02.07.2020 – Государственный резерв Украины – большая бездонная бочка, в которую много лет вкладывали ресурсы, а потом они исчезали в неизвестном направлении. Собственно эти факты подтвердил аудит ведомства, результаты которого стали публичными на пороге угрозы продовольственной безопасности страны.
Что сегодня там есть и, главное, как сделать, чтобы 2020 год не стал последним годом в истории Госрезерва, и страна получила крепкий тыл на случай форс-мажора? Об этом и о другом AgroPolit.com поговорил с бывшим руководителем Госрезерва Ярославом Погорелым.
Что вы видели собственными глазами в Госрезерве во время руководства им: государственную кладовку, идеальную возможность для дерибана, или…?
Когда-то это была кладовая. Пока не осталось ничего. Реально, все очень плохо. Госрезерв создали в советские времена, и то, что тогда там было в запасе, на тот момент было актуальным. А потом его годами просто вычищали нечестные на руку дельцы.
Какой вид имело хозяйство, когда вы туда пришли?
Увидел, что крыша течет в центральном аппарате, а у нас заблокированы счета, поэтому даже не можем ее отремонтировать. Представляете, у меня на сотрудников падал потолок. Это старое здание, деревянное перекрытие, памятник архитектуры. Но с 2018 года заблокированы счета, поэтому мы не можем, ни бумагу для принтера купить, ни за интернет заплатить.
Какова задача Госрезерва сегодня?
Задачи Госрезерва прописаны в соответствующем законе Украины «О государственных материальных резервах»:
Обеспечение потребностей в особый период
Стабилизационные мероприятия и гуманитарная помощь
Обеспечение ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Впрочем, даже на минимально необходимом уровне это, к сожалению, не выполнялось.
Насколько был заполнен Госрезерв, по сути?
По документам Госрезерв был более-менее заполнен, по факту – нет. Когда я пришел, то от максимальной потребности, которая может там храниться, в среднем было только 3%.
А 97%?
Давайте так, за счет чего функционирует Госрезерв? За счет того, что он продает. Вот, например, заложили 10 000 т зерна в 2010 году. 2 года оно полежало, потом запас освежали, то есть продавали и за изъятые ресурсы покупали новое. Поэтому Госрезерв выходил на рынок, а там уже есть свежее зерно. Это старое уже не очень кому-то нужно еще и потому, что оно немного потеряло в качестве, и потому что не очень ответственно его хранили.
И мы его продаем с дисконтом. Например, по рыночной стоимости закупки 5200 грн. за 1 т зерна, из Госрезерва оно продавалось с дисконтом 2000 грн. за т. И теперь за полученные средства (на 90% суммы) мы должны заложить новое. 10% полученных средств должны были идти на поддержание «штанов» Госрезерва, то есть на текущие расходы. При такой динамике запасы постоянно уменьшались. Также присутствовали кражи. Результат – 97% нет.
А в Госрезерве есть мука?
Нет.
Нефтепродукты?
Есть.
Сегодня все предприятия перечисляют 90% прибыли в госбюджет. Какова ситуация с Госрезервом?
Я думаю, для всей страны это был шок, когда в конце 2019 года размер дивидендов увеличили до 90%.
Финансовые показатели Госрезерва
Было такое. С какими показателями компания вышла на конец 2019 года и I квартал 2020 года?
У Госрезерва – 23 подведомственные предприятия и организации: 11 государственных предприятий, 11 государственных организаций и 1 госучреждение. Государственные организации не могут иметь прибыли. Это просто накопление спецфонда, план выполнения поступлений, поэтому они не перечисляют дивиденды, а все вкладывают дальше в свое обновление. Поэтому дать какую-то одну цифру по системе Госрезерва нельзя.
Надо все показатели по финансам разделить на 2 группы: по показателям государственных организаций и государственных предприятий.
По результатам 2019 года в государственных организациях план поступлений был 76 млн. грн., фактически получили 130 млн. грн., то есть +70%. Использованы все 130. Значит, мы имеем всю эту сумму на капитальные инвестиции и обновления.
Относительно предприятий – по плану было 16 млн. грн. прибыли, по факту – убыток в 15 млн. грн. Разница в 31 млн. грн.
С чем это связано?
Очень весомую часть сюда внес «Луцкий комбинат хлебопродуктов». В 2013-м году, по решению Кабмина, 8 комбинатов хлебопродуктов были переведены в сферу управления Минагрополитики (Полтавский, Ивано-Франковский, Нежинский и т. п., в частности и Луцкий КХП). Это были одни из лучших элеваторов. Из них все высосали.
В конце 2019 года к нам вернулся Луцкий комбинат хлебопродуктов, который был подключен как филиал в Черткове в Тернопольской области. Непонятно, нужен ли он уже был системе Госрезерва в таком состоянии. Финансовые результаты Луцка очень повлияли на результаты целой системы.
Что можно сказать про І квартал 2020 года?
По государственным организациям план был в 21 млн. грн. Мы его перевыполнили уже на 77%. Здесь нам помогли наши нефтяные хранилища и ситуация на мировом рынке цен на нефть. По госпредприятиям очень интересная ситуация. С 11-ти прибыльных предприятий было — 3. Это действительно те предприятия, которые достаточно неплохо работали, и где коррупцию мы пока не находили.
Из плановых поступлений – 700 тыс. грн. мы перевыполнили на 96% (1,4 млн. грн.). Остальные 8 – убыточные.
Почему они убыточны?
Это как раз там, где проходил аудит. Там, где выявлена коррупция, недостачи. Эта нехватка легла в финансовый результат I квартала, в баланс.
Мы можем общую картину произвести?
На государственных предприятиях результат I квартала 2020 года – убытки на 10 млн. грн. Это как раз на элеваторах, на комбинатах хлебопродуктов. Сейчас настолько исчерпан Госрезерв и тяжелое техническое состояние, что задачей является выживание до нового сезона. Есть некоторые госпредприятия, которые, думаю, не доживут. Сегодня Госрезерв на грани банкротства.
А кому достанутся все его предприятия?
Будут реализовываться через Фонд государственного имущества Украины.
Госрезерв доведен до банкротства, потому что была поставлена такая цель?
Я не могу сказать, какова была цель. Это происходило в последние лет 20, с конца 1990 годов до начала 2000-х. Тогда начались товарные кредиты, недостачи, махинации…
Как понять, где окончательный дефолтный рубикон Госрезерва?
Есть элеваторы, с которыми еще можно работать. Нужны ли все 11 элеваторов Госрезерву? Возможно, есть какие-то, которые не достаточно интересны для Госрезерва, но они привлекательны для региональных инвесторов, если их будет продавать Фонд государственного имущества.
Дебиторская и кредиторская задолженность
Как Госрезерв может быть банкротом, если у него столько активов?
Это ошибочное мнение. В каком состоянии эти активы? Техническое состояние основных фондов – они уничтожены. Дебиторская способность – 2,5 млрд. грн. Кредиторская – 1 млрд. грн. Кредиторская способность – реальная, а дебиторская – где-то фиктивная, где просто бесперспективна, потому, что компании уже ликвидированы.
Сколько на начало 2020 года было собственных средств на осуществление деятельности?
У нас нет в банках счетов. Деньги в казначействе. Каждый год принимается государственный бюджет и план обновления Госрезерва, который подписывает Кабмин. Согласно ему, мы должны запасы продать и на 90% полученных средств закупить тот же объем, что невозможно, ведь полученные от продаж средства существенно меньше. Бюджет Госрезерва на 2020 год – 165 млн. грн.
Но в рамках формирования стабилизационного фонда для преодоления эпидемии COVID-19, нам также уменьшили финансирование. На обновление не было ни копейки, последний раз средства на это закладывались в 2012 году.
Где сейчас наихудшая ситуация с активами Госрезерва?
Везде плохая. Хотя есть образцовые предприятия. Например, комбинат «Астра» (Черниговская область). Образцовое предприятие, куда можно возить экскурсии, показывать, ставить в пример по нефти. По складам – комбинат в Днепре. По элеваторам – есть 2 прибыльных: на Кулиндоровском и Ахтырском КХП. Они прибыльные за счет деятельности мельниц, а Госрезерв, прежде всего, должен хранить зерно, но не перерабатывать.
Какие возможности хранения зерновых на мощностях Госрезерва?
Можно зайти на сайт и подсчитать. Декларируется свыше миллиона тонн мощностей для хранения зерновых, но технически живых – ориентировочно 50-60%.
Об общении с Игорем Петрашко
Имеется ли у вас на сегодня диалог с министром экономики Игорем Петрашко? От него прозвучало заявление, что сейчас запущен министерский аудит Госрезерва.
Нет. Диалога как не было, так и нет. Новый аудит не проводится, давайте не искажать факты. Как только я пришел в Госрезерв в декабре 2019 года, первое, что мне сказали: «Готовимся в начале 2020 года к плановому аудиту Госаудитслужбы». Подумал: «Хорошо, мне же легче – сейчас придут профессионалы, которые увидят эти все вопиющие факты».
И в конце января – начале февраля действительно начались проверки, я подчеркнул руководителям Госаудитслужбы, которые были ответственными за эту проверку, что меня интересует исключительно прозрачный и профессиональный подход. Аудит начался еще во времена Милованова. Потом карантин, официальное письмо от Госаудитслужбы, о том, что на время карантина проверка приостановлена.
На то время в определенных филиалах уже успели побывать. Проверяли не только предприятия Госрезерва, но и ответственных хранителей, поэтому плановый аудит начался уже давно и он просто был приостановлен, сейчас восстановлен. Проверяют 2017-2019 годы.
Сейчас вы ушли из Госрезерва. Есть ли со стороны МЭРТ к вам претензии?
Не по собственному желанию я ушел. Я был уволен по статье 87-1 закона «О государственной службе». Поскольку это государственная должность типа «А», то меня вывели из штата. Сегодня я внештатный глава Госрезерва. С госслужбы не уволен. У меня есть отдельно определенные задания на внештатную работу. В течение полгода мне могут предложить какую-то другую должность. Никакого права подписи не имею.
Можете назвать фамилии людей, которые довели Госрезерв «до ручки»?
Я не судья. Это должны сказать спецслужбы. Началось это с конца 1990-х годов. Были люди, которые ничего не крали. Они, как и я, не долго, там продержались. С точки зрения развития, было несколько потуг реформировать Госрезерв. Но почему-то так складывалось, что диалога между Госрезервом и Минагро или Минэкономики постоянно не было. Со своей стороны я старался сделать все необходимое, чтобы силовые структуры не затягивали.
Основные схемы дерибана в Госрезерве
Назовите основных 4-5 схем, по которым Госрезерв был доведен к финансовому банкротству…
Если мы начинаем с начала нулевых годов, то первое это товарные кредиты. Когда Кабмин обязал Госрезерв выделить кому-то газ, который в свое время был в резерве, топливо, зерно и так далее. С нами должны были рассчитаться в конце года, но не рассчитывались. Мы шли в Минфин. В Минфине говорили: «Окей, мы это закладываем вам в бюджет на следующий год», но ничего не давали. С этого все началось.
Вторая схема – непрозрачные торги и аукционы. В последние годы закупки проводились в соответствии с законом «О государственных закупках» – на площадке «Прозрачно». А вот реализация всего имущества до конца 2019 года была в ручном режиме. Как правило, неизвестно где, на 20 странице неработающего старого сайта было объявление о том, что будет происходить реализация, и всех приглашали. На таких аукционах тонна зерна могла пойти при рыночной цене зерна 5800 грн. / т — за 1200 грн.
Третья – занижение тарифов. Пограничная территория (Ужгород): государственная организация со складами хранения (холодильники, морозильники), которые хранят те же ягоды, их заморозку, которую активно экспортируют в Европу, демонстрировала занижение тарифов вдвое.
Также кражи, бестоварные операции и тому подобное.
Что сегодня есть в государственной кладовой и что из этого должно остаться после реформирования Госрезерва?
Если это кладовая, то по логике вещей там должно быть все. Но насколько это эффективно? В моем понимании – нет. Я вижу совсем другую корзину Госрезерва, чем сейчас есть.
А какие организации дают запрос вам на формирование перечня продуктов в корзину Госрезерва?
Каждый год Госрезерв направляет запрос продукции во все необходимые структуры. Перечень продукции определен законодательством. Каждый дает свое, мы сводим это в единую таблицу и подаем в Кабмин. Кабмин согласовывает. Есть номенклатура и план обновления. Номенклатура старая, она редко меняется, хотя у меня в планах было ее изменить.
Что сейчас с планом обновления?
План обновления Госрезерва – ежегодный документ и он до сих пор не подписан. Хотя должен был быть подписанным в начале года. Глобально подписать должен Кабмин. И сначала мы должны получить согласование от профильного министерства – МЭРТ, затем – Минфина, далее – Минюста, имея три «да», МЭРТ выносит представление в Кабмин. Мы наработали под утверждение план обновления, но сняли Кабмин Гончарука, ждали, пока появится новый профильный министр, поэтому снова подаем и все по кругу.
Относительно краж зерна: 800 миллионов гривен убытков – это сколько в товарном виде?
Около 150 тысяч т зерна — это нехватка, которую удалось найти. Из них 112 тыс. т – предыдущий период, предприятие в Золотоноше, где в свое время было 600 млн. убытков, а 200 млн. грн. – то, что мы уже не нашли по результатам начатых проверок.
Вы сами воровали в Госрезерве?
Нет, конечно. При мне не было сделано ни одного перемещения или реализации, мы выходили на «Прозорро», но выставленное не реализовалось. Мы можем провести сейчас торги, подписать договор, но отгрузить сможем только после подписания плана обновления.
О четырех государственных операторах
Нужны ли правительству столько государственных операторов, которые в той или иной степени обеспечивают продовольственную безопасность страны?
Результатом от деятельности всех учреждений являются поделенные сферы влияния, дерибан рынка – все это по зонам разделили.
Есть ли еще какой-то смысл в этом?
Нет, кроме разделения зон влияния. В свое время, откуда они все сформировались? Госрезерв и ГАК, «Хлеб Украины» породил. Затем каждая из этих структур начала заниматься своим профилем. С 4-х можно создать одну.
О новом конкурсе на главу Госрезерва
Сейчас на конкурс вы подавались?
После моего увольнения был объявлен отбор, а не конкурс на вакантную должность, но так прописаны условия, что я уже не мог подаваться. В свое время, почему мне удалось попасть на эту должность. Потому что в условиях было указано, что нужен опыт на руководящих должностях, в том числе в частных компаниях, которые занимаются изменениями и так далее. Из частного сектора можно было прийти. Сейчас требование – 7 лет стажа, 3 года руководящего на государственной службе в органах самоуправления, или в системе управления резервами.
Это хорошо или плохо?
Учитывая то, что именно так прописали условия, то новый руководитель будет или какой-то аппаратчик с опытом, или человек из системы Госрезерва. Я их отстранил на время аудита, и они понимали, что пахнет жаренным, освобождая их, мы передали информацию правоохранителям… А теперь кто-то из них может возглавить всю систему.
Как изменить функционал Госрезерва, чтобы, наконец, эта структура стала действенной?
Все думают, что руководитель Госрезерва должен руководить, сидя на золотых холмах. Такое амплуа в этой должности исторически сложилось. На самом деле, сейчас там все иначе, если работать по совести.
Относительно реформы, то надо подходить стратегически. Давайте рассмотрим все эти мощности. Мы увидим, что интересно для государства, что для инвестора. Смотреть на будущее Госрезерва нужно комплексно. Например, элеваторы – их 11, причем 4 выставлены на продажу. Правильно ли отобраны эти 4 на приватизацию? Вопрос. То, что я увидел, когда пришел, есть директора, которые по 20 лет работают там. Они не воспринимают эти предприятия как государственные, скорее уже как свои.
И когда понимают, что скоро пенсия, то в последние годы специально занижаются финансовые показатели, банкротятся предприятия, раздувается кредиторская задолженность, чтобы выставить это предприятие как неликвидное. Хотя, технически, это довольно приличное предприятие, просто кто-то хочет его под себя сделать. Есть те, что мертвые, а есть те, что может быть потенциально интересным инвестору.
Что вы предложили в своем плане реорганизации Госрезерва?
Мир идет в сторону диджитализации, программирования, поэтому предложил концепцию, где реформированный Госрезерв должен был стать системой электронного контроля. Агентство должно стать площадкой для формирования резервов различных ведомств, министерств, служб.
Если мы говорим о зерне, которым занимается резерв, то это должна быть фондовая торговля. Зачем ждать 10 лет, чтобы заменить зерно? Достаточно год-два для освежения запасов. Почему нельзя постоянно крутить зерно и на этом зарабатывать? Учитывая логистические возможности Госрезерва, за несколько лет можно было бы сделать государственную компанию – крупнейшего оператора на рынке зерна в Украине.
То же самое с нефтью и со складами хранения. У нас склады по всей Украине. Нужно переформатировать их работу под систему электронного контроля. А для этого создать некую единую электронную площадку, изменить законодательство.
Чем обновленная структура должна отличаться от нынешней?
Первое – изменить номенклатуру продукции Госрезерва в зависимости от вида форс-мажоров общегосударственного уровня. После разговора с ГСЧС, военными и многими другими стало понятно, какие стихийные бедствия могут происходить в Украине, где Госрезерв может и должен помогать, учитывая размеры страны и ее демографическое состояние.
Структура наполнения обновленного Госрезерва должна быть достаточно регионально-разнообразной и давать ответ на вопрос, как выжить людям в условиях тех или иных чрезвычайных ситуаций. Другая часть – коммерческая работа Госрезерва, которая бы постоянно приносила структуре и государству прибыль, которая направлялась бы на закупку продукции необходимой для быстрого реагирования на природные, рыночные или иные изменения.
Какие должны быть активы?
Делаем эффективную структуру с точки зрения количества подведомственных структур и организаций. Это все объединяется в единый аграрный хаб, у которого в подчинении несколько элеваторов, складов для хранения продукции.
И уже на уровне государства этот единый элеваторный оператор мог бы идти к крупным, например, агрокомпаниям или трейдерам и говорить: «У нас элеваторы по всей стране, у вас есть потребность в хранении, и очень разветвленная – давайте сотрудничать централизованно». Так можно было бы коммерциализировать эти активы, и зарабатывать с их помощью. Аналогично по нефти. Госрезерв может стать крупнейшим оператором зерновых и нефтяных продуктов Украины.
Стабилизационный нефтяной резерв до 2023 года
Кстати, создание стабилизационного нефтяного резерва – это одно из условий Энергетического сообщества. Украина должна его создать до 2023 года. Расскажите, можно ли это запустить на базе Госрезерва?
Возможно, но непросто. И с этим предложением я выходил на МЭРТ. Никому из нефтяных операторов не интересно просто хранить топливо или нефть. Всех интересует перевалка. В Беларуси много нефти и горючего, а у Украины хранилища для хранения пустые, к тому же, посредине пути, где можно переваливать эту нефть, не растамаживать ее определенное время.
Иначе говоря, Госрезерв может быть трейдером, но для этого необходимы также привлечения инвестиций для технического обновления основных фондов.
Какова ситуация с минимальными запасами нефти и нефтепродуктов в этот резерв?
Мы должны его создать в пределах евродирективы с запасом горючего на 60 дней или 90 дней перекрытия импорта. Заработать он должен до 2023 года. Есть уже разработанная модель этого нефтяного резерва по словацкому опыту: 70% объема сохраняется в государстве, а остальные 30% – в частном секторе. При этом 68% запасов – бензин и 32% – дизель.
Данную модель мы пересмотрели, потому что уровень потребления бензина падает, а дизеля – растет. Поэтому мы хотели ее немножко изменить именно с учетом этой потребительской тенденции. Запасы этого нефтяного резерва на сегодня должны составлять для Украины уже 1,8 млн. т топлива.
Возвращаясь к хабовой структуре, о которой вы говорили, как ее можно реализовать на практике еще?
Эту хабовую структуру можно разбить по разным направлениям, которые будут вести разные ведомства. Например, за топливо отвечает Минтопэнерго, за пищевые продукты и склады – МЭРТ или Минагрополитики.
Система работы Госрезерва может быть бездотационной и в дальнейшем стать прибыльной. Коррупционные потоки нужно уничтожить и направить средства в казну государства.
Какое соотношение было между составляющими деятельности, под закрытие форс-мажоров или под коммерцию?
Я не могу так сказать, это не считалось. То, что мы разработали – концепция. Под нее уже бы создавалась пошаговая стратегия. Чтобы внедрить эту концепцию, нужно принять изменения в законодательство. В моем понимании Госрезерв в будущем станет площадкой для создания резервов всех органов исполнительной власти, различных ведомств и министерств. То, что сейчас называется мобилизационный резерв, этим нужно управлять в электронном режиме, чтобы мы были площадкой.
Имеются ответственные компании – хранители, необходимо чтобы была сводная таблица, где в режиме реального времени понимаем «Что? Где? Как?», тот же синтез западных систем. Например, в США часть материальных резервов хранится в фаст-фудах, потому что они есть по всей стране и занимаются питанием.
В каждом «Макдональдсе» есть запас питьевой воды и тому подобное. В Германии этот резерв хранится в райцентрах (райгосадминистрациях), если что-то случится, все собираются там. У нас тоже можно было бы создать систему резервирования по всей стране и мониторить это онлайн.
Как сделать так, чтобы в будущем «мыши не съели»?
Нужно максимально автоматизировать все процессы и сделать их открытыми: систему контроля, систему принятия решений и иметь конкретное ответственное лицо. Чтобы мыши не ели, должен быть контроль.
А какие изменения в законодательство необходимы?
Чтобы Госрезерву стать прибыльным, ему нужно больше мобильности. Я не говорю отпустить в свободное плавание, но однозначно немного меньше бюрократизма. Должна быть упрощена система получения средств по бюджетным программам. Где-то это могут быть грантовые программы. Можно привлечь частных инвесторов.
В развитых странах есть механизм выпуска в свободное обращение части акций Госрезервов или привлечение частных инвесторов, чтобы за эти средства провести автоматизацию процессов и системы.
Сколько надо вложить в реорганизацию Госрезерва?
Чтобы восстановить материальные ценности Госрезерва по современной номенклатуре и нормам, нужно около $2 млрд. Это не учитывая техническое восстановление основных фондов. У государства таких средств нет.
А где их можно взять?
Первое – провести реорганизацию корзины запасов. Второе – изменить систему управления компанией. Мне на старте для реформирования не нужны были деньги от государства. Мы в начале могли их получить благодаря приватизации определенных объектов, распродав неликвиды, где-то привлекая частные инвестиции, или – перейдя на совместную деятельность.
Можно без средств государства уже выйти на положительный результат. А дальше, имея положительную динамику, можно оказывать услуги по хранению в масштабах всей страны зерновых культур, иметь склады для хранения и так далее.
Имеете в виду инвесторов – это Всемирный банк под их кредитование?
В том числе, но не только.
Что из зарубежной практики следовало бы одолжить Украине?
Нужно переформатировать мобилизационный резерв. Он остался только в нескольких постсоветских странах. Да, предприятия могут у себя хранить сырье, но это должно быть в другом виде. Неплохие есть вещи в номенклатуре резерва в том самом Израиле. В Эстонии и Германии частично привлечены частные инвестиции, что помогает действительно эффективно управлять и быть Госрезерву более мобильным.
Резюмируя: уменьшение неликвидов Госрезерва, оставить эффективные предприятия, привлекать частный сектор, далее – электронная площадка.
Рассматривали ли вы такой вариант, чтобы в обновленный Госрезерв, например, те же облгосадминистрации, закупали продукцию у мелких производителей?
Такая система закупки должна быть, но не только у мелкого, но и у большого производителя. Речь идет как раз об электронной площадке — регуляторе рынка. Идеальный вариант, если бы облгосадминистрации имели договоры с производителями, что в их цепочке производственного цикла хранится такой определенный объем продукции (в готовом виде и сырье), что при необходимости в течение одного продовольственного цикла они могли обеспечить запрос государства.
Такой механизм на случай форс-мажоров нужно прописать в законодательстве. Право первой ночи по условиям форс-мажоров должен иметь Госрезерв, который выкупит нужный ему объем по рыночной цене у производителей.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.