Я никогда не говорю ребенку: «У тебя не получится». Как помочь реализоваться поколению Z

На особенности каждого поколения влияет развитие технологий, социальных норм и смена эпох. Например, поколение Z, которое родилось, по разным данным, с 1997 по 2010 год, выросло со смартфонами и свободным доступом к информации.

Это поколение проводит за гаджетами около 10 часов ежедневно и всегда остается онлайн. Для них важно чувствовать связь не только с друзьями, но и с остальным миром. Об этом говорится в отчете Goldman Sachs.

Также представители поколения Z рано начинают зарабатывать и опережают старшие поколения в освоении креативных профессий. В 2017 году K.Fund Media выяснило, что 26,9% украинских подростков уже имели опыт подработки по собственной инициативе. 18,5% работали по советам родителей, а 22,2% не нашли хорошего варианта.

«УП. Жизнь» выяснило у наших читателей и экспертов из сферы образования и креативных индустрий, какие навыки нужны поколению Z. Как, несмотря на новые времена и особенности современных подростков, развивать их и помочь им реализовать себя.

На собственном опыте рассказывают мама — стартапер с Baza IT и мама – основательница Makerspace Lviv, основатель EdCamp Ukraine и психолог, бренд-лидер Fedoriv и основатель Центра креативных технологий TUMO Kyiv.

Оксана Горбунова, COO & Co-Founder of Baza IT, мама 15-летней Кристины

В советское время нас всех учили, что надо быть успешными везде и во всем. Однако поколение 1970-1980-х полжизни ищут себя и стараются понять, что на самом деле им нравится, и чем они хотят заниматься.

Когда я вела своего старшего ребенка в школу, сразу сказала ей, что мне нет разницы, будешь ли ты приносить «8» или «12». Это неважно. Однажды в школе ей задали выучить стихотворение на выбор. Я прочитала эти стихи — и они показались мне ужасными. Я ей предложила не учить ни одного. Она говорит: «Мам, ты что, мне же двойку поставят». А я говорю: «Ну и что, пойдем и отпразднуем первую двойку».

Первые 5 лет дочь проучилась в хорошей государственной школе. А потом я поняла, что моему ребенку не столько не нравится учиться, сколько не нравится ходить в школу. Поэтому я предложила ей альтернативу – учиться дома. Но объяснила, что для этого надо самоорганизация, распорядок дня.

Она у меня купила мой старый компьютер. У ребенка было 100 накопленных долларов, и она вложила их в свое желание учиться дома. Уже третий год моя дочь учится онлайн.

Недавно она увлеклась дизайном интерьера. Она изучила стиль дизайна, знает и смотрит видео-блогеров и критиков, рассказывающих о дизайне. Также окончила курсы. Потом захотела заниматься актерством.

Я поддерживаю ее тем, что никогда не говорю: «У тебя не получится» или «У тебя нет к этому способностей». Думаю, так надо воспитывать это поколение. Вместо этого, говорю: «Попробуй и поймешь, твое это или нет».

Для меня важно, чтобы дочь имела хорошие взаимоотношения со мной и умела сочувствовать и замечать людей, которые нуждаются. Например, у нас в семье есть правило, что если ты не надеваешь какую-то вещь полгода, то кто-то может надевать ее каждую неделю. Поэтому мы регулярно устраиваем ревизию гардероба и раздаем вещи.

Также важно, учитывая развитие технологий, чтобы ребенок не боялся менять свой профиль. Потому что нас учили так, если ты бухгалтер, то это на всю жизнь. А я хочу, чтобы ребенок понимал, что ничего страшного, если что-то изменилось. Важно уметь адаптироваться к реалиям жизни.

Это поколение свободно в мышлении, в осознании себя, не живет шаблонами. Например, мы в свое время знали, что если человек не поступит в университет, он будет неудачником по жизни. А я своим детям говорю так: «Если не хочешь поступать в университет, не поступай. Поработай официантом, заработай свои первые деньги, научись ими распоряжаться и пойми, где ты себя видишь». Главное – научиться слышать своего ребенка.

Анна Косарева, основательница научно-технической лаборатории Makerspace Lviv, координатор «Час кода» 

Есть такие дети, как Моцарт, который в 3 года написал первое произведение. Но таких детей мало. Большинство из них – пассивные дети. Поэтому большую роль в том, чтобы развивать ребенка несет взрослый. Это может быть мама или папа, взрослый из семьи или учитель.

Поколение Z надо заинтересовывать чем-то интерактивным. Потому что почти 90% детей сейчас имеют гаджеты. И образование конкурирует за внимание детей именно со смартфонами. Обычный учебник больше не привлекает ребенка. Сакральности знаний уже нет, потому что ребенок может прочитать интересующую его информацию в интернете.

Старшие поколения, чем Z, люди в детстве могли экспериментировать. Мы жили во дворе, имели доступ к строительству с карбидом, из палок и куска возводили звездолеты. Сейчас из-за легкого доступа к гаджетам у детей, конечно, нет желания играть тряпьем.

Поэтому надо создавать так называемую песочницу и модерировать детей пробовать и экспериментировать. Этому поколению надо дать доступ к 3D-принтингу, Raspberry Pi или Arduino. Пока для них это — магия.

Мир глобализируется, не смотря ни на что, и в будущем эти дети будут конкурировать за место на рынке труда с детьми из других стран. Поэтому им надо смотреть далеко и широко. А изучение программирования, математики и английского откроет для них огромную Вселенную.

У поколения Z страшные проблемы с мотивацией и с исполнительной функцией. Из-за долгого пребывания в соцсетях они не обучены браться за что-то и доводить это дело до конца. Поэтому, прежде всего, надо учить детей составить план и выполнять его. Также им надо постоянная стимуляция извне. Потому что если что-то не удается, мотивация у них исчезает.

Со своей дочкой я работаю методом кнута и пряника. Сначала мы обсуждаем с ней ее обязательства. Это происходит перед ментором в школе. Ребенок может поспорить, что обязательства высоки, мы можем их снизить. Далее подписываем меморандум. И если дочь не выполняет правила по меморандуму, происходит процесс отъема гаджетов.

Елена Петрушкевич, психолог и сказкотерапевт 

Нынче очень сложно без самосознания, без умения формулировать, что ты чувствуешь, о чем думаешь, что тебя волнует. Поэтому умение донести кому-то информацию о чем-то — это полезный мягкий навык. И в коммуникации со сверстниками подростки хорошо это прокачивают.

Поколение Z по большей части живет и коммуницирует в виртуальном мире. И этот мир придает такую особенность коммуникации, как создать образ, даже далекий от реального, коммуницировать с другой позиции. Например, в интернете девочка взяла на себя обязанности администратора и организовала какое-то онлайн-событие, а в школе она не может этого сделать, потому что есть другие лидеры, которые возьмут на себя все обязанности.

Поколения, у которых не было интернета, прокачивали такие навыки на сцене. У нас была потребность придумывать какие-то роли, ставить сценки на различных вечеринках, дома или во дворе. Значит, есть потребность побыть кем-то другим.

Во взрослом возрасте у таких людей будет больший багаж поведения, из которого можно выбирать, набирать больше опыта. Это значит, что в разных жизненных ситуациях человек будет ближе к тому поведению и реакции, которая будет самая эффективная.

С другой стороны, если применяя разные роли, подростки не будут сохранять критичность, то есть не будут задумываться, что по ту сторону экрана с ними могут так же коммуницировать с воображаемой ролью, тогда потеряют связь с реальностью. Так что этому поколению точно надо прокачивать способность анализировать, способность к критическому мышлению и умение различать истину от лжи.

Вот что хорошо у поколения Z — это с креативностью и навыками искать нестандартные решения. Они родились, имея интернет, а потому прокачивают это, ища интересные курсы, видео, слушают интересные им подкасты.

Также естественный процесс для поколения Z — гибкость, ибо они растут в эпоху, когда все стремительно меняется. Однако все не так хорошо с устойчивостью и стрессоустойчивостью. Потому что эти дети растут в семьях, в которых взрослые очень часто растеряны и шокированы неопределенностью, учитывая их поколение и обстоятельства вокруг. Вместо этого надо, чтобы ребенок видел, как родители преодолевают стресс, как они берут себя в руки, что делают, как рационально обсуждают ситуацию.

Также надо работать с самосознанием. Если мы не будем обращать внимания на самоосознанность, то поколение, которое живет в виртуальном мире больше чем в реальном мире, перестанет обращать внимание на себя, будет только обращать внимание на проявление себя для других.

Александр Элькин, основатель движения ответственного учительства EdCamp Ukraine, внедряет социально-эмоциональное и этическое обучение в Украине

Раньше детей шпиговали, словно фаршировали рыбу, и думали, что из этого что-то получится. Эти поколения не концентрировались на навыках. Потом был тренд практиковать знания. Но это также не срабатывает. Потому что получается что-то вроде роботизации — просто вложить в человека знания и сделать так, чтобы они выполняли какую-то функцию.

Поколение Z чувствует тренд современности — что очень важно иметь личное мнение, понимать, как это связано с твоими взглядами и ценностями, ты действительно хочешь что-то делать, это приносит тебе радость, ты раскрываешься.

Дети верят не в то, что мы говорим, а в то, что мы делаем. Если взрослые своим примером будут демонстрировать, что получают радость на работе, относятся с интересом к предмету, который преподают, воспринимают каждого человека как личность и верят в его талант, это будет работать как вирус.

К тому же каждые 5 лет обновляются рейтинги Всемирного экономического форума о навыках, которые будут востребованы. И теперь говорят, что мягкие навыки оттуда выбыли. Но нет! Они просто сменили названия. Например, речь идет о важности аналитического мышления и понимания инноваций. Но какие могут быть инновации без осознания того, что происходит в мире, без знаний о себе и других? Значит, социальные навыки — это будущие профессионально-технические навыки.

Самая большая проблема поколения Z такова: они нарабатывают свое отношение, знают, чего хотят и имеют свои взгляды на это. Но возникает проблема, как согласовать все желания разных людей? Как договариваться, понимая, что есть другие отношения и взгляды? Как следствие, страдает стрессоустойчивость и командная работа.

Поэтому надо сосредоточиться на том, чтобы научиться осознавать себя, свои желания, принимать других, согласовывать, искать консенсус, двигаться вместе к цели.

Анна Лебедева, бренд-лидер креативного агентства Fedoriv 

Принимая человека на работу, мы обращаем внимание на коммуникативность. Человек должен уметь общаться с людьми и внутри компании, и принять культуру компании. Потому что у каждого агентства имеется свой характер.

Очень важные навыки – это любознательность, а также страсть и жажда нового. В креативных маркетинговых агентствах важное качество человека – когда ему интересно разобраться и докопаться до истины, наблюдать, что происходит в мире, в технологиях. Этот человек успевает следить за новостями, понимает, что происходит в соцсетях, какие последние мемы, какие сериалы вышли, чем они крутые и почему резонансные. Этот объем информации надо успевать пропускать через себя.

Уже много лет все обсуждают, насколько важен эмоциональный интеллект. И в нашей работе это – огромная составляющая. Потому что мы работаем в индустрии, где все строится на взаимодействии между людьми: между брендом и потребителем, между людьми в компании, между клиентом и агентством.

Как раз на пересечении разных типов мышления и разных людей возникают самые крутые идеи и проекты. Поэтому эмоциональный интеллект – важная штука, и первое, что можно попытаться понять на собеседовании.

У меня в команде есть люди 22-23 лет, 26-27 лет и более 30. Но у нас стерты границы, потому что люди настолько взрослые и ответственные, что приятно узнавать: «Ого, тебе только 22».

Однако поколение Z имеет свои особенности. Эти люди понимают, что мир велик, у него нет границ и много возможностей. Они родились в мире, где все доступно и быстро передается. Поэтому у них больше уверенности в себе, они не боятся потерять. Потому что «если не здесь – то где-то еще». Они спокойны и уверены в себе.

Как следствие нет никаких гарантий и обещаний о долгосрочном сотрудничестве. Можно только подписывать договоры и контракты. Иначе — ты не понимаешь, стоит ли серьезно вкладывать время и деньги в обучение и развитие этого человека для компании.

Также у поколения Z рассеянное внимание, учитывая поток информации и то, что они стараются все успеть. Их сложнее сосредоточить на чем-то одном. Они более требовательны, не будут терпеть того, что не нравятся, эгоцентричны, их меньше интересует мнение других, иногда даже чувства других, знают себе цену, очень смелые. Это, конечно, создает какие-то трудности, но в целом это крутые качества. Нынешние 30-летние, поколения Y, такими не были — мы опасались, думали 100 раз, прежде чем сделать.

Также старые управленческие методы работы с ними не работают. Формат работы руководителя и поколения Z строится скорее на доверии и равенстве. Скорее надо сделать так, чтобы у команды выстраивались настолько хорошие отношения, что ее участники просто будут бояться подвести других и не оправдать ожидания. И это — значительно больший двигатель для них.

Сейчас не так принципиально знать одну отрасль и развиваться только в ней. Это скучно, учитывая, как легко закончить онлайн-курсы от иностранных университетов, прокачаться в новой профессии, попробовать себя в чем-то другом и переключаться.

Я думаю, за этим будущее. И на этом можно сосредоточиться поколению Z. Тем не менее, нельзя быть супер профессионалом во всем и сразу. Надо углубляться. Например, 5 лет поработать в одной сфере, а потом переключиться на что-то другое. Моя рекомендация – учиться, не воспринимать все слишком поверхностно.

Артур Гарслян, основатель Центра креативных технологий TUMO Kyiv

Представители поколения Z действительно другие. И это означает, что они требуют других условий вокруг себя. А образовательные проекты и инициативы – это одна из лучших возможностей продемонстрировать то, что сделать вот это «другое» абсолютно реально. К тому же оно может стать бесспорной частью повседневной жизни любого тинэйджера.

Есть 5 основных принципов, которые позволяют на равных общаться с тинэйджерами, отвечать на их запросы, постоянно поддерживать внимание и заинтересованность в образовательном процессе. Итак, образовательный процесс должен:

  1. Основываться на опыте «здесь и теперь». Это когда знания, которые мы получаем, сразу имеем возможность адаптировать к реалиям. Например, анимировать своего персонажа, сделать аранжировку любимого трека, отснять короткометражку, сделать 3D-модель. Это конкретный продукт, который чрезвычайно стимулирует подростков.
  1. Содержать элемент восхищения теми, кто делится с тобой своими знаниями. А значит, это лицо руководитель лаборатории, тренер, коуч должен быть практиком, должен демонстрировать не только процесс, но и результат, раскрыть «внутреннюю кухню» любого из выбранных направлений, по которым учится тинэйджер, рассказывать, какие ошибки обязательно должны произойти в профессиональной жизни.

Из этого возникает желание быть касательным к конкретной профессиональной сфере, которой с тобой делится практик, имеющий реальные достижения. А если эти достижения еще и связаны с известными компаниями вроде Facebook, Google, Disney, Pixar, то колоссальное желание учиться обеспечено и внимание не будет рассеиваться.

  1. Быть интерактивным. Это невозможно без техники последнего поколения, без нелицензионного оборудования и без современности образовательного пространства.
  1. Должно быть обучение, где результатом является не сертификат, а портфолио проектов. Проекты могут быть индивидуальными или коллективными, но это – конкретные продукты. Ты не рассказываешь, а демонстрируешь, что умеешь – и сразу понимаешь свою ценность на рынке труда. Это важно для поколения Z – знать, что обучение закончится не просто дипломом, а тем, чем я смогу гордиться.
  1. Обучение должно происходить по индивидуальной образовательной траектории и в окружении единомышленников. Это – самый сложный момент, который трудно организовать современным учебным заведениям. Но это – ядро образовательной модели центра креативных технологий TUMO.

Сочетание этих 5 составляющих создает возможность не только держать внимание и заинтересовывать тинэйджеров, но и создавать вокруг них пространство, в котором они могут свободно экспериментировать, пробовать, находить себя, находить то, что не их, – и двигаться дальше.

«Ошибки закаляют» – это банальная аксиома. Ошибки — это скорее возможность узнать свой талант, раскрыть свои возможности, понять, чего ты хочешь и чего точно не хочешь, определиться со своим призванием – в конце концов, самореализоваться.

Автор: Мария Марковская

Источник: «УП. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий