Экс руководитель НКРЭКУ Дмитрий Вовк: Интерпол встал на мою сторону

17.07.2020 – Год работы новой модели энергорынка завершается печальным итогом. Реформа не решила накопленные десятилетиями проблемы, более того, теперь они умножены в разы. Прежде всего, запущенный 1 июля 2019 года новый энергорынок предусматривал свободное формирование цен на электроэнергию и уголь.

Но вмешательство государственного регулятора (НКРЭКУ), сделки новых участников рынка породили хаос и беспорядок. Результат катастрофический, что даже когда эффективные и стабильные генерирующие компании «Энергоатом», «Донбассэнерго» оказались на грани банкротства.

Удар по энергетике и угольной отрасли нанесли также изменения, введенные в законодательство по инициативе народного депутата Андрея Геруса. С октября прошлого года были открыты шлюзы для импорта электроэнергии из России и Беларуси. Следствие – в Украине сформировался профицит собственной электроэнергии, остановились энергоблоки ТЭС и шахты. Геруса обвинили в лоббировании интересов миллиардера Коломойского, ведь именно фирма миллиардера начала импортировать более дешевую электроэнергию.

Обеспечивать льготную цену населению правительство обязало государственные предприятия «Энергоатом» и «Укргидроэнерго». В соответствии с возложенными специальными обязанностями (ВСО) они по дешевке продавали большую часть своей электроэнергии ГП «Гарантированный покупатель», но плату за свою продукцию не получали в полной мере.

Из-за наличия разных цен, на рынке начали орудовать спекулянты. В начале этого года СБУ разоблачила махинацию участников энергорынка на сумму свыше 2,8 млрд. грн. Деньги присвоили поставщики универсальных услуг – компании, которые были выделены из состава прежних 25 облэнерго, на которые правительство возложило функции поставлять электроэнергию населению по льготным ценам.

С назначением в конце апреля и. о. главы Минэнерго Ольги Буславец ситуацию удалось немного исправить, но остановить дальнейший рост задолженности на рынке пока не удалось. Достигнут компромисс с производителями «зеленой» электроэнергии. Тарифы солнечных и ветряных электростанций снижены на 15% и 7,5% соответственно – это позволит сэкономить потребителям до 2 млрд. евро на выплатах по «зеленому» тарифу до 2030 года.

«Украина оставляет за собой имидж надежного партнера для бизнеса», – считает советник и. о. министра Александр Трофимец. – Благодаря принятому энергетическому балансу шахтеры угледобывающих предприятий смогли вернуться к работе, тогда как 95% шахт находились в простое».

О нынешней ситуации в энергетике «Главком» поговорил с бывшим главой Национальной комиссии, что осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Дмитрием Вовком. Из-за скандального расследования по делу «Роттердам+» ему приходится скрываться за пределами Украины.

Национальное антикоррупционного бюро (НАБУ) уже три года пытается доказать, что цена угля, которая несколько лет формировалась по этой формуле, содержала коррупционную составляющую. После смены власти в Украине и после запуска нового энергорынка, когда цена уже не рассчитывалась по спорной формуле, детективы НАБУ усиленно взялись за расследование. 8 августа 2019 года они объявили подозрения шести лицам, даже двух взяли под стражу, но впоследствии отпустили.

Среди главных подозреваемых также Дмитрий Вовк. Фигурантов обвинили в злоупотреблении служебным положением, когда они ввели «Роттердам+». Досудебное следствие в производстве продолжается до сих пор.

Формула «Роттердам +» принята в марте 2016 постановлением НКРЭКУ №289. Документ утвердил новую на тот момент методику расчета оптовой рыночной цены электроэнергии. Согласно ей, угольная составляющая в тарифе на электроэнергию высчитывалась на основе котировок угольного хаба ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен): бралась средняя стоимость доставки угля из портов Амстердам-Роттердам-Антверпен до украинского порта. Это было сделано для того, чтобы избежать рисков поставок антрацита для тепловых электростанций из неподконтрольных территорий.

Поскольку закупочная цена угля для ТЭС сразу подскочила до уровня «Роттердам +», тогда же регулятор повысил цену на электроэнергию, что спровоцировало возмущение отдельных промышленных потребителей. Фронтменом противников «Роттердам+» был бывший член НКРЭКУ Андрей Герус. Однако оппоненты прямо называли его лоббистом интересов ферросплавной монополии Коломойского.

Сразу после избрания Зеленского президентом, Герус стал его представителем в правительстве и призвал силовиков активизироваться в деле скандальной формулы. В ответ оппоненты Геруса заявили о политических репрессиях и преследовании бывших членов НКРЭКУ.

Ирония судьбы в этой истории заключается в том, что когда уже скандал с «Роттердамом+» урегулировался, на газовом рынке была введена идентичная формула ценообразования, по которой население платит за газ с февраля 2020 года. Она получила название «Дюссельдорф+» и закреплена в меморандуме МВФ за личной подписью президента Владимира Зеленского. Но к этой формуле у силовиков претензий нет.

Дмитрий, 1 июля исполнился год, как в Украине запущена новая модель рынка электроэнергии. Как вы оцениваете результаты реформы, которая начиналась еще в 2017 году, когда вы возглавляли НКРЭКУ?  

Собственно внедрение новой модели я оцениваю положительно, но то, как дальше развивались события, думаю, никто не может оценить положительно. Все это обусловлено деструктивным влиянием нынешних кураторов отрасли. К таким относится председатель комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус, из-за вмешательства которого результаты получились немного смешанными. Некоторые коллеги-энергетики даже шутят, что это не годовщина введения рынка, а годовщина.

Но все же это шаг вперед, сделанный благодаря настойчивости тогдашнего председателя НКРЭКУ Оксаны Кривенко и поддержке Евросоюза в лице господина Еврокомиссара Мароша Шефчовича. И после запуска нового рынка произошло очень много негативных событий, которые почему-то побуждают обвинять сам рынок, а не деструктивное руководство отрасли. По моему мнению, даже если бы оставалась старая модель рынка, ныне действующие руководители могли бы создать большие проблемы.

Кто виноват в том, что рынок работает в ручном режиме и там полный беспорядок? Каковы причины убыточности «Энергоатома», «Укрэнерго», «Гарантированного покупателя» и т. д.?

Вы еще не упомянули убыточное «Центрэнерго»…

Об этой истории поговорим отдельно.

Мало сегментов рынка, которые сейчас работают эффективно и ритмично. Считаю, что незаслуженно забыта НКРЭКУ. Если бы такие события, как сейчас, происходили при предыдущем президенте, то внимание к комиссии было бы в разы больше. Сейчас регулятор работает без пристального внимания со стороны прессы, и, видимо, не испытывая давления, допускаются «творческие» вещи.

Приведу лишь один из многих примеров: в прошлом особое внимание уделялось ротации и порядку избрания членов комиссии – прогрессивная общественность требовала короткую ротацию и минимальное влияние президента на назначения. А сейчас большинство назначено президентом вне конкурса и сохраняет свои мандаты на следующие пять лет.

По моему мнению, причиной печальных результатов работы энергорынка, когда даже «Энергоатом» вынужден привлекать кредиты на выплату зарплаты, являются примитивные мотивы, которыми руководствуется Герус и его команда. Во-первых, это попытка мгновенно сделать цены низкими на электроэнергию, чтобы выслужиться перед своими патронами. Во-вторых, нечестно заработать, используя недостатки рынка, а в-третьих, собственное участие в этих злоупотреблениях останавливает их от исправления ситуации.

Основные долги на энергорынке сформированы из-за «зеленых» – производителей электроэнергии из возобновляемых источников?  

Нет, это не так. Если посмотреть на официальные документы, то есть представление проектов решений НКРЭКУ, там четко указано, что, например, с 33 млрд. грн., которые планировали заложить в тариф «Укрэнерго», две трети – 20 млрд. грн. – это убыток «Гарантированного покупателя» вместо ожидаемой прибыли в 6 млрд. грн.

По моему мнению, весь этот нарратив, который можно увидеть в СМИ о том, что якобы виноваты в этом «зеленые» – это не более чем нарратив группы Коломойского и других слепых сторонников этой идеи. На самом деле, на рынке происходили большие злоупотребления, и львиная доля проблем связана именно с этим.

На энергорынке торгуют «воздухом» – уже есть дело о злоупотреблениях почти на 3 млрд. грн., но, похоже, махинации не остановились. А что вы думаете по этому поводу?  

Насколько я понимаю, вы вспоминаете новости, которые опубликовала СБУ, относительно завышенных объемов поставки электроэнергии для населения в 2019 году. Я думаю, что внимание к этому вопросу сейчас необоснованно мало.

Если раньше для оценки объемов дотаций важно было указывать только объем поставки электроэнергии населению, то сейчас для определения компенсации поставщикам универсальных услуг (ПУП) важно знать не просто объемы, а и почасовые объемы поставки. Убежден на собственном опыте, если там улучшить фокус, то будет значительная экономия и высвобождение объемов продаж на свободном рынке у «Энергоатома» и «Укргидроэнерго».

Тот же «Энергоатом», бывший руководитель которого Юрий Недашковский возлагал большие надежды на новый рынок, в результате получил убытки, даже зарплату нечем выплатить.

Это даже не обидно – это просто стыд, чтобы такая компания привлекала средства на выплату заработной платы. Недавно «Гарантированный покупатель» опубликовал данные о задолженности перед «Энергоатомом» и «Укргидроэнерго» – на 30 июня долг составляет 7,7 млрд. грн. По их данным, из этого объема покрытыми остались лишь 5,1 млрд. грн. как задолженность «Укрэнерго», а остальные 2,6 млрд. грн. является непокрытым дефицитом!

Что с этим делать?

По моему мнению, дело умных – предвидеть, дело храбрых – справиться с бедой. А сейчас никакой храбрости, решительности, лидерства для исправления проблем не наблюдается.

Пришла новая и. о. министра Ольга Буславец. Как оцениваете введенные правительством антикризисные меры?

Это значительно повысило внимание к проблемам энергетики, но надо понимать, что министерство без НКРЭКУ при всем желании не сможет исправить ситуацию. При саботаже со стороны профильного комитета парламента исправить вопросы, которые требуют законодательного урегулирования, также невозможно.

Предложенный Кабмином законопроект 3658 на основе меморандума с производителями возобновляемых источников энергии решит ли эту проблему? Так же был еще и альтернативный, очевидно, более жесткий проект авторства Геруса.

Все же 3 июля в первом чтении был проголосован правительственный законопроект. Но, ни правительственный, ни «жесткий» законопроект не решит проблему неизбежного роста тарифов, который объективно будет происходить для покрытия искусственно созданных долгов и из-за убыточности генерации (производства электроэнергии). Если говорить на будущее, то я расцениваю всю эпопею с «зелеными», как выстрел себе в ногу со стороны государства.

Почему? Нравится, или не нравится, но «зеленые» были одними из крупнейших инвесторов в Украине за последние несколько лет. И то, каким образом с ними проводили переговоры, а согласно данным «Гарантированного покупателя» с целью шантажа, в последние три месяца расчеты с зеленой энергией были лишь на уровне 5-6%, что резко ухудшило инвестиционную привлекательность Украины.

При этом мы видим отношение к «зеленым» со стороны руководителя профильного комитета парламента господина Геруса, которое зафиксировали в зале Верховной Рады. Как после этого привлекать инвестиции в Украину? Это будет очень провальное дело.

О какой приватизации в энергетике можно говорить, если любой потенциальный инвестор в облэнерго или «Центрэнерго» не обойдет своим вниманием, как урегулировали вопрос с зеленой энергетикой. Поэтому это однозначно большая потеря для будущего привлечения инвестиций, как в энергетику, так и вообще в украинскую экономику.

С открытием рынка, завершилось действие формулы «Роттердам+»?

Поскольку формула была временным инструментом, то собственно отмена этой формулы произошла планово почти два года назад – еще в августе 2018 года одновременно с утверждением нормативной базы для новой модели рынка электрической энергии.

Поэтому когда запускался новый рынок летом 2019 года, мне было очень интересно наблюдать за заявлениями Геруса и даже президента, что они отменяют формулу «Роттердам+», тогда как это произошло еще до того, как они были избраны на должности и получили полномочия.

Напомните, пожалуйста, каким документом отменили формулу «Роттердам+»?

В конце августа 2018 года, я тогда уже не был председателем, НКРЭКУ утвердила очередной пакет документов для новой модели рынка и отменила пакет нормативных документов, который касался старой модели рынка. В перечне отмененных документов — постановление НКРЭКУ от 3 марта 2016 года «Об утверждении порядка формирования прогнозной оптовой рыночной цены электрической энергии» (это постановление утвердило формулу «Роттердам +»).

В тот же день – 23 августа 2018 г. происходило тематическое заседание по внедрению новой модели рынка, и была одобрена нормативная база новой модели энергорынка, то есть одобренная фактически за год до полноценного запуска нового рынка.

«Я временно, подчеркиваю, временно, вынужден находиться за пределами Украины»  

Как вы оцениваете роль формулы сегодня, учитывая уголовное дело, из-за которого вы вынуждены скрываться за пределами страны?  

Я считаю, что введение формулировки «Роттердам+» было необходимым и неизбежным решением, благодаря которому и потребители, и производители получили прозрачный и предсказуемый механизм расчета цены на электроэнергию. Если говорить о смежных отраслях — оцениваю так же положительно, ведь, например, средняя зарплата шахтеров за время действия формулы выросла вдвое — с 7 тыс. грн. при внедрении весной в 2016 году до 15 тыс. грн. летом 2019 года при остановке ее действия.

За счет привязки к цене на мировой бирже размер дотаций угольной отрасли из госбюджета также был сокращен. Для отрасли и бюджета это было стабилизирующим и позитивным решением.

В политике роль формулы «Роттердам+» была даже больше чем для энергетики. Немало людей на ней просто паразитировали — использовали для собственного пиара. Не удивлюсь, что этот политический пиар их погубит — потому что сейчас из-за отсутствия формулы их обещания и страшилки не подтвердились.

Относительно меня лично то, это означает, что я временно, подчеркиваю, временно, вынужден находиться за пределами Украины.

Насколько известно «Главкому», у НАБУ нет претензий к формуле, а есть лишь к части +. Речь идет о стоимости доставки угля к границе Украины. Зачем было включать доставку угля в эту формулу, ведь на самом деле уголь не отправлялся в страну из европейских портов?

Потому что определение цены импортного паритета предусматривает включение доставки в Украину. И не включать, это означало бы утвердить заведомо неправильное решение. Относительно их претензий или отсутствия претензий — уже идет 4-й год «расследования», это далеко не первая мутация их претензий, именно поэтому они и до сих пор не подали документы в суд. Я имею ввиду, все время пытаются продлить срок досудебного расследования.

Если они избегают суда, это означает, что они признаются в преступлении со своей стороны. В моем понимании их преступление — это продолжение фальсификации уголовного производства.

Если нет доказательств, дело должны были бы закрыть, но его не закрывают… 

Вы сами разложили все по полочкам. Затягивание – это их главный приоритет, для того, чтобы и дальше пиариться на этом деле. Если бы они проводили свою работу всесторонне, объективно и беспристрастно, то должны были это дело давно закрыть.

На какой стадии сейчас следствие?

По моему мнению – «на закате». Они, думаю, готовятся традиционно обвинить кого-то в своей несостоятельности – традиционно они обвиняют САП (Специализированную антиукраинскую прокуратуру).

Если же дело направят в суд, как вы будете участвовать в этом процессе?  

Я настроен на борьбу до победы. Я понимаю, что в состязательном процессе все могло быть быстрее. К этому выводу я пришел из доступных мне материалов, которые подготовлены моими юристами и адвокатами. Но с учетом политизации этого дела, путь к победе может быть длиннее.

Вы утверждаете, что доказательства ничтожны, но с чем тогда САП пойдет в суд? Мотивирована ли САП передавать дело в суд?

Если критически взглянуть на доказательную базу НАБУ/САП, которая публично доступна, то она состоит, во-первых, из справки — предположений детектива НАБУ со штампом эксперта СБУ, а во-вторых – из мемуаров, напечатанных вероятно самими детективами.

В то же время со стороны защиты есть ряд решений суда, вступивших в силу, отдельно из процедуры принятия и отдельного по сути решения — формула была экономически обоснованной. Решение суда об отказе признать противоправной бездеятельность НКРЭКУ, относительно формулы расчета прогнозируемой цены продажи электрической энергии на оптовый рынок электрической энергии, размещено здесь.

Также есть ряд экспертиз и исследований международных экспертов, которые это доказывают. В конце концов, САП на судебных заседаниях не с первого раза, но признает наличие собственных экспертиз, которые, мягко говоря, не подтверждают их обвинительную риторику. С записью заседания можно ознакомиться, она есть в публичном доступе.

Есть здравый смысл, который я пытаюсь вернуть в НАБУ и САП и в очередной раз обращаю их внимание, что даже действующая власть в лице, в том числе, и президента Зеленского лично подписала принцип импортного паритета. А именно – расчет цены на газ для украинцев, исходя из хаба в Голландии и доставки в Украину. Подтверждение этому есть на официальной странице Министерства финансов Украины.

Это было бы абсурдом – иметь настолько двойные стандарты для двух идентичных ситуаций: для расчета цены угля и цены газа. Очевидно, мне не нужно доказывать, что обе формулы являются абсолютно идентичными – принцип импортного паритета, привязана подвязка к хабу, к учету логистики. Так же очевидно, что необязательно, чтобы именно из Голландии прибывал газ или уголь, так же как и, то, что соответствующая цена применяется для газа/угля добытого в Украине.

«Формулы «Роттердам+» уже нет как минимум год, а лучше жить никому не стало» 

Но нет никакого протеста против газовой формулы, никакого негатива и о результатах судебных расследований давно ничего не слышно …  

Весь ажиотаж вокруг формулы » Роттердам+» создавался искусственно. Я намеренно сделал анализ и могу вам сказать, что только на «1+1» было, как минимум, 13 программ «Деньги» – ее вел «образец высокой морали» в Верховной Раде — депутат Дубинский.

Там есть и другая передача – «Право на власть». Так, как минимум в 13 передачах (в том числе в трех, где формула «Роттердам+» была основной темой) пытались зомбировать украинцев в том, что именно формула является источником всех проблем, что в случае отмены формулы тарифы для населения уменьшатся.

Реальность другая — от формулы тарифы для населения совсем не зависели, формулы уже нет как минимум один год, а лучше жить никому не стало. Наоборот, стало хуже, да еще и обещают пересмотр тарифов для населения.

После заказа «Роттердам+» общественность протестовала против того, что антрацитовый уголь якобы везли с неподконтрольных территорий по цене, значительно ниже, чем в Роттердаме. И так было, пока не закрыли сообщение с ОРДЛО. Как же в действительности везли антрацит и как считали стоимость электроэнергии, где цена угля предусматривала привязку к формуле «Роттердам+»?

В 2017-2018 годах доля импорта угля была в пределах 15-20%, это очень значительные объемы. Причем из-за стремительного роста мировых цен было сложно полностью сбалансировать рынок, поскольку методика предусматривала усреднение цены за последние 12 месяцев. А когда растущий рынок, то за счет усреднения цены в генерирующих компаниях было меньше имеющихся ресурсов для закупки угля.

К мандату НКРЭКУ не относится вопрос выбора поставщиков. Вопрос выбора конкретных поставщиков или маршрутов – решение генерирующих компаний, которые принимались, в том числе из соображений обеспечения бесперебойной работы.

Так ввозили ли уголь с неподконтрольных территорий? По крайней мере, до того момента, как активисты начали блокировать железнодорожные пути, чтобы положить конец торговле с незаконными вооруженными формированиями? 

Мне неизвестно, был ли ввоз с неподконтрольных территорий, поскольку это не является вопросом НКРЭКУ. Главным является другое, что мы, как члены НКРЭКУ, руководствовались годовым и ежемесячными балансами Министерства энергетики и угольной промышленности, где было четко видно о невозможности обеспечить достаточные объемы угля с территории Украины.

А с момента, когда произошла так называемая блокада, кажется, весной 2017 года, то даже технической возможности для ввоза с неподконтрольных территорий не было.

Следовательно, президенту Зеленскому необходимо предъявить претензии, потому что якобы импортный паритет в газовой формуле необоснованный, транспортные расходы документально не подтверждены и так далее… А как вы оцениваете ситуацию на газовом рынке, наличие наблюдательных советов в государственных предприятиях, в частности, в НАК «Нафтогаз Украины», войну против Коболева, Витренко?  

С вашего позволения я разделю вопрос на две части: первая – это отношение к формуле на газовом рынке по сравнению с формулой на угольном рынке. Они были и являются идентичными.

И подходы, которые применяет НАБУ и САП, напоминают известную старшему поколению сцену Райкина: «К пуговицам претензии есть?». Вспомните, когда Райкин стоит в костюме, в котором одна штанина короткая, вторая длинная, и он спрашивает, а кто это сделал? А ему отвечают, что у нас узкая специализация. Так же и в НАБУ: «У нас узкая специализация». Их давно следует переименовать в ателье по пошиву уголовных дел.

Вторая часть вашего вопроса, как я отношусь к наблюдательным советам и к вознаграждениям членам правления крупной компании. Бывший руководитель парламентского комитета по ТЭК Александр Домбровский говорил: «Скальпель может быть инструментом для того чтобы вылечить человека, а может и быть инструментом чтобы его убить. И для того, чтобы им пользоваться, надо долго учиться и добросовестно относиться к своей работе».

Есть множество неудачных примеров наблюдательных советов, когда люди, которые работают в наблюдательных советах, не имеют опыта, либо не имеют, даже задатков, чтобы заниматься этой работой. На другом языке они принимают очень нейтральную позицию и не пытаются погружаться ни в одну проблему. Конечно, с таким согласиться и мириться невозможно.

С другой стороны, в мире есть много примеров, где наблюдательные советы являются позитивным и активным инструментом развития компании. И отказываться от наблюдательных советов только потому, что у нас есть негативный опыт, было бы неправильно.

«О достижениях Витренко: есть одно место, которое он всегда избегает, – это «Укрнафта» 

Огромные зарплаты с премиями, как у руководителя «Нафтогаза» Андрея Коболева. Или история Сергея Лещенко, который не является специалистом-железнодорожником, но работает в наблюдательном совете «Украинской железной дороги» и менее чем за полгода получил 1,4 млн. грн. Как вы оцениваете такую ситуацию? 

Назначение Сергея Лещенко в «Укржелдоре» я рассматриваю лишь как способ действующей власти платить властному блогеру Лещенко не из «собственного кармана». Относительно вознаграждений Коболева и других, там, слава Богу, ситуация лучше чем с Лещенко. У Андрея Коболева есть достижения, а с другой стороны есть недоработки. Это если кратко и деликатно.

Достижения – это Стокгольмский арбитраж, из-за выигрыша в котором, он освобождает Витренко? 

Мне кажется, что у Витренко есть комплекс: он – единственный, незаменимый, победитель и герой Украины. Это, видимо, не так, с позицией Витренко согласиться не могу, что только благодаря нему, все в мире происходит. А как вы думаете?

У меня сформировалось устойчивое впечатление, что победили в Стокгольмском арбитраже благодаря Витренко с его командой, благодаря Игорю Диденко, который сделал возможным, чтобы Украина не обращалась в московские суды, а в Стокгольмский арбитраж. Конечно, для победы многие люди приложили усилия. Но почему таким специалистам, как Игорь Диденко, не предлагают должностей в «Нафтогазе»? Я не понимаю, почему назначают «блогеров», тогда как опытные специалисты у нас не востребованы.

У нас общее понимание. Кстати, если говорить о достижениях Витренко в арбитражах, то есть одно место, которое он, всегда, избегает, – это «Укрнафта». Обратите внимание, что проигрыши вокруг «Укрнафты» он всегда оправдывает. Относительно «Укрнафты» он всегда занимал позицию, что ничего не может сделать, или он должен действовать вроде бы в интересах «Укрнафты», где он был председателем наблюдательного совета. Поэтому для объективности: Витренко в последнее время занимался политическим позиционированием…

Как вы считаете, вернуло ли государство контроль над компанией «Центрэнерго», назначив и.о. гендиректора Александра Корчинского? Или это просто видимость того, что там уже государственный менеджмент, а не люди Коломойского, который обанкротил компанию?

Фиговый листик приложили. Из-за резонанса в прессе после обнародования расследований о том, что было давно известно в профессиональных кругах, государство приняло решение заменить лишь одно должностное лицо, назначив нового руководителя «Центрэнерго». А остальные – так называемые «понятные» для Коломойского управленцы – и дальше будут работать.

Надежды на исправление ситуации у меня нет в силу нескольких причин. Во-первых, финансовые показатели компании продолжают быть очень «скромными» – на предприятии ставят рекорды по убыточности. Во-вторых, тот менеджмент, который там сейчас работает, в том числе исполняющий обязанности гендиректора Корчинский, не имеет задатков исправить ситуацию.

Поскольку даже стены все слышат – надеюсь, он уже овладел термином «лава» (якобы на одном из заседаний Корчинский спросил: «а что такое лава»). Для человека, который занимается электроэнергетикой, закупает уголь, пытается себя позиционировать как знаток, не допустимо, не знать, что такое лава в шахте…

«Я – выпускник» Гарвардской бизнес-школы» 

В соцсетях вы написали: «Не беспокойтесь, я обязательно вернусь», а еще «Время все расставляет на свои места». Когда вы сможете вернуться в Украину? 

Возвращение в Украину зависит от хода событий в ближайшем будущем. Как только будут первые результаты рассмотрения дел, всем станет окончательно понятно, что расследование проводило не НАБУ, а ателье по пошиву уголовных производств.

Вы окончили обучение в Гарвардской бизнес-школе в США. Что это вам дает? Какие планы на будущее?

Программа, которую я закончил, называется General management program, что по количеству академических часов положено по статусу программ, соответствующих уровню «выпускник» Гарвардской бизнес-школы. В Украине достаточно много людей, которые пишут, что они там учились, но обучение на коротких курсах не означает, что вы являетесь выпускником именно этого учебного заведения.

Обучение длилось четыре месяца, при большой интенсивности. Проживание в общежитии вместе с другими людьми. На потоке нас было всего 120 человек, уровень людей – СЕО (руководители компаний) и уровень СЕО-1, то есть заместители руководителей. Цель обучения – подготовиться к следующему шагу в своей карьере, которую я на сегодняшний день больше всего связываю с негосударственным сектором.

Обучение в Гарвардской бизнес-школе я окончил в апреле 2019 года. После чего учился на программах INSEAD во Франции, которые были запланированы еще в 2018 году. Заинтересованных призываю без колебаний обращаться за практическими вопросами относительно поступления и сравнения двух ведущих заведений.

Как вам живется за границей?

Мотивирован, работаю, больше внимания уделяю возвращению в Украину, поэтому и решил об этом сообщить.

Вы один или с семьей?

Вместе со своей семьей, имею двоих детей: 2,5 и 1,5 года.

Они с вами? 

Да, они со мной.

В какой стране вы сейчас находитесь?

На сегодня преждевременно об этом говорить публично, позже это станет известно. Главное при выборе страны – жить там, где уважают верховенство права человека, а не только декларируют его. Вы должны понимать, что против опасности природный ум помогает защищаться. Поэтому для защиты я был вынужден временно, подчеркиваю, временно сменить место жительства.

Работаете ли вы там, на официальной работе?

С моим текущим статусом трудоустройство довольно проблематично. Но как только будут решены вопросы с фейковым расследованием, и высвободится время, несомненно, воспользуюсь предложениями и вернусь к работе по специальности.

Влияет ли на ваше психологическое состояние судебная волокита? Наносит ли это вред здоровью?

Я думаю, что бесследно оно не может пройти, но настрой на борьбу и победу никуда не исчезли, и молчать я не буду о том, что и как происходит в уголовном производстве.

Можете ли вы свободно передвигаться по стране, где проживаете, со статусом в «международном розыске»?

По международному розыску — сейчас эта информация не соответствует действительности. Еще в феврале этого года Интерпол принял решение о блокировке запроса, инициированного Украиной, а точнее НАБУ. Интерпол сделал это как исключительный случай по причинам несоответствия запроса со стороны Украины Конституции и правилам Интерпола.

Под этим мы чаще должны понимать преследования по политическим причинам или по неполноценности пакета документов, неверности их оформления. В любом случае на сегодняшний день я отсутствую в международном розыске по каналам Интерпола.

Значит, вы свободный человек, вам не нужно скрывать ваше место пребывания? 

Конечно, нет. Подчеркну, что по состоянию на сейчас Интерпол стал на мою сторону. В ближайшее время ожидаю полное и окончательное решение Интерпола.

Что это дает? Все страны участвуют в международной полицейской организации, которая называется Интерпол. Это позволяет странам нарабатывать общие правила, обмениваться информацией и налаживать сотрудничество. Но если какое-то из государств злоупотребляет предоставленными ему правами, соответствующие запросы блокируются.

Вы не поверите, но тройка лидеров по количеству жалоб в мире – это Россия, Украина и Китай. Если учесть, что Украина по количеству населения значительно меньше, чем Россия и Китай, то по количеству злоупотреблений украинским правоохранительным органам можно смело присудить титул чемпионов мира по злоупотреблениям.

Если говорить про другие механизмы, которыми могут пользоваться правоохранительные органы, кроме Интерпола, то существует двустороннее сотрудничество между государствами. Насколько я понимаю, к такому способу переходят после поражения в Интерполе. Поэтому можно предположить, что после отказа Интерпола в запросе НАБУ, последние будут двигаться этим путем, то есть в ту страну, где они думают, что я там нахожусь, будут направлять документы на арест, экстрадицию, и тому подобное.

Я со своей стороны готов к защите и докажу, что их запрос является необоснованным и вызван политическими мотивами.

Знает ли Интерпол, в какой стране вы находитесь? 

Думаю, что в современном мире для украинских правоохранительных органов это не является большим секретом. Украинские правоохранители падки к дымовым завесам и шоу-эффектам. Об Интерполе и объявлении в международный розыск они раз с пять сообщили. Но когда тот же Интерпол им отказал, то они ни разу об этом не сообщили.

Авторы: Наталка Прудка, Николай Пидвезяный

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий