Юрий Петрук: Программное обеспечение для кооперативов является перспективной нишей в AgTech

В аграрном секторе уже никого не удивить новейшими технологиями. До коронакризиса компании активно инвестировали в различные учетные программы и в управление техникой, программы треккинга и учет топлива, развивался анализ полей с помощью спутников и дронов, агрометеорология и управление земельным банком.

Пандемия 2020 года не могла не изменить тренды в агроинновациях. Потеряли ли украинские аграрии интерес к прогрессу, Agravery.com поинтересовалась у председателя ассоциации AgTech Ukraine Юрия Петрука.

Замечаете ли вы увеличение инвестиций в технологические решения украинскими аграрными компаниями? 

В украинском AgTech все переговоры проходят достаточно долго. Сегодняшние достижения являются результатами переговоров, которые начались еще, например, прошлой осенью. Реальную картину изменения инвестиционного климата мы сможем увидеть лишь в конце осени.

Сейчас в Украине можно заметить работу обычных инвестиционных фондов и, так называемых «ангельских фондов», которые поддерживают стартапы и инвестируют в украинский рынок.

Да, началось «шевеление» инвестиций в технологии, особенно это стало заметно в карантинный период. Но нельзя сказать, что все это является результатом полугодовой работы. В Украине инвесторы не готовы вкладываться в стартапы на ранних стадиях и не готовы давать большие суммы.

Чаще всего, на первых этапах работают частные инвестиции, банковские кредиты или включаются «ангельские» фонды. Принцип их работы заключается в том, что условную сумму инвестиций на реализацию проекта разделяют между собой несколько «ангелов», делая сравнительно небольшие взносы по несколько десятков тысяч долларов. Таким образом, собирается необходимая сумма.

На более поздних стадиях включаются классические венчурные фонды, но их, как правило, уже ищут не в Украине.

Как повлиял коронавирус на внедрение технологий в аграрном секторе, была ли какая-то пауза? Также интересуют тренды в технологиях, которые внедряют в 2020 году. 

Ни в Украине, ни в мире особо ничего не останавливалось. Да, не было новых ивентов или крупных международных проектов. Но за счет того, что переговоры длятся долго, напротив, мы увидели весной достаточно большое количество новых продуктов и инвестиционных соглашений. Из-за COVID появилось много новых трендов, в Украине вырос спрос на отечественное оборудование. До этого многие компоненты закупались в Тайване, Китае, Гонконге.

Из-за логистических нюансов, поставки из этих стран стали проблемными. Начался новый тренд – активизация локального производства оборудования. Сегодня люди хотят, чтобы больше составных элементов оборудования элементы были от местных поставщиков, чтобы знать, кто несет ответственность и иметь реальную связь с производителями.

Если говорить о трендах технологий, то на сегодня значительно увеличился спрос на разработки Digital Twins (цифровые дубликаты, или цифровые близнецы). Когда данные из оборудования и процессов производства переносятся в электронное измерение. За работой их оцифрованных «двойняшек» можно наблюдать, моделировать их состояние в будущем или экспериментировать с параметрами, повышая тем самым их эффективность. В Украине уже есть компании, которые занимаются такими разработками.

Также за предыдущие 5-6 лет в мире динамично развивается направление с автономной работой тракторов. В мире уже давно существуют прототипы готовые к серийному производству, но не существует правового поля для использования такой техники в полях. Например, в Европе, даже если автопилот выполняет 99% всего управления, за рулем все равно должен сидеть человек, — все из-за устаревшего законодательства.

Но сейчас, с появлением COVID-19, который заставил ограничить передвижение людей, этот вопрос стал очень актуальным. Крупные мировые производители начали лоббировать эту тему в законодательном поле.

Еще один тренд-унификация прицепного оборудования для роботизированных платформ. Ранее каждый производитель таких платформ самостоятельно занимался его разработкой. Но сейчас большинство таких стартапов уже выкуплены крупными агропроизводителями техники. И они начинают договариваться между собой об общих стандартах для возможности создания произвольных комбинаций оборудования.

Следующее — доставка еды, это направление очень широкое и активно развивается даже в Украине. Сначала на этот рынок зашли сервисы (Glovo, Uber Eats, Raketa), потом собственные службы доставки запустили рестораны. Далее начали появляться стартапы с моделью прямой доставки фермерских продуктов и блюд, которые готовят специально для доставки на так называемых «Cloud Kitchens» или «Dark Kitchens». Это новый тип ресторанов без зала для посетителей, где есть только кухня и доставка.

Я лично знаю 5 таких проектов в Киеве и еще несколько в регионах. Среди них Vitamin Box, Eatrix, Foodex24, Fasta… Также развиваются онлайн магазины продуктов питания, которые забирают часть рынка у оффлайновых ритейлеров. Крупные сети не отстают и запускают свои мобильные приложения с возможностью доставки. Хороший пример — Фора, куда сегодня уже не нужно идти за продуктами. Можно запустить приложение, сделать комплектацию покупок в ближайшем магазине и курьер принесет все домой.

Следующий тренд — это развитие «urban farming». Это фермы расположенные в городах, самым интересным примером являются «вертикальные фермы». Этот тренд начал развиваться, на самом деле, как хобби-сегмент, но это большой перспективный рынок. Драйверами стали импортозависимые страны. Там запущены программы «food sustainability», идея состоит в том, чтобы обеспечить продуктами из минимальной потребительской корзины прямо в городе.

Правительства стран видят в этом гарантированное качество, своевременность поставок, отсутствие или сокращение транспортных рисков и обеспечение работой локального населения.

Еще сильнее начал развиваться тренд производства альтернативного протеина — это лабораторно выращенное мясо, белковые смеси растительного происхождения и белковые продукты из насекомых. В Украине драйвером этого спроса является развитие культуры вегетарианства. В более бедных странах — это более дешевый заменитель мяса. В Индии, например, вегетарианство — часть культуры, поэтому это альтернативный продукт.

Если говорить о странах с высоким достатком, как Дания или Норвегия — там другая мотивация, они думают об окружающей среде.

Посоветуйте, на что надо обратить внимание агрокомпаниям для нового импульса развития?

Как часто бывает в Украине — никто ничего не считает. Главное, чтобы работало. Руководство не анализирует причинно-следственные связи между процессами производства. Это одна из самых больших ошибок. Управленец на выходе не понимает, что сработало, а что нет. Успешные бизнесмены, наоборот, понимают работу всех своих процессов, делают аудиты, хотя бы раз в пару лет. Это позволяет понимать и контролировать процесс.

Поэтому первое, что необходимо сделать — ввести программы контроля. На основе полученных данных можно динамически изменять решения. А у нас, как правило, делают технологическую карту с датами и объемами и придерживаются ее из года в год.

Что лучше — покупать готовые решения или нужно для каждой фермы заказывать разработку программ?

Все зависит от размера и типа компании. Есть достаточно гибкие предприятия, которые могут купить готовое, коробочное решение, в случае необходимости изменить или добавить отдельный функционал. И есть украинские агрохолдинги, которые имеют объемные бизнес-процессы и им нужно делать продукт под конкретные условия. Это два совершенно разных подхода. В компаниях, кому нужна полная и ювелирная интеграция, разработка и внедрение продуктов занимают годы. У тех, кто может купить «коробку», все происходит гораздо быстрее.

Сегодня на украинском рынке этих продуктов достаточно, чтобы закрыть фактически любую потребность. Вопрос в том, чтобы люди понимали ценность. Компании должны разбираться, с чего начинать воплощение технологий и как это правильно продолжать. Понимать эту градацию, что за чем идет.

На что стоит обратить внимание разработчиками? Какие сейчас технологические ниши не заняты в Украине? 

Есть большая ниша, связанная с кооперативным движением. В Украине она только начинается, и точно будет развиваться. Адекватного продукта для украинских фермерских объединений нет. Существует условное село, в нем есть 60 семей, выращивающих по 3 га малины, и они как-то выращивают и договариваются, а farm-менеджмент системы нет, как цифрового управления полями и цифровой документации.

В то же время, кооперативу надо понимать, что и сколько необходимо закупать. А это система заявок, управление качеством, нужно проводить аудиты и налаживать систему внутреннего общения. У нас это заменяется вайбер-чатами, который через месяц уже никто не читает. Для этого нужно иметь цифровые инструменты, чтобы отслеживать качество и безопасность продукции, прозрачно вести финансы.

Следующая свободная ниша — это переработка. Сейчас она слабо развита в Украине. Если мы хотим экспортировать в ЕС, то имеем запрос на «food traceability» — отслеживание продукции. Если в зерновых компаниях с этим все хорошо, то у других представителей агросектора часто вообще никак. Эти компании не могут претендовать на экспорт. У них может быть куча сертификатов, но продукция не отслеживается. Нет оцифрованного процесса, технологических карт, нет информации, что происходит с продуктом сейчас. Эта ниша даже в мире не до конца занята.

Становится актуальной профильная электронная торговля семенами, удобрениями, пестицидами. Уже сейчас появляются цифровые платформы, делающие такую торговлю системной. Одно дело, когда выступают площадкой доски объявлений типа OLX и маленькие интернет магазины, которые не могут гарантировать качества продукции. И совсем другое дело — когда эта торговля происходит на платформе профильного дистрибьютора. Хорошим примером здесь является LNZ Group.

Можно ли сказать, что Украина уже экспортирует аграрные технологии?

Да, мы уже экспортируем, но у нас есть плохой тренд — украинские компании, которые начинают хорошо работать выезжают за границу, ближе к инвесторам и богатым рынкам. Там более лояльные условия для работы. Пока у нас нет адекватного рынка и бизнес-климата, «отток мозгов» будет продолжаться. Но есть и хорошие новости, наш каталог украинских AgTech-компаний не перестает расти.

Автор: Фарид Гусейнов

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий