04.03.2019 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию интервью заместителя руководителя по аграрным вопросам элеваторного направления «Эпицентр К», руководителя отдела трейдинга Светланы Никитюк порталу Agravery.com.
Читайте также: Гендиректор «Эпицентр К». Зачем Герегам аграрный бизнес
Бизнесмен Сергей Кролевец: Квантовый прыжок
Как построить эффективный аграрный холдинг: советы Сергея Тарасова
В прошлом году вы объявляли планы построить четыре элеваторных комплекса до конца 2018 года. Насколько они реализованы?
— В прошлом году мы начали масштабное строительство и расширение нашего элеваторного хозяйства. Началась реконструкция Винницкого и Закупнянского элеватора и возведение двух новых элеваторных комплексов в Винницкой области. Эти объекты сдадим в эксплуатацию до июля месяца, чтобы иметь возможность уже принимать там раннюю группу зерновых. Они рассчитаны на одновременное хранение около 500 тыс. т зерновых.
Работы идут полным ходом. На нашем флагманском – Винницком элеваторе – завершаем монтаж линий и переходим к пусконаладочным работам. В Закупном установили хопперы влажного хранения, сушилку, монтируем силосы. На новых элеваторах, Вапнярка и Вендичане, тоже установлены хопперы и сушилки. Сейчас идет монтаж силосов: на Вендичанах появится 12 силосов, а на Вапнярке, после завершения второго этапа строительства, их будет 20.
В целом планируем увеличить собственные элеваторные мощности до 750-1000 тыс. т единовременного хранения.
За счет каких объектов? Сколько планирует инвестировать? И сколько уже было инвестировано в текущие проекты?
— Параллельно с теми объектами, о которых я уже упомянула, происходит реконструкция действующих элеваторных комплексов. Общую сумму для реализации этих масштабных планов назвать пока сложно. Это и оборудование, и строительство, и транспорт, и средства на развитие местной инфраструктуры. На сегодня в четыре вышеупомянутых элеватора инвестировано более 800 млн. грн.
Недавно мы подписали крупный «элеваторный» контракт на 50 миллионов евро с ведущим европейским производителем оборудования для промышленных зернохранилищ – польским Feerum.
Сотрудничество с ним позволило получить согласование на страхование дебиторской задолженности от польской страховой корпорации по экспортным контрактам Kuke и привлечь соответствующее финансирование от польского банка. Благодаря такому подходу к инвестированию, мы получим необходимое транспортное оборудование, силосы, сушилки для элеваторов уже после уплаты аванса будем иметь возможность оплачивать остаток средств с отсрочкой платежей на год.
Будем реконструировать и увеличивать мощности Гниванского ХПП – на 60 тыс. т, Немировского элеватора – на 28 тыс. т, Закупнянского ХПП – 60 тыс. т и элеватора «Переработчик» на Киевщине – на 105 тыс. т. А еще – продолжим развитие Винницкого элеватора более чем на 200 тыс. т и строительство второй очереди на Вапнярке.
Каково приблизительное соотношение собственных и одолженных средств?
— Вычислить сразу эту пропорцию достаточно сложно. За собственные средства реконструируем Винницкий и Закупнянский элеваторы. Что касается других объектов, средства на приобретение оборудования стараемся максимально привлекать с помощью иностранных производителей.
Кроме сотрудничества с Feerum, для элеваторов в Вапнярке и Вендичанах заключили соглашения на поставку оборудования с немецкой компанией Petkus Convex, которая помогла привлечь финансирование из Германии на сушилки, транспортеры и силосы через страховую компанию Hermes.
Помните, как много элеваторов падало в прошлом году? Какие уроки вы из этого вынесли?
— Конечно, о таких случаях нам известно. По моему мнению, есть два ключевых фактора, влияющих на этот процесс. Во-первых – ошибки при монтаже и несоблюдение технологии. На рынке существует практика, когда одна компания поставляет оборудование, вторая – сушилки, третья – все это монтирует.
Во-вторых – это человеческий фактор и неправильная эксплуатация. Например, компания строит элеватор на 100 тыс. тонн единовременного хранения и сразу полностью заполняет свои новые силосы. Однако соблюдение технологии требует немного другого порядка действий. Надо сначала заполнить треть емкости, через 10 дней – еще треть и еще через 10 дней можно досыпать до полного значения. А случается, что кукурузы, например, много и ее сразу загружают.
Именно поэтому мы очень скрупулезно подходим ко всем своим проектам. Например, в Закупном и Виннице наш генподрядчик «Юг-Элеватор» также проектирует и поставляет оборудование и монтирует его. В Вапнярке и Вендичанах проектантом выступает «Интерпроект», в Немирове – «Актив-проект», Гнивани – «Мур», «Переработчик» проектирует «Агрикон». Итак, мы понимаем, у кого спрашивать.
К тому же, чтобы избежать ошибок при строительстве, усиливаем свою команду профессиональными специалистами, людьми из отрасли, которые разбираются именно в этом сегменте.
Все свои
Как вы выбирали географическое расположение объектов? И сколько из этих 750 т под выращенное зерно, а сколько будете принимать зерна от посторонних фермеров?
— Пока наши работающие элеваторы рассчитаны только на собственное зерно. Сначала мы рассматривали их как вспомогательные активы, а не как профит-центр. Наличие элеваторов позволяет продержать урожай до января-февраля и дождаться, когда начнут расти цены. Однако ситуация на отечественном рынке с существующими мощностями по хранению зерна заставила пересмотреть роль и место элеваторов в структуре аграрного бизнеса.
Новые элеваторы строим там, где обрабатываем землю. Поскольку структура нашего земельного банка распределена таким образом, что 55% пашни сосредоточено на Винниччине – 60 тыс. га и 30% на Хмельнитчине – 30 тыс. га, то строим преимущественно в этих регионах. Когда запустим все анонсированные мощности, сможем брать на доработку и хранение около 50% зерна от фермеров и других сельхозпроизводителей.
Что происходит в Украине на рынке хранения зерна?
— В этом маркетинговом году все агропроизводители ощутили дефицит мощностей в стране: на начало сезона, на июль, в 17 областях не хватало 30 млн. т. В Винницкой области, в частности, не хватало на 2 млн. т зернохранилищ.
Почувствовали существенный дефицит и мы. Собрав в прошлом году более 760 тыс. т урожая, более 100 тыс. т подсолнечника и столько же кукурузы завезли на хранение на чужие элеваторы. Еще около 10% урожая кукурузы решили хранить в силобегах.
По моему мнению, в будущем ситуация с промышленными зернохранилищами будет обостряться: если до 2020-2022 года Украина выйдет на прогнозируемый урожай на уровне 100 млн. т, дефицит элеваторов значительно усилится.
На какие культуры будут рассчитаны ваши элеваторы? Рассматриваете ли вы строительство элеваторов под отдельные нишевые культуры?
Мы решили сделать мульти элеваторы с мощными сушилками, которые смогут принять все основные культуры. Это будет исключительно классика: кукуруза, пшеница, рапс, ячмень и подсолнечник. Элеваторов для хранения монокультур пока не планируем. Не собираемся строить также и маленькие силосы для хранения нишевых культур.
На каких условиях будете сдавать элеваторные мощности, и принимать зерно от фермеров?
— Это будет обычная доработка и перевалка. В июле планируем начать принимать от сторонних заказчиков пшеницу, ячмень, рапс, осенью – поздние культуры: кукурузу и подсолнечник. В дальнейшем будем действовать с учетом потребностей заказчиков.
Учитывая сложности с логистикой и вагонами, просчитываем разные варианты решения этих проблем для себя и для фермеров. Если с их стороны почувствуем спрос, готовы рассматривать вариант закупки зерна на элеваторе, формировать товарные партии и завозить в порты самостоятельно.
Недавно Кабмин объявил, что выделит деньги на программу из долевого строительства элеваторных мощностей. Вы уже ее изучали, планируете подаваться?
— Мы внимательно изучили эту программу и даже попробовали ее в действии. Замечу, компенсация распространяется только при условии приобретения оборудования для элеваторов у отечественных производителей. Среди наших подрядчиков это – «Юг-Элеватор». В декабре 2018 года подали заявку на компенсацию в рамках государственной программы по Винницкому элеватору и даже частично получили средства в размере 25% без НДС от стоимости оборудования, что составляло 27 млн. грн. К весне-лету сформируем заявку по Закупнянскому элеватору.
Тяжелая логистика
Как вы оцениваете работу с «Украинской железной дорогой», из-за которой аграрии в последнее время имеют немало проблем?
— Если раньше железнодорожные маршруты функционировали, «как часы», этот маркетинговый год постоянно опаздывали. Например, мы заказываем маршрут условно на 12 число, и на это время уже обычно имеем согласованный маршрут. Однако без предупреждений поезд может задерживаться на 4-14 дней. Мы вынуждены снова звонить в порты, переутверждать свои маршруты, хотя в портах есть свободный поток. Что это влечет за собой? Невыполнение контрактов, вред имиджу компании.
В прошлом году несколько раз повышалась стоимость использования вагонов: с 28 июля на 9%, с 13 ноября – на 49%. С 1 марта этого года ожидаем нового роста тарифов – на 16,6%. Для аграриев это довольно значительная часть логистических затрат, что закладываются в себестоимость продукции.
Вообще 2018 год был логистически сложным: многие компании не смогли вовремя выполнить форвардные контракты, поскольку не получали вовремя вагоны. Участники рынка к этому были не готовы. Иногда кажется, что «УЖД» работает не вместе с бизнесом, а где-то в параллельной плоскости. Например, будучи не в состоянии обеспечить необходимое количество подвижного состава на все заказы, искусственно вводит конвенцию на вагоны, где только накапливается большое количество маршрутов.
Какие самые болезненные места в этом сотрудничестве ощущаете в 2018/2019 МГ?
— Из свыше 1000 функционирующих элеваторов в Украине маршрутные отгрузки имеют лишь 53. И чтобы показать свои обороты на рынке, «УЖД» поставляет преимущественно отгрузку только маршрутным станциям. Из-за этого, например, на Тернопольщине, где все элеваторы маленькие, ощущается острая проблема с вывозом. Несколько посторонних элеваторов, где в этом сезоне мы частично держали кукурузу, немаршрутные. Приходилось придумывать различные логистические комбинации, делать так называемые сборные маршруты с двух элеваторов.
Другая «изюминка» от «УЖД»: появление перечня «временно изъятых» станций из списка маршрутных элеваторов. Наших элеваторов там не было, хотя многие крупяные компании исчезли из маршрутов по неизвестным причинам. В таких условиях, чтобы выполнять контрактные обязательства, участники рынка должны оперативно реагировать на все нюансы, просчитывать различные сценарии развития и действовать на опережение.
Как вы планируете логистику на новых элеваторах?
— На Вапнярке и Вендичанах будут маршрутные отгрузки. Планируем достраивать туда железнодорожные ветки – около двух километров на каждый из элеваторов. Это довольно капиталоемкая часть проекта. На остальных существующих объектах железнодорожное сообщение уже есть, кроме нашего элеватора на Киевщине, где автомобильная логистика интереснее, чем железнодорожная.
Анализируя ситуацию с логистикой, мы задумались об альтернативе железной дороге. Уже в этом сезоне вывозим зерно автозерновозами с Гниванского и Немировского элеваторов. Раньше такого в Винницкой области не было.
На данный момент с экономической точки зрения интереснее завозить зерно в порт автомобильным транспортом. Например, разница при автоперевозке кукурузы из Немирова в порт по сравнению с железной дорогой составляет $2 на каждой тонне. А это хорошая цена торга для кукурузы. К тому же, это перестраховка — хорошая альтернатива, которая дает нам оперативность в работе и обеспечивает выполнение контрактов. Планируем покупать собственные автозерновозы.
Вы заговорили о программе по покупке зерновозов. А примерно, какая часть зерна будет обеспечена вашим транспортом?
— Мы считали, если зерновоз сделает всего один оборот, то на раннюю группу культур необходимо около 350 автомобилей, на позднюю – 600-700 машин. Если же каждый зерновоз будет делать по три оборота, нам понадобится собственных автозерновозов примерно 50 автомобилей на раннюю группу и еще 50 – на позднюю группу культур.
Когда планируете запускать эту программу, и сколько времени она будет реализовываться?
— Уже движемся в этом направлении. Приобрели 2 зерновозы, и до конца февраля покупаем еще 8. Если на рынке не произойдет очередных сюрпризов, надеемся, что в течение года сможем реализовать программу. Подчеркну, что не является проблемой купить зерновозы. Вопрос в том, как обеспечить их работой круглый год.
Сейчас у нас работают автозерновозы на элеваторе «Переработчик» на Киевщине. Смотрим, чтобы они были оперативными, работали при жатве, оперативно могли вывозить зерно с полей на наши элеваторы. Хотим подключить также Немиров и Гнивань. Рассчитываем, что наши машины должны делать минимум два обороты при обмолоте ранней группы и три-четыре – при сборе поздних культур.
Есть какие-то оценки по инвестициям в эту программу по покупке зерновозов?
— Примерно можно прикинуть. Если одна машина стоит более 45 тыс. евро, на сотню зерновозов понадобится около 5 млн. евро.
Закупку своих вагонов рассматривали?
— Рассматривали. Сейчас мы сосредоточились на наших элеваторах.
При этом вы все равно тянете железнодорожно-дорожные ветки. Для чего?
— Да, мы тянем их назад, без железнодорожной ветки элеватор не функционирует. Автомобильные зерновозы – это временный вариант для решения проблемы. Если, условно говоря, завтра все участники рынка договорятся и поднимут стоимость перевозки вдвое, что дальше? А железнодорожная колея – это проект на годы.
Идут на экспорт
Как у вас распределены площади под культурами? Изменится ли эта структура в этом году?
— 40% – кукуруза, 30% – подсолнечник, 20% – пшеница, остальные 10% – рапс, ячмень. В этом году немного уменьшим кукурузу, увеличим количество высокомасличных подсолнечных семян и попробуем посеять немного сои.
Вы говорили о проблемах осенью. А какая сейчас ситуация?
— Темпы экспорта усиливаются. Январь, вообще, наш любимый месяц. Пока вся страна отдыхает от новогодних праздников, мы активно работаем. В начале этого года экспортировали почти 80 тыс. т. К тому, ежемесячно отправляли около 50 тыс. т.
Как менялись цены?
— Сравнительно стабильные цены демонстрируют рапс и соя. Обвалились цены на подсолнечник. В 2017/2018 МГ в начале сезона его продавали по $430/т, а после нового года за $481/т на условиях EXW. В этом маркетинговом году за него предлагают лишь $380/т. А это существенное недополучение средств.
Немного выросли цены на пшеницу: она стартовала от $170/т, а закончила на отметке $200-210/т на условиях СРТ. Интересная ситуация с ячменем. Последние несколько лет он показывал динамику низкого уровня цены – $138-145/т. В этом году он «взлетел» до $217-223/т. И это хороший знак. Думаю, тренд продержится минимум год, пока Саудовская Аравия наращивает свой импорт.
В прошлом году нас порадовала кукуруза: начав 2017/2018 МГ на уровне $150/т, закончив сезон на отметке $204/т на условиях СРТ. Нынешние цены на кукурузу нестабильные – форварды начались у нас со $180/т, сейчас за нее предлагают $175/т на условиях СРТ. Мы пристально смотрим за всеми рыночными изменениями.
С кем работаете?
— Пока торгуем зерном на условиях CPT, сотрудничаем со всеми транснациональными компаниями. На одесское направление направлены Винницкая и Хмельницкая области. Возим во все порты Одессы, Ильичевска и «Южный». С Киевщины везем в Николаев. В перспективе наша конечная цель – дойти до конечного потребителя, сотрудничать с иностранными компаниями-покупателями напрямую. Реализуя кукурузу на испанский рынок с помощью международных трейдеров, параллельно рассматриваем вопрос ее выращивания для местной компании по переработке.
Будете ли строить собственный терминал?
— Пока нет. Мы пользуемся существующими терминалами. На сегодня перевалка в порту уже не является проблемой. Если еще десять лет назад это было «узкое горлышко», с вводом всех новых мощностей, у нас появится профицит портовой перевалки.
Сколько совокупно зерна экспортирует компания?
— На экспорт пойдет все, кроме подсолнечника, который мы сдаем на переработку на украинские предприятия. Совокупный объем экспорта в этом сезоне составит около 550 тыс. т.
Автор: Наталья Гузенко
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.