В Украине в конце 2020 года – начале 2021 года инфляция вернется в целевой диапазон благодаря восстановлению экономической деятельности и повышению совокупного спроса. Об этом говорится в отчете центрального банка страны.
Эффект от ослабления обменного курса гривны в 2020 году и оживление экономики в части роста заработных плат, обусловит выход инфляции за верхнюю границу целевого диапазона в 2021 году.
Реакция со стороны монетарной политики в 2021 году позволит вернуть инфляцию к целевому диапазону 5% ± 1 п. п. в начале 2022 года.
Инфляция в конце 2020 года будет близка к нижней границе целевого диапазона на фоне монетарных и фискальных стимулов
В IV квартале 2020 года инфляция ускорится после длительного пребывания ниже целевого диапазона, что определялось подавленным состоянием экономики во время глобального кризиса. Возвращение в целевой диапазон будет происходить на фоне восстановления экономической активности и потребительского спроса, а также постепенного подорожания энергоносителей, в частности природного газа.
Весомым фактором ускорения темпов инфляции в 2021 году станет значительное повышение минимальной заработной платы (на 30% в среднем за год). Такой проинфляционный фактор будет реализовываться как через канал спроса (рост реальных доходов населения), так и предложения (возрастет себестоимость производства). Больше всего он отразится на сфере услуг, в которой оплата труда занимает значительную долю в себестоимости.
В то же время продовольственная инфляция ускорится на фоне исчерпания временных сдерживающих факторов предложения. Соответственно, это будет одним из факторов выхода инфляции за верхнюю границу целевого диапазона уже в первом полугодии 2021 года. На возвращение ее к цели будет направляться постепенное формирование более жестких монетарных условий по мере выхода экономики из кризиса.
Прогнозируется, что НБУ будет допускать незначительное превышение инфляцией целевого диапазона 5% ± 1 п. п. в 2021 году (6.5%) для сохранения монетарных стимулов для восстановления экономики. Соответственно монетарная политика будет направляться на приведение инфляции в целевой диапазон уже в начале 2022 года.
Базовая инфляция ускорится до 5.4% к концу 2021 года, прежде всего из-за эффектов ослабления курса гривны в III квартале 2020 года и повышения минимальной заработной платы
Фундаментальное давление начнет постепенно усиливаться с IV квартала текущего года благодаря дальнейшему оживлению экономики. Весомым толчком для ускорения темпов базовой инфляции в следующем году станет запланированная серия повышений минимальной заработной платы (до 6000 грн. и 6500 грн. в январе — июле 2021 года).
Инфляционное давление будет реализовываться как через рост потребительского спроса от повышения реальных доходов населения, так и через увеличение себестоимости производства товаров и услуг. Основной рост цен ожидается для сферы услуг, которая будет компенсировать дополнительные расходы на заработную плату наемным работникам и увеличение фискальной нагрузки путем повышения цен.
Начало восстановления украинской и глобальной экономики с 2021 года в свою очередь будет способствовать дальнейшему росту реальных доходов населения, усиливая фундаментальное инфляционное давление. Ослабление обменного курса гривны, что уже произошло в текущем году, через лаговые эффекты отразится на подорожании импортируемых компонентов базового ИПЦ преимущественно в начале 2021 года, в частности, значительный временной лаг характерен для цен на одежду и обувь.
Однако в дальнейшем импортируемая составляющая базовой инфляции будет сдерживаться благодаря невысокой инфляции в странах — ОТП и низкой волатильности обменного курса. Более жесткая монетарная политика, которую НБУ будет проводить после выхода экономики из кризиса, позволит постепенно уменьшить фундаментальное инфляционное давление примерно до 4% в 2022 году.
Продовольственная инфляция в 2021 году ускорится выше 5% из-за роста производственных расходов и доходов населения
К концу 2020 года инфляция в группе сырых товаров останется низкой (до 3%) благодаря благоприятным факторам предложения. В следующем году она ускорится (более 5%) из-за роста доходов населения, а также производственных затрат, связанных с повышением минимальной заработной платы на фоне низкой базы текущего года. Это на фоне возобновления экономической деятельности обусловит определенное повышение спроса на продовольственные товары.
В дальнейшем продовольственная инфляция постепенно замедлится ниже 4% благодаря высокому уровню предложения продовольственных товаров из-за дальнейшего наращивания производства в сельском хозяйстве. В то же время такой умеренный рост цен будет поддерживаться повышением номинальных и реальных доходов домохозяйств.
Административная инфляция продолжит расти и достигнет 9-10% в 2021-2022 годах
Основным драйвером административной инфляции на всем прогнозном периоде останется повышение ставок акцизов на табачную продукцию, которое приведет к ее удорожанию на 14-15% ежегодно. После длительного перерыва ожидается возобновление повышения акцизов на алкогольные изделия, что обусловит дополнительный вклад в рост административных цен.
Значительное повышение минимальной заработной платы в 2021 году станет причиной пересмотра заработных плат в сфере ЖКХ, что будет определять дальнейшее подорожание отдельных коммунальных услуг и ускорение административной инфляции.
Несмотря на существенное снижение тарифов на газ и отопление для населения в первом полугодии текущего года под влиянием низких цен на европейских торговых площадках и высоких запасов в хранилищах, до конца года внутренние цены превысят прошлогодний уровень. Это станет отражением роста стоимости импортируемого газа в связи с постепенным восстановлением спроса в мире.
Вследствие развития рынка газа и роста конкуренции на нем в дальнейшем прогнозируется колебания внутренних цен на газ в соответствии с импортным паритетом.
Значительным фактором для многих товаров и услуг потребительского набора в 2020 году является снижение цен на топливо (13-14%) из-за удешевления нефти. Однако ожидаемое восстановление мировой экономики, а вместе с ней и спроса на нефтепродукты приведет к повышению стоимости топлива в Украине в 2021-2022 годах.
По сравнению с предыдущим инфляционным отчетом прогноз инфляции в текущем году снижен с 4.7% до 4.1%. Прежде всего это произошло из-за учета неожиданного роста предложений отдельных видов продовольствия. Это также сказалось на снижении прогноза продовольственной инфляции до 2.4%.
В следующем году пересмотр прогноза с 5.5% до 6.5% связан с учетом более значительного повышения минимальной заработной платы, чем предполагалось ранее и что реализовалось, прежде всего, в росте прогноза базовой инфляции.
Спрос и выпуск
В текущем году прогноз реального ВВП остается неизменным (-6%). Быстрее чем ожидалось, восстановление спроса и инвестиций компенсируется худшим урожаем и меньшим фискальным импульсом.
В последующих годах рост возобновится на уровне 4% в условиях отсутствия жестких карантинных ограничений, как в Украине, так и в мире.
Значительное повышение минимальной заработной платы с начала 2021 года будет стимулировать частное потребление, однако ограничивать ресурсы бизнеса и государственного бюджета для осуществления инвестиционной деятельности.
После пика экономического спада во II квартале 2020 года в дальнейшем экономическая активность будет постепенно восстанавливаться, несмотря на продление адаптивного карантина. Этот макропрогноз основывается на предположении о сохранении карантинных ограничений в первом полугодии следующего года, однако в зависимости от эпидемического состояния на региональном уровне такие ограничения могут разниться.
В основном они не будут предусматривать запреты для экономической деятельности, а будут касаться только требований к усиленному соблюдению эпидемических мер.
Из-за глобального кризиса и карантинных ограничений для преодоления пандемии в 2020 году ВВП Украины сократится на 6%, но возобновит рост на уровне примерно 4% в последующие годы
Большинство экономических агентов в значительной степени уже адаптировались к деятельности в условиях карантинных ограничений, направленных на преодоление последствий пандемии. Соответственно, уже с III квартала текущего года на фоне мягкой фискальной и монетарной политики наблюдается частичное восстановление экономической активности, а также улучшение потребительских настроений.
От карантинных ограничений меньше всего пострадают производственные сектора, в частности промышленность и сельское хозяйство.
Однако худшие погодные условия обусловят меньшие объемы урожая зерновых, что будет сдерживать рост добавленной стоимости агросектора.
В других экспортоориентированных отраслях, в частности в металлургии, полноценное восстановление ожидается уже в следующем году вместе с ростом мирового спроса. Сектор услуг и транспорт (в том числе авиационный), что больше всего пострадали от карантинных ограничений, в течение ближайших кварталов еще не смогут вернуться к докризисному уровню, несмотря на продолжение адаптивного карантина.
Из-за высокого уровня неопределенности в ближайшее время граждане и бизнес будут все еще достаточно сдержанными в своих потребительских и инвестиционных решениях. Соответственно восстановление экономики будет сдерживаться все еще подавленным потребительским и инвестиционным спросом.
В среднесрочной перспективе украинская экономика будет расти благодаря восстановлению внешнего спроса, увеличению реальных доходов населения, улучшению потребительских настроений и росту кредитной активности.
В то же время изменения отдельных потребительских предпочтений и бизнес-процессов в экономике во время карантина будут формировать новые вызовы на рынке труда вместе с новыми направлениями бизнеса, что впоследствии будет способствовать росту занятости.
Основным драйвером роста ВВП в 2021-2022 годах будет частное потребление
Среди всех компонентов ВВП во время кризиса 2020 года меньше всего сократятся потребительские расходы (около 1%). Несмотря на негативное влияние карантинных ограничений на рынок труда, что вызвало резкое повышение уровня безработицы во II квартале, рост заработных плат хотя и притормозился, однако продолжался даже в условиях кризиса.
В 2021 году номинальная заработная плата вырастет на 16%, как результат восстановления экономики и повышения минимальной заработной платы в связи с намерениями правительства. Соответственно частное потребление (+7%) станет основным драйвером роста ВВП в следующем году.
В то же время уровень безработицы постепенно будет возвращаться к нейтральному уровню. Такой возврат будет притормаживаться из-за реакции бизнеса на повышение минимальной заработной платы. В 2022 году темпы роста заработных плат замедлятся, однако выход из кризиса и восстановление потребительских настроений будет способствовать росту частного потребления большими темпами, чем ВВП.
Во время кризиса на фоне ухудшения финансовых результатов и роста неопределенности бизнес естественно приостанавливает инвестиционную деятельность и осуществляет расходы на более насущные нужды. В результате инвестиционная деятельность в 2020 году сократится на 16%. Частично она будет поддерживаться государственными инвестициями в дорожное строительство, на которое в текущем году, помимо ресурсов Дорожного фонда, правительством выделены дополнительные средства.
В 2021 году прогнозируется возобновление роста инвестиционной деятельности на 14% на фоне постепенного выхода мировой экономики из кризиса, возобновления кредитной активности, роста доходов бизнеса и улучшения эпидемической ситуации. В то же время, значительный рост расходов на оплату труда станет сдерживающим фактором для более активного наращивания инвестиций бизнесом.
Кроме того, это будет снижать конкурентоспособность украинской экономики и будет одним из факторов замедления ее роста до 3.8% в 2022 году.
Значительный добавочный вклад чистого экспорта в ВВП в 2020 году сформируется благодаря более существенному сокращению физических объемов импорта, чем экспорта. Падение импорта в текущем году оценивается в 10%. Существенное снижение спроса на импортируемые товары обусловлено подавленной инвестиционной активностью и ухудшением потребительских настроений во время кризиса.
Сокращение энергетической составляющей определяется уменьшением потребности в импорте газа из-за высоких переходных запасов в хранилищах с предыдущего отопительного сезона. Импорт услуг снизится из-за влияния карантинных ограничений на международный туризм.
Объем экспорта в текущем году сократится примерно на 3% в реальном измерении. Главным фактором этого будет более низкий урожай из-за менее благоприятных погодных условий, что приведет к уменьшению объемов экспорта зерновых. Объемы экспорта других товаров и услуг также снизятся из-за падения мирового спроса.
С 2021 года вклад чистого экспорта в ВВП снова станет отрицательным. Благодаря восстановлению украинской и мировой экономики ожидается рост объемов, как экспорта, так и импорта. Повысится потребность в инвестиционном импорте, а потребительский импорт и зарубежные путешествия будут стимулироваться ускорением роста реальных доходов населения и улучшением потребительских настроений.
Наращиванию экспортных поставок будут способствовать восстановление мирового спроса на сырьевые товары, в частности металлургическую продукцию, удобрения, а также увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
Пересмотр прогноза роста реального ВВП в 2021 году до 4.2% (с 4.0% в предыдущем Инфляционном отчете) обусловлен учетом большего роста доходов населения через эффект повышения минимальной заработной платы. В то же время в условиях восстановления после кризиса это будет ограничивать финансовые возможности предприятий для более активного наращивания инвестиций. Таким образом, более низкий потенциал роста в 2022 году обусловил пересмотр прогноза ВВП с 4.0% до 3.8%.
Восстановление внутреннего и внешнего спроса обеспечит дальнейшее сужение отрицательного разрыва ВВП
Потенциальный ВВП приостановил рост в 2020 году из-за уменьшения взносов капитала, в частности инвестиций в основной капитал, и снижения производительности труда. Введение жестких карантинных ограничений сказалось на снижении инвестиционной активности и выводе некоторых производственных мощностей из эксплуатации из-за их недозагрузки вследствие сокращения внутреннего спроса.
В 2021-2022 годах ожидается возобновление роста потенциального ВВП вследствие увеличения загруженности производственных мощностей. Будет повышаться и производительность труда благодаря оптимизации производственных процессов на фоне введения гибкого графика работы на многих предприятиях, а также конвергенции экономики до уровня более развитых стран.
Во II квартале 2020 года отрицательный разрыв ВВП вырос до 12% и обуславливался жесткими карантинными ограничениями, что сказалось на стремительном падении реального ВВП. Начиная со второго полугодия 2020 года, этот разрыв будет постепенно сокращаться благодаря восстановлению внешнего и внутреннего спроса на фоне роста экономической активности и увеличения доходов населения.
Фискальная политика до конца 2020 года будет стимулирующей, с 2021 года фискальные стимулы будут сокращаться по мере восстановления экономики после кризиса
В текущем году для формирования фискальных стимулов для экономики во время кризиса дефицит сводного бюджета расширится до 6.5% от ВВП. При условии невысоких приватизационных поступлений он будет финансироваться за счет официальных и рыночных долговых заимствований.
Определяющую роль здесь будет играть продолжение программы сотрудничества с МВФ, которая, помимо получения зависимого от нее другого официального финансирования, будет улучшать доступ к международным рынкам капитала по приемлемым процентным ставкам.
Доходы бюджета в текущем году будут близкими к прошлогодним, а в реальном выражении сократятся. Кризисное состояние в экономике определяет уменьшение объемов отдельных платежей в бюджет. Больше всего снизятся поступления от налога на прибыль из-за существенного ухудшения финансовых результатов предприятий, но перечисление дивидендов от отдельных государственных предприятий по результатам деятельности в прошлом году позволит частично компенсировать нехватку бюджетных поступлений.
В то же время правительство будет вынуждено наращивать расходы социального характера для поддержания населения во время экономического кризиса, а также расходы на борьбу с распространением эпидемии.
Кроме того, для поддержания экономики и занятости будут увеличиваться капитальные расходы, в частности на дорожное строительство. Такая мягкая фискальная политика возможна только при условии сохранения возможностей правительства профинансировать один из крупнейших в истории Украины дефицитов бюджета.
На прогнозном горизонте дефицит СЗГУ постепенно будет сокращаться: до 4% от ВВП в 2021 и до 3% от ВВП в 2022 годах. Поскольку с одной стороны дефицит ограничивается наличием источников его финансирования, с другой – во время восстановления устойчивого роста экономики потребность в значительных фискальных стимулах со стороны государства уменьшится, но возрастет актуальность улучшения долговой позиции.
В 2020 году государственный и гарантированный государством долг вырастет до 63% от ВВП из-за значительного наращивания дефицита бюджета, падения номинального ВВП, а также более слабого, чем в конце прошлого года, обменного курса гривны. В дальнейшем показатель будет снижаться на 2-3 п. п. ежегодно благодаря росту экономики, взвешенной фискальной политике и умеренной волатильности обменного курса.
Платежный баланс
В 2020 году профицит текущего счета будет обеспечиваться благоприятными условиями торговли и устойчивым спросом на товары украинского экспорта на фоне существенного снижения импорта.
В 2021-2022 годах текущий счет вернется к дефициту на фоне оживления экономической активности.
Продолжение сотрудничества с МВФ и постепенное восстановление притока долгового капитала в 2021-2022 годах позволит поддерживать международные резервы на уровне 29 млрд. долл.
Падение внутреннего спроса на фоне благоприятной конъюнктуры на внешних рынках обусловили профицит текущего счета в 2020 году. Восстановление экономической активности и ухудшение условий торговли обусловят его возвращение к дефициту в 2021-2022 годах
В 2020 году ожидается профицит текущего счета на уровне 2.9% от ВВП. Это вызвано улучшением условий торговли, устойчивым спросом на экспорт сырья и сокращением импорта на фоне введенных карантинных ограничений. Другим фактором профицита текущего счета является снижение выплат по реинвестированным доходам из-за ухудшения финансовых результатов предприятий.
В 2021-2022 годах ожидается возврат к дефициту текущего счета на фоне восстановления экономической активности, роста потребительского спроса, реализации отложенного инвестиционного спроса, а также возобновления путешествий. Дополнительными факторами расширения дефицита текущего счета станут ухудшение условий торговли и снижение объемов транзита газа.
В 2020 году стабильный спрос на сырьевую продукцию и рост цен на продовольственные товары обеспечили устойчивость экспорта к кризисным явлениям. Незначительное сокращение экспорта товаров (на 4%) обусловлено падением цен на металлы и более низким урожаем зерновых из-за менее благоприятных погодных условий.
В 2021-2022 годах восстановление экспорта (на уровне 3-4%) прежде всего, будет обеспечиваться ростом спроса на металлургическую продукцию и продукцию машиностроения.
В 2020 году снижение общего импорта на 14% обусловлено, прежде всего, падением энергетической составляющей на треть. Это обусловлено как сокращением объемов импорта газа из-за высоких запасов в хранилищах, так и рекордным за последнее десятилетие снижением цен на энергоресурсы.
Сокращение неэнергетического импорта (на 8%) обусловлено уменьшением внутреннего спроса и снижением инвестиционной активности предприятий на фоне роста неопределенности.
В 2021-2022 годах импорт товаров будет расти (на 7-15%) вследствие увеличения реальных доходов населения и инвестиций на фоне восстановления экономической активности.
Расширение профицита торговли услугами в 2020 году до 4.9 млрд. долл. будет обусловлено, прежде всего, сокращением импорта путешествий вдвое вследствие введения ограничений на передвижение. В 2021-2022 годах ожидается сокращение профицита торговли услугами из-за снижения объемов транзита газа и постепенного восстановления туризма, который будет, достигнут докризисного уровня в 2022 году.
Несмотря на кризис, в 2020 году денежные переводы от трудовых мигрантов оказались достаточно устойчивыми, и остались на уровне прошлого года. Это обусловлено сохранением спроса на рабочую силу в сферах занятости стран-реципиентов, где больше всего представлены украинцы. Благодаря оживлению экономической активности в странах-партнерах объемы переводов в дальнейшем будут расти в 2021-2022 годах.
Продолжение сотрудничества с МВФ является предпосылкой восстановления притока долгового капитала, который обеспечит финансирование дефицита текущего счета в 2021-2022 годах
Продолжение программы сотрудничества с МВФ и возвращение интереса инвесторов к странам EM на фоне сохранения мягких финансовых условий ведущими странами, обеспечат увеличение притока капитала в частный и государственный сектор. Это полностью профинансирует расширение дефицита текущего счета. Приток капитала в частный сектор будет стимулировать инвестиционную деятельность, и уравновешивать валютный рынок.
Ожидается поступление официального финансирования в государственный сектор от ЕС, Всемирного банка, а также новых размещений ОЗГП правительством. Во втором полугодии 2021 года ожидается восстановление спроса со стороны нерезидентов на активы, номинированные в национальной валюте.
Приток средств в государственный сектор даст возможность профинансировать дефицит бюджета в 2021-2022 годах и успешно преодолеть периоды значительных выплат по внешним долгам.
Положительное сальдо сводного платежного баланса вместе с финансированием от МВФ поможет нарастить международные резервы и удерживать их на уровне 29 млрд. долл. в 2020-2022 годах.
Пересмотр оценки текущего и финансового счетов в 2020 году обусловлен, прежде всего, уточнением данных по реинвестированным доходам за II квартал.
Прогноз текущего счета в 2021-2022 годах почти не изменился вследствие действия разнонаправленных факторов, которые взаимно компенсировались. Основные факторы, пересмотренные в сторону сокращения дефицита: более высокие цены и объемы экспорта руды на фоне активной реализации инфраструктурных проектов в мире, более медленное возобновление импорта на фоне продления карантинных ограничений.
В то же время предположения относительно урожая зерновых и подсолнечника в 2020-2021 годах пересмотрены в сторону снижения.
Прогноз финансового счета пересмотрен лишь на 2021 год в сторону снижения притока долгового и инвестиционного капитала. Более низкие оценки обусловлены ухудшением готовности инвесторов к риску, отсрочкой получения официального финансирования и рыночных привлечений.
Монетарные условия и финансовые рынки
Удержание ключевой ставки ниже нейтрального уровня до конца 2020 года и в течение большей части 2021 года обеспечит стимулирующие монетарные условия, необходимые для восстановления экономики.
Сдерживание инфляционного давления потребует повышения ключевой ставки в следующем году.
Профицит ликвидности банковской системы будет сохраняться через конвертацию правительством валютных заимствований для финансирования дефицита бюджета, перечисления прибыли НБУ в бюджет и покупку НБУ иностранной валюты для пополнения международных резервов.
Сохранение учетной ставки ниже нейтрального уровня будет способствовать стимулированию спроса и восстановлению экономики
Продолжение цикла мягкой монетарной политики до середины 2021 года направлено на смягчение негативных последствий кризиса и оживление деловой активности из-за удержания низкой стоимости ресурсов в экономике. Эффект трансмиссии от низкой ключевой ставки будет усиливаться благодаря доступу банков к ранее введенным инструментам для управления ликвидностью и стимулирования кредитования реального сектора.
В течение 2021 года ключевая ставка повысится в ответ на рост инфляционного давления из-за увеличения заработных плат, восстановления потребления и эффектов переноса прошлой девальвации гривны. Возвращение реальной ключевой ставки к нейтральному уровню до конца 2021 года будет удерживать инфляцию в целевом диапазоне в 2022 году.
Уровень реальной нейтральной ставки будет постепенно снижаться (до 1.6% на конец 2022 года).
Ослабление РЭОК гривны в III квартале 2020 года до уровня начала прошлого года будет поддерживать рост украинского экспорта. В дальнейшем РЭОК гривны постепенно будет укрепляться вследствие превышения внутренней инфляции над инфляцией в странах – ОТП. НБУ и в дальнейшем будет сглаживать чрезмерные колебания обменного курса, не противодействуя рыночным тенденциям.
Ожидается сохранение существенного профицита ликвидности банковской системы на прогнозном горизонте. Главным фактором его роста в текущем году будет конвертация правительством валютных заимствований для финансирования дефицита бюджета. Кроме того, ликвидность будет поддерживаться инструментами долгосрочного рефинансирования.
В 2021-2022 годах главным каналом поставки ликвидности будут операции НБУ по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов.
Риски прогноза
Ключевым предположением является продолжение программы сотрудничества с МВФ.
Основным риском для реализации этого прогноза является усиление ограничительных мер, необходимых для сдерживания пандемии коронавируса.
Ключевым предположением этого макропрогноза является продолжение сотрудничества с МВФ в соответствии с меморандумом об экономической и финансовой политике. Сотрудничество с фондом является базовой предпосылкой для полноценного финансирования дефицита государственного бюджета.
Другой важный пункт — получение связанного с программой МВФ финансирования от международных партнеров. Эта поддержка необходима для скорейшего восстановления украинской экономики.
Однако значительные отсрочки или приостановление исполнения обязательств в рамках сотрудничества с МВФ может не только замедлить экономическое восстановление, но и существенно ухудшить инфляционные и девальвационные ожидания, для компенсации которых НБУ будет вынужден проводить более жесткую монетарную политику.
Важным риском является более длительный срок пандемии коронавируса и сохранение или усиление ограничительных мер, необходимых для ее преодоления на длительный период. В условиях ухудшения эпидемической ситуации восстановление украинской экономики существенно замедлится.
В то же время возникнет потребность в усилении фискальных и монетарных стимулов для смягчения негативного влияния от сокращения совокупного спроса на экономику и поддержание населения.
Основные внешние риски на сегодня тоже связаны с успешностью обуздания пандемии на глобальном уровне. В случае более глубокого мирового кризиса или более медленного восстановления экономик стран – ОТП будет снижаться мировой спрос и цены на товары украинского экспорта.
Ожидается, что при таком сценарии правительства и центральные банки других стран будут применять активные антикризисные меры, что соответственно будет смягчать монетарные условия на мировых финансовых рынках. Монетарная политика НБУ будет отражать баланс между потребностью в снижении инфляционного давления из-за ослабления обменного курса гривны и поддержкой экономики.
На всем прогнозном горизонте есть риск снижения урожая зерновых, масличных и плодоовощных культур в Украине из-за неблагоприятных погодных условий. При таких условиях вырастет продовольственная инфляция и углубится падение ВВП из-за сокращения производства в сельском хозяйстве. Это приведет к сокращению экспорта зерновых, уменьшению валютной выручки, что будет сопровождаться девальвационным давлением на обменный курс гривны и соответственно инфляцию.
Однако потери от снижения экспортных поставок могут частично компенсироваться ростом цен на зерновые. Реакция монетарной политики будет отражать баланс между потребностью в снижении инфляционного давления и минимизацией потерь для экономического роста.
Для продовольственной составляющей инфляции есть риски роста волатильности мировых цен на продовольствие в условиях климатических изменений. Значительная доля продуктов питания в структуре ИПЦ определяет чувствительность динамики инфляции к таким временным продовольственным шокам, что может вызвать соответствующие отклонения общей инфляции от цели. Реакция монетарной политики будет обусловливаться влиянием шока предложения на инфляционные ожидания.
Сохраняются риски эскалации военного конфликта на востоке страны, которые могут существенно ухудшить инвестиционную привлекательность Украины и ожидания всех экономических агентов. Однако прогресс в урегулировании ситуации на временно неподконтрольных территориях будет способствовать значительному улучшению инвестиционного климата и снижению премии за риск для страны.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.