Экономика Украины в 2021 г. вернется к росту, несмотря на январский локдаун и продолжение адаптивного карантина в первом полугодии

Top 20 largest countries by GDP PPP, ranking, 2018, United States, China, Japan, Germany, United Kingdom, India, Russia, https://businessforecast.by/

В Украине в 2021 году ожидается временный всплеск инфляции выше целевого диапазона, обусловленный более низким прошлогодним урожаем сельскохозяйственных культур, подорожанием энергоресурсов и дальнейшим ростом потребительского спроса. Об этом говорится в отчете центрального банка страны.

После исчерпания эффектов со стороны предложения и учитывая реакцию монетарной политики, инфляция начнет снижаться во втором полугодии и войдет в целевой диапазон 5% ± 1 п.п. в первом полугодии 2022 года.

Инфляция в 2021 году будет находиться выше целевого диапазона из-за ряда факторов предложения на фоне возобновления экономического роста 

После длительного пребывания ниже целевого диапазона в условиях экономического кризиса потребительская инфляция в начале 2021 года заметно ускорится. Главными факторами всплеска инфляции будут факторы предложения, в частности продовольствия (более низкие прошлогодние урожаи) и подорожание энергоносителей, как автомобильного топлива, так и природного газа для нужд населения и зависимых от него услуг ЖКХ.

Дополнительным проинфляционным фактором в 2021 году станет значительное повышение минимальной заработной платы (на 20% в январе и еще на 8.3% – в декабре), что будет ускорять инфляцию как через канал спроса (рост доходов населения), так и через канал предложения (вследствие высшей себестоимости производства). Это найдет отражение, прежде всего в ценах в сфере услуг, где оплата труда составляет значительную долю в себестоимости.

Соответственно на фоне низкой базы прошлого года и исчерпания временных сдерживающих факторов предложения инфляция выйдет за верхнюю границу целевого диапазона уже в начале года. Для возвращения ее к целевому диапазону в первой половине следующего года, по мере выхода экономики из кризиса монетарная политика НБУ постепенно будет жестче, хотя в целом будет оставаться стимулирующей.

Как и ожидалось ранее, НБУ будет допускать превышение инфляцией целевого диапазона 5% ± 1 п. п. в 2021 году (7.0% г/г в декабре) с целью сохранения монетарных стимулов для выхода экономики из кризиса.

Базовая инфляция в 2021 году ускорится до 5.9% из-за вторичных эффектов от цен на сырые продукты питания и повышения заработных плат 

Восстановление экономики в текущем году будет постепенно усиливать фундаментальное инфляционное давление. Однако на ускорение базовой инфляции в значительной степени повлияют вторичные эффекты от подорожания сырых продуктов питания.

Важным фактором ускорения инфляции услуг будет повышение минимальной заработной платы (до 6000 грн. в январе и 6500 грн. в декабре 2021 года), что, кроме роста потребительского спроса, приведет к увеличению расходов бизнеса на заработную плату и налоговую нагрузку.

Соответственно ожидается, что бизнес будет компенсировать эти дополнительные расходы путем повышения цен.

Изменение потребительского поведения на фоне карантинных ограничений и возможностей работать удаленно все еще будет оставаться дезинфляционным фактором для базовой инфляции, в частности падение цен на одежду и обувь будет сохраняться в течение большей части года. Однако в дальнейшем умеренный рост цен постепенно восстановится и для этой группы товаров.

Восстановление украинской и глобальной экономики будет способствовать дальнейшему росту реальных доходов населения, усиливая фундаментальное инфляционное давление. Соответственно, НБУ может прибегнуть к повышению ключевой ставки для его снижения в 2021-2022 годах, что позволит вернуть общую инфляцию к цели.

Продовольственная инфляция в 2021 году вырастет из-за ограниченного предложения и роста производственных расходов 

Рост продовольственной инфляции в первом полугодии текущего года будет продолжаться вследствие более низкого прошлогоднего урожая большинства сельскохозяйственных культур. Это будет определять подорожание отдельных компонентов ИПЦ как непосредственно через ограниченное предложение, так и через каналы себестоимости (в частности на цены мясомолочной продукции вследствие подорожания кормов для скота).

Производственные затраты, связанные с повышением минимальной заработной платы, а также подорожание топлива также будут обусловливать рост цен. Со стороны спроса ускорение продовольственной инфляции будет поддерживаться ростом доходов населения на фоне восстановления экономики. Однако действие большинства шоков предложения иссякнет после поступления в продажу продукции нового урожая, что обусловит замедление продовольственной инфляции в конце года до 6%.

В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенное замедление продовольственной инфляции ниже 4% благодаря увеличению предложения продовольственных товаров из-за дальнейшего роста производительности сельскохозяйственного производства.

Административная инфляция будет высокой (9-11% в год) из-за подорожания табачной продукции и электроэнергии

Как и другие компоненты инфляции, ее административная составляющая существенно вырастет в первом полугодии 2021 года. Главным фактором такого ускорения является рост стоимости энергоносителей. Основное повышение стоимости газа произошло еще в конце прошлого года. Предполагается, что фактор административного ограничения цены газа будет действовать только в течение февраля-марта.

Однако в дальнейшем прогнозируется, что через год его цена почти не изменится в условиях усиления конкуренции на внутреннем рынке и достаточного предложения газа и запасов в хранилищах на европейском рынке.

Однако на фоне низкой базы сравнения прошлым летом вклад газа будет формировать более трети годовой административной инфляции во II квартале. В то же время тарифы на отопление и горячее водоснабжение повысятся в текущем году, учитывая как прошлогоднее подорожание газа, так и рост фонда оплаты труда.

В текущем прогнозе учитывается подорожание электроэнергии в пределах 40% в текущем году как из-за отмены льготного тарифа для населения (для объемов потребления до 100 кВт/ч), так и вследствие начала приведения тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей к рыночным уровням. Это обусловит 0.3 п. п. вклада в годовую инфляцию.

Значительное повышение минимальной заработной платы станет причиной пересмотра заработных плат в сфере ЖКХ, что будет определять дальнейшее подорожание отдельных коммунальных услуг и дополнительный рост административной инфляции.

Несмотря на то, что рост социально чувствительных тарифов создает значительный резонанс, все же основной вклад в административную инфляцию на всем прогнозном периоде будет формировать повышение ставок акцизов на табачную продукцию, которое приведет к ее удорожанию на 16-17% в год.

В условиях восстановления мировой экономики вырастет спрос на нефтепродукты, поэтому в 2021 году и в последующие годы прогнозируется повышение стоимости топлива в Украине вслед за ростом стоимости нефти. Кроме непосредственного влияния на инфляцию, топливо будет весомым проинфляционным фактором в прогнозном периоде из-за вторичных эффектов на себестоимость многих товаров.

По сравнению с предыдущим инфляционным отчетом прогноз инфляции в текущем году повышен с 6.5% до 7.0% по нескольким причинам: из-за подорожания продовольственной продукции вследствие негативного влияния факторов предложения, роста цен на энергоресурсы (газ и нефть), более существенного повышения тарифов на электроэнергию.

Вставка 7. Оценка достижения цели по инфляции 

В декабре 2020 года потребительская инфляция достигла центральной точки целевого диапазона 5% ± 1 п. п., который был определен основными принципами денежно-кредитной политики на 2020 год и среднесрочную перспективу.

Достижение цели — результат балансировки между различными рисками, влияющими на инфляцию. Нисходящее давление от падения мировой и украинской экономик, а также снижение цен на энергию впоследствии были нивелированы проинфляционными факторами, а именно ростом административно регулируемых цен, сокращением предложения отдельных товаров и ослаблением гривны.

Макроэкономическим прогнозом НБУ в январе 2020 года предполагалось замедление инфляции в начале года ниже нижней границы целевого диапазона. В то же время ожидалось ее возвращение в целевой диапазон в конце года благодаря смягчению монетарной политики и высокому внутреннему спросу.

Вследствие коронакризиса фактическая инфляция находилась ниже траектории, предусмотренной январским прогнозом НБУ, в течение почти всего года. Впрочем, постепенное восстановление мировой и украинской экономик, увеличение потребительского спроса, а также рост мировых цен на энергоносители и отдельные продукты питания впоследствии сформировали проинфляционное давление. Поэтому в конце года инфляция ускорилась стремительнее, чем прогнозировалось, и достигла центральной точки целевого диапазона 5% ± 1 п. п.

Факторы, определяющие инфляцию в 2020 году, имели разнонаправленное влияние и компенсировали друг друга.

Так инфляцию в 2020 году сдерживали:

Ослабление внутреннего и внешнего спроса вследствие негативного влияния пандемии на экономическую активность в Украине и мире. В условиях карантина потребители откладывали расходы на товары не первой необходимости, а также адаптировали свои потребности к новым условиям, в частности учитывали возможности дистанционной работы и обучения.

Бизнес тоже пересмотрел свои подходы к управлению запасами и ценовой политике с учетом более низкого   совокупного спроса, в том числе внешнего, а также логистических сложностей и неопределенности относительно ограничений. В то же время сужение мирового спроса ослабило общее инфляционное давление со стороны стран – ОТП Украины. В итоге импортируемая составляющая инфляции тоже была ниже, чем ожидалось;

Благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках. В частности, сохранялись относительно высокие цены на сырьевые товары украинского экспорта (зерновые, масло, сталь, руду). Это способствовало поступлению иностранной валюты в Украину, что поддержало позиции гривны на валютном рынке. В то же время инфляцию также тормозило удешевление энергоносителей (нефть, природный газ) в середине года.

Однако рост инфляции поддерживали:

Волатильность на мировых финансовых рынках и связанное с ней бегство капитала в безопасные активы. Интерес инвесторов к долговым активам EM снизился. Несмотря на некоторое восстановление во второй половине года, он оставался неустойчивым. Премия за риск для суверенных облигаций Украины оставалась высокой. Это создавало девальвационное и соответственно инфляционное давление;

Повышение административно регулируемых тарифов и цен. Положительный вклад в отклонения инфляции от цели был ожидаемым и обусловлен ростом акцизов на табачную продукцию и цен на отдельные коммунальные услуги (водоснабжение и водоотведение, природный газ);

Более низкий урожай подсолнечника, зерновых и сахарной свеклы не только повлиял на стоимость масла, сахара и муки в ИПЦ, но и сказался на следующих звеньях производственного процесса, в частности из-за роста затрат на сырье в пищевой промышленности и подорожания кормов в животноводстве.

НБУ учитывал действие указанных факторов в своих решениях. Так учитывая значительное ослабление инфляционного давления и сокращение деловой активности в течение первой половины года, НБУ продолжил смягчение монетарной политики. Учетная ставка была снижена до рекордного уровня в 6% уже в первом полугодии, даже раньше, чем предполагалось прошлогодним январским прогнозом. Вместе с исчерпанием многих факторов это способствовало достижению инфляционной цели в конце 2020 года.

НБУ и в дальнейшем будет придерживаться режима инфляционного таргетирования для обеспечения умеренной инфляции на уровне среднесрочной цели 5%.

Спрос и выпуск

В 2021 году экономика будет быстро восстанавливаться (+4.2%) и почти вернется к докризисному уровню.

Объемы потребления будут расти вследствие дальнейшего увеличения доходов населения, в т. ч. за счет повышения минимальной заработной платы.

Инвестиционная деятельность активизируется благодаря росту мировой экономики и улучшению настроений бизнеса. Стимулирующая монетарная политика НБУ также будет способствовать оживлению деловой активности.

Экономика Украины в 2021 году вернется к росту, несмотря на январский локдаун и продолжение адаптивного карантина в первом полугодии. В этом макропрогнозе учтено продление адаптивного карантина в первом полугодии. Макропрогнозом предполагается, что дальнейшие ограничения будут касаться не запретов для экономической деятельности, а лишь требований к усиленному уровню противоэпидемических мер.

ВВП Украины вырастет на 4.2% в текущем году, как благодаря наращиванию внешнего спроса, так и благодаря постепенному ослаблению карантинных ограничений и неопределенности, которые они генерируют

В 2021 году восстановятся почти все сектора экономики. Те, что меньше всего пострадали от карантинных ограничений (в частности промышленность, сельское хозяйство), получат основной толчок от роста спроса, в т. ч. и внешнего. Более медленным будет восстановление в чувствительных к карантину секторах услуг и транспорта (пассажирские перевозки, в частности авиационные). Для них весомую роль будет играть скорость и охват вакцинацией от коронавируса.

В других секторах бизнес в основном адаптировался к деятельности в условиях карантина, и будет наращивать производство.

Уже с первого полугодия ожидаются положительные темпы роста ВВП в годовом измерении. Постепенное уменьшение уровня неопределенности и ослабление карантинных ограничений будут способствовать улучшению потребительских настроений и активизации инвестиционной деятельности бизнеса.

В среднесрочной перспективе украинская экономика будет расти благодаря восстановлению внешнего спроса, увеличению реальных доходов населения, улучшению потребительских настроений и росту кредитной активности.

Частное потребление будет расти вследствие дальнейшего повышения доходов населения.

Потребительские расходы населения не сократились даже во время кризиса 2020 года и продолжат активно расти благодаря повышению реальных доходов населения. Рост номинальной заработной платы в 2021 году превысит 16% благодаря восстановлению экономики и значительному повышению минимальной заработной платы.

Ожидается, что частное потребление ускорится почти на 8% и станет основным двигателем роста ВВП в текущем году. Уровень безработицы будет постепенно снижаться, хотя стремительный рост расходов бизнеса на оплату труда будет тормозить этот процесс. В 2022-2023 годах вместе с замедлением роста заработных плат несколько снизятся и темпы роста частного потребления (примерно до 5%). Однако оно будет оставаться достаточно высоким, учитывая восстановление потребительских настроений и рост уровня занятости.

После прошлогоднего падения объемы инвестиций в основной капитал будут расти высокими темпами – на 12% в 2021 году с постепенным замедлением в дальнейшем до 8% в год. Этому будут способствовать уменьшение неопределенности относительно развития пандемии благодаря вакцинации, оживление мировой экономики и восстановление кредитной активности.

Инвестиционная деятельность будет расти благодаря капитальным ремонтам и строительству дорожной инфраструктуры, а также расширению производства экспортерами в условиях благоприятной конъюнктуры на мировых товарных рынках. Однако значительный рост расходов бизнеса на оплату труда будет ограничивать наращивание инвестиций и снижать конкурентоспособность экономики.

Повышенный спрос на импортируемую продукцию, а также постепенное восстановление международного туризма вернут отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП в 2021-2023 годах

Объемы импорта в 2021 году увеличатся почти на 15% в реальном измерении. Будет расти как потребительский, так и инвестиционный импорт. Заметно оживится внешний туризм, учитывая рост реальных доходов и улучшение потребительских настроений. Восстановление экономики также обусловит увеличение спроса на энергоносители.

ВВП будет оставаться ниже потенциального уровня, что будет ограничивать инфляционное давление, однако разрыв ВВП постепенно будет сокращаться 

В IV квартале 2020 года разрыв ВВП сузился до -3% (после пика -12% во II квартале 2020 года). Он сократился быстрее, чем ожидалось, благодаря высокому внешнему спросу на сырьевые товары, а также быстрой реализации внутреннего отложенного спроса. Его дальнейшее сокращение будет обусловлено восстановлением инвестиционной активности бизнеса на фоне оживленного внутреннего и внешнего спроса.

Рост потенциального ВВП будет обеспечиваться повышением производительности труда вследствие внедрения новых технологий и оптимизации производственных процессов предприятий в условиях карантина. В то же время ВВП не сможет достичь своего потенциального уровня в 2021-2023 годах, что будет сдерживать инфляционное давление на всем прогнозном горизонте.

Фискальная политика с 2021 года по мере выхода экономики из кризиса будет более сдержанной 

Для поддержки населения и фискальных стимулов экономики в условиях борьбы с пандемией правительство сохранит значительный уровень дефицита бюджета (4.5% от ВВП) и в текущем году. Однако на этапе устойчивого роста экономики потребность в дополнительном стимулировании со стороны государства уменьшится. Со следующего года ожидается сокращение дефицита до 3% от ВВП, что позволит постепенно улучшать долговую позицию.

Прогнозный размер дефицита бюджета определяется, прежде всего, реальными возможностями его финансирования, что планируется за счет официальных и рыночных долговых заимствований. Определяющую роль для этого будет играть выполнение условий программы сотрудничества с МВФ.

Темпы роста доходов СЗДУ в текущем году на 1-2 п.п. превысят уровень инфляции, прежде всего благодаря поступлениям от НДФЛ и отчислениям в Пенсионный фонд, что ускорятся в условиях существенного повышения номинальной заработной платы. Восстановление совокупного спроса будет способствовать наращиванию сбора налогов на товары и услуги, в частности НДС и акцизного налога. Последний будет дополнительно расти из-за повышения акцизных ставок на табачную продукцию.

Ожидаемое улучшение финансовых результатов предприятий позволит нарастить поступления от налога на прибыль. В то же время неналоговые поступления снизятся по сравнению с предыдущим годом за счет более низкого объема перечисления прибыли НБУ в государственный бюджет.

Рост бюджетных расходов в текущем году будет умеренным. Существенно вырастут социальные расходы в связи с повышением минимальной зарплаты и необходимостью поддержания населения в условиях карантина. Темпы роста капитальных расходов, в т. ч. на дорожное строительство, замедлятся для сохранения умеренных объемов дефицита бюджета.

Уровень государственного и гарантированного государством долга после роста до 63% ВВП в 2020 году в дальнейшем будет сокращаться на 2-3 п. п. ежегодно благодаря росту экономики, взвешенной фискальной политике и умеренной волатильности обменного курса.

Платежный баланс

С 2021 года текущий счет вернется к дефициту, который будет расширяться в последующие годы вследствие роста внутреннего спроса и постепенного ухудшения условий торговли.

Приток капитала в Украину будет восстанавливаться на фоне продолжения сотрудничества с МВФ, оживления экономической активности и сохранения мягких монетарных условий в мире.

В результате международные резервы составят около 30 млрд. долл., что будет равно 90 – 100% по композитному критерию МВФ.

Рост потребительского спроса и восстановление инвестиционной активности обусловят расширение дефицита текущего счета в 2021-2023 годах

После возвращения текущего счета к дефициту в 2021 году, он в дальнейшем будет расширяться (до 4.9% ВВП в 2023 году) вследствие роста потребительского спроса и восстановления инвестиционных проектов.

Дополнительными факторами будут ухудшение условий торговли, возобновление международного туризма, снижение объемов транзита газа и рост выплат по реинвестированным доходам. После снижения объемов торговли в 2020 году вследствие введения противоэпидемических ограничений в 2021 году ожидается возвращение экспорта и импорта на докризисный уровень, а в 2022-2023 годах – их постепенный рост.

В 2021-2023 годах экспорт будет расти на фоне значительного спроса на продукцию металлургии и машиностроения среди стран торговых партнеров в результате программ стимулирования экономики, а также дальнейшего роста производительности в сельском хозяйстве.

Импорт будет расти в 2021-2023 годах за счет как энергетической, так и неэнергетической составляющей. Рост неэнергетического импорта будет обеспечиваться, прежде всего, потребительским спросом из-за повышения реальных доходов населения и инвестиционной на фоне роста экономики. Рост энергетической составляющей будет определяться, как увеличением цен, так и спросом на энергоресурсы.

После рекордного профицита торговли услугами в 2020 году, который обусловлен снижением импорта, он постепенно будет сокращаться на прогнозном горизонте вследствие возобновления туризма, а также уменьшения объемов транзита газа. Импорт путешествий в 2021 году возобновится лишь частично, а достижение докризисного уровня ожидается лишь в 2022 году.

Постепенное увеличение экспорта услуг будет обеспечиваться, прежде всего, дальнейшим ростом IT-сектора, продемонстрировавшего устойчивый рост даже в 2020 году.

В 2021-2023 годах объемы переводов продолжат расти благодаря устойчивому спросу на украинских трудовых мигрантов в странах-реципиентах. В 2021-2023 годах ожидается, что объемы репатриации дивидендов будут оставаться на среднем уровне предыдущих лет.

Вследствие продолжения сотрудничества с МВФ, приток капитала в государственный и частный сектор позволит сохранить международные резервы на текущем уровне

Расширение дефицита текущего счета на прогнозном горизонте будет полностью профинансировано притоком капитала по финансовому счету, который постепенно будет расти на фоне стабилизации макроэкономической ситуации и сохранения мягких монетарных условий в мире.

В 2021-2023 годах возобновится приток ПИИ, в том числе за счет увеличения реинвестированных доходов. Кроме того, будет расти и приток долгового капитала, а также снижаться отток валютной наличности вне банков, что будет способствовать расширению профицита финансового счета.

Ожидается продолжение привлечений государственным сектором от ЕС и Всемирного банка, а также новых размещений ОВГЗ для финансирования дефицита бюджета. Спрос со стороны нерезидентов на ОВГЗ, номинированных в гривне будет расти, на фоне незначительных колебаний обменного курса и сохранения низких процентных ставок в мире.

Положительное сальдо сводного платежного баланса вместе с финансированием от МВФ поможет удерживать международные резервы на уровне 29-31 млрд. долл. в 2021-2023 годах, что составит от 90 до 100% метрики МВФ относительно достаточности резервов.

По сравнению с предыдущим прогнозом изменения в платежном балансе минимальны. Эффекты просмотра для текущего счета разнонаправленные, но в целом положительные. Пересмотрены в сторону увеличения, как цены основных экспортных товаров, так и энергетического импорта.

В результате в 2021 году условия торговли улучшились, а в дальнейшем эффект почти нейтральный. Баланс энергоносителей остался почти без изменений. Из-за замещения промышленными предприятиями потребления угля в пользу газа повышен импорт последнего, в то же время снижен импорт угля.

Также несколько выросли объемы транзита газа в 2021 году из-за новостей об отсрочке окончания строительства обходных газопроводов. Также высокий мировой спрос был пересмотрен экспортом металлургической продукции. Однако быстрее, чем ожидалось, будет наблюдаться и рост внутреннего спроса, и, как следствие, потребительского импорта.

Приток капитала по финансовому счету также почти не изменился. По сравнению с предыдущим прогнозом ожидаются несколько более низкие поступления прямых иностранных инвестиций ввиду сохранения высокого уровня неопределенности.

Однако по сравнению с предыдущим прогнозом ожидается рост интереса иностранных инвесторов к гривневым ОВГЗ после позитивного сигнала от МВФ и повышения аппетитов инвесторов на фоне начала вакцинации и фискальных стимулов в США. В результате прогноз международных резервов несколько улучшен — их объем будет колебаться вокруг 30 млрд. долл.

Монетарные условия и финансовые рынки

Сдерживание инфляционного давления потребует повышения ключевой ставки в 2021 году. Впрочем, ее уровень будет оставаться ниже нейтрального в течение 2021 года и большей части 2022 года.

Профицит ликвидности банковской системы будет сохраняться на прогнозном горизонте, что будет способствовать удержанию межбанковских ставок близко к нижней границе в коридоре ставок НБУ.

Снижение неопределенности по развитию пандемии положительно повлияет на срочную структуру депозитов, возобновление кредитования и более умеренные темпы роста наличности в обращении.

НБУ придется ужесточить монетарную политику в 2021 году для сдерживания инфляционного давления 

Монетарная политика и в дальнейшем будет направляться на обеспечение баланса между реакцией на инфляционные риски и поддержкой восстановления экономики. Исходя из принципа гибкости инфляционного таргетирования, НБУ не будет реагировать на краткосрочные инфляционные шоки. Удержание учетной ставки ниже ее нейтрального уровня сохранит благоприятные условия для ускоренного восстановления экономики.

В то же время, если усиление фундаментального давления на цены со стороны потребительского спроса не будет компенсировано другими факторами, в частности существенным притоком капитала, а инфляционные ожидания продолжат ухудшаться, то НБУ повысит учетную ставку. Масштабы повышения будут зависеть от интенсивности воздействия указанных факторов.

Более раннее, чем предполагал предыдущий прогноз, повышение ставки обусловлено реализацией ряда проинфляционных рисков и более быстрым восстановлением потребительского спроса. Более высокие экспортные цены будут сдерживать инфляционное давление через канал обменного курса, а потому повышение ставки в 2021 году будет умереннее, чем ожидалось ранее. Впрочем, ставка будет оставаться на уровне 7% дольше из-за эффектов высшей мировой инфляции.

РЭОК гривны постепенно будет укрепляться вследствие превышения внутренней инфляции над инфляцией в странах – ОТП.

Будет сохраняться профицит ликвидности банковской системы. Это будет способствовать низкой волатильности ставок на МБКР с колебаниями преимущественно в нижней части коридора ставок НБУ. Главными каналами поставки ликвидности будут покупка НБУ иностранной валюты и расходование правительством средств, полученных от конвертации иностранной валюты.

Ставки банков по операциям с клиентами, вероятно, вырастут в ответ на инфляционный всплеск и повышение ключевой ставки. Поднятие банками ставок главным образом отразится на краткосрочном сегменте.

Последовательная монетарная политика НБУ будет способствовать заякорению инфляционных ожиданий и обеспечит возвращение инфляции к целевому диапазону. Это, вместе со снижением неопределенности относительно развития пандемии положительно повлияет на срочную структуру депозитов и дальнейшее восстановление банковского кредитования.

Риски прогноза

Ключевым предположением прогноза является продолжение программы сотрудничества с МВФ.

Основными рисками для реализации этого прогноза является усиление карантинных мер как в Украине, так и в мире, а также существенный приток капитала в Украину.

Текущий макроэкономический прогноз базируется на предположении о продолжении программы сотрудничества с МВФ. Сотрудничество с фондом является предпосылкой для обеспечения бюджетных потребностей, в том числе за счет связанного финансирования от международных партнеров. Приостановка программы может не только замедлить экономическое восстановление, но и кардинально ухудшить инфляционные и девальвационные ожидания. Это потребует от НБУ внедрения более жесткой монетарной политики.

Одним из главных рисков остается длительный срок пандемии и усиление карантинных мероприятий. Ухудшение эпидемической ситуации негативно повлияет на внешний и внутренний спрос и замедлит восстановление экономики. Возникнет потребность в усилении фискальных и монетарных стимулов для смягчения влияния пандемии на экономику. Возможно и противоположное развитие событий, быстрая и масштабная вакцинация в мире может ускорить глобальный экономический рост.

В случае реализации этого риска глобальная инфляция может ускоряться быстрее, генерируя давление на внутренние цены. Реакция монетарной политики будет предопределяться оценке такого давления и возможностями его компенсации через валютный канал.

Другим весомым риском для прогноза является существенный приток капитала в Украину. Сверхмягкие монетарные условия в мире и оптимизм относительно вакцинации уже оживили интерес иностранных инвесторов к развивающимся рынкам, в том числе и в Украине. Значительный приток капитала может ослаблять инфляционное давление через канал валютного курса.

Риском внешней среды является более существенное ухудшение условий торговли. Оно может быть связано как с более быстрым исчерпанием временных факторов, которые поддерживают высокие цены экспорта (в частности руды и зерновых), так и со значительным подорожанием импортируемых товаров (в том числе энергоносителей) в условиях более стремительных, чем предполагает в базовом сценарии рост мировой экономики. Негативное влияние такого сценария проявится, прежде всего, через канал обменного курса.

Соответственно НБУ прибегнет к более жесткой монетарной политике для устранения избыточного инфляционного давления.

Актуальны фискальные риски. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет значительных привлечений на внутреннем рынке может привести к росту стоимости заимствований и усилению конкуренции Минфина с бизнесом за средства банков. Это создает угрозу для возобновления кредитования из-за эффекта фискального вытеснения. Реализация сценария с более существенным притоком капитала может нивелировать эти негативные эффекты.

В то же время финансовые дисбалансы в энергетическом секторе, связанные с длительным административным регулированием тарифов на электроэнергию для населения, накоплением долгов перед компаниями «зеленой» энергетики и другими неплатежами формируют риски квазифискального характера. Несистемный подход к их решению может привести к существенным дополнительным бюджетным расходам и росту государственного долга.

Макропрогноз построен с учетом того, что не будет существенных как положительных, так и отрицательных шоков со стороны предложения продовольствия. Соответственно еще одним риском является неурожай зерновых, масличных или других плодоовощных культур, в частности из-за неблагоприятных погодных условий. Поэтому вырастет продовольственная инфляция и снизится ВВП из-за сокращения производства в сельском хозяйстве.

В то же время потери от более низких объемов экспорта могут частично компенсироваться ростом цен на зерновые. В этом случае реакция монетарной политики будет отражать баланс между потребностью в снижении инфляционного давления и минимизацией потерь для экономики.

В условиях быстрых климатических изменений актуальными являются риски роста волатильности мировых цен на продовольствие. Из-за значительной доли продуктов питания в структуре ИПЦ инфляция в Украине является достаточно чувствительной к таким шокам. Соответственно, они могут обусловить как краткосрочное, так и более длительное отклонение инфляции от цели. Реакция монетарной политики будет обусловлена влиянием шока предложения на инфляционные ожидания.

Сохраняются риски эскалации военного конфликта на Востоке страны, что могут существенно ухудшить инвестиционную привлекательность Украины и ожидания экономических агентов. Однако прогресс в урегулировании ситуации на временно неподконтрольных территориях будет способствовать значительному улучшению инвестиционного климата и снижению премии за риск для страны.

Вставка 8. Задолженность на рынке электроэнергии

С введением новой модели рынка электроэнергии на отдельных его участников были возложены специальные обязанности по обеспечению общественных интересов. Однако из-за несовершенства механизма компенсации таких обязанностей на фоне ухудшения экономических условий в начале 2020 года, накопилась значительная задолженность между участниками рынка. Это стало еще одним риском для фискальной сферы.

При запуске новой модели рынка в середине 2019 года для сохранения тарифов для населения на неизменном уровне и выполнения обязательств перед производителями электроэнергии из возобновляемых источников энергии были введены в действие специальные обязанности (ПСО). Для обеспечения этой функции было создано ГП «Гарантированный покупатель» (далее ГП), а затраты на ПСО должны были покрываться за счет продажи электроэнергии из ВИЭ, излишков электроэнергии, не потребленной населением, и поступлений от тарифа на передачу электроэнергии от НЭК «Укрэнерго».

Однако разница между затратами на ПСО и доходами ГП от продажи электроэнергии оказалась значительно больше, чем было заложено при формировании тарифа «Укрэнерго». В частности, из-за регулятивных ограничений, среди которых размер лотов, цены, начальные ограничения на рынки продаж, ГП приходилось продавать значительные объемы электроэнергии на балансирующем рынке по сниженной цене. Этот фактор усиливало общее снижение спроса на электроэнергию в условиях развертывания коронакризиса в начале 2020 года.

Кроме того, доходы «Укрэнерго» оказались значительно меньше вследствие судебных решений в пользу экспортеров электроэнергии и ряда других крупных предприятий, а также роста дебиторской задолженности.

Как следствие, задолженность ГП перед производителями электроэнергии на конец 2020 года достигла почти 33 млрд. грн., а «Укрэнерго» перед ГП – 31 млрд. грн. В свою очередь, «Укрэнерго» также имеет дебиторскую задолженность. Ситуация с взаимной задолженностью на рынке электроэнергии в конце 2020 года трансформировалась в риски увеличения общегосударственной долговой нагрузки.

Так, в конце 2020 года были предоставлены государственные гарантии, под которые «Укрэнерго» взяло кредиты в трех государственных банках на общую сумму 10.25 млрд. грн. Согласно решению регулятивного органа, не менее 50% этих средств должно быть направлено на погашение долгов перед НАЭК «Энергоатом», остальные – вероятно производителям из ВИЭ.

Впрочем, источники и сроки погашения полной задолженности перед производителями из ВИЭ (за 2020 год — более 24 млрд. грн.) остались неопределенными.

По оценкам, в 2021 году производителям из ВИЭ должно быть компенсировано более 50 млрд. грн. по «зеленым» тарифам. Ожидается, что свыше 14 млрд. грн. поступит за счет продажи ГП электроэнергии из ВИЭ. Еще 26.6 млрд. грн. предполагается компенсировать за счет тарифа на передачу электроэнергии «Укрэнерго». Однако при исчислении тарифа на передачу электроэнергии на 2021 год было учтено, что не менее 20% прогнозного производства электроэнергии из ВИЭ (около 11 млрд. грн.) будет финансироваться из бюджета.

Последнее, однако, не предусмотрено в Государственном бюджете Украины на 2021 год. Это вместе с нерешенными вопросами формирования дебиторской задолженности «Укрэнерго», в том числе через судебные решения, создает значительные риски дальнейшего увеличения задолженности в течение 2021 года (в сумме 11-20 млрд. грн.).

Источниками покрытия задолженности на рынке электроэнергии могут быть:

предоставление государственных гарантий (в госбюджете на 2021 год также предусмотрено 24 млрд. грн. гарантий на обеспечение ликвидности рынка электроэнергии);

выпуск государственных долговых ценных бумаг, так называемых «зеленых» евробондов или внутренних ОВГЗ.

Впрочем, оба варианта приведут к увеличению гарантированного и/или прямого государственного долга. А значит, возрастут риски для государственных финансов, ухудшится восприятие рисков страны инвесторами (sovereign credit risk). Поэтому системное решение в ситуации с расчетами на рынке электроэнергии потребует установления сбалансированных тарифов для бытовых потребителей и промышленности, а также соблюдения принципа равных условий в вопросе расчетов за поставку электрической энергии.

Согласно прогнозному балансу электроэнергии, разработанному Минэнерго, объем производства электрической энергии из ВИЭ в 2021 году предполагается на уровне 13 120 млн. кВт/ч.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий