03.07.2018 – В рамках совместного проекта Секретариата по поддержке экспорта украинской продовольственной и аграрной продукции, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития проведено исследование «Улучшение доступа украинского агробизнеса к экспортным рынкам».
В отличие от свежей продукции, внешнеторговый баланс Украины по переработанным овощам и фруктам в денежном эквиваленте был положительным с 2012 г, а уже в 2013 году объемы торговли достигли своего пика в 403 млн. долл. импорта и 479 млн. долл. экспорта. Тем не менее, за период 2013-2015 объемы импорта сократились на 62%, а экспорта – на 48%.
Что касается сушеных овощей и фруктов, Украина всегда была их нетто-импортером. При этом объемы внешней торговли сушеными фруктами традиционно были в разы больше за импорт-экспорт сушеных овощей.
Сушеный виноград, абрикос и чернослив вместе составляют абсолютное большинство импорта сушеных фруктов в Украину. При этом Иран, Турция и Узбекистан являются тремя главными поставщиками данной категории продукции в Украину.
Что касается сушеных овощей, то судьба лука в общем импорте этой категории в Украине варьировалась между 24% и 31% в период 2011-2015 гг. Тем не менее, абсолютным лидером в данном случае выступали миксы сушеных овощей.
Китай оставался неизменным лидером по экспорту сушеных овощей в Украину в период с 2011 г. по 2014 г. включительно. Тем не менее, показатели импорта из Индии практически сравнялись с объемами китайского экспорта в Украину в 2015 г.
Экспорт сушеных овощей и фруктов всегда играл незначительную роль во внешней торговле плодоовощной продукцией в Украине, в целом едва превышая 2,5 млн. долл. в 2011 году.
Россия была главным импортером сушеных овощей из Украины в 2011-2013 гг., а уже в 2014 г. первое место в рейтинге заняла Польша, а через год после этого – Германия. При этом следует отметить, что доля РФ в структуре украинского импорта продолжала снижаться.
Похожая ситуация наблюдалась и в случае с экспортом сушеных фруктов с Украины: их экспортные поставки в РФ упали практически до нуля в 2015 г., тогда как среди лидеров-импортеров появились Италия, Беларусь, Германия, Польша и Латвия.
Импорт и экспорт замороженных овощей и фруктов в Украине в 2011-2015 гг.
Внешнеторговый баланс Украины по замороженным овощам и фруктам был положительным в течение последних пяти лет. При этом главным драйвером развития экспорта выступают замороженные фрукты (79-89% от общих объемов экспорта), тогда как в структуре импорта преобладают замороженные овощи (73-80% от общих объемов импорта).
В структуре импорта замороженных овощей в Украину первенство принадлежит замороженной картошке фри. Следует отметить, что общий импорт замороженных овощей показывал отрицательную динамику, начиная с 2013 г. Польша является основным поставщиком замороженных овощей и картофеля фри в Украине. Нидерланды стабильно занимают вторую позицию в рейтинге.
Что касается экспорта замороженных овощей из Украины, то его общий объем был относительно стабильным до 2013 г., после чего продемонстрировал резкий рост в последующих годах (+54% в период 2013-2015 гг.).
Замороженный горошек и замороженная кукуруза – две основные позиции экспорта замороженных овощей из Украины. При этом следует отметить растущий экспорт первого, тогда как объемы поставок замороженной кукурузы оставались относительно стабильными (за исключением пикового показателе в 2012 г.).
Российская Федерация до 2015 г. включительно оставалась главным экспортным направлением для украинских замороженных овощей с долей от 75% до 84% от общего объема экспорта из Украины.
Польша является главным торговым партнером Украины в ее внешнеторговых отношениях по замороженной плодово-ягодной продукции. При этом украинский экспорт в Польшу в разы превосходит объемы импорта польских замороженных плодов и ягод в Украину. Италия традиционно является вторым крупнейшим импортером.
Импорт и экспорт отдельных категорий консервированных овощей и фруктов, а также другой переработанной плодоовощной продукции в 2011-2015 гг.
Консервированные огурцы
Несмотря на значительное снижение объемов внешней торговли консервированными огурцами в период 2013-2015 гг. Украина осталась их нетто-экспортером с объемом экспорта в 2,2 млн. долл. и объемом импорта всего лишь в 226 тыс. долл.
Индия и Вьетнам оставались главными поставщиками консервированных огурцов в Украину. При этом доля других стран-экспортеров была незначительной.
Россия до введения запрета на импорт плодоовощной продукции из Украины была основным покупателем консервированных огурцов из Украины, поэтому объемы украинского экспорта значительно упали уже в 2014 г.
Томатная паста
Что касается внешней торговли томатной пастой, то ее показатели в денежном выражении были нестабильными в течение последних пяти лет. Однако следует отметить, что внешнеторговый баланс только один раз демонстрировал показатель ниже нуля, тогда как в период 2012-2015 гг. экспорт томатной пасты все же превышал ее импорт.
Китай был главным поставщиком томатной пасты в Украину. После падения импорта в 2012 г. Украина снова была вынуждена его наращивать в следующие два года из-за снижения собственного производства томатов открытого грунта. В 2015 г. импорт томатной пасты снова упал до своего нового минимума.
Ситуация с географией экспорта томатной пасты похожа на ситуацию с экспортом консервированных огурцов, ведь в 2014 г. основным импортером украинской томатной пасты была Российская Федерация. Однако экспортеры этой продукции смогли быстро переориентировать направление своих поставок на альтернативные рынки сбыта, в чем свою определенную роль играли и квоты на импорт томатной пасты в ЕС. Поэтому падение экспорта (связано с закрытием рынка РФ) не было столь значительным, как в других случаях.
Джемы, желе, мармелады
Внешнеторговый баланс Украины по джемам, желе и мармеладам – отрицательный, при этом как экспорт, так и импорт значительно снизились за последние пять лет: экспорт сократился почти втрое, а импорт упал в 2,5 раза за период 2011-2015 гг.
Пятилетняя динамика в географии импорта джемов, желе и мармелада была отрицательной по отношению к большинству поставщиков этой продукции в Украину. Так, практически только Испания и Турция смогли увеличить одновременно и объемы экспорта, и свою долю в общем импорте джемов, желе и мармелада в Украине.
Что касается географии экспорта данной продукции, то украинские экспортеры желе, джемов и мармелада практически полностью делали акцент на поставках в страны СНГ.
Плодоовощные соки
За исключением ситуации в 2011 г., внешнеторговый баланс Украины по плодоовощным сокам был положительным. При этом апельсиновый и яблочный соки были главными категориями импорта и экспорта соков в Украине соответственно. Доля первого в импорте варьировалась в пределах 28% и 43%, а второго в экспорте среди 79% и 91% в 2011-2015 гг.
Следует также отметить, что импорт апельсинового сока в Украине постепенно снижался, начиная с 2012 г., тогда как экспорт яблочного сока в денежном выражении рос до 2013 г. и упал в период 2013-2015 гг.
Тем не менее, пятилетняя тенденция по экспорту яблочного сока в денежном эквиваленте – положительная, и показатель 2015 г. на 64% превышал результат, который продемонстрировали украинские экспортеры за пять лет до того.
Что касается импорта яблочного сока в денежном эквиваленте, то его характеризовала исключительно негативная динамика. Данная категория практически полностью утратила свою роль на украинском рынке в 2015 г., когда импорт яблочного сока достиг лишь 958 тыс. долл., тогда как экспорт достигнул 102 млн. долл.
Китай, Россия и Молдавия составляли тройку лидеров по поставкам яблочного сока в Украину в 2011-2015 гг.
География экспорта яблочного сока из Украины представляла гораздо больше стран-партнеров, среди которых РФ доминировала в 2011-2012 гг., после чего на первое место вышла Польша.
Кетчупы и соусы томатные
Кетчупы и другие томатные соусы были еще одной категорией внешней торговли переработанными овощами и фруктами, где демонстрировался положительный внешнеторговый баланс в период 2011-2015 гг. несмотря на падение импорта и снижение экспорта за последние два года.
Российская Федерация была основным экспортером кетчупов и прочих томатных соусов в Украине в 2011-2014 гг., однако в 2015 г. ее доля практически сравнялась с объемами импорта из Польши.
Что касается экспорта кетчупов и других томатных соусов, акцент ставится на рынки стран СНГ и Прибалтики.
Детальный анализ экспорта ТОП-10 категорий свежих овощей, фруктов и орехов в 2011-2015 гг. (по объему и динамике)
Экспорт грецких орехов, лущеных
В течение последних пяти лет Украина оставалась нетто-экспортером грецких орехов, как лущеных, так и в скорлупе.
Что касается первых, то их экспорт из Украины в денежном эквиваленте был относительно стабильным в 2011-2012 гг., потом упал в 2013 г. и постепенно рос до 2015 г. Однако, результат 2015 г. был на 14% меньше рекордного показателя 2011 г., когда экспорт почти достиг 112 млн. долл.
Схожую динамику демонстрировал и экспорт данной категории в натуральном выражении, за исключением снижения в 2015 г. Таким образом, показатель экспорта в 2015 г. (почти 24 тыс. тонн) оказался на 12% меньше рекордного результата 2011 г.
Иран, Франция и Ирак были тремя крупнейшими импортерами грецкого ореха (очищенного) из Украины в 2015 г. При этом первые две страны снизили свою долю в украинском экспорте в период 2011-2015 гг.
Следует отметить, что запрет на поставки украинской продукции в Россию не имел значительного влияния на экспорт лущеный грецких орехов из Украины, ведь доля России в украинском экспорте не превышала 10%.
Экспорт грецких орехов (лущеных) в денежном выражении достигает своего пика в ноябре-декабре, а затем постепенно снижается до минимума летом.
Поскольку сектор экспорта всегда играл значительную роль в сегменте грецких орехов, ситуация на валютном рынке Украины была одним из главных факторов влияния на динамику экспортных цен. Данный фактор имел особенно сильное влияние на ценообразование в 2014 г., когда среднемесячные цены колебались от 1122 долл. за тонну в феврале до 7259 долл. за тонну в октябре.
Иран и Ирак были главными импортерами грецких орехов (лущеных) из Украины в ноябре-декабре 2015 г. В свою очередь, Франция играла значительную роль в начале года. Пик экспорта в Азербайджан пришелся на февраль, а в Венгрию — на февраль-март 2015 г.
Экспорт грецких орехов (в скорлупе)
Как и в случае с лущеными грецкими орехами, внешнеторговый баланс Украины по данной продукции в скорлупе был положительным. Тем не менее, пятилетняя динамика поставок оказалась отрицательной, и экспорт неочищенных грецких орехов достиг минимума в 4,6 тыс. тонн в натуральном выражении и 5,5 млн. долл. в денежном эквиваленте в 2015 г.
Турция и Ирак были двумя главными странами-импортерами грецких орехов в скорлупе из Украины. В денежном выражении в период с 2011 по 2015 годы, и их общая доля колебалась между 78% в 2012 г. и 54% в 2014 г.
За исключением января-февраля 2013 г. экспорт украинских грецких орехов в скорлупе был относительно стабильным с начала года вплоть до октября, после чего начинался его стремительный рост.
Что касается экспортных цен, то их минимум регистрировался летом, а динамика в другие периоды года не была такой значительной.
Турция была главным импортером грецких орехов в скорлупе из Украины практически в каждом месяце 2015 г., а пик экспорта в другие страны, что входили в ТОП-5 импортеров фиксировался в ноябре-декабре.
Экспорт томатов
В денежном эквиваленте Украина оставалась нетто-импортером томатов в период 2011-2015 гг.
Экспорт томатов как в долл., так и в натуральном выражении демонстрировал негативную динамику в последние пять лет, и особенно ощутимое снижение произошло в 2015 г. Таким образом, экспорт украинских томатов в 2015 г. был на 72% ниже в долл. и на 69% в тоннах за результат 2011 г.
Беларусь, Польша и Латвия были главными импортерами томатов из Украины в 2015 г. (после введения российского эмбарго). При этом доля первой достигала 74% в общем экспорте украинских томатов в денежном выражении.
В 2013-2014 гг. было несколько пиков экспорта украинских томатов, когда объемы в денежном выражении достигали максимума – апрель, июль и сентябрь-октябрь. Ситуация в 2015 г. была похожей, однако объемы экспорта были значительно ниже предыдущего года, за исключением ноября-декабря.
Что касается среднемесячных экспортных цен на томаты, Украина всегда начинала год с их наибольших показателей в январе-марте. Потом цены постепенно снижались к своему минимуму в конце лета и начинали расти только в декабре.
Беларусь была главным импортером томатов из Украины в течение всего 2015 г., когда украинский экспорт демонстрировал высокие показатели в денежном выражении. Экспорт в Польшу, Латвию и Эстонию достигал максимума в сентябре-октябре из-за дефицита продукции местного производства на этих рынках.
Экспорт огурцов
За исключением ситуации в 2011 г., Украина всегда демонстрировала отрицательный внешнеторговый баланс по свежим огурцам. В свою очередь, экспорт данной продукции в денежном выражении постоянно снижался и достиг своего минимума в 2015 году.
Ситуация с экспортом огурцов в натуральном выражении была похожей, за исключением 2014 г., когда тоннаж экспорта почти достиг показателя 2011 г. Тем не менее, из-за запрета импорта, введенного Россией, экспортные поставки обвалились в 2015 г. и составляли всего 5,5 тыс. тонн стоимостью 5,1 млн. долл.
После 2014 г. Беларусь стала главным внешним рынком сбыта для украинских огурцов с долей в 79% от общего экспорта из Украины в денежном выражении. В 2015 г. Украина впервые экспортировала огурцы в Польшу, Литву, Эстонию и Латвию, однако эти объемы были неспособны компенсировать потерю рынка Российской Федерации.
Обычно экспорт огурцов из Украины в денежном выражении начинал свой рост в начале года и достигал пика в марте-мае. Начиная с июня экспорт огурцов в долл. был относительно стабильным, за исключением стремительного роста в сентябре 2014 г, из-за активного спроса на российском рынке (напомним, что запрет на импорт плодоовощной продукции из Украины в РФ был введен в действие в конце октября 2014 года).
Что касается экспортных цен на огурцы в Украине, их минимум также фиксировался в середине года, а максимальных показателей они достигали зимой и весной.
Беларусь была главным импортером огурцов из Украины во все месяцы пикового экспорта данной продукции в 2015 г. Экспорт в Польшу и Литву достигал максимума в марте, а доля Чехии была самой большой в июле.
Экспорт арбузов
В период 2011-2015 гг. Украина имела положительный внешнеторговый баланс по арбузам, и импорт практически не играл значительной роли в данном плане, достигнув своего минимума в 2015 году.
Несмотря на несколько нестабильную динамику развития экспорта арбузов, его пятилетний показатель – положительный, и результат 2015 г. оказался рекордными как в денежном, так и в натуральном выражении.
Поскольку доля России в экспорте арбузов из Украины в денежном выражении не превышала 5% в 2011 г., то запрет на импорт украинской продукции не имел значительного влияния на экспорт арбузов. При этом следует отметить растущую долю Польши в структуре экспорта арбузов из Украины и почти четырехкратное увеличение данного экспорта в денежном эквиваленте за последние пять лет.
Пик экспорта арбузов из Украины фиксируется в июле-августе, когда средние экспортные цены постепенно снижаются.
Польша, Беларусь и Эстония (топ — три импортеров арбузов из Украины) демонстрируют наибольшие показатели импорта в августе, тогда как Молдова (четвертая страна в рейтинге) – в сентябре-октябре, когда объемы украинского экспорта в денежном выражении относительно невысокие.
Экспорт лука
Ситуация с внешнеторговым балансом Украины по луку на репку была нестабильной за последние пять лет. За этот период экспорт трижды превышал импорт в денежном выражении. Однако в 2011 и 2014 гг. показатели внешнеторгового баланса были отрицательными по рекордным объемам импорта данной продукции, из-за снижения производства лука на репку в стране.
Несмотря на стремительное падение экспорта в 2014 г. (как в натуральном, так и в денежном выражении) после рекордных показателей 2013 г., его пятилетняя динамика оказалась положительной. При этом показатели 2015 г. почти в восемь раз превышали показатели 2011 г.
Запрет на импорт украинской продукции, который был введен Россией, полностью изменил карту украинского экспорта лука репчатого в 2015 г. Так, значительный рост поставок произошел в Грузию, Казахстан, Армению и Молдову. Украина также открыла для себя рынок Великобритании. При этом в данном случае экспортировался именно лук с добавленной стоимостью – очищенный.
Что касается среднемесячных показателей экспорта лука на репку и экспортных цен на него, то, поскольку экспорт данной продукции был ситуативного характера и полностью зависел от ситуации на внутреннем рынке Украины, любых системных трендов в их динамике отделить невозможно.
Грузия и Ирак были главными импортерами лука на репку из Украины в начале 2015 г. Ближе к апрелю пальму первенства перехватили Беларусь и Казахстан, и первая оставалась главным импортером данной продукции до июля. Что касается экспорта в Великобританию, то он достигал максимальных значений в сентябре-декабре 2015 г.
Экспорт картофеля
За исключением ситуации в 2015 г., когда импорт картофеля в Украину достиг своего пятилетнего минимума, внешнеторговый баланс в денежном выражении был отрицательным, хотя и практически достигал нулевой отметки в 2013 г.
Пятилетняя динамика экспорта в долл. – также негативная, хотя экспорт в натуральном выражении был относительно стабильным с 2013 г.
В 2015 г. Беларусь импортировала примерно половину всех экспортных объемов картофеля из Украины. Грузия и ОАЭ были второй и третьей странами в данном рейтинге соответственно.
Помесячная разбивка экспорта картофеля из Украины в денежном эквиваленте не выделяет определенных устойчивых трендов (кроме пика экспорта в июне и значительного падения в августе-сентябре). Во-первых, ситуация с экспортом частично зависела от курса украинской гривны на валютном рынке, и, во-вторых, экспорт картофеля из Украины не характеризовался системностью и решения относительно экспортных поставок принимаются производителями с учетом ситуации на внутреннем рынке.
Эти же факторы играли главную роль в формировании экспортных цен на картофель в Украине.
Три страны были главными драйверами развития экспорта украинского картофеля в денежном выражении в 2015 г.: Грузия играла значительную роль в январе-апреле, пик экспорта в Беларуси пришелся на июнь-июль, а ОАЭ были главным импортером в октябре-декабре.
Экспорт малины и ежевики
Благодаря росту экспорта продукции категории «малина и ежевика» в разы в 2015 г. Украина вышла на положительные показатели внешнеторгового баланса по этим ягодам.
При этом подобный рост экспорта произошел исключительно благодаря большому спросу на украинскую малину и ежевику в Польше.
Основным месяцем экспорта этих ягод из Украины всегда был август. Однако в 2015 г. украинские экспортеры смогли значительно расширить сезон поставок малины и ежевики на внешний рынок: он достиг пика в сентябре.
Экспорт черники и голубики
В отличие от малины и ежевики, внешнеторговый баланс Украины по категории «черника и голубика», всегда был позитивным, и экспорт достиг своего максимума, как в денежном, так и в натуральном выражении в 2015г. после неудачного для экспортеров периода 2013-2014 гг.
Следует отметить, что доля стран ЕС в экспорте данной продукции всегда была относительно высокой, поэтому запрет на импорт, который был введен Россией, не имел значительного влияния на украинский экспорт.
Обычно экспорт ягод из Украины достигал максимальных показателей дважды в год – в июле и сентябре.
Экспорт перца сладкого
Внешнеторговый баланс Украины по сладкому перцу всегда был отрицательным, однако Украина за последние пять лет продемонстрировала значительные темпы роста экспорта данной продукции, который достиг своего максимума в 2014 г.
Россия и Беларусь всегда были основными импортерами сладкого перца с Украины.
Август, сентябрь и октябрь были основными месяцами экспорта сладкого перца с Украины в денежном выражении.
Следует также отметить, что Беларусь играла главную роль в экспорте сладкого перца с Украины в 2015 г. кроме октября, когда основным импортером выступила Польша.
Рейтинг продуктов с наибольшим экспортным потенциалом
Дальнейший ход исследования имел целью следующие задачи:
идентифицировать продукты с наибольшим потенциалом для экспорта из Украины;
идентифицировать страны с наибольшим потенциалом для экспорта продуктов из Украины, отобранных на первой стадии;
проанализировать цепочки добавленной стоимости при экспорте продуктов из Украины, отобранных на первой стадии, к основным странам, отобранным на второй стадии.
Процесс идентификации продуктов с наибольшим потенциалом для экспорта из Украины проводился в ходе рейтинговой оценки основных категорий овощей и фруктов, которые могут выращиваться в условиях Украины. В рамках рейтингового анализа каждая из категорий получала определенное количество баллов по следующим критериям:
уровень технологий выращивания в Украине (сравнение урожайности в профессиональных хозяйствах Украины с урожайностью в странах, которые являются мировыми лидерами на рынке);
климатические преимущества;
удельный вес расходов на рабочую силу (на основе опроса ключевых участников рынка);
транспортабельность продукции;
опыт экспорта из Украины (на основе данных Таможенной службы Украины);
рост внутреннего рынка (на основе рыночного анализа отрасли);
отношение транспортных расходов к себестоимости производства (на основе опроса ключевых участников рынка);
рост мирового рынка и его емкость (на основе данных международной рыночной статистики).
В конце анализа состоял финальный рейтинг категорий продукции по окончательной сумме баллов, полученных по каждому из указанных выше критериев.
Процесс идентификации стран с наибольшим потенциалом для экспорта продуктов из Украины, отобранных на первой стадии, проводился по принципу рейтинговой оценки потенциальных импортеров.
В начале рейтингового анализа по каждой из категории продукции подбирались 50 стран, которые демонстрировали или наибольшие объемы импорта продукции в 2012-2016 гг., или самые быстрые темпы их роста в тот же период.
Далее каждая из отобранных 50 стран получала определенное количество баллов по следующим критериям:
общий импорт в натуральном выражении, 2012-2016 (на основе данных ITC);
динамика импорта в натуральном выражении, 2012-2016 (на основе данных ITC);
средняя импортная цена в стране-импортере, 2012-2016 (на основе данных ITC);
общий объем экспорта из Украины в страны-импортеры, 2012-2016 (на основе данных ITC);
пошлины в стране-импортере (на основе данных ITC, последняя имеющаяся информация);
расстояние к стране-импортеру (с учетом специфики логистики каждой из категорий продукции и каждого из видов транспорта);
количество городского населения в стране-импортере, 2015 (на основе данных ООН);
среднегодовой показатель роста населения в стране-импортере, 2016-2020 (на основе данных ООН);
ВВП (ППС) на душу населения в стране-импортере, 2016 (на основе данных МВФ);
рост ВВП (ППС) на душу населения в стране-импортере, 2016-2020 (на основе данных МВФ);
показатель Economic Freedom в стране-импортере, 2018 (на основе данных The Heritage Foundation).
При этом в некоторых случаях финальный рейтинг проходил через дополнительные корректировки для более, оптимального отображения ситуации. В случае с чесноком происходили в две стадии корректировки. Во-первых, страны ЕС получали отрицательный коэффициент из-за квотной системы импорта этой продукции из Украины. Во-вторых, финальное количество баллов корректировалось в зависимости от доли продукции из КНР на рынке страны-импортера.
Следует также отметить, что количество баллов, которое страна могла получить по критериям общего импорта в натуральном выражении, а также по последним пяти критериям, была одинаковым по всем категориям продукции. По другим критериям количество баллов корректировалось в зависимости от категории продукции.
Тем не менее, максимальное финальное количество баллов каждой из категории продукции было одинаковым, что позволило составить финальный обобщенный рейтинг стран с наибольшим потенциалом экспорта из Украины.
В ходе финальной части исследования проводился анализ цепочки добавленной стоимости по каждой категории продукции, отобранной на первой стадии, к основным странам, отобранным на второй стадии. Для просчета цепочки добавленной стоимости было отобрано по две страны с наибольшим потенциалом импорта по каждой из категорий продукции, а также для сравнения проанализирована аналогичная цепочка при реализации продукции на внутреннем рынке.
Детальный анализ цепочек добавленной стоимости для ТОП – продуктов
Экспорт большинства продукции, которая попала в наш список, имеет примерно одинаковый набор звеньев в цепи «с поля к полке супермаркета». Но все, же в каждом случае есть свои особенности, которые мы предлагаем рассмотреть ниже.
При этом следует заметить, что по каждому из видов продукции мы просчитали несколько возможных сценариев разведки событий и показали, как в зависимости от потенциальной страны-потребителя может отличаться цена на продукцию в хозяйстве.
Свежие ягоды
Первыми из перечня самой перспективной продукции для экспорта выделим голубику и малину. Эти ягоды попали в данный рейтинг не случайно, поскольку потребление такой продукции в мире растет, а в Украине достаточно благоприятные условия для ее производства. Одним из доказательств роста спроса на эти ягоды может служить стремительное увеличение объемов мирового импорта. Так, закупки малины на мировом рынке, по данным ITC, только за последние три года увеличились на 23%, а голубики – на 29%.
По нашему мнению, Украина имеет все шансы достаточно успешно заявить о себе на внешнем рынке, но для удачного экспорта украинским компаниям необходимо придерживаться ряда условий.
Во-первых, сразу после сбора ягода должна быть отсортирована по калибру и качественным характеристикам, и пройти первичную упаковку в пинетки по 0,5-1 кг. После этого продукция проходит обязательное охлаждение, что способствует удлинению срока жизни ягоды как во время дальнейшей транспортировки, так и на полке супермаркета.
Неотъемлемой частью подготовки продукции к экспорту является качественная упаковка для транспортировки на дальние расстояния. В данном случае пинетки по 10 штук фасуются в короба из гофрокартона. При этом следует заметить, что в случае с малиной, учитывая деликатность ягоды, упаковка должна быть более плотной, чем для перевозки голубики.
Кроме того, следует учитывать, что при перевозке ягоды автотранспортом, например в страны Евросоюза, существуют ограничения по весу. Ведь, учитывая деликатность ягоды, единовременно не желательно загружать более 10 тонн, что также влияет на затраты на доставку.
Голубика
Украина уже не первый год довольно успешно экспортирует эту ягоду в страны ЕС, в частности в Великобританию. По нашему мнению, эта страна и впредь будет выступать одним из наиболее приоритетных внешних рынков сбыта голубики. Кроме того, достаточно привлекательным для украинских производителей может стать и рынок США.
Цепочка экспорта голубики в Великобританию
- По состоянию на середину июля 2017 года голубика в Великобританию в розницу предлагалась в пинетках по 150 грамм по 2,67€ за упаковку. Таким образом, стоимость одного килограмма составляет 17,8€/кг.
- По данным CBI, доля наценки супермаркетов в конечной цене на свежую ягоду составляет 45%, учитывая затраты на переупаковку и брендирование ягоды (такая практика была отмечена в сети супермаркетов Tesco, где уже в течение двух лет на полках представлена украинская голубика). Таким образом, входная цена в сети составляет 9,79 €/кг. Поскольку большинство сетей сами импортируют основную долю фруктов и овощей, будем считать, что именно представители сетей выступают принимающей стороной без привлечения посредников.
- При получении груза, принимающая сторона должна уплатить налог на добавленную стоимость в размере 7%. Таким образом, входная цена в Великобританию составит 9,15 €/кг.
- Расходы на транспортировку из Украины в Великобританию составляют 0,4€/кг. При этом следует отметить, что продукция должна перевозиться в специально оборудованной машине, а максимальный вес не должен превышать 10 тонн. По словам профильных специалистов, такое ограничение по весу в первую очередь обусловлено деликатностью продукции, поскольку при загрузке большего количества в ягоде резко возрастает процент брака.
- Таким образом, цена на голубику в Украине на границе составляет 8,75€/кг. Однако, перед отгрузкой продукции на экспорт производитель должен подготовить пакет сопроводительных документов (либо сам, либо обратившись за помощью к специалисту). В случае привлечения брокера к оформлению отгрузки, расходы составят 150 €/машина, или 0,02 € на каждый килограмм ягоды.
- Вторичная упаковка перед транспортировкой. Голубику в пинетках составляют в гофроящик, рассчитанный на 10 пинеток. При расчете, что производитель использует брендированные ящики из картона высокого качества, стоимость такой упаковки на каждом килограмме составляет 0,04 €/кг.
- Основным условием при транспортировке является охлаждение. На сегодняшний день практически все профессиональные производители охлаждают голубику непосредственно на поле в мобильных холодильных камерах. Расходы при этом составляют 0,03€/кг.
- Первичная упаковка ягоды. Как правило, голубику фасуют в пинетках по 1 кг. Финансовые затраты в таком случае равны 0,04€/кг с учетом как цены пинетки, так и оплаты рабочей силы.
- Сортировка является первым этапом доработки ягоды после сбора, который выступает основным фактором дальнейшего ценообразования на продукцию. Так на экспорт, как правило, предлагается ягода калибром 12+. Цена на такую продукцию всегда выше средней на внутреннем рынке на 10%. Затраты на рабочую силу в пересчете на килограмм ягоды составляют 0,05 €/кг.
- Сбор голубики в Украине производится в основном вручную, при этом затраты составляют 0,20 €/кг. Следует отметить, что экономия на рабочей силе в данном случае является нецелесообразной, потому что при меньшей заработной плате резко уменьшается качество сбора (в таком случае производитель получает довольно большой процент неспелой ягоды, или поврежденной при уборке).
- Следует отметить, что как экспортер, производитель имеет право на возмещение НДС. Согласно законодательству Украины, при реализации продукции за границу, НДС составляет 0%, благодаря чему производитель получает 100% возмещение накопленного НДС за отчетный период.
- Так, согласно расчетам эксперта ягодного рынка Олега Босого, при условии выхода ягодника на полную мощность производства (на шестой сезон урожайность голубики в среднем составляет 12 т/га), затраты на выращивание в сезон составляют 0,33 €/кг. Таким образом, возмещение НДС составит 0,07 €/кг.
- Таким образом, чистая цена голубики в поле составляет 8,64 €/кг с учетом сбора ягоды и возмещения НДС.
Также рассмотрим вероятность экспорта голубики в США.
- По состоянию на середину июля, голубика в Соединенных Штатах предлагалась по 25,86€/кг, и была расфасована в пинетки по 170 гр.
- Учитывая долю наценки супермаркетов в 35% в общей стоимости продукции на полке, получаем цену на входе в сети на уровне 16,81 €/кг. Как и в случае с Великобританией, будем считать, что прямым покупателем голубики выступает именно сеть.
- В США налог на продажи в зависимости от штата отличается, и колеблется в пределах от 0% до 13%. Для расчета мы выбрали штат Нью-Йорк, где этот налог составляет 7%. Итак, входная цена на ягоду в стране равна 15,71 €/кг.
- Учитывая большое расстояние между странами, продукция транспортируется только авиатранспортом, с соблюдением температурного режима. Стоимость такой доставки составляет 3,50€/кг.
- Таким образом, на границе в Украине цена на ягоду составляет 12,21€/кг. Расходы на подготовку сопроводительных документов, как и в случае с Великобританией, составляют 0,02 €/кг.
6-10. Общие затраты на упаковку, сортировку и охлаждение составляют 0,16 €/кг, а возмещение НДС – 0,07 €/кг.
- В итоге, общая стоимость голубики в поле при экспорте в США достигает 12,10€/кг.
Малина
В 2017 году Украина совершила настоящий прорыв в экспорте малины. Так, если еще несколько лет назад украинские производители почти не реализовывали эту ягоду на внешнем рынке, то уже этим летом экспорт малины составил 1,2 тыс. тонн. Это и стало одним из доказательств того, что Украина способна заявить о себе, как об одном из перспективных игроков на мировом рынке малины.
В качестве потенциальных стран-потребителей мы выбрали Францию и Соединенные Штаты Америки.
Цепочка экспорта малины во Францию
- По состоянию на середину июля 2017 года малина в супермаркетах Франции предлагалась по 20,75€/кг, и была расфасована в пинетки по 125-150 гр.
- Учитывая, что доля наценки европейских сетей супермаркетов в итоговой цене на ягоду, по данным CBI, составляет 45%, то входная цена в сети составляла 11,41€/кг.
- Компания-поставщик при ввозе свежей ягоды на территорию Франции, должна уплатить НДС в размере 5,5%. Таким образом, на границе цена малины составляла 10,81€/кг.
- Транспортировка малины с Украины во Францию составляет 0,35€/кг. При этом следует иметь в виду, что учитывая деликатность ягоды, одновременно в машины нельзя загружать больше 10 тонн продукции. Кроме того, как и в случае с голубикой, транспортное средство должно иметь холодильное оборудование (рекомендуемый температурный режим в машине +2.+5°С).
- Как следствие, цена на малину на границе с Украиной составляет 10,46€/кг. Услуги брокера для оформления пакета сопроводительных документов стоят 150 €/машина, или 0,02 € на каждый килограмм ягоды.
- Перед экспортом малину фасуют в гофроящик по 10 пинеток. Как уже отмечалось выше, максимальный вес партии не должен превышать 10 тонн. При расчете, что производитель использует ящики из картона высокого качества, стоимость такой упаковки в пересчете на один килограмм ягод составляет 0,15€/кг.
- После сбора ягоды и перед финальной упаковкой, малину обязательно охлаждают. В основном этот процесс происходит непосредственно в поле с помощью мобильных холодильных установок. Расходы в этом случае достигают 0,03€/кг.
- Непосредственно в поле ягода фасуется в пинетки по 0,5 кг. Затраты на рабочую силу и саму тару составляют 0,07€/кг.
- Сортировка является необязательной, но желательной звеном этой цепи. Данный процесс позволяет получить более однородную по калибру партию ягоды, и уменьшает процент недозрелых или поврежденных ягод. Поскольку сортировка в большинстве случаев происходит в ручном режиме, то единственной статьей расходов выступает рабочая сила (0,03€ на каждом килограмме).
- Производитель при экспорте имеет право на возмещение накопленного НДС. Так, поскольку по подсчетам эксперта ягодного рынка Е. Ярещенко, стоимость выращивания 1 кг малины в год составляет 0,28€, то производитель имеет право на возмещение 0,06€/кг.
- Сбор малины в Украине для свежего рынка происходит исключительно вручную. При этом, учитывая деликатность ягоды, расходы на рабочую силу составляют 0,25€/кг. Таким образом, стоимость ягоды в поле, учитывая оплату сбора и возмещение НДС, составляет 10,22€/кг.
Цепочка экспорта малины в США
Процесс экспорта малины в США довольно похож на цепочку поставок этой продукции во Францию. Однако все же есть определенные различия, которые более детально рассмотрим ниже.
- В середине июля 2017 года цена на малину в США составляла 18,95 €/кг, а ягода в основном предлагалась в пинетках по 170 гр.
- Частая наценка сетей супермаркетов в общем формировании конечной цены составляет 35%. Таким образом, входная цена в сети составляла 12,32€/кг.
- Целевым штатом, как и в случае с голубикой, был избран Нью-Йорк. Таким образом, при растаможке поставщик должен уплатить НДС в размере 7% от стоимости товара, или 0,86€/кг.
- Учитывая расстояние с Украины в США, малина доставляется только авиатранспортом. При этом, как и в случае с перевозкой автотранспортом, необходимо соблюдать температурный режим (рекомендуемая температура среды +2.+5°С). В целом, стоимость такой перевозки составляет 3,50€/кг.
- Цена на малину на границе достигает 7,96€/кг. Сумма оплаты услуг брокера является постоянной, и равна 150 €/партия, или 0,02 € на каждый килограмм ягоды (из расчета, что одновременная загрузка не превышает 10 тонн).
6-10. Общие затраты на упаковку, сортировку и охлаждение составляют 0,23 €/кг, а возмещение НДС – 0,06€/кг.
- Подсчитав все затраты на пути с поля к полке супермаркета, и учитывая возмещение НДС, можно сделать вывод, что цена на малину в поле, при условии экспорта в США, составляет 7,72€/кг (с учетом сбора).
Замороженные ягоды
Экспорт не только свежей, но и замороженной ягоды из Украины набирает обороты. Так, в последние годы заметно возрос спрос на замороженную малину со стороны стран ЕС, и Украина имеет реальные шансы войти в ТОП-5 мировых экспортеров этой продукции. Кроме того, неплохие перспективы есть и в сегменте замороженной земляники.
Таким образом, именно замороженные малина и земляника попали в наш перечень наиболее перспективной продукции для дальнейшего развития экспорта. В то же время, потенциально интересными рынками сбыта для замороженной малины может стать Германия и Сингапур, а для замороженной земляники – Германия и США.
При этом следует заметить, что, если экспорт свежей продукции имеет четко выраженный сезонный характер, то реализация замороженной ягоды может происходить в течение целого года: от урожая — к урожаю.
Замороженная малина
Цепочка экспорта замороженной малины в Германию
- По состоянию на начало декабря 2017 года, цена на замороженную малину в немецких сетях супермаркетов составляла 5,99€ за упаковку весом 1 кг.
- Поскольку доля наценки сети на замороженную ягоду в общей стоимости равна 30%, то на входе в супермаркет получаем 4,19€/кг.
- Как и в случае со свежими ягодами, при ввозе в Германию продукции компания-импортер должна уплатить НДС в размере 7%, или 0,28€/кг на каждом килограмме замороженной ягоды.
- Поскольку одним из основных условий при хранении и транспортировке замороженной ягоды является соблюдение температурного режима, то следует предусмотреть тот факт, что такая продукция должна транспортироваться в рефрижераторе, а температура внутри не должна превышать -18°С. Стоимость такой перевозки составляет 0,40€/кг. В то же время следует отметить, что, в отличие от свежей продукции, объем одной партии может достигать 20 тонн.
- Таким образом, цена замороженной малины на границе составляет 3,51€/кг. Учитывая, что услуги таможенного брокера стоят 150€/машина, то при объеме партии 20 тонн, на каждый килограмм замороженной ягоды «ложится» 0,01€ за оформление сопроводительных документов.
- Поскольку замороженная малина является той продукцией, которую можно хранить в течение года при соблюдении определенных условий, в цепочке следует учитывать и расходы на хранение в размере 0,05€/кг.
- После заморозки малина фасуется сначала в пакеты по 1 кг, а затем в картонные коробки по 10 пакетов в каждой. Будем считать, что производитель использует высококачественный картон и брендированные пакеты. Таким образом, общая стоимость упаковки для одного килограмма замороженной ягоды составляет 0,10€/кг.
- Некоторые садоводы уже имеют собственные мощности для замораживания фруктов и ягод. Впрочем, в наших расчетах будем считать, что производитель сотрудничает с заводами на условиях давальческого сырья, по которым услуга замораживания одного килограмма ягоды стоит 0,20€/кг.
- После сбора ягода фасуется в гофроящики по 3 кг, и именно в таком виде продукция отгружается на дальнейшую переработку. Следует отметить, что, в отличие от ягоды для свежего рынка, малина для переработки не сортируется, поскольку этот процесс происходит уже непосредственно на заводе перед заморозкой. Стоимость тары, при пересчете на 1 кг продукции – 0,03€/кг.
- Поскольку затраты на выращивание и заморозку составляют 0,5€/кг, производитель имеет право на возмещение НДС в размере 0,10€/кг.
- Таким образом, учитывая все вышеперечисленные факторы, цена малины в поле составляет 3,22€/кг.
Цепочка экспорта замороженной малины в Сингапур
- В декабре 2017 года цена на замороженную малину в супермаркетах Сингапура составила 31,29€/кг, и ягода была расфасована в пакеты по 1 кг.
- При расчете, что наценка сетевых магазинов в конечной цене составляет 35%, входная цена в супермаркет составляла 20,34€/кг.
- Сингапур является той страной, где ставка НДС является одной из самых высоких и составляет 17%. Таким образом, цена на замороженную ягоду к уплате НДС составила 17,38€/кг.
- Транспортировка замороженной продукции имеет свою специфику, тем более на такие расстояния, как между Украиной и Сингапуром. Учитывая, что продукция при соблюдении определенных условий может транспортироваться довольно долгое время, для расчетов будем использовать доставку водным путем, стоимость которой составит 0,30€/кг.
- Как следствие, цена замороженной малины на границе составляет 17,08€/кг. Затраты на оформление сопроводительных документов – 0,01€/кг, или 150€/машина.
6-10. Процесс упаковки, хранения и замораживания идентичен соответствующим звеньям цепочки экспорта в Германию, и общие затраты составляют 0,38€/кг.
- В итоге можем сказать, что при условии соблюдения всех этапов экспорта, что приведены выше, и с учетом возмещения НДС, малина в поле с учетом сбора стоит 16,79€/кг.
Замороженная земляника
Цепочка экспорта замороженной земляники в Германию
- В начале декабря 2017 года замороженная земляника на полках немецких супермаркетов стоила 3,29€/кг.
- Поскольку наценка сети на замороженную ягоду равна 30%, то на входе в сети получаем 2,30€/кг.
- Ставка НДС при ввозе замороженной ягоды в Германию составляет 7%. Учитывая цену на эту продукцию на входе в сети, можем сделать выводы, что в таком случае НДС составил 0,16€/кг.
- Одной из самых затратных статей является транспортировка замороженной земляники. В первую очередь следует обратить внимание на то, что такую продукцию надо перевозить исключительно в специально оборудованной машине, в которой поддерживается температура ниже -18°С. Таким образом, стоимость такой перевозки составляет 0,40€/кг, при условии общего объема партии в 20 тонн.
- Опираясь на предварительные расчеты, можно сделать выводы, что на границе с Украиной цена замороженной земляники равна 1,64€/кг. Перед непосредственно экспортом, производитель должен предоставить пакет сопроводительных документов. При подготовке таких бумаг, более целесообразно воспользоваться услугами брокера, стоимость которых составляет 150€/кг или 0,01€/кг.
- Замороженная земляника является той продукцией, которую, при соблюдении определенных условий, можно хранить в течение года. Затраты на хранение составляют 0,05€/кг.
- Упаковка готовой продукции. Обычно после заморозки ягода сначала фасуется в брендированные пакеты по 1 кг, а затем в коробки из гофрокартона по 10 пакетов в каждой. Затраты на такую упаковку равны 0,10€/кг.
- При расчете затрат на замораживание земляники будем считать, что производитель не имеет собственных мощностей и вынужден сотрудничать с заводами на условиях давальческого сырья, по которым услуга замораживания одного килограмма ягоды стоит 0,20€/кг.
- Поставка свежей земляники на заводы происходит в гофроящиках по 3 кг, стоимость которой в пересчете на килограмм земляники составляет 0,03€/кг. Перед отгрузкой на переработку ягода специально не сортируется, поскольку этот процесс, включен в услуги завода.
- Производитель, как плательщик НДС, при экспорте имеет право на возмещение накопленного НДС в размере 0,07€/кг.
- Подводя итоги, и учитывая расчеты, указанные выше, цена земляники составляет 1,42€/кг, с учетом расходов на сбор и возмещением НДС.
Цепочка экспорта замороженной земляники в США
- В начале декабря 2017 года в супермаркетах Нью-Йорка замороженная земляника предлагалась в пакетах по 0,5 кг по цене 4,73€ за упаковку, или 9,45€/кг.
- Учитывая, что наценка супермаркетов в общей стоимости продукции составляет 35%, то цена на замороженную землянику на входе в сети составляла 6,14€/кг.
- В США ставка НДС варьируется в зависимости от штата. Поскольку для расчета был выбран Нью-Йорк, то ставка НДС составляет 7%, или 0,40€/кг.
- Поставка замороженной земляники из Украины в США возможна как самолетом, так и водными видами транспорта. Для расчета затрат на транспортировку будем считать, что производитель осуществляет доставку по воде, поскольку в данном случае это является самым дешевым вариантом. Таким образом, стоимость доставки замороженной земляники в США составляет 0,20€/кг.
- Как следствие, цена замороженной земляники на границе составляет 5,54€/кг. Затраты на оформление сопроводительных документов – 0,01€/кг, или 150€/машина.
6-10. Процесс упаковки, хранения и замораживания идентичен соответствующим звеньям цепочки экспорта в Германию, и общие затраты составляют 0,37€/кг, а возмещение НДС – 0,07€/кг.
- Таким образом, при условии выполнения всех процессов, указанных выше, стоимость свежей земляники составляет 5,23€/кг.
Свежие томаты
Рынок тепличных томатов в Украине довольно активно развивается, в том числе и за счет экспортных поставок. После прекращения экспорта в Россию, производители начали искать новые внешние рынки сбыта и уже последние три сезона украинские томаты можно найти на полках европейских супермаркетов.
Поскольку наши тепличные комбинаты уже имеют определенный опыт экспорта томатов в страны ЕС, как наиболее перспективные направления мы выбрали Германию и Великобританию.
Цепочка экспорта тепличных томатов в Германию
- В сентябре 2017 года томаты в сетях супермаркетов Германии стоили 2,30€/кг. При этом следует отметить, что немецкие потребители отдают предпочтение томатам на ветке, несмотря на то, что цена на такую продукцию обычно выше, чем на томаты не на ветке.
- При формировании общей цены на томаты, судьба наценки супермаркета составляет 30%. Таким образом, входная цена томатов в сети была на уровне 1,61€/кг.
- При ввозе любой продукции в Германию импортер должен уплатить НДС в размере 7%. В случае ввоза в страну томатов, сумма к уплате составит 0,11€/кг.
- При перевозке томатов на дальние расстояния, желательно использовать рефрижераторы для продления срока годности. Кроме того, размер одной партии может достигать 20 тонн, что также уменьшает затраты в пересчете на один килограмм продукции до 0,21€/кг.
- При экспорте томатов, производитель должен подготовить пакет сопроводительных документов, при этом целесообразно обратиться к брокеру. Стоимость услуг специалиста составляют 150€/машина, или 0,01€/кг.
- Как правило, для более надежной транспортировки, при поставках продукции на значительные расстояния применяется метод паллетирования. Финансовые затраты могут при этом составлять 0,01€/кг.
- В основном тепличная продукция фасуется в картонные коробки по 6,5 кг. При этом стоимость данной упаковки может существенно отличаться, в зависимости от качества. Будем считать, что производитель использует брендированные коробки из качественного картона повышенной плотности. Расходы на тару и рабочую силу в итоге составляют 0,05€/кг.
- Затраты на производство томатов на ветке, по данным представителей тепличных комбинатов, составляют 0,49€/кг. Таким образом, производитель при экспорте имеет право на возмещение НДС в размере 0,10€/кг.
- Поскольку мы рассматриваем экспорт томатов на ветке, специальной отдельной сортировки не происходит, и основные операции выполняются еще на этапе сбора.
- Таким образом, с учетом расходов на сбор, цена томатов на ветке в тепличных комбинатах равна 1,32€/кг.
Цепочка экспорта тепличных томатов в Великобританию
- В первой декаде сентября 2017 года цена на томаты на ветке на полках розничных сетей Великобритании составляла 3,40€/кг.
- Учитывая долю наценки в конечной цене в 30%, входная цена на томаты к супермаркетам составляла 2,38€/кг.
- Ставка НДС в Великобритании на продукты питания равна 7%. Таким образом, при ввозе продукции на территорию Великобритании продавец должен уплатить 0,16€/кг.
- Расходы на транспортировку будут несколько большими, чем в Германию, из-за большого расстояния, а именно — 0,23€/кг. Кроме того, необходимо также придерживаться рекомендаций относительно условий при перевозке (необходимость использования автомобилей с рефрижераторами, максимальный объем партии — 20 тонн).
5-9. Этапы 5-9 идентичны процессам при экспорте в Германию. Таким образом, общие затраты на этих этапах составляли 0,07€/кг, а возмещение НДС – 0,10€/кг.
В результате всех расчетов, которые были приведены выше, можем сделать вывод, что при условии экспорта томатов на ветке в розничные сети супермаркетов Великобритании, цена на такую продукцию в украинских тепличных комбинатах может равняться 2,02€/кг.
Грецкие орехи
Только по официальной статистике ежегодно Украина экспортирует около 30 тыс. тонн грецких орехов, при этом количество стран-потребителей в каждом году постепенно растет. По нашему мнению, наиболее перспективными направлениями для дальнейшего развития экспорта могут стать Канада и Германия.
Цепочка экспорта грецких орехов в Германию
- В начале ноября 2017 года лущеный грецкий орех ½ ядра в супермаркетах Германии стоил 24,64€/кг, при этом предлагался в пакетах по 250 гр.
- Наценка сети на грецкий орех в конечной цене составляет 45%, при этом на долю супермаркета приходятся расходы по фасовке и брендированию продукции. Таким образом, на входе в сети цена на такую продукцию составляет 13,55€/кг.
- При ввозе продуктов питания в Германию поставщик должен оплатить 7% НДС, или 0,89€/кг.
- Перевозка орехов не требует особых условий, поэтому для транспортировки может использоваться фура общей вместимостью 20 тонн. Учитывая расстояние между странами, затраты на каждом килограмме составят 0,20€.
- При экспорте поставщик должен подготовить пакет сопроводительных документов. При этом следует отметить, что более целесообразно воспользоваться услугами брокера, которые стоят 150€/машина, или 0,01€/кг.
- Лущеные грецкие орехи фасуются сначала в полиэтиленовые пакеты по 20 кг, а затем в коробки из плотного картона, при этом стоимость составляет 1€/коробка, или 0,05€/кг.
- Поскольку орехи можно реализовывать еще некоторое время после уборки, следует также учитывать и затраты на хранение в размере 0,02€/кг.
- Доработка является наиболее затратным пунктом при экспорте орехов. Продукция имеет самую высокую цену, если ее продавать лущеной в формате ½ ядра. При этом следует заметить, что при более мелкой фракции цена на продукцию может быть в разы ниже. Общие затраты на доработку составляют 1,38€/кг.
- Возмещение НДС, учитывая затраты на выращивание и доработку, составляют 0,29€/кг.
- Таким образом, при условии, что вес лущеного ореха составляет 60% веса не лущеного, можно сделать выводы, что начальная цена не лущеного ореха в хозяйстве составляет 6,80€/кг.
Цепочка экспорта грецких орехов в Канаду
- В первых числах ноября цены на лущеный грецкий орех в розничных сетях Канады равнялись 22€/кг.
- При условии, что доля наценки сети в общей стоимости продукции составляет 45%, цена на входе к супермаркету составляет 12,10€/кг.
- НДС при ввозе продуктов питания в Канаду составляет 7%, или 0,79€/кг.
- Расходы на транспортировку, с учетом того, что орех может транспортироваться по воде, составляют 0,23€/кг.
5-9. Этапы 5-9 полностью повторяют соответствующие процессы при экспорте в Германию.
- Таким образом, учитывая все выше приведенные расчеты, цена не лущеного ореха в хозяйстве при экспорте в Канаду равна 5,95€/кг.
Анализ слабых мест в экспорте и производстве больших объемов овощей и фруктов в Украине
Прежде чем анализировать те факторы, которые мешают Украине наращивать урожай плодоовощной продукции, стоит решить вопрос, а целесообразно ли нашей стране делать акцент именно на увеличении объемов производства овощей и фруктов, особенно в сегодняшних реалиях сектора. Ведь, теоретически, Украина может в полной мере самостоятельно удовлетворить потребности внутреннего рынка за счет собственной продукции даже во второй половине сезона, и существенно нарастить экспортные поставки по ряду позиций.
Фактически же, по большинству видов сезонных овощей и некоторым фруктам и ягодам Украина так и остается нетто-импортером, а потребности рынка после нового года по большей мере удовлетворяются за счет импорта. В чем же заключается причина такой ситуации?
- Такая картина в отрасли объясняется невысоким качеством украинской продукции. По факту, сейчас в стране более 80% производства овощей, фруктов и ягод сосредоточено в хозяйствах населения, в мелких хозяйствах. Как результат, эти объемы не учитывают статистические данные, и кое-где реальный валовой сбор может в разы превышать те показатели, которые фиксирует Укрстат.
- В таких хозяйствах продукция в основном выращивается без особого соблюдения фитосанитарных норм, что делает невозможным экспорт производимой ими продукции. Кроме того, срок реализации в данном случае довольно ограничен, учитывая невысокое качество овощей и фруктов, а также тот факт, что хозяйства населения и мелкие фермеры обычно не имеют оборудованных хранилищ для долгосрочного хранения.
Как результат, они вынуждены реализовывать весь урожай в первой половине сезона, а большинство из них даже сбывают основные объемы непосредственно с поля по цене, которая обычно ниже чем в среднем на рынке. Поэтому, такие продажи невозможно назвать системными, что имеет достаточно негативное влияние на развитие рынка в целом.
- Даже если брать в расчет только те данные, что приводит Укрстат, доля экспорта в большинстве случаев остается достаточно несущественной, что снова объясняется недостаточно развитыми технологиями производства даже в коммерческих хозяйствах, что крайне негативно влияет на качественные характеристики продукции. Как результат, список потенциальных стран-импортеров, на рынке которых бы украинская продукция была конкурентной в плане качества, довольно ограничен, и включает в себя в основном страны бывшего Советского Союза.
- Более существенно расширить географию экспорта по большинству видов плодоовощной продукции Украина пока, к сожалению, не в состоянии. Более того, тенденций к улучшению ситуации пока не наблюдается, ведь значительная часть крупных игроков рынка не стремятся приобретать новые знания по ведущим технологиям выращивания, предпродажной доработки, упаковки и др.
- Кроме того, они не стремятся изучать потенциальные внешние рынки сбыта и менять структуру производства в соответствии с ними (просматривать сортовую структуру производства, менять культуру и прочее). Об этом свидетельствует и тот факт, что сейчас в Украине считанные хозяйства уже получили сертификаты вроде GLOBALG.A.P. Да, эти сертификаты по факту не являются обязательными для экспорта, например в страны ЕС. В то же время они являются неотъемлемым требованием большинства европейских розничных сетей и оптовых компаний.
- Еще один фактор, который тормозит развитие украинского экспорта, является практически полное отсутствие необходимой инфраструктуры для успешной международной торговли плодоовощной продукцией, а также нежелание производителей делать определенные шаги в этом направлении.
- Кроме того, значительная часть плодоовощного бизнеса пока так и остается «в тени». Ярким примером этого может служить ситуация с грецким орехом. Так, согласно официальным данным, в 2016 году Украина экспортировала лущеного и не лущеного грецкого ореха почти в 40 раз больше, чем было собрано в коммерческих хозяйствах.
Поэтому, текущее состояние плодоовощной отрасли наглядно свидетельствует о том, что Украина не наращивает свое присутствие на международной арене. В том числе из-за того, что большинство украинских производителей пока что, не готовы к экспорту. Как показывает практика, они не стремятся заключать долгосрочные контракты с иностранными партнерами, поскольку боятся потерять возможность продать по более высокой цене на внутреннем рынке, отдавая предпочтение одноразовой прибыли.
Фермеры не готовы кооперироваться для того, чтобы гарантировать стабильные объемы экспорта в течение определенного периода, тогда как большинство хозяйств самостоятельно не способны отгрузить такие объемы.
Итак, вопрос, стоит ли Украине выращивать больше овощей и фруктов пока можно считать риторическим. Тогда как для реализации экспортного потенциала страны производителям нужно еще сделать немало работы.
Сертификация
Хотя сертификация безопасности свежих овощей и фруктов и продуктов их переработки не является обязательной согласно законодательству большинства развитых стран, абсолютное большинство, импортеров и ритейлеров будет требовать ее от своих поставщиков.
Что касается свежих овощей и фруктов, импортеры зачастую требуют сертификацию согласно стандартам GLOBALG.A.P., которые регулируют все процессы производства – от посадки до момента продажи свежей продукции.
Другие стандарты, которые регулируют вопросы безопасности пищевой продукции, содержащиеся в одной из программ, признаваемых GFSI (Global Food Safety Initiative – Глобальная инициатива безопасности пищевых продуктов):
BRC (British Retail Consortium Global Standard for Food Safety – Мировой стандарт безопасности пищевых продуктов консорциума британских ритейлеров);
FSSC 22000 (Food Safety System Certification – Сертификация системы безопасности пищевых продуктов);
IFS (International Featured Standard – Специальный международный стандарт);
SQF (Safe Quality Food Program – Программа безопасности и качества пищевых продуктов).
Этот список не является полным, ведь системы сертификаций безопасности пищевых продуктов постоянно развиваются. Большинство из них основаны на существующих стандартах ISO, таких как ISO 22000, который, в свою очередь, соотносится с системой HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points – Анализ рисков и критические контрольные пункты).
Отдельно нужно отметить системы сертификации социальной ответственности бизнеса, которые сейчас приобретают все большую популярность среди импортеров развитых стран и постепенно интегрируются с требованиями к качеству и безопасности продукции. Понятие социальной ответственности бизнеса включает в себя три элемента, а именно — социальный, экологический и этический, которые соблюдаются в рамках всей цепочки поставки пищевых продуктов – от выращивания к конечному потребителю.
Эти элементы являются составляющими таких систем менеджмента, как ISO14001 (экологический менеджмент), OHSAS 18001 (системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда), ISO 26000 (руководство по социальной ответственности), SA 8000 (социальная ответственность).
Из систем сертификации социальной ответственности можно выделить две наиболее популярные, которые уже успели создать отдельные сегменты мирового продовольственного рынка. Они включают в себя сертификации Organic (органическое ведение сельского хозяйства) и Fair Trade (этическая торговля).
В то же время, вопрос социальной ответственности бизнеса поднимается и компаниями, которые не относятся к указанным выше сегментам. Такие инициативы включают, например, сертификацию UTZ (кофе, какао, чай, фундук), Rainforest Alliance, а также сертификаты, которые непосредственно относятся к торговым практикам: SMETA (Аудит этичности торговли членов SEDEX – Организации обмена данными поставщиков, которые внедрили этические нормы торговли), BSCI (Инициатива социальной ответственности бизнеса), ETI (Ethical Trading Initiative – Инициатива по этической торговле).
Кроме этических стандартов торговли, отдельное внимание заслуживает сегмент органической продукции, который в настоящее время демонстрирует довольно быстрые темпы роста в развитых странах. В 2015 г., согласно данным CBI (Центр по продвижению импорта), объем рынка органики только в ЕС вырос на 13%, достигнув 30 млрд. евро.
В 2016 г. объем рынка органической продукции в Германии (самая крупная страна-потребитель в ЕС) вырос на 10% до 9,5 млн. евро. Также высокие показатели потребления органической продукции на душу населения демонстрируют Швейцария, Дания и Швеция.
Продажа органической продукции регулируется законодательством стран-импортеров. Мощности по ее выращиванию и переработке должны быть сертифицированы аккредитованным органом, который дает разрешение на размещение логотипа «Органик» в продукции, а также логотипа владельца стандарта (например, Soil Association в Великобритании или Naturland в Германии).
Перспективным нишевым направлением может быть и возможность сертификации продукции в соответствии с правилами отдельных этнических групп населения в странах-импортерах. Чаще всего эти вопросы регулируются исламскими (Халяль) или иудейскими (Кошер) правилами производства пищевой продукции. В ЕС сертификацию Халяль предоставляет Halal Food Council of Europe, а Кошер – организация OU Kosher.
Стандарты качества в ЕС
Вопросы качества плодоовощной продукции в ЕС регулируются стандартами CODEX (Codex Alimentarius Кодекс Алиментариус), который принят Международной комиссией ФАО/ВОЗ, UNECE (United Nations Economic Commission for Europe – Европейская экономическая комиссия ООН), OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development – Организация экономического сотрудничества и развития), а также постановлениями Еврокомиссии.
Общие маркетинговые практики для плодоовощной продукции, которая импортируется в ЕС, регулируются постановлением Еврокомиссии № 543/2011 от 07.06.2011 г.
Дополнительные требования
Общие требования к безопасности пищевых продуктов:
Постановление Еврокомиссии № 178/2002 относительно общих положений, принципов, обязанностей и требований к безопасности всех продуктов питания, которые продаются на рынке ЕС.
Гигиенические требования:
Постановление Еврокомиссии № 852/2004 относительно всех аспектов гигиены в цепочке поставки продовольственных продуктов.
Участники цепочки поставки продуктов питания должны обеспечить соответствие продукции общим гигиеническим требованиям, микробиологическим критериям, температурному режиму и тому подобное. Они также должны обеспечить выполнение определенных правил, которые основываются на принципах HACCP (Hazard Analysis & Critical Control Points) в той ее части, что касается гигиены.
Инструктивный документ Еврокомиссии относительно определенных ключевых вопросов из требований к импорту и правилам ЕС по отношению к продовольственной гигиене и официальному контролю над продуктами питания.
Материалы, контактирующие с продуктами питания:
Материалы, контактирующие с продуктами питания, в частности упаковка, должны быть изготовлены таким образом, чтобы они не представляли опасность для здоровья человека.
Постановление Еврокомиссии №1935/2004 относительно материалов и предметов, контактирующих с продуктами питания.
Загрязняющие вещества:
ЕС установил пороговые значения для определенных веществ, которые могут находиться в продуктах питания (микробиологическое заражение, загрязнение, остатки пестицидов).
Постановление Еврокомиссии № 315/93 относительно загрязняющих веществ, в продуктах питания.
Постановление Еврокомиссии № 1881/2006 в отношении максимальных уровней некоторых загрязняющих веществ, в продуктах питания.
Каталог загрязняющих веществ, составленный Еврокомиссией.
RASFF (Rapid Alert System for Food and Feed – Европейская служба быстрого оповещения о загрязненности пищевых продуктов и кормов для животных).
Органическое законодательство
Постановление Еврокомиссии № 834/2007 относительно органического производства и маркировки органических продуктов.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.