Формирование международной бизнес-среды происходит под влиянием кризисных явлений, в частности современного пандемического кризиса, который наблюдается в экономике и обществе и выход из этой (нынешней «новой нормальности») как и до этого, следует искать в применении инноваций и возможности их финансирования. Инновации определяют возможности дальнейшего развития, как субъектов хозяйствования, так и мирового общества в целом.
Цели. Исследование инновационного и инвестиционного поведения компаний из-за современного состояния международной бизнес-среды, что проявляется в условиях пандемии как экономический спад и деструкция рыночных отношений, обусловленная чрезвычайной нестабильностью товарных, ресурсных, денежных рынков и структурной деформацией связей между ними, что одновременно усиливается снижением эффективности регуляторных функций на национальном и наднациональном уровнях.
Методология. Научное исследование проводилось с помощью анализа и синтеза с целью изучения изменения международного бизнеса и инновационного и инвестиционного поведения компаний в условиях пандемического кризиса; табличного метода для наглядного представления материала.
Результаты. Показано, что международная бизнес-среда изменила пандемическая кризис, сравнительный с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 г. Отличает их, прежде всего причина возникновения – неэкономичная в первом случае и во втором экономическая; объединяет – не цикличность природы происхождения и системный характер деструктивных изменений в экономике и социуме.
Выяснено, что вызовы и проблемы пандемического кризиса заставили организации переосмыслить подходы к ведению бизнеса и быстрому внедрению инноваций, таких как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, средства автоматизации процессов.
Подчеркнута необходимость цифровой трансформации бизнеса, которая является инновационной стратегией, заключенной в общий долгосрочный план развития компании, которая определяет содержание корпоративной, функциональных, конкурентных стратегий.
Доказано, что предпосылки распространения цифровизации в деятельности других субъектов создаются через digital strategy, которую реализует компания-инициатор, – через ее связи с клиентами, поставщиками, конкурентами. Рассмотрен сценарий восстановления мировой экономики по версии UNCTAD.
Выяснено, что наиболее сложным для трансформации бизнеса в условиях пандемического кризиса, является привлечение средств, предназначенных на инновации. Компании несут большие потери, что существенно ограничивает осуществление инвестиций.
Ключевые слова: международная бизнес-среда; инновации, инвестиции; цифровая трансформация бизнеса; пандемический кризис, стратегия.
Вступление
С декабря 2019 г. (со времени вспышки заболевания в г. Ухань, Хубэй, КНР) мир фактически живет в чрезвычайных условиях. Изменилось все: отношения между людьми, хозяйствующими субъектами, странами; произошли сногсшибательные изменения в социальной сфере и экономике. Мир оказался в состоянии новой реальности; в состоянии, к описанию которого, несмотря на его затяжной деструктивный характер, вполне справедливо можно отнести термин «новая нормальность» (New Normal»).
Он активно использовался для определения содержания событий, связанных с последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. и очень наглядно отражает содержание деструкций в мировой экономке и обществе, происходящие в наше время.
Бесспорно, причина современного пандемического кризиса — состояние, в котором находится бизнес, экономика стран, мировая экономика в целом – иная. Однако выход из этой (нынешней «новой нормальности») как и до этого, следует искать в применении инноваций и возможности их финансирования.
Инновации в любое время были, и будут оставаться фактором прогресса в обществе. Несмотря на это, неизменным остается также научный интерес к их исследованию. Современные научные исследования, учитывающие особенности системных трансформаций глобальной экономики, а также мега тренды ее развития, берут начало от принципов того научного восприятия процессов, происходящих в экономической жизни общества, той методологии и терминологии («инновации»).
В наше время наиболее актуальной проблематикой является формирование международной бизнес-среды под влиянием кризисных явлений, происходящих в экономике и обществе. Центральными аспектами этого широкого научного направления являются роль инноваций, диджитализация экономики и цифровая трансформации бизнеса.
Указанная проблематика активно исследуется в рамках современной экономической науки. Из последних по времени публикаций необходимо назвать работы таких ученых, как Э. Фелпс, О. Петрое, Л. Федулова, М. Кодама, Х. Ли, М. Джонс, С. Хатчесон, А. Бхарадвадж, Н. Венкатраман, Дж. Вестерман, Д. Боннет, А. Макафи, М. Шарко, И. Струтинская, О. Пижук и других.
Цель и задачи статьи
Целью статьи является исследование инновационного поведения компаний при современном состоянии международной бизнес-среды. Это проявляется в условиях пандемии как экономический спад и деструкция рыночных отношений, обусловленная чрезвычайной нестабильностью товарных, ресурсных, денежных рынков и структурной деформацией связей между ними, что одновременно усиливается снижением эффективности регуляторных функций на национальном и наднациональном уровнях.
Задачи исследования конкретизируется как доказательства того, что при указанных условиях, определяющим фактором динамики хозяйственной активности являются инновации, действенность которых обусловлено цифровой трансформацией бизнеса.
Изложение основного материала исследования
Мировая экономика в результате деструктивного влияния COVID-19 оказалась фактически в состоянии кризиса, который (несмотря на различие генезиса) сравним с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 г. и даже превосходит его по силе воздействия и разрушительным последствиям, которые испытал реальный сектор экономики.
Первый системный кризис XXI века принципиально отличался от других предыдущих кризисов не цикличностью своей природы. По характеру изменений, которые он принес обществу, это был трансформационный кризис (в отличие от структурных). Его повлекло противоречие между содержанием и формой, а не нарушение закона пропорционального развития общественного производства.
Специфичность глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. оказалась как несоответствие нового содержания, присущего способа производства или экономического базиса, тем формам, в которых они существовали до этого.
В этом контексте важно отметить, что восстановление мировой экономики после глобального финансово-экономического кризиса (2010 г. конец 2019 г.) происходило по вектору развития нового (постиндустриального в отдаленной перспективе) способа производства, признаками которого уже в настоящем времени стало распространение нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей.
Выход из кризисного состояния, в котором оказалась тогда мировая экономика (и находится в результате пандемии сейчас), нашелся как решение внутренних противоречий, накопившихся в социально-экономической системе. Их решение происходило на основе внедрения кардинальных инноваций в бизнесе, что, производным образом, предопределяло соответствующий процесс во всех других сферах жизни социума.
Осуществляемые инновации в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» обеспечили достаточно продуктивное начало качественных изменений перехода мирового общества от модели развития, основанной на ценностях индустриального общества к модели развития, базирующейся на ценностях постиндустриального.
Если бы не новые испытания для мирового общества, вызванные пандемией, этот тренд, начатый как использование кардинальных инноваций в бизнесе, беспрепятственно формировал бы до сих пор общественное развитие по типу, который Э. Фелпс определил как «хорошую жизнь». Из-за удлинения периода бескризисного социально-экономического развития, создание и накопление особого богатства, которым является развитие человека, происходило бы поступательно и системно.
Основу создания такого богатства Э. Фелпс определил как постоянное расширение пространства для изобретений новых товаров, методов/способов их производства и использования (так называемого «имаджинариума); как эндогенные инновации, которые развиваются из идей, которые возникают благодаря креативности участников экономики.
В соответствии с названием его фундаментального труда речь идет о том, как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений в утверждениях новых практик в жизни и деятельности человечества.
Путь выхода из нынешней кризисной ситуации не может быть иным, как активное внедрение существенно значимых инноваций в бизнесе, направленных на продуктивное разрешение противоречий. Это способно изменить технико-экономические отношения, сформировать высший, по сравнению с имеющимся, класс производительных сил.
Нынешний мировой кризис специфичный тем, что его причиной стала разбалансировка рыночного механизма не вследствие какой-то одной сугубо экономической причины, которая вызвала цепную реакцию деструктивной трансформации всей системы, а из-за неэкономического фактора — распространения массового заболевания. Однако этот неэкономический фактор болезненно поразил всю мировую экономику.
Эксперты отмечают, что она переживает уникальное сочетание сразу двух шоков – падения спроса из-за карантина и снижение предложения товаров вследствие остановки предприятий и нарушения логистики.
При таких условиях ведения бизнеса, компании должны не только приспосабливаться к измененной международной среде бизнеса, но также стать активными инициаторами инноваций, которые, будучи начатыми, на микроэкономическом уровне, способны вывести всю мировую экономическую систему из кризиса.
Основы трансформации бизнеса в ответ на вызовы пандемического кризиса ученые и практики связывают, прежде всего, с цифровой трансформацией, несмотря на охватывание всего диджитализацией, которая в современном мире стала доминирующим мега трендом.
Распространенными в наше время являются суждения о том, что из-за влияния COVID-19, цифровая трансформация условий любого вида деятельности повсюду наращивает темп, увеличивая спрос на облачные услуги, инструменты видеосвязи для распределенных команд и тому подобное; что она является стимулирующим фактором связей фирмы с внешними заинтересованными сторонами.
А также что согласованность стратегии бизнеса и цифровых технологий укрепляет связь между IT и другими функциональными областями стратегии развития компании; что адаптация производства для преодоления препятствий на пути осуществления цифровой трансформации бизнеса является подходящей как сейчас, так и после пандемии COVID-19 и тому подобное. Итак, пандемии принадлежит роль триггера – явления, что запускает механизм инновационных изменений и, в частности, цифровой трансформации бизнеса.
Практика свидетельствует, что пандемия вызвала повышенный спрос на развитие высоких технологий. Вызовы и проблемы пандемического кризиса заставили организации переосмыслить подходы к ведению бизнеса и быстрому внедрению инноваций. По данным Technology Vision возможности для роста и технологического обновления, к которым предприятия ранее должны были готовиться в течение нескольких лет, к середине 2020 года становятся доступными за считанные недели.
Стратегия цифрового бизнеса может быть определена с акцентом по ее реализации посредством использования цифровых ресурсов. Однако реальность, обусловленная пандемией и существенными изменениями международной среды бизнеса, требует ставить вопрос шире.
Указанные изменения настолько глубоки, что требуют нового формата ведения бизнеса: от пересмотра доминирующих технологий и операционных процессов до модификации системы управления компанией, рыночного поведения, организационной культуры и тому подобное. Технологии в этом смысле скорее трактуются как необходимый инструмент изменений, но важнейшим при этом является собственный результат системно-функциональных трансформаций первичного субъекта хозяйствования.
Стратегия цифровой трансформации является кросс-функциональной и тем отличается от традиционной IT-стратегии. Учитывая это, цифровая трансформация бизнеса все больше трактуется в наше время широко – как проецируемые долгосрочные изменения. В частности, цифровая трансформация бизнеса определяется как стратегическая трансформация предпринимательской деятельности, управляемая потребителями, что требует сквозных организационных изменений, а также внедрения цифровых технологий.
Речь идет, прежде всего, о том, что цифровая трансформация бизнеса обеспечивает возможность внедрения изменений в процессе продуцирования стоимости и создания новых ценностных предложений по запросу потребителей.
Это означает появление новых моделей предпринимательской деятельности, обновление бизнес-процессов, создание эффективной системы взаимодействия со стейкхолдерами, что, в свою очередь, предполагает основанный на современных технологических возможностях, так сказать «новый корпоративный формат» – как операционный, так и поведенческий.
Возобновление предпринимательской активности в реальном секторе экономики на основе инноваций действительно надежный и апробированный путь выхода из кризиса и преодоления его последствий. И. Шумпетером определено, что именно экономическая инновация как появление чего-то нового, ранее неизвестного, обеспечивала качественный скачок экономического развития.
Как свидетельствует исторический опыт многочисленных циклически повторяющихся кризисов периода индустриализма, инновации всегда появлялись накануне экономического подъема или в самом начале фазы экономического роста, а, следовательно, были признаками и драйверами новой волны технологического подъема.
Однако появление радикальных инноваций – это не только средство «перезагрузки» экономики после так называемых «регулярных» кризисов. Из-за мирового финансово-экономического кризиса 2008г., который был системным/стадиальным/ трансформационным, именно он сыграл ведущую роль.
К тому времени, доминирующая роль сфер производственной деятельности, которые образовывали ядро имеющегося технологического базиса, начала постепенно переходить к новому (высшему), представленному нанотехнологиями, молекулярной биологией, генной инженерией, системами искусственного интеллекта, глобальными информационными сетями и тому подобное.
Проводя параллель между мировым кризисом 2008 г. и нынешним пандемическим на том основании, что в обоих случаях имеет место нециклический системный спад, вполне обоснованным представляется утверждение о решающей роли технологических инноваций. Речь идет об их положительном вливании в экономику, причем не только на экономическую динамику (рост), но также на качественные изменения в экономике (развитие).
Однако все начинается с бизнеса — с первичного хозяйствующего субъекта, который инициирует нововведение. Учитывая выделение аспекта цифровой трансформации, необходимо еще раз отметить, что технологические инновации, хотя и являются определяющими, системный эффект обеспечивают только одновременно с инновациями других видов, возникающих как производные от них или становятся комплементарными.
Итак, системное трансформационное влияние – это влияние взаимосвязанных в структуре инноваций элементов, которые охватывают всю деятельность компании, а не только его технологически-производственную составляющую.
Цифровая трансформация бизнеса, соответственно, предполагает, прежде всего, доминанту тех цифровых инноваций, которые используются в сфере производственных технологий. Наиболее выразительный пример — Google, Amazon, Uber и другие. Это глобальные инновационные компании, полностью функционирующие в цифровой среде.
Вместе с тем, в наше время все больше компаний осуществляют трансформацию бизнеса через цифровизацию основных бизнес-процессов, постепенно формируя, таким образом, новую корпоративную стратегию, непосредственно или опосредованно через функциональные связи.
Итак, цифровая трансформация бизнеса (или, иначе, digital strategy) является инновационной стратегией. Она, будучи заключенной, в общий долгосрочный план развития компании, определяет содержание всех остальных, традиционно свойственных современному бизнесу стратегий, – корпоративное, функциональное, конкурентное направление.
В ответ на вызов пандемии организации радикально изменили взгляд на процессное управление. По данным PEX Network (Process Excellence Network), на фоне пандемии только 1 из 5 бизнесов чувствует себя достаточно уверенно с точки зрения процессов, адаптированных к изменениям.
Учитывая это, необходимость качественных стратегических изменений, направленных на обеспечение устойчивости бизнеса (в противовес поведению снижения активности), в наше время признает 73% его представителей.
По цифровой трансформации, преобразования бизнеса происходят по трем определяющим направлениям: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели.
Учитывая это, в контексте значимости цифровой трансформации для выравнивания экономической ситуации (выхода из кризиса и дальнейшего развития) важно отметить эффектную связь, что возникает между компанией, которая трансформировала свой бизнес на основе цифровых технологий и всеми другими участниками рыночных отношений, с которыми она взаимодействует – с клиентами, поставщиками, конкурентами и тому подобное.
Итак, через стратегию, которую реализует компания, создаются предпосылки распространения цифровизации в деятельности других субъектов. Это означает, что внедрение и использование цифровых технологических инноваций приобретает массовость. Среди современных компаний наиболее распространенными являются проекты по внедрению Интернета вещей (Internetof Things, IoT), искусственного интеллекта, робототехники, BigData, облачных технологий, блокчейна и тому подобное.
Возобновление предпринимательской активности с помощью цифровых инновационных технологий — факт неоспоримый. Об этом свидетельствует практика бизнеса. В мире увеличились объемы электронной коммерции. В частности, по данным компании Visa, по состоянию на апрель 2020 г. рост расходов на онлайн-продажи в США составил 18%.
Опрос, проведенный Accenture, показал, что еще до пандемии 73% организаций пилотировали или внедряли искусственный интеллект в одном или нескольких подразделениях бизнеса, а по состоянию на июнь 2020 г. искусственный интеллект стал оцениваться как критически приоритетное и перспективное направление развития бизнеса.
Самым актуальным из TechTrends стала роботизация. В долгосрочной перспективе вся экосистема робототехники будет развиваться ускоренными темпами. Роботизация будет способствовать развитию устройств и 5G-сетей. Большой спрос сформировался на продукты VR (virtual reality – искусственной реальности), в частности в сферах телевизионной медицины и обучения.
В тренде «ДНК инноваций» активно исследуются три направления: зрелые цифровые технологии, научные достижения и технологии DARQ (блокчейн, искусственный интеллект, расширенная реальность и квантовые вычисления).
Таким образом, изменения международной бизнес-среды в условиях пандемии заставили компании пересмотреть подходы к стратегическому управлению, практике инноваций и монетизации изменений. Наиболее сложным по перестройке бизнеса, что происходит в условиях глубокого кризиса, является привлечение средств, предназначенных на инновации.
Из-за больших потерь, которые несет бизнес в результате вспышки и распространения в глобальных масштабах COVID-19, компании существенно ограничены в осуществлении инвестиций. Кризис замедляет рост бизнеса.
Аналитики KPMG (Klynveld Peat Marwick Goerdeler) констатируют, что наибольшие потери понесли отрасли, зависимые от политических факторов, торговых споров между странами и других геополитических изменений; негативное влияние имел также отложенный спрос потребителей, который ограничил возможности роста прибыли.
Анализ текущего периода активности бизнеса свидетельствует, что развитие и сейчас сдерживается сложностями финансирования инноваций. Однако несмотря ни на что, динамика таких инвестиций является положительной. Количество компаний, внедривших проекты по усовершенствованию бизнес-процессов, увеличилось в 2019 г. на 24 %, а в 2020 г. на 35%.
В 2021 г. в соответствии с векторной цифровизацией определены три приоритетные для инвестирования сферы: цифровая трансформация, аналитика данных/бизнес-аналитика, трансформация культуры.
В условиях пандемии объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) уменьшились существенно. В 2020 году они сократились на треть до 1 трлн. долл., что гораздо ниже минимума глобального финансового кризиса 2008 г. Особенно сильно пострадали инвестиции в новые промышленные предприятия и новые инфраструктурные проекты в развивающихся странах.
Однако прогнозы показывают дальнейший рост в 2022 г. ПИИ до 1,5 трлн. долларов. Конечно, это не полное восстановление инвестиционной активности, а лишь достижение уровня 2019 г., однако, – довольно обнадеживающее оживление движения капитала после слишком существенного спада.
За время кризиса потерпели спад все составляющие ПИИ. Общее сокращение активности по реализации новых проектов в сочетании с замедлением процессов международного слияния и поглощения (Mergers & Acquisitions, M&A) привело к уменьшению потоков инвестиций в акционерный капитал более чем 50%.
Прибыль MNE (Multinational Enterprise) снизилась в среднем на 36%, поэтому реинвестированные доходы зарубежных филиалов (важная часть ПИИ) снизились также.
К 2025 г. прогнозируется активный рост рынков «Industry 4.0». Их вместимость составит 220 млрд. долл. США и вырастет на 21,5%. В 2020 г. емкость этих рынков составила 181 млрд. долл. США и уменьшилась из-за пандемии на 16%.
В целом мировая экономика постепенно восстанавливается и, хотя, в 2020 г. была еще неполная активизация производственных мощностей, по данным UNCTAD, ожидается глобальный рост до 5,3% в 2021 г. и до 3,6% в 2022 г.
К 2030 г. положительная динамика предполагается как в отношении мирового ВВП, так и в отношении частных инвестиций.
Финансирование инноваций в больших масштабах, даже в условиях экономического роста, доступно далеко не всем субъектам бизнеса, вследствие рискованности таких инвестиций. Тем более это сложно сделать в условиях системного кризиса. Однако, несмотря ни на что, инновации остаются неоспоримым императивом выхода из состояния рецессии и залогом дальнейшего развития, как субъектов хозяйствования, так и мирового общества в целом.
По данным BCG (Boston Consulting Group), реальными инновационными компаниями, в отчетах которых отражено инвестирование в нововведения, являются в наше время около 50% компаний. Одновременно в 2021 г. 75% компаний сообщали о том, что инновации входят в тройку их основных приоритетов.
В десятку самых инновационных компаний в этом году вошли Apple, Alphabet/Google, Amazon, Microsoft, Tesla, Samsung, IBM, Huawei, Sony и Pfizer. Попутно нужно отметить, что такие компании, специфика которых предполагает доминирование цифровых инноваций в области производственных технологий, находятся среди наиболее прибыльных. Это свидетельствует об их высокой финансовой устойчивости и резистентности к вызовам пандемического кризиса.
К таким компаниям, например, относятся: Apple (производство бытовой электроники, программного обеспечения и онлайн-сервисов), Microsoft (производство программного обеспечения), SoftBank Group (услуги телекоммуникаций, финансов и маркетинга). Указанные компании в 2020 г. вошли в пятерку самых прибыльных, по версии Fortune Global 500.
Вместе с этим при современном состоянии среды бизнеса, особенности которого обусловлены пандемическим кризисом, цифровая трансформация бизнеса является насущной необходимостью для всех субъектов международных экономических отношений.
Положительным является то, что практика действительно отражает их следование этому императиву. По данным IDC (International Data Corporation), к 2022 г. более половины мировой экономики будет основано на цифровых технологиях, поскольку большинство продуктов и услуг будут применять цифровую модель доставки или нуждаться в дополнительной цифровизации, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Первоочередное внимание будет уделяться инвестированию в цифровые инструменты для расширения физических активов. В результате к 2024 г. более половины всех инвестиций в IT-решения будут связаны с цифровой трансформацией.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Международная среда бизнеса изменила пандемическая кризис, сравнительный с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 г.
Различает их, прежде всего причина возникновения — неэкономическая в первом случае и экономическая во втором; объединяет – не цикличность природы происхождения и системный характер деструктивных изменений в экономике и социуме.
Гипотетически оба кризиса получат в дальнейшей истории человечества статус стадиальных и трансформационных, учитывая то, что ответом на их вызовы стало продуктивное разрешение противоречий. Оно способно изменить технико-экономические отношения, сформировать высший, по сравнению с имеющимся, класс производительных сил, в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0».
Пандемия вызвала новый экономический спад, но она одновременно стала также триггером технологического обновления производственно-хозяйственных и организационно-управленческих систем, побудив бизнес к активному использованию таких инноваций как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, средства автоматизации процессов и тому подобное.
Наиболее устойчивыми к вызовам кризиса и успешными, с точки зрения прибылей и капитализации финансовых затрат, стали компании — активные инициаторы инноваций, которые не только приспосабливались к измененной международной среде бизнеса, но и обеспечили цифровую трансформацию бизнеса.
Цифровая трансформация бизнеса является инновационной стратегией, заключенной в общий долгосрочный план развития компании. Она определяет содержание всех других стратегий, традиционно присущих современному бизнесу, – корпоративной, функциональной, конкурентной.
Использование цифровых технологических инноваций достаточно быстро приобретает массовость. Предпосылки распространения цифровизации в деятельности других субъектов создаются через digital strategy, которую реализует компания-инициатор, – через ее связи с клиентами, поставщиками, конкурентами.
Наиболее сложным для трансформации бизнеса в условиях пандемического кризиса, является привлечение средств, предназначенных на инновации. Компании несут большие потери, что существенно ограничивает осуществление инвестиций. Однако инновации были и остаются неоспоримым императивом выхода из кризиса. Они определяют возможности дальнейшего развития, как субъектов хозяйствования, так и мирового общества в целом.
Важным является то, что даже при тяжелых условиях предпринимательства, вызванных COVID-19, динамика инвестиций в инновации, связанных с цифровой трансформацией бизнеса, была положительной.
В 2022-2030 гг. эксперты прогнозируют рост частных капиталовложений, что активизирует инвестиционный процесс и расширит возможности финансирования инноваций. Итак, начатое в наше время восстановление инновационной и инвестиционной активности компаний является поступательным процессом, который ведет к формированию условий хозяйствования, соответствующих требованиям «Индустрии 4.0».
Авторы: Ольга Шкурупий, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и международных экономических отношений, Полтавский государственный аграрный университет, E-mail: olga.sh0123@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-5818-7651, http://www.researcherid.com/rid/F-4923-2017
Татьяна Дейнека, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и международных экономических отношений, Полтавский государственный аграрный университет, E-mail: tetyanadeyneka888@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-8498-040X, http://www.researcherid.com/rid/F-4916-2017
Ирина Загребельная, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и международных экономических отношений, Полтавский государственный аграрный университет, E-mail: iruna.zagrebelna@pdaa.edu.ua, ORCID ID: 0000-0002-8316-1656 http://www.researcherid.com/rid/Q-7301-2016
Ольга Дивнич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и международных экономических отношений Полтавский государственный аграрный университет, E-mail: dyvnych.olga@gmail.com, ORCID ID: 0000-0003-0290-4030, http://www.researcherid.com/rid/Q-8146-2016
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.