Компания Syngenta презентует образовательную серию проектов Амистар. Цель – показать необычные кейсы и привести примеры того, в каких направлениях помимо растениеводства может развиваться аграрный бизнес. Вместе с нашими героями мы найдем ответы на вопросы, как предприятиям расширить деятельность, выходить из кризисных ситуаций и быть в тренде глобального рынка.
Редакция Landlord вместе с компанией Syngenta посетили агрохолдинг «Агро-Регион». Компания отличается своим инновационным подходом к ведению бизнеса, внедрением современных технологий в процессы, открытостью к экспериментам, а также сильной корпоративной культурой и ценностями.
Наша героиня – Екатерина Рыбаченко, CEO агрохолдинга «Агро-Регион», пришла в компанию в 2009 году в переломный момент – когда та была на грани банкротства. Но полностью изменив структуру, оптимизировав процессы, компания стала одной из самых успешных в украинском агросекторе. «Агро-Регион» имеет 500 сотрудников, три кластера в Киевской, Житомирской и Черниговской областях, земельный банк в 38 000 га, два современных маршрутных элеваторы в городах Борисполь и Мирополь. Среди основных культур выращивания — кукуруза, соя, озимая пшеница, подсолнечник.
«Терминал Z» – платформа для всех представителей украинского бизнеса в сфере агро, логистики и др.
Последние 10 лет «Агро-Регион» – украинская компания со шведскими акционерами, которые проповедуют европейские ценности и внедряют лучшие и социально ответственные бизнес-практики из Европы.
Расскажите, пожалуйста, на каком этапе вы пришли в компанию «Агро-Регион»?
Вообще компания имеет 17-летнюю историю, начиная с 2002 года. В 2007 году «Агро-Регион» сменил владельцев – ими стали акционеры известного шведского инвестиционного фонда East Capital (инвестиционный фонд, основанный в Стокгольме в 1997 году), которые решили купить ферму из 12 000 га земли вокруг аэропорта «Борисполь» под названием «Агро-Регион».
Надо сказать, что, хоть шведы и имели большую веру в Украину, никто из состава новых владельцев не был связан с сельским хозяйством до приобретения «Агро-Регион», поэтому они сразу решили положиться на местный менеджмент, которому поставили высокие задачи.
«Если женщина что-то делает, она должна это сделать вдвое лучше, чем мужчина»
Поэтому за один год земельный банк компании расширился с 12 000 га до 64 000 га. Было возведено много сушилок, складов, закуплена новая современная техника. Но с таким стремительным развитием откровенно не справились, ведь все делалось в спешке. Окончательно это стало понятно зимой 2009 года – притом, что стремительно упали цены на зерно, кукуруза на полях была не убрана. Тогда акционеры приехали в Украину и увидели, что компания – банкрот, имеет 2600 полностью немотивированных сотрудников и большой долг в банке.
И надо отдать должное шведам: они решили все же спасти «Агро-Регион». Первое стратегическое решение, которое они приняли, – нельзя построить сильную компанию с людьми не умеющими хозяйствовать. Поэтому летом 2009 года они решили полностью сменить менеджмент компании. Тогда я и присоединилась к «Агро-Регион» как представитель акционеров.
Какие были первые шаги в новой для вас компании?
Учитывая тогдашнее состояние «Агро-Регион», на меня возложили большую ответственность – просмотреть все активы (землю, фермы и другую недвижимость) компании.
Бизнес надо было спасать. Но для этого необходимо было делать непопулярные вещи: освободить большое количество людей, закрыть фермы, отказаться от части земель, не подходивших для выращивания зерновых культур, – очень сложная задача, с которой новоназначенный менеджмент справился на 100%.
Интересно, что именно тогда собралась крутая команда, но никто не был связан с сельским хозяйством. Были специалисты из IT-сектора, экономисты, финансисты, менеджеры. И этот выбор мы сделали осознанно – ведь умные, талантливые люди могут быстро учиться. Так и произошло. Те специалисты, которые присоединились к нам в 2009 году, и до сих пор работают в «Агро-Регион» на руководящих должностях.
В 2011-м мы сфокусировались на основных культурах – кукурузе и сое, на технологии их выращивания.
в 2009 году «Агро-Регион» оказался в критическом состоянии, и было принято решение сменить менеджмент компании
А с 2012 года, когда наблюдательный совет назначил меня на должность CEO, я твердо решила работать не только над оптимизацией процессов, но и над корпоративной культурой в компании, создавать правильную атмосферу и действительно хорошие условия для работы людей.
Ваша компания известна своей технологичностью, открытостью к инновациям. Расскажите, почему решили на этом акцентировать внимание?
Параллельно с развитием внутренней атмосферы в 2012 году мы сделали ставку на технологии. Мы поняли, что хотим видеть, как происходит каждый процесс на поле. Это сейчас, в 2019-м, GPS-технологии уже много где можно встретить. А на тот момент никто этого не внедрял.
В начале внедряли технологии на выборочных территориях, но очень быстро поняли, что это неэффективно. Наши программисты запустили очень удобную программу, и в августе 2012-го мы внедрили мониторинг 24/7 на всей территории. Помню, нам говорили, что мы сумасшедшие. Улыбается. Из-за двух факторов: во-первых, очень дорого, во-вторых, считали, что от нас все уйдут.
Люди не привыкли так работать?
Это как раз был сбор урожая, и у нас начал освобождаться каждый второй водитель КамАЗа, комбайна, трактора. Это была катастрофа. Увольнялись, потому что все видно: расход топлива, точное количество урожая. Наши работники шли к соседям.
Поэтому мы решили заглянуть к соседям и предложить им бесплатно подключить нашу инновационную систему мониторинга с круглосуточным диспетчерским центром к комбайнам, тракторам. Как правило, нас встречал директор хозяйства, смотрел удивленными, а иногда и грустными глазами и говорил: «Я не хочу плохих новостей, я хочу спать спокойно». Люди привыкли так жить и работать.
Сейчас у компании 500 сотрудников, земельный банк в 38 000 га и два современных маршрутных элеваторы.
Закончилась эта история хорошо: хоть с опозданием, и мы собрали урожай–2012. Кроме этого, той осенью мы получили двойной эффект: у нас снизился расход топлива, повысилась урожайность и уволились люди, которые не хотели работать прозрачно. Это был переломный момент.
Когда все завершилось, мы подсчитали затраты на эту технологию, вычислили, сколько сэкономили на топливе. И получилось, что вся система окупилась до конца уборочной кампании того года. После этого мы однозначно решили двигаться в сторону технологий.
Да, мы много тестируем, ведь постоянно появляются инновационные решения. Что-то срабатывает, что-то нет. Но этот процесс драйвит нашу команду. И уже автоматически компания притягивает людей, которые хотят работать именно так – с новейшими на рынке вещами, платформами, гаджетами. Ты не можешь внедрять инновации там, где фундамент еще не подготовлен. Также и с корпоративной культурой. Внедрять европейскую систему ценностей можно с правильными людьми, которые хотят получить возможность самостоятельно принимать решения.
Почему поверили в молодежь в, казалось бы, кризисный момент?
Потому что это новое поколение. Они излучают энергию, драйв, желание что-то делать. Это очень важно. За молодежь нужно бороться, ведь эти люди делают компанию лучшей изнутри. Они умеют фокусироваться на процессах, могут контролировать много вещей одновременно, ведь всегда с телефонами – у них нет такого, что после шести вечера они вне зоны, не в чате. А в сельском хозяйстве это очень важно. Им можно и нужно давать больше свободы в принятии решений. Это то, что было нам нужно в период развития компании – автономность в принятии решений. И так это остается до сих пор.
В агросекторе часто можно встретить жесткую иерархию. Но я считаю, что это беда для развития. Да, идеи, которые предлагает работник, не всегда могут воплощаться в жизнь, иногда они почти сумасшедшие. Но именно это является движущей силой любой компании. Вера в своих коллег важная, и для этого нужно внедрять плоскую и горизонтальную структуру.
Как вы поощряете молодежь приходить работать в агро – в такой непопулярный для молодого поколения сектор?
В 2016 году мне посчастливилось побывать на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Одна из сессий касалась темы HR, которая мне очень интересна. Там выступал министр канадского правительства, который отвечал за социальную политику и кадровые вопросы. И он сказал, что молодежь очень сложно поощрять к работе в государственном секторе. И на самом деле имеется такая проблема в любом бизнесе, и в агро в частности.
В рамках этой сессии было приведено исследование: что на самом деле необходимо молодежи. Первое – им нужно знать смысл того, над, чем работаешь. Второе – автономия. Нельзя стоять над молодым специалистом и все время говорить, что он правильно или неправильно делает. И, очевидно, на третье место молодежь ставит честное вознаграждение.
Именно поэтому мы в нашей компании особо акцентируем внимание на мотивации работников. Для меня это фактор успешности предприятия, если в нем работает много молодежи. Средний возраст сотрудника – 33 года, и за последние девять лет мы не потеряли ни одного работника из топ-менеджмента, с которым хотели бы работать. Моя задача как генерального директора – создать здесь для всех хорошую атмосферу, дать всем возможности для роста, для развития таланта, а иногда и для экспериментов.
Молодежь мотивирует три вещи: ощущение смысла от сделанной работы, автономия, достойное вознаграждение.
Какие меры «Агро-Регион» проводит для этого?
Мы имеем большое количество мероприятий, уделяем внимание спорту, у нас есть спортивные турниры от футбола до гольфа, путешествия, учебные курсы. У работников есть возможность выбирать себе курсы для обучения, повышения квалификации, корпоративные путешествия. «Агро-Регион» предлагает своим сотрудникам питание, проживание, социальный пакет, медицинское страхование. И, конечно, прозрачную заработную плату. Мы на все это обращаем внимание, и люди это ценят.
Ваш пример ярко свидетельствует о том, что женщина в агробизнесе – эффективная и успешная. Встречали ли за свою карьеру пример стереотипного рассуждения с мужской стороны?
Да, встречала, но не внутри нашей компании. В «Агро-Регион» работает много женщин, причем на разных должностях: от агрономов до директоров. Нам кажется, что это также привносит определенную положительную энергетику в работу. В Швеции есть принцип, что в компании не может быть меньше чем 40% одного пола. Значит, если 60% – мужчины, то 40% обязательно должны быть женщины.
Извне, конечно, иногда встречаются еще примеры недоверия. Есть такое выражение: если женщина что-то делает, она должна это сделать вдвое лучше, чем мужчина. И к счастью, это не так сложно. (Улыбается.) Да, стереотип есть, и это касается не только агроотрасли. Поэтому у женщин есть единственный выход, как его разрушить: доказывать своим примером и результатом.
Какие у вас есть личные принципы ведения бизнеса?
Мы компания со скандинавской культурой добропорядочности и комплаенса, и много заимствуем шведских методов ведения бизнеса. Один из таких – принцип консенсуса. В украинской ментальности почему-то сложилось так, что, если бизнесмены ведут переговоры – одна сторона выигрывает, другая всегда проигрывает. В Европе, Швеции в частности, ситуация обратная. Все стороны переговоров стремятся достичь общего консенсуса – все должны выйти из комнаты переговоров с высоко поднятой головой. Для нас в «Агро-Регион» это также имеет большое значение, должна быть ситуация win-win.
Каким образом вы транслируете такие принципы своим работникам?
Транслировать, нужно начав с себя. Я как руководитель должна идти своими убеждениями. Если же поступлю иначе, это уже будет нечестно, никто больше не поверит. Для меня личный показатель успеваемости — безупречная репутация. Честность, ответственность, выполнение своих обязанностей. Репутация компании и моя лично для меня на первом месте. Без хорошей репутации сложно и управлять командой, и компанию вести вперед.
В выборе партнеров мы также придерживаемся этого принципа — выбираем компании, ценящие свою репутацию.
Если вначале вы выстроили процессы с командой, не имевшей профильного аграрного образования, то, как сейчас выбираете работников? Важно ли наличие аграрного образования?
Советы от Екатерины Рыбаченко: иметь позитивный взгляд на будущее и стремиться идти только вперед
Буквально три с половиной года назад в нашей топ-команде не было главного агронома. Вместе с тем это нам не помешало получать достаточно высокую урожайность и достигать хороших результатов.
Но когда в 2014 году мы основали собственную агрошколу для студентов аграрных специальностей, пригласили в команду и опытного агронома страны. Он не только помог нам добиться еще больших успехов в растениеводстве, но и, что самое важное, ежедневно делится опытом, учит молодых работников, да и вообще учит каждого менеджера искусству аграрного дела.
Мы проводим образовательные семинары, приглашаем ведущих специалистов из компаний – производителей семян и средств защиты растений, которые сами используем, таких как Syngenta. Работники и студенты получают знания по тем культурам, гибридам, которые мы выращиваем. Такая же ситуация и с курсом для инженеров. В вузах не рассказывают о новейших моделях техники, поэтому мы сами готовим специалистов на техническом курсе.
Год назад мы пошли еще дальше и основали проект «ТракторЕАЅТ». Идея проекта возникла, когда наши бойцы АТО вернулись из Invictus Games в Канаде («Игры непокоренных»). Это международные соревнования бывших и действующих военных, которые были ранены в бою. Эти ребята не могут или не знают, как вернуться к нормальной жизни. В тот момент возникла идея вместе с Министерством обороны сделать отдельный курс для военных, учить их пользоваться современной сельскохозяйственной техникой.
Тем более что работать с современной тяжелой техникой могут люди с ограниченными возможностями. Думаю, что сельское хозяйство – это прекрасная возможность для них вернуться к мирной жизни, ведь труд на земле успокаивает и возвращает позитивный настрой.
Кроме вышеназванных проектов «Агро-Регион» развивает «Терминал Z». Расскажите об этом проекте подробнее.
Когда в Украину наведываются представители различных стран, делегации посольств, банков, международных институтов, другие важные лица, чтобы больше узнать об украинском агросекторе – это довольно сложно сделать. Ведь хозяйства разбросаны по всей Украине, и нужно много времени, чтобы посетить хотя бы несколько из них. Поэтому у нас возникла идея создать многофункциональное пространство, где компании в сфере агро, питания, логистики, торговли в удобном месте в зоне аэропорта Борисполь могли бы проводить встречи, презентации, рассказывать о возможностях и тому подобное.
Имея такую единую платформу, представители украинского бизнеса станут более сильными, более осведомленными, найдут новых партнеров, новые идеи, при этом бренд «Украина» станет известным всему миру.
Где вы как лидер и руководитель компании получаете информацию для развития и обучения?
В современном мире обучение происходит постоянно. Разнообразные курсы, конференции и книги – это то, где можно получать знания. Руководитель компании должен решить, в какой области он хочет развиваться, и идти по этой дорожке. В Украине сейчас очень много хороших работников, но, к сожалению, очень мало хороших руководителей и менеджеров.
Быть современным руководителем – это не награда за достижения прошлых лет, это большая честь и огромный вызов.
Меня огорчает, когда менеджеры нанимают на работу работников, что изначально намного слабее их самих. Это плохой сигнал. Я за то, чтобы нанимать на работу специалистов, которые лучше тебя. Для нас как руководителей это большой стимул к развитию и иногда сложная задача.
Если говорить об украинском аграрии, где ему учиться и чему именно?
Во-первых – делегировать. Любой бизнес в определенный момент нуждается, чтобы владелец, основатель, руководитель все же делегировал профессиональному менеджменту обязанности. Но вопрос, есть ли у владельца такое желание.
Ведь часто встречаешь случаи, когда человек сделал свой бизнес с нуля, контролировал все: от первого и до последнего процесса. После этого ему сложно довериться профессионалам, передать свое дитя в «чужие» руки. Но когда выходишь на достаточно высокий уровень, то без специалистов не обойтись – владелец-руководитель не может делать все, он начинает мешать и замедлять движение вперед.
Во-вторых – открыть дверь. У нас сложилось так, что мы с самого начала знали, чего хотим. Мы хотели вывести людей из кабинетов в темных коридорах с коврами, создать open-space пространство, видеть друг друга, общаться, быть открытыми друг с другом.
Относительно общего образования, то, прежде всего, нужно учить иностранный язык. Ведь это преодолевает любой барьер, позволяет изучать в оригинале профессиональные издания, быть на гребне мировых новостей. Также в Украине можно пойти на курсы агро-MBA при Киево-Могилянской академии или пройти обучение в UCGA (Ukrainian Corporate Governance Academy). Она имеет уникальную для Украины программу совместно с лучшей бизнес-школой мира INSEAD для украинских топ-менеджеров по корпоративному управлению и работе наблюдательных советов.
За вашу карьеру вы отладили и оптимизировали большое количество процессов. Как вам это удалось?
Я окончила математическую школу, изучала высшую математику, завершила обучение с золотой медалью и получила красный диплом в университете. Поэтому считаю, что математика важная для абстрактного мышления, систематизации и вообще подхода к жизни. Вообще считаю, что нет высшего образования без математики. А то, как получилось все систематизировать, – это благодаря команде с правильным подходом к жизни, ценностями, мотивацией. А дальше — креативная работа. Систематизация, моделирование — это самая креативная работа, которая только может быть.
Интересно, что даже на сайте компании «Агро-Регион» указано, что вы учитесь не на чужих, а на собственных ошибках. Расскажите, какие ошибки вы допускали и как их в дальнейшем избежать?
Да, действительно, ошибок было много. Первая и самая большая – когда мы только приобрели компанию, сделали ставку на неправильных людей. Далее очень стремительно расширили земельный банк. Этот интенсивный рост был ошибкой, за которую мы дорого заплатили, но получили свой урок. Теперь мы понимаем: нужно, чтобы все было планомерно.
Задача в дальнейшем – развитие Терминала Z, платформы, которая изменит принятие агросектора и улучшит бренд «Украина».
Иногда определенные ошибки мы сами моделируем, ведь как иначе развиваться? С каждым годом у нас появляется все больше экспериментальных участков полей. Многие попытки ошибочны, это все фиксируется, дальше делаем выводы — больше так не работаем на промышленных посевах. Сельское хозяйство – это отрасль, где ты иногда совершаешь ошибки, за это платишь, но осенью, когда собираешь урожай – все невзгоды забываешь. В этом и есть красота агробизнеса – если все делаешь правильно, это тебе вернется.
Вопросы относительно инвестиций. По вашему мнению, что важно видеть иностранному инвестору для вложения средств?
Во-первых, необходимо доверие. Доверие к стране, сектору, компании. К сожалению, в Украине есть недобросовестные компании, которые одним своим шагом убивают инвестиционный климат и привлекательность сектора. Тем не менее, есть и успешные кейсы, когда иностранные компании ведут свой бизнес в нашей стране. А лучший дипломат – это тот, кто инвестировал в Украину, заработал и рассказал об этом на весь мир. Нам нужны успешные кейсы!
Какой вы видите компанию «Агро-Регион» через пять лет?
Мы для себя определились, что движемся в сторону эффективности во всех своих процессах. Будем и дальше изучать технологии и держать руку на пульсе. Будем развивать «Терминал Z» – это один из важнейших проектов, который в буквальном смысле драйвит каждого члена нашей команды. Мы более детально углубимся в точное земледелие – за ним однозначно будущее. И, конечно, будем и дальше популяризировать агросектор Украины, чтобы поощрять молодежь работать в этой отрасли.
Удается ли вам находить баланс между работой и отдыхом?
Мы считаем, что работа – это удовольствие, а отдых – обязанность. (Улыбается.) Отдых очень важен, потому что это влияет на наше настроение в работе. Такой принцип мы доносим до своих работников. Опять же, собственным примером. У меня трое детей – с ними необходимо провести время на каникулах. С семьей любим отдыхать в Украине, и путешествовать за границу. На последних школьных каникулах были в Афинах. Такие путешествия, хоть и короткие, меняют картинку и заряжают энергией.
Что вы посоветуете аграриям для дальнейшего роста?
Прежде всего – иметь позитивный взгляд на будущее своего сектора. Позитивное отношение к жизни и формирует результат. Нужно осознать, что аграрии – счастливые люди, ведь их труд дает фидбэк, который они получают регулярно в виде собранного урожая. Сложно найти работу, которая бы давала такую регулярную обратную связь. Двигаться вперед, не останавливаться. Я верю, что и в секторе, и в стране все будет хорошо. Но для этого нужно делать все, что от тебя зависит.
Источник: Landlord
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.