26.03.2020 – ЭП поговорила с лидерами отраслей и отдельных направлений бизнеса, которые больше всего пострадают от карантина и с представителями рынков, которые в краткосрочной перспективе могут даже выиграть от таких событий. Какие убытки понесут первые и как чувствуют себя другие – читайте в нашем опросе.
Кто больше всего/меньше всего пострадал
Как отмечают в бизнес-ассоциациях, оцифровать потенциальные убытки в связи с пандемией фактически невозможно из-за сложности прогнозирования потенциальных масштабов распространения вируса в Украине.
«Мы однозначно говорим о падении экономики даже с учетом принятых государством мер для поддержки бизнеса. Согласно опросу участников СУП, украинский бизнес ожидает падения квартальной выручки в среднем на 30-35%», – сообщили ЭП в Союзе украинских предпринимателей.
В Союзе называют такие последствия финансового кризиса:
во-первых, разрыв цепочек поставок и приостановка производства;
во-вторых, безвозвратная потеря доходов и вероятное банкротство малого и среднего бизнеса вследствие прекращения деятельности на неопределенный период;
в-третьих, отмена заказов на промышленные товары, отказ от заключения новых сделок, отмена поставок по уже заключенным договорам;
в-четвертых, потеря работы для неоформленных работников (в частности, в сфере обслуживания).
Больше всего пострадают сферы бизнеса, на деятельность которых накладываются непосредственные ограничения в связи с введением карантинных мероприятий:
развлекательно-культурные учреждения (театры, кинотеатры, выставки, различные развлекательные мероприятия, фитнес-клубы и др.) — от полной остановки до спада выручки на 50-80%;
гостинично-ресторанный бизнес – ситуация почти аналогичная, поскольку вводится ограничение на скопление людей. Согласно решению правительства допускается только приготовление пищи и доставка заказчику;
туристические услуги – абсолютное падение в период карантина в связи с закрытием границ и межобластного сообщения в пределах Украины;
сфера предоставления косметологических услуг — уже ощутили спад посетителей более чем на 50%.
В зоне риска: пассажирские перевозки, страхование, строительство, негосударственные образовательные учреждения и тому подобное.
В то же время, не понесет существенных убытков торговля продуктами питания, медикаментами, средствами гигиены, интернет-торговля и доставка товаров потребителю.
Европейская бизнес ассоциация запустила так называемую direct line для сбора запросов и проблем компаний.
В основном сообщения компаний касаются снижения налоговой и административной нагрузки, изменений некоторых таможенных процедур, запросов относительно ограничений импортных и экспортных операций и неприменения штрафов за нарушения вследствие форс-мажорных обстоятельств.
В частности, компании беспокоятся относительно возможных нарушений сроков проведения платежей и подачи отчетности.
Авиакомпании
Авиакомпании в мире одними из первых ощутили на себе удар коронавируса. Сокращены рейсы, возмещение билетов, сокращение персонала – сейчас это переживает каждый представитель рынка.
По расчетам международной консалтинговой компании «Авиационный центр САРА», пандемия по коронавирусу может привести к банкротству большинства авиакомпаний во всем мире к концу мая. Для украинских авиаперевозчиков такой вариант также не исключен.
Авиакомпания МАУ, которая за сутки до закрытия границ от иностранцев в разы повысила цены на свои билеты, уже успела посчитать примерные потери от коронавируса. По оценкам перевозчика, убытки составят около 35% от ожидаемых доходов компании за первый квартал текущего года.
«Предварительно оценили убытки — минус 35% ожидаемых доходов за квартал в сравнении с бюджетом», – заявили в пресс-службе.
Учитывая и без того сложное положение МАУ в последние годы, нынешний кризис точно не добавляет компании баллов. Впрочем, с проблемами столкнулся не только крупнейший отечественный перевозчик.
Ежедневно убытки несет и компания SkyUp, которая в последние дни занимается эвакуацией туристов родной Join UP!. Речь идет о более 12 тысячах человек, застрявших в Египте. Представитель компании сообщил ЭП, что сейчас все силы брошены на возвращение украинцев домой, а подсчетом убытков планируют заняться впоследствии. Но уже сейчас счет идет на десятки миллионов.
Туризм
Обычно авиаперевозчики и компании, которые задействованы в сфере туризма первыми страдают во время кризиса. По словам исполнительного директора Ассоциации индустрии гостеприимства Анны Романовой, ущерб для глобальной индустрии уже достигает более 50 млрд. долларов, но цифра постоянно меняется.
Относительно Украины, то на заведения размещения приходится 3 млрд. долларов, на заведения питания – почти 1 миллиард, еще 5 млрд. – на транспорт.
«Убытки от карантина и пандемии для туристической индустрии Украины, по моим подсчетам, оцениваются почти в 1 млрд. долларов. И эта цифра будет увеличиваться, если карантин будет пролонгирован», – считает Романова.
Экономика Украины хоть и не настолько привязана к въездному туризму, но если карантин затянется, то убытки для индустрии могут достигать 3-5 млрд. долларов. Примерно 80% заведений сферы гостеприимства – это предприятия малого бизнеса, Фопы, которые могут не пережить этот карантин.
«Пока что рано говорить об убытках, которые будут понесены в результате введения карантина, но точно можно прогнозировать, что они будут беспрецедентно высокими. Объемы продаж очень сократились. Это касается не только туроператора Join UP!, но всех компаний отрасли по всему миру», — заявили ЭП представители туроператора Join UP!
Рестораны
По данным исследования компании Poster, продажи заведений общественного питания в Украине с 12 по 15 марта 2020 года сократились в среднем на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлой недели. На выходных 14-15 марта этот показатель просел на целых 36%.
Продажи резко снизились не только в столице (на 24% за четыре дня по сравнению с аналогичным периодом прошлой недели), но и во всех крупнейших областных центрах. Так, в Львове показатель просел в среднем на 23%, в Харькове – на 20%, в Одессе и Днепре – на 24%.
«Уже сейчас ясно, что карантин из-за пандемии короновируса вызовет один из крупнейших кризисов в сфере HoReCa в Украине за последние годы», – констатирует сооснователь CEO компании по автоматизации заведений Poster Родион Ерошек.
По оценкам эксперта в ресторанном бизнесе Ольги Насоновой, глобальные потери в ресторанном бизнесе из-за коронавируса могут составить 50% и даже больше. Большинство персонала потеряет работу.
По словам владельца киевских ресторанов («Прага», «Монтека и Капулетти», Игоря Тынного, Caribbean Club), нынешняя ситуация – это миллион безработных только в Киеве (речь идет не только о ресторанах).
«У бизнеса даже не подумали спросить, что ему нужно, чтобы выжить. Уж явно не освобождение от земельного налога», – отмечает он.
«Логично я понимаю, что мне нужно прямо сейчас уволить 600 человек, потому что эпидемия и карантинные меры – это надолго. Если не уволить сейчас 600 человек, весь бизнес разорится через два месяца и придется уволить 1000 и выйдет ли снова открыться после окончания карантина», – добавляет Тынный.
Много заведений, деятельность которых официально прекращена, пытаются срочно переориентироваться на доставку. Те, кто не успел сделать этого раньше, становятся в очередь на подключение к сервисам типа Glovo или Uber Eats, кто организовывает свою доставку, превращая официантов во временных курьеров.
По такой модели работают сети «Семья ресторанов Димы Борисова» и Холдинг эмоций !Fest. Макдональд в Украине осуществляет заказ через доставку или МакДрайв.
Форматы заведений, которые раньше, в принципе, не работали с доставкой – бары, пабы, кофейни, заведения с караоке, кальянные – также борются за гостей: много кто предлагает акции и скидки за самовывоз блюд и напитков.
Часть рестораторов предпочитает подождать несколько дней, прежде чем принимать какие-то решения о новом формате работы. «Мы пока ждем. Хочется понять реальные потребности людей во время карантина. Что-то подсказывает мне, что и доставка работать не будет. Сидя дома с гречкой, я не заказываю доставку еды из супермаркета – да, из аптеки – да, а вот из ресторана – под вопросом», – говорит ресторатор, основатель пабов «Кеды искусствоведа» Денис Жаткин.
«Пока мы работаем с сервисами доставки, но при тех затратах и по той комиссии – это ущерб для нашего заведения. Если и будем делать доставку, то будем рассматривать альтернативные варианты», – добавил он.
«В моем районе сейчас практически ничего нельзя отбить на доставке: большинство клиентов, которые пользовались доставкой, заказывали еду в офис, теперь же их всех перевели на удаленный режим», – констатирует основатель гастропаба «Голый Шеф» в Днепре Артем Таранов.
Сейчас рестораторы пытаются договориться с арендодателями об отсрочке платежей.
«На уплату аренды обычно идет минимум 10-15% выручки ресторана. Закрытый ресторан не может выполнять обязательства по этим платежам. Очень важно, чтобы на то время, пока учреждения будут находиться «в анабиозе», арендодатели вошли в их положение и не начали за спиной отдавать помещения другим компаниям», – отмечает ресторатор Дмитрий Борисов.
По его словам, если карантин продлится обещанные несколько недель и за это время будет решен вопрос, связанный с распространением эпидемии, тогда, оптимизировав процессы, большая часть компаний сможет в течение полугода-года восстановиться.
Торгово-развлекательные центры
Крупные торговые центры фактически тоже минимум на несколько недель остались без заработков.
«Пока неизвестно, как быстро арендаторы смогут вернуться к работе. Именно их платежи составляют основной доход торговых центров. У арендаторов фактически не будет доходов с продаж весенней коллекции. Оценить убытки очень трудно. Сейчас у нас работает только «Сильпо» и аптеки, – сообщил ЭП управляющий директор ТРЦ Dream Town Роман Емец.
В ТРЦ «Гулливер» уменьшили в 2,5 раза количество сотрудников клининга на объекте, выключили системы вентиляции и кондиционирования на площадях торговой галереи и медиа фасада (17 тыс. кв. метров).
«Сегодня только первые дни карантина, мы лишь разобрались во всех деталях. Однако наши подрядные организации, которые обслуживают объект (лифты, противопожарные системы, инженерные сети) пошли нам на встречу и сократили расходы почти на 50%», – говорит пиар-директор многофункционального комплекса Gulliver Татьяна Атаджанова.
В ТРЦ работало около 250 арендаторов, от малого бизнеса до крупных сетей, такие группы как LPP (Mahito, Cropp, House, Rezerved), Inditex (Massimo Dutti, Zara Home, Oyshe) и другие.
«Убытки торгово-развлекательных центров на период карантина оцениваются минимум в 250-300 млн. грн. Это все из-за нулевой посещаемости и простоя, необходимости выплачивать коммунальные платежи и зарплату.
Многие ритейлеры обращаются к управляющим компаниям и просят отсрочить платежи за аренду, что заставляет обращаться к внутренним ресурсам для погашений всех расходов», – объясняет эксперт рынка недвижимости Виктория Берещак.
Кинотеатры
Кинотеатры в Украине начали закрываться одними из первых после выявления первых больных на коронавирус. Сейчас в Украине существует около 200 кинотеатров и в целом около 600 залов.
Как сообщила сеть кинотеатров Multiplex, в индустрии кинотеатров в Украине под угрозой сокращения находятся более 2,5 тысячи человек. По словам исполнительного директора сети Multiplex Романа Романчука, до 100% сотрудников кинотеатров и 75% сотрудников офиса будут находиться в отпуске «за свой счет» или будут сокращены.
«Остальные 25% сотрудников офиса будут несколько дней находиться на пониженной ставке», – заявил он.
Романчук обратился к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой организовать выдачу беспроцентных кредитов предприятиям сроком на шесть месяцев для обеспечения фонда заработной платы. По его словам, это позволит бизнесу сохранить рабочие места для сотрудников.
Руководитель сети добавил, что ежедневные финансовые потери компании составляют около 1 млн. грн., а финансовые убытки сектора составят около 80 млн. грн. в месяц.
Совладелец сети «Планета Кино» Дмитрий Деркач в свою очередь заявил, что убытки компании составят десятки миллионов гривен. «Если говорить о выручке, которую мы недополучим из-за закрытия кинотеатров и переноса премьер многих фильмов, то она составит более 100 миллионов гривен», — сообщил Деркач.
«Планета Кино» переведет предприятие на простой и будет выплачивать своим 700 сотрудникам 2/3 зарплаты до конца марта. Компания оставляет другие обязательные платежи, без которых не сможет существовать.
По словам Деркача, наибольшей статьей расходов являются арендные платежи. «К счастью, почти со всеми арендодателями и поставщиками удалось договориться. Многие отнеслись с пониманием», – сообщил он.
Ивент-индустрия
Еще одна сфера услуг, которая не скоро оправится, и где много крупных компаний было вынуждены поставить бизнес на «стоп».
«Естественно, в большей степени это коснулось сферы интертеймента. С запретом массовых мероприятий стало невозможным проведение концертов, спектаклей, форумов и даже демонстраций фильмов. Сотни руководителей отправили сотрудников домой «за свой счет» и вынуждены оперативно пересматривать бюджеты», – говорит основатель и CEO билетного сервиса karabas.com Максим Плахтий.
Вряд ли у кого в данный момент есть понимание, как будет дальше, добавляет он.
«Концертная индустрия полностью остановлена. Музыканты отменяют туры, фестивали, переносят даты на осень, отменен даже такой популярный телевизионный конкурс, как Евровидение. Покупательная способность упала где-то на 70%. Люди просто не знают, что будет дальше», – отмечает Плахтий.
По его словам, сейчас невозможно давать оценку потерь для всей индустрии, но думаю, они будут колоссальными.
«Чтобы полностью восстановиться ей понадобится не менее 2-х лет. Но многое будет зависеть и от того, как быстро мы справимся с коронавирусом, и сколько продлится карантин», – отмечает Плахтий.
Почтовые операторы
16 марта «Новая почта» закрыла часть своих отделений и ввела дополнительные меры безопасности: дезинфекцию, линию безопасности очереди через 1 метр, первичный осмотр работников с измерением температуры и некоторые другие мероприятия.
В связи с тем, что часть торгово-развлекательных центров в Украине полностью закрывается и к ним не будет доступа, ЧП временно перенаправляет весь груз и посылки из отделений, которые расположены в закрытых заведениях, в ближайшие отделения.
В ТРЦ, где есть продуктовые магазины, аптеки и к которым есть доступ, отделения работают в штатном режиме. С 18 марта «Новая почта» отменяет плату за хранение посылок клиентов до 3 апреля.
В «Укрпочте» утверждают, что имеют запас прочности и готовы к кризису.
«Резервы у нас есть, хотя мы понимаем, что дополнительные расходы будут. Сейчас мы сосредоточились на том, чтобы обеспечить работников средствами защиты, доставить их на рабочие места и организовать бесперебойную работу по доставке пенсий и денежных выплат для почти 5 млн. наших клиентов, особенно пенсионеров и социально незащищенных слоев», – сообщил ЭП руководитель компании Игорь Смелянский.
По его словам, несмотря на прекращение пассажирского сообщения, «Укрпочта» продолжает принимать платежи, посылки на экспорт, импорт и внутри страны.
Точные оценки относительно динамики объемов почтовых пересылок компании пока сложно дать – на подсчет нужно больше времени. «Пока объемы экспорта нас радуют», – подчеркнул Смелянский.
Банки
Некоторое время после объявления пандемии банки работали в штатном режиме, а позже ввели дополнительные профилактические мероприятия.
«Все меры банков, в том числе перерывы, направленные на ограничение физических контактов для недопущения распространения вирусной инфекции. Это никак не связано с состоянием банковской системы», — объясняла накануне замглавы НБУ Екатерина Рожкова.
Главным для банков было услышать позицию Нацбанка. Регулятор дал. В НБУ отмечают, что банковская система сейчас стабильно работает, и банки не испытывают нехватки ликвидности. «Да, есть банки, в которых ликвидность уменьшилась. Но это незначительная доля, там учреждения, о которых вы вероятно никогда не слышали», – говорит собеседник ЭП в НБУ.
«Чтобы поддержать банковский сектор, Национальный банк отменил целый ряд мероприятий, начиная от проверок банков и заканчивая стресс-тестированиями. Все эти меры мы откладываем на потом. Также НБУ смягчил некоторые нормативные и регулятивные требования к банкам.
Мы ежедневно мониторим ситуацию в банковском секторе и готовы к дальнейшим шагам по смягчению регулятивных требований к банкам. Это касается как нормативов ликвидности, так и нормативов капитала» – отмечал ранее замглавы НБУ Олег Чурий.
В общем, регулятор рекомендует банкам снизить тарифы на дистанционные и безналичные услуги, перевести предоставление услуг в дистанционный режим, насколько это возможно, и проводить разъяснительную работу с клиентами.
По данным НБУ, за 5 рабочих дней общий спрос на валюту составил 2,1 миллиарда долларов: большая часть была выкуплена украинскими компаниями, население выкупило 300 миллионов долларов валюты, нерезиденты – только 8 миллионов.
Председатель правления «Ощадбанка» Андрей Пышный призвал всех, в том числе пожилых людей, платить коммунальные платежи онлайн.
«Альфа-Банк» с 17 марта приостановил работу 45 отделений по всей стране и прекратил продавать и выдавать клиентам наличную валюту.
«Приватбанк» прекратил обмен наличной валюты в кассах. Другие банки тоже прибегают к подобным мерам.
АЗС
Сети АЗС хоть и попали в перечень заведений, которые продолжат работать во время карантина, но все равно готовятся к потерям. О каких суммах может идти речь? Пока ответа на этот вопрос участники топливного рынка не имеют.
«Сейчас мы бы не хотели говорить об «убытках», поскольку вопрос не в экономическом кризисе – вопрос в противодействии распространению вируса», – заявили в компании WOG.
Примерно такой же ответ ЭП получила от представителя ОККО. «Любые прогнозы по убыткам пока делать мы не готовы», — отметили в компании.
«Компания работает над тем, чтобы наладить безопасную работу в новых условиях, как для сотрудников, так и для клиентов. На сегодня все АЗС и магазины работают в штатном режиме – круглосуточно и без выходных.
Рестораны A la minute, Pasta Mia и кафе (все эти заведения находятся на территории автозаправочных комплексов) на период карантина с 17 марта, перешли в режим «еда и напитки с собой», – сообщили в ОККО.
В компании прогнозируют, что продажи на всех АЗС из-за карантина будут падать, причем не на проценты, а в несколько раз.
«Если говорить об ожиданиях бизнеса, то, прежде всего, мы надеемся на открытую и понятную коммуникацию власти. Кроме того, ожидаем от руководителей страны прозрачных и адекватных решений. Например, введение кредитных каникул на время карантина и других решений для поддержания бизнеса», – подытожили в WOG.
Частные лаборатории
Как не странно, но из-за карантина вынуждены будут снизить свои доходы частные лаборатории. В компании «Синэво» считают, что в течение года рынок частной лабораторной диагностики может сократиться на 1,5-2 млрд. грн. и это если не учитывать еще возможные колебания курса гривны.
«Потери в марте-мае могут быть достаточно серьезными и могут составить до 200 млн. грн. недополученной выручки. Вследствие этого влияние карантина на прибыльность компании может быть гораздо более существенным, вплоть до получения убытков в краткосрочном периоде», – считает коммерческий директор «Синэво» Николай Скавронский.
Сейчас компания рассматривает несколько сценариев развития событий, но склоняется к пессимистическому варианту.
«В этом случае потери именно от карантина выглядят уже не столь критично по сравнению с возможными суммарными потерями в масштабах года, которые могут достигнуть до 500 млн. грн. недополученной выручки», – добавил он.
Логистические службы
Логистическая система страны стоит перед вызовом, успеть доставить все вовремя в условиях карантина.
«Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на перевозки предметов первой необходимости, то есть на товары пищевой промышленности и бытовой химии. Однако одновременно мы наблюдаем и уменьшение количества товаров из отраслей, в настоящее время подвергшихся замедлению», — заявили в компании «Рабен Украина».
Сейчас логистические процессы в компании, в частности и доставка на распределительные центры и в магазины, осуществляются по плану.
«Хотя по решению национальных правительств отдельных стран границы закрываются для иностранцев, они остаются открытыми для перемещения товаров. Но из-за более жесткого контроля на пунктах пропуска на границе можно ожидать задержек», – пояснили в пресс-службе.
Накануне в Гостаможслужбе заверили, что перебоев в поставке продуктов на полки супермаркетов не будет – фуры с товарами курсируют между странами без преград».
Супермаркеты
Торговые сети сейчас живут в условиях ажиотажного спроса. Все сделали дополнительные заказы товаров, чтобы избежать пустых полок в период карантина. Ажиотаж есть в первую очередь на крупы, масло, питьевую воду, консервы, а также предметы гигиены, маски и дезинфицирующие средства.
Из-за этого отдельные компании уже начинают вводить ограничения. Так, с 18 марта сеть магазинов «АТБ» ввела ограничения на продажу товаров в одни руки.
Вместе с тем, в сетях уверяют, что дефицита не испытывают.
«Товар в достаточном количестве находится на складах магазинов и в распределительном центре. Дефицит наблюдается по некоторым товарам, которые мы импортируем из Италии, но у нас есть аналогичный товар других производителей», – отметили в пресс-службе Novus.
«Ситуация с товарным запасом и поставками на сегодняшний день вполне контролируемая. Наша оптовая бизнес-модель помогает нам обеспечивать постоянный уровень товарного запаса на 30 дней регулярных продаж.
Учитывая повышенный спрос, мы сделали дополнительные заказы товара, поставки которого поступят во все наши торговые точки в течение недели. В частности, это такие категории товара как крупы, рис, сахар, масло, масло, питьевая вода, маски и дезинфицирующие средства», – отметила коммерческий директор «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» Елена Вдовиченко.
Сейчас товарный запас является достаточным, однако собеседники ЭП на рынке допускают, что в связи с очередями на таможенно-пограничных пунктах из-за дополнительных проверок всех водителей грузового транспорта могут возникнуть задержки в поставках импортного товара.
Учитывая повышенный спрос на товары среди покупателей, которые делают закупки на месяц-два вперед, производственные мощности поставщиков так же имеют свои ограничения. Торговые сети рассматривают альтернативные источники поставок, на которые можно оперативно переключиться для бесперебойного обеспечения товарного запаса.
Минэкономики в свою очередь пообещало следить за наличием продуктов в магазинах и за ценами на них.
Алексей Дорошенко, основатель и директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, считает, что много заработать торговым сетям в 2020 году не удастся, даже, несмотря на ажиотажный спрос.
Да, выручка в марте и апреле может быть больше, но в разрезе года нет, потому что потом потребители будут вынуждены использовать закупленные запасы и, соответственно, спрос упадет на определенные категории товаров.
Кроме того, эксперт прогнозирует снижение покупательной способности из-за того, что экономического кризиса не избежать, а это, соответственно, скажется и на доходах супермаркетов и производителей пищевой продукции.
Аптеки
Аптеки, как и супермаркеты, тоже столкнулись с ажиотажным наплывом покупателей. С полок начали исчезать спирт, глицерин, антисептики, противовирусные и жаропонижающие средства. Продажи противовирусных препаратов с 1 по 16 марта выросли почти в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Высокий спрос на маски наблюдался в феврале, а в начале марта пошел на спад, однако объявление общенационального карантина 11 марта вызвало панику и новую волну спроса на маски.
Продажи медицинских масок выросли более чем в 30 раз в денежном выражении. В последние дни наблюдается снижение объемов продаж медицинских масок. Это в большей степени связано с дефицитом этого товара, чем со снижением спроса.
Из-за повышенного спроса на медицинский спирт, в связи с распространением коронавируса, ГП «Укрспирт» запустил работу дополнительно 4-х заводов.
Сервисы доставки еды
В условиях пандемии и отговорок МИНЗДРАВА от выхода на улицу, одним из самых прибыльных бизнесов становится доставка еды. Сейчас сервисы доставки работают с усиленными мерами предосторожности для курьеров и побуждают клиентов расплачиваться в безналичной форме.
Сервис доставки Raketa констатирует общий рост по заказам на 20%, и прогнозирует дальнейший рост. Также, в связи с закрытием ресторанов, как можно больше заведений пытаются полностью перейти на доставку.
«Планировалось подключение аптек и магазинов, но сейчас очень сильно увеличился поток ресторанов на заказ. После новости о том, что их закрывают, они все к нам ринулись, и очень просят, чтобы мы их скорее добавили», – сообщает PR-менеджер Raketa Сергей Колосков.
Также сервис увеличил радиус доставки (с 2,5 километров между рестораном и клиентом «по воздуху» до 3,5), подстраиваясь под спальные районы, где не так много учреждений как в центре.
В компании сообщают, что пока бесконтактной доставкой пользуется несколько процентов пользователей, однако бывают случаи, когда клиенты у дверей оставляют чаевые для курьера и записку с просьбой оставить еду на входе.
Бизнес доставка еды сейчас переживает «жаркие» времена, поэтому о какой-то специальной поддержке от государства не задумываются. «Нам сейчас главное успевать обрабатывать поток заказов. По курьерам мы успеваем и есть запас, куда мы можем расти, а вот по ресторанам – главное успеть добавить всех желающих», – комментирует Колосков.
Величайший сервис доставки продуктов из супермаркетов Zakaz.ua перегружен и в столице, и в регионах, и принимает заказы на несколько дней вперед.
«После решения Кабмина от 11 марта количество заказов онлайн через сайт и приложение компании выросло на 80%. В первые дни отмечалась нехватка товаров на полках магазинов. В общем ритейлерам удалось быстро отреагировать на увеличение спроса, они обеспечили наличие самых популярных продуктов на полках в кратчайшие сроки», – сообщили агентству Интерфакс-Украина в компании.
Чаще всего покупатели в этот период заказывали туалетную бумагу, бумажные полотенца, антисептики, воду, крупы и молочные продукты, масло, соль. Время пребывания посетителей на платформах выросло на 2 минуты – с 3 мин 17 сек, до 5 мин 19 сек.
Международный сервис курьерской доставки товаров Glovo отмечает увеличение заказов в категориях «Аптеки» и «Супермаркеты». Значительно вырос и средний чек заказа в этих категориях. В категории «Рестораны», среди пользователей сохраняют популярность заведения, которые продолжают готовить исключительно для доставки.
«Несмотря на новости в медиапространстве и ситуацию в стране, увеличивается количество заказов совершенных через приложение», – сообщает компания в ответ на запрос ЭП.
Также сервис прогнозирует увеличение количества заказов в ближайшие несколько недель.
Мобильные операторы
У мобильных операторов наблюдается незначительный рост объема потребления услуг, и это не касается интернет-трафика. «Использование мобильного трафика не изменилось. Использование фиксированного трафика (услуги «Домашний Интернет») увеличилось в среднем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца. Такой рост нагрузки не является существенным», – сообщили ЭП в «Киевстар».
В lifecell аналогичные показатели, но существенно вырос голосовой трафик. «Последние дни наблюдается заметный рост голосового трафика, например, за предыдущие сутки он вырос на 46%, что касается дата-трафика – рост незначительный, очевидно, обусловлен тем, что люди находятся дома и пользуются преимущественно Wi-Fi», – отметили в пресс-службе мобильного оператора.
«Ожидаем дальнейшего роста голосового трафика и увеличения пользования онлайн сервисами», — отметили в lifecell. Среди рисков долгосрочного карантина в компании называют несоблюдение сроков поставок оборудования.
Финтех
Как отмечает СЕО системы онлайн-платежей EasyPay Алексей Авраменко, карантин введен недавно, поэтому рано делать выводы о перераспределении денежных потоков.
По его словам, лидером платежей за период 10-16 марта, как и за аналогичный период в феврале, была оплата коммуналки в терминале и на сайте, пополнение карт наличными (cash2card), а также пополнение мобильного, оплата услуг телевидения и Интернет-провайдеров.
При этом в марте несколько категорий показали резкий скачок. Так, категория «товары по каталогу» выросла на 17,45% (10-16 марта против 10-16 февраля). Также выросли категории «Игры» (+22%), «Периодика» (+57,14%) и «Денежные переводы» (+ 600%).
Ожидаемо упали все категории, связанные с туризмом и путешествиями. Например, падение в категории «транспортные билеты» (оплата и пополнение е-билетов, покупка билетов на междугородние и международные автобусные рейсы, а также поезда) составило -19.32%.
«Есть небольшое увеличение доходности категории «онлайн-магазины». Интересно, что общее число транзакций в этой категории уменьшилось на 1,48%, но средний чек категории вырос с 375 грн. в период 10-16 февраля до 470 грн. в период 10-16 марта. Я уверен, что цифры в конце месяца будут более интересными «, – отметил Авраменко.
ТВ и медиасервисы
В медиагруппе «1+1» сообщили, что атипичное вещание стало заметным только в течение последних 3-4 дней – то есть, после того, как закрылись учебные заведения и компании начали отправлять своих сотрудников на дистанционную работу.
«Что мы заметили за эти дни? Во-первых, значительный рост телепросмотров по Киеву: вчерашний телепросмотр (за 17 марта) до вторника на прошлой неделе увеличился на 27%. В целом по Украине в среднем телепросмотр вырос на 15%. Это относительно линейного телевидения», – объяснил ЭП генеральный директор «1+1 медиа» Ярослав Пахольчук.
«Во-вторых, от 15% до 20% выросло потребление контента на ОТТ-платформах. Часть провайдеров не были готовы к такому прыжку, и некоторые платформы даже имели техническую перегрузку», — отметил он.
«В-третьих, значительно возросло потребление контента на наших новостных платформах – ТСН и УНИАН – посещаемость этих сайтов увеличилась примерно на 30%», – добавил медиаменеджер.
Медиа-индустрия, которая базируется главным образом на доходах от рекламы, первой страдает при коллизиях или колебаниях в экономике.
По словам Пахольчука, рекламодатели ситуативно начинают пересматривать свои бюджеты, то есть частично переносить их на более разные периоды. О сокращении речь пока не идет, – подчеркнул он.
«Если карантин продлится до 3 апреля, то речь идет не об убытках, а о ситуативном переносе рекламных бюджетов на другие периоды. Возможны частичные колебания, но они будут незначительные. Пока что наполненность рекламой наших ресурсов уменьшилась на 10-15%. Это отклонение мы оцениваем как ситуативное. Если карантин будет продлен на апрель и связанные с ними меры продлятся более месяца, то это повлияет очень серьезно и на нас, и на индустрию, и на экономику страны в целом», – заявил Пахольчук.
Один из крупнейших в Восточной Европе медиасервисов MEGOGO потенциально может увеличить свою аудиторию из-за карантина, но опасается последствий экономического кризиса.
«Предполагаем, что динамика доходов может стать более позитивной чем, например, в другое время, когда большинство проводит свое время вне дома. Но любые позитивные изменения под угрозой из-за экономической ситуации, которая усугубляется с каждым днем», – сообщил Экономической правде директор по маркетингу и стратегии медиасервиса MEGOGO Иван Шестаков.
По его словам, за последние несколько дней количество новых пользователей несущественно выросло. Статистические данные показывают, что существующие пользователи стали смотреть продукты медиасервиса больше и дольше – в среднем на 22%.
«Например, в будние дни трафик сравнялся с исходным. Ранее такой динамики мы не наблюдали»,– рассказал Шестаков.
В MEGOGO ожидают от государства послабления процесса налогообложения и защиту интересов тех, кто не может сейчас вести операционную деятельность и все же вынужден платить арендную плату и осуществлять другие платежи.
«Это особенно касается поддержки малого и среднего бизнеса, ведь сейчас сам факт их существования под угрозой», – комментирует менеджер.
Онлайн-образование
По словам СЕО и основателя международного EdTech-маркетплейса Preply.com Кирилла Бигая, популярность онлайн-обучения в условиях национального карантина растет с каждым днем.
«Сотни новых репетиторов и студентов присоединились к нашей платформе. В некоторых регионах трафик на сайте увеличился втрое, если сравнивать со статистикой января. Поток запросов на онлайн-обучение только растет: к нам обращаются, как и репетиторы, чьи языковые школы закрылись из-за карантина, так и непосредственно профессионалы, которые перешли на удаленный режим работы. Они поддерживают занятость, и изучение иностранных языков, для них это главный стимул», – добавил он.
Агро
Дальнейшее распространение COVID-19 может повлечь подорожание логистических цепей во всем мире, однако вряд ли это скажется на количественном экспорте сырья из Украины.
«Когда страны вводят ограничения карантинными дополнительными функциями, это замедляет торговлю между ними: некоторые страны требуют отстоя кораблей и проверки экипажа, проведения карантинных мероприятий. Эти меры, безусловно, скажутся на скорости и соответственно стоимости торговых операций», – объясняет ЭП президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев.
По мнению эксперта, цены на товары сельхозпроизводителей внутри страны будут снижаться, из-за удорожания логистических цепей.
«Например, когда судно прибудет в порт выгрузки и его оставят на 10-14 дней на карантин, то продавцу – это будет дополнительно стоить от 200 до 400 тыс. долларов. Соответственно подорожание такого рода спровоцирует снижение закупочных цен. Это то, что может в ближайшее время состояться в Украине», – утверждает президент УЗА.
Менеджмент аграрных компаний в течение нескольких недель воспринимает кризис не как прогноз, а как данность, что соответствует оценке состояния экономики на политическом уровне во многих европейских странах. Ухудшение ценовой конъюнктуры, усложненный доступ к финансовым ресурсам, проблемы с логистикой являются очевидными вызовами.
Пессимистические ожидания у президента ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алекса Лисситсы.
«Украинский аграрный экспорт является значительной частью всего украинского экспорта – более 20 млрд. долларов ежегодно, и поэтому даже падение на 10%, 15% или 20% может составить до минуса 4 млрд. долларов валютных поступлений в государственную казну. А это довольно существенный показатель для нашей слабой экономики», – считает он.
Оценить последствия пандемии коронавируса для аграрных компаний и экспортеров сельхозпродукции пока никто не берется из-за отсутствия данных. Ситуация меняется очень быстро.
Металлургия
В горно-металлургической компании «Метинвест» уверяют, что по состоянию на 17 марта предприятия работают в штатном режиме и говорить о возможных убытках рано.
«Наша стратегия в борьбе с вирусом – сократить количество контактов там, где это возможно, и совместными усилиями исключить риск инфицирования сотрудников», – заявили в пресс-службе «Метинвеста» Экономической правде.
В то же время с 17 марта сотрудники группы компаний, которые могут работать удаленно, остаются дома до 3 апреля.
Отмечается, что компания готовилась к отраслевому кризису, и, начиная с 2019 года, внедрила ряд мер, чтобы снизить влияние кризиса на свою деятельность.
В период кризиса «Метинвест» считает необходимым для государства ввести мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок на предприятиях; обеспечить бесперебойную работу портов на прием и отправку; обеспечить бесперебойное внутреннее и внешнее перемещение грузов; не закрывать морские и речные пункты пропуска через границу.
Кроме того, холдинг просит обеспечить грузовое железнодорожное сообщение с международными пограничными переходами; включить представителей крупного бизнеса в государственный оперативный штаб, обеспечить быструю коммуникацию с промышленными предприятиями и обеспечить автоматическое возмещение НДС крупным налогоплательщикам.
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.