О развитии орошения и мелиорации, государственной поддержке агросектора в 2021 году (1% аграрного ВВП на АПК), создании добавленной стоимости (ставке на животноводство и бюджетных программах для нишевых культур).
А также о прозрачном Государственном аграрном реестре. А также о принятии законопроекта №5600, корректировке правил игры на земельном рынке и продолжении земельной реформы, освоении новых экспортных рынков, земельной детенизации и земельной децентрализации. О работе в 165 избирательном округе – об этом AgroPolit.com говорил с секретарем парламентского комитета по вопросам аграрной и земельной политики Иваном Чайковским.
Какие основные достижения годовой работы парламента за предыдущие две сессии в части АПК?
Первое самое важное за год — разделение МЭРТ на две части – на Минэкономики и Минагрополитики. Аграрии получили министерство во главе с молодым, прогрессивным министром Романом Лещенко, который принесет (уверен) еще много пользы сектору. Теперь первоочередная задача Минагрополитики – разработать программу развития аграрного сектора и искать новые рынки экспортного сбыта, чтобы он наращивал свою долю в ВВП. Но, к сожалению, министерство еще не до конца получило все полномочия, которые должны быть, это как – подчинение ему Госпродпотребслужбы.
Второе важное событие — земельная реформа. Наконец рынок земли в Украине работает. Мы же понимаем, что рынок земли был и до 1 июля, но он был «серым». А сейчас мы его выбелили, он стал официальным. Люди землю продавали по разным схемам, например, по эмфитевзису, аренде на 49 лет. Поэтому запуск рынка земли с 1 июля 2021 года предоставил юридический статус этому процессу и отбелил то, что делалось в обход моратория.
Мы ввели понятную процедуру покупки и продажи земли, которая обязывает соблюдать определенные правила. Без правил на рынке ничего не бывает. Эти же 100 га земли можно потом давать в качестве залога в банк, добирать финансовый ресурс, купить лучшую технику, построить животноводческий комплекс и много чего еще сделать, если ты действительно намереваешься заниматься фермерством.
Стартует новая сессия работы парламента. А сколько бы вы поставили себе и коллегам в Верховной раде за проведенную годовую работу по 5-балльной шкале?
Три с плюсом, чтобы не расслаблялись. Я максималист и в своей жизни хочу сделать максимум. Но, к сожалению, в парламенте невозможно все воплотить на все 100%.
Моя задача как народного депутата Украины из 165 округа — восстановить сегодня доверие людей к власти и их веру в родные села, и населенные пункты
Вы, как депутат, на входе в парламент давали свою «клятву Гиппократа» не навредить украинскому народу и работать на его благо. О сделанной вами работе в аграрном комитете еще поговорим, а вот что конкретно вы сделали для своего округа?
Фактически в каждой общине на Тернопольщине нам удалось сделать отдельные вещи: ремонт школ, замену окон на котельных и социальных объектах, ремонт церквей, дорог, спортивных площадок. Раньше мой 165-й избирательный округ состоял из 5 районов, а сейчас – это 17 общин. Поэтому типичный прием граждан имел такой вид, что я мог объехать за три дня пять районов и пообщаться фактически со всеми, кто хотел прийти. Сейчас же я изменил систему приема граждан: езжу в каждую общину, чтобы как можно больше охватить людей за прием. Это требует больше времени.
Есть случаи, когда на прием приходит в два раза больше людей, чем предварительно записывалось, а ты не можешь сказать им: «Извините, пожалуйста, я уже должен ехать». Ты уже должен принять всех людей, выслушать, соответственно каждого услышать. Каждый приходит с чем-то наболевшим. Поэтому я считаю, что моя работа как депутата – это помогать людям решать их проблемы. Удается ли мне все решить? Скажу, что далеко не все можно решить, а часть вопросов вообще выходят за пределы депутатских полномочий. Но по возможности делаю, что могу.
Задача общины — создавать условия для бизнеса и делать все для того, чтобы бизнес вовремя платил налоги.
Второе направление моей работы в округе – развитие территорий. Тут есть две важные вещи, которые доношу на местах. Первая: главная задача новообразованных общин – научиться зарабатывать деньги, чтобы быть успешными. Община – это не предприятие, которое сегодня приняло решение условно собирать мусор, перерабатывать и продавать его или сажать сад и получать урожай яблок и продавать.
Задача общины — создавать условия для бизнеса и делать все для того, чтобы бизнес вовремя платил налоги. Тернопольщина — это в основном сельские территории, поэтому и общины соответствующего направления. Их бюджеты формируются в большой степени от уплаты аренды за землю. Мы с вами уже неоднократно говорили о том, что в селе не каждый хочет платить налоги. И это проблема.
Третье направление — ремонт и строительство дорог. У нас есть фракции в областном и районном советах. А также в большинстве объединенных территориальных общин. Деньги на дороги в их бюджетах заложены, поэтому наши депутаты работают над тем, чтобы они доходили на дороги, расположенные на сельских территориях. Пытаемся проложить хотя бы по 500-700 метров дорог в каждом селе, чтобы люди даже в самом отдаленном пункте нашей области видели, что о них думают и помнят.
Моя задача как народного депутата Украины из этого округа — восстановить сегодня доверие людей к власти и их веру в родные села, и населенные пункты. Задача президента, правительства и каждого депутата аналогичная – вернуть людям веру в себя, в свое село, в свой город и в целом веру в свою страну. Что мы можем сами строить свою экономику, мы можем сами строить свою инфраструктуру, мы можем сами быть сильной страной. Потому что мы знаем прекрасно, что только с сильными считаются.
Рынок земли: украинцам советую не спешить продавать землю
Верховная рада этого созыва вошла в историю своими земельными голосованиями, вы сначала одобрили закон №552-ІХ о рынке земли, затем два вспомогательные законы (№1423-IX – о земельной децентрализации и №1444-IX – об электронных аукционах). За первый закон вы не голосовали — почему: не нравится написанная земельная концепция Украины? Ведь вы до того логично отстаивали свободный рынок. Для многих стала непонятной ваша позиция.
Если вы посмотрите мои парламентские голосования за два дня до финального голосования по земле, то увидите, что я не голосовал ни за один законопроект. Причина банальна — я болел. Меня не было в парламенте на работе, поэтому я, соответственно, за этот законопроект не проголосовал.
В своей же предвыборной программе я говорил, что буду отстаивать свободный рынок земли, и это делал все время. Единственное, что я был противник открытия рынка во время пандемии и настаивал на большем переходном периоде. Я также отстаивал уменьшение объемов владения землей, которые предлагались изначально: с 200 тыс. га до 10 тыс. га для юридических лиц и до 100 га в одни руки физическим лицам.
Сейчас моя позиция относительно рынка неизменна, что он должен быть, украинцам советую не спешить продавать землю. Земля – это украинский капитал. Каждая семья, которая сегодня владеет украинской землей, пусть дорожит ею, потому что земли больше не будет.
Больших всплесков на рынке земли не будет… Сегодня примерно $200 будет арендная плата за 1 га земли
Ранее вы прогнозировали, что рынок земли будет двигаться постепенно и большого всплеска земельных операций не будет – собственно это мы и видим. Как вы оцениваете земельный старт в Украине: что хорошо сделано, а что еще надо шлифовать?
Ключевое слово здесь — рынок. Что мы можем на рынке земли? Ничего. Рынок сам сейчас выкристаллизует все условия и отрегулирует цену на услуги, земельные участки по регионам. Все станет на место. Только надо немного времени. Я считаю, что каких-то больших всплесков не будет. Общего ажиотажа относительно продажи сельскохозяйственной земли не будет. Почему? Достаточно высокая арендная плата.
Сегодня примерно $200 будет арендная плата за 1 га земли. Семья в среднем владеет 10-15 га земли, то есть за год доход от аренды составляет от $2 до 3 тыс. Это стоимость продажи условных 2 га земли. Они понимают, что продавать им не выгодно. Это довольно серьезный стабильный ежегодный доход для семейного бюджета.
Сколько продлится тестовый режим рынка земли, и каков диапазон цен?
Тестовый режим рынка земли займет 2-3 месяца. Будут сталкиваться с различными проблемами: например, с оценкой земли, с отсутствием информации об участках в реестрах. Но нотариусы все это оттестируют, и услуги будут становиться дешевле. Цена земли будет расти постоянно, но медленно.
А не продают землю только из-за размера аренды?
Мудрость наших людей не дает этого сделать. Особенно у нас, на Западной Украине, люди очень мудрые, и они продавать землю не будут, потому что для людей земля имеет соответствующую ценность.
А вы уже приобрели свои 100 гектаров или только готовитесь купить?
Я думаю, что свое законное право купить 100 га в первую очередь, наверное, использует моя жена Татьяна. Ведь она является сегодня владельцем компании, получает дивиденды, поэтому можно купить.
Иван Адамович, я понимаю, что вы политик, но все же, Иван Чайковский купит до конца 2021 года гарантированные ему законом 100 гектаров земли?
Нет, я не планирую покупать 100 га земли сейчас.
А в принципе хотели бы купить?
Конечно. Потому что после своей депутатской работы я вернусь в сельское хозяйство, буду работать в аграрном секторе. Тут и жена работает. Это бизнес.
Открывать рынок земли через два года для юридических лиц рано
Будут ли сдвиги в вопросе с юридическими лицами на свободном рынке земли в рамках земельного закона?
На мой взгляд, открывать рынок земли через два года для юридических лиц рано. Этот вопрос еще будет вызревать, и запуск рынка для юридических лиц придется еще отложить. Чтобы открывать рынок, украинские юридические лица должны накопить для покупки капиталы. Иначе будут опасные для нас явления. Поэтому думаю, что закон о рынке земли будет еще пересматриваться, и в него будут вноситься поправки.
Какие изменения следует внести в закон о рынке земли?
Обновлять земельную модель рынка следует вместе с аграрным бизнесом. Надо садиться за стол переговоров и говорить. Такой диалог возможен, скорее всего, после года работы рынка – подведение первых итогов работы свободного рынка земли и определение новых рисков.
Сейчас один из насущных вопросов — где взять деньги под покупку земли. Какие механизмы сейчас запустит правительство для того, чтобы максимальное количество людей воспользовалось своим законным правом на покупку земли?
Сейчас действует государственная программа «5-7-9» — это инструмент, которым можно воспользоваться. Есть компенсация процентной ставки аграриям за средства господдержки. Кредиты банков тоже возможны. Инструменты доступные есть.
У многих украинцев есть право купить 10 га земли, но финансовой возможности нет.
Я бы задавал вопрос не так. Желание купить землю может быть у любого. А у нас есть свободная земля для продажи? Вся земля обременена: она либо не зарегистрирована, либо обременена договорами аренды. И чтобы купить, вам надо пойти к фермеру и спросить, готов ли он отпустить этот договор для продажи на свободном рынке? С этого надо начинать. Сегодня тысячи людей имеют деньги, но они не смогут просто купить землю.
Детонатор на земельном рынке Украины не сработает?
Нет, конечно, не сработает. Я в том уверен. Мы приняли земельный закон, который должен работать для сохранения этой земли у владельцев паев. Этот законопроект обсуждался фактически со всеми ассоциациями, с аграрным сектором. Наш министр, Роман Лещенко, всю Украину объездил как доверенное лицо, как представитель президента по земельной реформе, в каждой области ему задавали миллионы разных вопросов, потому что люди болели за это.
Главная наша задача — как повысить эффективность возделывания земли и чистую прибыль с одного гектара
Принесет ли в таком случае в Украину инвестиции запущенный рынок земли?
Да, принесет. Быстро ли? Нет, не быстро. Понадобится несколько лет, чтобы привести значительные инвестиции в земельный рынок Украины. Деньги сконцентрированы в крупных финансовых структурах, на различных финансовых биржах, в банках и так далее. Соответственно инвестор хочет иметь дело с конкретным собственником. Он хочет того владельца понимать, видеть его историю. Ведь любые деньги любят порядок и тишину. В мелкого фермера из таких инвесторов никто вкладывать не будет.
Поэтому властям сегодня нужно думать, как финансировать малого фермера, чтобы он становился более мощным. Речь идет не об увеличении площадей в руках фермера. Главная наша задача — как повысить эффективность возделывания земли и чистую прибыль с одного гектара. Надо учить наших фермеров (мелких, средних, больших) зарабатывать. Крупные должны применять большие технологии, меньшие — меньшие.
Малым фермерам помогать искать свои ниши, где они будут зарабатывать $2000 долларов с гектара, а не $100 или $200. Например, сегодня Европа хочет нашу ягоду. Чтобы фермер занимался ягодами, мы должны создать условия для этого. Нужно эту ягоду где-то заморозить, складировать, в конце концов, ему нужны оборотные средства.
Земельная децентрализация: лучше местных жителей никто сегодня не разберется, что делать с этой землей
Перезапуск земельных отношений на уровне регионов означает, что теперь вся ответственность за землю ложится на плечи местной власти. В условиях не реформированной судебной системы Украине это принесет облегчение или дополнительную головную боль?
Лучший хозяин – это тот, который на месте. Лучше местных жителей никто сегодня не разберется, что делать с этой землей. На самом деле передано не много земель. Возможно, в каких-то общинах чуточку больше. Много глав общин проводят оценку имеющейся земли для земельных аукционов – чтобы передавать право аренды, и таким образом они начинают зарабатывать деньги. Я думаю, это довольно удачно у них получается, и это очень правильный шаг. Он стал возможен благодаря Роману Лещенко и президенту, они вернули нашим общинам землю.
Предохранителями от появления новых местных земельных «князьков» может быть усовершенствованное антимонопольное законодательство
Как относитесь к мнению, что в результате децентрализации и такого — вот запуска рынка Украину может захлестнуть новая волна местного земельного перераспределения и появление региональных феодальных княжеств? Ведь мы видим, как центр слабеет, а регионы становятся более сильными. И это вполне реальная угроза.
Нужно ставить предохранители такому развитию событий, потому что риски есть всегда. Но я считаю, что время «князьков» пройдет, а будут развиваться малые фермеры, выросшие из возделывания приусадебных участков. Они будут превращаться в средних игроков.
Ключевой вопрос – уплата налогов, а с этим пока проблема. Они сейчас думают только о собственных карманах и не понимают, что налоги, которые они платят, – это прямая кража у своих же людей. Они не заплатили налоги, а из-за этого уже закрыли школу, потому что не хватает в ОТГ на содержание школы или садика, дома культуры или библиотеки. С тем будет проблема. Но думаю, что это исправится.
Какие необходимо установить предохранители?
Предохранителями от появления новых местных земельных «князьков» может быть усовершенствованное антимонопольное законодательство, которое будет ограничивать их земельные наделы определенным процентом на уровне района или области.
А вообще-то сегодня есть практика заключения арендных договоров на 7-10 лет. Если арендатор не будет работать со своими партнерами (арендодателями), то с ним никто не перезаключит договор. Отношения должны быть партнерскими. Мы живем в другом мире – мире интернета. Это уже не замкнутая деревня, где нет дорог и вообще никакой инфраструктуры.
Люди сами расценивают, что ты сделал для них, кроме того, что ты заплатил арендную плату. Они смотрят, как ты помогал, какой ты человек, в какую церковь ходишь, какой ты государь, на твои предпочтения, какая у тебя семья. Потому что люди отдают свое самое ценное – свою землю. Поэтому это будут природные вещи, которые будут формировать новую аграрную страну. Поэтому отношения арендатор/арендодатель и рынок будут формировать земельные отношения на селе. На мой взгляд, финальным образом выиграет тот, кто будет работать с людьми и кто предложит лучшие условия.
Логика господдержки и ее распределения в рамках государственного аграрного реестра должна быть одна — способствовать формированию добавленной стоимости в агросекторе
ГАР – государственный аграрный реестр. Все понимают, что 2021 год — это пилотный год для запуска этой системы, закон №985-IX принят, теперь оттачивают процессы. Со следующего года должны изменить и подходы к господдержке. Как вы видите обновленную систему, потому что уже завтра вы будете формировать ее с коллегами по парламенту?
Логика господдержки и ее распределения в рамках государственного аграрного реестра должна быть одна – способствовать формированию добавленной стоимости в агросекторе. Добавленная стоимость — это моя задача, которую два года подряд отстаиваю в парламенте и на каждом аграрном комитете. Сегодня весь наш комитет имеет абсолютное понимание, что создание добавленной стоимости – это приоритет аграрной политики. Как ее создать?
Первое — надо выбирать нишевые культуры для господдержки. В этом году нишевой культурой является гречиха, потому что ее никто особо не хочет сеять, поэтому на госпрограмму по ее выращиванию в 2021 году выделили 50 млн. грн. Мы понимаем, что из Украины зерно гречихи никто не продаст, оно пойдет на внутреннюю переработку, то есть в стране будет создана добавленная стоимость. Гречка поступит на полки наших магазинов. Чем больше вырастим гречки – тем ниже ее цена будет на полках наших маркетов для наших потребителей.
Второе — господдержка животноводства. Сегодня им никто не хочет заниматься, коров сейчас меньше, чем было в послевоенном 1946 году. За половину 2021 года видим снова падение поголовья на 7%. И это несмотря на увеличение объемов строительства новых животноводческих ферм. Динамика будет ухудшаться, потому что аграрии имеют малопродуктивный скот.
Мы как государственники должны сделать все, чтобы помочь аграриям и выделить государственные средства на закупку племенного поголовья. По продуктивному скоту — развитие молочной перерабатывающей отрасли.
Мы сегодня говорим о том, что у нас большую долю внутреннего рынка забирают импортные сыры, особенно из Польши. Мы понимаем, что бюджет Европейского Союза составляет около 59 млрд. евро на поддержку фермерства, фермерских хозяйств. А украинский фермер, украинский предприниматель, украинское предприятие сегодня пока что один на один с проблемой.
Ограниченная господдержка — ключевая проблема для Украины. Что произошло в этом году? Будто увеличили компенсацию до 80% стоимости одной импортной нетели (52 тыс. грн, в прошлом году было 23 тыс. грн), но общая сумма соответствующей программы не выросла. И поэтому фермеры не верят в это. Не изменив этот подход – просто потеряем свое животноводство, и будем потреблять сыры и кисломолочную продукцию, завезенную из Европы. И это будет большая беда для страны.
Наша задача — в начале сентября садиться за стол переговоров с Минфином, нарабатывать программы и добиваться увеличения господдержки до 1% ВВП для АПК
Ситуация с финансированием на 2022 год изменится?
Наша задача — в начале сентября садиться за стол переговоров с Минфином и нарабатывать программы и добиваться увеличения господдержки до 1% ВВП для АПК. Сейчас имеем полпроцента. Нужно совместно с аграрным комитетом и с Минагрополитики отстаивать этот 1% ВВП на АПК. Поверьте, если мы будем давать поддержку, соответственно напишем программы на 5 лет, и будем четко придерживаться их, тогда дадим веру аграриям, что они не один на один с проблемой.
Вы часто общаетесь с послами других стран на тему экспорта продукции с добавленной стоимостью в АПК. Как вывести наш продукт туда, что еще мешает экспансии украинской аграрной продукции в мире?
Каждый посол, с которым я встречался, является фантастическим националистом и патриотом своей страны. У них следует поучиться этому. При таких условиях во взаимоотношениях между странами нет односторонней выгоды, и ее никогда не будет. Если мы садимся за стол переговоров с дипломатами той или иной страны, должны предлагать свое, а они – свое. Так соблюдается торгово-экономический баланс.
Игру в одни ворота, уважающие себя страны, не позволяют. А мы почему-то разрешаем. Это неправильно. И я искренне верю, что сегодня наше правительство, наш президент, наш украинский парламент, в конце концов, на этом будет ставить точку. Недопустима для примера такая ситуация, когда соглашение об ассоциации с ЕС: мы им на рынок условно 1 т меда, а они нам на рынок – 100 т.
Законопроект №5600
Законопроект №5600 – мина замедленного действия или отделение для аграрного рынка в части земли в том варианте, как его подали в парламент и проголосовали в первом чтении? Какие правки у него вы будете инициировать и почему?
Законопроект №5600 подан лично премьер-министром Денисом Шмыгалем с очевидно благородными намерениями: обеспечить сбалансированность бюджетных поступлений путем повышения эффективности использования экономических ресурсов страны, а также устранения пробелов действующего законодательства.
Но не все нормы, предлагаемые правительством, являются приемлемыми для агросектора. Он, в очередной раз напомню, несет достаточно серьезную нагрузку в пределах обеспечения экономических и бюджетных показателей в государстве.
Например, можно приветствовать намерение расширить базу налогообложения за счет введения налогообложения земельным налогом земельных участков, право собственности, на которые не оформлено, но фактического они используются. Иными словами, если ты сам захватил земельный участок, то тебя закон заставит заплатить арендную плату за фактический период использования этого земельного участка, включая текущий бюджетный год, и обяжет вернуть его в первоначальном состоянии.
Также наводится порядок и устраняется возможная коррупционная составляющая с землями, которые могут использоваться не по назначению. В частности, отменяются льготы по плате за землю за земельные участки, предоставленные учреждениям науки, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов (в случае нецелевого использования земельных участков).
Однако предлагаются нормы, которые не имеют ничего общего с дальновидностью и экономическим эффектом в перспективе.
Глупо исключать из плательщиков единого налога 4 группы плательщиков, основным видом деятельности которых является разведение домашней птицы, страусов и перепелов. По факту и сути своей деятельности все они являются сельскохозяйственными товарными производителями, и изменение налогообложения их деятельности – это очередная подножка со стороны государства. Хотя здесь, как и в случаях с другими аграриями, речь идет о продовольственной безопасности страны и развитии экономики через создание рабочих мест и расширение деятельности.
Не поддается здравому смыслу и предложение правительства ввести для владельцев и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения минимальное налоговое обязательство с 1 га такой земли. Ведь в парламент уже внесен законопроект №3131, детально и с учетом ситуации в отрасли предлагает решить вопрос легализации работы на земле сельскохозяйственного назначения тех, кто по каким-то причинам работает за пределами правового поля.
В общем, проект №5600 противоречивый, затрагивает различные направления и отрасли, но знаю точно, что аграрии имеют в парламенте защитников, которые заботятся о прозрачности правил на рынке, справедливом подходе и видят перспективы развития аграрного сектора государства.
Развитие орошения и мелиорации: центральные каналы должны остаться в собственности государства, а другие – передать в частные руки
В багажнике парламента на следующую сессию осталось еще немало интересных законов. Один из них — орошение. Ваша оценка зарегистрированного законопроекта об орошении: вы за или против него в таком варианте? На какую из стран мира нам следует равняться в вопросе развития орошения стратегически, и кого выбрать партнером? Ведь мы уже слышали об «азиатском турне» и визите в США чиновников и президента, и в обоих направлениях – это одна из переговорных тем. Как вы видите, с кем нам из великих стран по пути?
Нам не нужно кому-то подражать в вопросе развития орошения. Мы должны иметь свою уникальную оросительную систему и уникальные оросительные каналы. Стоимость украинской оросительной системы сегодня оценивается в миллиарды долларов! В самом деле, она заброшена, работает частично. Но — она уже есть, и ее следует просто шлифовать. На ней нечестные чиновники наживаются, продавая предпринимателям воду по завышенным тарифам.
Законопроект исправит ситуацию, потому что аграрии должны развивать юг Украины. Оросительная система юга — это резерв увеличения урожайности украинских земель и большого потенциала увеличения аграрного ВВП.
Где брать деньги? Вы говорите про другие страны. А я говорю про другое, кто сегодня лучше профинансирует, как не аграрии? Если аграрий будет знать, что условно канал – это его совладение, или он может влиять на ценообразование по доставке воды системами через участие в объединении водопользователей или кооперативов, будучи собственником, акционером или партнером, тогда он в эту инфраструктуру будет вкладывать деньги. Ведь он будет понимать, что взамен получит 12 т кукурузы с гектара. И не нужно ждать ни от кого никаких денег на восстановление орошения.
Центральные каналы должны остаться в собственности государства. Возможно, туда следует привлекать международные инвестиции, чтобы почистить и модернизировать их. А другие, которые идут от центрального канала, — передать в частные руки.
Сейчас мы прошли 30-летие независимости Украины. Впрочем внешнеполитическая и внутренняя ситуация сейчас у нас очень непростая. Осень обещает быть очень горячей. На горизонте как минимум внеочередные президентские выборы – рейтинги Зеленского этому способствуют. Очевидно, будут и волнения из-за положения законопроекта №5600.
Тем не менее, 30 лет – важный рубеж. Вы видели Украину на входе в независимость и все этапы ее становления. Каковы наши наибольшие достижения сейчас? И какой должен быть стратегический план экономических, политических, возможно – аграрных действий, чтобы мы и дальше жили и строили?
Сегодня, на мой взгляд, есть большое понимание того, что нужно строить свою мощную и независимую во всех отношениях страну.
Сегодня как раз рождаются патриоты-хозяева, которые заботятся о стране.
Вам не кажется, что международные партнеры нас сдали на геополитической карте нашим недругам?
Не то, что мне это кажется, все же это видят и понимают. Я думаю, что и президент видит, понимает, правительство – аналогично. Но это не освобождает от обязанности каждого быть патриотом своей страны и отстаивать ее интересы. Такая практика нормальная и действует везде. Американцы, европейцы, русские, китайцы будут отстаивать исключительно свои интересы. А нам, украинцам, следует заботиться о собственных интересах.
Сейчас наступил тот момент, что мы походили по кругу «друзей» и начинаем понимать все, что следует строить собственную страну, мощную, сильную экономику, поддерживать украинского предпринимателя. Ведь как все прошлые годы относились к своему предпринимателю? Как к дойной корове. Но забывали кормить эту корову, гладить, благодарить. Вот так предприниматель был, мы его подоили и выбросили. А сейчас следует по-другому: платишь налоги — ставить в пример, их силами строить свою экономику. Это очень важные вещи.
Настоящий патриот — добрый хозяин. Добрый хозяин – это тот, кто заботится о своей стране, тот, кто заботится об экономике, тот, кто заботится о людях. Это и есть настоящий патриот в сегодняшних условиях. Сегодня как раз рождаются такие патриоты, которые заботятся о стране. У нас идет война, но, несмотря на войну, мы финансируем армию, наших военных, строим дороги. Мы сегодня укрепляем нашу инфраструктуру. Это все за деньги налогоплательщиков.
Я вижу, что сегодня наш президент становится патриотом и хорошим хозяином. Сделать это за 5 минут или за год не получится. Займет определенный период времени. Он уже поездил по миру и понял, что, только перестроив свою страну, создав сильную экономику, можно ехать и говорить на равных с руководителями различных держав мира. Потому что по-другому оно не бывает.
30 лет – это смена поколения… Сегодня надо делами любить свою Украину. Не лозунгами
Какие у нас основные 30-летние достижения и провалы?
У нас были разные периоды развития. В наследство получили достаточно мощную страну. Но за 30 лет фактически уничтожили экономику, стали зависимыми от многих вещей, не развивали собственную энергетическую независимость, не занимались абсолютно добычей полезных ископаемых (газа, нефти). Покупали энергоресурс в России, потому что кто-то приложил гривну, заработал — и он доволен. Но, в конце концов, пришли к тому, что нужно развивать энергетическую независимость Украины.
30 лет – это смена поколения. Оно уже выросло в независимой стране, и оно будет меняться дальше. Сегодня надо делами любить свою Украину. Не лозунгами, не словами, а реальными делами. И правду надо любить. 30-летие научило людей смотреть на сделанное, а не сказанное. Их уже не обманешь.
Украине надо дружить с большинством международных партнеров, но отстаивать только свои интересы
Вы выходец из бизнеса и хорошо понимаете, почему инвестиции в тот или иной бизнес или идут, или не идут. В Украину сейчас идут с большим скрипом. Что, где и как заменить, подлатать или модернизировать, чтобы проект «Украина инвестиционная» взлетел в глазах инвесторов – где наши точки инвестиционного роста?
Прежде всего — это судебная ветвь власти. Если судебная ветвь власти пройдет полную реформу, если она заработает, если мы вернем доверие в суды, то, конечно, тогда к нам придут инвесторы.
Как мы прошли 30-летний рубеж? На кого Украина вам похожа?
В 1991 году Украине прогнозировали, что это будет государство №1 в Европе по экономическому росту. Потенциал для этого был. Но его растранжирили за 30 лет. Украина сегодня напоминает выпускника школы, что отгулял выпускной и сейчас стоит на пороге – куда дальше. Потому что за 11 лет не подумал, в какой вуз идти учиться.
Но мы четко должны понимать, что развитие собственной экономики и добавленная стоимость – основа этого плана. Ни один план Маршалла нам не поможет. Должен быть собственный план хозяина.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.