Почему власть так сильно хочет запустить проект «Дия City», что он предполагает и какие опасности вызывает в IT-отрасли. Последние изменения.
Президент Владимир Зеленский вместе с Министерством цифровой трансформации, Министерством финансов и фракцией «Слуга народа» вплотную приблизились к эксперименту по реформированию условий работы IT-индустрии. Через два-три месяца парламент, вероятно, проголосует во втором чтении за законопроект 4303-Д о введении в Украине летом 2021 года специального правового режима «Дия City».
По мнению авторов реформы, спецрежим «позволит создать в Украине мощный IT-хаб в Центральной и Восточной Европе» и ускорить рост отрасли с 20% до 40% в год. Однако представители IT-отрасли опасаются, что спецрежим негативно повлияет на индустрию, а саму концепцию «Дия City» называют «классным пиарным проектом, призванным поднимать политический рейтинг президента и отдельных топ-чиновников».
ЭП объясняет, почему власти так хотят запустить проект «Дия City», что предусматривает последняя редакция документа, какие опасения есть у IT-индустрии, и напоминает, почему отрасль так стремительно развивалась в течение последних 20 лет.
IT-индустрия Украины сегодня
Украинская IT-индустрия начала зарождаться в конце 1990-х – начале 2000-х годов с выходом на рынок первых аутсорсинговых IT-компаний: ELEKS, SoftServe, Miratech. Тогда иностранные корпорации только начинали открывать для себя Украину, поэтому отдавали на аутсорсинг в Украине лишь отдельные функции, которые не требовали глубокой технической экспертизы.
Украинские разработчики зарекомендовали себя как профессионалы, которые предоставляют IT-услуги высокого качества. Тогда иностранные корпорации начали передавать украинцам и разработку инновационных технологий с цельными решениями. С тех пор количество IT-специалистов в стране постоянно росло: с 38 тыс. в 2011 году до 191,8 тыс. в 2019 году.
Согласно приведенным исследованиям ассоциации IT Ukraine, сейчас более 50% заказов украинским IT-компаниям поступает из США. На втором месте — Великобритания, где средняя зарплата программиста с налогами составляет 5 тыс. долл. Почему иностранные IT-компании начали активно принимать на работу IT-специалистов в Украине? Если средняя зарплата IT-специалиста по налогам в Берлине достигает 5,2 тыс. долл., в Сан-Франциско – 8,4 тыс. долл., в Амстердаме – 6,2 тыс. долл., то в Киеве – 2,2 тыс. долл.
Невысокая стоимость труда в Украине обусловлена низким уровнем экономического развития страны и использованием украинскими IT-компаниями модели трудовых отношений, построенной на системе налогообложения ФОП, которые платят 5% от дохода. Средняя заплата по стране в 5,6 раза меньше, чем у IT-специалистов, а ставка налогов с нее в восемь раз больше – 41,5%.
Вместе с тем, в IT-индустрии работают около 192 тыс. человек, средняя зарплата после уплаты налогов – около 2 тыс. долл. Таким образом, только за год на выплату зарплат идет 4,6 млрд. долл., что эквивалентно 127,2 млрд. грн. Более 90% этих денег вливаются в экономику страны, в частности, в экономику конкретных городов.
Ситуация свидетельствует, что украинская IT-индустрия успешно конкурирует на мировом рынке и растет на 20-25% в год без всякого стимулирования со стороны государства. Стремительный рост валютных поступлений в IT-индустрию в Украине не остался незамеченным. Шесть-семь лет назад начался период массовых обысков в IT-компаниях.
Позже на повестке дня возникла дискуссия по поводу злоупотребления крупным бизнесом упрощенной системой налогообложения, которую называют «ключевым элементом» украинской теневой экономики и «внутренним оффшором». Хотя настоящими столбами украинской теневой экономики являются оффшорные схемы, конвертационные центры, «схемы» и серый импорт.
По подсчетам старшего экономиста компании «CASE-Украина» Владимира Дубровского, схема «ФЛП вместо найма» обходится бюджету ежегодно 2,5-5 млрд. грн. Однако, отмечает он, большинство сотрудников такой схемы являются IT-специалистами, которые и так уезжают из Украины, несмотря на выгодные условия налогообложения.
Итак, перечисленные проблемы IT-индустрии послужили новому руководству страны основой для кардинального реформирования условий ведения бизнеса IT-компаниями. В сентябре 2020 года президент озвучил такие главные цели введения спецрежима «Дия City»: упростить налогообложение, либерализовать трудовые отношения и усилить защиту от неправомерного вмешательства в работу компаний из сферы IT.
В Минцифре заявляли, что «Дия City» позволит увеличить долю IT и креативной индустрии в ВВП Украины с 3,7-4,2% до 10% и уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда IT-специалистов в пять раз.
Идея Минцифры заключалась в создании специального правового режима для IT-индустрии, который позволит построить в Украине самый мощный IT-хаб в Центральной и Восточной Европе. Однако первая версия спецрежима «Дия City» – законопроект №4303 – вызвала много критики со стороны участников рынка.
Они критиковали отмену сотрудничества предприятий с ФЛП третьей группы, введение обязательных сборов с резидентов «Дия City» с каждого работника (14-21 долл. в месяц) и появление государственного регулятора, которого будут содержать резиденты.
При этом в концепцию не попал важнейший для индустрии вопрос по развитию образования. С сентября 2020 года между Минцифра и представителями IT-индустрии происходил интенсивный диалог, законопроект прошел несколько итераций, и 25 марта Минцифра презентовало обновленную версию спецрежима «Дия City» — законопроект №4303-Д.
Что предлагает «Дия City»
Законодательная база проекта «Дия City» состоит из трех частей. Первый законопроект – рамочный – описывает основные принципы работы специального правового режима «Дия City». Второй – налоговый – описывает, какие будут налоги у работников IT-индустрии и IT-компаний. Третий — о защите — законопроект, который минимизирует неправомерное вмешательство правоохранительных органов в деятельность резидентов «Дия City».
Сейчас рассматривается первый из них. Что в нем?
Резидентами спецрежима «Дия City» могут стать компании, которые занимаются:
разработкой и тестированием программного обеспечения, включая издание компьютерных игр;
изданием и распространением программного обеспечения, в частности Saas;
обучением компьютерной грамотности, программированием, тестированием и технической поддержкой по;
Digital marketing и Ads с использованием программного обеспечения, разработанного резидентами;
другими видами деятельности, которые будут четко определены для «Дия City».
Для кого разработан проект «Дия City»: для аутсорсинговых компаний, R&D-компаний, продуктовых компаний, стартапов.
Критерии входа для аутсорсинговых, R&D и продуктовых компаний:
имеют направления деятельности, предусмотренные «Дия City»;
удельный вес доходов от осуществления этих видов деятельности составляет 90%;
средняя зарплата эквивалентна 1200 евро;
количество работников / GIG-специалистов за отчетный период составляет не менее девяти.
Критерии входа для стартапов:
имеют направления деятельности, предусмотренные «Дия City»;
удельный вес доходов от осуществления этих видов деятельности составляет 90%;
сумма годового дохода не превышает 7 млн. грн;
зарегистрирован стартап не ранее, чем за 24 месяца.
Что получат резиденты «Дия City»:
специальный налоговый режим;
особые условия трудоустройства;
гарантии защиты интеллектуальной власти;
иностранные венчурные инвестиции;
гарантии защиты личности и собственности от вмешательства силовиков.
Что изменилось в новой редакции проекта по сравнению с предыдущей версией?
Во-первых, упрощены требования к стартапам, теперь не нужен бизнес-план.
Во-вторых, установлен четкий переход с модели ФЛП к гиг-контрактам – в течение двух лет с момента регистрации первого резидента.
Лицо, которое заключит договор с резидентом «Дия Сити», будет называться гиг-работником, заключенный контракт-гиг – контрактом, а задача — гигами. Гиг-экономика (англ. Gig Economy) — это модель трудовых отношений, которая основана на краткосрочных контрактах или неформальных договоренностях.
В-третьих, значительно уменьшились полномочия Минцифры. В предыдущей редакции у Минцифры были большие и размытые полномочия. Минцифра могло широко трактовать отдельные нормы, в частности, о включении компании в реестр резидентов «Дия City» и извлечения из него.
В-четвертых, вступление резидентов в саморегулирующуюся организацию будет добровольным. В предыдущей редакции IT-компании были обязаны вступать в саморегулирующуюся организацию.
В-пятых, либерализуются нормы договоров о непереманивании.
В-шестых, более конкретно прописаны основания для утраты статуса резидента, а также механизм апелляции.
Кроме того, во время презентации обновленного проекта руководитель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия пообещал «похоронить» в парламенте законопроект №5054 авторства премьера Дениса Шмыгаля об определении понятия трудовых отношений и признаков их наличия.
Что это за документ? Это фактически реинкарнация резонансного законопроекта «О противодействии применению не задекларированного труда», который Минсоцполитики предложило для общественного обсуждения еще в 2019 году. Он определяет на законодательном уровне понятия «трудовые отношения» и принципы их наличия. Законопроект определяет семь признаков наличия трудовых отношений. В то же время для установления факта трудовых отношений достаточно трех критериев.
Введение этих норм уничтожает схему работы IT-компаний с ФЛП-контракторами, поэтому IT-отрасль выступала против. Примечательно, что этот законопроект появился в феврале 2021 года во время горячей фазы переговоров участников IT-индустрии с Минцифры по спецрежиму «Дия City».
Такое совпадение похоже на то, что правительство и парламент решили принудительно перевести IT-индустрию на спецрежим «Дия City». «Мы точно сделаем так, что похороним этот законопроект (№5054) в Верховной раде. Это в моих компетенциях. Если это будет трудно сделать, я лично зарегистрирую десять тысяч правок, и мы это точно похороним», – заверил Арахамия.
Что говорят представители IT-индустрии
Опрошенные ЭП представители IT-индустрии по-разному оценивают условия спецрежима «Дия City». Оценки варьируются от нейтрально-положительных до отрицательных. Вице-президент, председатель СЕЕ EPAM Юрий Антонюк поддерживает версию законопроекта 4303-Д. «Это переработанный вариант законопроекта №4303. В нем уже учтены положения, которые вызвали много дискуссий в IT-индустрии», – говорит он.
В отношении одного из главных вопросов – будущей модели налогообложения IT-работников – глава компании говорит, что отмена трудовых отношений через ФЛП и полный переход на штатные взаимоотношения негативно повлияет на развитие индустрии.
«Стоит понимать, на что будет происходить замена отношений. От перехода на GIG-контракты и появления штатных специалистов в рамках «Дия City » с уменьшением налоговой нагрузки все только выигрывают. И компании, у которых много штатных специалистов, и компании с большим количеством ФОП», – считает он.
Руководящий директор компании «Luxoft Украина» Виталий Кармазинский говорит, что проект закона хоть и содержит положительные изменения, но не решает ряд принципиальных вопросов:
регулятор в виде Минцифры остался (хоть и с меньшими полномочиями);
налоговый законопроект не опубликован, возможные дополнительные сборы не отрегулированы;
ежегодные аудиторские проверки с непонятными полномочиями контролеров вызывают вопросы;
система ФЛП остается только на переходный период, при этом концепция гиг-сотрудников нуждается в доработке.
По мнению Кармазинского, введение новых определений в сферу урегулированных отношений может привести к различным трактовкам и подходам к применению. «Важно, чтобы система ФЛП оставалась в виде альтернативы в течение хотя бы трех лет. Чтобы мы увидели, что гиг-система полностью рабочая, и имели время перестроиться», – объясняет директор.
По его словам, для сектора важно одобрение всех изменений пакетом, что позволит понять, в какой среде отрасль будет работать дальше. «Мы продолжаем диалог с создателями законопроекта и рассчитываем, что коллеги из Минцифры и профильного комитета учтут эти моменты», – добавил он.
Исполнительный директор ассоциации IT Ukraine Константин Васюк отмечает следующие моменты:
— о пакетном голосовании законопроектов (рамочный, налоговый, защита);
— о трехлетнем переходном периоде;
– о праве свободного выбора формы взаимодействия с сотрудником, в том числе ФЛП, в рамках «Дия City»;
– об отсутствии саморегулируемой организации и дополнительных сборов;
– о сохранении уровня налогообложения для всех форм сотрудников «Дия City»: гиг-контракторов и частных ФЛП на уровне модели третьей группы;
– о минимальном трехлетнем переходном периоде. В течение первого года разрабатываются подзаконные акты, в течение второго они работают, в течение третьего нарабатывается судебная практика.
«Красные линии» Минфина
Уже известно, что правительство и парламент не планируют выполнять ряд критических требований IT-отрасли. В комментарии для ЭП Минфин сообщил, что выступает категорически против использования ФЛП третьей группы сотрудниками IT-компаний как в рамках проекта «Дия City», так и за пределами этого проекта, поскольку «использование ФЛП в деятельности IT-компаний фактически является подменой трудовых отношений».
В ведомстве отмечают, что в рамках проекта «Дия City» для работников IT-компаний и так предлагается снижение налогов на фонд зарплаты (5% НДФЛ вместо 18%). При этом идею снижения ставки НДФЛ Минфин поддержит лишь при условии установления уровня зарплаты IT-работников не ниже 60 тыс. грн. и определения четкого перечня профессий работников, которые разрабатывают программное обеспечение и создают программный продукт, в отношении доходов которых будет применяться льготная ставка НДФЛ.
В Минфине также очертили свои «красные линии» в рамках введения спецрежима «Дия City». Во-первых — уменьшение ставок налогов и сборов на фонд зарплаты сверх согласованного Минфином уровня.
Во-вторых — снижение минимального порога зарплаты работников IT-компаний (60 тыс. грн.), который позволяет при снижении ставки обеспечить уровень поступлений налогов в действующих условиях налогообложения.
Не менее противоречива позиция авторов реформы и по пакетному голосованию за законопроекты. Так, правительство и парламент предлагают IT-индустрии достаточно радикальную реформу условий работы в стране, однако при этом два ключевых аспекта этой реформы – детали модели налогообложения и детали закона «Маски-шоу стоп-3» – до сих пор неизвестны.
В комментарии для ЭП в Минцифре сообщили, что голосование за проекты состоится по процедурам Верховной рады. «О пакетном голосовании за все три закона речь не идет. Это связано с особенностями регламента и загруженностью комитетов. Даже одновременное представление проектов, к сожалению, не гарантирует синхронного голосования», – отметили в Минцифре.
25 марта на пресс-конференции, посвященной доработанному законопроекту «Дия City», Арахамия подтвердил этот тезис. По его словам, налоговый проект примут в первом чтении во время второго чтения проекта по «Дия City». Глава фракции заявил, что задержка с одобрением проекта по «Дия City» и налогового проекта составит три-четыре недели.
При этом законопроект «Маски-шоу стоп-3» будет принят после регистрации первых резидентов «Дия City».
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.