиозной, кастовой принадлежности или сексуальной ориентации, происхождению, полу, возрасту (периоду жизни), нетрудоспособности, наличию ВИЧ-инфекции, статусу мигранта или месту жительства.
Дискриминация происходит как из-за наличия определенных политических ограничений (законодательно или нормативно определенные условия доступа к медицинским и образовательным услугам, участия в политических процессах и т.п.), так и вследствие распространенных в обществе предубеждений в отношении отдельных групп населения.
Типичным примером первого вида является ограничение прав нелегальных мигрантов, разнообразных бездомных. Они не могут получать социальную помощь, хотя очевидно в ней нуждаются, имеют проблемы с медицинским обслуживанием, трудоустройством, обучением детей. Пример второго вида — ограничение любых контактов с ВИЧ / СПИД-инфицированными, представителями отдельных наций, например ромов.
Социальное отторжение также может быть результатом неблагоприятного переплетения обстоятельств, каждое из которых само по себе не вызывает таких последствий и даже не направлено на это. Например, переезды в другой город связаны со сменой работы. Ни одно из этих явлений не может считаться фактором социального отторжения. Но если не удалось найти общий язык с новыми коллегами и соседями, одиночество становится признаком отторжения.
Обычно исследования социального отторжения осуществляют по следующим направлениям: уровень доходов, доступность необходимых товаров длительного пользования, образования, медицинского обслуживания, пригодность жилья, возможность участия в рынке труда.
Если высокий уровень человеческого развития рассматривается как конечная цель прогресса, то преодоление/предотвращение крупномасштабных социальных отторжений, максимальное участие отторгнутых личностей (групп) является средством достижения этой цели.
Социальное вовлечение и предотвращение социального отторжения способствует человеческому развитию, причем эти процессы должны сочетать политические решения и трансформации с изменением массовой психологии и общественного сознания.
Недооценка экономической значимости общественной интеграции и человеческого развития в значительной мере является следствием общей бедности страны, отсутствия реальных возможностей обеспечения всему населению достойного уровня жизни. Доминирование первичных потребностей над вторичными, более высокими в смысле цивилизации, в масштабах страны трансформируется в приоритетность преодоления инфляции, уменьшение бюджетного дефицита и роста ВВП.
А на уровне психологии населения – в акцентировании внимания на наличии работы, стабильного дохода и опасениях экономического спада. Не способствовал улучшению ситуации и глобальный экономический кризис, в частности связанные с ним падение доходов населения и бюджета, рост безработицы, особенно в малых монофункциональных городах.
Соответственно и основное внимание при определении и измерении социального отторжения в Украине пока уделяют экономическим аспектам. Это низкому уровню потребления и дохода (монетарной бедности); ограниченному доступу к общественным механизмам повышения благосостояния (в частности невыигрышной позиции на рынке труда); преимущественно пассивному типу взаимодействия с обществом или невозможности для отдельных групп (социальных, региональных и т.п.) принимать полноценное участие в общественной жизни.
Отторжение при этом рассматривается как результат структурных изменений, таких как длительная безработица, дерегуляция рынка труда, усиление миграционных процессов и процессов социальной фрагментации, углубление бедности, дискриминации, ухудшение состояния здоровья, ослабление роли института семьи и тому подобное.
А в целом социальное отторжение связано с неспособностью отдельного лица (группы) принимать полноценное участие во всем разнообразии общественного бытия, то есть является многомерной категорией, аккумулирующей различные проявления экономических, социальных, культурных и политических отторжений. К сожалению, эти отдельные проявления обычно не ослабляют, а усиливают друг друга, формируя много аспектные отторжения, то есть маргинализацию.
Да, алкоголизм является причиной потери связей с обществом, ограничения возможности работать и получать доход и т. д. И наоборот – безработица, которая вызывает потерю социального статуса, часто является причиной алкоголизма. Социальное отторжение обычно связано с бедностью, что, в свою очередь, приводит к потере гражданских прав.
Человеку, который ведет ежедневную борьбу за физическое выживание, просто некогда интересоваться общественной, политической или культурной жизнью общества. С другой стороны, отсутствие возможностей политического влияния целой группы почти неизбежно приводит к игнорированию его интересов, в частности экономических.
В целом, если представители отдельной общественной группы (в меньшей степени отдельный индивид) чувствуют – обоснованно или нет, – что остальные не в состоянии понять их позицию по определенным важным вопросам и, соответственно, не способны учесть ее при принятии решения, эта группа считает себя отторгнутой от общественной жизни.
Принципиальное значение приобретает осознание того, что социально отторгнутые слои по большей части не считают своей обязанностью соблюдение общих правил жизни, в частности общения. Отсюда вытекают постоянные угрозы конфликтов, которые при определенных условиях – масштабности или остроты отторжения – становятся практически неизбежными.
И едва ли не единственным их предохранителем является развитое гражданское общество, которое дает возможность всем группам и членам общества найти средства донесения своей позиции до большинства или до власти. Именно в рамках гражданского общества есть реальные возможности любого объединения групп и индивидов по демографическим, социальным или географическим признакам.
К сожалению, в Украине, где эффективное гражданское общество еще далеко не сформировано, а подавляющая часть объединенных акций населения осуществляется под влиянием политических событий и (или) политических лидеров, трудно рассчитывать на действенные процессы социального привлечения или противодействия социальному отторжению.
Измерения и проявления социального неравенства и социального отторжения. Социальное отторжение имеет как объективные, так и субъективные измерения и проявления. В частности, объективным отторжением является долговременная безработица, которая влечет потерю доходов, а, следовательно, и возможности вести традиционный для себя образ жизни. Субъективно это воспринимается как потеря социального статуса, часто друзей и вообще социальных контактов.
Тем не менее, следует отметить, что далеко не всегда субъективные и объективные признаки отторжения совпадают – то, что одни люди воспринимают чрезвычайно остро и от чего они явно страдают, другие могут воспринимать как временные неурядицы.
И, как и в случае с соотношением субъективной и объективной бедности, субъективные признаки социального отторжения часто имеют гораздо более острые последствия. Преодолеть их можно только путем общественной (государственной) опеки, но опекунство так или иначе является альтернативой свободе, и представители этих уязвимых групп должны выбирать между свободой выбора и государственным патронажем.
Отдельно следует обратить внимание на т. н. «добровольное отторжение или самоотторжение», которое возникает вследствие сознательных или полусознательных действий самого лица, направленного на его отстранение от общественных потребностей.
Таким образом, социальное отторжение является многоплановой, комплексной категорией. Его изучение должно дополнять традиционные исследования бедности, поскольку оба эти явления свидетельствуют о потере человеческих ресурсов, возможностей и жизненных шансов, что недопустимо с позиции социальной справедливости и подрывает возможности устойчивого экономического роста в будущем.
Представляется, что социальное отторжение отражает частичное или полное изъятие лица (группы) из социальной структуры общества и общественных процессов, является следствием имеющихся (нормативных или психологических) препятствий для обыгрывания ими общественно значимой роли.
В эту категорию попадают не только представители т. н. низших ступеней общества, а все, чья жизнь определяется степенью безразличия и жесткостью контроля со стороны других групп общества, а не личным выбором. Необходимые для них блага формируются по остаточному принципу, а интересы учитывают лишь, если их дальнейшее игнорирование угрожает существованию общества.
Современная трактовка социального неравенства как альтернативы общественной интеграции предполагает выход за пределы чисто экономических параметров – выделяется неравенство экономическое, социальное, политическое и этнокультурное. Соответственно основными критериями стратификации общества принято считать политический потенциал, отражающийся в объеме властных и управленческих функций.
А также экономический потенциал, отражающий масштабы концентрации ресурсов и собственности, доходов и, в конце концов, уровень жизни в целом; социально-культурный потенциал, аккумулирующий уровень и качество образования и квалификации, профессионализм и способность адаптироваться к быстрым общественным сдвигам, особенности образа и качества жизни; аккумулируются указанные расхождения концентрированным признаком социального статуса.
В то же время они подвергаются значительно более высоким рискам различных лишений. Вообще риск отстранения отдельных групп населения от общественной жизни в наибольшей степени присущ жителям отдаленных населенных пунктов, преимущественно в горных регионах, представителям некоторых национальных меньшинств, отдельным группам иммигрантов, лицам без постоянного места жительства.
Этому способствует и отсутствие развитого гражданского общества. В результате недостаточно образованные группы не могут взять под надлежащий контроль деятельность местных органов власти и вообще местную ситуацию.
Отдельные группы населения могут страдать от конкретного вида неравенства вследствие ограничения своих прав, но самые острые проявления имеет их комбинация. Именно вследствие кумулятивного воздействия формируются такие крайне негативные и угрожающие национальной безопасности явления, как отстранение отдельных групп населения от общественной жизни, поляризация и маргинализация общества.
Далеко не все проявления неравенства могут быть подтверждены и измерены с помощью статистических данных, полученных из сплошных или даже выборочных наблюдений.
В ряде случаев неравенство может быть оценено исключительно с помощью экспертов или вообще только качественно очерчено. В частности, это касается проявлений этнокультурного и политического неравенства, выделения т. н. добровольного отстранения и разграничения последствий государственной политики, общественных стереотипов и поведения отдельных индивидов (групп населения).
Наиболее очевидным проявлением экономического неравенства является неравенство по доходам, которое закономерно отражается в наличии бедных и богатых слоев населения, бедных и богатых стран. Результаты многочисленных международных сравнений свидетельствуют, что, несмотря на все усилия, и международных структур, и правительств наиболее развитых государств мира, не только не удается преодолеть пропасть между богатыми и бедными странами, а наоборот, она становится все глубже.
Неравенство по доходам может вызывать (и обычно вызывает) неравенство доступа к основным социальным благам (качественному медицинскому обслуживанию, качественному образованию, комфортному жилью), к ресурсам (финансовым, в частности кредитам, земельным и т.д.), к реализации своих основных прав в целом (права на здоровье, на жизнь, на безопасность). Но в то же время и само неравенство по доходам является следствием других видов и проявлений неравенства.
Так, отсутствие возможностей получения качественного образования обрекает детей из бедных семей на бедствия в своей уже взрослой жизни. Ведь даже в Украине, где значительная часть населения с высшим образованием работает не по специальности или на рабочих местах, не требующих высокой квалификации, с 1999 года наблюдается устойчивая прямая связь между уровнем образования и уровнем доходов.
В полной мере это касается и неравенства по продолжительности жизни вследствие невозможности (нежелания) вести здоровый образ жизни, иметь доступ к качественным медицинским услугам, жить в чистой среде. Совершенно очевидно, что дети из бедных семей сталкиваются с более высоким риском преждевременной смерти или болезни и имеют более низкие шансы реализовать свой потенциал.
Обычно люди с высокими доходами живут дольше бедных, и в то же время только хорошее здоровье является фундаментом надлежащей экономической конкурентоспособности. Следовательно, как правило, неравенство фактически отождествляется с неравенством в формировании и реализации человеческого капитала, неравенством в возможностях человеческого развития.
Следует отметить, что общий скептицизм относительно реальности экономических и социальных прав, это соотношение индивидуальных и групповых прав, в частности культурных, языковых, религиозных, политических.
А также отсутствие ясности относительно механизма использования „прав человека” в программных документах все еще препятствуют практическому использованию идей и принципов человеческого развития, их взаимодействия с правами человека в национальных стратегических документах, включая украинские.
И хотя в Украине, например, приняты национальные цели развития тысячелетия, периодически готовятся национальные отчеты по человеческому развитию, определенные в этих документах цели, приоритеты и задачи слишком слабо согласуются с правительственными программами развития.
Самой большой проблемой является, как представляется, недооценка властями чисто гуманитарных составляющих прогресса, что в значительной мере обусловлено постоянным недостатком бюджетных средств и многочисленными экономическими проблемами, присущими бедной стране с высокими социальными обязательствами.
Причины рисков социального отторжения. Основными причинами рисков социального отторжения в Украине является нехватка стабильной и достойно оплачиваемой работы; слабое развитие инфраструктуры для людей с физическими ограничениями и для пожилых людей.
В частности сферы услуг – в том числе информационно-культурных, которые обеспечивали бы возможности общения; ненадлежащие жилищные условия; распространенность алкогольной зависимости и социально обусловленных болезней; недостаточная эффективность и недостаточное финансирование социальных программ.
Современная система социальной защиты в Украине страдает недостатками, присущими бедной стране с социалистической доктриной. Власть стремится оказать помощь слишком широкому кругу своих граждан, что далеко выходит за пределы финансовых возможностей государства, а непосредственные социальные выплаты (в случае страховых событий или в форме государственной социальной помощи) очень низкие и не предотвращают бедности.
Недопустимо высокое соотношение разнообразных трансфертных выплат с заработной платой противодействует установкам населения на активную экономическую деятельность и провоцирует иждивенческие настроения в обществе еще в больших масштабах, чем это было во времена СССР.
Влияние слишком частых выборов спровоцировало гиперболизацию государственных социальных обязательств из-за постоянного заигрывания с получателями различных социальных трансфертов, что, в конечном итоге, повлекло люмпенизацию социальной политики в целом. Это, бесспорно, перегружает бюджет социальными трансфертами и формирует четкие наставления населения на минимальные – и по времени, и по интенсивности – трудовые усилия, противодействует детенизации доходов и занятости.
Непосредственными последствиями такой политики являются чрезмерное расслоение общества, низкие стандарты оплаты труда и распространение бедности даже среди работающих лиц.
Непоследовательность политических решений и бесконечные избирательные гонки представляют серьезную угрозу для финансовой состоятельности и устойчивости системы социальной защиты, в частности относительно ее возможностей противодействия социальному отторжению и маргинализации многочисленных групп населения.
К тому же доктрина социальной защиты в Украине практически не выходит за пределы традиционной пассивной поддержки доходов нуждающихся. В результате вместо помощи этим слоям в преодолении бедности происходит ее консервация, создаются предпосылки для формирования хронической и наследственной бедности.
Мировой опыт доказывает, что сокращение бедности и социального отторжения может быть достигнуто только благодаря активной социальной политике. Активная политика выходит за рамки предоставления денежной помощи бедным, она сфокусирована на содействии в преодолении препятствий в получении работы путем профессиональной подготовки, обеспечения ухода за детьми, подбором вакансий.
Активная политика социального включения направлена на лучшую интеграцию услуг, предоставляемых нуждающимся, а также на перестройку отношений между клиентами и поставщиками услуг социальной поддержки таким образом, чтобы сделать их партнерами в совместном проекте с взаимными обязательствами по сотрудничеству в реабилитационном процессе.
Еще одним ключевым элементом является перенос акцента с выплаты денежной помощи на устранение препятствий в доступе к работе, то есть преодоление бедности и социального исключения путем привлечения к занятости.
Этот постулат как нельзя лучше соответствует принципиальному положению концепции человеческого развития о том, что в центре внимания должно быть не только постоянное предоставление нуждающимся слоям материальной помощи, но и стимулирование развития этих людей. Повышение их роли в обществе, расширение возможностей выбора образа жизни, возможностей принятия решений относительно своей судьбы с одновременным усилением ответственности за принятые решения и их выполнение.
Как процесс роста человеческих возможностей и расширения человеческой свободы человеческое развитие должно основываться на участии каждого члена общества и приносить пользу всем гражданам. Для Украины это особенно актуально, ведь наше государство до сих пор не занимается популяризацией самообеспечивающего поведения населения, направленного на повышение собственного благосостояния собственными усилиями.
Есть еще одно очень важное для Украины направление активной политики социального включения – консолидация общества – краеугольный камень формирования социального капитала. Социальный капитал, в отличие от физического капитала, который имеет количественное измерение, и человеческого капитала, который включает в себя способности и навыки людей, заключается в отношениях между людьми.
В советский период социальная сплоченность обеспечивалась мощной идеологической пропагандой, обязательным трудоустройством всех лиц в трудоспособном возрасте и уравниловкой в оплате труда, жестким регулированием цен, бесплатными (для пользователей) услугами образования и здравоохранения и другими услугами, которые финансировались из государственного бюджета и общественных фондов.
Переход к рыночной экономике сопровождался ухудшением экономической ситуации и уровня жизни большинства населения, ростом бедности и неравенства. Даже в условиях экономического роста 2000-2008 гг. неравенство продолжало углубляться, поскольку самые большие выгоды получили самые богатые слои населения. Нынешний финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал слабость социальной политики и необходимость фундаментальных реформ в экономике и обществе.
Выводы и рекомендации для политики. Провозглашенный в Украине курс на развитие социально ориентированной рыночной экономики объективно предопределяет необходимость обеспечения устойчивого человеческого развития как главной задачи государственной социальной политики и критерия общественного прогресса страны, наиболее мощного фактора динамичного экономического роста в современном мире.
Идеалы человеческого развития и прогресс в их достижении должны стать объединяющей национальной идеей, на которой будет базироваться конкурентоспособность Украины в глобальном мире.
Первоочередной задачей является фактическое воплощение стратегии человеческого развития, предусматривающей интеграцию демографической политики, политики в области здравоохранения и образования, политики занятости и доходов, социальной защиты, регионального развития при активном участии всех субъектов социального диалога и членов общества.
Усилия по социальному вовлечению, обеспечению социальной солидарности и достижению интеграции общества предусматривают 3 этапа:
— определение контингентов (численности и состава) социально отторгнутых;
— оценку причин отторжения и имеющихся препятствий к привлечению;
— формирование необходимых политических и психологических изменений.
Социальное привлечение, так или иначе, предполагает существенные трансформации господствующих в обществе моральных норм. Такие изменения в основном недостижимы на протяжении жизни одного поколения, поскольку моральные стереотипы человека крайне трудно поддаются изменениям, и скорее можно предотвратить перенос социальных предубеждений предыдущих поколений на последующие, что предопределяет неизбежность длительности этого процесса.
Чрезвычайно важным является формирование общественного доверия, поскольку без этого невозможно распутать сложный клубок взаимных моральных обязанностей, которые должно контролировать демократическое общество. Стабильная система постоянно воспроизводимых взаимных обязательств власти и населения, власти и бизнеса, бизнеса и населения является фундаментом действий, необходимых для формирования общественного доверия.
Подводя итоги, стоит упомянуть тезис Ч. Тейлора о том, что демократия является великой философией интеграции, поскольку означает не что иное, как власть народа, осуществляемую самим народом и в его интересах. В отличие от предыдущих, даже самых демократических эпох, сегодня категория «народ» объединяет всех без исключения членов общества, что открывает широкие перспективы самой интегрирующей политике в истории человечества.
Автор: Е.М. Либанова, академик НАН Украины, директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.