Под инвестициями в человеческий капитал следует понимать целенаправленные расходы на развитие отдельного человека или группы людей в денежной или любой форме. Это могут быть расходы на образование граждан, здравоохранение, передвижение, мобильность и др.
Расходы на развитие обеспечивают интеллектуальное и профессиональное развитие, рост производительности труда, способствуют материальному обеспечению и информационному обогащению, как каждого отдельного гражданина, так и всего населения в совокупности.
Целью статьи является исследование обеспечения инвестициями в развитие человеческого капитала в условиях диджитализации экономики.
Методы (методология). В исследовании применены общенаучные методы, в частности теоретического обобщения – для построения алгоритмического цикла инвестирования в развитие человеческого капитала; системного экономического анализа – для расчета мультипликатора инвестиций и показателей акселератора инвестиций в национальной экономике Украины.
Результаты. Проведены расчеты, которые показали, что в экономике Украины потенциал инвестиций как драйвера экономического роста в течение последних 10 лет используется не достаточно.
Низкие показатели мультипликатора показывают, что роль инвестиций в качестве драйвера экономического развития используется на очень низком уровне, что является с одной стороны следствием кризисных явлений в экономике под влиянием объективных условий. Это мировой экономический кризис, военные действия, повышающие риски инвестирования в долгосрочные проекты. И недостаточно эффективной внутренней инвестиционной политики, а именно снижение роли государства в качестве активатора и эффективного регулятора инвестиционных процессов.
Вступление
Под инвестициями в человеческий капитал следует понимать целенаправленные расходы на развитие отдельного человека или группы людей в денежной или любой форме. Это могут быть расходы на образование граждан, здравоохранение, передвижение или мобильность и тому подобное. Расходы на развитие обеспечивают интеллектуальное и профессиональное развитие, рост производительности труда, способствуют материальному обеспечению и информационному обогащению, как каждого отдельного гражданина, так и всего населения в совокупности.
Исследования различных аспектов стратегического развития национальной экономики освещены в трудах Кшитофа Н.С., Галасюка В.В., Барановской И.В. и многих других отечественных ученых. Особенности менеджмента в сфере национальной экономики и государственной власти освещены в трудах Ю.А. Бондарь, О.Р. Захидной, Ю.И. Мидлик., Ю.П. Шукатка и других ученых.
Среди ученых, исследовавших инвестиции в развитие человеческого капитала в условиях диджитализации экономики, известны: И.А. Иртищева, М.И. Стегней, Т.В. Стройко, И.С. Крамаренко и другие.
Цель статьи
Целью статьи является исследование обеспечения инвестициями в развитие человеческого капитала в условиях диджитализации экономики.
Изложение основного материала
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы; расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с низкой производительностью.
Таким образом, особое значение приобретает наращивание человеческого капитала за счет осуществления инвестиций в человеческий капитал, реформирования сферы здравоохранения и образования, усиления социальных гарантий и условий жизни населения.
Инвестиции рассматривают в качестве источника экономического развития. Именно поэтому, особое значение для обеспечения национального экономического роста приобретают инвестиции в человеческий капитал.
Признавая важность инвестирования в национальное человеческое развитие, правительством Украины, а именно Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства разработана экономическая стратегия «Рост через инвестиции», в которой говорится о необходимости и возможности обеспечить рост на 40% уровня ВВП к 2024 году за счет усиления инвестиционной деятельности.
Реализация предлагаемой стратегии «Рост через инвестиции» имеет целью усилить роль инвестиций как драйвера экономического роста. Это проявится в формировании мультипликативного эффекта от инвестиционных вложений в приоритетные сферы и обеспечит модернизацию производства и инфраструктуры, позволит создать до 1 млн. новых рабочих мест, положительно повлияет на рост доходов населения и, как результат, расширение внутреннего рынка.
Влияние инвестиций на экономический рост измеряется, прежде всего, через мультипликатор инвестиций.
Используя мультипликатор, можно спрогнозировать прирост валового внутреннего продукта в условиях увеличения или уменьшения объемов инвестиций в экономику.
Результаты расчетов показали, что в экономике Украины потенциал инвестиций как драйвера экономического роста в течение последних 10 лет используется не достаточно. Самый высокий показатель мультипликатора наблюдается в 2009 году (1,32), что обусловлено определенным временным лагом (как правило, 1-2 года отдачи инвестиций), сформированным положительными темпами роста экономики в докризисный период.
В 2011-2012 и 2016-2018 годах мультипликативного эффекта от инвестиционной деятельности не наблюдалось. Это объясняется, прежде всего, существенным сокращением производства, снижением деловой активности в экономике и потерей части экономического потенциала в результате аннексии территорий Украины.
И только в 2019 году определился определенный положительный результат, в частности мультипликатор, составил 1,19, то есть увеличение объемов капитальных инвестиций на 1 млн. грн. привел к росту ВВП на 1,19 млн. однако, этот результат является достаточно низким по сравнению с развитыми странами, где мультипликатор инвестиций достигает более 1,30.
Низкие показатели мультипликатора показывают, что роль инвестиций в качестве драйвера экономического развития используется на очень низком уровне, что является с одной стороны следствием кризисных явлений в экономике под влиянием объективных условий (мировой экономический кризис, военные действия, повышающие риски инвестирования в долгосрочные проекты) и недостаточно эффективной внутренней инвестиционной политикой. А именно снижение роли государства в качестве активатора и эффективного регулятора инвестиционных процессов.
Взаимосвязь между инвестициями и ростом ВВП показывает также акселератор инвестиций. Этот показатель позволяет определить объем инвестиций в расчетном году t, которые необходимы для прироста ВВП в периоде t +1, что в k раз этот прирост меньше.
Используя статистические данные Государственной службы статистики Украины, рассчитана величина акселератора инвестиций в 2009-2019 годах.
Таким образом, акселератор инвестиций показывает эффект продуцирования инвестиционных ресурсов как следствие повышения деловой активности в экономике. Результаты расчетов показали, что в 2010 вследствие мирового финансового кризиса и снижения объемов производства продукции и услуг, эффект акселератора был отрицательным.
В 2011-2014 годах наблюдались определенные положительные тенденции, однако уже в 2015-2017 гг. ситуация ухудшилась. Как следствие определенной макроэкономической стабилизации в 2016-2017 годах, акселератор инвестиций в 2018 году достиг самого высокого за анализируемый период значения 9,61. однако уже в 2019 составил лишь 0,96.
Ученые Крамаренко И.С., Войт Д.С., Прокопенко Н.А., Клец Ю.Ю. и Христофоров В.А. на основе проведенных расчетов доказали, что «несмотря на финансовый кризис и прецессионные процессы, отечественная экономика имеет значительный запас финансовых инвестиционных резервов, что составляет в среднем 75% ВВП.
За период 2010-2017 года финансовые резервы инвестиционного потенциала национальной экономики составили 1790309 млн. грн., что на 188% больше чем в 2010 году. В течение анализируемого периода уровень трансформации финансовых инвестиционных ресурсов в капитальные инвестиции составил от 22,5% в 2010 году до 16% в 2015 году, что свидетельствует о достаточно больших резервах роста реального инвестиционного потенциала».
Очевидным становится тот факт, что именно цифровые технологии, их интенсивное продвижение в разные сферы жизнедеятельности, должно стать мощным драйвером национального роста. Такая мысль прослеживается и в разработанном проекте «Цифровая адженда Украина -2020», где речь идет о цифровой стратегии национальной экономики.
В документе сказано, что проект определяет основные цели стимулирования экономики Украины и привлечение инвестиций; закладывание основы для трансформации секторов экономики в конкурентоспособные и эффективные направления («цифровизация» бизнеса). Определяет доступность цифровых технологий; создание новых возможностей для реализации человеческого капитала, развитие инновационных, креативных и «цифровых» индустрий и бизнеса; развитие и мировое лидерство по экспорту «цифровой» продукции и услуг.
Также документ определяет необходимые шаги по цифровизации Украины в сферах здравоохранения, инфраструктуры, экологии, е-коммерции, е-управления и др.
Разработчиками проекта осуществлено прогнозирование развития экономики под влиянием цифровых технологий при условии осуществления эффективных действий в этой сфере. Предполагается, что при увеличении удельного веса цифровых технологий в ВВП Украины до 65%, в 2030 году объемы ВВП возрастут на 14%.
В основе прогноза заложены экстраполятивные тренды развития IТ сферы Украины и ее влияние на ВВП. Соглашаемся с мнением специалистов, что уже удельный вес отрасли информации и телекоммуникаций увеличился с 2,5% в 2014 до 4% на конец 2019 года. В условиях диффузий цифровых технологий во все сферы хозяйственной деятельности и при создании эффективных цифровых коммуникаций, цифровые технологии могут стать мощным драйвером трансформационных изменений. И одновременно базовым коммутатором проектируемой модели социально-экономического развития.
Для реализации роли цифровых трансформаций в качестве драйвера экономического роста необходимо, прежде всего, обеспечить надлежащий уровень кибербезопасности и усовершенствовать соответствующее законодательство.
Таким образом, произведенные расчеты доказывают, что в экономике Украины потенциал инвестиций как драйвера экономического роста в течение последних 10 лет используется не достаточно.
Значительные колебания динамики акселератора инвестиций в национальной экономике не могут опровергнуть наличие резервов финансовых инвестиционных запасов национальной экономики.
В качестве драйвера национального экономического роста необходимо внедрять распространение цифровых технологий. В условиях диффузий цифровых технологий во все сферы хозяйственной деятельности и создания эффективных цифровых коммуникаций, цифровые технологии могут стать мощным драйвером трансформационных изменений и одновременно базовым коммутатором проектируемой модели социально-экономического развития.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Проведенные расчеты показали, что в экономике Украины потенциал инвестиций как драйвера экономического роста в течение последних 10 лет используется не достаточно.
Низкие показатели мультипликатора показывают, что роль инвестиций в качестве драйвера экономического развития используется на очень низком уровне, что является с одной стороны следствием кризисных явлений в экономике под влиянием объективных условий (мировой экономический кризис, военные действия, повышающие риски инвестирования в долгосрочные проекты) и недостаточно эффективной внутренней инвестиционной политикой. И наблюдается именно снижение роли государства в качестве активатора и эффективного регулятора инвестиционных процессов.
Исследована взаимосвязь между инвестициями и ростом ВВП с использованием акселератора инвестиций, в результате чего выявлено, что акселератор инвестиций показывает эффект продуцирования инвестиционных ресурсов как следствие повышения деловой активности в экономике. Результаты расчетов показали, что в 2010 году вследствие мирового финансового кризиса и снижения объемов производства продукции и услуг эффект акселератора был отрицательным.
В 2011-2014 наблюдались определенные положительные тенденции, однако уже в 2015-2017 годах ситуация ухудшилась. Как следствие определенной макроэкономической стабилизации в 2016-2017 годах, акселератор инвестиций в 2018 году достиг самого высокого за анализируемый период значения 9,61, однако уже в 2019 составил лишь 0,96.
Значительные колебания динамики акселератора инвестиций в национальной экономике не могут опровергнуть наличие резервов финансовых инвестиционных запасов национальной экономики.
Автор: Антонина Трушлякова, преподаватель, кафедра менеджмента, Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 30, №1, часть 2 (2020) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.