Иван Фурсенко: Досрочные местные выборы в 2019 г. станут ошибкой, которая отбросит страну назад

15.07.2019 – На шпагате регионы и все местное самоуправление. Это основные 5-летние достижения распиаренной децентрализации и изменений административного территориального устройства страны. Перетягивание лавров «реформатора» этой темы между экс-президентом Петром Порошенко и премьером Владимиром Гройсманом из-за позиций парламента, привели к банальной потере драгоценного времени.

Отсюда выросли ноги и в (недо)земельной децентрализации, незавершенность которой сдерживает старт второго этапа заявленной реформы (субрегиональный уровень) – образования районов. Такое «наследство» предшественников должно натолкнуть сейчас Владимира Зеленского и его команду (в первую очередь, Сергея Трофимова, который занимается регионами) не сидеть в «теплой ванне» и не раскачиваться долго, а уже осенью разработать и принять новую программу реформирования системы управления страной, где ключевой принцип: все изменения должны начинаться сверху.

Это означает, что в рукаве новой команды в начале работы Рады девятого созыва, кроме сформированной коалиции, должно быть несколько законопроектов: о местном самоуправлении, о местных государственных администрациях, о местных выборах, о местных инициативах, о местном референдуме, о префекте и изменениях к закону о КМУ. Только так они смогут сформировать надежную опору – четвертую ветвь власти местного самоуправления, иначе – получим фиксацию старой системы, с ее дубовыми нормами.

Каким путем пойдет Зе: будет строить новую модель региональной политики (которая отодвинет на второй план губернаторов и передаст всю полноту власти местным советам/перфектам) или попытается взять в руки еще и облсоветы, проведя внеочередные выборы в них в октябре 2019 года? Какой план реформ сегодня ждут регионы? Об этом и о другом в интервью AgroPolit.com рассказал первый заместитель руководителя Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов Иван Фурсенко.

Действительно ли местное самоуправление по результатам реформы децентрализации превратится в четвертую ветвь власти в Украине? 

К этому стремимся 28 лет, но, к сожалению, пока что такого не произойдет. Законодательство осталось неизменным и с 2020 года пока никаких изменений не предусмотрено. Если новая Рада не изменит ситуацию в законодательстве, то все останется на нынешнем уровне.

Почему я так говорю? На это есть несколько оснований.

Во-первых, государство частично передало распоряжение землями ОТГ, поэтому по большей части они уже сданы уже в аренду на 49 лет – и это незначительный источник поступлений в местные бюджеты (31 января 2018 году Кабмин запустил передачу земель ОТГ).

Во-вторых, преимущества от децентрализации получают лишь объединенные общины. По формальным признакам большая часть сельских советов сегодня попадает под определение «объединенные», и в то же время таковыми не являются. И этот вопрос не закрыт. Так, на Днепропетровщине есть община, в которой проживает 8 тыс. жителей, а на ее территории 5 населенных пунктов. Значит, она, когда стала объединенной, то сейчас под определение не подпадает, потому что формально не провела процедуру объединения хоть с кем-то. Но община вдвое больше среднестатистической ОТГ в Украине. И таких примеров очень много по стране.

В-третьих, местная власть не может менять целевое назначение земли, иначе говоря, не может комплексно планировать развитие этих территорий. Механизм изменения целевого назначения земли довольно сложный и непрозрачный.

Все эти «но» и надо исправить в рамках обновленного национального законодательства.

Децентрализация фактически находится в разбалансированном состоянии… Подножку поставил парламент, который не придерживался дорожной карты проведения реформы. Он фактически посадил на шпагат местное самоуправление… От государства на места полномочия передаются стихийно и без соответствующего финансового обеспечения.

Значит, разговоры о построении в Украине крепкого, мощного самоуправления «это филькина грамота»?

Реформа органов местного самоуправления продолжается, но децентрализация, прежде всего секторальная, фактически находится в разбалансированном состоянии, без единой дорожной карты и без прямого участия органов местного самоуправления.

С апреля 2018 года не принято ни одного закона, который бы усиливал роль местного самоуправления. Начало децентрализации было мощным: создали 159 ОТГ, получили 1,5 млрд. грн. инфраструктурной субвенции и самостоятельно подтягивали свою инфраструктуру. В 2019 году на 665 созданных ОТГ уже выделили 2,1 млрд. грн., то есть значительно меньше – в среднем 2,5 млн. грн. на одну ОТГ.

Кто пытается сделать из местного самоуправления «британскую королеву»: президент, парламент или премьер?

Подножку децентрализации, прежде всего, поставил парламент, который не придерживался дорожной карты проведения реформы. Он фактически посадил на шпагат местное самоуправление, не закончив реформу децентрализации. На словах говорили, что все делают «ради», а получилось «вопреки».

Украина пока посередине децентрализации – не все органы самоуправления ее прошли. На самом деле в стране происходит смена формата работы местного самоуправления и административного территориального устройства страны. Все это остановилось на первом этапе – создания ОТГ. От государства на места полномочия передаются стихийно и без соответствующего финансового обеспечения.

Но реформа децентрализации – это не землю раздать, это изменение механизмов государственного управления снизу вверх. Есть разработанная Минрегионстроем и утверждена правительством в 2014 году концепция, но ее реализации не придерживался парламент.

К тому же, в январе 2019 года правительством был утвержден план мероприятий по реализации нового этапа реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2019-2021 годы. И правительство во главе с премьером Владимиром Гройсманом и профильным вице-премьером Геннадием Зубко показывает на данную концепцию, но эта дорожная карта не работает, поэтому указанные в ней сроки горят, нужные законы не принимает Верховная Рада.

Что должно быть? Правительство и парламент должны последовательно написать «Концепцию развития государственного управления»: назвать сферы, за которые будет отвечать государство (оборонная, национальная безопасность, железная дорога, банковский сектор), а за какие – самоуправление. Так во всех европейских странах. К сожалению, видения, куда дальше двигать децентрализацию и как развивать регионы, у парламента сейчас нет.

Второй этап упомянутой вами стратегии (после земельной децентрализации) означает реформирование субрегионального уровня, то есть образование районов. А как можно реформировать районы, если еще первичный уровень не изменили? Как результат: где-то есть село с 200 жителями, а где-то — с 20 тыс. лиц.

ОТГ покрыто 35% от общей численности местных советов… Правительство говорит о создании 1,5 тыс. ОТГ, но треть из них выпадает (согласно плану правительства, объединенные общины должны быть еще, и объединенными между собой) 

Какой на сегодня процент покрытия ОТГ по Украине?

По количеству населения, проживающего в ОТГ, достаточно большой. Если город областного значения присоединил к себе небольшое село, то оно уже считается объединенной территориальной громадой – и количество жителей этого крупного населенного города это те, кто живет в объединенных территориальных общинах.

Если считать по количеству советов, что объединились – то ОТГ покрыто 35% от общей численности местных советов.

Правительство говорит о создании 1,5 тыс. ОТГ, но треть из них выпадает (согласно плану правительства, объединенные общины должны быть еще, и объединенными между собой). Поэтому сейчас полноценно создано лишь около 900 ОТГ. По нашим прогнозам, в случае продолжения процесса добровольности, должно быть не менее 2,5 тыс. ОТГ.

Чтобы хоть как-то ускорить процесс объединения, Минрегионстрой инициировал законопроект о внесении изменений в закон Украины «О добровольном объединении общин», которым городам районного значения придается статус ОТГ без объединения! Есть еще одна гениальная инициатива Минрегиона в этом русле: без участия областных государственных администраций и областных советов предоставить исключительно правительству право формировать способность общины по областям на период 2019-2020 годов.

Значит, прогресса в децентрализации нет?

Как не парадоксально, ответ на вопрос и основные задачи по его выполнению можно найти в книге «Местное самоуправление в странах восточной Европы и содружестве независимых государств в 1994 году», написанной 25 лет назад. Есть интересный абзац почти о сегодняшней ситуации:

«Украинская система управления находится в непосредственном процессе реформ, в ближайшее время должна быть принята новая Конституция, которая определит территориальное деление страны. Теперь их разделение нелогично и не основывается на историческом или социальном фундаменте. Права новых регионов будут зависеть от того, будет ли страна иметь унитарную или федеративную структуру. Политическая структура Украины остается пока предметом дискуссии.

Основная проблема – кто будет главой исполнительной власти государства: президент, избранный гражданами, или премьер-министр, назначенный парламентом. Функции, права и обязанности президента и парламента должны быть четко выяснены. Как следствие, будет решен вопрос о субординации местных правительств (в нашем случае – местных государственных администраций). Они могут быть подчинены президенту (как это есть сейчас), Кабинету министров (как это было до 1992 года), или областным советам».

Прошлая четверть века, а вопрос повестки дня совершенно не изменился. Глава местной государственной администрации назначается президентом или правительством? Как быть дальше – по этому поводу сейчас идут дискуссии.

Отдать их под отчет облсоветам, как элемент исполнительной власти, или сделать префектуры. Но в таком случае префект будет на территориях представителем президента или парламента? И так 27 лет по кругу. Почему? Нужно раз и навсегда определить структуру государственного правления в рамках стратегии. Так же следует поступить, когда говорим о развитии сельских территорий и, как следствие, не знаем, какую модель строим (аргентинскую, бразильскую, европейскую).

Регионы снова на шпагате?

Реформа началась в 2015 году. В результате ОТГ получали: а) финансы, б) управление дошкольным и школьным образованием, в) управление медицинскими учреждениями (первичная медицина находилась в управлении местного самоуправления и зарплаты врачей шли трансфертом через местные бюджеты). А дальше что?

В 2017 году создали Национальный центр здоровья, эта вся система централизовалась и медицину отобрали у местного самоуправления. Каждый год меняются правила – и так 4 года подряд. Сейчас такие же разговоры идут вокруг профессионального образования. Почему? Отсутствует государственная программа децентрализации, которая бы охватывала деятельность всех центральных органов исполнительной власти в общинах.

Владимир Зеленский и его команда должны разработать и принять программу реформирования системы управления страной. Ее ключевой принцип: все изменения должны начинаться сверху.

Значит, офис президента с нуля должен выработать новую концепцию? 

Владимир Зеленский и его команда должны разработать и принять программу реформирования системы управления страной. Ее ключевой принцип: все изменения должны начинаться сверху. Государство формирует политику, дальше она расходится по регионам и общинам и тому подобное.

Раде, чтобы упорядочить этот процесс, следует принять комплексный закон о местном самоуправлении, о местных государственных администрациях, о местных выборах, о местных инициативах, о местном референдуме, о префекте и внести изменения в закон о КМУ.

Сейчас довольно слабо происходит смена глав госадминистраций в регионах. Что вы посоветовали бы офису президента в этом вопросе, чтобы не наломать дров?

Офису президента сейчас нужно сформировать собственную коалицию в Верховной Раде и новое правительство. Разработать государственную политику, провести по новым правилам местные выборы 2020 года, тогда руководителей государственных администраций не придется менять. Ведь изменится логика управления регионами, поэтому главы ГГА потеряют свои полномочия, потому что все перейдет на места в ОТГ и исполнительным комитетам областных советов.

А не затянем ли мы этот процесс еще на 4 года? 

Нет. Была бы политическая воля – законодательные изменения можно провести до конца текущего года и уже местные выборы провести по новым законам и сформировать новую модель. Для этого нужно проголосовать за законопроект о передаче полномочий местных государственных администраций в областные советы и создание полноценных исполнительных комитетов при областных советах. Поэтому такая фигура, как глава областной государственной администрации, уже не нужна.

Если областной совет будет главным элементом местного самоуправления в рамках региона, то логично, чтобы главу избирали на прямых выборах именно люди. Избирать должен народ, то есть местные жители области, как они избирают городских, сельских и поселковых глав на 5 лет. Вот это и будет народовластие и реализация главной идеи «Слуги народа».

Как я понимаю, вы посоветовали бы отойти от старой системы координат управления регионами, где именно губернатор был центральной фигурой, и сместить его в сторону местных советов?

Да.

Кто в такой системе координат будет новой ключевой фигурой?

Председатель областного совета.

А его кто будет выбирать? 

Если областной совет будет главным элементом местного самоуправления в рамках региона, то логично, чтобы главу избирали на прямых выборах именно люди. Избирать должен народ, то есть местные жители области, как они избирают городских, сельских и поселковых голов на 5 лет. Вот это и будет народовластие и реализация главной идеи «Слуги народа».

Будет ли это эффективным механизмом?

Да, он будет отражать региональную политику в полной мере.

Изменить нужно всю исполнительную вертикаль власти в регионах. Аналогичная история с районными советами и райгосадминистрациями… Сейчас председатель облгосадминистрации является двойным агентом: представитель президента и Кабмина одновременно 

В октябре 2020 года можно все изменить одним махом: принять законы, сместить всю региональную власть в сторону глав обладминистраций… 

Изменить нужно всю исполнительную вертикаль власти в регионах. Аналогичная история с районными советами и райгосадминистрациями. Надо распределить полномочия и обязанности между сельским, поселковым, городским, районным, областным и государственным советами: кто за что отвечает. Если это сделать, то в октябре 2020 года по результатам местных выборов есть шанс получить абсолютно новое административное территориальное устройство.

В нем будет прописано и четко понятное логическое распределение полномочий: а) между государством и местным самоуправлением, б) между местным самоуправлением различных уровней.

Это способ сломать старый коррупционный механизм?

Конечно, и заодно построить логичную и понятную для людей систему управления.

Какой в таком случае будет роль президента и премьера?

Они теряют существенные рычаги с прямым управлением и влиянием на региональную политику и остаются в роли контроллера-арбитра через своего представителя – префекта. Префект будет присматривать за деятельностью местного самоуправления, и выполнять другие функции вертикали государственной власти.

Как выглядит система управления на местах? Самое низкое звено в ней сельский, поселковый и городской советы. В районе есть свой совет и государственная администрация. Все они вместе входят в область, где есть областная государственная администрация и областной совет.

Вопрос в чем: облсовет согласно закону принимает бюджет области, программы социально-экономического развития области и тому подобное. А выполняет их председатель областной государственной администрации (и исключительно те программы, поданные областной администрацией и что проголосованы). Подчеркиваю: не глава, а облсовет утверждает. Другими словами, облсовет уже и так формирует повестку дня региона.

Сейчас председатель облгосадминистрации является двойным агентом: представитель президента и Кабмина одновременно. Его кандидатуру на утверждение подает КМУ (по закону о местных администрациях), а назначает президент. Сейчас ключевая роль у премьера: если он не подаст, то президент не может назначить. Поэтому сейчас председатель облсовета подчиняется президенту и КМУ, подотчетен и подконтролен областному совету. Достаточно сложная конфигурация для работы. Это все результат конституционных изменений в 2004-2005 годах.

НОВАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

Что предлагается в рамках новой реформы местного самоуправления? 

Областной совет имеет право создавать собственный исполнительный комитет, которого сейчас у него нет. Все работники, которые работали в областной государственной администрации, подчиняются уже областному совету и областной совет, как и Верховная Рада, назначает своего «премьер-министра». А он в этой модели выполняет принятые облсоветом программы развития региона. Вместо главы может быть другое должностное лицо, которое является главным исполнителем.

В такой модели теряется прямой элемент и участие президента и правительства в деятельности нового областного совета со своим исполнительным комитетом. Чтобы эти обновленные советы не начали заниматься сепаратизмом, принятием каких-то непутевых решений, нерациональным расходованием местных денег, и будет вводиться фигура префекта. Впрочем, его можно назвать иначе – представитель КМУ или представитель президента, но с функциями надзора над соблюдением законодательства органами местного самоуправления на уровне области.

Абсолютно аналогичная история с районными советами и райгосадминистрациями: отдаем полномочия, а они самостоятельно формируют исполнителей, а префект или представитель на территории района мониторит на предмет соблюдения закона в принятых решениях местного самоуправления соответствующего базового уровня – села, поселка, города. Например, кому выделяют землю, какие программы выполняются, а какие – нет. Ранее эти функции были у прокуратуры, но во время реформы прокуратуры их лишили этого. Поэтому в регионах пока можем наблюдать беспорядок.

Сейчас эти функции за кем?

Сейчас – никто не мониторит решения местных органов власти относительно соблюдения закона. По пути реформы прокуратуры их просто потеряли. Это приводит к решению облсоветов о статусе регионального русского языка, или же к голосованию распределения обязанностей между Киевским областным советом и КМУ. Напомню, что распределение полномочий и обязанностей на уровне подписания договоров – это полная федеративная страна, согласно международному праву.

Сколько у новой команды есть время для того, чтобы запустить обновленный второй этап реформы? 

Стоит сначала завершить ее первый этап, а потом начать второй и вернуться к передаче полномочий от КМУ и ЦОИВ уже к самой децентрализации.

Передачи полномочий от центральной власти на места не было. Почему Минагрополитики должно заниматься вопросом консультаций? Им виднее, что нужно в селе, условно, в селе Копти Черниговской области? Они же не знают, что им надо.

Теперь о времени. Я думаю, что до конца года, при условии, если они за этот вопрос возьмутся активно. До конца 2019-го, чтобы с 2020 года местное самоуправление и местные государственные администрации могли пропустить эту реформу через свои главы. Осознать, что все-таки в октябре 2020-го мы уже начнем жить по-новому, на новой территориальной основе, и подготовиться к этому. Потому что этот уровень подготовки – довольно значительный.

А еще же в действующей системе есть представители на областном и районном уровне от Кабмина: от Минюста, МВД, Госкомзема. Все кандидатуры согласовывались также с председателем государственной областной администрации. То есть, это все в рамках одной сложной системы.

А должны согласовываться только с префектом. Именно префект должен понимать, кого назначают, кто, какая зона ответственности, а также координировать всю их деятельность. Поэтому новая модель региональной политики – это смена министерств в рамках реформы административно-территориального устройства. Ведь если говорим об изменении границ районов, то это изменение пределов судебной системы, и так по вертикали.

Какой шорт-лист административно-территориальной реформы по-новому? 

Все просто. Окончание территориально-административной реформы, перераспределение полномочий между государством и местным самоуправлением.

Полномочий между КМУ и регионами, в регионах – между местным самоуправлением и государственными представительствами, будь то префектура, местные государственные администрации, передача больших полномочий органам местного самоуправления базового уровня, селам, поселкам и городам, потому, что они являются близкими к людям, что их выбирают. И максимум полномочий, по моему мнению, должно передаваться именно общинам на местах. Чем больше вопросов они смогут решить снизу, то меньше будет хаоса и беспорядка вверху.

Вопрос №2 повестки дня – рынок земли. Зеленский и его команда поддерживают свободный рынок, и уже в сентябре должны дать ход процессу, но с установкой они не определились. Сейчас есть 4 варианта земельного законопроекта. Какая форма самая оптимальная, учитывая сегодняшние вызовы? И какое в ней место общин? 

Пилот свободного рынка на базе определенной части госземель проводить нельзя, ибо искусственно поделим Украину. Относительно общин: в каждой области есть ОТГ, а есть просто общины. Предшествовать рынку земли должно завершение образования объединенных общин по всей Украине.

Следующий шаг – передача прав органам местного самоуправления управления и владения землями сельскохозяйственного, лесного и водного фонда. Все, что за пределами населенных пунктов (по границе общины), переходит в собственность местных общин. И, конечно же, должна быть завершена инвентаризация и наполнение Госгеокадастра, создание перспективного плана развития территорий (указано, когда и что они хотят сделать). И только тогда продажа. Это достаточно быстро можно сделать, успев до 20 октября 2020 года.

Как завершить процесс разграничения земель между населенными пунктами?

Два пункта. Первый – завершить образование ОТГ по стране. Второй – все земли за пределами передать общинам и они между собой должны договариваться, где их граница проходит. Примите закон о передаче полномочий по управлению землями в местном самоуправлении – и все. Это так же, как демаркация границы между Украиной и Россией, Беларусью, Польшей. До сих пор граница с белорусами так и не установлена.

Сейчас происходит хаотичная передача земель ОТГ: правительство что-то периодически выдергивает из своего кармана и отдает в полузакрепленном виде ОТГ…

А есть категории земель, которые вообще не передают, такие как колхозные дворы. В 2018 году был принят закон, который обязывает Госгеокадастр с 1 января 2019 года отдавать нераспаеванные земли бывших коллективных сельскохозяйственных предприятий. А это именно ценные земли, потому что они, как правило, расположены близко к центру села, так называемые колхозные дворы. На них есть какие-то здания, а также к ним всегда подведена инфраструктура. Почему Госгеокадастр не отдает, потому что эти лакомые кусочки можно продать самостоятельно.

Что должно быть с Госгеокадастром в рамках земельной реформы? 

В чем была философия создания или реорганизации Госгеокадастра? Давайте копнем в историю вопроса и вспомним, почему он перешел из-под Минрегионстроя в Минагро? В коалиционном соглашении парламента 8-го созыва одна из задач – это передача земель за пределами населенных пунктов органам местного самоуправления. До 2000 года эти земли были у местного самоуправления, и никаких проблем не наблюдалось. С 2000-го по 2013 год эти полномочия перешли к районным госадминистрациям. Это хуже, но все равно не так плохо, как сейчас.

Ведь сельский глава всегда мог приехать к председателю РГА и попросить выделить землю некоему фермеру, который хотел работать в его районе. Были, конечно, вопросы коррупции, но все работало. В 2013 году Виктор Янукович создал Госземагенство. Оно проработало 1,5 года и его назвали самым коррумпированным в вопросе выделения земли. Госгеокадастр сосредоточил у себя всю полноту власти и мог из Киева торговать землями в Ивано-Франковске или еще где-то.

Появился монстр с колоссальными полномочиями, а должен быть лишь точкой сбора земельных координат, поэтому и название – Государственная служба геодезии и картографии. Их главная задача: вести реестр земельных участков и ничем не управлять.

Есть еще много несвойственных ему функций. Например, контроль использования сельхозземли: чтобы не дома строили, а выращивали сельхозкультуры. Раньше была государственная земельная инспекция, которая в ходе реформ последних лет влилась в Госгеокадастр. Одной рукой Геокадастр раздает землю, а второй – сам себя контролирует. Мой подчиненный должен меня контролировать. Это нелогично.

Что делать с долгосрочной арендой на государственные земли, которую заключили в КМУ перед самой передачей ОТГ, по сути, закрепивши общества на десятки лет вперед в вопросе размера арендной платы в местный бюджет? 

Если арендаторы сейчас платят эффективно налоги и используют их по целевому назначению, то пусть пользуются. А если действительно украли, тогда надо пересматривать. В рамках децентрализации следует менять систему налогообложения земель, тогда местные органы самоуправления могут поднять ставку.

Местному самоуправлению необходимо предоставить законное право пересматривать условия заключенных договоров аренды.

В Европе использование земли облагается налогом в зависимости от того, кто обрабатывает, какую площадь и сколько наемных работников. Для фермера и владельца холдинга эти ставки разные, таким образом, общины привлекают к себе действительно тех, кто работает с ними бок обок каждый день и заботится о социальном развитии села.

Кроме того, действует ограничение по консолидации земель в одни руки. В Украине должно быть ограничение по консолидации на уровне общин: не более 50% земель холдингу или другому крупному сельскохозяйственному предприятию, которые платят все налоги по высшей ставке, а остальное – даже бесплатно местным жителям, потому что они там работают, создавая добавленную стоимость и социальную инфраструктуру. Значит, доходы от аренды земли холдингом будут компенсировать аренду тех, кто живет и работает на этой территории.

И это мы уже сейчас говорим об аграрном строе страны, аграрной политике. Но эти вещи неотделимы, ибо самое главное – это система управления страны. И любая реформа медицины, образования, аграрная, экономическая, промышленная, не будет работать без построения страны.

Кто сегодня контролирует регионы по политическим окрасам, если смотреть на ОТГ и советы?

Выборы в сельские и поселковые советы проходят по чистой мажоритарной основе. Кандидатам в депутаты не обязательно быть представителем политической силы. Поэтому большинство депутатов и глав в объединенных общинах являются представителями своих избирателей и в основном не занимаются большой политикой и не подыгрывают политическим партиям.

Значит, это не злобные потенциальные саботажники новой власти?

Конечно, в регионах, особенно, на первичном уровне (села, поселки) злостных саботажников с политическим привкусом нет. Саботаж больше возможен на уровне депутатского корпуса облсоветов и горсоветов крупных.

Если говорить о поселковых, сельских советах и небольших городах, то политическая составляющая не влияет на их работу. А вот в районе и области – всегда. Поэтому формирование районных и областных советов происходит иначе (депутатом в совет может стать человек по округу, если его партия наберет 5% голосов).

Кроме того, на уровне района формировали ранее районные ячейки партий. Как правило, депутаты, которые возглавляют этот районный центр, и формируют избирательные штабы, избирательные комиссии. Они более политизированы, чем местное самоуправление базового уровня.

Сегодня аполитичным является уровень общин, сельских и поселковых советов?

Да. У нас там чистая мажоритарная система выборов – можно идти самовыдвиженцем. Это и есть гарантия аполитичности.

А вот районные, областные и городские советы – политически окрашенные?

При условии выдвижения человека политической партией – да. Однако городской глава может идти самовыдвиженцем, а депутаты городских, районных, областных советов – только при условии выдвижения как члена политической партии.

900 глав ОТГ не являются политическими фигурами? 

Большинство глав ОТГ – это рабочие лошадки, которые тянут на себе проблемы населенных пунктов, которые вошли в состав общины. Они в основном не являются политиками, только хозяйственниками. Но есть и часть политиков, что тоже нормально.

Я вас об этом так подробно расспрашиваю, потому что ожидаются внеочередные выборы городских, сельских и поселковых советов уже в октябре 2019 года…

Слышал об этом. Но будет ли так? Не верю. Досрочные местные выборы в 2019-м станут ошибочным решением для новой Верховной Рады, которое отбросит страну назад. Надо делать не досрочные выборы местных советов, а менять законодательство, завершать реформу путем принятия соответствующих законов, передавать полномочия и строить цивилизованную вертикаль местного самоуправления, которое и станет оплотом президента и правительства.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий