Статья посвящена вопросам формирования и функционирования инновационных практик социальной работы в Украине. Ее целью является выявление лучших образцов инновационных практик социальной работы с уязвимыми группами граждан в государстве и анализ возможностей их дальнейшего применения.
Актуальность исследования обусловлена гуманностью подходов к построению взаимоотношений между человеком и системой социальной защиты. Появлением на государственном уровне требований к качеству социальных услуг, которые сказываются на деятельности социальных служб, создавая определенные новые образцы работы с социально уязвимыми группами граждан, а также остротой и нерешенностью ряда социальных проблем, связанных с социальной защитой уязвимых групп населения.
Для реализации указанной выше цели использованы такие общенаучные методы как обобщение, аналогия, логический анализ.
Инновационные практики – это практики в сфере социальной работы, которые возникли, как новые способы удовлетворения актуальных потребностей клиентов социальных служб и направлены на достижение максимально эффективного результата как в решении конкретных проблем лиц, нуждающихся в поддержке, так и социальных проблем общества в целом.
Автор предлагает алгоритм формирования инновационной практики социальной работы с уязвимыми группами, который охватывает все этапы от выявления потребности в такой практике до начала ее функционирования. Установлено, что наиболее распространенными среди инновационных практик в сфере социальной работы в Украине являются кейс-менеджмент и интегрированные социальные службы.
Проанализирована специфика этих практик, определены и обоснованы пути их дальнейшего развития. Обе практики доказали свою результативность и гибкость в решении конкретных социальных проблем, а потому в ближайшем будущем ожидается расширение возможностей их применения, в том числе и в условиях вновь созданных территориальных общин.
Вместе эти практики могут обеспечить высокую эффективность работы отечественной системы предоставления социальных услуг и повысить профессиональный уровень социальной работы.
Ключевые слова: социальная работа, инновационные практики, кейс-менеджмент, интегрированные социальные службы.
Постановка проблемы и актуальность. Функционирование любой сферы жизнедеятельности общества рано или поздно требует внедрения инновационных практик деятельности для обеспечения ее нормального развития. Не исключением является и сфера социальной работы.
Изменение общественных взглядов на основные потребности современного человека, гуманность в подходах к построению отношений между человеком и системой социальной защиты, появление на государственном уровне требований к качеству социальных услуг сказываются на деятельности социальных служб, создавая определенные новые образцы работы с социально уязвимыми группами граждан.
В то же время острота и нерешенность ряда социальных проблем, которые негативно влияют на достижение устойчивости развития государства, а также ограниченность ресурсов, которые могут быть использованы с целью минимизации разрушительных последствий этих проблем, становятся причинами поиска инновационных решений для системы социальной защиты. Именно так создается основа для появления инновационных практик социальной работы с уязвимыми группами.
Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты практик работы с уязвимыми группами, в частности инновационных практик, рассматривали многие исследователи. Среди которых А. Гоней (A. Нопау), О. Давидюк (O. Davydyuk), К. Дубич (K. Dubych), С. Крупа (S. Krupa), О. Макарова, Л. Черенько (L. Cherenko), В. Новиков (V. Novikov), К. Ньюмен (K. Newman).
Вопросы кейс-менеджмента как инновационной практики работы с уязвимыми группами рассматривали P. Беркер (R. Barker), В. Вандерплассчен (W. Vanderplasschen), А. Савчук (O. Savchuk), О. Галай (O. Halay), Л. Паттони (L. Pattoni). Налаживание работы интегрированных социальных служб изучали О. Безпалько (O. Bezpalko), И. Зверева (I. Zvereva), В. Кузьминский (V. Kuzminskiy), Г. Кучер (H. Kucher), Ю. Попик (Yu. Popyk), (Т. Svitlychna).
Несмотря на высокую научную ценность их исследований, инновационные практики работы с уязвимыми группами в основном продолжают формироваться в виде единичных инициатив преимущественно на низовых уровнях, которые не всегда возможно отследить для дальнейшей систематизации.
В Украине вопросы инновационных практик социальной работы начали освещать в 2006г. Украинский фонд социальных инвестиций рассматривал инновационные практики как модели работы с уязвимыми группами в конкретных организациях. В течение 2006-2007 гг. этот фонд издал три тома сборника «Инновационные модели социальных услуг».
Проекты Украинского фонда социальных инвестиций, посвященные лучшим тогдашним отечественным практикам предоставления социальных услуг детям-сиротам, детям с инвалидностью, женщинам, которые стали жертвами насилия, лицам с инвалидностью, лицам пожилого возраста, гражданам, вернувшимся из заключения, семьям и детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, лицам, находящимся в хосписах, бездомным и беспризорным лицам.
Представленные модели даже в 2020 г. не теряют актуальности и могут быть образцами для создания аналогичных социальных услуг государственными и общественными организациями или совершенствования услуг, которые уже существуют.
Новизна работы заключается в определении и обосновании алгоритма формирования инновационных практик социальной работы в современных условиях.
Целью статьи является выявление лучших образцов инновационных практик социальной работы с уязвимыми группами в Украине и анализ возможностей их дальнейшего применения.
Методы исследования: обобщение и аналогия, логический анализ.
Изложение основного материала исследования. Под инновационными практиками работы понимаем практики в сфере социальной работы, которые возникли, как новые способы удовлетворения актуальных потребностей клиентов социальных служб и направлены на достижение максимально эффективного результата как в решении конкретных проблем лиц, нуждающихся в поддержке, так и социальных проблем общества в целом.
Такие практики должны охватывать все уязвимые группы населения в Украине: лиц с инвалидностью, граждан пожилого возраста, которые нуждаются в поддержке, внутренне перемещенных лиц, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, участников АТО (ООС), безработных, лиц без постоянного места жительства.
Особенностью инновационных практик работы с уязвимыми группами является то, что они не ограничиваются конкретными организационными формами или методами работы, то есть могут существовать в виде программ или проектов, которые реализуются в пределах четко определенного периода или в виде услуг, которые предоставляют социальные службы на постоянной основе.
Стоит отметить, что понятие «инновационная практика работы с уязвимыми группами» является в определенной степени относительным и соответствующим национальным особенностям социальной работы и оказания социальных услуг. Практику, уже привычную для одной страны, в другой стране в адаптированном к локальным условиям виде можно рассматривать как инновационную.
Формирование инновационной практики работы с уязвимыми группами происходит в несколько этапов. От оценки потребности в определенной инновации до ее реализации в практической деятельности социальных служб. Первым этапом формирования инновационной практики работы с уязвимыми группами является оценивание их неудовлетворенных потребностей.
После получения оценки потребностей важно сформировать реалистичные представления о том, могут ли выявленные потребности быть удовлетворены с помощью имеющихся традиционных практик работы, а также – достаточно ли для этого ресурсов у социальных служб (либо общественных, благотворительных или волонтерских организаций), которые потенциально могут реализовать инновацию.
Анализ возможностей внедренных практик и достаточности ресурсов для удовлетворения потребностей уязвимых групп населения приводит к таким вариантам результатов: выявление, что материальных ресурсов в социальных службах и возможностей традиционных практик достаточно или недостаточно (достаточно лишь частично), или выявлено, что необходимые практики или ресурсы отсутствуют.
Если выяснено, что ресурсов социальных служб и возможностей имеющихся практик недостаточно или нет, субъект, который имеет намерение реализовать инновационную практику, осуществляет поиск надежных источников информации для формирования практического подхода к работе с уязвимыми группами.
Такими источниками, как правило, являются предложения органов власти, общественных, волонтерских и благотворительных организаций, научных работников по осуществлению социальной работы, опыт других стран в удовлетворении аналогичных потребностей уязвимых групп, лучшие практики отечественных организаций в решении аналогичных вопросов.
На основе полученной информации разрабатывают практический подход к работе с уязвимыми группами и механизмы его имплементации в деятельность социальных служб и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Практические подходы к созданию инновационных практик работы с уязвимыми группами должны демонстрировать:
1) конкретные способы решения проблем,
2) обеспечение соблюдения интересов уязвимых групп,
3) финансовую целесообразность.
Механизмы имплементации практического подхода предусматривают решение организационных вопросов, в частности: какие специалисты необходимы для внедрения инновационной практики, какие органы или организации будут отвечать за внедрение практики, нужно ли дополнительно обучать специалистов, сколько финансовых ресурсов нужно и тому подобное.
После решения этих вопросов начинается этап поиска ресурсов для реализации сложившегося подхода на практике. Ресурсами являются государственное финансирование, спонсорские средства, благотворительные взносы, средства от оплаты платных социальных услуг, материальные ресурсы (помещение, оборудование, технические возможности).
Во время поиска ресурсов целесообразным может стать использование механизма государственно-частного партнерства как формы соглашения между государственным и частным секторами, что предполагает использование ресурсов частного подрядчика (деньги, оборудование, технология, опыт и тому подобное) и перевода на него ключевых рисков (проект, строительство, эксплуатация).
А также сравнительно новой бюджетной технологии – «государственного задания», сферой применения которого является формирование проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг государственными учреждениями социальной инфраструктуры.
На завершающем этапе формируется функциональная инновационная практика.
Итогом совершенствования традиционной практики становится появление инновационной практики, что позаимствовала преимущества традиционной практики, признанной успешной, но отражает эти преимущества другими, новыми способами.
Так же как и оценка потребностей уязвимых групп, анализ возможностей имеющихся практик и ресурсов у социальных служб для удовлетворения этих потребностей будет более точным и полным на местном уровне или уровне общины, где легче собрать информацию о ресурсах государственных служб и негосударственных организаций – поставщиков социальных услуг.
Несколько иначе ситуация выглядит, если обнаружено достаточное количество материальных ресурсов у социальных служб и достаточные возможности традиционных практик удовлетворить неудовлетворенные потребности уязвимых групп. Разумеется, в таком случае надо проанализировать необходимость усовершенствования традиционной практики.
Если практика функционирует хорошо, то есть охватывает всех, кто нуждается в поддержке и имеет на нее право, характеризуется высоким уровнем удовлетворенности в ней уязвимыми группами и в достаточной степени решением проблем этих групп, то такая практика вряд ли нуждается в существенных усовершенствованиях.
С внедрением инновационных практик работы с уязвимыми группами связаны и определенные трудности, основными из которых является сложность поиска ресурсов для реализации на практике разработанных подходов и обобщения этих практик для дальнейшей разработки инноваций.
Сложность обобщения инновационных практик обусловлена их обилием в разных странах и организационной разрозненностью, особенно тех практик, которые работают на низовом уровне.
Кроме того, инновационные практики работы с уязвимыми группами охватывают многие вопросы, которые нельзя объединять, что тоже затрудняет их систематизацию. Именно поэтому надо рассмотреть некоторые конкретные инновационные практики работы с уязвимыми группами, которые уже функционируют в Украине и, вероятно, будут распространяться.
Кейс-менеджмент. В социальной работе кейс-менеджмент определяют как метод, который предусматривает оценку ситуации и потребностей клиента, определение целей и планирование мероприятий для их достижения, мониторинг и оценку результатов работы. Целью кейс-менеджмента является повышение качества и обеспечение экономически обоснованной стоимости нужных услуг, а также предоставление необходимой получателю индивидуальной поддержки для продления жизни в собственной общине.
Профессиональная деятельность кейс-менеджера охватывает различные направления работы с уязвимыми группами, касающимися старения населения, поведенческого здоровья (проблемы психического здоровья, злоупотребления химическими веществами), защиты детства, инвалидности, обучения, в том числе инклюзивное обучение, обучение в течение жизни. Трудоустройство, медицинский уход (амбулаторный уход, специализированная медицинская помощь, реабилитация, программы страхования), миграция и поиск убежища, услуги для ветеранов и военнослужащих и тому подобное.
Кейс-менеджеры работают в государственном и общественном секторах, в городской и сельской местности и предоставляют услуги в учреждениях и организациях по месту жительства клиентов, контактируя с ними лично, по телефону или с применением электронной связи. Работа этих специалистов финансируются за счет самих организаций, где они работают, государственных средств, программ страхования, грантов, финансирования деятельности третьими лицами, или за счет средств самих клиентов.
Метод кейс-менеджмента обеспечивает возможность социальным работникам и другим специалистам, которые работают в одной или нескольких организациях, координировать усилия в работе с конкретным случаем. В рамках этого случая услуги могут быть предоставлены клиенту в одной или нескольких организациях, внедряющих различные программы.
Среди разнообразных программных условий, названий, парадигм и целей кейс-менеджмент имеет ряд характеристик:
1) наличие личностно ориентированных услуг;
2) приоритетность отношений социального работника с клиентом;
3) применение подхода «человек в окружении»;
4) ориентация на сильные стороны;
5) совместная работа в команде;
6) вмешательство на микро-, мезо — и макро- уровнях.
Некоторые исследователи, В. Вандерплассен, Дж. Вольф, Г. Рапп, Н. Риджиль, О. Брейкерт, М. Вилленбринг, указывают на существование четырех основных моделей кейс-менеджмента. Это модель интенсивного вмешательства (Assertive Community Treatment Model and Intensive Case Management), клиническая модель (Clinical Case Management), модель сильных сторон (Strengths-Based Case Man agement), универсальная брокерская модель (Brokerage / Generalist Model).
Модель интенсивного вмешательства (Assertive Community Treatment Model and Intensive Case Management) предполагает комплексный подход в работе с клиентом, наличие междисциплинарной команды, которая отвечает за результаты.
В рамках этой модели происходит предоставление услуг, а не только их координация. Сам клиент берет на себя меньше ответственности за результат и полагается на работу мультидисциплинарной команды, которая способствует не только достижению оптимального функционирования, но и развития клиента.
В отличие от модели интенсивного вмешательства, универсальная брокерская модель кейс-менеджмента (Brokerage / Generalist Model) означает координацию услуг и сервисов для клиента. Сущность ее – удовлетворение потребностей клиента и поиск дополнительных ресурсов для его жизнедеятельности. Эта модель продемонстрировала значительный, но кратковременный эффект в работе с наркотически зависимыми женщинами и бездомными.
Сосредоточена на сильных сторонах модель кейс-менеджмента (Stren gthsBased Case Management) основывается на убеждении, что каждый индивид имеет достаточный внутренний ресурс для преодоления сложных жизненных обстоятельств и может быть приемлемой для клиентов, которые имеют ВИЧ-положительный статус, и особенно успешная в работе с ВИЧ-положительными женщинами.
Ее часто применяют в работе с семьями в сложных жизненных обстоятельствах, и с семьями, имеющими проблемы с воспитанием детей, и требуют повышения родительского потенциала.
Ядром клинической модели кейс-менеджмента (Clinical Case Management) являются отношения «клиент – кейс-менеджер», поскольку социальный работник играет роль терапевта. Чаще всего эту модель применяют в работе с людьми, имеющими расстройства психики (в том числе и бездомными), клиентами с проблемами опорно-двигательного аппарата, лицами пожилого возраста для уменьшения количества случаев госпитализации.
Стоит отметить, что этапы работы кейс-менеджера с клиентом одинаковые во всех моделях: установление контакта, оценка ситуации клиента, планирование, реализация плана и мониторинг, оценка результатов, завершение.
Несмотря на значительную индивидуальность практик кейс-менеджмента, реализация кейс-менеджмента может осуществляться по-разному даже в организациях, работающих с одинаковыми уязвимыми группами, некоторые страны, в частности США и Австралия, все же имеют стандарты кейс-менеджмента. Или требования, установленные на национальном уровне и что разработаны национальными ассоциациями социальных работников (Национальная ассоциация социальных работников США и Австралийская ассоциация социальных работников).
Сегодня в деятельности отечественных территориальных центров предоставления социальных услуг предусмотрено осуществление оценки потребностей клиентов и составление индивидуальных планов.
Но пока что полноценным кейс-менеджментом эта практика не стала. В связи с тем, что деятельность центров ограничена предоставлением четко установленного перечня социальных услуг. А кейс-менеджмент является мультидисциплинарным подходом, поскольку потребности клиента могут выходить за пределы перечня услуг одной организации. Деятельность центров ориентирована больше на групповые потребности, чем на индивидуальные потребности.
Кроме того, для полноценного внедрения кейс-менеджмента необходимо осуществить профессиональную подготовку работников, что сейчас довольно сложно.
Однако можно констатировать, что начало по использованию кейс-менеджмента как инновационной практики работы с уязвимыми группами в украинских государственных организациях, оказывающих социальные услуги, уже состоялось благодаря международной поддержке.
В том числе инициативе «Внедрение подхода «Кейс-менеджмент» в работе с вынужденно перемещенными лицами», которая реализуется Программой развития ООН в рамках проекта «Быстрое реагирование на социальные и экономические проблемы внутренне перемещенных лиц в Украине». Проекта «Подходы к социальной реформе: от инновации к традиции», что осуществляет ЮНИСЕФ с 2016 года, проекта «Поддержка реформы социального сектора в Украине», который реализует Программа развития ООН с 2011 г. при поддержке Министерства социальной политики Украины.
С целью предотвращения долговременной безработицы практику кейс-менеджмента с 2017 г. активно реализует Государственная служба занятости Украины.
Одним из основных направлений использования кейс-менеджмента в Украине является работа с ВПО. Учитывая разнообразие потребностей и проблемы ВПО, к ним применяют все четыре модели кейс-менеджмента.
Однако наиболее удачными признаны модели в применении сосредоточенные на сильных сторонах и универсальная брокерская модель. Рассмотрим практику использования кейс-менеджмента в работе с ВПО на примере конкретной организации.
«Свет надежды» — благотворительная организация, которая работает в Полтаве с 1999 года. Ее деятельность охватывает различные уязвимые группы: ВИЧ-инфицированные лица, женщины в сложных жизненных обстоятельствах, наркозависимые лица, бездомные и освобожденные из мест лишения свободы лица, лица, пострадавшие от насилия, лица с инвалидностью, внутренне перемещенные лица.
При содействии ПРООН «Свет надежды» воплощает в своей практике метод кейс-менеджмента в работе с ВПО. Организация разработала и подала областную Комплексную программу помощи внутренним переселенцам на 2015 г.
Кейс менеджеры «Свет надежды» обеспечивают индивидуальные консультации для ВПО, помогают с решением бытовых вопросов, а также распространяют гуманитарную помощь от ПРООН. Работники организации, применяя метод кейс-менеджмента в работе с ВПО, работают по стандартной для метода схеме.
Очевидно, что опыт организации «Свет надежды» в кейс-менеджменте представляет практический и научный интерес в контексте формирования и внедрения инновационных практик работы с уязвимыми группами и может быть использован для оказания подобных услуг другими организациями, работающими с ВПО. Эта практика уже доказала свою эффективность.
Благодаря ориентации на индивидуальность кейс-менеджмент может стать одним из основных инструментов внедрения адресных программ социальной поддержки, которые так же тяготеют к индивидуальному подходу в работе с уязвимыми группами. К уязвимым группам относятся и ВПО, значительная часть которых не имеют источников доходов для обеспечения достаточного уровня жизни себе и своим семьям, а, следовательно, является бедным населением.
Кейс-менеджмент помогает этим лицам не только преодолевать бытовые трудности, но и находить работу, которая становится источником дохода. Этот метод, как указано выше, использует в работе и Государственная служба занятости.
Интегрированные социальные службы — это комплекс специализированных социальных служб, которые создаются в соответствии с потребностями членов общины, реализуют определенные направления социальной работы, ориентированные на оказание адресной помощи лицам (часто семьям и детям) в преодолении сложных жизненных обстоятельств.
Это происходит на основе интегрированного подхода, то есть такого способа отношения к индивиду и ведению дел относительно него, в случае применения которого не только индивид адаптируется в общине, но и община делает необходимые шаги, прилагает определенные усилия, чтобы приспособиться к нему.
В деятельности интегрированной социальной службы все учреждения, входящие в ее состав, сохраняют свою автономность, поскольку идея интегрированного подхода базируется не на слиянии служб, а на поиске оптимального пути для партнерства в обеспечении улучшения положения уязвимых групп в обществе, стране.
Помимо потенциального роста роли общины в предоставлении социальных услуг уязвимым группам, главными причинами, обусловливающими необходимое создание интегрированных социальных служб, является отсутствие комплексности в оказании социальных услуг государственными и негосударственными организациями.
А также недостаточный уровень сотрудничества между ними, непонятность для граждан и недостаточная прозрачность взаимодействия разных государственных служб, ответственных в предоставлении социальных услуг, потребность в повышении качества социальных услуг, составной частью чего является оперативность работы специалистов.
Общей целью функционирования интегрированных социальных служб является гарантированная защита прав клиентов, которая конкретизируется в системе комплексного предоставления различных видов социальных услуг, материальной помощи, осуществлении социального обслуживания, профилактической работе и реабилитации детей и семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
К ключевым задачам интегрированных социальных служб относятся: обеспечение последовательности и прозрачности действий в процессе предоставления социальных услуг; одновременное введение комплексного, личностно-ориентированного, индивидуального подходов в предоставлении социальных услуг.
Деятельность интегрированных социальных служб осуществляется путем функционирования специализированных социальных служб как структурных подразделений, реализующих социальные услуги на уровнях: общины (акции, рекламно-информационной кампании, массовые образовательно-воспитательные и профилактические мероприятия); группы (школа осознанных родителей; тренинги; волонтерские группы и тому подобное); клиента (консультации, беседы, информации и т. п.).
Методами работы социальных служб являются беседа, интервью, анкетирование, тестирование, убеждение, стимулирование, обучение. Личный пример, оказание натуральной и денежной помощи, установление льгот. Подготовка запросов, писем, ходатайств, обращений, организация встреч, групп взаимной поддержки. Представление интересов клиента, направление клиента в другие учреждения, посещения семьи и т. п.
Решающим фактором, который влияет на эффективность функционирования интегрированных социальных служб, является поддержка местных органов власти (исполнительных органов и органов самоуправления).
Данные органы, во-первых, являются приближенными к получателям социальных услуг – членам общины и относительно хорошо информированными об их необходимости. Во-вторых, они реализуют общегосударственную социальную политику на местном уровне, направляемую на поддержку уязвимых слоев. И, в-третьих, они определяют целесообразность создания таких служб в своих общинах и принимают соответствующие решения.
Кроме того, именно местные органы власти во многих случаях создают, координируют, планируют социальные услуги на подведомственной территории и осуществляют мониторинг этих услуг.
На очереди разработка единой модели интегрированных социальных служб в общине, которая поможет местным органам власти в случае необходимости оперативно создавать интегрированные социальные службы, и будет способствовать повышению профессионального уровня социальной работы, качества социальных услуг и рациональности использования средств помощи уязвимым группам.
Сейчас основным полем деятельности интегрированных социальных служб в Украине является работа с социально уязвимыми детьми и семьями.
Деятельность интегрированных социальных служб для детей и семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, построенная на общих принципах предоставления социальных услуг с учетом специфики групп получателей. А именно: приоритет интересов ребенка, гуманность, комплексность, адресность и доступность, применение оценки и анализа потребностей ребенка или семьи, их участие в планировании услуг и принятии решений.
Эксперты отмечают, что с учетом распространения явления социальной уязвимости среди семей с детьми и связанную с этим значительную потребность в услугах социального сопровождения, важно обеспечить их надлежащие качество и эффективность.
Предпосылками для этого является надлежащая оценка потребностей в услугах со стороны социально уязвимых семей с детьми, соблюдение стандартов качества, налаженная система учета, система мониторинга и оценки, эффективный механизм финансирования.
Ядром интегрированной социальной службы для детей и семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, как правило, является центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Он объединяет специализированные службы, включая службу сопровождения семейных форм воспитания (ССФВ), службу раннего вмешательства (СРВ), службу сопровождения детей, находящихся в конфликте с законом (ССДКЗ), службу реинтеграции и социализации воспитанников интернатных учреждений (СРС), службу поддержки семьи (СПС).
В структуре Министерства социальной политики Украины функционирует управление интегрированных социальных услуг, которое занимается развитием социальных услуг для детей и семей, лиц с инвалидностью и граждан пожилого возраста, однако работа управления началась не так давно.
Первые шаги по созданию интегрированных социальных служб для уязвимых семей и детей в Украине реализованы еще в 2005-2007 гг. благотворительной организацией «Каждому ребенку» при содействии Европейской комиссии в рамках проекта программы ТАСИС «Развитие интегрированных социальных служб для уязвимых семей и детей». Тогда опыт создания интегрированных социальных служб получили общины Киевской области.
Главная цель проекта заключалась в уменьшении количества детей, находящихся в интернатных учреждениях Киевской области, путем разработки и внедрения интегрированных социальных служб, способных обеспечивать эффективную поддержку и социальное сопровождение социально незащищенных семей с детьми. В ходе реализации проекта разработан и реализован пакет социальных услуг для уязвимых семей и детей.
В то же время можно утверждать, что несмотря на успешность данного проекта в 2008-2016 гг. интегрированные социальные службы в Украине не получили достаточного распространения и на сегодня являются лишь одной из инновационных практик.
Масштабное возвращение к идее создания интегрированных социальных служб состоялось в 2017 года. Тогда Министерство социальной политики Украины при поддержке проекта Всемирного банка «Модернизация системы социальной поддержки населения» начало реализацию пилотных проектов по внедрению интегрированной модели администрирования предоставления услуг по социальной поддержке населения и защите прав детей в деятельности объединенных территориальных общин.
В 2017 году в 40 пилотных территориальных общинах организовано обучение персонала и обустроены компьютерами 172 рабочих места специалистов структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения, служб по делам детей и специалистов по социальной работе.
Министерство социальной политики Украины совместно с Всемирным банком и ЮНИСЕФ обеспечили пилотирование 39 сельских и поселковых ОТГ для внедрения новой интегрированной модели предоставления социальных услуг гражданам на базовом уровне – уровне территориальной общины.
При этом созданные в пилотных регионах центры предоставления интегрированных социальных услуг функционируют по принципу адресности и комплексности. Под одной крышей сосредоточены представители различных структур социальной защиты и поставщики услуг кейс-менеджеров, которые предоставляют услуги за счет средств государственного бюджета Украины и Государственной службы занятости Украины.
Интегрированные социальные услуги (в основном для детей и семей с детьми, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах) реализуются и в рамках упомянутого выше проекта «Подходы к социальной реформе: от инновации к традиции». Пилотным регионом проекта в 2016-2017 гг. стала г. Одесса.
Учреждения, предоставляющие социальные услуги в Одессе, представлены департаментом труда и социальной политики Одесского городского совета с его структурными подразделениями. Четырьмя управлениями социальной защиты населения, управлением реализации городских социальных программ; управлением труда; коммунальными учреждениями.
Четырьмя территориальными центрами социального предоставления социальных услуг г. Одесса; Городским центром социальных служб для семьи, детей и молодежи; Городским центром учета бездомных граждан. Городским центром гуманитарной помощи, информационного и хозяйственного обеспечения; Центром матери и ребенка; Центром реабилитации лиц с недостатками психофизического развития; Городским центром реинтеграции лиц без определенного места жительства.
Сегодня интегрированные социальные службы активно развиваются во многих городах Украины. Такие службы способны охватить большинство получателей социальных услуг. Особую ценность интегрированные социальные службы представляют для отдаленных от районных центров сельских общин.
Надо заметить, что перспективным направлением развития обеих инновационных практик (интегрированных социальных служб и кейс-менеджмента) является механизм государственно-частного партнерства. Он является целесообразным при поиске ресурсов для реализации инновационных практик.
В частности, в случае с функционированием интегрированных социальных служб речь может идти о предоставлении партнером из частного сектора помещений для работы служб в аренду на льготных условиях или бесплатно.
Также допустимо участие частного сектора в конкурсах по обустройству таких помещений или тендерах по закупкам для интегрированных социальных служб товаров и услуг, необходимых для социальной работы в общине.
В случае с кейс-менеджментом речь может идти о привлечении работодателей к предоставлению услуг безработным, частных психологов для оказания психологической помощи, владельцев хостелов и других жилых помещений для решения проблемы временного размещения лиц, которые в этом нуждаются.
В целом механизм государственно-частного партнерства предлагает широкие возможности в работе с уязвимыми группами, поэтому в контексте дальнейших исследований инновационных практик социальной работы, его изучение выглядит весьма плодотворным.
Описанные инновационные практики могут быть интегрированы и в политику преодоления последствий пандемии коронавирусной болезни. Так, на законодательном уровне может быть введено «право на краткосрочное получение социальных услуг для лиц, пострадавших от коронавирусной болезни».
Таким правом в случае болезни могли бы воспользоваться лица, которые ухаживают за родственниками, неспособными к самообслуживанию. А также пенсионеры, проживающие одни и которые ранее не обращались в социальные службы (или не имели права на социальные услуги), семьи с детьми, которые временно не имеют возможности осуществлять уход за детьми из-за болезни родителей.
Период предоставления таких услуг должен составлять 1-2 месяца, а их поставщиком может стать интегрированная социальная служба, которая, пользуясь методом кейс-менеджмента, способна определить потребности получателей и выбрать эффективный путь работы с ними.
Выводы. Формирование инновационных практик социальной работы с уязвимыми группами имеет общий алгоритм, однако самые сложные практики необходимо обобщить. Очевидно, что две наиболее распространенные практики работы с уязвимыми группами в Украине – это кейс-менеджмент и интегрированные социальные службы, что развивались в соответствии с описанным алгоритмом.
После выявления недостаточности имеющихся практик и ресурсов для решения ряда проблем уязвимых групп, появились идеи обращения к популярным в развитых странах идеям мультидисциплинарного подхода и интеграции нескольких важных служб в одну.
Следующий этап алгоритма – оценка потребностей получателей, в каждом конкретном случае позволяет понять, как должна быть организована интегрированная социальная служба в конкретной общине и какие именно модели кейс-менеджмента приемлемые в каждом случае. Успеху сложившихся моделей способствовала их эффективность и сравнительно невысокая стоимость.
Нынешняя реформа местного самоуправления в Украине, в ходе которой часть функций в сфере предоставления социальных услуг может быть передана на уровень общины, актуализировала необходимость налаживания работы интегрированных служб как одной из ключевых инновационных практик работы с уязвимыми группами. Фактически интегрированная служба для граждан означает возможность получения доступа сразу к нескольким ключевым службам в случае обращения только в одну.
Применение кейс-менеджмента в работе с уязвимыми группами положительно влияет на жизнестойкость этих групп путем формирования и выполнения индивидуальных планов. Для повышения жизнестойкости уязвимых групп наиболее целесообразной является сосредоточенная на сильных сторонах модель кейс-менеджмента.
Благодаря работе кейс-менеджеров уязвимые лица и семьи учатся самостоятельно преодолевать собственные проблемы (в частности финансовые) и получают доступ к важным ресурсам.
Большое значение имеет кейс-менеджмент для работы с семьями с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (особенно в семьях ВПО). Зачастую родители, которые обратились к кейс-менеджерам с множественными проблемами, такими как отсутствие доходов, безработицей, потребностью в гуманитарной и медицинской помощи, получают поддержку и в воспитании детей.
На значительный социальный эффект в будущем можно надеяться от сочетания двух инновационных подходов, то есть реализации кейс-менеджмента интегрированными социальными службами для обеспечения максимальной эффективности предоставления социальных услуг в обществе.
Автор: Ю.В. Горемыкина, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник наук, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: refer5718@gmail.com, ORCID 0000-0003-1580-7993
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.