Развертывание процессов деиндустриализации в Украине является следствием деградации национального промышленного потенциала, что оставляет украинскую экономику в прошлом по сравнению с высокоразвитыми странами. В то же время, восстановление промышленности сдерживает острый «инвестиционный голод», который усугубляет проблемы безработицы и эмиграции населения, консервирует низкий уровень жизни.
Преодоление системных проблем, сложившихся в украинском индустриальном секторе, требует решительного использования действенных инструментов промышленного развития, одним из которых являются индустриальные парки.
Читайте также: Путь дракона. Есть ли спасение в инвестициях
Франсис Малиж: Украина снова в первой пятерке стран по объему инвестиций ЕБРР
Как агробизнесу Украины стать привлекательным для инвестиций? Советы от Инны Метелевой
Бизнесмен Алексей Вадатурский: В Министерстве инфраструктуры нас сделали врагом №1
Цель. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе анализа международного опыта обосновать перспективные направления развития промышленного сектора Украины с использованием механизма индустриальных парков.
Метод. Методологическую базу работы сформировал комплекс взаимодополняющих методов научного исследования процессов и явлений в экономике: историко-логический метод, метод системного анализа, методы экономико-математического моделирования, компаративного и статистического анализа, общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Для проведения комплексного анализа применялись методы компьютерной обработки, анализа и отображения информации с помощью программы Microsoft Excel.
Результаты. В статье рассмотрены сущностные и экономико-правовые аспекты создания индустриальных парков как механизма формирования благоприятного инвестиционного климата с целью повышения международной конкурентоспособности и развития промышленного сектора Украины. Проанализированы передовой международный опыт использования индустриальных парков для обеспечения ускоренного роста экономики на инновационной основе. Исследованы имеющиеся предпосылки и перспективы активизации политики создания индустриальных парков в Украине.
Обоснованы законодательные инициативы по содействию открытия и запуска эффективной работы новых индустриальных парков в отечественной практике промышленного развития. Намечены меры промышленной политики, которые должны дополнить существующие законодательные нормы и инициативы по развитию в Украине сети индустриальных парков. Представлены результаты экономико-математического анализа воздействия индустриальных парков на основные макроэкономические показатели Украины:
валовой внутренний продукт, внешнюю торговлю, уровень занятости населения, объемы промышленного производства.
Ключевые слова: индустриальный парк; технопарк; свободные (специальные) экономические зоны; промышленная политика; инвестиционный климат; инженерно-транспортная инфраструктура.
Вступление
Недостаточно управляемы, а иногда и хаотические процессы перехода к рыночным отношениям и интеграции в мировое хозяйство на протяжении последних десятилетий имели следствием стремительную деиндустриализацию отечественной экономики. Так, по оценкам Всемирного банка, доля промышленности в ВВП Украины сократилась с 43,5% в 1992 г. до 14,2% в 2016 г.
В отличие от ряда развитых стран, где уменьшение доли промышленности в структуре экономики происходило постепенно, сопровождаясь переносом производственных мощностей в страны с более дешевой рабочей силой, и в целом показало переход к постиндустриальной стадии развития. В Украине деиндустриализация стала проявлением деградации национального промышленного потенциала, что отбросило отечественную экономику на десятилетия назад по сравнению с исходными позициями.
Восстановление украинской промышленности сдерживает острый «инвестиционный голод», который стимулирует безработицу и эмиграцию, консервирует бедность населения.
Прямые иностранные инвестиции на душу населения в Украине в 2016 г. составили 1,08 тыс. долл., в Беларуси – 2,0 тыс., Грузии – 3,5 тыс., Польше – 4,8 тыс., Казахстане – 7,3 тыс., Чехии – 10,9 тыс.
Отечественный инвестиционный климат имеет много серьезных недостатков, а по привлекательности налоговой системы Украина вообще занимает одно из последних мест в мире: 133 из 138. По уровню развития экономики (ВВП на душу населения) наша страна отстает от стран ЕС уже в 5 раз, хотя в 1990 г. это различие было вдвое меньше.
В этих условиях движение по инерции является приговором отечественной экономике. Исправление сложившейся ситуации требует решительного использования действенных инструментов промышленного развития, одним из которых являются индустриальные парки.
Научные исследования особенностей функционирования индустриальных парков в Украине и мире проводились рядом отечественных ученых, среди которых следует выделить разработки И.Ю. Егорова, И.Ю. Гужвы, В.Г. Панченко Л.И. Федуловой, Ю.В. Чичиренка, экспертов Национального института стратегических исследований.
Указанными учеными основательно раскрыта актуальность проблемы создания и организации деятельности индустриальных парков как инновационной структуры для обеспечения развития промышленного производства, разработаны модели принятия управленческих решений по созданию индустриального парка, всесторонне рассмотрены направления государственной поддержки индустриальных парков.
Отдавая должное существующим наработкам, следует подчеркнуть, что разработка новых законодательных инициатив по повышению инвестиционной привлекательности отечественных индустриальных парков обусловливают необходимость дальнейших исследований в данном направлении.
Цель статьи
Целью исследования является обоснование на основе анализа международного опыта, перспективных направлений развития промышленности Украины с использованием механизма индустриальных парков.
Изложение основного материала исследования Индустриальные парки – это специальные промышленные территории, как правило, с подготовленной инженерно-транспортной инфраструктурой, набором необходимых сервисов, упрощенными регуляторными процедурами и пакет инвестиционных стимулов для производственных и научно-исследовательских предприятий.
Это проверенный временем и международным опытом механизм индустриализации экономики, привлечения инвестиций, увеличения занятости населения, сбалансированного регионального развития, поддержки местных производителей, содействие малому и среднему предпринимательству.
Первые индустриальные парки были созданы в Западной Европе и США еще в конце XIX – начале XX столетия. Первым в мире открыт Траффордский индустриальный парк (Trafford Park), который был начат компанией «Shipcanal and Docks» близ Манчестера в 1896 г. В США, первый индустриальный парк появился возле Чикаго в 1907 г. Через полвека этим опытом воспользовались Азиатские Тигры. В 1951 г. в Сингапуре появился первый в Азии индустриальный парк.
Несмотря на более чем 100-летнюю историю, индустриальные парки как инструмент экономического развития полезны и в современном мире. По состоянию на сегодня в мире функционирует 15 тыс. индустриальных парков Они стали фактором ускоренного экономического развития Западной Европы и США 50-100 лет назад, стран Азии 30-50 лет назад, стран Восточной Европы и других успешных соседей, таких как Турция, 10-20 лет назад.
В частности, в Польше по состоянию на сегодня на территории 14 специальных экономических зон (СЭЗ) функционирует 77 индустриальных и технологических парков. Соответствующее законодательство, регулирующее деятельность таких зон, было разработано еще в 1994 году – «The Polish Act of 1994 on Special Economic Zones». Первая специальная экономическая зона в Польше была создана в 1995 г. (Mielec SEZ).
Предпосылками ее создания были: безработица в регионе на уровне 20 % и избыток производственных фондов реорганизованного предприятия PZL Mielec. Уже в 2001 г. это позволило создать более 5,6 тыс. рабочих мест, число которых сегодня выросло до 20 тысяч. Все остальные польские СЭЗ были основаны во второй половине 1990-х гг., благодаря чему в течение следующих 10 лет реальный ВВП, в стране вырос на 50 %, а экспорт увеличился почти втрое.
В 2002-2016 гг. в Турции было создано 284 индустриальные парки или так называемые организованные промышленные зоны, 206 из которых общей площадью более 58 тыс. га уже начали функционировать. За этот период промышленные парки были созданы и функционируют практически во всех регионах страны с различным уровнем экономического развития и рассматриваются инвесторами как одни из наиболее привлекательных среди других стран Ближнего Востока.
Индустриальные парки стали важным инструментом привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Турцию. За период 1995-2017 гг. более 80% ПИИ в стране были сосредоточены именно в них. Сейчас в индустриальных парках Турции действуют более 45 тыс. компаний-резидентов, которые создали около 900 тыс. рабочих мест. Как следствие, ВВП и экспорт страны в указанный период выросли более чем в 3 раза. А в 2013 г. Турция, которая до этого десятилетиями была должником МВФ, вернула этой организации последний транш, полностью погасив свою задолженность.
Однако турецкие власти не намерены останавливаться на достигнутых результатах, на сегодня запланировано построение целых промышленных городков, для одного из которых, в частности, будет создан целый искусственный остров в акватории Черного моря возле побережья провинции Трабзон в рамках программы развития промышленности страны.
Турция заинтересована в строительстве пяти индустриальных городков в разных провинциях страны, которые будут способствовать росту экономики. Ожидается, что их запуск позволит снизить чрезмерный импорт и даст импульс развитию местной промышленности.
По оценкам турецких экспертов, коэффициент доходной части реализации проекта по строительству новых индустриальных городков составляет 1:5 по отношению к государственным инвестициям в развитие соответствующей инфраструктуры. Соответственно, в упомянутом случае государство настроено инвестировать в строительство аэропортов, гостиниц, торгово-производственной и социальной инфраструктуры, развитие медицины, образования на уровне 25 млрд. долл.
Для развития технологий и запуска серийного масштабного производства предполагается привлечение дополнительных частных инвестиций на уровне 2 млн. долл. на 1 га промышленно-производственной территории.
Наряду с индустриальными парками в Турции успешно функционируют и технологические парки, принципиальным отличием которых является акцент на поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с целью доведения научных идей в стадию промышленного образца и их дальнейшей коммерциализации.
Это достигается созданием на территории технопарков и бизнес-инкубаторов, в которых соответствующие идеи в сфере высоких технологий проходят все этапы развития: от задумки до массового производства конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
В Турции на сегодня создано 63 технопарки, 50 из которых уже функционируют, а остальные находятся на разных стадиях сооружения. С целью обеспечения эффективного использования научно-технического потенциала в промышленной сфере участникам турецких технопарков предоставляются следующие преференции:
– прибыль, полученная от разработки программного обеспечения, НИОКР и проектных мероприятий, освобождается от налога на прибыль и корпоративных налогов;
– продажа прикладного программного обеспечения (в частности, для управления системой, управления данными, бизнес-приложения, Интернета, мобильных телефонов и военного управления), произведенного исключительно в технопарках, освобождается от налогообложения НДС;
– заработная плата сотрудников НИОКР и вспомогательного персонала, занятых в технопарках, освобождается от всех налогов. Количество обслуживающего персонала, на который распространяется норма, не может превышать 10 % от количества работников НИОКР;
– 50% доли работодателя в выплате социального страхования уплачиваются правительством;
– участники технопарков освобождаются от пошлины на импортируемую продукцию и других сборов в рамках исследовательских и проектных программ.
В Китае первые специальные экономические зоны были созданы еще в 1980 г. И уже по состоянию на 2006 год там функционировало 54 национальные зоны технологического развития, по сути индустриальных парков, которые уже тогда формировали почти 5% ВВП страны, аккумулировали около 22% прямых иностранных инвестиций и генерировали 15% товарного экспорта. Сегодня 5% ВВП Китая генерируют индустриальные парки, где работает около 4 млн. человек.
Чехия ввела государственную программу развития индустриальных парков в 1998 г. В течение 7 лет было создано около сотни индустриальных парков, инвесторы вложили в новые производства более 9 млрд. евро, создали 70 тыс. рабочих мест. В 1990 г. по реальному ВВП на душу населения Чехия опережала Украину в 2 раза, сегодня она опережает Украину по этому показателю уже в 4 раза.
Необходимо отметить, что осознание роли государства в развитии индустриальных парков постепенно менялось с пассивного – простого предоставления инфраструктуры, на активное – предоставление различных стимулов и преференций участникам индустриальных парков на местном и общенациональном уровнях. Основные стимулы, которые используются в международной практике для индустриальных парков, содержащих:
– кредиты по специальным льготным ставкам;
– освобождение от налогов и пошлин;
– субсидирование аренды;
– предоставление земли на льготных условиях;
– субсидирование тарифов на электричество и воду;
– преференциальные тарифы на телекоммуникационные услуги;
– упрощенные регуляторные процедуры, единственное окно;
– коллективное использование услуг и активов;
– создание жилищной и коммунальной инфраструктуры для работников.
Безусловно, каждая страна при этом имеет свою специфику в обеспечении благоприятных условий хозяйственной деятельности участников индустриальных парков. В частности, в Польше производители в индустриальных парках, расположенных в СЭЗ, могут получить освобождение от уплаты корпоративного налога или налога на доходы физических лиц, частичное освобождение от налога на имущество.
Кроме того, в Польше существует поддержка создания новых рабочих мест – размер зависит от проекта и может достигать 15,6 тыс. злотых (4 тыс. долл.) за одно рабочее место. Также существует поддержка учебных программ, направленных на повышение квалификации персонала – максимальная сумма компенсации 70%.
В Чехии производители в индустриальных парках по разным программам могут получить освобождение от уплаты корпоративного налога на срок до 10 лет и на 5 лет освобождение от налога на имущество. Кроме того, государство предоставляет гранты до 300 тыс. крон (12 тыс. долл.) за создание нового рабочего места на территории индустриального парка.
В Беларуси производители в индустриальных парках на десять лет освобождены от уплаты корпоративного налога, налога на недвижимость и земельного налога. На следующие десять лет применяется половинная ставка этих налогов. Среди других стимулов – освобождение от импортного НДС и пошлины на оборудование и комплектующие, льготная ставка по налогу на доходы физических лиц (работников), льготы по социальным взносам, освобождение от обязательной продажи валютной выручки и компенсационных выплат за вредное воздействие на окружающую среду.
В Македонии производители в индустриальных парках на десять лет вообще освобождаются от уплаты корпоративного налога, НДФЛ, НДС, налога на недвижимость и акцизов. Кроме того, такой инвестор имеет право ввозить сырье и оборудование на территорию ИП без уплаты каких-либо пошлин.
В Украине действующее законодательство об индустриальных парках предоставляет крайне незначительные преимущества их участникам, явно недостаточные для того, чтобы этот механизм смог стать катализатором развития отечественной экономики.
В частности, законом «Об индустриальных парках» среди преференций резидентам парков предусмотрено только целевое финансирование на безвозвратной основе и предоставление беспроцентных кредитов для обустройства индустриальных парков, а также освобождение участников парков от долевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта. Безусловно, столь мизерная поддержка не идет ни в какое сравнение с вышеупомянутыми практиками стран мира по стимулированию промышленного развития через индустриальные парки.
Как следствие, хотя на сегодня в Украине в Реестр индустриальных (промышленных) парков МЭРТ и включено 28 парков общей площадью почти 1,5 тыс. га, однако в 6 из этих парков до сих пор даже не избрали управляющую компанию. Очевидно, что без надлежащего пакета стимулов отечественные индустриальные парки в основном не будут способны привлекать хоть какие-то инвестиции и будут существовать в состоянии анабиоза.
Исключение могут составлять лишь те индустриальные парки, развитию которых будет способствовать местная и центральная власть. Например, на создание и обустройство индустриального парка «Industrial Forpost» в г. Днепре из местного и государственного бюджета предполагается выделить по 10 % от запланированного объема инвестиций, что в дальнейшем будет способствовать инвестиционным поступлениям от частных компаний. По инициативе органов местного самоуправления, участники парка также будут освобождаться от уплаты земельного налога и НДС.
Ожидается, что предоставление таких условий позволит восстановить деградированную промышленную территорию города путем размещения на территории ИП производства электрических машин. Изготовление дронов, робототехники и прочей продукции машиностроения для отслеживания средств наземного транспорта, наблюдения за нижними слоями атмосферы и нужд агропромышленного комплекса.
Электрического оборудования и оборудования (изготовление аккумуляторных батарей длительного срока действия), инновационного производства металлургической продукции (изготовление легких и сверхпрочных металлических сплавов с использованием нанодисперсных примесей), производства различной минеральной продукции (изготовление пеностекла с высоким уровнем прочности и теплопроводности), предоставление компьютерных услуг (разработка автоматизированных систем управления и программного обеспечения для нужд производственных предприятий).
На территории парка «Industrial Forpost» также предполагается создание бизнес -инкубатора и открытие выставочного центра с целью инфраструктурного обеспечения благоприятных условий для научно-исследовательской и выставочно-ярмарочной деятельности участников индустриального парка и их потенциальных партеров по кооперации.
По оценкам инициаторов создания ИП, открытие «Industrial Forpost» позволит привлечь более 147,5 млн. долл. инвестиций, благодаря чему в течение 2020-2024 гг. будет создано около 2500 тыс. рабочих мест, а ВВП дополнительно вырастет на 0,92 процентных пункта или на 859,6 млн. долл.
При этом около 700 млн. долл. из них составит валовой продукт самого ИП, а остальные – валовой продукт других экономических агентов-резидентов Украины, деловая активность которых возрастет благодаря сотрудничеству с участниками и управляющей компанией парка. Объемы промышленного производства дополнительно увеличатся на 2,24%, сектора услуг – на 0,90%, сельскохозяйственного сектора – на 0,14%.
Наибольший рост ожидается в металлургической отрасли – 6,09%, производстве машин и оборудования – 4,85%, электрического оборудования – 4,58%, продукции машиностроения – 3,83%. Заметный рост ожидается также в секторе транспортных и телекоммуникационных услуг – более 1%.
Однако следует принципиально отметить, что далеко не все города Украины имеют такой мощный потенциал поддержки индустриальным паркам за счет местного бюджета, как г. Днепр, в связи, с чем перспективы запуска «Industrial Forpost» являются скорее исключением из общей тенденции функционирования ИП в качестве механизма привлечения инвестиций в отечественное промышленное развитие.
С целью превращения индустриальных парков в реальный механизм развития промышленности в Украине в первом чтении был принят за основу законодательный пакет (№№2554а-д и 2555а-д), который вводит налоговые и таможенные инвестиционные стимулы для новых отечественных производств через механизм индустриальных парков. Из всего арсенала стимулов, используемых в международной практике, законопроекты 2554а-д и 2555а-д предусматривают лишь несколько налоговых преференций, среди которых:
– освобождение на 5 лет от налога на прибыль и на следующие 5 лет половинная ставка (9 %) и только при условии реинвестирования этих средств, в развитие производства;
– освобождение от ввозной пошлины на оборудование для обустройства и осуществления хозяйственной деятельности в рамках ИП;
– рассрочка на 5 лет импортного НДС на оборудование для обустройства и осуществления хозяйственной деятельности в рамках ИП;
– возможность получения фискальных стимулов по налогу на недвижимое имущество, земельного налога и арендной платы за пользование земельным участком государственной или коммунальной формы собственности, на которой создано ИП, по решению местной власти.
Вместе с этим, законопроекты 2554а-д и 2555а-д содержат четкие нормы прямого действия, которые требуют:
– осуществление профильной производственной и научно-исследовательской деятельности;
– легальную занятость – участник ИП должен нанять, по меньшей мере, 30 сотрудников;
– среднюю зарплату не менее 3-х минимальных зарплат, то есть более 11,1 тыс. грн.
Вступление в силу этих законодательных инициатив, введение соответствующего пакета стимулов должны стать первым шагом на пути к развитию сети реально действующих отечественных индустриальных парков.
В дальнейшем в Украине необходимо приложить намного больше усилий, чтобы создать равные условия для инвесторов в сопоставлении со странами-конкурентами, где существует возможность привлекать кредиты под 2% годовых, где уже есть сети индустриальных парков и СЭЗ с налоговыми каникулами и преференциями.
Где новым инвесторам и работодателям предоставляют бюджетные компенсации за создание рабочих мест до 50% капитальных затрат, где промышленникам с 30-процентной скидкой от рыночной стоимости продают электричество и газ, где внутренние производители надежно защищены от серого импорта, где земля под производство предоставляется практически на безвозмездной основе.
Бесспорно, выравнивать конкурентные условия по привлечению промышленных инвестиций относительно других страны возможно различными инструментами. Один из них заключается в том, чтобы изменять инвестиционные условия сразу в масштабе всей страны для всех отраслей или для отдельной отрасли. Другой – в том, чтобы создавать «точки роста», как те же индустриальные парки. Последний подход («точки роста») отличается от первого (экстерриториального) тем, что он:
– более «сфокусирован» на развитие, ведь в парках стимулируется только самая полезная для страны производственная и научно-исследовательская деятельность, а не торговля или добыча полезных ископаемых;
– наиболее безопасный метод с фискальной точки зрения, ведь не создает серьезных угроз вымывание налоговой базы, что часто в условиях несовершенного контроля со стороны государства является побочным эффектом первого подхода (экстерриториального).
В пользу избрания стратегии промышленного развития через индустриальные парки свидетельствует также то, что они являются инструментом экономической политики горизонтального воздействия, где инвестиционные стимулы предусмотрены не для какой-то отдельной отрасли, а для всей перерабатывающей промышленности (кроме производства алкоголя и табачных изделий), научно-исследовательской деятельности и деятельности в сфере ИТ.
Нет никакой избирательности по отраслям производства. Речь идет о пищевой промышленности, фармацевтике, легкой промышленности, металлургии, машиностроении, вагоностроении, судостроении, приборостроении, автомобильной, авиационной, оборонной промышленности и тому подобное. При этом добывающая промышленность не получит никаких инвестиционных стимулов.
Гарантией этого является принятие закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения регуляторных барьеров для развития сети индустриальных парков в Украине», что удалил добывающую промышленность из перечня видов деятельности, которыми разрешено заниматься на территории украинских ИП.
Следовательно, отечественная экономика обладает колоссальным потенциалом активизации промышленного развития через механизм индустриальных парков в условиях реализации пакета реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности ИП. Учитывая существующие проблемы в отечественной практике хозяйственной деятельности, неотложными мерами содействия развития индустриальных парков, которые должны дополнить предусмотренные законопроектами 2554а-д и 2555а-д инициативы, по нашему мнению, являются следующие:
– стимулы для реинвестирования прибыли в промышленность и науку – 200 % амортизация необоротных активов производственного и научного назначения для предприятий индустриальных парков;
– освобождение от уплаты земельного налога земель промышленности на условиях направления «высвобожденных» средств на модернизацию и развитие производства;
– государственная финансовая поддержка высокотехнологического производства и не сырьевого экспорта за счет 3%-го промышленно-сырьевого сбора с экспорта необработанного промышленного сырья;
– бесплатное присоединение к инженерным сетям для резидентов ИП за счет инвестиционной составляющей тарифа;
– доступные долгосрочные кредиты производителям и предпринимателям – создание банка восстановления и развития с привлечением средств международных финансовых организаций для предоставления дешевых и «длинных» кредитов промышленным производителям;
– финансовая поддержка не сырьевого экспорта – запуск экспортно-кредитного агентства для страхования и гарантирования экспортных контрактов и частичной компенсации процентов по экспортным кредитам производителей;
– предоставление преимущества украинской продукции при государственных закупках – реализация программы разумного импортозамещения в публичном секторе экономики согласно закону «Покупай украинское, плати украинцам!»;
– реализация масштабных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, энергетики, промышленности, (в том числе по модели государственно-частного партнерства с привлечением национальных и иностранных стратегических инвесторов).
Реализация комплекса вышеуказанных промышленных реформ уже в среднесрочной перспективе будет способствовать созданию до 100 индустриальных парков во всех регионах Украины, в которые может быть привлечено более 10 млрд. долл. внутренних и иностранных инвестиций.
Так, Западный регион имеет значительный потенциал открытия индустриальных парков, которые объединят предприятия деревообрабатывающей, мебельной, целлюлозно-бумажной отраслей в условиях действия моратория на экспорт необработанной древесины и надлежащего упорядочения внутреннего рынка лесоматериалов.
На Причерноморском направлении ИП могут дать толчок возрождению отечественного судостроения. В Подольском регионе ИП могут стать катализатором развития пищевой промышленности Украины. В центрально-восточных областях ИП позволят привлечь необходимый объем инвестиций для возрождения отечественного вагоностроения, аэрокосмической отрасли, металлургического сектора и тому подобное.
Результаты экономико-математического моделирования в GTAP указывают, что привлечение 10 млрд. долл. инвестиций благодаря реализации предложенных инициатив по указанным секторам экономики будет способствовать росту объемов промышленного производства в Украине в среднесрочной перспективе на 62,7%.
В частности, в пищевой промышленности – на 48,4%, металлургии – на 53,4%, химической отрасли – на 63,7%, транспортных средств и запчастей к ним – на 79,5%, в производстве машин и оборудования – на 80,1%, деревообрабатывающей отрасли – на 84,4% и росту его доли в ВВП с нынешних 14,2% до 20,1%.
Строительный сектор Украины вырастет на 15,2%. ВВП при этом увеличится на 14,6% (дополнительные 1,5 процентных пункта роста в год), экспорт продукции перерабатывающей промышленности возрастет на 73,0%, а ее доля в общем объеме товарного экспорта с нынешних 15,9% до 21,5%.
Перераспределение международных потоков ресурсов и капитала в пользу Украины будет способствовать росту общих объемов доходов отечественных производителей на 5,7 млрд. долл., а сбережений, что могут быть реинвестированы в дальнейшее развитие, на 1,8 млрд. долл. Таким образом даже с учетом всех предоставленных налоговых преференций, поступления в бюджеты всех уровней, в конечном итоге увеличатся на 1,02 млрд. долл. Уровень безработицы населения снизится на 2,7 п.п.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Международный опыт показывает важную роль деятельности индустриальных парков в обеспечении опережающего развития экономики в определенных странах мира. Отсутствие надлежащих, законодательно установленных инвестиционных стимулов обусловливает низкую эффективность функционирования индустриальных парков в Украине на текущем этапе.
Однако имплементация промышленного пакета реформ, направленного на приближение привлекательности условий хозяйственной деятельности в индустриальных парках Украины до уровня стран-соседей (Турции, Польши), позволит осуществить инвестиционный скачок, что преодолеет существующие тенденции деиндустриализации и деградации промышленного потенциала, и обеспечит ряд положительных системных эффектов, среди которых:
рост уровня занятости и уменьшение оттока квалифицированных кадров за рубеж;
рост реальных доходов населения, увеличение не сырьевого выпуска и экспорта;
увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и финансирование социальных инициатив;
вхождение Украины в клуб промышленно развитых стран и долгосрочная макрофинансовая стабилизация.
Первоочередным шагом на пути превращения индустриальных парков в реально работающий механизм промышленного развития в Украине является принятие общего законодательного пакета (№2554а-д и №2555а-д), который вводит налоговые и таможенные инвестиционные стимулы для новых производств, в рамках индустриальных парков.
Однако широкомасштабная реиндустриализация национальной экономики на современной технологической основе возможна только при «выравнивании» привлекательности условий хозяйственной деятельности в индустриальных парках Украины и стран-соседей. Это требует принятия комплексного промышленного пакета реформ, который будет содержать стимулы для реинвестирования прибыли в промышленность и науку.
Освобождение от уплаты земельного налога земель промышленности, бесплатное присоединение к инженерным сетям (за счет инвестиционной составляющей тарифов), открытие банка развития и экспортно-кредитного агентства, предоставление преимущества украинской продукции при государственных закупках и реализации масштабных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства.
Украина имеет колоссальный потенциал активизации промышленного развития через механизм индустриальных парков. Формирование и реализация комплексной промышленной политики по вышеуказанным направлениям будет способствовать открытию около 100 отечественных индустриальных парков, к которым будет привлечено более 10 млрд. долл. инвестиций с соответствующими отраслевыми приоритетами (пищевая, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная, машиностроительная, аэрокосмическая, металлургическая и т.п.) и с оптимальной региональной диверсификацией.
Это позволит кардинально изменить к лучшему социально-экономическую траекторию страны в терминах ключевых макроэкономических показателей: ВВП, инвестиций, занятости, доходов населения, выпуска, экспорта.
Автор: Виктор Галасюк, кандидат экономических наук, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства, президент Украинской ассоциации Римского клуба.
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 28, №1 (2018) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.