Экономика: тучи на горизонте

31.05.2019 – В течение нескольких ближайших кварталов перед Украиной встанут мощные экономические вызовы. Когда человек сконцентрировано направляется к цели, обстоятельства часто будто подыгрывают ему, облегчая прохождение пути. Впрочем, как только фокусировка на цели прекращается, сразу все летит кувырком, словно кара за расслабленность.

Многим из нас приходилось наблюдать такую закономерность в собственной жизни. Оказывается, это правило справедливо и для человека, и для страны.

Пока Украине явно грозил дефицит внешнего финансирования, ключевые лица в государстве были сосредоточены на решении этой проблемы. Приходилось соглашаться на крайние политически неудобные требования МВФ, искать, где бы еще одолжить денег, размещать внешние облигации под неприятно высокий процент. Но результат был положительный: золотовалютные резервы росли, риски для экономики уменьшались.

Однако президентская кампания традиционно расхолодила политическую верхушку, а выбор украинцев вообще привел к полной дезориентации политикума. Результат не замедлил себя ждать: перед Украиной одна за другой стали появляться экономические угрозы. Их реализация будет иметь заметные негативные последствия для страны в течение следующих нескольких кварталов.

Проблемный бюджет

Главная внутренняя проблема – государственный бюджет. В течение первых четырех месяцев 2019-го его наполнение было, мягко говоря, неудовлетворительным. На первый взгляд, все неплохо: собрано более 322 млрд. грн. доходов, что на 18% больше, чем за январь – апрель 2018-го. Но реальная ситуация хуже. Дело в том, что в апреле бюджет получил от НБУ 47,6 млрд. грн. – вся прибыль за 2018-й, которую, по закону, должна быть перечислена в казну в течение текущего года.

Если сравнивать поступления этого и прошлого годов без средств Нацбанка, то прирост доходов за четыре месяца составляет менее 7%. Эта цифра не согласуется ни с темпом прироста номинального ВВП, прогнозирует Минэкономразвития (10,9%), ни с плановым увеличением доходов, заложенным в бюджет-2019 (11,7%).

Итак, имеем нехватку, которая в масштабе четырех месяцев превышает 15 млрд. грн. Фактически Государственная фискальная служба признает ее, потому что в отчете Госказначейства указано, что за январь – апрель налоговики и таможенники выполнили план поступлений в бюджет лишь на 91,4%.

Чем это грозит? Можно провести параллели с прошлым годом. Тогда, по данным Госказначейства, в первые четыре месяца план поступлений в бюджет был выполнен на 98,2%. Результат отрицательный, но, на первый взгляд, некритичный и управляемый. Однако недобор доходов наблюдался и в последующие месяцы.

Вследствие этого в июле – августе бюджет понес острый дефицит ликвидности. Правительство было вынуждено прибегнуть к задержке бюджетных выплат, пока в конце августа не привлекли краткосрочный кредит на $725 млн. Тогда в информационном пространстве появились слухи о затягивании с выплатами пенсий. Но власть настойчиво успокаивала, денег в казне не хватало недолго, поэтому до массовой паники среди населения или каких-либо острых последствий для экономики дело не дошло.

Правда, на экономических показателях эти задержки все-таки сказались: темп роста реального ВВП в III квартале прошлого года замедлился до 2,8%, хотя в двух предыдущих превышал 3,5%.

В этом году ситуация хуже. Темп выполнения бюджета за январь – апрель составляет 95,2%. А если не учитывать денег НБУ, то менее 90%. Следовательно, теоретически проблемы с бюджетными выплатами могут начаться раньше. Но есть два смягчающих фактора.

Во-первых, согласно отчетности НБУ его годовая прибыль к распределению составляет 64,9 млрд. грн. Парламент может пересмотреть сумму, которую Нацбанк будет обязан уплатить в казну, и бюджет получит дополнительных более 17 млрд. грн. Впрочем, этого надолго не хватит: фактически лишь для того, чтобы покрыть недоимку доходов за первые четыре-пять месяцев.

Во-вторых, в нынешнем году бюджет значительно успешнее привлекает средства от размещения ценных бумаг. От начала января до 15 мая объем ОВГЗ в обращении вырос на 13,3 млрд. грн., а в прошлом году за этот же период уменьшился на 11,1 млрд. грн. Но есть один нюанс. Нынешний прирост обязан преимущественно высокому интересу иностранцев к гособлигациям, в то же время крупнейшие кредиторы государства – НБУ и коммерческие банки – и далее уменьшали свои запасы ОВГЗ.

В итоге за четыре с половиной месяца нерезиденты пополнили собственные портфели внутренними облигациями почти на 33 млрд. грн. Пока процентная ставка высокая, а дешевая нацвалюта, они готовы покупать рублевые долги нашего государства. Но так всегда не будет: есть все основания опасаться, что уже к концу лета иностранцы начнут распродавать свои запасы обязательств Украины.

Вот тогда будет наблюдаться ситуация с заимствованиями не смягчающими проблемы недоимки бюджетных поступлений, а существенно будет обострять ее. И все это может произойти довольно стремительно и неожиданно.

Букет внешних угроз

Перечень угроз из-за рубежа значительно шире и, пожалуй, масштабнее потенциального влияния на экономику Украины. Сегодня их не видно, потому что на авансцене экономических событий доминируют положительные факты: приток валюты в страну, гривна на годовом максимуме и близка до двухлетнего максимума. Пока ничто не предвещает проблем. Но если спроецировать нынешние тенденции на полгода вперед, то картина будет заметно мрачнее. А важных тенденций несколько.

Одна из главных причин относительно сильной гривны в течение последнего года – хороший урожай зерновых и масличных. По приблизительным оценкам, он обеспечил Украине дополнительный миллиард-полтора долларов валютных поступлений, большая часть которых попала в страну в первые месяцы 2019-го.

Так, по данным Госстата, в марте физические объемы экспорта зерновых были на 28% выше, чем год назад, а за I квартал валютные поступления от данной товарной группы возросли на 52%. Через месяц-два этот фактор исчезнет. Так как предназначенную на экспорт часть прошлогоднего урожая вывезут полностью, а новый урожай не будет таким высоким. На это указывают не слишком благоприятная погода и прогнозы аналитиков. Итак, этот фактор исчезнет. Его потерю усилит фактор цен на агропродукцию.

В I квартале они были выше, чем в 2018-м, но с февраля уменьшались и уже ниже, чем год назад. Например, пшеница дешевле на 7%, кукуруза – на 3%, соя – на 19%. Это также уменьшит поток валютных поступлений.

Следует обратить внимание на интересный факт: от начала 2019-го Украина получила дополнительные около миллиарда долларов благодаря экспорту рекордного урожая и более миллиарда долларов в результате покупки государственных ценных бумаг нерезидентами. В сумме более $2 млрд. в результате действия временных факторов.

Эти деньги регулярно создавали избыток валюты на межбанковском рынке и стали главной причиной существенного укрепления гривны. Но имели один существенный побочный эффект. Выраженные в гривне показатели импорта оказались ниже, чем ожидалось, вследствие чего таможня недополучила значительные суммы в бюджет, выполнив свой план за январь – апрель лишь на 88,1%.

В то же время, по данным НБУ, за этот же период чистый выкуп валюты на межбанке едва перевалил за миллиард долларов. Это означает, что если бы этих двух факторов не было, то на валютном рынке был бы длительный дефицит доллара, не характерный для первой половины года, и на сегодня мы имели бы совсем другой валютный курс. И если и когда эти два определители перестанут действовать, дефицит валюты на межбанке появится автоматически.

Поэтому нынешняя дороговизна гривны, вероятно, не является равновесной и не сохранится надолго. Очевидно, что фактор агроэкспорта потеряет актуальность в течение месяца-двух. А вот когда и при каких условиях нерезиденты потеряют интерес к ОВГЗ? Об этом далее.

Взбудораженный мир 

Финансово-экономическая ситуация в мире усиливает упомянутые факторы внешнего риска. В прошлом году Федеральная резервная система (ФРС) несколько раз повышала учетную ставку, в IV квартале вышла на максимальный заявленный темп сокращения своего баланса, вынимая из экономики $50 млрд. в месяц.

В то же время, Европейский центральный банк (ЕЦБ) сначала уменьшил темп своей программы количественного смягчения, а до конца года вообще перестал вливать новые деньги в экономику из-за выкупа ценных бумаг.

Развивающиеся рынки очень болезненно реагировали на уменьшение количества денег на протяжении всего 2018-го. Реакция касалась в основном только финансового сектора: акций, облигаций, валют развивающихся стран. Но и этого оказалось достаточно, чтобы ведущие центробанки мира скорректировали свою политику. Поэтому ФРС взяла паузу в повышении учетной ставки. А ЕЦБ на днях решил направлять средства, вырученные от погашения облигаций на своем балансе, на покупку новых, таким образом, возвращая изъятые деньги в систему.

Это временно сбило температуру на глобальных рынках, но не решило проблемы. ФРС и дальше сокращает свой баланс на, те же $ 50 млрд. ежемесячно. Количество денег в мировой финансовой системе уменьшается. А проблемы финансовых секторов проблемных стран начинают переходить в реальный сектор. Вот здесь и появляются угрозы для Украины.

Ближайшая географически угроза – экономика Турции. В IV квартале прошлого года ее ВВП уменьшился на 3% по сравнению с аналогичным показателем 2017-го. Важно, что обесценивание турецкой лиры как выразителя экономических проблем в стране началось еще в 2010-м и набрало обороты в 2015-ом. Но это не препятствовало росту экономики, который начался на выходе из глобального кризиса 2008-2009 годов и закончился практически лишь в конце 2018-го.

Сейчас Турция, по размеру девятнадцатая экономика в мире, входит в рецессию с уровнем безработицы около 15%.

Это непосредственная проблема для нашей страны, ведь в прошлом году турецкий рынок был четвертым после российского, польского и итальянского по объему поглощения украинского экспорта. Падение экономики Турции означает снижение покупательной способности турецкого потребителя и уменьшение украинского экспорта в эту страну.

Такая тенденция наблюдается еще с 2018 года, но теперь она может стать значимой для нас. Побочный эффект заключается в том, что главными торговыми партнерами Турции являются Германия и Китай. Поэтому проблемы в этой стране могут распространяться, повышая и без того немалые риски, связанные с экономиками Еврозоны и Китая.

Еще одна угроза – Италия. В I квартале ее экономика выросла на 0,1% год к году. Кварталом ранее темп был нулевым, тогда как всего за 12 месяцев он снизился с добротных 1,8%, на которых держался большую часть 2017-го. Все это совпало с отменой количественного смягчения ЕЦБ и сокращением баланса ФРС.

Сегодня Италия уверенно идет к рецессии, на что указывает ряд весомых экономических показателей: промышленное производство, розничные продажи и индекс PMI.

Пока что глобальные аналитические центры официально не прогнозируют спада итальянской экономики. Например, МВФ предполагает, что реальный ВВП в этом году там вырастет на 0,1%. Учитывая консервативность прогнозов фонда и то, что год назад ожидался прирост на уровне 1,1%, можно предположить, что реальный результат будет хуже, чем официальный прогноз. Кстати, для Турции МВФ предусматривает 2,5% падения ВВП, то есть рецессию в ней не прогнозируют, а скорее констатируют.

Опять-таки для Украины угроза непосредственная, поскольку, как указано выше, Италия – это третий рынок по объему потребления нашего экспорта. В прошлом году вместе с Турцией она поглотила 10,5% товаров, вывезенных с Украины. Кроме того, это третья по размеру экономика в еврозоне. Проблемы в ней мгновенно передаются и Германии и Франции – это доказывают динамика курса евро и экономических показателей в этих странах.

Проблемы в реальном секторе Турции и Италии будут негативно влиять не только на платежный баланс Украины и курс гривны к доллару США и евро. Речь идет о непосредственном факторе совокупного спроса, поэтому последствия распространятся не только на финансовый сектор, но и на производство. Некоторые намеки на это мы наблюдаем уже сейчас: в I квартале украинский индекс промышленной продукции уменьшился на 0,9% год к году. Такое невысокое падение трудно интерпретировать однозначно, однако факт отсутствия роста промышленного производства настораживает и заставляет задуматься.

Есть еще проблемные Аргентина и Пакистан, мощные кандидаты на проблемы вроде Бразилии и Индонезии. Их обстоятельства непосредственно не касаются Украины, но ситуация там держит в большом напряжении весь мир, что крайне нервно реагирует на любые негативные новости. Например, за месяц до середины мая индекс MSCI EM, объединяющий акции развивающихся стран, обвалился почти на 10%.

Такая стремительная динамика – большая редкость для столь диверсифицированного индекса. Она может свидетельствовать о том, что если в ближайшее время монетарная политика ключевых центробанков мира кардинально не изменится, то в перспективе нескольких месяцев или кварталов мы можем наблюдать мощный финансовый кризис в странах, что развиваются. Он затронет Украину не только финансовый, но и сырьевой (цены на экспортируемое сырье могут снизиться) и торговый (экспорт может уменьшиться не только в Турцию или Италию) каналы.

Сегодня против завтра

Итак, Украина оказалась в крайне непростой ситуации. С одной стороны, почти все в нашей экономике хорошо. Имеем приток валюты, укрепление гривны, достаточно легко выплачен миллиард долларов на погашение внешних облигаций под гарантии США. Гривна прекрасно реагирует на результаты второго тура выборов, инаугурацию нового президента и сообщение о роспуске Верховной Рады VIII созыва.

В то же время НБУ сигнализирует, что готов перейти к циклу снижения учетной ставки, и уже сделал первый шаг несколько недель назад. Все это действует успокаивающе и привлекает иностранцев. Они массово бросились покупать государственные облигации, рассчитывая на их подорожание благодаря снижению ставки. Такие действия усилили ревальвационную тенденцию гривны, сделали нынешнюю картинку экономики еще ярче.

С другой стороны, в перспективе нескольких месяцев имеем ряд очень существенных рисков. Вероятность реализации букета внешних рисков достаточно высока, поскольку все они являются частью одной глобальной тенденции, обусловленной сокращением баланса ФРС, в меньшей степени окончанием количественного смягчения ЕЦБ. Если монетарная политика ФРС кардинально не изменится, то все упомянутые риски, вероятнее всего, реализуются. Но это произойдет не одновременно, а последовательно, словно эффект домино. Тогда угрозы будут усиливать друг друга.

Если так, то на определенном этапе НБУ может решить, что дальше снижать учетную ставку преждевременно. Тогда иностранные инвесторы не только перестанут покупать ОВГЗ, вместе с аграриями провоцируя появление дефицита валюты на межбанке, но и начнут продавать уже купленные гособлигации, чтобы не потерять от возможного обесценивания гривны из-за ухудшения показателей платежного баланса.

В такой ситуации рост курса доллара может быть достаточно стремительным: не таким, как в 2014-2015-м, но выше, чем в течение последних нескольких лет относительной курсовой стабильности.

Эта ситуация очень плохо сочетается с показателями выполнения бюджета. Пока гривна дорогая, бюджетные поступления не будут вписываться в план. И даже после того как она станет дешеветь, потребуется время, чтобы доллар дошел до того уровня, при котором планы начнут выполняться. В течение этого времени может возникнуть проблема с размещением ОВГЗ, если они потеряют привлекательность для нерезидентов. Тогда остатки на счетах правительства начнут стремительно таять.

Нужно будет либо где-то брать деньги, либо проводить секвестр бюджета, либо искусственно ограничивать бюджетные выплаты, как это было в прошлом году. С первыми двумя опциями, вероятно, возникнут огромные проблемы, третью можно реализовать, но с большими, нежелательными, негативными побочными последствиями для социально-экономической ситуации в стране.

Политический фактор

Опять-таки приходится констатировать, что если бы украинские политики были дальновидными и непрестанно работали на запас прочности государства, то проблем можно было бы избежать. Деньги можно было взять в займы у МВФ. В рамках новой программы МВФ Stand-By Украина имеет восемь структурных маяков, которые достаточно просты для выполнения и не требуют реализации каких-то многоступенчатых комбинаций. Но перед президентскими выборами политическая верхушка расслабилась, уверенная в том, что до нового года существенные проблемы стране не грозят.

А теперь в стране возник вакуум власти, который заполнится не ранее чем через три месяца – это при очень благоприятном развитии событий. Парламент распущен, премьер подал в отставку и наперегонки с министрами спешит занять место в новом парламенте. Пока новая власть сформируется в полном составе, пока наладит сотрудничество с МВФ, описанные выше риски, могут реализоваться, а ответственность за страну брать некому, кроме новоизбранного президента, который в этих вопросах не имеет полномочий.

И даже когда новая власть появится, пройдет немало времени, пока гипотетический новый транш кредита МВФ поступит в Украину. Причин может быть много. Самая первая формальная – неисполнение бюджета, ведь продолжение тенденций первых четырех месяцев ведет страну именно к тому. В таком случае следует надеяться на долгие разговоры, консультации, торги.

И все это может происходить на фоне достаточно быстрого ухудшения экономической ситуации в стране, прежде всего через канал платежного баланса. В случае реализации указанных рисков предотвратить кризисные явления уже не удастся, потому что в стране вакуум законодательной и исполнительной власти. Следовательно, придется опять тушить пожар, возвращаться к изучению, казалось бы, усвоенного урока.

Такая перспектива не внушает оптимизма. Единственная надежда на то, что МВФ вовремя оценит ситуацию и сработает на опережение угроз, сделав скидку на то, что в Украине происходит полная перезагрузка центральной власти. Но относится ли это к интересам фонда? Поживем – увидим.

Удивляет эйфория некоторых советников нового президента. Они самоуверенно заявляют, что до конца года Украина обойдется без займов МВФ. Было бы неплохо, пожалуй, никто не выступал бы против. Но учитывая описанные тенденции таковы суждения не совсем адекватные, потому, что не соответствуют перспективам глобальных рынков и экономик, а в худшем случае могут оказаться губительно ошибочными.

Если такие советники в дальнейшем будут определять экономическую политику Зеленского, то страна далеко не уедет. Но сегодня беда в том, что такая самоуверенность гарантирует масштабный эффект неожиданности в случае реализации рисков. А в Украине неожиданность всегда трансформируется в панику на валютном рынке.

Если в этом году Украине придется пережить внешний финансово-экономический шок, то, наверное, последствия будут куда меньшими, чем после кризиса 2014-2015 годов. Будет протестирован запас прочности банковского сектора, который, очевидно, является достаточным для поглощения кризисных явлений среднего масштаба.

Видимо, прирост экономики замедлится примерно до 1,0–1,5%, в худшем случае, что сейчас маловероятно, опустится немного ниже нуля. На эту мысль наталкивает статистика падения промышленности и замедление экономического роста до 2,2% в I квартале – это еще при отсутствии тяжеловесных факторов.

Экономика должна сравнительно быстро отойти от такого удара. Но беспокоит то, что его можно было бы избежать в отличие от кризиса 2014-2015-го. Для этого нужно немного: просто чтобы украинский политический класс был ответственным и беспокоился о будущем страны. Потребность, которую Украина не может удовлетворить вот уже 28 лет.

Автор: Любомир Шавалюк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий