05.08.2019 – В Украине годовая потребительская инфляция снизится до 6.3% к концу этого года и достигнет целевого диапазона (5 ± 1%) в начале 2020 года, а среднесрочной цели 5% – в конце 2020 года. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.
Базовая инфляция продолжит замедляться до 5.5% в текущем году и до 3.8% в следующих годах под воздействием жесткой монетарной политики, увеличения предложения продовольственных товаров, постепенного снижения темпов роста заработных плат и низкой импортируемой инфляции.
Административные цены продолжат расти высокими темпами из-за дальнейшего доведения цен на табачную и алкогольную продукцию до европейских уровней.
Действие ряда временных шоков, которые отклоняли инфляцию от цели в 2017-2018 годах, постепенно будет уменьшаться. Соответственно потребительская инфляция продолжит снижаться и вернется в целевой диапазон в начале следующего года. Замедление прогнозируется по всем ее основным компонентам.
Продолжение проведения жесткой монетарной, сдержанной фискальной политики и ослабление давления со стороны внутреннего спроса также будут способствовать замедлению роста цен и уже отразились в снижении инфляционных ожиданий. Заякорению последних также будет способствовать публикация прогноза учетной ставки, которая обозначит намерения НБУ по удержанию жестких монетарных условий в течение периода, достаточного для снижения инфляции к цели.
Умеренная волатильность обменного курса вместе с низкой инфляцией в странах – ОТП будет ограничивать рост импортируемой (в частности одежды и обуви) и соответственно базовой инфляции (в 2019 году снизится до 5.5%). Замедление роста заработных плат в экономике вследствие уменьшения разрыва с зарплатами в соседних странах будет определять снижение темпов роста стоимости рыночных услуг в прогнозном периоде.
Однако последние все еще будут расти быстрее, чем другие компоненты базовой инфляции, отражая эффект Балассы-Самуэльсона. Более подробно описано во Вставке 3. “Связь между производительностью труда, реальной зарплатой и инфляцией”.
В среднесрочной перспективе базовая инфляция замедлится примерно до 4% даже в условиях смягчения монетарной политики, отражая, прежде всего снижение давления со стороны внутреннего спроса.
Низкие производственная инфляция на фоне вялого внешнего спроса и цены на импортируемый природный газ также будут поддерживать дезинфляционный тренд.
Благоприятные погодные условия и рост урожайности будут определять низкую продовольственную инфляцию (в том числе и через вторичные эффекты на компоненты базовой инфляции). Однако по отдельным товарам (мясная и молочная продукция) ожидается все еще довольно заметный рост цен из-за отражения соответствующих тенденций на мировых рынках.
Цены на сырые продовольственные товары будут расти достаточно умеренными темпами (3-4%) в прогнозном периоде. В текущем году отдельные шоки предложения компенсируют друг друга. Так рост цен на фрукты (вследствие менее благоприятных условий их выращивания) нивелирует снижение цен на овощи нового урожая, которое ожидается на фоне значительного роста цен на них в прошлом году.
Несмотря на замедление роста административно-регулируемых цен, они все еще будут повышаться больше всех компонентов инфляции, прежде всего из-за доведения цен на табачную и алкогольную продукцию до европейских уровней. В 2019 году благодаря благоприятной ситуации на европейском спотовом рынке газа и укреплению обменного курса гривны цены на газ для населения почти не изменятся.
В 2020-2021 годах ожидается соблюдение импортного паритета, что будет определять подорожание цен на газ на 7-11%.
Стоимость топлива в 2019 году благодаря относительно стабильной цене на нефть на мировых рынках и низкой волатильности обменного курса гривны будет способствовать снижению инфляции, в том числе через влияние на себестоимость прочих товаров и услуг. В дальнейшем прогнозируется рост цен на топливо около 5% ежегодно.
Прогноз инфляции не изменился по сравнению с предыдущим Инфляционным отчетом, однако были пересмотрены отдельные ее компоненты. В том числе прогноз базовой инфляции в 2019 году пересмотрен в сторону увеличения (на 0.5 п.п.) из-за более высоких, чем ранее ожидалось, темпов роста заработных плат.
В то же время административно-регулируемые цены будут расти медленнее, чем ожидалось (на 1.1 п. п.), Из-за более низких цен на импортируемый газ, а также ограничений правительством цен на электроэнергию для населения путем возложения специальных обязанностей на отдельные участники рынка электрической энергии.
Спрос и выпуск
Экономический рост в текущем году замедлится до 3% из-за охлаждения мировой экономики, однако ускорится в последующие годы (до 3.2% и 3.7% в 2020-2021 годах соответственно) благодаря смягчению монетарной политики и восстановлению внешнего спроса.
Инвестиции в основной капитал продолжат расти высокими темпами хоть и будут замедляться, и будут направляться, прежде всего, в экспортноориентированные отрасли и энергетику.
Темпы роста частного потребления снизятся из-за постепенного замедления роста реальных заработных плат в Украине благодаря уменьшению разрыва с зарплатами трудовых мигрантов.
Несмотря на сдерживающую монетарную и фискальную политику, внутренний спрос будет оставаться стабильно высоким в текущем году. Замедление экономического роста до 3% в 2019 году (после 3.3% в 2018 году) будет определяться низкими темпами роста ВВП стран – ОТП. В то же время существенная поддержка экономической активности ожидается со стороны благоприятных условий торговли, а также ожидаемого очередного рекордного урожая зерновых в Украине.
Рост частного потребления в текущем году хоть и замедлится (до 5.2%), но его вклад в экономический рост останется крупнейшим из-за высоких темпов роста заработных плат и пенсионных выплат. В 2020-2021 годах восстановление кредитной активности на фоне существенного смягчения монетарных условий будет стимулировать как частное потребление, так и инвестиционную деятельность.
Рост инвестиций в основной капитал также замедлится — до 9% в текущем и около 7% в следующих годах, однако их соотношение к ВВП останется почти неизменным (около 17%), что соответствует докризисному уровню. Инвестиционная деятельность стимулируется потребностью в модернизации и наращивании производства в экспортно-ориентированных отраслях (прежде всего в сельском хозяйстве, добывающей промышленности, металлургии) и энергетике (в том числе возобновляемые источники энергии).
В 2019-2021 годах продолжится сокращение отрицательного вклада чистого экспорта в ВВП. Однако в 2019 году такое сокращение будет незначительным из-за увеличения импорта природного газа для формирования резерва на случай прекращения транзита газа территорией Украины. С 2019 года ожидается возобновление роста экспорта, прежде всего благодаря наращиванию поставок зерновых, продукции металлургии, а также железной руды.
В 2020 году темпы роста экспорта несколько замедлятся из-за меньших объемов транзита газа территорией Украины. Рост импорта стимулируется оживленным потребительским и инвестиционным спросом и в то же время ограничивается постепенным сокращением объемов закупки газа за рубежом.
По сравнению с апрельским макроэкономическим прогнозом НБУ повысил прогноз темпов экономического роста на 2019 (до 3% с 2.5%) и 2020 (до 3.2% с 2.9%) годы в связи с благоприятными условиями торговли и ожидаемым рекордным урожаем зерновых. Дополнительным фактором будет выступать более устойчивый внутренний спрос.
В частности, высокие темпы роста частного потребления обусловлены более медленным снижением давления со стороны заработных плат и дополнительным увеличением пенсий. Повышение прогноза инвестиционной активности связано с меньшим сдерживающим влиянием избирательного цикла, чем ожидалось в предыдущем Инфляционном отчете.
Оценка факторов потенциального уровня ВВП и циклической позиции экономики Украины
Темпы роста потенциального ВВП будут ускоряться, и достигнут 4% в 2021 году, и в дальнейшем будут сохраняться на этом уровне. Основным драйвером роста будет оставаться общая производительность факторов производства, что постепенно будет приближаться к уровню более развитых экономик в соседних странах. Более стремительные темпы потенциального экономического роста возможны лишь при условии существенного ускорения реформ, нацеленных на улучшение бизнес-среды.
Несмотря на сокращение темпов роста инвестиций в прогнозном горизонте, вклад капитала в изменение потенциального ВВП будет оставаться положительным (основные фонды будут обновляться быстрее, чем изнашиваются старые).
Как и в предыдущие годы, отрицательный вклад рабочей силы будет сдерживать рост потенциального ВВП на всем прогнозном горизонте. Это обусловлено, прежде всего, нехваткой работников рабочих профессий, а также естественным сокращением населения. В то же время, этот отрицательный вклад будет существенно ниже, чем в предыдущие годы, вследствие замедления миграционных процессов. Также на показателе вклада рабочей силы положительно отражаются последствия пенсионной реформы, способствовавшей повышению занятости.
В течение II–III кварталов 2019 года ожидается положительный разрыв ВВП вследствие улучшения условий торговли и рекордного урожая зерновых. В 2020 году ожидается возвращение к небольшому отрицательному разрыву ВВП (около 0.5% от потенциального ВВП) из-за ухудшения условий торговли, все еще слабого внешнего спроса и лаговых эффектов жесткой монетарной и фискальной политики.
Доходы населения и безработица
Доходы населения будут расти все еще высокими темпами, однако будут замедляться во всем прогнозном периоде. В 2019 году этому будет способствовать рост экономики и усиленная конкуренция работодателей за рабочую силу в условиях снижения ее предложения из-за трудовой миграции.
Однако разрыв в заработных платах на внутреннем рынке и рынках труда ближайших стран будет постепенно сокращаться, что уменьшит стимулы для трудовой миграции и будет выравнивать диспропорции на рынке труда.
Начиная с 2019 года уровень безработицы (по методологии МОТ) несколько снизится и стабилизируется на природном уровне – около 8.5%. Снижению будут способствовать большие стимулы к трудоустройству, как за счет роста заработных плат, так и стимулов по приобретению необходимого рабочего стажа для получения пенсий в соответствии с требованиями нового пенсионного законодательства.
Фискальная политика
В 2019-2021 годах фискальная политика будет относительно жесткой из-за необходимости значительных погашений государственного долга. Дефицит сводного бюджета составит 1.5% ВВП, а структурный дефицит (без учета расчетов НБУ) будет ежегодно уменьшаться на фоне расширения отрицательного разрыва ВВП. Соответственно ожидается отрицательный фискальный импульс, что будет сдерживать рост совокупного спроса и инфляцию.
Темпы роста доходов СЗДУ в текущем году будут соответствовать росту номинального ВВП (около 13%). Однако благодаря все еще высоким темпам роста номинальной заработной платы больше всех доходов дадут бюджетные поступления от НДФЛ (почти на 17%), а также поступления от ЕСВ, направляемые в бюджет пенсионного фонда.
По отдельным налогам ожидается недовыполнение плана поступлений (в частности, от НДС с ввезенных на территорию Украины товаров), однако они частично будут компенсированы поступлениями от перечисления части прибыли НБУ, в этом году выросли на 45.5%, или 1.6% ВВП.
Даже в условиях двойных выборов 2019 года рост расходов СЗДУ будет умеренным (около 12%). В то же время ускорение роста расходов социального характера ограничит объемы капитальных расходов, уровень которых не будет превышать 4% ВВП.
Уровень государственного и гарантированного государством долга к ВВП продолжит снижаться за счет сохранения первичного профицита бюджета (более 1% ВВП ежегодно), высоких темпов роста номинального ВВП на фоне низкой волатильности обменного курса.
Платежный баланс
В 2019 году дефицит текущего счета сократится до 2.6% ВВП благодаря рекордному урожаю зерновых, благоприятным условиям торговли, а также снижению выплат дивидендов.
В 2020-2021 годах дефицит текущего счета будет расширяться вследствие снижения объемов транзита газа, ухудшения условий торговли и увеличения потребительского и инвестиционного импорта, в то же время дефицит будет сохраняться в приемлемых пределах.
Продолжится приток капитала в государственный и частный сектор благодаря высоким процентным ставкам, увеличению аппетита международных инвесторов к рисковым активам и подписанию новой программы с МВФ.
На прогнозном горизонте дефицит текущего счета будет сохраняться на уровне 2018 года (3.3% ВВП), хотя и будет колебаться в отдельные годы из-за ряда идиосинкратичных факторов. Такие колебания не будут превышать ±1% п.п. от приемлемого уровня дефицита (по оценкам НБУ — около 3% ВВП), что свидетельствует об отсутствии значительных дисбалансов во внешней позиции.
Темпы роста экспорта товаров в 2019-2021 годах постепенно будут замедляться (с 9% в 2018 году до 2% в 2021 году) – из-за вялого внешнего спроса и ухудшения условий торговли в 2020-2021 годах. В то же время рост экспорта будут поддерживать хорошие урожаи зерновых, наращивание поставок пищевой (благодаря дальнейшему освоению рынков ЕС) и металлургической продукции, электромеханического оборудования, вагонов.
Темпы роста импорта товаров в 2019-2021 годах также снизятся (с 13% в 2018 году до 4-5%) прежде всего за счет энергетической составляющей, благодаря как уменьшению потребления природного газа, так и наращиванию его добычи. В 2019 году этому также будет способствовать падение цен на газ, обусловленное факторами спроса (теплая зима в Европе) и предложения (прежде всего за счет стремительного наращивания производства в США и России).
К предположениям этого прогноза закладывается покупка дополнительных объемов газа в преддверии отопительного сезона 2019/2020 годов из-за угрозы прекращения транзита газа Россией в I квартале 2020 года.
Неэнергетический импорт будет замедляться не так быстро вследствие сохранения устойчивого внутреннего спроса. Это отразится, прежде всего, на увеличении поставок продукции машиностроения, химических изделий и пищевой продукции. В то же время замедление темпов роста реальных доходов населения, удовлетворение большей части потребностей в обновлении основных фондов, а также прекращение ревальвации РЕОК обусловят сужение спроса на импортные товары.
Профицит торговли услугами будет сохраняться на всем прогнозном горизонте из-за высоких темпов роста экспорта IT услуг. Однако в 2020-2021 годах этот профицит сократится вследствие существенного снижения объемов транзита газа.
Денежные переводы от трудовых мигрантов будут расти в 2019-2021 годах благодаря повышению их доходов за границей. В то же время, количество трудовых мигрантов будет оставаться почти неизменным вследствие конвергенции заработных плат и насыщения рынка труда.
В 2019-2021 годах выплаты по начисленным дивидендам снизятся по сравнению с 2018 годом благодаря привлекательным финансовым условиям в Украине.
В 2019-2021 годах продолжится приток капитала, как в государственный, так и частный секторы, что полностью профинансирует дефицит текущего счета. Этому будут способствовать сохранение привлекательных процентных ставок на фоне более мягкой политики ведущих центральных банков, а также подписание новой программы с МВФ.
К 2021 году ожидается прекращение роста наличной валюты вне банков благодаря низкой волатильности обменного курса и снижению инфляционных ожиданий на фоне сохранения привлекательности финансовых инструментов в национальной валюте.
Начало новой программы сотрудничества с МВФ в конце 2019 года будет способствовать дальнейшему притоку капитала от других официальных кредиторов, а также размещению ОВГЗ на выгодных условиях. В отличие от предыдущих лет, ожидается рост объемов ОВГЗ, номинированных в гривне, в собственности нерезидентов как из-за снижения премии за риск в Украине, так и увеличения стремления инвесторов к риску на фоне ожиданий проведения более мягкой монетарной политики ведущими ЦБ.
Благодаря чистым поступлениям средств в рамках новой программы МВФ международные резервы вырастут до 23 млрд. долл. по состоянию на конец 2021 года (3.3 месяца импорта будущего периода).
По сравнению с прогнозом, опубликованным в апреле, дефицит текущего счета сократился на всем прогнозном горизонте. Основными факторами пересмотра прогноза стали больший экспорт зерновых и лучшие условия торговли (высокие цены на руду и низкие цены на газ).
Дополнительными факторами такого пересмотра были увеличение поступлений от трудовых мигрантов из-за повышения прогноза номинального ВВП Польши и снижения выплат дивидендов.
В то же время некоторые компоненты текущего счета были пересмотрены в сторону расширения его дефицита. Объемы экспорта черных металлов снизилась на фоне дальнейшего обострения торговой войны между США и Китаем. Также рост внутреннего спроса оказался большим, чем ожидалось, что отразилось на просмотре импорта продукции машиностроения, пищевой продукции и продукции химической промышленности.
В 2019-2020 годах был снижен чистый приток капитала в частный сектор из-за меньших, чем ожидалось объемов продажи населением иностранной наличности. В то же время приток капитала в государственный сектор в 2019 году ожидается несколько выше. Прежде всего, это связано со сменой стратегии правительства, замещающего валютный долг гривневым на фоне повышения готовности к риску иностранными инвесторами.
В результате сводный баланс останется близким к нулю на всем прогнозном горизонте, а повышение резервов к 23 млрд. долл. на конец 2021 года будет обеспечиваться чистыми поступлениями средств от МВФ.
Монетарные условия и финансовые рынки
Уменьшение инфляционного давления и улучшения инфляционных ожиданий будут обеспечивать условия для постепенного смягчения монетарной политики.
Прогнозируется стабилизация РЭОК гривны в 2020-2021 годах после его существенного укрепления в 2016-2019 годах. Текущий уровень обменного курса гривны согласуется с фундаментальными факторами.
Профицит ликвидности банковской системы будет сохраняться и в дальнейшем.
Ужесточение монетарной политики будет постепенно ослабляться из-за условий устойчивого снижения инфляционного давления и улучшения инфляционных ожиданий. По мере дезинфляции ключевая ставка в реальном выражении будет снижаться с текущей (10%) до нейтрального уровня (около 3%) в 2021 году.
Соответственно, учетная ставка снизится до 8% в 2021 году. Наиболее стремительное снижение ставки ожидается в течение 2020 года вместе с возвратом инфляции до целевого диапазона и улучшением инфляционных ожиданий.
Реализация проинфляционных рисков может обусловить более медленное снижение процентной ставки до 8%. В то же время при увеличении спроса нерезидентов на гривневые ОВГЗ и ревальвационное давление, возможно более быстрое снижение учетной ставки по сравнению с базовым сценарием. Подробнее о возможной реакции учетной ставки на реализацию отдельных рисков представлено в разделе «Риски прогноза».
Смягчение монетарной политики будет способствовать стабилизации РЭОК гривны в 2020-2021 годах после ее укрепления в 2016-2019 годах. По оценкам НБУ обменный курс согласуется с фундаментальными факторами, а приемлемый дефицит текущего счета на прогнозном горизонте не создает существенных рисков. Соблюдение режима плавающего обменного курса вместе с валютной либерализацией снижает вероятность накопления валютных дисбалансов.
Рост наличных денег в обращении и значительные выплаты правительства по внешним долгам обуславливают постепенное сужение профицита ликвидности банковской системы и переход к дефициту в 2021 году. Предполагается, что финансирование внешних выплат будет осуществлено за счет привлечения правительством средств на внутреннем рынке и последующей покупки валюты. Это частично будет компенсироваться покупкой НБУ иностранной валюты для пополнения резервов.
Дальнейшее развитие безналичных расчетов в определенной степени будет компенсировать рост транзакционного спроса на наличные. Он будет расти медленнее, чем номинальные потребительские расходы, а соотношение М0 к ВВП продолжит снижаться – до 9.5% на конец 2019 года, что соответствует цели относительно уровня наличности в экономике, до 8.9% в 2021 году.
Вставка 5. Публикация прогноза учетной ставки
В этом Инфляционном отчете Национальный банк начинает регулярную публикацию прогноза учетной ставки. Этот шаг является следующим (после обнародования итогов дискуссии членов КМП по уровню учетной ставки) в повышении прозрачности и предсказуемости монетарной политики. Ранее Национальный банк предоставлял информацию о возможных изменениях учетной ставки в описательной форме, сообщая о намерениях своей политики (forward guidance) в пресс-релизах и инфляционном отчете.
Национальный банк начинает регулярную публикацию прогноза учетной ставки среди показателей собственного макроэкономического прогноза. Это будет способствовать повышению понятности и предсказуемости монетарной политики для участников рынка; усилению действенности влияния ключевой ставки на рыночные процентные ставки и инфляцию; уменьшению премии за риск.
Про такие позитивные последствия решения относительно публикации прогноза ключевой ставки свидетельствует опыт семи центральных банков – таргетеров инфляции: Чехии, Грузии, Новой Зеландии, Исландии, Израиля, Норвегии, Швеции.
Публикация прогноза ставки является следующим шагом после обнародования итогов дискуссии членов КМП США относительно уровня учетной ставки в повышении прозрачности и предсказуемости монетарной политики. Ранее Национальный банк предоставлял информацию о возможных изменениях учетной ставки в описательной форме, сообщая о намерениях своей политики (forward guidance) в пресс-релизах и инфляционном отчете.
Отныне будущая ожидаемая траектория процентной ставки, что согласуется с прогнозами других макроэкономических переменных и прежде всего инфляции, что идет к своей цели, в явном виде будет отображаться в Инфляционном отчете и других документах НБУ.
Это будет способствовать:
улучшению понимания экономическими агентами будущей монетарной политики Национального банка и его макроэкономических прогнозов. Соответственно за счет большей осведомленности они смогут принимать более взвешенные инвестиционные решения;
усилению действенности влияния ключевой ставки на рыночные процентные ставки, стоимость финансовых ресурсов и инфляцию. Так, обладая более широкой информацией о логике принятия монетарных решений в центральном банке, участники финансового рынка смогут адаптировать свои ожидания относительно будущей стоимости финансовых ресурсов. Таким образом, НБУ определенным образом сможет влиять на всю кривую доходности;
уменьшению премии за риск, в связи с повышением уровня понятности и предсказуемости монетарной политики;
повышению качества процесса принятия решений в Национальном банке в части аналитической поддержки и дискуссии членов КМП с фокусировкой на формулирование среднесрочного видения монетарной политики.
Такие позитивные последствия решения относительно публикации прогноза ключевой ставки свидетельствует опыт семи центральных банков – таргетеров инфляции: Чехии, Грузии, Новой Зеландии, Исландии, Израиля, Норвегии, Швеции.
В частности центральный банк Швеции (Риксбанк), через десять лет после начала публикации прогноза ключевой ставки подчеркивал, что раскрытие такой информации способствовало улучшению понимания участниками рынка намерений монетарного регулятора, совершенствованию прогнозного процесса и процесса принятия решений в самом центральном банке. Важно, что все опасения, которые возникали перед началом обнародования прогноза ключевой ставки, не реализовались и были опровергнуты (Riksbank Studies, June 2017).
По оценке Holmsen, Qvigstad, Røisland and Solberg-Johansen (2008), обнародование прогноза ключевой ставки центральным банком Норвегии имело положительное влияние на повышение уровня доверия к монетарному регулятору и ожидания участников рынка относительно стоимости финансовых ресурсов.
Динамика форвардных процентных ставок на срок до одного года почти полностью совпадает с прогнозом ключевой ставки. Однако в долгосрочном периоде отклонение увеличивается, что естественно объясняется ростом неопределенности. Как следствие, предположения участников рынка отличаются от предположений центрального банка, что приводит к смещению траектории форвардных ставок.
Однако это не свидетельствует об отсутствии доверия к монетарному регулятору, а доказывает, что аналитики продолжают разрабатывать собственные прогнозы и не базируют свои решения исключительно на оценках центрального банка.
Аналогичный вывод делает и центральный банк Исландии (Monetary Bulletin, 2007-3). Уже через полгода после первого обнародования прогноза ключевой ставки наблюдалась “заякоренность” краткосрочных ожиданий участников рынка.
Примером успешного опыта публикации прогноза ключевой ставки среди стран с развивающимся рынком является центральный банк Грузии. После публикации прогноза ключевой ставки оказалось, что ранее рынок переоценивал будущее ужесточение монетарной политики и ожидал более высокие процентные ставки по ценным бумагам в национальной валюте.
Как следствие, информация о намерениях центрального банка способствовала пересмотру участниками рынка своих ожиданий и снижению долгосрочных процентных ставок. Кривая доходности по государственным ценным бумагам сместилась вниз (Monetary Policy Report, November 2016).
В то же время, многие монетарные регуляторы все еще воздерживаются от обнародования такой информации. Их останавливают опасения, что рынок может неправильно интерпретировать прогноз ключевой ставки – как обязательства центрального банка неукоснительно соблюдать его. Соответственно отклонения от прогноза будут подрывать доверие к монетарной политике.
Такого неправильного восприятия прогноза, возможно, избежать путем налаживания эффективной системы коммуникаций с финансовым рынком. Важно, чтобы участники рынка правильно интерпретировали прогноз учетной ставки и понимали, что он не является обязательством НБУ следовать опубликованной траектории.
Решения правления относительно уровня учетной ставки могут отклоняться от опубликованной ранее прогнозной траектории, что может быть связано с изменениями в оценке рисков для достижения целей НБУ. Прежде всего, целей по инфляции, появлением внутренних и внешних факторов, которые не были предусмотрены в макроэкономическом прогнозе, и вызванным ими соответствующим отклонением других показателей от прогноза.
Кроме того, если будут меняться прогнозные предположения (а так происходит в каждом прогнозном цикле), то для приведения инфляции к цели Национальный банк может пересматривать и прогноз учетной ставки. Например, с третьего квартала 2017 года в связи с нарастанием инфляционного давления прогнозная траектория учетной ставки пересматривалась в каждом квартале в сторону повышения.
Решения о проведении более жесткой монетарной политики соответствовали необходимости снижения инфляции и ее приближению к цели. Чтобы подчеркнуть неопределенность и условный характер прогноза, Национальный банк обнародует прогноз учетной ставки в виде веерной диаграммы (FanChart).
Прогноз учетной ставки (среднее значение за квартал) вместе с другими макроэкономическими показателями ежеквартально будет анонсирован в пресс-релизе относительно принятых правлением НБУ решений по вопросам монетарной политики, и обнародоваться в прогнозной части Инфляционного отчета.
Кроме того, позиция членов комитета по монетарной политике относительно текущего и прогнозного уровней ставки будет отражена в итогах дискуссии членов КМП относительно уровня ключевой ставки.
Риски прогноза
Основным риском базового сценария является дальнейшее усиление угроз для макрофинансовой стабильности, что напрямую связано с возможной отсрочкой подписания нового меморандума с МВФ после формирования нового правительства.
Задержка в проведении ключевых реформ или шаги по нивелированию предыдущих достижений, например через судебные и законодательные решения, будут снижать вероятность своевременного получения официального финансирования. Это будет ухудшать курсовые и инфляционные ожидания, и усложнять доступ к международным рынкам капитала на фоне высоких объемов погашения внешних долгов в следующих годах.
При таких условиях НБУ будет вынужден проводить более жесткую политику (через более медленное снижение ставки), чем предполагается согласно базовому сценарию, чтобы в значительной мере компенсировать давление на валютный рынок и не позволить инфляции существенно отклониться от цели.
Существенным риском является полное прекращение транзита газа из России по территории Украины с начала 2020 года, несмотря на отсутствие прогресса по вопросам подписания нового контракта и строительства обходных газопроводов в Европу. Более значительное снижение валютных поступлений, чем предусмотрено в базовом сценарии будет повышать девальвационное давление на гривну. Ситуация будет усугубляться ростом спотовых цен на газ на европейских газовых торговых площадках и возможными техническими сложностями с импортными поставками.
Кроме того, такое развитие событий, вероятно, приведет к ухудшению перспектив экономического роста и приостановлению притока капитала. Несмотря на проинфляционный характер таких событий, НБУ будет проводить более жесткую монетарную политику, чем в базовом сценарии (из-за приостановки цикла смягчения).
Сохраняются риски, связанные с эскалацией военного конфликта и новыми торговыми ограничениями со стороны России. Реализация этих рисков будет ухудшать инвестиционный климат, инфляционные и курсовые ожидания. Степень жесткости монетарной политики будет определяться балансом влияния негативных эффектов этих событий на экономический рост и инфляцию.
Остается риск более глубокого замедления мировой экономики (из-за эскалации торговых конфликтов) и соответствующего падения цен на мировых товарных рынках. Снижение экспортных поступлений будет повышать давление на валютном рынке, которое в соответствии будет усугубляться ухудшением деятельности инвесторов с рискованными активами. При этом замедление экономической активности не компенсирует в полной мере соответствующее инфляционное давление. В таких условиях монетарная политика будет жестче.
Продолжение роста заинтересованности нерезидентов в ОВГЗ, номинированных в гривне повышает риски курсовых колебаний в случае массового притока или оттока капитала. НБУ не исключает продолжение покупки нерезидентами ОВГЗ в национальной валюте в значительных объемах, что будет иметь эффектом дальнейшее укрепление обменного курса. При реализации такого сценария НБУ будет иметь возможности более быстрого снижения ставки и накопления международных резервов по сравнению с базовым сценарием.
Существует неопределенность, связанная с новыми правительственными инициативами по администрированию тарифов на энергоносители для населения и удержанию их на уровнях ниже рыночных.
Это будет отклонять траекторию административно-регулируемых тарифов от базового сценария и может быть препятствием к успешному сотрудничеству с МВФ. Этот риск скорее нейтрален для монетарной политики, поскольку более низкие административно-регулируемые цены будут компенсированы повышением девальвационного давления из-за осложнения сотрудничества с МВФ. Реакция монетарной политики будет определяться превалирующими эффектами такого развития событий на инфляционные ожидания.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.