Почему вместо экспортеров сырья важно поддерживать производителей готовой продукции.
Долгое время роль и значение различных отраслей производства товаров и услуг в украинской экономике оценивались по их доле в экспорте или общем выпуске продукции. Это служило поводом для их владельцев настаивать на необходимости предоставления им различных преференций за счет государства или смежных отраслей.
А любые попытки пересмотреть статус-кво наталкивались на апокалипсические прогнозы, на случай принятия соответствующих решений. Именно учитывая их интересы, десятилетиями проводилась внешнеэкономическая политика, заключались соглашения с другими государствами и международными организациями.
Основными выгодополучателями от такой политики были компании, занимавшиеся добычей полезных ископаемых, производством сельскохозяйственного сырья или металлургических полуфабрикатов, «тяжелой» химии. Это отрасли с самыми низкими затратами на оплату труда – а следовательно, и связанными с ними отчислениями в бюджеты и социальные фонды.
Однако поскольку кто-то все-таки должен их наполнять, эти платежи ложились на остальные отрасли. Ими преимущественно становились те направления, которые имели большую глубину переработки и удельный вес заработной платы в продуцированной добавленной стоимости. В то же время о содействии государства их развитию, продвижении экспорта производимой ими продукции или хотя бы их защите от нашествия импорта все эти годы речь не шла.
В итоге через три десятилетия мы получили сырьевую трансформацию украинской экономики и экспорта, которая прогрессирует, а в то же время и ежегодно все более сложную ситуацию в большинстве отраслей с более глубокой переработкой.
Но объективная ограниченность потенциала сырьевых секторов в наращивании производства на фоне упадка обрабатывающих отраслей неумолимо вела к сокращению эффективной занятости, нарастанию проблем с наполнением, как бюджетов, так и Пенсионного фонда, недофинансированию большинства видов инфраструктуры и общему снижению конкурентоспособности украинской экономики.
А значит, и стремительному росту количества украинцев, вынужденных искать заработки за пределами страны. Надежды, что ситуация исправится за счет «невидимой руки рынка», оказались напрасными.
Поэтому выход из нынешнего тренда деградации структуры украинской экономики и переход ее к динамичному росту полностью зависит от того, произойдет ли переосмысление государственных приоритетов в пользу поддержки отраслей с большей глубиной переработки и удельным весом затрат на оплату труда. Именно от этого зависит не только достаток миллионов украинских семей, но и финансовая способность государства выполнять свои обязательства и будущее страны в целом.
Не количеством, а качеством
Стоимость конечного продукта, который производят разные отрасли, формируется из двух основных составляющих: промежуточного потребления товаров и других услуг как отечественных, так и иностранных поставщиков, и добавленной в этой области стоимости, которая затем распределяется на заработную плату и прибыль. Из последних двух, в свою очередь, уплачиваются соответствующие налоги на доходы и отчисления. А вместе с налогами на производство и импорт (за вычетом незначительных в Украине субсидий для производителей) они составляют валовой внутренний продукт.
В общем, произведенная в 2019 году (более свежие данные пока отсутствуют) добавленная стоимость в украинской экономике, по данным Госстата, составила 3,4 трлн. грн. Из них около половины – 1,73 трлн. грн. – это фонд «белой» оплаты труда наемных работников, в том числе налоги и социальные отчисления с нее. Налогов на производство и импорт было уплачено 596,4 млрд. грн.
Однако в разрезе отдельных отраслей вклад в создание валовой добавленной стоимости (ВДС), оплаты труда наемных работников, а также уплаты налогов существенно отличается от того веса, который отдельные отрасли имеют в выпуске продукции. Соответственно, существенно различается вклад соответствующих отраслей в формирование, как достатка украинского общества, так и поступлений в государственный бюджет и социальные фонды, прежде всего пенсионный.
Например, пищевая промышленность генерирует добавленную стоимость вдвое больше, чем металлургия и выплачивает более чем вдвое больше официальной заработной платы. Подобная ситуация складывается и если сравнивать с добычей металлических руд, где на треть больший объем добавленной стоимости по сравнению с пищевой промышленностью и выплата «белых» заработных плат вдвое меньше.
В то же время на сельское хозяйство, которое продуцировало 10,5% добавленной стоимости, пришлось лишь 2,4% всех налогов на производство и импорт и 4,7% выплат заработной платы, а, следовательно, и связанных с ней налогов и отчислений. Причем учитывая отсутствие данных в разрезе отдельных отраслей аграрного сектора еще хуже ситуация в отношении производителей зерна и масличных, она существенно затушевывается.
Аналогичным является положение дел и в других секторах. По объемам созданной добавленной стоимости такие, казалось бы, небольшие отрасли украинской промышленности, как деревообрабатывающая и легкая промышленности вместе взятые, уже сейчас почти приравнялись к металлургии. Хотя по общей стоимости произведенной или экспортируемой продукции и в разы уступают ей. А машиностроение (транспортное, производство оборудования, электронной продукции) существенно превышает ВДС в металлургии.
Когда же речь идет об удельном весе соответствующих отраслей в «белой» оплате труда и поступлении соответствующих отчислений в бюджет и социальные фонды, то роль этих отраслей еще выше. Например, на такие отрасли, как деревообработка, легкая, фармацевтическая, производство стройматериалов, стеклоизделий и керамики, приходится почти столько же выплат заработных плат, как и в металлургической промышленности. А четыре отрасли машиностроения и приборостроения выплачивают заработных плат значительно больше, чем металлургия.
Иначе говоря, пока одни отрасли с более глубокой переработкой платят налоги и вносят значительный вклад в формирование «белых» доходов украинцев, вклад других – тех, что экспортируют сырье или полуфабрикаты – значительно меньше. Поэтому развитие таких отраслей, как деревообработка, различные отрасли машиностроения, металлообработка, легкая промышленность или фармацевтика, имеет несравненно больший потенциал для достатка страны и способности бюджета, чем таких вроде флагманов, как добыча металлических руд, металлургия или сельское хозяйство.
Но при нынешней модели налогообложения государство фактически стимулирует экспорт сырья, возлагая основное бремя уплаты налогов и социальных отчислений на отрасли с более глубоким уровнем переработки. Между тем природная рента от сырьевых отраслей обходит государственный бюджет и присваивается узким кругом владельцев активов в соответствующих отраслях. Причем проблема заметнее еще и тем, что даже налоги на основную часть прибыли от такой деятельности уплачиваются не в Украине, а в оффшорах и других странах.
При этом именно отрасли с большей глубиной переработки, обеспечивают несравненно большую занятость, выплаты заработных плат и бюджетных платежей, сложилась наиболее критическая ситуация с засильем импорта, особенно из динамичных азиатских стран. Например, только официальный импорт продукции легкой промышленности в 2020 году составил $2,7 млрд. при объеме выпуска всеми украинскими предприятиями отрасли в $0,9 млрд.
Так же импорт продукции металлообработки в 2020 году достиг $0,9 млрд. при внутреннем производстве всего $1,8 млрд. Но еще более критичным является положение дел с продукцией машиностроения. При импорте на $18,2 млрд. внутреннее производство составляло лишь $6,4 млрд.
На фоне претензий на статус «аграрной сверхдержавы» Украина остается крупным импортером ряда продуктов пищевой промышленности со значительной добавленной стоимостью. При экспорте больших объемов железной руды и металлургических полуфабрикатов Украина одновременно является импортером немалых объемов несложной продукции металлообработки.
Массово завозятся из других стран не только более или менее сложные металлоконструкции, но и обычные изделия. Такие как винты, гайки, цепи, проволока, тросы, канаты, решетки, сетки, гаечные ключи, пилы, лопаты, грабли, топоры, столовые и кухонные изделия, сантехническое оборудование.
Между тем в промышленных городах Юго-востока обостряется проблема безработицы. Так же ежегодно импортируются все большие объемы бытовой техники и электротоваров, притом, что большая часть персонала украинского машиностроения находится в режиме неполной занятости.
При этом замещение импорта соответствующих товаров украинскими производителями, в том числе малым и средним бизнесом, способны были бы создать поле для деятельности не одной сотни новых малых и средних компаний и обеспечить десятки, а то и сотни тысяч новых рабочих мест.
Здоровое импортозамещение
Распространенное в Украине неприятие импортозамещающих производств, если они не способны предложить товары, которые превосходили бы лучшие мировые аналоги, является опасным максимализмом. Из-за него мы платим экономическим топтанием на месте. Экономические подъемы во всех странах начинались с осознания «мы можем делать не хуже, но дешевле, чем конкуренты», которые доминировали тогда на соответствующих как мировых, так и национальных рынках.
В то же время там, где комплекс экономической неполноценности является укоренившимся, динамичного роста быть не может. Однако такие страны обреченные на концентрацию в добыче и экспорте сырья и покупке готовых товаров у «лучших» производителей.
Ряд стран Азии, особенно Дальнего Востока, которые еще 10-20 лет назад находились в значительно худших условиях, обеспечили себе стремительные темпы наращивания производства благодаря привлечению лицензий и технологий для не самых новых образцов продукции. Это дало им возможность повысить занятость и уровень доходов своих граждан, создать платежеспособный внутренний рынок и обросший «экономическими мускулами» бизнес.
При этом они обеспечили себе стремительные темпы наращивания производства, занятости и уровня доходов своих граждан.
История успеха украинского малого и среднего бизнеса, особенно того, который будет только формироваться, имеет наибольшие шансы стартовать именно с отвоевания доли на внутреннем рынке.
Ведь создание новых экспортоориентированных производств сейчас является сложным для малого и даже значительной части среднего бизнеса. Особенно когда речь идет о выходе на нетрадиционные для соответствующих отраслей отдаленные рынки. Поэтому именно после успеха на внутреннем рынке и необходимого наращивания «мышц» таким бизнесом могла бы идти речь и о выходе таких отечественных компаний на внешние рынки.
Конечно же, импортозамещение в Украине не имеет и не может сводиться к стремлению автаркии (самодостаточности), присущей странам, стремящимся к самоизоляции. Оно должно базироваться на здравом уме и необходимости преодоления чрезмерных и неоправданных масштабов зависимости собственного рынка от импорта широкой номенклатуры потребительских товаров. Ведь существенную часть ввозимых промышленных товаров составляют те, которые мы закупаем в странах с уже сейчас более дорогими, чем наши, трудовыми ресурсами и более низким уровнем безработицы.
Кроме пересмотра режима товарооборота с партнерами, с которыми мы имеем наиболее диспропорциональную торговлю, в том числе и в разрезе товарных групп, государство могло бы стимулировать внутреннее производство готовых товаров через значительные лизинговые и кредитные программы для граждан и компаний. При этом они должны распространяться на производимые в стране товары с высоким уровнем локализации (от 50 %), который бы постоянно рос.
Важно также предоставлять таким производителям кредиты в национальной валюте на условиях, не хуже тех, на которых их привлекают основные иностранные конкуренты. Стоит также предусмотреть налоговые каникулы для вновь создаваемого бизнеса и новых производственных линий уже имеющихся компаний. Источником средств для этого должно стать усиление налогообложения импорта и кардинальное увеличение ренты на сырьевые отрасли. Ведь как природные ресурсы, так и земля являются национальными богатствами всей страны.
Доходы от них до сих пор присваиваются узким кругом людей и преимущественно выводятся за пределы страны. Критически необходимо также снижение, а то и полная отмена НДС на продукцию сырьевых отраслей, особенно ту, которая на 60-80%, а иногда и больше экспортируется за границу.
Ведь те, кто экспортирует полезные ископаемые или сельскохозяйственное сырье, платят не очень много этого налога из-за незначительного промежуточного потребления продукции других отраслей. Но при этом при экспорте получают 20% возмещения НДС, который является важным стимулом для такого экспорта.
Однако отсутствие НДС на руды, зерно или масличные должно снижать их стоимость для потребителей и переработчиков этих товаров внутри страны и уменьшать на 20% доходность их экспорта в необработанном виде. При этом потери для бюджета будут незначительными, а эффект для украинской экономики и особенно ее отраслей с более глубокой переработкой – очень значительным.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.