Изложен исторический экскурс относительно процесса становления и внедрения организационно-экономичного механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в развитых странах запада. Выявлена трансформация этого процесса вследствие влияния доктрины «Государства всеобщего благосостояния» и особенности становления во второй половине ХХ века.
Выделены и раскрыты основные этапы внедрения организационно-экономичного механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста и их влияние на современное состояние рынка труда западных стран. В современных условиях социально-экономического развития Украины существует ряд вызовов и угроз демографического характера, которые существенно влияют на функционирование отечественного рынка труда.
В то же время, наряду с негативными демографическими преобразованиями, в последнее десятилетие на отечественном рынке труда распространяется тенденция исключения (эксклюзии) из трудовых отношений экономически активного населения старше 45 лет.
Это приводит не только к потерям экономического характера (рост численности экономически неактивного населения и долговременной безработицы), но и влечет за собой вероятность роста социальных рисков и угроз для стабильного функционирования украинского общества. Учет полученных результатов исследования дает возможность разработать адекватный современным вызовам на отечественном рынке труда механизм оптимизации занятости уязвимых слоев населения.
Ключевые слова: исторический генезис, организационно-экономичный механизм, занятость, экономически активное население среднего возраста, оптимизация занятости, экслюзия (исключения).
Постановка проблемы. В современных условиях социально-экономического развития Украины важное значение приобретает сфера занятости экономически активного населения среднего возраста. Сейчас стратегической целью нашего государства является достижение уровня экономически развитой страны с высоким уровнем занятости населения и предоставление ему социальных гарантий.
Впрочем, социально-экономические преобразования, которые осуществлялись на протяжении последних двух десятилетий в Украине, и сложная демографическая ситуация привели к распространению негативной тенденции роста социальных рисков в сфере занятости и безработицы.
Это обусловило существенное увеличение численности экономически активного населения, что требует гарантий по защите трудовых прав и предотвращения противодействия дискриминационным проявлениям по признаку возраста на отечественном рынке труда.
Сейчас в Украине крайне актуальным является вопрос внедрения организационно-экономичного механизма, который будет оптимизировать занятость экономически активного населения среднего возраста в контексте предотвращения его возрастной дискриминации на рынке труда.
Необходимость внедрения такого механизма, адекватного современным реалиям развития рынка труда, который будет обеспечивать оптимизацию занятости населения среднего возраста, требует учета исторических предпосылок особенностей внедрения такого механизма в сфере занятости экономически развитых стран Запада. Это и обосновывает выбор авторами темы данного исследования.
Учет полученных результатов исследования позволит избежать нежелательных ошибок, а также использовать в отечественной практике накопленный положительный опыт для действенного внедрения организационно-экономичного механизма оптимизации занятости населения.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию различных аспектов занятости экономически активного населения на отечественном рынке труда населения посвящены труды С. И. Бандура (S.I. Bandur), В. М. Гейца (V. M. Geyz), В. С. Ведерникова (V. S. Vedernikov), В. С. Васильченко (V. S. Vasilchenko), А. С. Гальчинского (A.S. Galchinsky), О. А. Гришновой (O.A. Grishnova), О. Д. Гудзинского (O.D. Gudzinsky), В. М. Данюка (V. M. Danuk), Т. А. Заяц (T.A. Zayaz), А. А. Киселевой (O.O. Kiselova), А. М. Колотая (A.M. Kolot), Е. М. Либановой (E.M. Libanova), Л. С. Лисогор (L.S. Lisogor), Ю. М. Маршавина (U.M. Marshavin), В. В. Оникиенко (V. V. Onikienko), И. В. Прокопы (I. V. Prokopa) и других исследователей.
Осмыслению особенностей исторического генезиса развития организационно-экономичного механизма занятости экономически активного населения старше 55-65 лет в развитых странах Запада в контексте исследования, проведенного в рамках данной статьи, способствовали также аналитические материалы Международной организации труда (МОТ), Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других.
Несмотря на наличие ряда научных и аналитических работ об обеспечении занятости экономически активного населения, вопросы, связанные с изучением в историческом ракурсе особенностей становления и развития в экономически развитых западных странах механизма оптимизации занятости населения среднего возраста, остаются пока на обочине отечественной научной мысли. И проведенных по сей день научных исследований в экономической науке, нет.
Так, например, С. И. Бандур в статье «Развитие социально-трудовых отношений как предпосылка достижения продуктивной занятости населения» отмечает, что необходимость усовершенствования нормативно-правового поля развития социально-трудовых отношений обусловлена сохранением относительно низкого уровня защиты трудовых прав граждан, значительным количеством случаев незаконного увольнения работников.
А также необоснованными отказами в приеме на работу; гендерной дискриминацией в сфере занятости; задолженностью и несвоевременной выплатой заработной платы: сохранением практики предоставления бесплатных отпусков работникам и их перевода на работу с неполным рабочим днем (неделей) по инициативе работодателя, администрации и тому подобное. Тем не менее, данных, какие именно категории работающих больше всего страдают от указанных причин, не приводит.
Не упоминает об этом И. В. Прокопа в статье «Формализация занятости в личных крестьянских хозяйствах как средство преодоления социального отторжения крестьян», хотя в сельской местности проблема занятости среди активного трудоспособного населения 45+ едва ли не самая острая.
Учитывая изложенный выше материал, целью исследования является анализ исторического генезиса внедрения организационно-экономичного механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в развитых странах Запада.
Для достижения указанной цели поставлены задачи: сквозь призму анализа научной литературы и нормативно-правовых актов раскрыть особенности исторического генезиса внедрения организационно-экономичного механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в западных экономически развитых странах.
Изложение основного материала. Необходимым условием разработки и внедрения экономико-организационного механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста (далее – механизм) в Украине на современном этапе общественного развития являются научные исследования, лучшие наработки в этом направлении других стран, в частности тех, что входят в Европейский Союз.
Это обосновывается, с одной стороны, задекларированными нашим государством стратегическими евроинтеграционными намерениями, а с другой – недостаточным опытом работы государственных и частных структур по вопросам предотвращения дискриминационных проявлений на рынке труда относительно экономически активного населения в возрасте свыше 45 лет.
Поэтому, прежде чем проанализировать особенности механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в некоторых странах Запада, остановимся на историческом аспекте необходимости его внедрения.
Как известно, в 1950-1960-е гг. социально-экономическое развитие большинства экономически развитых стран Запада характеризовалось реализацией концепции «Государства всеобщего благосостояния» (welfare state).
В ее основу была положена идея о том, что государство является основным гарантом обеспечения социальных благ для каждого гражданина и создания условий для реализации принципов социальной справедливости, равных возможностей и достойного труда. На практике же реализация указанных принципов затруднялась из-за наличия дискриминационных проявлений в сфере занятости по разным признакам (в том числе по возрасту).
Обеспечение равенства на рабочих местах как одной из ключевых основ внедрения механизма оптимизации занятости требовало «внедрение традиционных политических мер со стороны государства по предотвращению дискриминации, в частности таких, как законодательные акты, эффективные механизмы контроля и наличие специализированных учреждений контроля над соблюдением законодательства о занятости» (перевод автора).
Стоит отметить, что внедрение правовых основ указанного механизма в оптимизации занятости населения среднего возраста более активно реализовывалось в 1960-1980-х гг. в странах с либеральной моделью социальной защиты (США, Великобритания и др.), чем в странах со скандинавской (Швеция, Дания и др.) и консервативной моделью социальной защиты (Германия, Франция, Италия и др.).
Необходимость в имплементации законодательных актов по предотвращению дискриминационных проявлений в сфере занятости экономически активного населения среднего возраста в этих странах была обусловлена рядом факторов, в частности:
— ратификацией странами Запада одного из основополагающих актов МОТ – конвенции о дискриминации в области труда и занятости (1958 г.);
— ведущей ролью рыночной экономики и рыночных отношений в общественной жизни указанных стран;
— ростом уровня безработицы среди трудоспособных контингентов экономически активного населения старшего возраста как следствием дискриминационных проявлений в ходе трудовых отношений.
В 1965 году в докладе министра труда конгрессу и президенту США отмечалось, что почти четверть от всех рабочих мест в частном секторе экономики были закрыты для соискателей работы возрастом более 45 лет. А для соискателей старше 55 лет закрытые для трудоустройства рабочие места составляли половину от всех имеющихся в частном секторе;
— развитием тенденции к росту экономических потерь и социальной нестабильности вследствие роста безработицы среди экономически активного населения среднего возраста. По данным исследований американских ученых в 2005 году социальные выплаты по безработице для экономически активного населения среднего возраста составляли почти три четверти миллиарда долларов;
— влиянием идей либерализма и прагматизма для стран с либеральной моделью социальной защиты, общественной солидарности для стран со скандинавской моделью, культурных традиций протестантизма (индивидуальная свобода и частная собственность) на внедрение социальных реформ;
— идеологическим противостоянием социалистической и капиталистической политических систем и его влиянием на формирование социальной политики, и т.д.
Эти и другие факторы обусловили на протяжении 1960-1980-х гг. принятие и имплементацию в большинстве развитых стран Запада законодательных актов.
Это закон о возрастной дискриминации в законе о занятости в США (Age Discrimination in Employment Act of 1967 (ADEA). Или отдельных положений в законодательных актах, регулирующих сферу занятости по противодействию дискриминации по возрасту в этой сфере. (Закон о защите занятости (1975) в Великобритании (Employment Protection Act (1975) и тому подобное).
Кроме имплементации законодательных актов, направленных на противодействие возрастной дискриминации и обеспечение равных возможностей в сфере занятости, появлялись новые или структурно превращались государственные и неправительственные специализированные учреждения контроля над соблюдением законодательства в сфере занятости в части противодействия возрастным ограничениям на рынке труда.
Примером таких организаций является Комиссия равных возможностей (Equal Employment Opportunity Commission) в США, Совет по вопросам равных отношений (Danish Board of Equal Treatment) в Дании, Высший совет по вопросам борьбы с дискриминацией и равенством (High Authority against Discrimination and in favour of Equality (HALDE)) во Франции.
Основными функциями вышеуказанных государственных и неправительственных организаций в контексте противодействия дискриминационным проявлениям на рынке труда были: содействие частным лицам по обращению за юридической помощью, стимулирование процесса реформирования и контроля по внедрению национальных планов противодействия дискриминации в сфере занятости экономически активного населения.
Экономический спад последних трех десятилетий прошлого века обусловил рост предложения рабочей силы на рынке труда. В свою очередь, это стимулировало конкуренцию среди возрастных контингентов экономически активного населения, вызвало некоторую потерю конкурентных преимуществ экономически активным населением в возрасте свыше 40 лет и способствовало существенному распространению возрастных ограничений в сфере трудовых отношений.
Следствием распространения вышеупомянутых явлений стал рост уровня безработицы, как в целом, так и среди этой возрастной категории населения.
Так, по данным статистических исследований Еврокомиссии в течение 1970-1990-х гг. уровень безработицы в странах Западной Европы в среднем колебался от 8,0 до 10,5 процентов. В то же время, показатель роста уровня занятости экономически активного населения европейских стран в указанный период составил 9,0%, что в сравнении с другими развитыми странами (рост занятости в США составил 49,0%, в Японии – 25,0%) является одним из самых низких.
Таким образом, используя метод экстраполяции, можно констатировать, что тенденция к росту уровня безработицы повлияла и на трудоспособные контингенты в возрасте свыше 45 лет.
Следовательно, можно прийти к выводу, что рост безработицы среди экономически активного населения среднего возраста повлек за собой значительные экономические потери, обусловил увеличение расходов на социальные выплаты (пособие по безработице) для этой возрастной категории населения и потерю значительной доли рабочей силы на рынке труда.
На фоне экономического спада и рецессии в 1970-1990-е гг. в некоторых странах Запада все больше накалялся демографический кризис, который проявился в уменьшении уровня рождаемости и трансформации возрастной структуры трудоспособных контингентов экономически активного населения в сторону старения.
Уместно отметить, что эти демографические явления имеют достаточно длительное временное проявление и являются одной из причин, которые и сейчас обусловливают значительное влияние на возрастную структуру экономически активного населения.
Как отмечает британский ученый М. Сарджент в труде «Возрастная дискриминация в занятости», по предварительным данным демографического прогноза, осуществленного в 2006 году, численность категории лиц в возрасте 50-64 года в странах ЕС в течение десяти лет (2006-2016 гг.) вырастет примерно на 6,5 млн. человек.
Как показывает опыт, эта демографическая тенденция является одной из причин, что обусловливает рост демоэкономической нагрузки на трудоспособные возрастные контингенты населения в результате перехода населения в возрасте более 40 лет в состояние экономической не активности. В частности, согласно демографическим исследованиям, к 2050 году такая нагрузка на трудоспособные контингенты населения в странах Европы прогнозируется на уровне до одного пенсионера на каждого работника.
Таким образом, инерционный характер демографического кризиса в сочетании с экономическим спадом являются одними из ключевых причин пересмотра концепции «Государства всеобщего благосостояния» и распространения доктрины либерализма и поиска «конкурентной модели» в социальной политике и в сфере занятости в некоторых странах Запада.
Другими причинами, которые обусловили рост трансформации социально-экономического развития и сферы занятости западных стран в начале 2000-х годов, стали, в частности, изменения технологической основы производства, переход к постиндустриальной информационной экономике.
А также усиление влияния глобализации на развитие национальных экономик, расширение границ ЕС за счет вхождения в него новых стран, рост интенсивности процесса внешней миграции трудоспособных контингентов экономически активного населения и другие.
Все это требовало поиска новых подходов к совершенствованию механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста. Поэтому в начале 2000-х годов возникает вторая волна актуализации вопроса по внедрению механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в странах Запада.
Стоит отметить, что это преимущественно касалось законодательства, регулирующего сферу занятости стран ЕС. И объясняется тем, что в 2000 году была принята Директива совета 2000/78/ЕС, которая определяла общую систему равного обращения в сфере занятости и профессиональной деятельности.
Этим правовым актом предусмотрено, что страны-члены ЕС будут принимать меры по созданию благоприятных условий развития социально интегрированного рынка труда с целью реализации принципа равных возможностей и правового обеспечения защиты от дискриминации по возрасту в сфере занятости и профессиональных возможностей.
Поэтому дальнейшим шагом в направлении совершенствования механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста стало принятие в течение 2000-2009 годов большинством стран-членов ЕС законодательных актов, которые обеспечивали защиту от возрастной дискриминации на рынке труда.
По результатам научного исследования, анализа научной литературы и правовых актов, которые дают представление об исторической ретроспективе эволюции внедрения механизма в оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в некоторых странах Запада, авторами выделены следующие этапы его реализации.
Первый этап (1960-е гг.) – это направленность в социальной политике стран Запада на реализацию доктрины «Государства всеобщего благосостояния», внедрение принципа равных возможностей в сфере занятости и противодействия дискриминации по признаку возраста на рынке труда, имплементация возрастного антидискриминационного законодательства (США) и положений, регламентирующих противодействие возрастной дискриминации в законодательстве о занятости стран Запада.
Второй этап (1970-1990 гг.) – смена вектора в социальной политике в сторону либерализма, распространение негативной тенденции по увеличению проявлений возрастной дискриминации в сфере занятости как следствия экономического спада и рецессии экономики, углубления проявления демографического кризиса в развитых странах Запада.
Третий этап (2000-2009 гг.) – закрепление на законодательном уровне стран-членов ЕС правовых норм, обеспечивающих предотвращение дискриминации по признаку возраста в сфере занятости, и что способствуют разработке и реализации механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста.
Представленный к рассмотрению анализ зарубежного законодательства в сфере занятости в части противодействия возрастным ограничениям на рынке труда, считаем целесообразным, в полной мере, использовать и в Украине.
Ведь, как свидетельствуют обнародованные данные социологических исследований масштабов трудовой дискриминации, проведенные в регионах Украины, на отечественном рынке труда каждое третье лицо в возрасте более 45 лет подвергается ограничениям трудовых прав из-за своего возраста.
Чаще всего эти люди подвергаются такому виду дискриминации при трудоустройстве (23,5%). Имеет место ограничение трудовых прав экономически активного населения указанной возрастной группы в процессе трудовой деятельности (18,5%) и в случае увольнения (сокращения, незаконного увольнения) – 2,9%; почти треть опрошенных респондентов указанного возраста не работают вообще (27,1%). Это указывает на наличие систематических нарушений принципа социальной справедливости на рынке труда.
Анализ отечественной правовой базы «Лига Закон» гласит, что на начало 2013 г. сфера занятости в Украине регулируется пятью десятками действующих правовых актов, часть из которых устарели.
Как пример можно взять Кодекс законов о труде, внедренный еще в 1971 году, в котором присутствуют отставшие от реалий нынешней жизни общества нормы, терминологические несогласованности и противоречия в урегулировании вопросов занятости экономически активного населения Украины. Не упорядочен ряд проблем и в законе Украины «О коллективных договорах (соглашениях)».
На основании изучения законодательной и нормативно-правовой базы, как элемента научной новизны, нами впервые разработана модель трехуровневой иерархической системы правового регулирования сферы занятости экономически активного населения в Украине.
Стоит отметить, что ее формирование осуществлено в соответствии с положениями ряда международных правовых актов, конвенций и рекомендаций МОТ, устанавливающих международные стандарты в сфере занятости и нормативно закрепляют принцип социальной справедливости.
В частности Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятости, Конвенцией МОТ № 168 о содействии занятости и защите от безработицы, Рекомендациями МОТ № 111 относительно дискриминации в области труда и знаний и других.
Первый (конституционный) уровень правового регулирования сферы занятости экономически активного населения базируется на нормах Конституции Украины, ст. 24 которой, в частности, указано, что каждому гражданину гарантируются равные конституционные права и свободы, в том числе право на труд, для осуществления которого государство создает условия и гарантирует каждому равные возможности.
Положения указанной статьи отражают еще один аспект принципа социальной справедливости в сфере занятости: отсутствие дискриминации по любым признакам.
Согласно ст. 43 Конституции гражданам гарантируется право на свободно выбранный труд, равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности. Для осуществления этого права государство реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
А в ст. 46 указано, что каждый гражданин имеет право на социальную защиту, что включает право на обеспечение в случае безработицы по независящим от него обстоятельствам, которое гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием.
Итак, принцип социальной справедливости в сфере занятости закреплен, государство обязано создавать действенные правовые механизмы для его реализации путем разработки и внедрения нормативно-правовых актов, регулирующих занятость населения на государственном и региональном уровнях и установить действенный контроль над соблюдением и выполнением принятых законов.
Второй (законодательный) уровень правового регулирования сферы занятости экономически активного населения основывается на законах, среди которых основными являются Кодекс законов о труде Украины, закон Украины «О занятости населения», закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и другие.
Реализацию принципа социальной справедливости в сфере занятости уместно рассмотреть на примере действующей редакции закона Украины «О занятости населения» (далее – закон), которым предусматривается создание эффективного механизма содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения.
А также обеспечение конституционных прав и гарантий граждан на труд и социальную защиту от безработицы, реализацию принципа социальной справедливости в сфере занятости для экономически активного населения.
В законе закреплены основные принципы государственной политики в сфере занятости, гарантирующие равные возможности всем гражданам независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста и тому подобное. А также предусмотрены государственные гарантии защиты экономически активного населения от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного увольнения, иметь содействие в сохранении работы.
Исследуя зарубежный опыт правовой и социальной защиты трудоспособного населения среднего и пожилого возраста, приходим к выводу о целесообразности его частичного применения в Украине. Отечественной практике можно рекомендовать методичные подходы к оценке оптимальных значений экономически активного населения, признание работниками достаточного материального и нематериального поощрения, социального обеспечения, условий и безопасности труда.
Нами намечен комплексный методичный подход к определению стратегии в обеспечении качества трудовой жизни работающих лиц. А предложенная модель трехуровневой иерархической системы правового регулирования сферы занятости экономически активного населения может служить основанием для разработки базовых принципов регулирования, внедрения и реализации новой национальной концепции социального обеспечения экономически активного населения, приоритетами которой могут стать такие направления:
— расширение сферы охвата социально-трудовыми отношениями населения среднего и пожилого возраста;
— усовершенствование для работающих возрастом 45 + правовых и социальных гарантий увольнения с работы и последующего трудоустройства;
— совершенствование действующей системы государственных социальных стандартов и гарантий, финансово-экономического обоснования и законодательного внедрения социальной защиты работающих, социальной ответственности бизнеса за принятие решений в социально-трудовой сфере.
Результаты исследования исторического генезиса внедрения организационно-экономичного механизма оптимизации занятости населения среднего возраста в развитых странах дают основания сформулировать следующие выводы:
- В основу организационно-экономичного механизма оптимизации занятости населения среднего возраста в развитых странах Запада положена идея внедрения доктрины «Государства всеобщего благосостояния».
Потому внедрение механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста обусловлено поиском в (1950-1960 гг.) адекватных реалиям социально-экономического развития этих стран инструментов по реализации принципов равных возможностей и достойного труда на рынке труда с целью предотвращения распространения дискриминации граждан на рынке труда по возрасту.
- На основании анализа зарубежных статистических материалов и обобщения ряда научных трудов и правовых источников относительно внедрения механизма в оптимизации занятости населения среднего возраста в историческом ракурсе нами выделены следующие этапы его реализации:
1) внедрение механизма оптимизации занятости, основанной на доктрине «Государства всеобщего благосостояния» (1950-1960 гг.);
2) влияние экономического кризиса 1970-х гг. и идей либерализма в сфере занятости, распространение дискриминационных ограничений по возрасту на рынке труда развитых стран Запада (1970-1990 гг.);
3) «вторая» волна имплементации механизма оптимизации занятости (страны-члены ЕС) как результат реализации подходов в сфере занятости и профессиональной деятельности и противодействия дискриминационным ограничениям на рынке труда;
4) возможность внедрения мирового опыта в занятости населения среднего возраста на отечественном рынке труда.
Перспективные направления дальнейших научных исследований: исследование институциональных и правовых основ внедрения организационно-экономичного механизма оптимизации населения в возрасте свыше 45 лет в развитых странах, анализ экономической составляющей механизма оптимизации занятости сквозь призму реализации стратегии «Европа 2020» (далее – стратегия).
Как указано в этой стратегии, одной из ключевых ее целей является разумный рост: развитие экономики знаний и инноваций и всеобъемлющий (инклюзивный) рост, который способствует обеспечению занятости населения и достижению социального и территориального согласия. Результатом реализации стратегии является рост уровня занятости населения в возрасте 20-64 года до 75% и рост доли молодежи с высшим образованием до 40%.
Реализация указанных стратегических задач в контексте развития экономики знаний потребует инвестиций в развитие науки и образования населения. Согласно положениям стратегии, 3% ВВП Евросоюза предусмотрено инвестировать в научные исследования и разработки. В то же время, важным является не столько привлечение государственных, сколько рост доли частных инвестиций в развитие науки и цифровых технологий.
Это даст возможность решить задачу по росту конкурентоспособности ЕС в научно-технической сфере по сравнению с США и Японией, а также способствовать модернизации имеющихся и созданию новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности, а, следовательно, и обеспечению роста уровня занятости населения.
Как отмечается в стратегии, достижение этих целей потребует эффективных инвестиций в системы образования и обучения на всех уровнях – от дошкольного до высшего. Инвестирование в развитие образования приведет к улучшению базовых условий выхода новых работников на рынок труда ЕС, поскольку качественное образование является необходимой и важной основой их дальнейших отношений на рынке труда.
Впрочем, современные требования рынка труда в контексте развития экономики знаний потребуют инвестиций в человеческий капитал в контексте профессионального образования на протяжении всей трудовой жизни (long life education).
Эта необходимость обуславливается как экономической целесообразностью (изменением вектора экономики в сторону наукоемкой, с более высокой добавленной стоимостью деятельности), минимизацией социальных расходов на безработицу, так и необходимостью преодоления дискриминационных стереотипов в обществе о качестве рабочей силы экономически активного населения среднего возраста.
Инвестиции в профессиональное образование в течение трудовой жизни являются существенной составляющей механизма оптимизации занятости экономически активного населения Евросоюза вследствие быстрого перемещения квалифицированной рабочей силы из одной экономической деятельности в другую без существенных экономических и социальных потерь.
Как отмечают специалисты ООН в докладе «О человеческом развитии в 2014 году» обеспечение устойчивого прогресса человечества, уменьшение уязвимости и формирование жизненной устойчивости, инвестиций в человеческий капитал требует каждый возрастной контингент трудоспособного населения.
По их мнению, одной из ключевых характеристик этих инвестиции являются своевременность, чем раньше происходит инвестирование в человеческий капитал индивида, тем лучше его перспективы в будущем. Другими словами, инвестиции предыдущих возрастных периодов определяют качество человеческого капитала в последующие годы жизни.
На наш взгляд, отсутствие инвестиций в человеческий капитал на любом отрезке жизни человека предопределяет не только экономические потери от роста уровня безработицы, но и социальное исключение значительной доли разновозрастных контингентов.
В основном среднего и старшего возраста экономически активного населения из экономической, социальной и гражданской жизни, и что будет вызывать социальную и политическую напряженность в обществе. Итак, научные поиски оптимизации занятости населения среднего и пожилого возраста являются перспективными и должны продолжаться.
Авторы: И.Ф. Гнибиденко, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедры управления персоналом и экономики труда, Институт подготовки кадров государственной службы занятости Украины, Е-mail: kypek@ukr.net
А.В. Гнатюк, аспирант, Институт подготовки кадров государственной службы занятости Украины, Е-mail: nartocs@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.