Интервью с лоббистом облгазов о тарифах, войне с Нафтогазом и списании долгов

В интервью БЦ глава Ассоциации газового рынка Денис Сенектутов ответил на вопрос о проблемах ТКЭ, долгах облгазов перед оператором ГТС, их возможном списании и обвинениях со стороны Нафтогаза.

Интервью с председателем Ассоциации газового рынка (АГРУ) Денисом Сенектутовым было организовано пресс-службой «Региональной газовой компании» (РГК) Дмитрия Фирташа, которая контролирует около 70% распределения газа в стране.

Операторы газораспределительных сетей пожелали дать ответ на обвинения в сторону облгазов от директора оператора ГТС Сергея Макогона в интервью БЦ.

«БизнесЦензор» говорил с Сенектутовым о влиянии РГК Фирташа на ассоциацию, долгах ТКЭ, тарифах облгазов, связях облгазов с поставщиками, проблеме передачи информации о потребителях и возможном списании долгов облгазов и ТКЭ.

  1. О деятельности АГРУ и влиянии группы Фирташа

— На вашем сайте трудно понять, кто является членами Ассоциации газового рынка (АГРУ). Можете назвать членов АГРУ? 

— Почему? По-моему все довольно понятно. В АГРУ сейчас входят пять операторов газораспределительных сетей (операторов ГРМ, облгазов). Это: Херсонгаз, Одессагаз и все операторы на территории Полтавской области.

— У нас 44 оператора ГРМ. И из них в АГРУ входят всего пять. Маловато для представительства всего рынка.

— Давайте смотреть в цифрах на примере объемов распределения газа по стране. Я уже сказал, что это три области. Это полтора миллиона конечных потребителей, присоединенных к системам этих операторов. Это 12% фактического распределения по данным 2019 года.

— В моем понимании, чтобы представлять интересы всех операторов ГРМ, в АГРУ должно входить их большинство. 

— Проблема операторов ГРМ одинакова у всех. Специфика структуры потребления (превалирует комплексное потребление, многоквартирный сектор или промышленность), есть также специфика «плотности» потребителей, длины сетей и количества абонентов. И, соответственно объемов потребления.

Мы имеем на примере наших операторов практически полную картину проблем. Конечно, чтобы иметь информацию о конкретных цифрах по стране, мы контактируем с операторами, которые пока еще не являются членами ассоциации. Поэтому, если мы имеем исчерпывающие данные об отрасли из первых уст, то наше представительство достаточно компетентное и корректное.

Мы говорим о том, что денег на производственно-технологические потери (ПТП) не хватает в тарифе. О том же говорит Кировоградгаз (входит в группу Нефтегаз).

Если тариф планово-убыточный, если объемы плановой мощности, то есть загрузки сетей, не соответствуют фактической мощности, если имеем низкий уровень расчетов бытовых потребителей в частности, с введением новой тарифной модели, и низкий уровень расчетов предприятий теплоснабжения – это общие проблемы для всех операторов ГРС.

В среднем по стране бытовые потребители сейчас платят за распределение 75%, а теплоснабжающие предприятия – где-то 40%. И эти проблемы одинаковы для всех операторов сетей. Если они есть в Кировоградгазе, то меня можно назвать лоббистом Нафтогаза, который контролирует эту компанию?

— Менеджмент Кировоградгаза как-то с вами общается? 

— Нет, они с нами не общаются. Более того, мне удивительно то, что в Нафтогазе есть достаточно много всевозможных общественных организаций-сателлитов, которые не лоббируют интересы их оператора ГРМ. Та же Федерация работодателей нефтегазовой отрасли (ФРНГ). Вы за последние годы хоть раз слышали от нее о проблемах Кировоградгаза?

Хотя у этой компании объем долгов, которые возникли из-за убыточного тарифа и искусственных небалансов предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) превышает 200 млн. грн. А есть еще недополучение тарифной выручки.

Все это отражается на текущих расчетах этого оператора перед ООО «Оператор газотранспортной системы» (ОГТСУ), поскольку по данным Сергея Леонидовича (Сергей Макогон, директор ОГТСУ), Кировоградгаз уже задолжал 81 млн. грн.

Они заявляют о том, что ПТП не учтены в необходимом объеме – это типичная проблема. Почему-то это фиксируется в документах, но не выносится на широкую общественность.

Мы же помним о намерениях группы Нафтогаз доказать эффективное управление газораспределительными сетями в отдельной области. Но пример Кировоградгаза доказывает, что проблема скорее в неэффективном государственном регулировании, чем в надуманных байках о «неэффективных облгазах».

БЦ: Кировоградгаз входит в тройку крупнейших должников за отобранный газ перед ОГТСУ.

— Я правильно понимаю, что ключевым игроком в АГРУ, не смотря на то, что там всего 5 облгазов разных владельцев, является «Региональная газовая компания» (РГК) Дмитрия Фирташа. На сегодня в РГК входят 18 операторов ГРМ, которые распределяют около 70% газа в стране.

— Мы с РГК взаимодействуем с точки зрения информационной политики. Кроме того, это возможность получить данные для анализа, для представления глубины проблем. Если мы хотим сделать выборку и увидеть действительные статистические данные, то эта выборка должна быть максимальная.

Более того, по моему субъективному мнению, такой союз был бы невыгоден основателям АГРУ, поскольку он добавляет слишком много политики в вопросы которые давно должны быть лишены политического влияния – в государственное регулирование субъектов естественных монополий.

Но де-факто все выглядит так как вы говорите, именно из-за того что дискриминационная государственная политика в течение лет была характерна для всех операторов ГРМ.

— Какие взносы платят члены АГРУ? Зависит ли от размера взносов влияние на деятельность ассоциации? 

— Уставом предусмотрено, что никакие членские или целевые взносы не предоставляют никаких преимуществ членам ассоциации. Из этих пяти членов у нас состоит совет ассоциации, который является моим контролирующим органом.

— Не секрет, сколько денег в месяц потребляет ваша ассоциация?

— Наш бюджет не превышает 100 тыс. грн. в месяц. Это заработные платы нашего штата (пять работников), расходы на аренду офиса, другие административные расходы.

— Можете не отвечать, но интересно, сколько вы получаете дохода от работы в ассоциации? 

— Я работаю в ассоциации по совместительству. Мой доход является не самой большой частью расходов ее бюджета.

БЦ: Основное место работы Сенектутова — группа «Содружество» Виктора Попова, бывшего херсонского «регионала». Группа оперирует облгазами в Полтавской и Херсонской области, ведет бизнес в сфере сельского хозяйства, недвижимости и торговли нефтепродуктами.

  1. О долгах ТКЭ за потребленный газ

— Какова общая задолженность потребителей перед операторами ГРМ за распределение газа? 

— На сегодня, общая задолженность превышает 2 млрд. грн. с начала года. Из них долги населения около миллиарда.

Я недавно общался с Херсонгазом. Прирост задолженности в них увеличился. Сейчас у них задолженность ТКЭ за распределение газа больше, чем у оператора ГТС.

— В чем проблема не платежей от ТКЭ по вашему мнению?

— Это примерно одни и те же проблемы. Это несвоевременный пересмотр тарифа, разница в тарифах, штрафные санкции за долги перед оптовым поставщиком газа — Нафтогазом.

Система автоматического списания тарифных средств – так называемый нулевой алгоритм — полностью вымывает все оборотные средства ТКЭ.

— Насколько я понимаю, центральная власть дала полномочия местным советам компенсировать часть затрат на теплоснабжение для населения из местных бюджетов. Нафтогаз постоянно сетует, что долги ТКЭ – это проблема местных властей.

— Это не совсем так. Из центра на места спустили многомиллиардные проблемы, если не ошибаюсь, в 2017 году. У теплового поставщика по условно «нулевому» алгоритму списываются средства. При этом 85-90% себестоимости услуг теплоснабжения составляют расходы на закупку газа в Нафтогазе.

Но ведь надо финансировать инвестиционную программу, другие расходы предприятия. Соответственно, теперь муниципалитет вынужден выделять средства путем пополнения уставного капитала коммунальных предприятий. Это миллиарды гривен. Без них они не могут продолжать свое функционирование.

ТКЭ — это естественная монополия. В законе «О естественных монополиях» предусмотрено, что тариф должен покрывать обоснованные расходы.

Значит, все прошлые годы, когда возникли эти миллиардные долги перед Нафтогазом, тарифы ТКЭ этих расходов не покрывали. В частности – в части закупки газа у Нафтогаза. Предприятия несли огромные убытки, на них накладывали штрафные санкции на искусственно созданные долги.

А теперь до чего довели ситуацию? Нафтогаз является крупнейшим плательщиком налогов в бюджет, у нас де-юре ввели бюджетную децентрализацию, но что происходит?

Цену на газ регулировало государство, тарифы ТКЭ устанавливало государство и сформировало долгов на 20 миллиардов. Потом передало это общинам, но алгоритм «вымывания» средств из коммунальных ТКЭ оставляло за собой.

Теперь все средства теплоснабжающей организации идут в Нафтогаз. А де-факто эти коммунальные предприятия-банкроты финансируются из местных бюджетов.

Муниципалитет, таким образом, вынужден перераспределять средства налогоплательщиков, финансируя деятельность убыточного предприятия, за счет государственной помощи из местного бюджета.

Например, вы житель частного дома в Киеве, потребляете газ. А я – житель многоэтажки, пользуюсь услугой централизованного отопления. Тогда, в том числе, из ваших налогов финансируется деятельность предприятия, услугой которого вы не пользуетесь.

— Вы упомянули о долгах Кировоградгаза перед оператором ГТС. Он на третьем месте крупнейших должников. Крупнейший должник — Луганскгаз. Там причина в долгах за газ Луганской ТЭС Рината Ахметова, потому что они потребляли газ из-за блокады россиянами подвоза угля…

— Здесь, оставлю за собой право на комментарий – на оператора ГРМ повесили долг конкретно идентифицированного потребителя, у которого был поставщик. Старая история взаимодействия Нафтогаза с оператором ГТС.

Заметьте, это треть общей задолженности, которая активно использовалась операторам ГТС, чтобы ввести нас (операторов ГРМ) в то состояние, в котором находятся предприятия ТКЭ. Значит, аргументировать необходимость введения специальных счетов.

— Но второй крупнейший должник – небольшой Тернопольгоргаз Владимира Бобровца. Почему это предприятие накопило долги за газ в 171 млн. грн? 

— Относительно Тернопольгоргаза — у нас там нет прямой контактной связи. Поэтому я могу комментировать лишь то, что есть в публичном доступе. Они объясняют ситуацию в акте проверки НКРЭКУ.

Во-первых, причина в не учете всех объемов ПТП в тарифе. Они пишут, что у них ПТП в тарифе на уровне 45% от необходимого объема.

Еще там была проблема, арест счетов в 2019 году из-за долгов прошлых периодов. Кроме того, судебные решения свидетельствуют о том, что это могут быть те самые «тепловые небалансы» прошлых периодов вроде Луганскгаза.

  1. О тарифной выручке операторов ГРС

— В декабре 2019 года НКРЭКУ впервые с 2016 года значительно повысила тариф для операторов ГРМ и разделила счета за газ и его распределение. В 2017 году убыток по всей системе составил около 2 млрд. грн. Какими будут убытки в 2020 году? 

— Убытки составят около 700 млн. грн. Это расчетные данные от, приблизительно, 90% операторов ГРС.

Там есть проблема, что в июне 2020 года НКРЭКУ снизила объем второго этапа введения тарифов.

— По сути, произошло «увеличение» тарифа.

— Я бы так это не называл. У нас установление тарифа состоялось в два этапа, потому что это мотивировали социальным напряжением. Это просто НКРЭКУ рассрочила принятие тарифа, ну я бы сказал — сбалансированного, а не экономически обоснованного.

Так вот отмена предыдущего решения привела к изъятию около 1,8 млрд. грн. из выручки операторов ГРС.

Их подавляющее большинство, кстати, рассчитывая на то, что решение от 24 декабря 2019 года об установлении тарифа будет выполняться, направили оператору ГТС письма о том, что задолженность будет оплачена ближе к 4-му кварталу.

— Надо отдать должное руководителю оператора ГТС Сергею Макогону – он поддерживает обоснованные тарифы для облгазов. 

— Да, поддерживает. Но в комплексе с дополнительным «контролем» над тарифной выручкой. Как будто этого контроля мало для операторов со стороны регулятора.

А под «контролем» понимается только одно – ввести спецсчета, «нулевой алгоритм» для облгазов, когда в случае долгов тарифная выручка автоматически списывается на счет оператора ГТС.

Надо же разобраться с сутью проблемы. По данным Кировоградгаза, она заключается в следующем, в нехватке средств в тарифе.

А Сергей Леонидович в интервью вашему изданию говорит, что проблема в смене руководства, из-за которого этот оператор «выпал» из нормальной работы.

— Тут вопрос в том, что почти все операторы ГРМ принадлежат частным владельцам. Если кто-то из них решит украсть средства потребителей, то, как государство может это проконтролировать? 

— Авторы системы специальных счетов аргументируют, что их идея решит системную проблему неплатежей.

Вы назвали Тернопольгоргаз, как пример такой проблемы. Скажите, это системная проблема?

Все расходы операторов ГРМ по каждому элементу контролирует государство. «Похищение» закончится на первом году.

Поэтому это либо откровенная манипуляция, либо жажда пролоббировать решение исключительно своей проблемы, чтобы не углубляться в достаточно сложную проблематику и посмотреть на проблему комплексно.

— Возможно, Тернопольгоргаз – исключение. Но таких исключений несколько. 

— Давайте посмотрим на ТКЭ. У них есть «алгоритм». Я спрашиваю у Херсонгаза, применяют ли алгоритм в части полной и своевременной оплаты услуг распределения газа предприятиями ТКЭ, как государственной, так и коммунальной собственности?

Применяют. Но задолженность ТКЭ за распределение газа растет. Вывод — алгоритм не может решить проблему.

— Ну, хоть доля денег поступает от ТКЭ в облгаз. Без алгоритма облгаз вообще бы мог ничего не получать. 

— Почему?

— Потому что ТКЭ просто не платили бы…

— Так они и сейчас не платят. Но проблема ведь не в этом.

Давайте так посмотрим, например, тарифная выручка облгаза составляет 1200 денежных единиц в год. В идеале он должен собирать 100 единиц на местах.

Юридические лица должны заплатить предоплату за распределение. Но бытовые потребители в среднем рассчитываются на 75%, ТКЭ – на 40%. Они сейчас формируют более 55% тарифной выручки операторов ГРМ в среднем по стране.

Значит, 100 единиц облгаз не получает. Условно, он получает 45 единиц. При этом ПТП составляет 40 единиц и заработная плата с начислениями – 40 единиц от 100. Но 100 денежных единиц нет, есть только 45. А не выплата заработной платы и налогов – это тюрьма.

Так вот, в случае введения спецсчетов, они хотят списывать те 40 денежных единиц от тарифа на 100 единиц. А тогда у облгаза останется всего 5 единиц на заработную плату и другие расходы.

Есть еще одна проблема. Тариф на распределение в 2020 году рассчитан, опираясь на потребление газа за период с 1 октября 2018 по 30 сентября 2019 годов.

Разница между плановой и фактической мощностью составляет более 1 млрд. кубов газа. Соответственно, мы планово собираем где-то на 6% — 8% меньше средств, чем предусмотрено объемами тарифной выручки, заложенными НКРЭКУ.

Это проблема именно 2020 года. Уже в следующем году методология предусматривает плату за распределение фактического потребления. И эта проблема должна быть решена.

— Относительно 1,8 млрд. грн., которые были изъяты из тарифной выручки облгазов в июне, я же правильно понимаю, что сокращены исключительно расходы на ПТП из-за падения цены на газ? 

— Так указано в обосновании НКРЭКУ. По факту получится совсем по другому. Но даже если брать только вопрос цены на ПТП, сегодня посмотрите на хабы. Цены растут.

— Плата за распределение для потребителей «на конфорке» составляет смешные суммы в месяц – 15-20 грн. Банковская комиссия может равняться такой транзакции. Насколько мне известно, многие люди платят всю сумму за год вперед. У вас есть статистика, какой процент таких потребителей?

— Можно же совсем не платить, говорили политики. Санкций нет только для потребителя, не для оператора. Ему просто законом запретили применять меры воздействия к потребителю-неплательщику. Но почему-то забыли предусмотреть, то, же самое для операторов ГРМ.

Заранее мало кто платит, хотя тем потребителям кто потребляет газ для приготовления пищи и подогрева воды, это действительно выгоднее и удобнее. Ведь там платежи не столь значительны и это уменьшает расходы на уплату комиссионных платежей банку.

— У операторов ГРМ есть инструменты для того, чтобы предложить потребителям скидку за распределение в случае предварительной оплаты счетов? 

— Нет. Это тариф, который регулируется государством.

  1. О связи операторов ГРМ и поставщиков газа.

— Руководитель оператора ГТС рассказывал, что есть операторы ГРМ, которые не имеют задолженности по небалансам. Это Мариупольгаз, Одессагаз, Полтавагаз. Значит, это возможно.

— У нас у Кременчуггаза нет задолженности. Это возможно из-за того, что большинство потребителей такого оператора ГРМ составляют промышленные потребители. Они платят подписку, и есть возможность авансировать такие расходы.

— Что операторы ГРМ ждут после того, как будет отменен механизм PSO для населения с 1 августа? Это открывает возможность конкуренции для поставщиков. Облгазы поддерживают эту реформу? 

— А как отмена PSO влияет на операторов ГРМ? Я практического влияния не вижу, с точки зрения непосредственно услуги распределения газа.

Единственное — поставщики должны понимать, что из-за ограничений, введенных пакетом карантинных законов, они не смогут отключить бытового потребителя-должника от газа.

Законом №530-IX от 17 марта 2020 года запрещено прекращение/приостановление предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг в случае их не оплаты. А сколько продлится карантин, никто не знает.

— Что касается исключительно операторов ГРМ — возможно им все равно. А ведь мы понимаем, что сегодня в каждой области крупнейшими поставщиками газа являются облгазсбыты, которые связаны с соответствующим оператором ГРМ совместными собственниками. В то же время Нафтогаз не скрывает, что будет «отбивать» потребителей у них.

— Это вопрос к поставщикам.

— Удобная позиция. Деньги от распределения газа и маржа поставщика поступают в единый центр – владельцам этих двух бизнесов. Но когда доходит до вопросов снабжения, облгаз говорит: ну, это отдельный бизнес. 

Очевидно же, что операторы ГРМ всячески будут помогать, собственным поставщикам сохранить потребителей. Например, с бумажных счетов потребителей исчезли EIC-коды (код потребителя), что затрудняет переход к новому поставщику.

— Когда Андрей Владимирович (Андрей Коболев, председатель правления Нафтогаза) опубликовал фото счета в своем Facebook, я зашел в свой личный электронный кабинет. И там есть EIC-код.

Счет, который он издал, был загружен из личного кабинета в электронном виде. Но, находясь в личном е-кабинете, вы видите свой EIC-код.

У меня вопрос, сколько потребителей не перешло к новому поставщику в связи с этой проблемой? Мне просто интересно понять объем проблемы.

Я говорю, что у меня код не пропал. И у господина Коболева он тоже не пропал, потому что он загрузил счет из личного кабинета, где есть этот код.

  1. О проблеме передачи информации о потребителях.

— Нафтогаз заявляет о проблеме передачи биллинговой информации о потребителях от операторов ГРМ поставщику последней надежды (ППН), которым является Нафтогаз. Почему вы ее не отдаете? 

— Оператор ГТС предоставляет каждому заказчику услуг транспортировку, в том числе поставщику из группы Нафтогаз, прогнозы потребления газа потребителями, закрепленными за таким поставщиком. ППН не будет исключением.

— Насколько я знаю, эта информация передается в разрезе только EIC-кодов. Без указания других данных потребителей.

— А почему это должно быть как-то по-другому, с точки зрения защиты персональных данных?

— Далее Нафтогаз, как ППН, не сможет найти потребителя, чтобы прийти к нему в случае отсутствия поставщика… 

— ППН ни к кому не «приходит». ППН обеспечивает потребителей газом в исключительных случаях. Именно потребитель должен обратиться к нему.

Правда, у нас немного искривленная модель. ПОН поставляет газ по цене ниже рыночной. Хотя должно быть наоборот.

— Это какой-то геноцид населения. Ну, вы представляете в каком-то селе бытового потребителя пожилого возраста, который сам должен присоединиться к ППН через интернет, или другим способом?

— А почему тот, кто проживает в деревне, должен остаться без поставщика? Было заявлено о развитии конкуренции, готовности потребителей к отмене ПСО. Это предполагает, в частности, активную позицию потребителя на рынке. Многие же поставщики и трейдеры заявили, что готовы выходить на этот рынок.

— Ок. Давайте зайдем с другой стороны. Поставщики газа, которые связаны с операторами ГРМ совместными собственниками, в свое время получили такую информацию. Получается, что за это надо посадить сотрудников операторов ГРМ, которые отдали персональные данные?

— Поставщики газа по PSO получили потребителей путем присоединения к публичным договорам. Потребители не давали согласие на передачу своих персональных данных.

А теперь другой вопрос. Законопроектом №3800, который зарегистрировала группа нардепов в интересах Нафтогаза и оператора ГТС, вводится ответственность операторов ГРМ за предоставление не полной и не достоверной информации о потребителе.

Как представитель оператора ГРМ, я не могу вас, как потребителя, заставить передать мне данные. Не могу заставить вас подписать заявление на присоединение, содержащее такие данные.

— Если я хочу, чтобы у меня был газ, то должен дать разрешение на обработку моих персональных данных. Я правильно понимаю?

— Значит, дайте ППН свои персональные данные. Почему это должен делать оператор ГРМ, если ему потребитель, подписавший заявление присоединения, этого не позволял делать?

Есть Реестр вещных прав на недвижимое имущество, где независимый поставщик или ППН могут найти всю информацию, а главное полную, достоверную и актуальную.

  1. О возможном списании долгов операторов ГРС.

— Понятно, что вы выступаете против проекта закона №3800, который отвечает интересам оператора ГТС и группы Нафтогаз. Он предусматривает введение спецсчетов для облгазов, обязательную передачу биллинговой информации операторами ГРМ и введение услуги хранения газа в трубе.

Интересен ваш комментарий относительно альтернативного проекта №3800-1, который предусматривает списание долгов операторов ГРМ и ТКЭ перед Нафтогазом и Укртрансгазом. Вы считаете нормальной ситуацию, когда кто-то не платит за ресурс, а потом законодательно освобождается от долгов? 

— Давайте начнем с того, о чем мы уже говорили. На сегодня тариф операторов ГРМ составляет 0,73 грн. за куб, хотя должен был составлять 0,88 грн. за куб (средневзвешенный показатель по стране).

Одно дело, когда потребитель не платит тариф. Совсем другое дело, когда тариф был, например, 0,6 грн./куб. На следующий год должен быть 0,7 грн./куб, потом 0,8, потом – 0,9. А он все четыре года был 0,6 грн./куб.

Этим сформирован долг в 20 млрд. грн. операторов ГРМ перед оператором ГТС. Мы можем поступить иным образом. Еще повысить тариф для потребителей, включив туда объем долгов.

Сегодня безубыточным был бы средневзвешенный тариф на распределение 1,04 грн./куб. С решением проблемы старых долгов с реструктуризацией на пять лет, тариф должен был составлять 1,3 грн./куб.

Потребитель виноват ли в том, что четыре года не пересматривался тариф? Эти цифры подтверждены судебными решениями. Потребитель в этом не виноват.

Сейчас потребитель, в текущей экономической ситуации, готов ли это оплатить? Или кто-то гарантирует не взыскание этих долгов Укртрансгазом с операторов ГРМ?

ТКЭ — еще большая проблема. Они не виноваты, что регулирующие органы не устанавливали им экономически обоснованный тариф. Или Нафтогаз не подавал номинацию, и создавались искусственные небалансы. В этом виновато предприятие ТКЭ, или в этом виновата регуляторная политика?

— В тарифе на этот год заложены небольшие суммы на возврат старых долгов операторов ГРМ перед Укртрансгазом. 

— Эти средства не будут получены. Потому что в тарифе заложен дефицит, тариф убыточный. Он рассчитан исходя из завышенных объемов распределения газа, а фактические объемы меньшие. Поэтому и денег за услуги распределения будет уплачено меньше. Из-за этого средств для погашения долгов не будет.

— Еще о законопроекте №3800-1. Его зарегистрировала группа депутатов. Но если скачать пояснительную записку и посмотреть «Свойства файла», то его автором указан нардеп от ОПЗЖ Михаил Папиев, один из ближайших соратников Фирташа. 

Как это выглядит? Соратник Фирташа создал законопроект, который списывает долги облгазов Фирташа.

— Там долги ТКЭ составляют большую часть – около 37 млрд. грн. Кроме того, Папиев является нардепом, но он не указан среди подписантов проекта на сайте Рады.

И если мне не изменяет память, то у ОПЗЖ было несколько похожих законопроектов об урегулировании задолженности на рынке газа и коммунальных услуг. Поэтому мне кажется, что особой сенсации в этом нет.

Я хочу обратить внимание на авторство законопроекта №3800. Там в свойствах файла законопроекта автором значится начальник отдела по работе с регуляторными органами оператора ГТС (имеется в виду Роман Шикеринец). А организация, которой создан документ — Укртрансгаз.

— С 1 апреля операторы ГРМ должны были осуществлять все закупки на ProZorro. Важнейший вопрос касается покупки газа для ПТП. То, что я видел – сообщение облгазов о проведении процедуры торгов, которые были отменены. Где операторы ГРМ покупают газ?

— Операторы ГРМ действуют исключительно в рамках действующего законодательства. Странно слышать обвинения от г-на Макогона, или от Нафтогаза в части непрозрачности закупок технологического газа операторами ГРМ.

Ведь сам оператор ГТС выступает за изменения, которые позволят ему закупать газ для покрытия ПТП на бирже.

Есть законопроект №3176, который проголосован в первом чтении. Он, собственно, предусматривает закупку газа операторами ГТС и ГРМ на бирже.

Большая часть операторов ГРМ в этом году купила газ на Украинской энергетической бирже (УЭБ). Всем участникам были известны условия, операторами ГРМ применены формульные подходы к ценообразованию и заключены долгосрочные контракты.

Приведу пример того, что ProZorro, это не всегда о прозрачности и конкуренции. Кировоградгаз купил газ через Prozzoro у ХПК «Нафтогаз Трейдинг». Где же здесь конкуренция?

Ведь они получили отсрочку платежа на 365 дней, да еще и без штрафных санкций. Какой еще оператор ГРМ может получить газ на таких условиях?

Такие условия уникальны — их может предоставить только Нафтогаз для собственного оператора ГРМ. Для других операторов ГРМ такая опция закрыта.

Вот еще пример – Херсонгаз проводил закупку на ProZorro. Никто не пришел.

Автор: Сергей Головнев

Источник: БЦ

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий