В статье исследованы направления государственной поддержки аграрной сферы Украины. Рассмотрены особенности системы государственной поддержки предприятий аграрной сферы и мероприятия по совершенствованию механизма государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного предприятия.
Установлено, что непременным условием устойчивого развития аграрного сектора экономики и обеспечения продовольственной безопасности государства является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Рассмотрена сущность земельных ресурсов аграрного сектора экономики в условиях финансовой нестабильности. Исследована динамика и структура состава земельных ресурсов предприятий аграрного сектора. Освещены также особенности аграрного сектора.
Выделены факторы влияния на финансовую поддержку сельскохозяйственных предприятий, основных поставщиков заемных источников финансовых ресурсов для сельскохозяйственных предприятий, внутренние факторы эффективности предприятия.
Предложены возможные источники формирования собственного капитала сельскохозяйственных предприятий, а также наиболее выгодные источники привлечения финансовых ресурсов. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны банковских кредитов и динамика их роста для всех предприятий Украины и ведущих стран мира.
Ключевые слова: сельское хозяйство; аграрный сектор; земельные ресурсы; государственное регулирование; финансирование; финансовая нестабильность.
Сельское хозяйство в современных условиях является одним из важнейших отраслей отечественной экономики. Из-за повышенной чувствительности к влиянию различных негативных факторов нестабильности, сельское хозяйство нуждается в государственной поддержке.
Таким образом, одним из факторов успешного развития сельского хозяйства является государственная поддержка, ее эффективное внедрение способствует ускорению роста сельскохозяйственного производства и повышению конкурентоспособности отрасли.
Сегодня финансирование большинства сельскохозяйственных предприятий можно считать неудовлетворительным. Многие сельхозпредприятия не в состоянии реализовать принцип самофинансирования не только расширенного, но и простого воспроизводства, что делает инвестиции отрасли непривлекательными. Государственная поддержка на государственном и региональном уровнях – один из факторов успешного развития сельского хозяйства.
Исследованиями государственной поддержки сельскохозяйственного производства занимаются многие ученые. В частности, Андрийчук, В. Бойко, П. Гайдуцкий, Б. Кваснюк, Ю. Лузан, В. Месель-Веселяк, А. Могильный, А. Стельмащук, П. Саблук, Г. Черковский и другие. Они в своих трудах обосновывали необходимость государственной поддержки аграрного сектора, а также предлагали пути совершенствования системы бюджетного финансирования сельского хозяйства.
Несмотря на активные исследования этого вопроса, целесообразно обосновать необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, а также предложения в совершенствовании системы бюджетного финансирования. Теоретико-методологические аспекты проблемы в формирования механизма государственной поддержки сельского хозяйства остаются недостаточно исследованными и требуют дальнейшего углубленного изучения.
Цель и задачи статьи
Целью статьи является рассмотрение особенностей системы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и мер по совершенствованию механизма государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного предприятия.
Задачей статьи является исследовать проблемы развития сельского хозяйства и обобщить пути их решения.
Изложение основного материала исследования
Сельское хозяйство в силу его природно-исторических и экономических особенностей должно стать приоритетной отраслью. Нужно пересмотреть аграрную политику государства, расширить и эффективно реализовать комплексные национальные проекты развития агропромышленного производства, направленные на обеспечение расширенного воспроизводства во всех сферах села и развитие сельских территорий.
Украина обладает значительным земельным потенциалом, который составляет 5,7% территории Европы. Из 60,3 млн. гектаров почти 70% составляют сельскохозяйственные угодья с высоким плодородием.
Условием нормального функционирования процессов расширенного воспроизводства в экономике является наличие финансовых ресурсов. Отсутствие финансовой базы создает проблемы не только простого, но и расширенного воспроизводства. Поиск источников финансирования является основой механизма расширенного воспроизводства, от их свойств во многом зависит структура механизма, особенности его функционирования и эффективность.
Ресурсный потенциал отечественного сельского хозяйства находится на уровне развитых западных стран.
По площади сельскохозяйственных угодий и пашни на одного жителя Украина уступает только Канаде и США и имеет их в 2,5 раза больше чем в странах ЕС. За счет плодородия земель производство зерна на одного жителя у нас превышает на 10-15 процентов показатели США и Канады и почти втрое – стран ЕС.
Вместе с тем начиная с 2013 года в результате ежегодного бесконтрольного наращивания экспорта зерна в страны ЕС затраты его для собственного производства сократилось с 32 до 11,6 процента вместо 40-50 процентов. Что имеют страны ЕС от собственного производства и экспортированного из Украины и других стран.
Исходя из этого, Украина имеет более низкие показатели производственно-экономической деятельности по сравнению с ведущими странами мира.
Производство валового внутреннего продукта в расчете на одного жителя Украины в шесть раз меньше, чем в Польше, и в 12 разов – чем в странах ЕС.
Средняя энергетическая ценность дневной продовольственной корзины украинцев снизилась до 2077 ккал, что составляет лишь 74% рациональной нормы.
Например, зерновой потенциал составляет 88 кг на одного жителя по цене 220 долл. за тонну на сумму 3,2 млрд. долл. И, переработав его на мясную и молочную продукцию, за экспорт 1,7 млн. тонн мясной продукции страна получила 9,9 млрд. долларов. А за экспорт 1,2 млн. тонн молочной – еще 8,8 млрд. долл. Вся сумма экспорта Нидерландов — 18,7 млрд. долл. – почти в шесть раз превышает стоимость закупленного зерна.
Для процесса переработки зерна на мясо и молоко государство привлекает безработную рабочую силу из других стран, в том числе и из Украины. Валовой внутренний доход на одного человека населения в Нидерландах достигает 48754 долл. против 2600 долларов в Украине, то есть больше в 18 раз.
От экспорта 60 млн. тонн зерна по цене 155 долл. за тонну отечественные производители получают 9,3 млрд. долл. выручки, оставляя собственное население без работы и необходимого потребления мясных и молочных продуктов.
На системе импорта зерна и переработки его на мясные и молочные продукты организовано аграрное производство Германии, где при собственном выращивании 38 млн. тонн импорт зерна достиг 9,9 млн. тонн, ВВП на человека составляет 44976 долл. и потребление мяса — 66 кг, молока – 236.
Более чем по 14 млн. тонн зерна импортируют Италия и Испания, гарантируя ВВП на человека в соответствии 32747 и 28354 долл., потребление мяса соответственно 80 и 100 кг, молока — 228 кг.
Совокупно страны ЕС имеют 511 млн. человек населения и производят зерна 274 млн. тонн, то есть 536 кг на одного жителя, импортируют 87 млн. тонн высококачественного зерна из Украины и других стран, и одновременно экспортируют 96 млн. тонн собственного зерна.
Одна тонна зерна из Украины им достается за 155 долл., а экспорт их составляет 250-260 долл. На этой операции страны ЕС еще дополнительно имеют 1,3 млрд. долл.
В противовес странам ЕС ВВП на одного человека в Украине в 2020 году снизился до 2600 долл., что меньше чем в Казахстане – 8756 долл., Монголии — 3620 долл., Армении – 3937 долл., природные и производственные ресурсы, которых не соответствуют украинским.
Единственным выходом на сегодня является сокращение экспорта зерна общим объемом 42 млн. тонн. Это позволит накопить 15 млн. тонн зерна для восстановления национального производства мясной и молочной продукции.
Восстановление полноценной потребительской корзины украинцев, в частности путем увеличения на столе мясных продуктов, быстрее всего достигается наращиванием производства продукции свиноводства. Доказательством преимущества этой отрасли является то, что в Европе поголовье свиней составляет 150 млн. голов.
Производство свинины превышает 20 млн. тонн в год. Цена 1кг свинины составляет 1,6 евро (53 грн), в Украине 130-150 грн. Германия имеет 26 млн. свиней, потребление только свинины на одного человека населения составляет 55 кг, а в целом мяса – 80 кг.
Если 4 млн. тонн отечественного зерна в пропорции 38% пшеницы, 19% ячменя, 26% кукурузы, 17% сои или гороха направить на производство свинины, то даже без минеральных добавок за 180 дней при среднесуточном приросте 500 граммов можно получить 1 млн. тонн живого веса, или готовой к потреблению 700 тыс. тонн свинины.
Такое количество этой продукции повысит ее потребление на одного человека за год на 16 кг, а общий объем потребления свинины достигнет 61,6 кг, что увеличит энергетическую и белковую ценность продовольственной корзины украинцев.
Использование следующих 4 млн. тонн зерна обусловит получение выручки от экспорта свиноводческой продукции в размере 2,5 млрд. долл. вместо выручки за экспорт 4 млн. тонн зерна в Европу в сумме 620 млн. долл. (по цене 155 тыс. долл. за тонну).
Кроме этого, производство 1 млн. тонн живой массы свинины обеспечит работой 300 тыс. человек из числа безработного или экономически неактивного населения страны с месячным доходом 13,6 тыс. гривен.
Для переработки живой массы свинины в различные готовые пищевые продукты будет привлечено еще 500 тыс. человек населения с месячным доходом 10,8 тыс. гривен.
Кроме того, региональные и национальный бюджеты получат 20160 миллионов гривен налогов от сельскохозяйственного производства. И 26646 млн. гривен налогов от перерабатывающей и пищевой промышленности Украины.
Следующие 4 млн. тонн зерна, использованные по этой же схеме, позволят получить доход от экспорта свиноводческой продукции в размере 2,5 млрд. долл. вместо выручки от продажи такого же количества зерна в Европу в сумме 620 млн. долл.
Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что в силу специфики сельского хозяйства предприятия без финансовой поддержки и надлежащей государственной защиты нормально функционировать не могут. Государственная поддержка должна быть направлена на повышение уровня прибыльности аграрных предприятий, обеспечение потребностей населения в качественной продукции и на рост ее экспорта.
В госбюджете на 2021 год была зафиксирована сумма в 4,2 млрд. грн. на поддержку отрасли АПК, из которых 1,2 млрд. грн. предполагалось выделить на программу по удешевлению кредитов. В частности, программа включала:
– компенсацию процентов по кредитам для сельскохозяйственных предприятий, которые имеют ежегодный оборот до 20 млн. грн. Это направление не будет иметь ограничений по целевому использованию кредитов. Государство будет компенсировать до 1,5 учетной ставки НБУ, конечная стоимость кредита для сельхозпроизводителя не будет превышать 5%;
– компенсацию процентов по кредитам, привлеченным на развитие животноводства, в том числе «нишевых» направлений – овцеводство, козоводство, пчеловодство, звероводство и другие. Предполагается, что сумма кредитов не должна превышать 10-15 млн. грн;
– компенсацию процентов по кредитам, привлеченным под покупку земель сельскохозяйственного назначения. Направление будет распространяться на сельхозпроизводителей различных форм хозяйствования. Сумма компенсации процентов не будет превышать 5 млн. грн. в год.
Прямая государственная финансовая поддержка субъектов агропромышленного комплекса Украины осуществляется через механизм удешевления кредитов и компенсацию лизинговых платежей. Удешевление кредитов проводится в режиме кредитной субсидии. И заключается в субсидировании части платы (процентов) за использование кредитов, предоставленных банками в национальной и иностранной валюте.
Компенсация лизинговых платежей заключается в частичном возмещении уплаченных субъектами хозяйствования агропромышленного комплекса лизинговых платежей за приобретенную технику и/или оборудование на условиях финансового лизинга.
При этом следует обратить внимание на то, что государственная поддержка сельскохозяйственного предпринимательства в большинстве стран мира является приоритетным направлением их аграрной политики. Она выступает одним из внешних источников формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий.
Рынок земли, который вводится в стране, имеет немало недостатков, которые отразятся на среднем классе. Недостаточно отражены в законодательстве вопросы защиты интересов фермеров, которые должны были бы стать основой не только аграрной отрасли, но и здоровой и рациональной экономики страны в целом.
Минагрополитики обещает через государственную программу поддержки предпринимательства «Доступные кредиты 5-7-9» – обеспечить финансирование для фермеров дешевым кредитным ресурсом. Но в реальности получается несколько не так.
Упомянутая программа «5-7-9» так и не стала полноценным инструментом поддержки развития бизнеса как аграрного, так и в общем смысле. По обнародованным данным, всего в 4,8 млрд. грн. (15% от выданных по программе кредитов) были именно инвестиционным займам предпринимателям, ради которых была разработана эта программа.
Остальные деньги были потрачены на рефинансирование долгов и кредиты на пополнение оборотного капитала.
В стороне от этой программы остались мелкие и средние аграрии, а фермерских хозяйств в Украине еще в 2019 году насчитывалось около 34 тысяч. Правда, по некоторым данным, их количество сократилось до 32 тысяч.
Обрабатывая менее 40% общей площади угодий Украины, фермеры производят более 60% ее валового сельскохозяйственного продукта. Именно фермеры создают на селе более 100 тысяч рабочих мест (а с учетом сезонности работ в фермерских хозяйствах летом здесь работают и 200-230 тысяч украинцев), платят большую долю налогов в местные бюджеты. Проблему с защитой их интересов фактически признают как практики, так и чиновники страны.
Правительство планирует упростить систему требований к малым фермерам в предоставлении возможности выкупить землю под льготную кредитную ставку. В рамках господдержки на 2021 год 1 млрд. грн. предусмотрено на компенсацию кредитной ставки для аграриев. Эту программу детализируют, чтобы допустить туда малого фермера. Параллельно с НБУ ведутся переговоры об изменении подходов по индексу залога и кредитных требований.
Сельское хозяйство нуждается в долгосрочных финансовых ресурсах. Сегодня практически ни один украинский банк не может предоставлять такие ресурсы, потому что речь идет о земельных кредитах сроком на 5-10 лет. В условиях свободного рынка — это тот оптимальный срок, чтобы вернуть средства за покупку земли.
Давать такое кредитование мог бы специализированный земельный банк — сроком на более чем 5 лет. Под проекты орошения — на 5-10 лет. Только 5% аграриев сейчас имеют возможность получить кредиты в иностранных банках. Поэтому создание земельного банка имеет стратегическое значение для Украины.
Правильным и действенным было бы создание сейчас Государственного земельного банка в кооперации с международными финансовыми институтами.
Еще 4 года назад на Всемирном экономическом форуме в Швейцарии на круглом столе по земле многие крупные международные финансовые институты, были готовы дать Украине деньги под залог государственных земель в рамках такого банка. Передача 5 млн. га государственных земель под залог средств такому банку привела бы в страну $10 млрд. под 1% годовых. Сейчас их раздали почти все общинам, но есть еще земля, вот ее и можно дать в уставный фонд такого банка.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Таким образом, основным условием для ведения расширенного аграрного производства является совершенствование процесса государственного регулирования кредитования аграриев.
Меры государственного содействия сельскому хозяйству должны быть направлены на создание условий, при которых основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей сможет вести воспроизводство на расширенной основе за счет собственных средств, а также при необходимости привлекать и обслуживать заемные средства с целью развития производства.
Государственная поддержка аграриев должна концентрироваться в следующих направлениях:
– разработка стратегии развития аграрной отрасли на долгосрочную перспективу и принятие соответствующей нормативной базы;
– организация равных условий функционирования для всех хозяйствующих субъектов отрасли путем установления единых законодательных правил их функционирования и бюджетной поддержки;
– высокоэффективное строгое целевое использование бюджетных и инвестиционных ресурсов региона;
– совершенствование законодательного, научного, методического, информационного, кадрового, материального и финансового сопровождения сельского хозяйства;
– проведение целостной технологической политики за счет установления единых государственных отраслевых стандартов в сельском хозяйстве, а также контроля над их соблюдением;
– воплощение в жизнь единой политики кредитования отрасли, которая обеспечит условия для расширенного воспроизводства с широким использованием льготного кредитования и субсидирования;
– повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства путем разработки региональных и местных программ привлечения частных инвестиций, предоставления особых налоговых режимов и иных льгот при успешном воплощении в жизнь проектов в сельском хозяйстве.
Автор: Наталья Гвоздей, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, учета и экономической безопасности, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, E-mail: gvozdej@ukr.net, ORCID ID: 0000-0002-7251-7696, https://publons.com/publon/27084765
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.