Постановка проблемы. Истоки особенностей современного брачно-семейного поведения населения каждой страны лежат в различиях ее исторического развития, эволюции ее социально-культурной и институциональной системы.
Брак и семья как многофункциональные институты общества имеют значительную институциональную автономию, внутреннюю логику развития, которая вместе с тем вплетена в ткань исторического развития всего социума.
Развитие общественных отношений и соответствующее изменение институциональной среды, экономические условия воспроизводства населения, социальная форма организации общества, постепенные изменения в ментальности народа под влиянием трансформации религиозных представлений, социальных и моральных норм и правил. Взаимодействия с идейными и моральными стандартами других народов – все особенности исторического развития определенного общества влияют на систему брачно-семейных отношений, формы, принципы, условия заключения и существования брака.
Эволюция брака в Украине — это органическая составляющая эволюции институциональной системы, постепенных изменений социально-культурных ментально-ценностных основ общества на долгом и сложном историческом пути его развития.
Исследование исторической эволюции брака дает возможность не только лучше понять демографическую историю, но и изучить истоки современных особенностей матримониального поведения населения Украины, поскольку постиндустриальная трансформация брака и семьи, что наблюдается во всех странах западной цивилизации, в каждой стране имеет свои особенности, свою форму выражения.
Динамичность и неоднозначность современных процессов в брачно-семейной сфере, в том числе трансформация института брака, обусловливает необходимость большего внимания исследователей к исторической эволюции этого института. Поняв прошлое, мы сможем предсказать будущее, последствия тех изменений, которые происходят в браке и семье в начале XXI века.
Анализ предыдущих исследований. Представленное исследование является разработкой в области исторической демографии, то есть дисциплины, которая, как известно, находится на стыке демографии и истории.
Поэтому в процессе работы автор опирался на труды украинских историков и этнографов по истории брака и семьи в XVII-XVIII веках. На труды М. Хохлатого, А. Пономарева, А. Кравец, а также на исследования сотрудников Демографического института Украинской Академии наук – Ю. Корчака-Чепурковского, П. Пустохода, М. Трацевского по заключению браков населением во второй половине XIX – начале ХХ века.
Среди украинских демографов — наших современников следует упомянуть А. Перковского, который плодотворно исследовал украинские семьи ХVІІ-ХVІІІ веков. Однако в целом современная украинская демография не уделяет достаточно внимания истории брака и семьи.
Изложение основного материала. На протяжении столетий брак был основой семейной формы в организации жизнедеятельности населения Украины. Мы не имеем данных относительно количества браков в Украине XVII-XVIII вв., однако исследования историков, этнографов дают интересную информацию о социально-демографических характеристиках заключения браков у населения: по возрастной модели, условиям и правилам заключения браков, их прочности и тому подобное.
В этот исторический период брачные отношения довольно жестко контролировала община как представитель интересов общества в целом. В ХVІІ-ХVІІІ веках в соответствии с нормами обычного права брак представлял собой договор двух сторон, посредниками в котором выступали доверенные лица.
Порядок оформления брачного договора украинцев, проживавших в разных регионах, имел разные формы. Наиболее распространенным был договор родителей молодых, который в присутствии свидетелей оформлялся в виде письменного (брачными письмами) или устного контракта.
Условия заключения брака были достаточно демократичными как для доиндустриального (аграрного) общества. Парень и девушка, как правило, знакомились задолго до брака. Только заранее договорившись с девушкой, парень засылал сватов. Вместе с тем обязательным было согласие родителей. Если молодые вступали брак без их согласия, они лишались родительского благословения, а в некоторых местностях – и наследства. Народ осуждал самовольные браки.
Что касается распространенности принудительных браков (без согласия молодых), то они происходили довольно редко, хотя по этому поводу есть разные мнения.
Так, по мнению известной исследовательницы истории украинской семьи Портной В. М., обычное право украинского народа не предусматривало обязательного согласия молодых на брак, но в основном его брали во внимание. Выбор жены и сам брак зависели преимущественно от воли родителей. Только в конце XIX в. молодежь, особенно мужская половина, приобрела определенную самостоятельность в выборе жены.
Вместе с тем Пономарев А. П., опираясь на архивные данные (например, на положение Книги города Луцка 1606) считает, что взаимное согласие жениха и невесты было обязательным условием брака, как украинцев, так и многих других народов Украины.
Обычай регулировал возраст вступления в брак, а также соотношение возраста жениха и невесты. В ХVІІ-ХІХ столетиях в Украине был распространен ранний брак. Женились в 18-25 лет парни, а девушки – в 16-23 года. Невестой считали девушку, которой исполнилось 16 лет.
Во многих местностях Украины девушка 20 лет считалась «устаревшей». Стремление родителей как можно раньше женить сына объяснялось, прежде всего, экономическими соображениями, семья получала дополнительные рабочие руки. А дочь рано отдавали замуж, потому что опасались, что она останется незамужней («засидится в девках»), что по народным взглядам считалось неприемлемым.
Родители, руководствуясь устоявшимися народными взглядами, пытались женить детей в соответствующей возрастной очередности, то есть младшие жили с родителями до тех пор, пока замуж не выходила старшая сестра.
Постепенно важной составляющей брака становилось церковное венчание. По данным М. Чубатого, церковное венчание стало распространяться еще во времена княжеской Руси-Украины, однако сначала только высшие слои населения сочетались (выражение М. Чубатого) церковным браком. Лишь с середины XVIII века (в некоторых западных областях – с начала XVI века) составной частью заключения брака для широких слоев населения стало его церковное освящение – венчание.
Однако долгие годы значение брачного договора и свадьбы не уменьшалось. И если молодые обручились в церкви, но отложили свадьбу, они месяцами не жили вместе, пока не справляли традиционной свадьбы. Именно в этот период появился брак «на веру» – брак без церковного венчания, но хотя бы с небольшой церемонией свадьбы, что позже использовали лица, которые по церковным канонам не могли венчаться.
Ученые по-разному характеризуют типы брака, распространенные в Украине в XVII-XIX веках.
Так, украинская исследовательница семьи А. Н. Кравец выделяет два типа брака: обычный брак и «брак на веру», который встречался преимущественно в Подольской, Киевской, Волынской губерниях, а также в Галиции и на Черниговщине. А. П. Пономарев пишет о браке по сговору или сватовству, который происходил открытым способом, по взаимному согласию молодоженов и их родителей, в соответствии с брачно-семейными традициями, обычаями и ритуалами.
Также существовал брак на веру, о котором упоминалось выше, брак уводом и брак уходом. Брак уводом происходил с похищением невесты, но с ее согласия, часто без согласия родителей, а также в случаях, когда к невесте сваталось несколько парней. Брак уходом был довольно распространен, и к нему прибегали самые бедные, которые не могли оплатить свадьбы, свадебные подарки и т. д.
Хотя брак заключали на всю жизнь, случались и случаи распада брака (развод), которые, по данным А. М. Кравец, были редким явлением и осуществлялись по обоюдному согласию сторон, которые расставались.
Они происходили на основе специального обязательства, причем до ХVІІ века устного, а позже для осуществления развода стали составлять так называемые разводные письма, сначала в присутствии свидетелей, а с усилением влияния церкви – священника. В конце XVIII века церковь запретила расторжение брака по народному обычаю, только с согласия церковного суда.
Заключение брака в XVI-XVIII вв. не означало создание отдельного домохозяйства. По исследованиям А. Л. Перковского, дворище (или дом, двор) в Украине этого периода объединяло несколько родственных семей, поскольку односемейное индивидуальное домохозяйство не смогло бы выдержать экономическое напряжение и постоянные демографические потери, в том числе из-за войны второй половины ХVІІ — начала ХVІІІ века.
Эволюция богатого семейного крестьянского хозяйства, уменьшения его размера началась во второй половине XVIII века. Редукция двора к односемейному хозяйству на Правобережной Украине стала очевидным фактом в середине 70-х годов XVIII века, а на территории Левобережной и Слободской Украины – в 80-90-е годы этого века.
В то время на этих территориях распространился обычай выделения женатых сыновей из отцовского хозяйства. Выделение новой семьи происходило сразу после женитьбы или в следующем году.
Уже в середине XIX века самой распространенной формой семьи в Украине была нуклеарная семья. По данным В. В. Тарновского, в этот период не только дальние родственники не сохраняли хозяйственного единства, но и женатый сын обычно отделялся от родителей, строил отдельный дом и вводил отдельное хозяйство. Два женатых брата почти никогда не жили вместе.
Положения обычного права ХVІІ-ХVІІІ веков нашли отражение в законах Российской империи относительно брака, условий его заключения и прекращения, семейных прав и обязанностей и тому подобное. Эти законы, отдельные положения которых начали действовать с конца ХVІІ – в ХVІІІ веках, в ХІХ веке уже полностью регулировали брачно-семейные отношения населения страны, в том числе и Украины как составляющей империи, и действовали до октябрьского переворота 1917 г.
Полное единение государства и церкви, которое было одним из важных принципов организации общества в тот период, стало сердцевиной брачного законодательства.
В законах были изложены не только особенности заключения брака в отдельных слоях населения; главный акцент сделан на форме вероисповедания будущих супругов. Действовали отдельные положения законов в отношении брака лиц православной веры, отдельно – в отношении лиц других христианских концессий, отдельно — в отношении брака нехристиан.
Государство признавало законным лишь церковный брак, то есть взятый в церкви, по церковному обряду, при двух свидетелях, а вне церкви – лишь в местах, где венчание было невозможным. Главным доказательством брачного союза была запись в приходской (метрической) книге.
Христианам не православного вероисповедания, а также представителям других религиозных групп, разрешалось вступать в брак между собой по законам своей церкви, и их брак регистрировался в соответствующих (отдельных) метрических книгах.
Согласно закону разрешалось вступать в брак мужчинам с 18 лет, а женщинам с 16 лет, и лишь в отдельных случаях – до этого возраста, но не ранее чем за полгода до брачного возраста. На территории Украины проживали разные народы, и у каждого из них были свои обычаи и правила.
Например, брачно-семейные традиции народов юга Украины – татар, караимов – определяли нормы мусульманского права (шариат), традиции евреев – нормы иудаизма, которые давали право на очень ранний брак.
Однако законами Российской империи было запрещено вступление в брак ранее вышеуказанного законом возраста мусульманам (как тогда их определяли магометанам) и евреям – подданным Российской империи, что было отдельно оговорено в подразделе «О браках нехристиан между собой», статья 91. Исключение было сделано только для коренных жителей Закавказья, которым разрешалось вступать в брак: мужчинам – с 15 лет, а женщинам – с 13.
Брак заключался по взаимному согласию лиц, которые женились. Закон даже запрещал родителям или опекунам принуждать к браку. Вместе с тем запрещалось вступать в брак без согласия родителей или опекунов.
Существовали отдельные положения законодательства в отношении Полтавской и Черниговской губерний: если мать или отец запрещали брак совершеннолетней дочери (22 года и старше), имея опекунство над ее собственностью, она могла объявить в суде эту причину и вступить в брак с разрешения суда.
Были и другие ограничения по браку: это запрет вступления в брак лицам старше 80 лет; запрет брать 4-ый брак; запрет брака между близкими родственниками. Закон признавал недействительными браки: заключенные с применением насилия, а также, если лица были признаны сумасшедшими (один или оба); брак между близкими родственниками (по церковным правилам); если лицо в настоящее время находилась в браке; если молодые не достигли брачного возраста или старше 80 лет; браки православных с нехристианами (!).
Детально регламентировались браки православных с лицами других христианских концессий. Эти браки разрешались государством, но невесты – не православные должны были дать подписку, что не будут препятствовать православной вере своего избранника, не будут склонять к переходу в свою веру, а родившиеся в браке дети будут крещены в православие.
Если брак между православным и католиком заключался римско-католическим священником, он считался недействительным, пока не состоялось венчание в православной церкви.
Браки российских подданных православной и римско-католической веры с нехристианами были запрещены, этот запрет существовал и в начале ХХ века (статья 85).
Брак прекращался в случае смерти одного из супругов, тогда разрешалось вступление в новый брак. Что касается возможности расторжения брака, то его условия были настолько ограничены, что это был почти запрет. Брак мог быть расторгнут только духовным судом по просьбе одного из супругов в случаях:
— доказательства прелюбодеяния или неспособности к брачному сожительству;
– один из супругов приговорен к наказанию с лишением всех прав, или сослан в Сибирь с лишением прав и имущества;
– безвестное отсутствие одного из супругов.
Кроме того, признание одного из лиц, желающих развестись, в супружеской измене не принималось, если не сопровождалось доказательствами и не согласовывалось с обстоятельствами дела. Иск о расторжении брака из-за неспособности одного из супругов к брачному сожительству принимали только через три года после заключения брака. Разрешалось просить о расторжении брака и вступлении в новый брак, если один из супругов отсутствовал 5 и более лет.
Следует подчеркнуть, что очень мала вероятность расторжения брака (развода) в те годы была обусловлена не только «жестким» законодательством, но и резким осуждением церкви, общины, всего семейного и социального окружения. Считалось, что развод является отклонением от социально приемлемых норм поведения. Поэтому расторгнуть брак могли позволить себе лишь представители высших социальных слоев населения, которые были экономически и социально защищены.
Государство и церковь поддерживали ортодоксальную, патриархальную модель взаимоотношений между супругами. В соответствии с законом, супруги обязаны жить вместе, и при смене места жительства мужчины по какой-то причине (переселение, новое место «службы» и др.) жена должна была следовать за ним.
Мужчина обязан (и это прямо указано в положениях закона) любить свою жену, жить с ней в согласии, прощать ее недостатки, помогать, обеспечивать жене пропитание и содержание по возможности. Обязанность жены — повиноваться мужу как главе семьи, жить с ним в любви, почитании, в неограниченном послушании, угождать и исполнять обязанности хозяйки дома.
Вместе с тем даже после замужества женщина сохраняла определенную экономическую самостоятельность: приданое жены, а также собственность (поместье), приобретенные на ее имя во время брака, считали ее отдельной собственностью. Хотя в отношении жителей Черниговской и Полтавской губерний эта норма закона имела определенные коррективы: приданое жены, хотя и считалось ее собственностью, но было в общем владении и пользовании супругов.
По демостатистичным характеристикам заключения браков у населения Украины за период, когда она входила в состав Российской империи, мы имеем статистические данные для анализа лишь с 1867 года благодаря трудам Демографического института Украинской академии наук, который действовал в Украине в 1918-1938 гг.
Подготовленные коллективом этого института совместно с Центральным статистическим управлением СССР «Материалы по естественному движению населения Украины», которые были изданы как первый том трудов демографического института под редакцией академика Н. Птухи, а также как отдельное издание, содержат информацию о количестве браков в 9 губерниях.
Из которых тогда состояла Украина (Волынь, Екатеринославщина, Киевщина, Подолье, Полтавщина, Таврия, Харьковская область, Херсонская область, Черниговщина), а также распределение браков по месяцам, семейным положениям и возрастам лиц, которые вступали в брак.
Институт провел большую работу по сведению статистических данных, их проверке, исправлению ошибок, обеспечению корректности сравнений (например, изменения в границах губерний учитывали авторы). Как отмечал академик М. Птуха в предисловии к этому изданию, особенно большой вклад в этот труд внесли Ю. А. Корчак-Чепурковский и М. Н. Трацевский.
Согласно имеющимся статистическим данным, во второй половине XIX века ежегодно на территории Украины регистрировалось 160-200 тыс. браков, а в начале ХХ века до начала Первой мировой войны (1914 г.) – 200-250 тыс. браков.
Количество браков постепенно росло, с определенными годовыми колебаниями, обусловленными историческими катаклизмами. Это уменьшение количества браков в 1877 г., связанное с русско-турецкой войной 1904-1905 гг., русско-японской войной в 1914 г., началом мировой войны и тому подобное.
Уровень заключения браков определялся брачным поведением сельского населения, поскольку значительное большинство жителей губерний Украины на то время проживали в сельской местности (по данным переписи 1897 г. – 86,8%). На городские поселения приходилось немногим более десятой части браков, и за 1871-1910 гг. доля браков в городах в их общем количестве возросла лишь с 10,2% до 15,4%.
Общий коэффициент заключения браков (количество браков на 1000 населения) колебался в эти годы между 8-10‰ (минимальное значение 7,1‰, максимальное – 11‰), а в среднем равнялся 9,1‰. Интенсивность в заключении браков постепенно снижалась, хотя и незначительно.
В изучение заключений браков населения за этот период значительный вклад внесли сотрудники демографического института П. Пустоход и М. Трацевский.
Их труд «Заключение браков на Украине», напечатанный в Демографическом сборнике под редакцией академика Н. В. Птухи, содержит анализ интенсивности в заключении браков, международные сравнения, а также детальный анализ сезонных колебаний как в целом по Украине, так и по отдельным ее губерниям, типам поселений, религиозным группам населения.
По утверждению этих исследователей, Украина в то время принадлежала к группе стран с самой высокой интенсивностью в заключении браков наряду с Европейской Россией, Сербией, Болгарией, Венгрией и Японией. Среди этих стран самые высокие показатели наблюдались в Сербии и Венгрии, более высокие по сравнению с Украиной показатели и в Европейской России.
Характерная особенность стран с высоким заключением браков, в том числе Украины, – малое, по сравнению с другими странами, постоянство общих чисел, немалые колебания коэффициентов в заключении браков. Кроме того, исследуя эти коэффициенты за пятилетие, ученые пришли к выводу, что в Украине, как и в большинстве стран этой группы, происходил постепенный спад заключения браков.
Детальный анализ распределения браков по месяцам позволил сделать вывод, что на него влияют два главных фактора: хозяйственный и религиозный. Первый вызывает максимум браков в октябре – по окончании сельскохозяйственных работ, второй – их минимум в марте и декабре, то есть в период поста, когда не венчают.
Значительным является влияние формы вероисповедания: у римско-католиков кривая расположение браков по месяцам отчасти отличается от людей православного верования; у лютеран эта кривая подобна римско-католикам, а иудеи, как и татары, имеют отличное направление расположения браков по месяцам.
Данные о семейном (добрачном) состоянии лиц, которые брали брак, позволяют изучить распространенность повторного брака в Украине тех времен. Как уже говорилось, распад брака вследствие развода в Российской империи был редким явлением и в силу законодательных ограничений, и в результате осуждения такой формы поведения социальным окружением, его несоответствия моральным и социальным нормам того времени.
Однако вероятность овдовения, довольно высокая в условиях уровня смертности в те времена, создавала предпосылки для повторного заключения браков.
Л. Личков, описывая семейный состав населения Волынской, Киевской и Подольской губернии по данным переписи 1897 г., отмечал, что большая часть взрослого населения этих губерний (в возрасте 15 лет и старше) состояла в браке. И процент лиц в браке среди лиц разного пола был примерно одинаков, но процент вдовых у женщин был значительно выше, чем у мужчин. Численность разведенных лиц была очень незначительной (не более 0,3%), хотя такая демографическая группа существовала.
В материалах по естественному движению населения Украины лица, которые вступали в брак, распределены на две группы: лица, которые ранее никогда не были в браке (парни и девушки) и овдовевшие. Разведенные особы, из-за их малого количества, были соединены с овдовевшими. Аналогично действовал и М. Трацевский, исследуя рождаемость женщин Украины по брачному состоянию.
Интересно, что в «Материалах…», подготовленных Демографическим институтом, по добрачным состояниям распределены не отдельно мужчины и женщины, как в современной статистической отчетности. А парни и овдовевшие мужчины распределены на группы в соответствии с добрачным состоянием невесты (девушка, вдова), что дает больше пространства для научного анализа.
По нашим расчетам, в 1886-1910 гг. (за этот период есть статистические данные) для примерно 15% мужчин и 10% женщин, которые вступали в брак в течение года, это был повторный брак. Мужчины-вдовцы в большинстве случаев женились на девушках (55% повторных браков мужчин), а женщины-вдовы преимущественно (70%) выходили замуж за вдовцов. Следовательно, брачное поведение мужчин и женщин при повторном браке имело значительные особенности.
О большой возможности повторного брака для мужчин в случае овдовения, по сравнению с женщинами, свидетельствуют и специальные коэффициенты в заключении браков, рассчитаны П. Пустоходом и М. Трацевским по данным переписи населения 1897 г. По их расчетам, на 1000 мужчин-вдовцов в 1896-1897 гг. приходилось 89,7 браков, а на 1000 женщин-вдов – только 26,1, то есть в 3,4 раза меньше.
Относительно возрастных характеристик заключения браков, то, по нашим расчетам, средний возраст замужества женщин в 1886-1910 гг. равнялся 21,5-22 года, медианный возраст – 20,8, женитьба мужчин – соответственно 25,5 и 24,3 года. В каждом втором браке невеста была не старше 20 лет, и в каждом пятом – жених этого возраста. Хотя наблюдались определенные годовые колебания, возрастная модель в заключении браков в этот период оставалась неизменной.
На рубеже XIX-ХХ вв. брачное поведение населения Украины в целом оставалось традиционным, хотя под влиянием новых экономических (капиталистических) отношений, постепенной (хоть и еще очень медленной) урбанизации начали происходить отдельные изменения.
Так, А. Кравец пишет о распространении в этот период среди мужчин-крестьян, покидавших деревню в поисках заработка на стороне (так называемое отходничество), практики создания новых семей в городе, хотя в деревне оставалась старая семья, часто с детьми.
Выводы. Итак, брачные традиции украинцев в XVII-XIX вв. характеризовались значительным постоянством, почти не менялись на протяжении веков. Нормы обычного права в отношении возраста, модели, условий брака нашли отражение в законах государства, полностью согласовывались с ними. С конца XVIII века брачно-семейные отношения почти целиком контролировала церковь, и это поддерживало государство, что было закреплено в брачном законодательстве.
Модель брачного поведения украинцев следующая: высокая интенсивность в заключении браков, большое распространение ранних браков, сезонные колебания заключения браков согласно сельскохозяйственному и религиозному циклу, распространение модели «брака на всю жизнь», то есть прекращение брака лишь в случае овдовения – была в значительной степени типичной для населения доиндустриального общества.
И эта модель заключения браков сохранилась и в первые десятилетия ХХ века, хотя общество, которое уже продвигалось по пути индустриализации, нуждалось в ее обновлении.
Однако брачное законодательство, построенное на принципах религиозной морали, фактически оставалось неизменным до «великого революционного перелома» второго десятилетия ХХ века.
Следует отметить, что и в начале ХХІ века брак в Украине сохранил некоторые традиционные особенности. Население Украины характеризуется высоким уровнем заключения браков, и хотя современные особенности брака – повышение возраста вступления, плюрализация форм брачных отношений – и имеют место в Украине, международные сравнения свидетельствуют, что украинцы раньше и чаще регистрируют брак, чем население большинства стран Европы.
Вместе с тем стабильность брака, модель «брака на всю жизнь» отошла в прошлое, и уже много десятилетий Украина принадлежит к группе стран с наиболее высоким уровнем разводов населения.
Автор: Л.И. Слюсар, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.