Иван Фурсенко: Сейчас происходит уничтожение сельских территорий вокруг городов областного значения

11.01.2020 – Что принесут уже созданным ОТГ, селам, поселкам и городам принятые парламентом законодательные изменения? Будет ли прислушиваться власть к мелким населенным пунктам и будет ли разблокирована в новом году земельная децентрализация – AgroPolit.com обсудил в блиц-интервью с первым заместителем руководителя Всеукраинской ассоциации общин Иваном Фурсенко.

Парламент принял изменения (в законопроект 2189) в закон 348-ІХ «О добровольном объединении общин». Как это отразится на жизни сельских общин?

Закон предусматривает две нормы: во-первых – исключение областных советов по модели формирования состоятельных общин на территории их области; во-вторых – возможность объединения исключительно в соответствии с перспективными планами, которые будут сформированы облгосадминистрациями и утверждены Кабмином. После принятия изменений в закон 348-ІХ «О добровольном объединении общин» активизировались главы ОГА и начинают перерисовывать те планы, которые были созданы ранее.

Также пробуют приобщать друг к другу уже объединенные общины, делать из двух, трех общин одну. Изменение закона о добровольном объединении общин приведет к тому, что общины возглавят представители правящей политсилы «Слуга народа» – нет такой численности потенциальных депутатов и глав, чтобы закрыть руководящие должности по всей Украине в том количестве общин, которое было спланировано ранее.

Поэтому и нужно уменьшить количество общин под меньшее количество депутатов, чтобы большинство приходило «своими». Например, Одесса, вокруг которой 4 общины. В этом случае получается, что нужно выбрать 5 «своих» глав и еще найти таких, чтобы они между собой сотрудничали. По нашим подсчетам, на первом этапе децентрализации должно образоваться около 2 тыс. общин.

Однако если их укрупнить до 1200, то такое количество человек в руководители найти будет значительно легче. Так же говорил премьер-министр Алексей Гончарук о государственной субвенции на развитие. Мол, давайте мы заберем все, потому что неизвестно кто сидит на местах, чтобы наши нардепы контролировали эти деньги, а не те мэры, которые там сидят. Смелее будут передавать государственную землю общинам – по принципу, что там, в подавляющем количестве руководят свои люди, и можно будет спокойно отдавать ее в распоряжение им.

Еще один вопрос, который вытекает из принятых изменений, – во всех действующих общинах стоит ли, делать выборы. Объединялись в ОТГ в 2015, 2017, 2018 годах, избрали глав, депутатский корпус, планировали работу на 4-5 лет. А теперь – кто год, кто два поруководил – и на перевыборы. Пусть бы эти руководители поработали еще несколько лет до следующей каденции. Сказать, что это плохо, нельзя, но и ничего хорошего в этом нет.

Стоит ли поэтому ожидать присоединения мелких общин к крупным в пределах городов и райцентров?

Сейчас члены нашего правления очень сильно обеспокоены тем, что новые главы облгосадминистраций в первую очередь взялись за прилегающие к городам областного значения села, в том числе и комбинированные. Они хотят присоединить к Одессе те общины, которые создались вокруг Одессы, в Полтавской, Киевской, Житомирской области – общины, которые хотят сделать частью города.

Значит, фактически происходит «коллективизация» вместо децентрализации? 

Сейчас происходит уничтожение сельских территорий вокруг городов областного значения. И это факт, который втиснули в рамки закона благодаря изменениям в закон 348-IX «О добровольном объединении общин». Для мэров городов – это дополнительная территория под застройку. Никто даже не будет думать, чтобы развивать там кооперативное движение, сельское хозяйство, так как им нужны площади под многоэтажки.

Если рассматривать перспективу укрупнения городов областного значения и районных центров, то о качественном управлении этими территориями по внесенным изменениям в закон 348-ІХ «О добровольном объединении общин» говорить трудно.

Звучит мысль, что если создать минимальное количество общин, то они будут более способными, и лучше будет жить людям. Однако эта идея вызывает большое беспокойство. Возьмем в пример Одесскую область. Если от Одессы село находится на расстоянии 30 км, сильно ли будет новый мэр заботиться о тех 800 человек, которые живут Бог, знает где?

Что делать, если изменения в закон 348-ІХ «О добровольном объединении общин» уже провели?

Если мы хотим правильно развивать наше государство, согласно лучшим европейским практикам, то вместо присоединения к городам областного значения проще принять закон «О городской агломерации». Этим законом определить, что условно мэр города Одесса, мэр города Киева имеет возможность влиять на планирование территорий прилегающих к нему сел. В Украине следует развивать агломерации и принудительное сотрудничество органов местного самоуправления.

Агломерации – это когда мы договариваемся, а не все решили за нас. Города всегда дерутся. Но сейчас они могут принимать такое решение. Говорят, некуда развиваться, нет, чем дышать, села вокруг. Неправда. Эти села не нужно присоединять. Если будет закон «Об агломерации», совет агломерации самостоятельно будет формировать развитие всей территории.

Например, не хватает Киеву мусороперерабатывающего завода, потому что в центре города его не поставишь, нужно выносить за пределы. Куда выносить – территорию за городом должна найти агломерация на взаимовыгодных условиях сотрудничества между общинами. Или везде есть проблема с кладбищами, территориями под строительство предприятий – это тоже вопрос взаимовыгодного сотрудничества. Развитие общин возможно исключительно в условиях агломерации.

О новом законе «Об основах административно-территориального устройства» 

Когда стоит ожидать, что в Украине будут созданы все ОТГ?

Когда официально должно завершиться образование общин — не известно. Для того чтобы был дедлайн, должно быть проголосовано законодательство. Но об этом только много говорят. Говорят, что соберемся, внесем изменения в Конституцию, все будет по-новому. Но ничего не меняется. Как минимум, следует принять закон «О принципах административно-территориального устройства», который определяет, кто из ветвей власти может вносить изменения административно-территориального устройства. Этот документ наработан, но его не вносили и не рассматривали в парламенте.

Сейчас мы живем по закону, где заложены основы еще Советским Союзом. Все изменения, которые вносят – исключительно полномочия Верховной Рады. Но кто для них должен готовить планы этих изменений? Закон «Об основах административно-территориального устройства» предусматривает, что ОГА готовит проект, передает в Кабмин, правительство рассматривает и утверждает – это будет более практичная модель. После того, как будет принят закон о принципах, следует принимать еще один закон – «Об административно-территориальном устройстве Украины».

Преимущества появления административно-территориальных планов – это возможность контроля над землями, которые передаются с 1 января. Будут видны рейтинги в разрезе сельских и городских территорий. Не виртуальные, а те, которые есть на самом деле.

Как изменит жизнь общин принятие закона «Об обороте земель с/х назначения»? 

Принятие во втором чтении законопроекта 2178-10 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» позволит всем общинам получить государственные земли. Однако, я думаю, депутаты пошли не с того конца, вводя оборот. Если бы начинали с передачи земель органам местного самоуправления, детенизации, сочетания кадастров, а в конечном этапе уже вышли на оборот земель, было бы значительно легче. А так – объявили об обороте земель, рынке земли, и они тормозят это из-за сопротивления.

Когда начинали обсуждение открытия рынка земли, заложили на его введение дату с 1 октября 2020 года, теперь на нее равняются. Но на тот момент, когда начинали планирование, еще не понимали до конца, почему именно 1 октября и какие шаги до того времени необходимо сделать. Дата была привязана ко времени сбора урожая и к изменению сезонности, а не к стратегическому планированию.

Какое сегодня наиболее весомое препятствие для развития эффективных общин?

Ключевая проблема в том, что очень неэффективно распределили полномочия бывшего Минагро относительно общин между различными министерствами. Есть, например, община, которой занимается Министерство развития общин и территорий. При этом земля сельскохозяйственного назначения находится на контроле в Министерстве экономики, а лес – в Министерстве энергетики.

И эти все вещи не связаны между собой. Когда Министерство развития общин и территорий готовило свой закон «О пространственном планировании», не захотели запихнуть пространственное планирование в закон «О землеустройстве» и сделали что-то свое.

Но это дает отпечаток на лесное хозяйство, потому что лесоводы самостоятельно разрабатывали другие инициативы. Был на одном совместном совещании с лесниками, оказывается, они пишут закон теми же пунктами, что в проекте № 2280. Говорю им, что это уже есть на рассмотрении, почитайте. А они не в теме. Мы переживаем, бьемся, они отдельно, а совместных действий, как и результата, не хватает. Это называется – разделяй и властвуй. Потому что каждый из этих министров общей картины не видит.

Однако результат будет, когда будет работать единая команда профессионалов в разных областях, когда каждый знает, кто, чем занимается и за что отвечает.

Автор: Оксана Тупальская

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий