Иван Кунь: На украинских элеваторах используются наиболее прогрессивные технологии, которые есть в мире

Проектирование в элеваторной отрасли занимает немало времени, а конечная реализация обычно составляет около 3-4 лет. Но когда «бумага оживает», это является самым большим удовольствием для проектировщиков.

«ЖЗЛ: Жизнь. Зерно. Люди» — совместный проект компании KMZ Industries и Agravery.com это нетривиальный взгляд на личности, которых хорошо знает украинское зерновое сообщество. Чем они живут, какие новые идеи имеют в бизнесе, о чем мечтают и даже что делают в свободное время – в этой серии публикаций.

Проектирование, программирование, управление проектами и автоматизация – это четыре основных направления, в которых работает «Интерпроект GmbH». Общее количество персонала – около 160 человек. Совладелец и генеральный директор «Интерпроект GmbH» Иван Кунь рассказал об особенностях проектирования в элеваторной отрасли и пути к созданию собственного бизнеса.

Расскажите, почему в свое время выбрали обучение в аграрном университете, и именно факультет механизации? 

— Я родился в деревне и имел такое видение, что вернусь туда работать. Родители работали в колхозе всю жизнь, поэтому путь казался «начертанным». Имею трех братьев, которые по образованию механики. Мать наставляла: «Что бы и где бы ты не учил, если будешь уметь работать руками и разбираться в технике, то всегда будешь нужным».

В конце 1990-х годов, когда вы получали образование, аграрный сектор не казался таким перспективным? 

— Во времена моего обучения в университете в Украину как раз начали завозить новую сельскохозяйственную технику, новые комбайны и тому подобное. На третьем курсе по проекту обмена студентами, я учился в Дрезденском университете на инженерном факультете, изучал новейшие технологии. Немцы на самом деле меня не хотели отпускать в Украину, говорили: «Куда ты едешь, там вообще невозможно жить», приглашали продолжить учебу с устройством на работу в Германии. Но у меня уже была собственная семья, и не было понимания, как я буду жить за границей.

Сейчас вы возглавляете собственный бизнес. Как вы к этому пришли? 

– В бизнес я пришел только с одной целью – зарабатывать больше денег и иметь больше возможностей. Перед тем хороший опыт получил, когда поработал в компании «Мироновский хлебопродукт». Именно там занимался управлением, строительством предприятий, получил навыки менеджмента. И тогда же почувствовал перспективность украинского АПК.

«МХП» – очень хорошая компания, где можно научиться многим новинкам, к которым другие только присматриваются. И имея такие навыки, я имел возможность стать владельцем небольшого предприятия. Сначала оказывал консультационные услуги. Позже подобрал команду.

В чем преимущества и сложности, если сравнивать с тем временем, когда вы были наемным работником? 

– Проектирование – такой сегмент, который только формировался в украинском АПК, когда я начинал свой бизнес. На аграрных предприятиях ни у кого не было понимания и видения, что надо проектировать, все делали наугад. Кто что придумал, так и делал. Глубокого планирования или проектирования какого-то или, скажем так, стратегического видения не было.

А преимущества собственного бизнеса в том, что я сам формирую стратегию компании, смотрю на рынок и ищу возможности. Потому что на самом деле такой сегмент, как проектирование, не часто используется.

Часто ли ваши проектные работы связаны с элеваторами? Насколько технологичной сегодня является эта отрасль? 

— Да, элеваторы у нас идут в двух концепциях. Концепция первая – здесь создаем элеватор как предприятие, а другая концепция – это элеватор как часть перерабатывающего предприятия.

Я считаю, что на сегодняшний день в Украине используются наиболее прогрессивные технологии, которые есть в мире. В период, когда было сложно, в 2000-е годы, в Украине еще не было опыта проектирования элеваторов, не было металлических емкостей. Тогда строились преимущественно емкости бетонные, и было трудно найти, где приобрести новый опыт.

На сегодняшний день в Украине очень много специалистов, очень большое количество опытных инженеров, которые наработали опыт не в одной компании, а в нескольких. Не всегда хватает других инструментов для развития элеваторной отрасли, но людьми, инженерами и опытом Украина уже готова делиться со всем миром, на мой взгляд.

Были времена, когда инженерия стала не модной профессией, а что сейчас?

— Тем не менее, в Украине традиционно сильная инженерная школа. И украинцы склонны к инженерным наукам. Лучше перезапустить систему образования, чтобы она больше учитывала интересы предприятий, которые нуждаются в этих специалистах. Я уверен, что сейчас нет проблемы в Украине с инженерами и молодежью, которые бы потенциально могли быть инженерами. Есть нежелание научить инженера, потому что хочется иметь готового, но я считаю, что в Украине нет дефицита инженеров.

На вашем предприятии работают преимущественно молодые специалисты?

— Молодежь сейчас уникальна. Это просто наслаждение иметь дело с молодыми людьми, которые приходят из института на предприятие. Наш опыт свидетельствует, что наиболее качественными специалистами становятся молодые люди, которые только что получили высшее образование и имеют желание развиваться.

Относительно проблем в развитии элеваторного сектора при проектировании, с чем вы сталкиваетесь? 

— Основная проблема для отрасли — это наличие доступных дешевых средств. Производители элеваторного оборудования очень сильно подтянули качество, в течение последних 5 лет наблюдаем большой прогресс. И, несмотря на внешний рынок производителей оборудования, чтобы развивать дальше внутренний, нужны только доступные и дешевые средства. Если будет именно финансовый инструмент, то отрасль просто «полетит».

Количество проектов, которые сейчас имеем в работе на предприятии, – оно не такое большое, но каждый проект уникален. Возможно, если бы унифицировать определенные решения, привести нормативную документацию к более унифицированным решениям, чтобы это были готовые наработки, конечно, это добавило бы скорости и лучшего понимания с заказчиками.

Украина уже почти все детали для элеваторного оборудования производит, только сушилки – этот не очень хорошо представленный в Украине сегмент в разрезе украинских производителей, чаще покупаем импортные. А так сепараторы производятся уже качественные украинские, емкости, транспортное оборудование отечественное – есть чем на самом деле гордиться.

Несмотря на популярность импортных сушилок, все же есть небольшое количество аналогов украинского производства, которые составляют достойную альтернативу. Например, сушилки Brice-Baker, которые спроектированы в Великобритании и с 2012 года выпускаются в Украине. Сушилки Brice-Baker появились на нашем рынке относительно недавно, и количество установленных сушилок невелико.

Украинские покупатели достаточно консервативны в своем выборе и очень требовательны. Поэтому покупатель скорее купит то, что стоит у соседа, и хорошо себя зарекомендовало, чем что-то новое, чего он или сосед не пробовал. Продвигать новое решение на такой ответственный узел очень сложно.

А в чем преимущество элеваторного оборудования отечественного производства?

– Не только в том, что дешевле, хотя цена почти один из основных аргументов. Это и более короткое логистическое плечо, и более короткое коммуникационное плечо. Чтобы доехать, чтобы получить запасную часть для заказчиков, нужно считанные часы, даже если это путь из одного конца Украины в другой, максимум 14-16 часов, и не нужно никаких таможенных ожиданий и тому подобное. Если запасная часть едет через границу, то понадобится минимум 10 дней для ее получения, или следует держать большой склад.

Что вы думаете о недавнем слиянии KMZ Industries и Variant Agro Build? Как это повлияет на развитие элеваторного рынка и конкурентоспособность украинского оборудования? 

– Хочу поздравить обе компании с этим шагом. На мой взгляд, такой ход логичен, компании должны дополнить друг друга и улучшить качество оборудования для покупателя, качество и глубину сервиса.

А также на рынке появился очень мощный игрок, и этот фактор будут вынуждены учесть все остальные участники. Для потребителей это точно большой плюс. Работникам компаний нужно будет пройти период трансформации, что будет, на мой взгляд, некомфортным. Конкурентам добавилось головной боли, которая будет побуждать к модернизации, что в конечном итоге – опять же плюс для клиентов.

Элеватор будущего, – какой он в вашем видении через 10 лет? Каких высот может достичь диджитализация, и возможна ли роботизация всех процессов? 

— Я с диджитализацией тесно связан в своей работе. Не все так фантастично, как оно кажется, в основном удается автоматизировать учет и часть бизнес-процессов. Технологические процессы уже автоматизированы. Считаю, что автоматизация достигла почти максимальной точки.

Беспроводная связь дает возможность меньше использовать кабели, но мне кажется, что высокого технологического прорыва здесь уже не будет. Что сейчас нужно автоматизировать, то это бизнес-процессы, которые касаются человеческого фактора: это уменьшение количества людей при взвешивании, учете и тому подобное.

Поэтому картина по элеваторам в течение ближайших 20-30 лет кардинально не изменится. Мы сейчас имеем хорошие показатели и по оборудованию, и по автоматизации. Поэтому диджитализация даст возможность внедрить лучшие системы учета.

Когда эти технологии положат конец кражам, можете прокомментировать?

— На самом деле происходит параллельно два процесса: одни люди думают, как улучшить технологию, чтобы предотвратить кражи, а другие думают, как хитрее украсть. Это такие гонки, которые идут параллельно, и всегда есть цена потерь и технологических моментов, что нужно внедрить, чтобы этих потерь избежать. Баланс этих вещей на каждом элеваторе свой. Эта история, как в мультфильме «Том и Джерри»: они живут вместе, и это навсегда.

Когда к вам приходят клиенты, и они хотят построить элеваторы, какое основное требование озвучивается?

– Основная проблема, которую будут решать технологи в ближайшие годы, – это потери на элеваторе. Вторая – ухудшение качества зерна во время хранения и в период транспортировки. Можно сказать, что при каждом поднимании зерна вверх образуется до полпроцента битого зерна, и это проблема, с которой будут работать. Только технологические решения дадут возможность эту потерю уменьшить или убрать.

Процесс сушки – это поиск решений, где надо убрать влагу и не повредить зерно, и это должно быть максимально эффективным и максимально дешевым. Эти два момента, где будут улучшения и где будут новые технологические решения. Конечно, владельцу предприятия интересно, чтобы было минимальное количество людей задействовано, было максимально прозрачное и понятное производство, где можно понимать баланс по зерну, не тратить лишние средства на электроэнергию, ремонты и тому подобное.

Ваш сын работает в вашей компании, как вы этого достигли?

— Родители тоже должны работать над этой задачей. Такого не было, что хочу быть, как отец. Обычно людям хочется реализовываться там, где что-то удается, где есть успех. И эту возможность надо создавать. Это не только детей касается, но и работников всех компаний. Мы стараемся каждому работнику создать возможность для того, чтобы можно было бы себя реализовать в профессии.

У нас очень тонкий бизнес, где все построено на людях. Чтобы воспитать хорошего специалиста, который будет принимать ответственные решения, нужно 5-7 лет. А уволиться человек за день может, и тогда это большая потеря.

На мой взгляд, основное — это рабочее окружение и рабочий режим. Надо, чтобы были здоровые отношения в коллективе, минимизировать количество некомфортных моментов. Так много времени мы проводим в рабочей атмосфере, и время на работе — это основной период нашей активной жизни.

Что вы любите в своей работе больше всего?

– Основное удовольствие – видеть результаты своей работы. Например, вы приходите, когда начинается проект, и видите заброшенную ниву, сорняки, деревья, мусор. А потом приезжаете через несколько лет – и там стоит предприятие, работает оборудование, все красиво, блестит. Когда видишь результат своей работы, построенные по нашим проектам работающие предприятия, и это было придумано людьми в компьютере задолго до того, как оно появилось вживую, – это больше всего вдохновляет.

А сколько времени нужно от начала проекта и до реализации?

— От года до четырех. Такой период. Скорее чем год бывает, но очень редко. За полгода можно сделать реконструкцию, а если целый объект, то с момента, как мы встретились с заказчиком, и до момента, что проект заработал, проходит примерно год. На проектирование и планирование – примерно 9 месяцев, как вот на рождение ребенка.

Я хотел бы быстрее, но не получается. Шесть месяцев — это появляется документация, которая дает возможность что-то планировать. А через девять месяцев появляется полностью конечная документация.

Расскажите о вашем хобби, как проводите свободное время?

— Со свободным временем очень сложно. Когда оно есть, катаюсь на велосипеде: 20-30 км – нормальное расстояние для того, чтобы размяться, получить нагрузку для тела. Во время велосипедных прогулок хорошо думается, потому что никто не мешает. Если говорить о хобби — это работа. Не могу разделить работу и хобби на две части.

Автор: Оксана Король

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий