Инвестиционное обеспечение модернизации рабочих мест в антикризисной политике государства

Постановка проблемы. Перспективы развития социально-трудовой сферы Украины и ее регионов в значительной степени зависят от темпов привлечения внутренних и внешних инвестиций как первоосновы стимулирования внутреннего рынка, импортозамещения, увеличения экспорта, улучшения финансовой ситуации, а, следовательно, и обеспечения финансовых обязательств перед МВФ и другими институтами.

Сейчас ускорение модернизации рабочих мест требует аккумуляции инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях экономического и социального развития, формирования новых импульсов для успешной реализации антикризисной политики государства.

Цикличность экономического развития стран мира создает новые препятствия для активизации инвестиционных процессов, улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной привлекательности рабочих мест в сфере материального производства.

Анализ последних исследований. Проблемы модернизации государства, национальной экономики, ее основных направлений и конкретных форм реализации актуализированы научными трудами  украинских ученых. Это таких как В. Геец, И. Гнибиденко, А. Гриценко, А. Гришнова, В. Данюк, А. Колот, Е. Либанова, О. Макарова, В. Куценко, Л. Лисогор, В. Лич, А. Новикова, В. Оникеенко, И. Петрова, В. Петюх, Л. Черенько, Л. Шаульская, Н. Ушенко и других.

Однако отдельные аспекты комплексной проблемы инвестиционного обеспечения модернизации рабочих мест как фундамента экономической системы и главного источника трудовых доходов населения остаются вне поля зрения.

Целью статьи является определение приоритетных направлений инвестиционного обеспечения модернизации рабочих мест в антикризисной политике государства.

Изложение основного материала. В условиях ожидания новой волны кризисных явлений, усиления негативного влияния глобализации тенденций на сферу занятости населения, динамика рабочих мест в любой стране является нестабильной. По данным Национального совета всеукраинских объединений и организаций работодателей, за период, прошедший от вступления Украины в ВТО (три года), страна потеряла около 150-200 тыс. рабочих мест.

При такой тенденции можно ожидать, что создание зоны свободной торговли с другими странами может обернуться еще более высоким сокращением рабочих мест во всех секторах экономики.

Прежде всего, тех, что не могут конкурировать на мировых товарных рынках как равноправные партнеры с производителями, которые работают на принципиально новых инновационных принципах и в полной мере реализуют собственные конкурентные преимущества.

В Украине длительное время сохраняется устаревшая технико-технологическая производственная база, доля промышленных предприятий, внедряющих инновации и, что таким образом модернизируют рабочие места, не превышала за последние годы 11,5% (из них осуществляют механизацию и автоматизацию производства – 7,9, внедряют новые технологические процессы – 4,9, производят инновационную продукцию – 5,8%).

Формирование достаточно высоких качественных параметров модернизированных рабочих мест – приоритетное направление активной государственной политики занятости европейских стран, ориентированной на высокую производительность любой экономической деятельности и соответствующее вознаграждение за ее результаты.

В противовес им в украинской экономике вновь созданные рабочие места, весомая доля из которых, по сути, являются временными с нерегламентированными условиями занятости, нередко предусматривают достаточно низкую оплату труда (даже на уровне прожиточного минимума), что предлагается и достаточно высококвалифицированным рабочим.

Для всестороннего развития сферы занятости населения и модернизации рабочих мест, разнообразия ее форм необходимо активно использовать на системных началах действенные механизмы и инструменты финансово-кредитной политики, новейшие информационные и коммуникационные технологии.

Решение этих насущных проблем на основе радикальных изменений в современных методах хозяйствования – это социальная ответственность государства, работодателей, общественных организаций, что должно реализовываться в системе мер антикризисного регулирования экономики.

Сейчас, несмотря на реформирование бюджетного, налогового, трудового и социального законодательства, институционально-инвестиционная среда в Украине остается неразвитой. Об этом свидетельствует Индекс глобальной экономической свободы, в интегрированном виде характеризующий доверие, равноправие и развитие конкуренции.

По данным отчета Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности, в течение 1999-2010 гг. уровень экономической свободы в Украине снизился в подавляющем большинстве важных для инвестирования сферах, оставшись относительно высоким только в фискальной сфере и торговле.

Это отражает инвестиционные приоритеты сформированного капитала, доминанты реализации проектов, обеспечивающих быструю окупаемость вложений.

Наряду с другими причинами это способствует сохранению существенных межотраслевых диспропорций в инвестировании рабочих мест, распределении прибыли и налоговой нагрузки.

С точки зрения перспектив активизации инвестиционных процессов и экономического роста крайне нежелательным является сохранение низких темпов модернизации рабочих мест отечественного высокотехнологичного машиностроения, которое при любых условиях выступает надежным инвестиционным источником обновления экономики.

Инвестирование в систему рабочих мест промышленного сектора экономики Украины недостаточное, есть проблема поиска стратегического инвестора, заинтересованного в развитии ее приоритетных сфер.

В условиях либеральной модели украинской экономики, на фоне ежегодного сокращения объемов бюджетного инвестирования отраслей экономики (до уровня 6,5% в структуре отечественных капитальных инвестиций), глобальных финансовых проблем и других рисков и ограничений, созданная в стране территориально-отраслевая система рабочих мест деградирует и разрушается.

По сути, единственным источником их обновления остаются собственные средства предприятий и организаций (66,1%), доля других источников, включая банковские кредиты, является несущественной.

С 2008 г. инвестиции в основной капитал сокращаются в их структуре, в разрезе видов экономической деятельности произошли интенсивные сдвиги в пользу сферы операций с недвижимым имуществом, транспорта и связи, сельского хозяйства, строительства на фоне существенного снижения доли промышленности, торговли, финансового сектора.

Следует отметить, что в I квартале 2011 г. страна освоила на 32,4% больше капитальных инвестиций, чем за соответствующий период 2010 года. Причем в структуре инвестиций в материальные активы доминируют вложения в основной капитал (79,2%).

Следовательно, приоритетность инвестирования основных средств дает основания для оптимистичных прогнозов относительно финансового и материального обеспечения в создании новых рабочих мест и ускоренной модернизации действующих, в ближайшем будущем.

При значительном накопленном физическом капитале (преимущественно в базовых отраслях промышленности) Украина не достигла высокой производительности производственной деятельности и оказания услуг.

Отставание от других стран мира по уровню ВВП в расчете на душу населения (по паритету покупательной способности, с оценкой в евро) является существенным. Соотношение к аналогичному показателю Чехии составляет 26,5%, Хорватии – 33,6%, Польши – 35,0%, России – 42,0%, Латвии – 43,9%, Румынии – 45,9%, Болгарии – 50,0%, Албании – 75,8%, причем за последние два года отставание увеличилось.

В оценке главных причин существенного отставания в реализации курса на модернизацию следует обратить внимание на мнение ведущих ученых о том, что во время трансформационных преобразований в 90-х годах прошлого столетия Украина и Россия заметно отдалились от социально-экономических стандартов евро-атлантических наций.

И  приблизились к усредненным характеристикам стран «третьего мира» с чрезвычайно большой поляризацией личных доходов притом, что плодами этих преобразований пользуется незначительная часть населения. Остальные ведут еще более упорную борьбу за существование, чем в советское время.

Важным источником ускоренной модернизации рабочих мест в Украине должны быть прямые иностранные инвестиции, объемы которых в Украине на 01.07. 2011 г. составили 47205,7 млн. долл. США. Растущим итогом, причем в первом полугодии 2011 г. значительно превышены аналогичные показатели 2010 года.  Объемы прямых иностранных инвестиций в Украину в расчете на одного человека растут (873 долл. США на одного человека в 2010 г. против 636,5 долл. США в 2008 г.).

Хотя их реальная отдача в аспекте стимулирования экономического развития, создания новых рабочих мест, роста емкости рынка труда и повышения жизненного уровня населения остается низкой. Более влиятельными на процессы модернизации рабочих мест являются внутренние инвестиционные потоки и факторы.

В распределении иностранных инвестиций в 2010 г. по сферам экономической деятельности подавляющая их часть (33%) поступала и сосредоточена в финансовых учреждениях, на промышленных предприятиях (31%), прежде всего металлургических, по производству пищевых продуктов, химических и нефтехимических, машиностроительных.

Понятно, что такие пропорции отражают попытки поддержать финансовый, прежде всего банковский сектор экономики в условиях финансово-экономической нестабильности и проявлений циклического развития национальной экономики.

Однако необходимо учитывать, что именно в этих социально-экономических условиях не менее важным стабилизирующим макроэкономическим фактором является сохранение и развитие национального производства, реализация его производственного и инновационного потенциалов, поддержка конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

Вряд ли экономически целесообразной и отвечающей национальным интересам, является пропорция распределения иностранных инвестиций, по которой доля иностранного инвестирования торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий является вдвое выше, чем доля инвестиций в строительство, транспорт и связь. В пять раз выше, чем инвестирование в сельское хозяйство, охоту, сферу культуры и спорта, предоставление коммунальных и индивидуальных услуг.

В стране происходит процесс интенсивного перераспределения инвестиционных ресурсов в пользу быстрого и чрезмерного развития торговли, вряд ли необходимой в таких объемах ее гражданам. Явно непривлекательными для иностранного инвестирования остаются капиталовложения в высокотехнологичные и инновационные секторы промышленности.

Оценивая инвестиционную политику Украины с точки зрения привлечения необходимых средств в создание новых рабочих мест, следует отметить, что она несколько противоречит опыту стран Центральной и Восточной Европы.

Они, с целью расширения собственного производства и логистики, подавляющее большинство проектов с привлечением иностранных инвестиций реализуют именно в промышленное производство, стимулируя его к инновационному обновлению. Среди других приоритетов иностранного инвестирования в этих странах – профессиональные услуги и программное обеспечение.

Положительной тенденцией в аспекте перспектив модернизации рабочих мест в Украине является превышение объемов привлеченных иностранных инвестиций над их оттоком из страны.

Если правительство страны будет поддерживать на социально необходимом уровне объемы внешних и внутренних инвестиций в новые рабочие места, в перспективные сферы экономической деятельности, не увеличивая объемов внешних заимствований, можно рассчитывать на следующее. Что Украина не только выйдет из ожидаемой второй волны экономического кризиса с минимальными социальными потерями и гораздо скорее, чем страны ЕС, но и с новыми экономическими перспективами.

В этом смысле чрезвычайно важно ограничить неконтролируемый отток капитала из страны, который за 2000-2008 гг. превысил 85 млрд. долл. США (по данным Global Financial Integrity).

Активизация государственной поддержки отечественного производителя на программно-целевых принципах, прежде всего в наукоемких сферах промышленного производства, агропромышленном комплексе, транспортной инфраструктуре позволит усилить стабилизационные процессы в социально-трудовой сфере и предотвратить возможное сокращение рабочих мест, вследствие глобальных интеграционных процессов.

Это направление государственной социально-экономической политики должно выполнить антикризисную функцию в решении проблем обеспечения занятости экономически активного населения страны.

Следует обратить внимание на необходимость ограничения дальнейшей чрезмерной межрегиональной неравномерности привлечения прямых иностранных инвестиций. В расчете на одного человека они разнятся от 60 долл. США в Тернопольской области до 2239,7 долл. США в Днепропетровской области, то есть в 37,3 раза. В подавляющем большинстве регионов Украины они не достигли среднего уровня инвестирования.

За пределами этих межрегиональных сравнений безусловный лидер г. Киев, где иностранные инвестиции на одного человека составляют 7946,2 долл. Самые высокие темпы их роста за 2003-2010 гг.  составили в Сумской (146,8%), Черкасской (129,0%), Донецкой (125,9%) области.  Региональная структура прямых иностранных инвестиций в Украине приведена в данном исследовании.

Такая дифференциация по уровню иностранного инвестирования, неравномерность его поступления свидетельствует о слабости государственного регулирования этой сферы, отсутствии экономического стимулирования сформированных инвестиционных потоков в нужных для страны направлениях и формах.

По оценке Европейской ассоциации бизнеса, индекс инвестиционной привлекательности Украины находится на уровне 2,6-3,4 по пятибалльной шкале. В сторону уменьшения этой оценки действует значительное налоговое давление на субъекты хозяйственной деятельности, проблемы по лицензированию, не отработка соответствующей нормативно-законодательной базы.

Сохранение энергетически затратной экономики сырьевого характера, доминирование индустрии третьего экономического уклада ухудшают инвестиционный климат, создают новые ограничения на пути к обновлению рабочих мест в украинской экономике.

По результатам сравнительного анализа влияния прямых иностранных инвестиций на создание и модернизацию рабочих мест в странах Центральной и Восточной Европы в течение 2006-2010 гг. к Украине относятся последние рейтинговые позиции.

Их доля в инвестиционных проектах составляет лишь 4% (178 проектов) при удельном весе в созданных рабочих местах на уровне 1,8% (7,5 тыс. рабочих мест). В Болгарии, Турции и Сербии за этот период было создано рабочих мест за счет иностранных инвестиций в 2,4-3,4 раза больше, чем в Украине.

Наблюдается существенное отставание от европейских стран, в частности Польши, где аналогичные показатели составляли соответственно 16% и 20,2%. Обращает внимание то обстоятельство, что именно Польша при относительно невысокой доле иностранных инвестиционных проектов, в общем, их количестве (6%) обеспечила самые высокие показатели прироста рабочих мест за 2006-2010 гг. (1,9 тыс. ед.).

В этом аспекте производительность инвестиционных проектов США, Германии и России значительно ниже – при их доле в инвестиционных проектах на уровне 34% создано за этот период лишь 1,4 тыс. новых рабочих мест.

Необходимо обратить внимание на неиспользованные возможности практики аутсорсинга процессов бизнеса. За счет чего создано 33 765 рабочих мест в странах Центральной и Восточной Европы за последние пять лет, из них доля Украины составляет лишь 3%. Это направление следует считать перспективным для Украины, учитывая образовательный потенциал населения, невысокую стоимость рабочей силы.

Рассчитывая на активизацию участия в инвестиционных проектах Центральной и Восточной Европы, Украина должна развивать инфраструктуру и кластеры международного уровня, достичь стабильности и прозрачности (уменьшения коррупции, бюрократии, сроков таможенного оформления, давления со стороны контролирующих органов).

А также увеличить объемы собственного инвестирования в инновации, прежде всего, экологически чистые технологии. Именно эти позиции отмечают иностранные инвесторы как ведущие для принятия решений относительно направлений и форм инвестирования в другие страны.

Учитывая современные тенденции развития рынка труда и занятости населения в Украине и ее регионах рост численности незанятых граждан в начале 2011 г. составил 3,9% по сравнению с предыдущим годом до уровня 564,0 тыс. человек. Сокращение потребности предприятий в работниках для замещения свободных рабочих мест, повышение нагрузки незанятого населения на вакантные рабочие места до 88 человек на 10 свободных рабочих мест.

А также мировые тенденции стремительного роста безработицы в связи с финансово-экономической нестабильностью, важным является ускорение создания новых продуктивных рабочих мест за счет комплексного сочетания различных инвестиционных источников для повышения уровня капитализации отечественной экономики и решения социальных проблем.

С целью стратегического решения проблемы модернизации рабочих мест в системе антикризисных мер государства, формирования и стимулирования платежеспособного спроса на рабочую силу во всех секторах национальной экономики необходимо обеспечить постоянный мониторинг изменений в территориально-отраслевой системе рабочих мест.

Это необходимо выполнить на основе практики инвентаризации и аттестации имеющихся рабочих мест во всех секторах экономики для объективной оценки уровня их загрузки, физического износа и морального износа, а также санитарно-гигиенических условий труда.

Усилить инвестиционное обеспечение модернизации рабочих мест в конкурентоспособных отраслях экономики, способных укрепить позиции Украины во внешнеэкономических связях (наукоемкие отрасли машиностроения, металлургия, предприятия химической промышленности, агропромышленного и строительного комплексов).

Сформировать гибкую систему налогообложения субъектов малого предпринимательства с учетом необходимости оптимизации их деятельности, увеличения численности занятых работников, повышения коэффициента сменности оборудования; усовершенствовать государственный механизм регулирования рынка труда на основе организационно-экономического воздействия на формирование потребности в рабочей силе в различных секторах экономики.

Разработать элементы эффективного финансово-экономического механизма привлечения средств населения для долгосрочного инвестирования процесса создания новых высокопроизводительных рабочих мест в приоритетных сферах экономической деятельности.

Формирование государственной инвестиционной политики, ориентированной на создание новых продуктивных рабочих мест в отраслях экономики, признанных приоритетными в программных документах, касающихся перспектив социально-экономического развития Украины и ее регионов, а также привлечение свободных средств населения для инвестирования реального сектора экономики должно предусмотреть:

— усиление государственного регулирующего влияния на направления, формы и источники привлечения внешних и внутренних инвестиций с целью их эффективного использования в целях наращивания продуктивных рабочих мест в конкурентоспособных секторах украинской экономики;

— интеграция усилий и ресурсов государства, бизнеса, территориальных общин и усиление их ответственности по реализации инвестиционных проектов, предусматривающих новые рабочие места в инновационном направленном бизнесе, малом продуцирующем предпринимательстве, на государственных предприятиях сферы материального производства, прежде всего размещенных на территориях с моно профильной специализацией;

– создание действенного государственного экономичного механизма стимулирования хозяйственной деятельности в проблемных регионах, где доля убыточных предприятий превышает критически допустимый для занятости населения уровень;

– повышение заинтересованности иностранных инвесторов в создании новых рабочих мест в агропромышленном комплексе, рекреационном хозяйстве, гостиничном бизнесе;

— финансово-кредитное выравнивание чрезмерных региональных различий в объемах, структуре, направлениях и формах иностранного инвестирования;

— постепенное формирование у населения сознания стратегического инвестора через преодоление недоверия к финансовым структурам, прежде всего банковским, и соответствующих психологических наставлений на инвестирование экономики через приобретение акций, ценных бумаг и т. п.;

– наращивание целевого инвестирования НИОКР, связанных с разработкой и производством новой техники и товаров инновационного назначения;

– создание надежной региональной системы защиты имущественных интересов и прав населения как потенциального массового инвестора, что, к сожалению, пока что не обладает достаточными средствами и специальными знаниями по этому кругу вопросов;

– обеспечение стабильных источников поступления долгосрочных инвестиций в украинскую экономику на основе развития различных форм социального страхования, создание региональных целевых инвестиционных фондов, долгосрочных пенсионных ресурсов;

– совершенствование бюджетного процесса, комплексная оценка социальной и экономической эффективности бюджетных расходов, целевых инвестиций;

– внедрение международной практики по усилению контрольных механизмов по целевым использованиям инвестиционных ресурсов и соответствующих санкций за нарушение установленных норм и нормативов в этой сфере.

Выводы. В сложных социально-экономических условиях важно признать приоритетность решения на государственном уровне в системе антикризисного регулирования экономики задач, связанных с ускоренной модернизацией рабочих мест в Украине.

Это насущная необходимость, что требует обработки методологически новых подходов в контексте разработки и реализации антикризисных программных документов на всех уровнях управления, с учетом интересов государства, отдельных хозяйствующих субъектов и территориальных общин.

При формировании договоренностей по созданию зон свободной торговли необходимо рассматривать и оценивать эти проекты с точки зрения сохранения уже существующих рабочих мест в стране и ее регионах.

Автор: Т.А. Заяц, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий