31.10.2018 – О том, какие вызовы встали перед публичным акционерным обществом «Укрпочта» – одним из крупнейших украинских предприятий-поставщиков качественных современных услуг, «Правительственный курьер» расспрашивает его генерального директора Игоря Смелянского.
Интервью с украинским предпринимателем совладельцем компании «Новая почта» Вячеславом Климовым
– Игорь, объясните, действительно ли с 1 января 2019 года «Укрпочта» не будет доставлять пенсии?
– Доставка пенсий – довольно острый вопрос, от которого зависит формат дальнейшей работы компании. По сути, это вопрос о том, останется в Укрпочте 11,5 тысячи отделений или 4,3 тысячи.
На сегодня 45% украинских пенсионеров получают пенсии через «Укрпочту». Мы доставляем тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в почтовое или банковское отделение, живет в сельской местности, где нет ничего, кроме почты. Сеть банковских офисов сокращается. С 2017-го было закрыто 827 филиалов банков, в этом году – уже более 700. Причина – экономически не выгодно работать в селах.
Отделения «Укрпочты» – не исключение. В среднем каждое из них ежемесячно терпит убытки почти на 3 тысячи гривен. Одна из главных причин убыточности – доставка пенсий по тарифам ниже себестоимости. На каждой доставке теряем 19 гривен.
Уникальная ситуация: большинство почт мира получают субсидии от государства на содержание неприбыльной сети. «Укрпочта» же не может не то что получить субсидии, а покрыть собственные расходы.
Во избежание такой ситуации, еще в ноябре прошлого года Министерство инфраструктуры и экономического развития и торговли согласовали новый тариф и обратились за согласованием в Министерство социальной политики и Пенсионного фонда. С тех пор ничего не изменилось: 17 наших обращений до сих пор без ответа. Тариф остается неизменным с 2004 года, мы предоставляем услуги по тарифам 14-летней давности. Актуализация пенсионного тарифа не заложена и в проект госбюджета на 2019г.
Пенсионный фонд не сделал этого даже после встречи с президентом Петром Порошенко, где была отмечена необходимость сохранения уникальной сети «Укрпочты». Поэтому больше обращений не будет. Мы подготовили антикризисный план, который введем с 1 ноября, если тариф не будет принят. Это означает, что «Укрпочта» вынуждена, будет оптимизировать сеть в селах, выстроенную под доставку пенсий. С 1 января 2019 года не будем доставлять пенсии, закроем 5-7 тысяч стационарных отделений, освободим часть административного и производственного персонала.
Компания сосредоточится на построении почтово-логистического и финансового бизнеса в городах, а также там, где это целесообразно и прибыльно. Универсальные услуги по-прежнему будем предоставлять во всей стране.
– Вызывает критику реализация проекта на Черниговщине по передвижным отделениям. Не вовремя доставляется периодика, наблюдаются ожидания машины, новые почтальоны, не знающие села.
– По поводу ожиданий почтовой бригады отмечу, что машина приезжает по графику, заранее доведенному до сведения жителей села. Отклонения от графика бывают. Иногда эти задержки – следствие саботажа на местах, когда работники, которые увольняются, не передают карточки доставки печатных изданий и тому подобное. Но со временем все исправляем.
Встречаются замечания, что раньше почта работала в деревне пять дней, а теперь мобильная бригада приезжает раз в неделю. Поэтому подчеркиваю: количество рабочих часов отделений связи не уменьшаем. Мобильное отделение работает не меньшее количество часов, чем стационарное.
Частота рабочих дней передвижного отделения напрямую зависит от количества жителей. В среднем она рассчитывается из норматива: до 500 жителей – раз в неделю, 500-1200 – дважды, 1200-2000 – трижды в неделю.
Аргументы относительно наших и не наших почтальонов, которые не знают улиц или местных жителей, после первого месяца их работы не актуальны.
– Представители журналистского сообщества констатируют падение тиражей подписки в Черниговской области и связывают это именно с заменой стационарных отделений на передвижные.
– Не думаю, что ответ настолько однозначен. Украина, как и другие страны, переживает тенденцию падения тиражей печатных изданий. Со всем уважением к коллегам должен отметить, что клиент выбирает товар, голосуя за него рублем. Некоторые разгосударствленные издания оказались не готовыми к реалиям рынка.
Передвижные отделения как совершали, так и будут осуществлять подписку, прессу как доставляли, так и будут доставлять. Поэтому читателям нет необходимости отказываться от периодики. Возникает ощущение, что некоторые издания делают себе медвежью услугу и, паникуя, вызывают именно то следствие, которого больше всего боятся. Разъяснить, рассказать, донести информацию из первоисточника всегда полезнее, чем разгонять панику.
– Однако в падении тиражей печатных изданий не последнюю роль играет поднятие «Укрпочтой» тарифов на подписку и доставку периодики.
– «Укрпочта», выполняя функции национального почтового оператора, не получает из бюджета никаких дотаций. Повышение тарифов на эту услугу – шаг экономически необходим. Изменение тарифов должно обеспечить минимальную рентабельность предоставления услуги. За пять лет предприятие уже просубсидировало периодические издания на сумму около 500 миллионов гривен (разница между себестоимостью и тем, что получено за доставку).
Мы неоднократно обращались в СМИ относительно использования европейской модели поддержки печатных изданий. Это происходит путем предоставления прямых субсидий от государства печатным изданиям или предоставления адресных субсидий почтовым операторам, что позволяет компенсировать рост расходов и держать тариф на одном уровне, как это, например, происходит во Франции. Но пока я, ни разу не слышал активных обращений в Верховную Раду или правительство от СМИ с этим предложением.
– Вы закрываете отделения связи, несмотря на то, что многие из них арендуете за гривну, и утверждаете, что автомобили с бригадами экономически выгоднее.
– Во-первых, в структуре наших расходов 75% занимает фонд оплаты труда. Поэтому даже льготная аренда не может спасти убыточные отделения. Почтовое отделение в селе в среднем дает около 8 тысяч гривен дохода ежемесячно и имеет 11 тысяч гривен расходов (заработная плата с начислениями, аренда, коммунальные услуги и тому подобное). При этом более 70% отделений нашей сети расположены именно в сельской местности.
Во-вторых, основное отличие заключается в том, что вместо 15 работников на 0,1–0,3 ставки отныне трое осуществляют те же функции на условиях полной занятости.
Для сравнения: зарплата начальника стационарного отделения на 0,25 ставки составляет 931 гривну, зарплата (базовая, к премиям) начальника передвижного отделения – 6500. Учитывая демографическую ситуацию, средний возраст почтальонов и эмиграцию в селе, где 300 жителей, найти замену почтальону, который работает за 500-600 гривен и, к примеру, выходит на пенсию или едет к детям в город, почти невозможно.
В-третьих, Украина не отличается в плане тенденций сектора почтовых услуг от других стран. Демографическая ситуация, падение объемов переписки и подписки из-за перехода на цифровые средства не дают оснований надеяться на увеличение их объемов. При условии, что объемы падают, а расходы на топливо и заработную плату растут, долго просуществовать не сможем.
Передвижные отделения позволяют сохранить стопроцентное присутствие в селах, и сделать его прибыльным, без привлечения государственных средств.
Учитывая расстояния, которые почтальоны преодолевают пешком или на велосипеде (что, кстати, запрещено зимой), мы пересаживаем их на авто. Это открывает возможности предоставлять новые услуги. Например, почтальон не понесет чайник или утюг 15 км, чтобы доставить заказчику, а на автомобиле можем довезти товары даже в самые отдаленные села.
Внедряя сложный и затратный проект за собственный счет «Укрпочта», собирая на себя негатив (отчасти от непонимания, иногда по другим причинам), пытается не только сохранить собственную сеть и 100-процентное присутствие на всей территории страны, но и обеспечить гражданам предоставление полного спектра услуг и организовать надлежащие условия труда собственным работникам.
— Однако в СМИ неоднократно появлялась информация, что многие ваши сотрудники не воспринимают эту реформу.
– Оказалось, что не всем нужна полная занятость и ставка почтальона – более 4 тысяч гривен. Иногда удобнее работать по несколько часов 1-2 дня в неделю, получать 300 или 500 гривен, содержать огород, хозяйство, относиться к работе как к месту, где лежит трудовая книжка, и сетовать на низкую зарплату и на то, что руководство не ценит человеческий труд.
Ценит. Поэтому и повышаем зарплату, обеспечиваем полную нагрузку, пересаживаем на авто, устанавливаем компьютеры. Если человек не хочет работать полную неделю и получать полную ставку, вряд ли стоит говорить, что в этом виноват проект.
Блокирование же работы представителями определенной политической партии вообще считаю лишенным логики. Ведь жаловаться на неудовлетворительное качество доставки и блокировать отделение связи или почтовый автомобиль, мешая почтальонам осуществлять их работу, – шаг не очень логичен.
– По итогам первого полугодия 2018-го компания понесла убытки на сумму свыше 500 миллионов гривен. Почему так случилось?
– Действительно, компания обнародовала цифру: 536,7 миллиона гривен убытков за первое полугодие этого года.
Замечу: только из-за убыточных тарифов на доставку пенсии и затягивания процесса их доведения до уровня себестоимости за нынешний год компания терпит убытки почти миллиард гривен, и это только по одной услуге. А увеличение чистого дохода по основным направлениям деятельности в первом полугодии составило 797 миллионов гривен по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Средняя заработная плата за шесть месяцев этого года выросла на 40,2%.
Были сделаны колоссальные финансовые вложения в обновление инфраструктуры. Только за два года мы приобрели больше авто, чем за предыдущие десять.
За свой счет реализуем еще один масштабный проект — компьютеризацию отделений. Во всех населенных пунктах с количеством жителей более 2 тысяч до конца этого года автоматизируем все отделения связи. В рамках проекта 1,9 тысяч сельских отделений впервые будут компьютеризированы и подключены к интернету.
– Поэтому возможную прибыль съели обновление автопарка и компьютеризация?
– Можно было показать прибыль. Ведь 11 руководителей «Укрпочты» за предыдущие 10 лет ее существования так и делали. На бумаге – прибыль, в реальности – потеря доли на рынке посылок (с 2011-го по 2016 год) с 63% до 15%, уровень дохода по сравнению с главным конкурентом меньше в 18 раз. Доходность компании годами формировали выведенный из строя автопарк, самые низкие в стране зарплаты работников, заброшенные отделения.
Продолжать эту практику считаю недопустимым. Мы изменили направление с медленного умирания на системное развитие.
– Что уже удалось изменить?
— Выстроена новая система оплаты труда. Для производственных специальностей внедряем сдельную систему. Тот, кто больше сделал, больше получает. Разработаны мотивационные программы: операторы и почтальоны имеют возможность дополнительно к ставке заработать почти 100% комиссионных и премиальных начислений. Для работников центрального аппарата введен KPI (ключевые показатели эффективности), невыполнение которых делает невозможным получение премии.
Получили от НБУ лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов. Это означает, что клиенты смогут рассчитываться в отделениях банковской картой и получать наличные с платежных карт. 5 тысяч терминалов уже закуплено, их устанавливают.
«Укрпочта» по итогам работы 2017 года поднялась сразу на семь ступенек (33-е место) среди 173 почт мира в рейтинге Всемирного почтового союза по индексу почтового развития.
– Внедрение проекта «Сельское отделение» продолжится даже, несмотря на общее недовольство?
– Я был бы осторожен с определением «общее недовольство». Во многих территориальных общинах, руководители которых заняли конструктивную позицию, они вошли в переговорный процесс, проект успешно функционирует. Приведу лишь несколько цифр: еще в июне мы планировали оставить в штате Черниговской дирекции 168 почтальонов села, по итогам консультаций с представителями местных общин оставили работать 259 почтальонов села.
Иногда чтобы был положительный результат, не стоит соревноваться, кто громче протестует, а заниматься каждому своими прямыми обязанностями: «Укрпочте» – обеспечивать своевременную доставку посылок, прессы, представителям местной власти – надлежащее состояние дорог и как минимум адресные таблички на домах, чтобы почтальонам не приходилось писать их мелом.
Автор: Мария Лагидная
Источник: «Правительственный курьер»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.