Иванна Коберник: В 6 лет наблюдать за миром важнее, чем смотреть на мультимедийную доску

Министерство образования и науки подводит итоги первого года Новой украинской школы – реформы, которая должна качественно изменить подходы к обучению школьников. LB.ua встретился с советником министра образования Иванной Коберник, чтобы поговорить о результатах первого года, о неотвратимости реформы и ее перспективы в условиях смены власти, а также о том, действительно ли украинская школа стала новой.

Знаю, что министерство еще подводит итоги первого года НУШ. Можно ли сейчас сказать, что Новая украинская школа вышла именно такой, как планировалось?

Если говорить о процессе, то да, реформа стартовала, происходит переоснащение школ, учителя прошли повышение квалификации, первоклассники учились по новым государственным стандартам, по новым учебникам, в новой образовательной среде.

О результатах можно будет говорить позже, опираясь на цифры, когда будет проведен мониторинг знаний после четвертого класса НУШ.

Но это действительно новая украинская школа?

Да. Пока только в первом классе, но да. Конечно, всем, наверное, хотелось быстрее, больше и везде, и одновременно. Но, ни экономические, ни организационные возможности государства пока этого не позволяют. Хотя, надеюсь, если будет поддержка в обществе, политическая воля, экономический рост, то школьная реформа может быть ускорена.

Есть хорошие новости: родители, чьи дети закончили 1-ый класс, в подавляющем большинстве положительно относятся к реформе – это предварительные данные опроса правительственного контактного центра, окончательные цифры МОН обнародует в скором времени.

Даже в группе “Родители SOS” (группа в фейсбуке, в которой родители обсуждают связанные с образованием проблемы), которая обычно очень критична к школьной системе, было несколько огромных обсуждений с сотнями положительных комментариев именно о НУШ. Родители писали, что их дети пережили первый год в школе без стресса, что они стали уравновешенными, спокойнее общаются с детьми и взрослыми, любят школу и учиться.

Еще одна хорошая новость: даже те учителя начальной школы, которые еще не имели первых классов НУШ, активно участвуют в переобучении, в тренингах и обмене опытом. Хотя от начала МОН рассчитывало охватить онлайн-курс качественными тренингами в первую очередь тех, кто набирает первый класс. Но выяснилось, что это интересно и другим учителям начальной школы, и многие из них уже внедряет элементы НУШ в своих классах.

Также сейчас очевидно, что тренинги это хорошо, но их недостаточно. Учителя нуждаются в супервизии на рабочем месте, методическом сопровождении, возможности получить совет в конкретных ситуациях. Поэтому в регионах созданы группы супервизоров из тренеров НУШ, которые будут оказывать поддержку учителям.

Также в закон о среднем образовании (Верховная Рада на днях в конце мая приняла его за основу) включена норма о педагогической интернатуре. Это означает, что у учителя, который после университета приходит на свое первое рабочее место, должен быть наставник. Он должен помочь войти в практическую школьную жизнь. Такой наставник будет получать надбавку в 20% за менторство молодых учителей.

Это будет заместитель директора?

Это может быть кто-то из учителей. Тот, кто будет готов уделять этому время, будет иметь соответствующий опыт и квалификацию. И соответственно такая работа будет оплачиваться государством. Мне кажется, что это очень важно.

Вместе с тем, некоторые родители разочарованы уровнем знаний своих первоклассников.

Я в таких случаях спрашиваю: окей, выучит ваш ребенок на год раньше табличку умножения, и что вы будете с этим делать в 8 лет? Что это изменит?

Новый стандарт не только об усвоении знаний, которые можно найти в гугле. Он о получении навыков, в том числе социальных. Если родители ожидали в первую очередь улучшение техники чтения или счета на скорость, то они могут быть разочарованы.

Но если мы начинаем расспрашивать о социальной компетентности, о способности ребенка применить знания на практике, а не только в контрольной работе, то выясняется, что да, есть изменения в том, как ребенок ведет себя, как ребенок относится к проблеме, что он более осознанно подходит к выбору в магазине. Как ребенок умеет большую задачу разделить на маленькие, как взаимодействует в группе и проявляет инициативу — этому учит Новая украинская школа.

Что они и дома продолжают что-то исследовать и мастерить. Утром будят родителей и говорят, что нельзя опаздывать на утренний круг, потому что там интересно. Это очень важный знак.

Задача состояла в том, чтобы оставить открытыми у ребенка каналы любознательности, которые перекрываются избыточным давлением и нагрузкой, если учебная программа не соответствует их возрастным особенностям. И это важное достижение. Если ребенок будет любознательным и жаждать к знаниям, он справится с любой программой. Которая конечно должна соответствовать его возрастным особенностям.

Как пережили адаптацию к изменениям учителя?

Как любые люди, которые сталкиваются с изменениями. Но тут, то же, что с родителями. Учителя видят эффект. Давление, крик и чрезмерная строгость на современных детей не действуют. А новые методы работают. Давайте честно говорить, учителя это не те люди, которые ходят на работу ради зарплаты, потому, что в этой профессии не бывает высоких заработков. Учителя работают ради удовольствия видеть результаты своей работы.

А новые методики, новые подходы позволяют видеть, как ребенок меняется у тебя на глазах. Поэтому те учителя, которые в школе находятся по призванию, воспринимают изменения нормально. Многие говорят, что давно их ждали.

С хорошими новостями понятно, а плохие новости есть? 

Есть разный темп внедрения реформы в разных регионах. Это касается и внедрения новых подходов, и обновления материальной базы.

Есть немало учителей, которые большую часть элементов реформы применяли и раньше. Не дожидаясь нового стандарта, не дожидаясь указания министерства, разъясняющих писем и тренингов. Они понимали, что это отвечает потребностям современного мира и детей. Но также в каждой профессии есть люди более консервативные. Им труднее дается внедрение изменений.

Родители также много значения придают материальному оснащению. В прошлом году был выделен миллиард гривен на переоснащение именно начальной школы, в этом году — еще один миллиард на НУШ. И все еще есть две области — аутсайдеры, которые позже распределили эти средства — Житомирская и Николаевская.

Конкретно в Житомире ситуация неплохая — городская власть сделала все возможное и еще из своих денег достаточно много дофинансировала. А вот к областному руководству большие вопросы. И к областному совету, который не мог собраться на сессию, чтобы вовремя распределить средства.

Можно ли сказать, что местная власть уже лучше справляется с закупками? Помню, в прошлом году мы с вами говорили о том, что почти вся образовательная субвенция лежит у них на счетах, и они не могут дать свет этим деньгам. 

Да, стало лучше. Во-первых, правительство, учитывая прошлогодний опыт, отправило субвенцию на НУШ на места на два месяца раньше — еще в феврале. В прошлом году местные органы власти начали тратить средства (речь идет о миллиарде образовательной субвенции) летом. До 1-го сентября поставить все в школы, конечно, не успели. Субвенция по состоянию на 1 сентября 2018-го была освоена наполовину. До конца года было освоено уже 92%.

В этом году все должно быть быстрее — в большинстве областей уже объявлены тендеры, а в некоторых даже идут поставки. Да и производители лучше подготовились. В прошлом году достаточных мощностей просто не было, потому, что ранее никто не изготавливал те же одноместные парты в таком количестве, потому, что государство не закупало.

Как обеспечить непрерывность реформы в условиях, когда меняется власть? 

Хороший вопрос. Министр и представители министерства сделали все, чтобы убедить Верховную Раду принять в первом чтении закон «О среднем образовании». И ВР его приняла, хотя мало кто верил, что содержательные законы могут приниматься парламентом после указа о роспуске. Огромная благодарность Андрею Парубию за то, что закон был внесен в повестку дня, и комитету по вопросам образования и науки, что он был подготовлен к рассмотрению.

Почему это очень важно? Если ВР прекращает свои полномочия, все законопроекты, которые внесены, но не рассмотрены, просто отзываются. И в новую Верховную Раду новый Кабинет министров должен был бы вносить новый законопроект “О среднем образовании”. Трудно прогнозировать, когда бы это произошло.

Но теперь у нас есть уже принятый в первом чтении закон, и даже есть небольшой шанс, что до конца каденции ВР успеет принять его в целом. Это и будет существенная гарантия того, что реформа продолжится. Потому что закон о полном общем среднем образовании детализирует те нормы, которые изложены в базовом законе об образовании.

Что касается нового президента, то важно сказать, что он лично никогда не атаковал реформу, но и публично не поддерживал ее.

Вопрос в том, знает он о ее существовании.

Вопрос, почему президент ни разу не употребил словосочетание «Новая украинская школа», остается открытым.

Все, что мы знаем, это то, что люди, которых он представлял как своих советников по вопросам образования, обещали учителям зарплату по 4 тыс. долларов, и говорили, что это возможно для бюджета. И мы видели, как его советник в программе “Право на власть” цитировал фактически дословно концепцию “Новой украинской школы», при этом ни разу не сославшись на источник.

Но, надеюсь, из этого можно сделать вывод, что он поддерживает концепцию. Однако не очень понятно, зачем было этот выступление о мировоззренческой концепции в то время, когда реформа находится уже на стадии механизмов реализации.

Можно ли сказать, что изменения, которые произошли в начальной школе, являются необратимыми? 

В начальной школе сделано уже много, но никто не ставил задачу сделать реформу только в начальной школе. Министерству образования и науки очень важно, чтобы она состоялось во всех школах, чтобы не была остановлена. Важнейшие шаги, чтобы реформа была необратимой, сделаны — заложена нормативная база. Есть рабочая группа, которая завершает работу над государственным стандартом базового образования. Я очень надеюсь, что реформа продолжится.

Вы во время круглого стола вспоминали, что в одной из школ интерактивную доску использовали как доску для магнитиков. Такое часто случается?

Конечно, это одно из исключений. Но я приводила эту историю, как пример того, что подготовленный учитель важнее материального обеспечения. Однако, опять же, опросы показывают, что родители очень чувствительны к теме материального обеспечения, оно для них является важным показателем реформы.

С другой стороны, это является проявлением внимания государства к системе образования. И то, что миллиард гривен уже второй год подряд выделяется на переоснащение начальной школы, это очень позитивный факт. Очень хотелось бы, чтобы этот приоритет сохранился.

Это две равнозначные составляющие. Но если бы лично меня попросили сделать выбор, то я бы сказала, что подготовленный учитель важнее. Есть немало школ, которые имеют скромное материальное обеспечение, но там есть учителя, какие понимают, что такое реформа, разделяют ее ценности и на их основе работают с детьми. Что-то делать руками, проводить уроки в парке, экспериментировать и наблюдать за окружающим миром в 6 лет важнее, чем смотреть на мультимедийную доску.

Есть две программы НУШ — программа Савченко и программа Шияна (названия по фамилиям авторов). Знают ли в МОН, сколько школ, выбрали какую программу? Какую предпочитают чаще? 

Примерно 50 на 50. И есть также переходы с одной программы на другую — как из программы Шияна на программу Савченко, так и наоборот.

Но надо отметить, что, во-первых, школа может изменить программу. Если педагогический коллектив принимает такое решение. Также школа может модифицировать типовую программу в пределах 15%. Или же создать свое и работать по индивидуальной программе — но тогда ее надо утвердить в Государственной службе качества образования.

Это важно: учителю дана свобода, использовать те подходы, тот темп и тот порядок тем, которые он считает уместными именно для этого класса. Конечно, некоторым учителям проще иметь стройный типичный план и двигаться по нему.

Родители уже смирились с территориальной привязкой при поступлении в школу? 

Я не знаю, все ли смирились, но знаю, что новые правила заставили местные власти шевелиться и открывать новые классы. В прошлом году в Киеве открыли 87 новых классов. А теперь представьте себе, если бы все осталось по-старому, то родители должны были бы искать возможность, как попасть в школу, кому заплатить взятку или как возить ребенка далеко от дома.

Сейчас, мне кажется, родители уже начали понимать, что территориальная привязка — это не обязанность, а гарантированное право. Вам гарантировано место в школе возле вашего дома.

Кроме того, немало моих знакомых, которые волновались, что не попадут в школу не по месту официальной регистрации, с удивлением узнали, что их зачислили без проблем и даже без жеребьевки.

В этом учебном году произошел инцидент «Харьковский торт». Насколько вам известно, после этого случая родительские комитеты немного снизили свою активность по сбору средств?

Мне кажется, что тот резонанс, который имела эта история, охладил горячие головы многих родительских троек, которые считали такое поведение нормой. Надо понимать, что корни этих сборов, поборов и фондов достигают 90-х годов, когда действительно не выделялось достаточно бюджетных денег на образование, и помощь родителей часто была единственным способом выжить для школы.

Привычка укоренилась в головах родителей: если ты не будешь сдавать деньги — ты не будешь хорошей мамой. И они платят «богу образования», не за действительно необходимые вещи. Это надо менять, потому что деньги есть, благодаря децентрализации они появились на местах. И лучше бы эту энергию родителей-собирателей направить на разумное давление на местную власть прозрачно финансировать школьные нужды из бюджета.

Кроме того, мне кажется, что после этой истории немало образовательных управленцев предприняли превентивные меры. В том числе делали заявления, объявления, специальные сообщения о том, что не должно в школах быть никаких обязательных сборов средств.

Последний вопрос. О равном доступе к качественному образованию. Обратила внимание, что почти все наши победители на мировых олимпиадах — из столичных школ, киевляне. Означает ли это, что все же качество образования настолько неравномерно и настолько выше именно в Киеве?

Если мы говорим о старших школьниках, то можем опираться на результаты ВНО. Они показывают, что, действительно, в Киеве высший уровень знаний. Это притом, что наиболее переполненные школы находятся тоже в Киеве. Это относительно мифа о том, что чем меньше школа, тем лучше результаты.

Что касается именно олимпиад, то, насколько я помню, там не такая однозначная картина. Есть победители и из Львова, и из Харькова, и из Ивано-Франковска и других городов.

Но олимпиады это, по сути, профессиональный спорт.

Мы не говорим сейчас о Киеве. В Киеве надо не укрупнять, а наоборот — строить новые школы. И это полная ответственность столичных властей — они позволяют строительство огромного количества домов без соответствующего развития инфраструктуры.

А в регионах, прежде всего в сельских районах, имеется необходимость укрупнять школы, потому, что большей школе ты можешь предоставить и финансирование, и соответствующее оборудование, и привлечь хороших учителей, которые не поедут преподавать три предмета по двум классам из 5 человек.

Вы, наверное, знаете, что жители сел против укрупнения? Они говорят: нет школы — нет села.

Ситуации бывают разные. Но понимают ли они, что при этом дети являются заложниками? Сохраняя малокомплектную школу как рабочее место для нескольких взрослых, они забирают шанс на качественное обучение у детей.

Да, это не просто, но давайте решать, о чем мы заботимся. Если мы говорим об интересах детей, то в их интересы входит учиться в большой опорной школе. Это значительно увеличит их шансы, например, принять участие в олимпиаде, победить и получить грант на обучение, или как минимум, лучше сдать ВНО и получить доступ к высшему образованию.

Оптимизация сети — всегда сложный вопрос местной власти, но позиция МОН неизменна – школа может быть закрыта или реформирована (преобразована в филиал, например) только в том случае, если детей переводят в лучшие условия обучения.

Автор: Виктория Герасимчук

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий