24.02.2020 – Быстрая переориентация украинского экспорта с одного на другой рынок и единый алгоритм государственной поддержки бизнеса в случае форс-мажора на торговых рынках. Это ключевая задача новой экспортной политики Украины для правительства.
Слабость последней показали события в Иране и Китае, ведь угроза возможных изменений в торговых отношениях с этими и другими странами уже отразилась на прогнозах и будущих торговых планах. Поэтому в случае задержек с поставками товаров (из-за военного конфликта или карантина) больше потеряет украинская сторона. Особенно, когда речь заходит о Китае, который в 2019 году опередил Россию по объемам украинского экспорта.
По данным НБУ, общая доля Китая во внешней торговле Украины за 10 месяцев 2019 года достигла 7% ($2,34 млрд.), а экспорт (январь–октябрь 2019 года) в Иран принес Украине $157 650,9 тыс. (+37,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года), импорт – $35 128,7 тыс.
Поэтому два форс-мажорные случаи (сбитый самолет в Иране, коронавирус и карантин в Китае) вывели из игры часть экспортных потоков украинского бизнеса, а другую поставили под вопрос. AgroPolit.com разбирался, существует ли у правительства сигнальная система переключения экспорта с одного на другой рынок, а также собрал советы экспертов, какие шаги нужно предпринять, чтобы она была действенной.
Экспорт сегодня
Как видно из документов, обнародованных Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства, Украина за 10 месяцев 2019 года обеспечила $41,6 млрд. поступлений от экспортной продукции, что на 7,4 % (+$2,8 млрд.) больше, чем за аналогичный период 2018 года. Результат положительный.
Среди товаров АПК, экспорт которых увеличился за 10 месяцев 2019 года на 23 % (+$3,237 млрд. по сравнению с 2018 годом), первое место занимает кукуруза (+$1 535,5 млн.); далее идет пшеница (+$614,6 млн.); семена рапса (+$311 млн.); соевые бобы (+$215,1); жмых и другие твердые отходы и остатки (+$146,1 млн.), жмых (+$138,9 млн.); масло (+$84,2 млн.); удобрения азотные (+$73,7 млн.).
Стоит отметить, что крупнейшим экспортером украинской продукции остается Европейский Союз, страны которого совокупно покупают 41,9 % (на $17 439,8 млн.) украинскую продукцию. Второе место единолично занимает Китай – 7 % ($2 897,6 млн.). Третье – Россия с 6,6 % ($2 734,7 млн.). Не смотря на относительно скромный показатель, Китай в 2019 году опередил ЕС по темпам наращивания экспорта из Украины, экспорт в ЕС вырос на $1 008, 6 млн., а в Китай – на $1 252,3 млн.
В то время как РФ сократила покупку украинских товаров и заняла первое место по темпам падения экспортных отношений с Украиной: РФ купила в 2019 году украинских товаров меньше на $294,6 млн.; на втором месте – Иран (-$265,2 млн.); на третьем месте – Индия (-$240,9 млн.).
В каком состоянии сегодня находится экономика Украины и куда она движется, обозначил министр МЭРТ Тимофей Милованов: «Посмотрим на нашу экономику: доля экспорта Украины в мировой торговле и ВВП в мировом ВВП – 0,2 и 0,3% соответственно; прямые частные инвестиции на душу населения – лишь $767 (для сравнения – в нашем регионе это тысячи долларов); степень износа основных фондов – 60,6% (у наших соседей – 35-50%).
Если мы хотим достичь успеха, нам в течение 5 лет нужно $50 млрд. прямых иностранных инвестиций. Также нужно увеличить ежегодные объемы внутреннего инвестирования в более чем 2 раза. В результате мы сможем снизить износ основных фондов с 60,6 до 48%. А если хотим больше, то нужно больше инвестиций».
Чтобы выполнить поставленную задачу, правительство делает шаги в расширении действующих торговых соглашений с различными странами. Яркий пример – ЗСТ с ЕС. После встречи с Верховным представителем ЕС по внешним делам и политике безопасности Жозепом Борелем премьер-министр Украины Алексей Гончарук сообщил в своем канале в ТГ, что есть договоренность о «промышленном безвизе».
Это Соглашение о соответствии и приемлемости промышленной продукции (Соглашение ACAA), а также предложена инициатива «Стратегия трио», которая выделяет из всех стран этого формата именно ассоциированных партнеров – Украину, Грузию и Молдову – которые имеют более амбициозную повестку дня с ЕС.
Документ представил председатель парламентской Ассамблеи Euronest Андрюс Кубилюс в ходе дискуссии «Наша стратегия для будущего Восточного партнерства», которая состоялась 12 ноября в Брюсселе с участием депутатов Европейского парламента, представителей ведущих исследовательских учреждений Евросоюза, а также представителей из стран-партнеров. Впрочем, только контактов с ЕС Украине мало!
Основными рынками сбыта украинской продукции остаются три региона – страны Азии, Европейского Союза и Африки. В целом на них приходится более 90% стоимости украинского экспорта сельхозпродукции.
Европа за 10 месяцев 2019 года приобрела 42,8 % украинской продукции, Азия – 30 %, СНГ – 13,5 %, Африка – 10,1 %.
Рост стоимостных объемов экспорта украинской агропродовольственной продукции в январе-сентябре 2019 года относительно прошлого года наблюдается почти по всем направлениям, кроме России, Индии и Ирана.
Экспортная пожарная система – что уже сделано?
Во-первых, есть новая экспортная стратегия (то есть куда идем), но план ее воплощения завис в воздухе.
После того, как предыдущее правительство успешно провалило экспортную стратегию, напоследок в 2019 году оно одобрило и обнародовало новую «Стратегию развития экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Украины до 2026 года», которую унаследовало в полусыром виде правительство Алексея Гончарука.
В пояснительной записке к документу указана цель проекта: «Определение долгосрочной государственной политики, направленной на обеспечение стабильного наращивания объемов экспорта продукции (товаров, услуг, технологий) отечественного сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности». Хорошо сказано, но конкретики, как этого достичь – ноль.
Во-вторых, существуют отдельные инструменты-подсказки для ориентации в экспортных правилах и потоках отдельных торговых рынков.
В частности, в 2019 году была создана информационная веб-страница «Хелпдеск», которая должна помочь разобраться в общей логике требований к товарам на рынке ЕС и найти требования к конкретным товарам. «Хелпдеск» содержит информацию о тарифах и тарифных квотах на продукцию на рынке ЕС, правила происхождения товара, требования для пищевой и непищевой продукции, методы подтверждения соответствия продукции требованиям, правила маркировки продукции и перечень соответствующего законодательства ЕС.
Кроме того, в нем есть подробная информация о требованиях к конкретным группам товаров. Это ягоды, мед и макаронные изделия, одежда и обувь, мебель, игрушки, косметика, керамическая плитка и осветительное оборудование.
В целом эксперты офиса подготовили 16 обзоров стран и секторальных обзоров по Канаде, Северной Америке, Китаю, Индии, Норвегии, Великобритании, Германии и тому подобное.
В-третьих – торговые представительства. В бюджете на 2020 год МЭРТ просит 28 млн. гривен для проведения этого пилотного проекта.
Мы исходим из того, что должно быть от 5 до 8 стран, но минимум – запустить торговых представителей в 5 странах в первый год проекта. Далее увидим, что если оно работает, соответственно, расширим. Это могут быть страны Персидского залива, скорее всего, Аравия или Арабские Эмираты, очевидно, что в Пекине, Китае и Африке. Это регионы, где наибольший потенциал роста экспорта, – пояснил в эксклюзивном комментарии AgroPolit.com заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства – торговый представитель Украины Тарас Качка.
Напомним, что бизнес призвал правительство запустить сеть таких торговых атташе. По мнению советника председателя правления МХП («Мироновский хлебопродукт») по внешнеэкономическим вопросам Дмитрия Лося, есть два условия, которые помогут выиграть торговую войну.
«Кроме усиления постоянной работы государственных учреждений по продвижению экспорта, бизнес считает целесообразным создание сети торговых атташе по миру. Они должны быть сосредоточены в основных торговых центрах, которые потенциально интересны Украине. С точки зрения логистики агросектор привлекает два регионы – Евросоюз и Ближний Восток (в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии). Они стратегически важны для отстаивания украинской точки зрения.
Великобритания вышла из ЕС – в этой стране также появится необходимость в создании атташе. И, конечно же, Китай. Суммарно минимум в пяти странах мира. А в идеале – при каждом посольстве. Если в странах случается какой-то кризис или ситуация, что может навредить торговым отношениям / поставкам и т. д. — посольства должны первыми об этом узнавать и коммуницировать внутри страны», – говорит Лось.
По его словам, бизнесу собственноручно приходится «рубить» экспортное окно на каждый торговый хаб мира и действующие посольства просто не в состоянии помочь.
«В Африке, например, наблюдается ситуация, когда одно посольство, в котором нет торгового атташе, закрывает 6 стран. Это хорошо, когда крупные холдинги могут нанять себе кого-то, кто будет их проводником на этих рынках. А как быть мелкому предпринимателю, который в этих странах работает: у кого ему спросить? Ведь один посол физически не успевает это все делать», – объясняет советник председателя правления МХП «Мироновский хлебопродукт» по внешнеэкономическим вопросам Дмитрий Лось.
«Великий путь» в Азию
Положительные изменения в торговых отношениях между Украиной и ЕС отмечает и вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба. Но он также обращает внимание на тот факт, что нужно сохранить баланс и не потерять контакты с другими рынками – с Китаем и Индией:
«С 2014 года Украина и ЕС приложили беспрецедентные усилия, чтобы заработала зона свободной торговли с ЕС. Они принесли результат. ЕС стал нашим торговым партнером № 1 как общего рынка группы стран (42% общего объема экспорта). В то же время без каких-либо подобных усилий с нашей стороны Китай стал главным торговым партнером Украины как отдельная страна (более 10%). Бесспорно, присутствие Китая на Украине будет расти и в будущем.
Когда я вежливо выслушиваю от некоторых западных коллег, что они за Украину, но важно оглядываться на Россию, я рекомендую им оглядываться в другую сторону: туда, куда в Украину не придут Евросоюз и США, придет Китай, а не Россия. Такая новая реальность».
По словам Дмитрия Кулеба, Украина – часть западного мира. Наша цель – интеграция в ЕС и НАТО, а наш шанс стать успешными заключается в том, чтобы Украина развивалась как западная страна с глубокими отношениями с Азией (Индией, Китаем, Кореей, Японией и другими «тиграми»).
«Повернуться на Восток, не отворачиваясь от Запада, вполне реально. Нужна продуманная игра с четким пониманием своих интересов на фоне напряженности между двумя титанами – США и Китаем. Обе страны критически важны для роста нашей экономики. Речь идет не о выборе или-или. Баланс «и те и другие» в принципе возможен», – уверен Кулеба.
Вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции напоминает, что отношения Украины с Азией традиционно рассматривались изолированно, без учета наших западных амбиций. В условиях взаимосвязи мира эта ошибка стратегически ослабляла наши позиции и на Востоке, и на Западе.
«Теперь исправляем ее на всех уровнях. В частности, впервые в истории Украины межправительственные комиссии по сотрудничеству с Китаем и Индией возглавил вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Качественный апгрейд отношений с Азией усилит нашу экономику, откроет для Украины новые возможности в отношениях с ЕС и США.
И наоборот, углубление отношений с Западом открывает новые возможности в Азии. Нужно видеть все измерения реальности комплексно и действовать соответственно. Иначе будем терять возможности, и подставляться под риски», – говорит Дмитрий Кулеба.
Он также напоминает, что дружить (а точнее «делать бизнес» с Китаем) пыталось, чуть ли не каждое украинское правительство. Успехи были, но в основном – провалы. На смену модели «быстрые деньги и долгие (или отсутствуют) результаты» должна прийти модель «длинные деньги и быстрые результаты».
Дмитрий Кулеба обращает внимание на тот факт, что Украина теряет инициативу в экспортных отношениях между нашей страной и Индией, в 2019 году эта страна стала одним из негативных лидеров по падению экспорта из Украины.
К сожалению, нет такого государства в мире, которое Украина недооценивала бы больше, чем Индию. Наши знания о ней неприлично скромны и безнадежно устарели. Между тем современная Индия — это важнейший мировой игрок, который растет наиболее стремительно среди экономических гигантов (ежегодный рост ВВП 6,7%). Сейчас мы торгуем с Индией на целых $1,9 млрд. (товарооборот за 9 месяцев 2019 года). И это только начало игры,– заявил Дмитрий Кулеба.
Кулеба уверен, что нам нужно создавать новые возможности на этих направлениях, управляя рисками. Поэтому среди приоритетов правительства – подписание с Китаем и Индией преференциальных торговых соглашений, помощь нашему бизнесу в наращивании экспорта, привлечение в Украину азиатских инвестиций и кредитов. Нам выгодно сбалансировать торговлю с ними, с США и ЕС, учитывая полный спектр возможностей Украины.
«Десятилетиями внешнеполитические метания Украины и внутренняя турбулентность тормозили наше развитие. Теперь, наконец-то определившись, что мы все-таки Запад, наша страна может наладить эффективную политику на азиатском Востоке. Потому что нам выгодно, чтобы здесь, в Украине, они были вместе»,– отмечает Дмитрий Кулеба.
Сказанное вице-премьером – хорошо, но как повлияет на торговлю с Китаем фактор, связанный с коронавирусом? По мнению Тимофея Милованова, влияние будет минимальным. А вот у бизнеса вопросы остаются, ведь из-за коронавируса стремительно падают цены на агропродукцию.
Мартовские фьючерсы на сою и бобы подешевели на 0,8%, до $8,94 за бушель. Фьючерсы на пшеницу с поставкой в марте потеряли в цене 1,8%, снизившись до $5,63 за бушель. Мартовские фьючерсы на кукурузу подешевели на 1,1%, до $3,83 за бушель.
Эпидемия, вызванная коронавирусом, ее влияние на спрос и нарушение транспортного сообщения стали ударом для рынка сельхозпродукции. Трейдеры рассчитывали на увеличение закупок сельхозпродукции из США в Китае после подписания соглашения об «первой фазе» торговой сделки.
«Очевидно, заболевание быстро распространяется в Китае. Это очень плохо с точки зрения экономического роста не только для Китая, но и для всей Азии»,– считает аналитик Nirmal Bang Securities Кунал Шах, которого цитирует агентство Bloomberg.
«В общем, предсказать глобальные эпизоотологические или геополитические кризисные явления не всегда возможно или просто. Тем не менее, если говорить об угрозах развития тех или иных политических или экономичных процессов в разных регионах мира, которые важны для нас с точки зрения международных отношений, их можно с определенной степенью вероятности спрогнозировать, если внимательно мониторить и анализировать события, которые происходят в политике или экономике.
Этим должны заниматься как государственные институты (научно-исследовательские), так и секторальные thinktanks, которые затем в сотрудничестве с соответствующими министерствами должны нарабатывать вероятные сценарии развития событий и соответствующие возможные решения, и механизмы реагирования.
На 100% быть готовым к масштабным вызовам вряд ли можно, как показывает опыт даже таких мощных экономических объединений как ЕС, тем не менее, пытаться минимизировать негативное влияние таких событий необходимо. И это задача и бизнеса, и государства», – заявила в комментарии AgroPolit.com Ольга Трофимцева.
Какие шаги нужны для создания системы оперативного переключения экспорта?
- Квотирование – расширить квоты по уже действующим соглашениям и расширить линейку экспортных товаров по этим сделкам.
«В целом, если рассматривать импортные тарифные квоты ЕС на все 36 товарных позиций продукции АПК из Украины, то нужно тщательно проанализировать каждую тарифную линию, что является наиболее ограничительным для наших производителей. Сам размер квоты, тариф в рамках квоты, тариф вне квоты, механизм распределения квоты и др.
Согласно результатам анализа необходимо предлагать обоснованные варианты модификации торговых режимов для тех или иных видов продукции: возможно, для некоторых товарных групп можно попробовать убрать тарифные квоты и заменить их сниженным импортным тарифом. Возможно, для другого продукта стоит говорить о расширении объема тарифной квоты или изменении механизма его администрирования», – уверена Ольга Трофимцева.
В качестве примера Ольга Трофимцева приводит следующие товарные позиции — мясо птицы. Как известно, мясо птицы Украине разрешено экспортировать в ЕС по принципу лицензирования. По нулевой ставке ввозной пошлины в 2019 году наша страна экспортировала 18 тыс. т, плюс дополнительная квота составляет 20 тыс. т. На следующие два года определен постепенный рост основной квоты: до 19,2 тыс. т в 2020 году и 20 тыс. т в 2021 году, и дополнительной квоты на уровне 20 тыс. т ежегодно.
- Кредитно-экспортное агентство.
Как сообщает МЭРТ: «В настоящее время проводится комплекс мероприятий для обеспечения выполнения основных задач деятельности АО «Экспортно-кредитное агентство», определенных его уставом с целью стимулирования масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения, в том числе относительно разработки и утверждения соответствующей нормативной базы деятельности общества.
Мероприятия осуществляются согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 07.02.2018 № 65 «Вопросы создания Экспортно-кредитного агентства». Другими словами – все зависло в пространстве и времени и когда дело сдвинется с места – не знает никто.
- Ориентироваться на рост доли экспорта продуктов агропроизводства с высокой добавленной стоимостью, считает первый заместитель председателя правления МХП «Мироновский хлебопродукт» Юрий Мельник.
«Все об этом говорят, но немного компаний это демонстрирует. Впрочем, опыт МХП доказывает, что это вполне возможно: основной наш экспортный продукт – мясо птицы и продукция, произведенная из мяса птицы, имеет высокую добавленную стоимость. И собственно это должно быть экономическим постулатом для всех участников АПК. Еще один важный фактор – выход на новые рынки. Так, в экспортном портфеле МХП – 80 стран: объемы экспорта различаются, но следующим шагом после открытия рынка является его насыщение и масштабирование присутствия.
Наша команда работает над открытием таких рынков, как, скажем, Япония, Сингапур, Китай – это рынки с большой емкостью относительно продукта, который мы можем поставлять, поэтому мы считаем их очень перспективными.
И заключительная составляющая – соответствующая сертификация украинской агропродукции под экспортные поставки и узнаваемость украинского бренда, без чего нам будет очень трудно конкурировать в условиях «экономического национализма» каждой страны. Это задача и для агробизнеса, и для государственных структур, таких, как вновь созданное министерство развития экономики, торговли, сельского хозяйства и Госпродпотребслужбы», – заявил Юрий Мельник.
- Национальная стратегия экономически-экспортного развития. Про ее детали рассказал председатель совета ОО «Бизнес – Варта» Иван Мирошниченко, он указал, что нам нужно определиться с национальной стратегией экономического и экспортного развития, определить точки сотрудничества с основными странами.
Нужно создать условия для прихода стратегических инвесторов в сферы, без которых «стыдно» быть стране с таким рынком сбыта и не производить у себя, а именно: в строительство заводов по автостроению, в строительство сложных и технологических комбайнов и тракторов. Это стыд, мы третьи в мире по аграрному экспорту, можем иметь один из крупнейших рынков в перспективе, а ежегодно импортируем на миллиарды долларов техники и не имеем собственного строительства комбайна или трактора!
Да, есть классное производство сеялок, навесного оборудования, но лидеров по строительству с/х техники у нас нет на украинском рынке с собственным производством, – заявил Иван Мирошниченко.
По его словам, об этом можно много говорить, но экономика живет и работает по своим законам, а не желаниями, мечтами, обещаниями. Ее, как и рынок, не обманешь. У президента сегодня штурвал, и он должен определить стратегию движения.
«На кого ориентироваться? Украине нужен симбиоз экономической политики поддержки национальной экономики через внутренний спрос и промышленно-экономическое развитие Китая (не сегодняшняя их стратегия – шелковый путь), Южной Кореи и США. В части стимулирования внутреннего спроса, точечного участия государства в стимулировании развития, помощи реальными денежными средствами и кредитами национальному бизнесу, чтобы росли стратегические экономические направления и приходили инвестиции от стран-партнеров (США, Китая, ЕС).
С прагматической и системной работой можно привлечь $35-40 млрд. через 2,5-3 года только за счет межгосударственного экономического партнерства, что дополнительно увеличит прямые иностранные инвестиции. Иметь целевые проекты по привлечению стратегических инвесторов в конкретные важные проекты по размещению производства в Украине», – уверен Иван Мирошниченко.
По его мнению, сегодня экономическая и политическая стратегия Украины как флюгер, потому что мы не понимаем, куда точно надо идти, а куда нет. Зеленскому следует посоветоваться и принять соответствующие решения с разумными людьми, каким образом профессионально развести торговые интересы и конфликты между США, ЕС, Китаем, Россией, и после проведенной дипломатической, межправительственной работы показать публично эти направления.
«Например, у Китая можно взять $20-30 млрд. кредита под проекты машиностроения, телекоммуникационную отрасль и связь, перерабатывающую отрасль или инфраструктуру. У США – общее развитие энергоресурсов, в том числе и на морском шельфе. Новые проекты в ракетно-космической отрасли и ВПК. С европейцами развивать машиностроение, энергетику, транспорт, торговлю, экспортировать газ.
Каждый день экономической неопределенности все больше приводит страну в экономическую кому. Эти стратегические решения следует принимать, иначе их примут за нас другие, как это сейчас происходит с украинской землей и законом о рынке земли», – акцентирует внимание на проблемных вопросах Иван Мирошниченко.
Автор: Виталий Хворостян
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.