Эмансипационные ценности и детородное поведение в контексте демографической модернизации

Статья посвящена анализу взаимосвязей распространенности эмансипационных ценностей и признаков демографической модернизации в области детородного поведения и деторождения по данным последней волны мирового исследования ценностей (2017-2020 гг.).

Цель исследования — сравнить приверженность респондентов из разных стран к эмансипационным ценностям (согласно индексу «Welzel emancipative values»), оценить воздействие этого комплексного «ценностного фактора» на деторождение респондентов, специфику отношения к рождению детей, возраст материнства, а также проанализировать зависимость значения самого индекса от отдельных социально-демографических характеристик респондентов.

Попытка смоделировать связи между привязанностью к эмансипационным ценностям и деторождением, контролируя влияние индивидуальных социально-демографических характеристик респондента и стадии демографического перехода в его стране, осуществлена впервые.

Элементами новизны характеризуются также полученные результаты исследования в части: установления зависимости между распространенностью эмансипационных ценностей и отношением к оценочному суждению относительно обязательности рождения детей; выявление влияния распространения эмансипационных ценностей на возраст материнства; оценка влияния социально-демографических характеристик респондентов на их приверженность к эмансипационным ценностям по материалам Украины.

При моделировании взаимосвязей индекса эмансипационных ценностей и числа детей у респондента применена регрессия Пуассона. Регрессионная модель (линейная регрессия оценена МНК) использована при определении характера зависимости ценностных ориентаций (по индексу Вельцеля) от возраста респондентов по материалам Украины, контролируя влияние таких переменных, как пол, уровень образования и принадлежность респондента к определенному типу поселения.

Оценка влияния эмансипационных приверженностей (по усредненному индексу Вельцеля) на отношение к рождению детей, а также оценка его связи со средним возрастом матери при рождении первого ребенка осуществлена на национальном уровне данных по странам-участницам WVS с использованием корреляций регрессионного анализа.

Установлено наличие статистически значимой обратной связи между индексом эмансипационных ценностей и деторождением, при этом на влияние ценностного фактора преобладает неслучайная связь с деторождением таких факторов, как возраст, пол, тип поселения, уровень образования респондента.

Выявлена плотная статистически значимая связь между распространением склонности к эмансипационным ценностям и увеличением доли тех, кто не воспринимает рождение детей как общественную обязанность, а также существенное влияние распространения эмансипационных ценностей на повышение возраста матери при рождении первого ребенка.

Доказана статистическая значимость возрастного эффекта в дифференциации индекса Вельцеля среди украинских респондентов, а также влияние места их проживания и образовательного уровня на приверженность к эмансипационным ценностям.

Ключевые слова: эмансипационные ценности, демографическая модернизация, детородное поведение, деторождение, Всемирное исследование ценностей, индекс эмансипационных ценностей Вельцеля, регрессия Пуассона.

Постановка проблемы и актуальность ее исследования. Научно-практическая значимость и всегдашняя актуальность исследований проблематики ценностей обусловлена как ее связью с фундаментальными вопросами человеческого бытия, так и незаменимой ролью самого концепта «ценности» в объяснении поведения индивидов.

Ценность представляют одобренные культурой желаемые цели, которые мотивируют действия индивидов. Они служат ориентирами относительно того, что признается важным в данном сообществе или в обществе, указывают на то, к чему стремятся и как действуют индивиды, социальные группы и общество в целом.

Именно ценности вдохновляют убеждения и взгляды индивидов в различных сферах жизни, имеют определенную движущую силу и определяют через систему норм, отношение к индивидам и их поведение в тех или иных сферах жизнедеятельности и конкретных ситуациях жизненного выбора, тем самым, влияя на этот выбор.

Изменения социальных ценностей и норм происходят вследствие разнообразных процессов. Едва ли не самыми важными являются исторические изменения условий жизнедеятельности, происходящие через технологические инновации, изменения в экономической и социальной организации и эволюцию культурных идей и форм.

Поэтому не случайно ценностные изменения часто ассоциируются с соответствующими трансформационными и модернизированными процессами во многих сферах человеческого бытия.

Так, раскрывая содержание «демографической модернизации», известный демограф А. Вишневский писал о ней как о: «совокупности изменений, охвативших матримониальную, прокреативную, сексуальную, семейную, сохраняющую жизнь функцию. Миграционное поведение людей требовало пересмотра ценностей, моральных норм, всего мировосприятия и… чрезвычайно сильно повлияло на интеллектуальный и эмоциональный мир человека, его индивидуальный жизненный путь».

Не вызывает сомнений, что упомянутые демографические трансформации связаны с пересмотром ценностей, поэтому и демографическая модернизация может рассматриваться как процесс, детерминированный ценностными изменениями.

В отношении детородной сферы поведения на современном этапе, вероятно, это мировоззренческие сдвиги «в пользу» эмансипационных ценностей, которые принадлежат к ценностям самовыражения и в наибольшей степени ассоциируются с современным индивидуализмом и расширением выбора свободы действий.

В рамках концепции «второго демографического перехода», которая сосредоточилась как раз на анализе детородного поведения в попытках объяснить природу длительного снижения рождаемости до уровня, не обеспечивающего простое воспроизводство населения, принципиально новыми факторами снижения детородной активности (в отличие от детерминант ее динамики во время первого демографического перехода) признается именно развитие индивидуальной ориентированной системы ценностей. А также и соответствующие изменения норм демографического поведения.

Эта фаза демографического перехода характеризуется выраженным стремлением индивидов к самореализации, свободе выбора и личностному развитию, собственному жизненному стилю и эмансипации, что имеет последствиями более позднее вступление в брак и рождением ребенка, изменения в деторождении и тому подобное.

Второй демографический переход обусловлен тенденциями экономического и технологического прогресса, повышением образовательного и интеллектуального уровня населения, ускоренного распространения «постматериальных» ценностей, либерализма и толерантного отношения к поведению, которое раньше рассматривалось как девиантное или аморальное.

Его распространение на новом этапе происходит под влиянием легализации разводов, формирования «культа самореализации», расширения индивидуальной автономии, возможностей выбора личностью той модели жизни, которая наиболее для нее удобная.

В целом же сторонники концепции «второго демографического перехода» в значительной степени связывают его именно с социологическими феноменами, при этом несколько недооценивая роль ряда материальных и институциональных факторов. Например: системы организации ухода за детьми (и расходы на него), гендерное разделение репродуктивного труда, особенности социальной политики.

В то же время такой подход, более ориентированный на изучение ценностных основ детородного поведения, следует признать весьма актуальным, когда речь идет об изменениях в отношении к демографически значимым феноменам (браку, рождению детей и др.) и в приоритете жизненных планов индивидов, но редко (или же недостаточно) применяемых в эмпирических демографических исследованиях.

При этом для изучения воздействий упомянутых ценностных факторов и их демографических результатов могут быть использованы приемы исторической реконструкции явлений. Они сопровождают демографический переход в странах, которые находятся на поздних его стадиях, а также и сравнительные исследования, охватывающие население разных стран, которые находятся на разных этапах демографических трансформаций в сфере брачно-семейных процессов и рождаемости.

На наш взгляд, для реализации этой задачи едва ли не наиболее приемлемыми являются данные многолетнего социологического проекта – мирового обследования (исследования) ценностей (World Values Survey), сбор которых ведется с 1981 года. Сейчас завершена уже седьмая волна обследования, охватившая 79 стран разных регионов мира, которые находятся на разных этапах социально-экономического развития и демографической модернизации.

Анализ исследований и публикаций. В вопросах измерения жизненных ценностей, анализа их различий в разных странах и оценки взаимных связей ценностей с другими феноменами, современные исследователи обычно опираются на «классический» инструментарий социологической аксеологии. Преимущественно представленный в работах Ш. Н. Шварца (S. H. Schwartz), а также Р. Ф. Инглехарта (R. F. Inglehart) и К. Вельцеля (C. Welzel), что базируются как раз на данных World Values Survey.

Среди работ этих авторов – и сравнительно недавняя обобщающая публикация Р. Ф. Инглехарта, где историческое развитие системы ценностей рассматривается в контексте эволюционной модернизации, и работа К. Вельцеля, в которой автор акцентирует внимание именно на тенденциях распространения эмансипационных ценностей, предполагающих приоритеты свободы образа жизни, гендерного равенства, личной автономии и выбора.

К. Вельцель также концептуально обосновывает комплексный индикатор распространенности эмансипационных ценностей, представляет его методическую разработку и результаты внедрения в проекте World Values Survey.

В общеметодологическом плане интерес представляет также работа исследователей С. Хитлина (S. Hitlin) и Дж. Пелеавина (J. Piliavin). В ней освещаются различные подходы к согласованию ценностей из культурной, социальной структуры и индивидуального поведения. А также подчеркиваются сферы, перспективные для дальнейших исследований сквозь призму ценностей.

В ряде своих работ Р. Ф. Инглехарт, К. Вельцель, а также их соавторы и последователи рассматривают дифференциацию и изменения относительно постматериальных и эмансипационных ценностей.

Преимущественно или в широком контексте социально-экономической и социально-культурной динамики, или в общественно-политическом контексте как такую составляющую процесса расширения прав и свобод человека, что влияет на развитие демократии, политические ориентации, изменения во властной иерархии на разных уровнях и т. п.

Распространение эмансипационных ценностей имеет последствия и во многих других сферах. Так, например, отечественный ученый Ю. Савельев (Yu. Savelyev) рассматривает эмансипационные ценности в контексте модернизации процессов, оценивая связь социального включения с социально-культурными измерениями модернизации. В частности, с эмансипационными ценностями.

В контексте, относительно более близком к демографическому, рассматривают различные «наборы» ценностей (традиционные и постматериалистические; ценностные самовыражения) В. Магун (V. Magun) и М. Руднев (M. Rudnev). В этих исследованиях содержится, в том числе и оценка влияния индивидуальных социально-демографических характеристик индивидов на их склонность к тому или иному типу ценностных ориентаций.

Что же касается детородного поведения, его изменений во времени и пространственных различиях, то при их исследовании и объяснении демографы и социологи постоянно обращаются к влиянию женской эмансипации. Как составляющей культурной модернизации в целом, преобразованиям в сфере гендерного распределения ролей и к другим процессам, ассоциирующимся со «сдвигом» в сторону эмансипационных ценностей и к вопросу влияния семейных ценностей на деторождение.

Однако едва ли не единственная комплексная работа, непосредственно посвященная анализу взаимозависимостей между составляющими ценностей эмансипационного спектра (в частности, ценностью индивидуального выбора и нормам по принятию гендерного равенства), а также их влияния на демографические феномены (в т. ч. сексуальное и детородное поведение), была осуществлена на данных предыдущих волн WVS Р. Ф. Инглехартом и его соавторами Е. Понариным (E. Ponarin) и Р. С. Инглехартом (R. C. Inglehart).

Именно результаты этого основательного анализа вдохновили на осуществление попытки дополнить и развить такого рода исследования, обратившись к вопросу оценки взаимосвязей распространения эмансипационных ценностей с репродуктивными результатами этого процесса на основе привлечения ряда других характеристик переменных и с использованием данных последней волны WVS.

Цель исследования. Работа была нацелена на сравнение степени приверженности респондентов из разных стран к эмансипационным ценностям (согласно индексу Вельцеля «Welzel emancipative values»), на оценку влияния данного комплексного «ценностного фактора» на деторождение респондентов, специфику отношения к рождению детей, возраст материнства. А также она направлена на выявление зависимости значения самого индекса от отдельных социально-демографических характеристик респондентов.

Научная новизна. Попытка смоделировать связи между склонностью к эмансипационным ценностям и деторождением, контролируя как влияние индивидуальных социально-демографических характеристик респондента, так и стадии демографического перехода в его стране, на основе данных последней волны WVS (2017-2020) осуществлена впервые.

Элементами новизны характеризуются также полученные результаты исследования в части установления зависимости между распространенностью эмансипационных ценностей и отношением к оценочному суждению относительно обязательности рождения детей. Выявление влияния степени распространения эмансипационных ценностей на «более возрастное материнство»; оценка возрастного эффекта и влияние других социально-демографических характеристик в приверженности респондентов до эмансипационных ценностей по материалам Украины.

Материалы и методы. Информационно-статистическую базу исследования составляли данные Всемирного обследования (исследования) ценностей (World Values Survey). В анализе взаимосвязей использована база данных последней волны WVS 2017-2020 гг. (для всех стран-участниц и для Украины, в частности). К анализу в динамике привлечены были также соответствующие индикаторы по данным других (ретроспективных) волн WVS (time series).

При моделировании взаимосвязей индекса эмансипационных ценностей (независимая переменная: непрерывная, приобретает значения от 0 до 1) и числом детей у респондента (зависимая переменная: дискретная) с учетом специфики исследуемых переменных и по итогам анализа графических изображений и их распределений, применена регрессия Пуассона (Censored Poisson regression).

Связь между индексом эмансипационных ценностей Вельцеля и деторождением оценивалась по 68 819 единицам, которые представляют общее число респондентов последней волны WVS в 79 странах-участницах, с учетом влияния таких переменных, как пол, возраст, а также трех введенных в модель переменных.

Для типа поселения (за базу сравнения взяты городские поселения), уровень образования (за базу взят ниже) и для идентификации страны респондента по стадии демографического перехода, на которой она находится (выделено 3 стадии, среди которых первая (самая ранняя) является базисной).

Для конструирования последней дамми-переменной нами предварительно была построена типологическая группировка стран по стадии демографического перехода на основе анализа в наборе показателей воспроизводства населения и уровня социально-экономического развития страны в целом.

Регрессионную модель (линейная регрессия, оцененная МНК) использовали и при определении характера зависимости ценностных ориентаций (склонности к эмансипационным ценностям, измеряемой индексом Вельцеля). В зависимости от возраста респондентов (как независимой переменной) на материалах нашей страны (выборка из 1262 наблюдений последней волны WVS в Украине), контролируя влияние таких переменных, как пол, уровень образования и принадлежность респондента к определенному типу поселения.

Оценку влияния показателя к эмансипационным привязанностям (усредненный индекс Вельцеля) на отношение к рождению детей (индикатор – доля респондентов, «совершенно не согласен» и «не согласных» с утверждением, что «иметь детей – это долг людей перед обществом»). А также оценка связи усредненного индекса Вельцеля со средним возрастом матери при рождении ребенка осуществлена на национальном уровне данных по 79 странам, участницам WVS с использованием корреляционно-регрессионного анализа.

Изложение основного материала и результатов исследования. Эмансипационные ценности как «подмножество» ценностей самовыражения сочетают акценты на свободе выбора, равенстве возможностей и их расширении в различных сферах жизни индивида.

Из наработок Р. Ф. Инглехарта и К. Вельцеля для измерения материалистических постматериальных ценностей и их составляющих в рамках WVS, мы выбрали комплексный индекс эмансипационных ценностей – Welzel emancipative values – как аккумулируются акценты именно на свободе репродуктивного выбора, по гендерному равенству, на личностной автономии, а также на свободе слова и принятия решений.

Из перечня ценностных феноменов, что их «диагностирует» вопросник WVS, именно эти, по нашему мнению, в наибольшей степени ассоциируются с явлениями и процессами, которые демографы рассматривают в контексте социально-культурных факторов «второго демографического перехода» и позиционируют как мотивационные предпосылки-возможности для соответствующих сдвигов в детородном поведении.

Напомним, что каждому из упомянутых выше эмансипационных ценностных «акцентов» отвечает отдельный субиндекс: Choice Sub-Index. Он определяет степень принятия респондентами толерантного отношения к разводам, абортам и гомосексуализму.

Equality Sub-Index, который диагностирует поддержку гендерного равенства в сфере образования, занятости и власти; Autonomy Sub-Index – определяет одобрение (желательность) независимости, богатого воображения и непослушания как качеств ребенка; Voice Sub-Index – выступает как индикатор важности для респондентов свободы слова, права голоса при принятии решений.

В данной работе мы сосредоточились на оценке влияния этих эмансипационных ценностей, их аппроксимирует именно комплексный «Welzel emancipative values», на отношение к демографически значимым суждениям (восприятие или неприятие рождения детей как общественного долга) и на результаты детородной деятельности (число детей у респондента).

Поэтому мы исходим из предположения о том, что именно совместное воздействие широкого спектра взаимосвязанных социально-культурных сдвигов – как принятие гендерного паритета и свободы сексуального и репродуктивного выбора. Так и изменения представлений относительно отцовства и допустимости личностной автономии детей и осознания ответственности за свой выбор и необходимости принятия самостоятельных решений.

В конечном счете, детерминируют (при прочих равных условиях) поведенческие креативные изменения в исторической динамике (или же имеются различия по странам в разных фазах демографического перехода).

Согласно результатам предварительного анализа распространенности эмансипационных ценностей на основе средних значений индекса Вельцеля на национальном уровне, лидерами по социально-психологической склонности к эмансипационным ценностям следует признать такие страны Северной Европы: Швецию, Данию, Исландию и Норвегию.

Они традиционно выделяются даже среди европейской общественности государств высоким уровнем гендерного равенства и толерантным отношением к различному сексуальному поведению, уважением к личностной автономии и др.

О высокой степени «тяготения» к эмансипационным склонностям можно говорить и в отношении других западных, северных и южно-европейских стран, а также Японии и США.

Украина сегодня не принадлежит к странам, респонденты из которых склонны к принятию эмансипационных ценностей: наряду с Перу и РФ наша страна замыкает первую треть стран-участниц WVS (2017-2020), которые характеризуются низким и средним уровнем приверженности к данным ценностям.

Отметим также, что значение данного индекса для Украины на протяжении последовательных волн WVS менялось крайне незначительно (а в последних двух волнах – оставалось неизменным), в то время как в странах-лидерах степень принятия эмансипационных ценностей повышалась, правда с ощутимыми различиями в часовых рамках траекторий и их динамики.

Представленные оценки параметров в модели измерения связи свидетельствуют, что влияние принятия эмансипационных ценностей на число детей является статистически значимым, а значит – неслучайным. Характер влияния соответствующей факторной переменной соответствует ожидаемому уровню – связь обратная: с повышением степени привязанности к эмансипационным ценностям деторождение уменьшается.

На основе полученных значений коэффициентов модели можно сделать вывод и о статистически значимой связи других включенных в модель переменных по деторождению.

Так, в частности, параметры модели подтверждают, что по всей совокупности респондентов из разных стран уровень деторождения повышается с возрастом, число детей у жителей сельской местности в среднем больше, чем в городах. А вот при переходе к следующим (более поздним) фазам демографического перехода – деторождение уменьшается. Таким же — обратным относительно деторождения — является неслучайный эффект повышения образовательного уровня респондентов.

Стоит отметить, что полученные результаты оценки вполне согласуются с общими закономерностями социально-демографической дифференциации деторождения. Акцентируем внимание также на том, что коэффициент трения клиент и оцененной модели свидетельствуют о более существенном по величине влиянии эмансипационных ценностей на уровень деторождения по сравнению с влиянием такой «ресурсной» социально-демографической переменной, как уровень образования респондента.

Ценность как набор определенных общих принципов является базой для формирования оценочных суждений как элемента норм, действующих в разнообразных ситуациях в жизни индивидов, в том числе связанных с демографически значимым выбором.

Среди суждений, помещенных в вопроснике WVS, таким является вопрос относительно утверждения, представленного переменной Q37 «Насколько Вы согласны или не согласны с утверждением «Иметь детей – это долг людей перед обществом»?».

Имея предположение, что приверженность к эмансипационным ценностям ассоциируется с критическим (скептическим) отношением к такому оценочному суждению, поскольку последнее не согласуется со свободой индивидуального репродуктивного выбора, мы осуществили проверку этой гипотезы на обобщенных данных последней волны WVS по 79 странах, что приняли участие в опросе.

Содержательным обоснованием допустимости и целесообразности применения в представленном контексте приемов анализа соответствующей связи на национальном уровне для нас служили результаты исследования Р. Фишера и И. Путинга (R. Fischer and Poortinga Ype H.), утверждающие, что структуры ценностей на уровне страны и на индивидуальном уровне в значительной мере пересекаются.

Следовательно, ценностные измерения на основе одной из этих структур могут быть применены как для анализа дифференциации между странами, так и различий в отношении поведения индивидов в пределах стран. Отметим, что и Р. Ф. Инглехарт использовал агрегацию значений переменных на национальном уровне, не учитывая различия структуры на микроуровне.

Результаты корреляционного анализа подтверждают наличие прямой плотной статистически значимой связи между исследуемыми переменными и свидетельствуют таким образом «на пользу» гипотезы о том, что с повышением склонности к эмансипационным ценностям увеличивается доля тех, кто не согласен с утверждением, что «иметь детей – это долг людей перед обществом».

Признаком демографической модернизации в области детородного поведения и рождаемости считают, кроме уменьшения числа рожденных детей, также наблюдается процесс «более возрастного материнства», что отражается в повышении возраста матери при рождении ребенка и, в частности, первого ребенка из-за откладывания его / ее рождения до получения профессионального образования, обретения экономической независимости и тому подобное.

Осознавая весьма ограниченные возможности корректного оценивания влияния распространения эмансипационных ценностей на «более возрастное материнство» по данным WVS, для формирования значений переменных (на национальном уровне) мы воспользовались данными масштабной выборки респондентов трех последних волн WVS. Из всех стран-участниц и соответствующих им (по пространственно-временным характеристикам) данным относительно среднего возраста матери при рождении первого ребенка.

Согласно полученным результатам парной регрессии, различия относительно степени привязанности населения к эмансипационным ценностям объясняют в среднем 51% между странами в дисперсии среднего возраста матери при рождении первого ребенка, здесь связь соответствующих переменных является существенной.

При исследовании ценностных ориентаций постоянно возникает вопрос о ценностной гетерогенности населения/респондентов и, в частности, дифференциации степени привязанности к тем или иным ценностям в зависимости от социально-демографических характеристик индивидов. Но чаще всего интересует (а особенно – относительно модерных «наборов» ценностей) зависимость привязанности к разным ценностям от возраста.

Основой для предположений о возрастном эффекте является наличие похожих изменений во взглядах — ценностных ориентациях индивидов в процессе их старения. Традиционно считают, что старшее поколение являются более консервативным, а молодежь отличается значительно более высоким уровнем приверженности к модерным взглядам, восприятию новых ценностей и тому подобное.

Уместнее всего оценить такого рода возрастной эффект в отношении нашей страны, которая до сих пор переживает этап общей глубокой трансформации жизненных ценностей.

Попытку оценить влияние возраста на степень приверженности к эмансипационным ценностям (в данном случае выступает как зависимая переменная) мы осуществили через регрессионную модель на данных в пределах одной волны WVS (2017– 2020), рассмотрев, таким образом, «поперечный срез» и контролируя влияние других социально-демографических характеристик респондентов.

Таким образом, связь индекса эмансипационных ценностей для респондента с возрастом (как его фактором) в Украине является статистически значимым, а все же – неслучайной; с повышением возраста в выборке респондентов склонность к эмансипационным ценностям уменьшается.

Соответствует нашим ожиданиям и подтвержденное оценками параметров регрессионной модели неслучайное влияние места проживания (типа поселения) респондента на степень его привязанности к эмансипационным ценностям, для респондентов из сельской местности эта степень является значимо ниже по сравнению с горожанами.

Что касается влияния фактора образованности украинцев на их приверженность к эмансипационным ценностям, то он становится статистически значимым лишь при переходе к высшему образовательному уровню.

Помимо полученных оценок для образования, привлекает внимание самое высокое значение коэффициента для переменной, отражающее поселенческую дифференциацию, а также отсутствие статистически значимого влияния половой принадлежности на склонность к эмансипационным ценностям.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Демографическая модернизация связана с качественными изменениями установок сознания, социально-культурными мотивами демографического поведения, представленными различными ценностями.

Эмансипационные ценности представляют собой те ценности самовыражения, переориентация на которые обусловливает трансформацию детородного поведения, которые в результате падения рождаемости до сверхнизкого уровня в ходе второго демографического перехода, а, следовательно — в снижении деторождения в семьях и индивидов.

Как показывает сравнение приверженности респондентов WVS из разных стран мира к эмансипационным ценностям, измеряемыми с их комплексным индикатором – индексом эмансипационных ценностей Вельцеля (Welzel emancipative values) – странами-лидерами сегодня являются Швеция, Дания, Исландия и Норвегия. Они традиционно отличаются высоким уровнем гендерного равенства и толерантным отношением к различному сексуальному поведению, уважением к личностной автономии и тому подобное.

Довольно высокой степенью «тяготения» к эмансипационным склонностям характеризуется и большинство других стран ЕС, а также Япония и США. Украина же сейчас относится к совокупности стран с низким и средним уровнем приверженности к таким ценностям.

По итогам проведенного моделирования влияния ценностных изменений «в сторону» эмансипационных ценностей на демографические феномены, что отражают демографическое поведение (на данных почти 70 тысяч респондентов WVS (2017-2020) из 79 стран мира) можно констатировать наличие статистически значимой (а, следовательно, неслучайной) связи между индексом эмансипационных ценностей и деторождением.

Соответствие обратного характера связи гипотезе исследования (повышение степени привязанности к эмансипационным ценностям обусловливает снижение деторождения); статистическая значимость связей числа детей с другими включенными в модель переменными: возрастом и полом, типом поселения респондента, уровнем образования, стадией демографического перехода, на которой находится страна респондента.

Результаты анализа показали также наличие прямой плотной статистически значимой связи между распространением эмансипационных ценностей и склонностью к свободе индивидуального репродуктивного выбора (что измеряется манифестацией несогласия с утверждением, что «Иметь детей – это долг людей перед обществом»).

В соответствии с осуществленной попыткой оценить влияние распространения эмансипационных ценностей на процесс «старения материнства» (по данным WVS на уровне стран), различия относительно привязанности к эмансипационным ценностям объясняют в среднем 51% дисперсии среднего возраста матери при рождении первого ребенка по рассматриваемым странам.

По результатам оценки возрастного эффекта в отношении приверженности к эмансипационным ценностям (как зависимой переменной) по данным Украины обнаружено, что связь индекса эмансипационных ценностей для респондента с возрастом (как его фактором) является статистически значимой; с повышением возраста в выборке респондентов WVS (2017-2020) склонность к эмансипационным ценностям уменьшается.

Целесообразно было бы также (и более корректно с демографической точки зрения) исследовать приверженность к эмансипационным ценностям, связав не только с деторождением, а именно с детородными ориентациями респондентов (идеальным и желанным для них по числу детей); не так с текущим средним возрастом матери при рождении первого ребенка (на национальном уровне), как с представлениями респондентов относительно идеального возраста рождения первенца или пороговых значений такого возраста (раньше/позже которого женщина слишком молодая/старая для рождения ребенка).

Однако, к сожалению, даже вопрос по желанному числу детей (переменная Н296) в ходе WVS (2017-2020) респондентам из широкого круга стран не ставился. Здесь учитывались разные планы, а кое-где — полярность демографических проблем разных стран мира, такой вопрос для всех респондентов было бы уместным и необходимым для анализа дифференциации детородного поведения в пределах мира и формирования прогнозных гипотез о ее трансформации, а, следовательно – и о глобальных демографических изменениях.

Кроме того, учитывая распространение, наряду с многодетностью в ранних фазах демографического перехода, также и сознательной добровольной бездетности – на поздних его стадиях, до оценочных суждений, касающихся свободы репродуктивного выбора, целесообразно было бы добавить, например, и такое, которое было бы «диагнозом» по отношению к жизненной философии «чайлдфри».

В целом же расстановка (в некоторых случаях – усугубление или осовременивание) в World Values Survey и European Values Survey ценностных акцентов, релевантных современным глобальным демографическим вызовам (старение населения, трансформация детородного поведения, интенсификация международной миграции, углубление неравенства в доступе к ресурсам сохранения здоровья) дали бы возможность лучше понять природу этих процессов, а также прогнозировать их последствия и найти адекватные способы регулирования.

Автор: И.А. Курило, доктор экономических наук, профессор, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий