Актуальность статьи определена тем, что реализация социального капитала и формирование гражданского общества в современных условиях требуют инновационных решений и качественно новых организационных сценариев, способных учитывать ускоренный темп общественной жизни и вызовы ценностных трансформаций в обществе.
Учитывая это, цель статьи заключается в формировании современного инструментария развития социального капитала, что использовал бы социальный и инновационный потенциал институтов гражданского общества и одновременно утверждал их деятельность как одну из базовых общественных ценностей настоящего.
Методологической основой исследования стали системный подход, приемы абстрагирования и обобщения, сравнительный анализ. Научная новизна работы заключается в освещении специфики и обосновании целесообразности внедрения новых ресурсных, коммуникационных и инфраструктурных технологий, призванных стимулировать накопления социального капитала в украинском обществе через активизацию солидарной роли гражданского общества.
В статье определены возможности использования публично-частного общественного партнерства как модернизированной структуры публично-частного партнерства для инновационного влияния на социальную капитализацию в обществе. Автором определены приоритетные направления, по которым должно активизироваться сотрудничество между различными субъектами социально-экономического развития в рамках осовремененного партнерства.
Обосновано, что это сотрудничество укрепляет ресурсную основу развития социального капитала, раскрывая потенциал институтов гражданского общества. Предложены новые подходы к инфраструктурному обеспечению деятельности по наращиванию социального капитала, основанные на принципах общественной активизации и системной децентрализации.
Выявлено значение хабов социальной активности как центрального элемента инновационной инфраструктуры поддержки общественных проектов в функционировании местных общин. Обоснованы преимущества agile-фреймворков как инновационных коммуникационных технологий укрепления социального капитала.
Ключевые слова: инновации, социальный капитал, партнерство, гражданское общество, социальные хабы, agile-принципы.
Актуальность исследования. Становление и актуализация социального капитала сегодня происходят в крайне изменчивой общественно-политической и социально-экономической среде с множеством вызовов для сплоченности в сложившихся сообществах и общинах.
Традиционные ценности, с которыми ассоциируют социальное поведение, сейчас нередко переосмысливаются и дополняются. Достоянием современности становится высокий темп организационных и технологических изменений, а новой ценностью – соответствие этим изменениям.
Указанное является справедливым для украинского и общемирового контекста, когда процессы социальной капитализации и формирование гражданского общества требуют инновационных решений и новых инструментов. Это необходимо чтобы оставаться в контексте непрерывных быстрых общественных трансформаций и одновременно быть способными противостоять тенденциям роста аномии и социального отторжения.
Анализ последних исследований и публикаций. Социальный капитал как категория и явление является объектом активных научных поисков в пределах многих областей знаний с конца ХХ века. Ученые-социологи одними из первых ввели концепцию этого вида капитального актива. Это засвидетельствовано в научных трудах П. Бурдье (P. Bourdieu), М. Грановеттера (M. Granovetter), Дж. Коулмана (Dzh. Koulman) и других.
Пионерными экономическими научными работами в направлении исследования специфики социальной капитализации отличались зарубежные ученые-классики – А. Уияльмсон (O. Uiialmson), Дж. Бьюкенен (Dzh. Biukenen), Д. Норт (D. Nort) и другие. В аспекте развития экономического знания о социальном капитале необходимо упомянуть о значительном наследии отечественных исследователей — В. Гейца (V. Heiets), О. Гришновой (O. Hrishnova), Н. Супрун (N. Suprun).
Проблемы трансформации социального капитала в условиях становления информационно-сетевой экономики — в центре внимания Л. Елисеевой (L. Yelisieieva), Т. Заяц (T. Zaiats) и других.
Несмотря на обстоятельный теоретический анализ социального капитала сквозь призму экономических и социологических концепций, недостаточно изученными в настоящее время остаются элементы инструментария и его развития в условиях нелинейности социально-экономичных процессов и определенного скепсиса относительно авторитетности устоявшихся ценностей (например, ценности государства и его законов как социальных норм).
Сейчас особенно востребованными оказываются гибкие и креативные реакции на быстрое изменение социологической экономической конъюнктуры, тогда как социальный капитал нуждается в относительно значительном временном ресурсе для формирования и проявления своих свойств. Это противоречие не находит должного ответа в научных источниках.
Кроме того, в новых обстоятельствах безграничных коммуникативных возможностей и цифровизации социального взаимодействия ученые и практики склонны, несколько игнорировать значение институтов гражданского общества как одного из традиционных механизмов социального капитала.
Цель исследования – формирование инновационного инструментария развития социального капитала в контексте потенциала институтов гражданского общества как силы этого развития.
Научная новизна – определены специфика и целесообразность использования ресурсных, коммуникационных, инфраструктурных инновационных решений с целью стимулирования накопления социального капитала и активного влияния гражданского общества.
Материалы и методы. В работе применен диалектический метод, системный подход, приемы абстрагирования и обобщения, сравнительный анализ. Исследование выполнено на материалах государственной и ведомственной статистики, данных международных аналитических агентств. Информационной базой исследования служили труды отечественных и зарубежных ученых и экспертов, законодательные акты, оперативная информация отдельных общественных организаций.
Изложение основного материала и результатов исследования. Социальный капитал — понятие многогранное и неоднозначное. Учет многочисленных толкований дает основания понимать его, прежде всего как специфическое состояние социальных отношений, которое предоставляет обществу и каждому человеку определенные возможности развития, обусловленные интенсивностью социальных связей.
Это состояние характеризуется уровнем актуализации ряда общественных ценностей, таких как: доверие, солидарность, уважение к нормам, к приобретенным обязательствам, общность мировоззрения участников социального взаимодействия, общественная активизация и тому подобное. Поэтому социальный капитал можно считать понятием и явлением, интегральным в отношении многих важных ценностей.
Очевидно, что конструктивное влияние на его состояние способно укрепить аксиологическую основу функционирования общества.
Среди инновационных технологий этого влияния выделяем ресурсные, инфраструктурные и коммуникационные. По их активной имплементации общественные институты предстают ведущим и обязательным участником в коалициях с другими субъектами социально-экономических отношений.
Новейшей ресурсной платформой развития социального капитала может выступать структура публично-частного и общественного партнерства (ПЧОП) как инновационной формы сотрудничества основных социально-экономических институтов. В Украине и мире складываются общие предпосылки активизации развития ПЧОП. Они связаны с необходимостью усиления социальной направленности проектов традиционного публично-частного партнерства (ПЧП).
Со своей стороны, эволюция ПЧП в направлении социализации ассоциируется, в частности, с целесообразным привлечением к взаимодействию государственного и частного секторов третьего партнера, которым являются институты гражданского общества.
Как известно, классическое ПЧП — это долговременное, детально спланированное и должным образом формализованное взаимодействие между институтами публичной сферы и юридическими и физическими лицами вне государственного и муниципального сектора (как правило, частным бизнесом).
Детализация содержания и задач взаимодействия достигается с помощью проектного подхода и воплощается в проектах ПЧП. А ее формализация происходит через контракты. Глобальной целью такого взаимодействия позиционируют решение общественно значимых вопросов.
В мировой и украинской практике ПЧП считают форматом взаимоотношений между публичным и коммерческим сектором, основанным на идеологии комплементарного сотрудничества, когда ресурсы обоих секторов объединяются, а риски и обязанности делятся. Здесь ПЧП предстает организационной технологией ресурсной мобилизации, которая беспрецедентным образом обеспечивает реальное сближение общественного и частного экономических интересов.
В этой связи ПЧП отличается от других видов экономического взаимодействия публичного и коммерческого секторов (прежде всего – от обычной аренды государственного или коммунального имущества).
Характерное отличие ПЧП заключается в приоритетности удовлетворения именно общественных потребностей, но – за счет привлечения и использования ресурсов частного сектора. Использование ПЧП позволяет рассчитывать на обновление материально-технического состояния объектов государственной и коммунальной собственности, оптимизацию общественных финансов, демократизацию публичного менеджмента и тому подобное.
Общепризнанными являются два основных направления практического освоения традиционного ПЧП:
1) Создание, управление, техническая модернизация инфраструктурных объектов;
2) Организация предоставления административных и социальных услуг.
Иногда отдельно указывают еще и на экологическое направление – проекты ПЧП, направленные на защиту окружающей среды, но отделенные от непосредственно инфраструктурной проблематики или проблематики публичных услуг. Например, экологически ориентированные научные исследования, тематические экологические информационные кампании.
По нашим обобщениям, выделение социальных целей и учет социальных последствий за каждым из указанных направлений формирует еще один вектор ПЧП – собственно социально-экономический или экономико-гуманитарный. Это модернизация объектов социальной инфраструктуры, эффективное управление учреждениями социальной сферы, улучшение качества образовательных / медицинских услуг, пропаганда здорового образа жизни и экологическое воспитание и т. п. Необходимость и возможность такого вычленения красноречиво подтверждают авторитетные источники.
Внедрение ПЧП в Украине официально основано в 2010 г. с вступлением в силу закона Украины «О государственно-частном партнерстве» № 2404-VI. Применение же отдельных форм ПЧП, в частности, концессии, было урегулировано гораздо раньше – еще в 1999 г.
В настоящее время в украинском законодательстве заложен широкий перечень возможных предметных сфер использования ПЧП. Но практика показывает, что проекты ПЧП в Украине в целом сосредотачиваются в основном на проблемах улучшения технического состояния инфраструктуры.
В то же время из зарубежной практики известно о необходимости модернизации ПЧП, которая ассоциируется с усилением социальной направленности его проектов. Зарубежные специалисты признают важность использования ПЧП для социальных целей и предлагают привлекать к взаимодействию государственных и частных партнеров из третьих участников – организации гражданского общества.
Признается целесообразным изменение устоявшейся ныне конфигурации участников ПЧП (бизнес + публичная власть), условно обозначена как «3П» («public-private partnership»), на современную конфигурацию вида «4П»: («public-private-people partnership» или «публично-частное общественное партнерство»), что основывается на полномасштабном участии общественных активистов в ПЧП.
Постепенная модернизация ПЧП в публично-частное общественное партнерство (ПЧОП) вызвана, во-первых, попыткой преодолеть распространенное пренебрежение в процедурах планирования и реализации проектов ПЧП «голоса» общественности – непосредственного бенефициара этих проектов.
Во-вторых, это обусловлено попыткой укрепить институциональную среду, где происходит взаимодействие между публичным и частным секторами. Ведь развитое и конструктивно настроенное в отношении бизнеса и власти гражданское общество является залогом прозрачности и адресатом соответствующих партнерских усилий.
Разделяя позицию о необходимости трансформации ПЧП в ПЧОП, предполагаем, что использование потенциала институтов гражданского общества в Украине в структуре ПЧП повлечет следующее:
1) предоставит дополнительные возможности общественного контроля и общественной экспертизы законодательно-нормативной базы в реализации ПЧП;
2) поможет бизнесу и публичной власти эффективнее определять социальные потребности конкретных территорий и общин во время реализации проектов ПЧП;
3) будет содействовать налаживанию работы в изучении зарубежного опыта ПЧП в социально-гуманитарной сфере – благодаря привлечению интеллектуальных ресурсов и каналов коммуникации общественного сектора.
Считаем необходимым формулирование организационных приоритетов ПЧОП как новейшей ресурсной технологии для развития социального капитала. Первым из них является целенаправленное развитие региональных и местных форм ПЧОП.
Учеными-современниками отмечено, что политика развития, главным объектом которой является центральное правительство, сейчас в целом исчерпывает себя, уступая место локальным участникам, объединенным в партнерские коалиции, и местной социальной проблематике.
Отражением этой тенденции в Украине являются, в частности, начатая в 2014 г. реформа децентрализации публичного управления, которая имеет целью предоставление местным общинам значительной части полномочий и ресурсов, что были традиционно сосредоточены на центральном управленческом уровне. В основе этой реформы – положение Европейской хартии местного самоуправления, а также апробированные в мире практические шаги и политика в этой области.
Сейчас приходится считаться с особым кризисным финансово-экономическим положением страны. Поэтому нетривиальной задачей в национальных масштабах становится оптимизация привычных и поиск новых способов привлечения и использования имеющихся ресурсов – в противовес нагнетанию фискального давления или наращиванию международных заимствований.
Этому свидетельствует второй приоритет ПЧОП, а именно – преимущественная ориентация на отечественные (внутренние) ресурсы, сформированные и мобилизованные общественным способом в консенсусе.
Третьим организационным приоритетом ПЧОП определены программно-проектные задания: партнерские усилия должны ориентироваться в основном на цели, процесс и результат социально-экономических преобразований (их планирование, реализация, ресурсное обеспечение, оценка социального воздействия и тому подобное).
Для ПЧОП важен аспект результативности партнерских усилий. На наш взгляд, программно-проектным инициативам ПЧОП присущи такие черты, как долговременность и выраженная тематическая социально-экономическая ориентация.
Для полной реализации социальный капитал нуждается в соответствующей инфраструктурной поддержке. Ее весомым элементом может стать сеть специально созданных независимых агентств, уполномоченных оказывать всестороннюю (материально-техническую, консультационную, кадровую, информационную) поддержку социально активным общественным институтам или деятелям.
С ролью этих агентств, по нашему мнению, могут эффективно справиться так называемые хабы социальной активности или социальные хабы, что представляют собой общественные центры и социально-управленческие лаборатории, которые обладают различными ресурсами для организации сотрудничества активных граждан, придания импульса развитию общественных инициатив и социальных инноваций в конкретной общине.
Из зарубежного опыта известно, что упомянутые организационные образования являются разновидностью креативных хабов. Технически подготовленных и соответствующим образом оснащенных центров для гибкого с позиции управления, непринужденного и продуктивного взаимодействия.
Также для деятельности творческих и предприимчивых лиц (художников, изобретателей, дизайнеров, ученых и тому подобное). По разным причинам эти люди отказываются от монотонной офисной занятости, испытывая недостаток общения и вопиющую шаблонность рабочих процессов и задач.
Отход от традиционных офисных, иерархических, конвейерно-линейных моделей организации при этом и актуализации возможностей, которые предоставляют креативные хабы, что сейчас получает распространение причин роста масштабов инновационной занятости и проявления ее творческой компоненты и компоненты сотрудничества – в противовес субординации и контролю.
Агентство European Creative Business Network в 2015 г. стало заказчиком международного исследования состояния развития креативных хабов в 24 странах Евросоюза. Результатами исследования обнаружено, что деятельность хабов приобретает различные организационно-правовые формы, такие как: общественная организация, классическая бизнес-структура, правительственная институция и тому подобное. Около 40% исследованных формирований задекларировали именно общественное происхождение. Часть хабов находятся в структуре университетских комплексов.
Разнообразие форм организации и функционирования хабов усложняет задачу изучения потребностей и поддержки деятельности этого сегмента городских пространств. Наибольшей проблемой здесь признается нехватка финансирования, однако руководители и энтузиасты креативных хабов настроены оптимистично, потому что чувствуют востребованность в общинах.
Хабы пытаются реализовать позитивные изменения в экономике и обществе в помощи фрилансерам, в развитии местной креативной индустрии и различных сервисов для общества.
Среди пользователей или резидентов хабов выделяют общественных активистов и социальных предпринимателей. Поэтому креативный хаб, который действует прицельно для поддержки и развития социальных и общественных инициатив, собственно и позиционируется как социальный хаб (хаб социальной активности).
Организационно такие хабы часто устроены как социальные предприятия: они способны предоставлять конкурентные услуги широкому кругу заинтересованных лиц, однако полученную прибыль направляют на социально значимые цели (в частности, на организацию бесплатных для общины сервисов/возможностей развития). Эти возможности необязательно касаются социального предпринимательства, но являются полезными для реализации любых социальных и социально-экономических инициатив.
В Украине создание креативных и социальных хабов еще не стало массовой практикой. В то же время в многолюдных городах разных регионов страны сейчас уже созданы успешные прецеденты развертывания деятельности отдельных институтов подобного профиля, активно внедряющих зарубежный опыт и привлекающих внимание исследователей и практиков. Так, на одном из ресурсов представительства Британского совета в Украине опубликована серия интервью с основателями креативных хабов из 6 городов Украины.
Целью этого исследовательского проекта стало получение понимания мотивов отечественных предпринимателей к созданию хабов. Выяснилось, что стремление социальных изменений в общине – весомый фактор привлечения активных и предприимчивых людей к инициативе создания и развития подобных организаций.
К примеру, «АмбросХаб» — молодежный хаб из г. Черкассы, созданный активистами при поддержке городских властей как площадка для реализации идей и проектов социально активного юношества. В хабе организовано две зоны: зона отдыха и учебная зона. Черкасская молодежь посещает его для проведения досуга и общения, также там проходят стендапы, литературные вечера, киносеансы. Основатели надеются, что хаб и в дальнейшем будет активно привлекать молодых людей к социальной жизни в городе.
Практика свидетельствует о возможности и целесообразности использования социальных хабов для поддержки общественных инициатив и экспертов, которые ставят целью решения задач социально-экономического развития. Реализация описанной новации, по нашему мнению, основывается на освоении существующими или новыми хабами направлений, актуальных для каждой конкретной общины.
Общее видение этого процесса предполагает развертывание деятельности, по крайней мере, в трех таких направлениях – образовательном, социально-трудовом и трансферационно-цифровом. Опираясь на опыт и сложившуюся специализацию, типичный хаб социальной активности может направить свою активность в одном или нескольких определенных направлениях. Так, хабы, которые сплачивают родительское сообщество и специалистов школьного дела, естественно будут двигать общественные новации по образовательному направлению.
А организации, где сконцентрированы теоретические и практические знания и происходит профессиональное общение вокруг тематики социального предпринимательства, вероятно, готовы больше всего развивать социально-трудовое направление, решая задачи трудоустройства молодежи, представителей социально уязвимых слоев населения и тому подобное.
При совместных усилиях основных субъектов в общине (общественности, бизнеса и местной власти) возможно налаживание работы комплексных структур – мультихабов, которые будут интегрировать все или большинство важных для общества направлений социально-экономического развития. Такие мультихабы уместно организовывать на основе хабов, организационно устроенных как социальные предприятия и что декларируют цели поддержки социального предпринимательства.
Превращение их в мультихабы предполагает расширение сферы деятельности за счет образовательных, трансформационно-цифровых и других релевантных для конкретной общины задач.
Как представляется, предпринимательский формат – в противовес сугубо общественному или муниципальному — лучше будет способствовать постоянство в организационной и финансовой состоятельности мультихабов. Этот формат ставит в приоритет четкость и эффективность планирования и выполнения, осуществляемых активистами социальных мероприятий, обязывает планировать и рассматривать социальные проекты и инициативы как самодостаточные (неубыточные).
Для развития мультихабов в Украине необходимо укреплять потенциал социального предпринимательства, а также усиливать организационную способность общественных объединений.
Заслуживающими особого внимания являются предложения, закрепленные в проекте Национальной стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине на 2021-2026 годы, относительно обеспечения беспрепятственного доступа организаций гражданского общества как субъектов социального предпринимательства к государственной поддержке развития малого предпринимательства.
Крайне важным элементом инновационного инструментария развития социального капитала являются коммуникационные технологии.
Должным образом налаженная социальная коммуникация делает возможным взаимное оперативное и максимальное информирование разнообразных субъектов о намерениях, позициях, интересах визави, а также о текущей социально-экономической конъюнктуре. Такая коммуникация предполагает определенный уровень публичности (прозрачности) социально-экономичных процессов и открытости их участников.
Инновационный коммуникационный инструментарий развития социального капитала в меняющихся социально-экономических условиях должен отличаться в способности привлекать и объединять результативным общением максимальное количество стейкхолдеров, а также гибкостью реакции на изменения.
Кроме того, этот инструментарий должен быть совместим с ресурсными и инфраструктурными новациями для развития социального капитала, рассмотренными выше.
В частности, важными являются фокусировки инновационных коммуникативных методик на внедрение социальных проектов (в рамках ПЧОП), а также на совершенствование работы команд общественных активистов (в рамках деятельности социальных хабов). Учитывая это, обращаем внимание на современный коммуникационный и управленческий подход – agile-коммуникацию.
Agile-менеджмент – это когорта гибких методов управления проектами, которые ориентированы на динамическую постановку задач и их реализацию на основе постоянного взаимодействия в самоорганизованных рабочих группах, сформированных из специалистов различного профиля.
Как управленческий и коммуникационный подход agile возник в IT-среде для нужд оптимизации процесса разработки программного обеспечения. В настоящее время этот метод вышел далеко за пределы IT-индустрии и активно используется в банковской и финансовой сфере, в сфере предоставления юридических услуг, консалтинга, страхования и в публичном менеджменте.
Использование гибких agile-подходов в управлении реализацией государственных проектов стало неотъемлемой частью повестки дня цифровой трансформации в зарубежных странах.
Например, в составе правительства Соединенного Королевства в настоящее время создана служба по проблемам диджитализации, что занимается внедрением информационно-коммуникативных технологий в сфере публичного менеджмента. Эта служба использует методологию agile, формируя цифровой каркас системы государственных услуг, адаптированных к потреблению населения.
Государственные институты США также все чаще используют agile-подходы. В 2017 г. 80% правительственных федеральных IT-проектов в США реализовано с использованием гибких подходов.
В основе коммуникативного agile-подхода лежат сформулированные в 2001 г. принципы, оформленные как «Agile-манифест» – документ, раскрывающий философию agile, и описывает его четыре главные ценности:
люди и сотрудничество важнее процессов и инструментов;
рабочий продукт / результат важнее исчерпывающей документации;
предметное сотрудничество важнее согласования его условий;
готовность к переменам важнее соблюдения плана.
На основе этих принципов специалистами по развитию институтов гражданского общества были сформулированы ключевые правила так называемого некаджайла (agile для некоммерческих организаций). Эти правила провозглашают необходимость тесного сотрудничества всех членов команды, вовлеченных в социальный проект.
Регулярная коммуникация и получение обратной связи с целевой группой проекта являются приоритетными в некаджайле. Этот подход стимулирует появление простых, но результативных решений.
Основной мерой успеха определен так называемый импакт – способность проектных решений влиять на жизнь общины, а также глубина этого влияния количественного и качественного. Оценивают импакт с помощью косвенных факторов (например, количество публикаций и репостов). Отчетных факторов (например, отзывы, ответы на анкетные опросы). Исследовательских (например, интервью) и бихевиористских (например, данные о поведении пользователей на веб-платформах) факторов.
Сам собой аgile – это всего лишь определенный комплекс идей о том, как относится или организовать коммуникацию в проектных командах. На базе этих идей были разработаны отдельные коммуникативные фреймворки — прикладные инструментальные системы: scrum, kanban и другие. Эти системы по конфигурации отличаются друг от друга, но все одинаково основаны на описанных принципах.
Scrum является одним из самых популярных фреймворков agile. Согласно его алгоритму, проект (в т. ч. социальный) разбивается на части. И они должны сразу быть согласованы с требованиями представителей целевой группы. Со временем эти части распределяются по приоритету их значимости и берутся к исполнению.
Наиболее весомые элементы проекта первыми реализуются в течение спринта – часового интервала от 14 до 30 дней. В конце такого спринта получается очень сырой, но готовый для апробации в целевой группе продукт, который проектная команда демонстрирует представителям этой группы и получает от нее пожелания для дальнейшего изменения в параметрах указанного продукта. Этим продуктом может быть сайт, программа, услуга и тому подобное.
Затем происходит следующий спринт и следующая коммуникация с целевой группой для максимального учета ее потребностей относительно функционала востребованного продукта. Такими итерациями с постоянной обратной связью проект движется к завершению.
Для использования scrum следует придерживаться определенной технологии работы: планирования, распределения ролей, ежедневных командных встреч. Распределение ролей определяет статус и полномочия каждого участника проекта.
Роль коммуникатора с целевой группой (product owner) является обязательной. Именно он формирует список задач для проектной команды в соответствии с пожеланиями целевой группы. Следующая по значимости роль — это scrum-мастер; он координирует текущую работу команды, следит за должным соблюдением в ней agile-принципов.
Функционал собственной команды заключается в ежедневном планировании деятельности и выполнении задач, предусмотренных спринтом. К планированию в команде приобщают коммуникатора с целевой группой и scrum-мастера. Такая вовлеченность способствует прозрачности в процессе принятия решений.
Команда в технологии scrum — это непосредственные исполнители проекта. Она должна быть слаженной, квалифицированной, объединять специалистов из разных областей (юристов, IT-экспертов, дизайнеров, экономистов и тому подобное), а также быть способной к самоорганизации. Слаженность работы команды особенно значима, поскольку нередко важные для успеха проектные мероприятия могут быть реализованы только благодаря энтузиазму и инициативе участников проекта.
Выводы. Для обеспечения развития социального капитала из-за изменчивости и непредсказуемости сценариев социально-экономического и общественно-политического развития необходимым является использование инновационных технологий организации взаимодействия социальных институтов.
Основными такими технологиями следует считать ресурсные, инфраструктурные и коммуникационные.
Целесообразным ресурсным инструментом инновационного влияния на социальную капитализацию в обществе представляется структура публично-частного общественного партнерства, что активизирует сотрудничество между различными субъектами социально-экономического прогресса и использует это сотрудничество как ресурс для реагирования на социально-экономические вызовы, усиленные политической нестабильностью.
Характерным признаком публично-частного общественного партнерства как формы экономико-ресурсного взаимодействия является учет потенциала и возможностей институтов гражданского общества для социального развития.
Будучи краеугольным камнем структуры социального капитала, гражданское общество благодаря публично-частному общественному партнерству получает широкий спектр ресурсных рычагов интенсификации социально ориентированной политики общественного развития, основанной на демократических институтах и нормах.
Так же новейшие инфраструктурные технологии укрепления социального капитала опираются на потенциал хабов социальной активности укреплять принципы общественной активизации, потребность в которой доказана отечественной практикой осуществления децентрализованной реформы. Функция таких хабов — инфраструктурная поддержка различных форм и проявлений социально значимой деятельности (в частности, проектной) в пользу общин и для роста их благосостояния.
Приоритетной задачей здесь является создание комплексно организованных институтов – мультихабов, которые будут иметь обеспечение для воплощения в жизнь идей по большинству направлений социально-экономического развития, когда образовательные, социально-трудовые и трансформационно-цифровые направления предлагаются как базовые.
С учетом представленной композиции ресурсных и инфраструктурных факторов развития социального капитала, таких как инновационные коммуникационные технологии его укрепления, лучше использовать спектр agile-методик. Они нацелены на формирование организационной культуры сотрудничества и постоянного общения стейкхолдеров в общине и исполнителей общественных инициатив и проектов.
Agile-коммуникация обеспечивает необходимую в условиях общественной нестабильности гибкость при разработке и реализации проектов, объектом которых являются социальные факторы экономического развития, прежде всего социальный капитал.
Выполненное исследование открывает перспективы дальнейших исследований в этом направлении. В частности, по выявлению и классификации препятствий развития предложенных технологий в Украине, а также по конкретизации их потенциального влияния на размер социального капитала на национальном и региональном уровнях.
Автор: В.П. Звонарь, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.