Президент Владимир Зеленский инициировал проведение налоговой амнистии. Кто и как может ей воспользоваться, что будет, если этого не сделать, и на какие результаты рассчитывает власть.
1 июля 2021 года в Украине начнется добровольная налоговая амнистия. Если народные депутаты примут инициированные президентом Владимиром Зеленским законы, в течение года все, кто десятилетиями не платил налоги с доходов, будут иметь право легализовать свое состояние. Конечно, не бесплатно.
Государство простит уклонение от уплаты привычных для большинства граждан 18% с доходов, если нарушители заплатят в бюджет от 2,5% до 9%. Чтобы легализовать свое состояние и потом свободно им пользоваться, достаточно подать в налоговую соответствующую декларацию.
По замыслу разработчиков, налоговая амнистия позволит вывести из тени до 20 млрд. долл., в результате чего государственный бюджет получит до 1 млрд. долл. Это очень оптимистичный сценарий с учетом мирового опыта проведения подобных кампаний.
Дополнительно поддержат государство те, кто захочет обойтись «малой кровью» – легализация по ставке 2,5% потребует вложения всех нелегальных средств в облигации Министерства финансов минимум на один год.
И не приведет ли инициатива Зеленского к тому, что порядочные граждане начнут скрывать доходы в ожидании второй волны амнистии?
Что такое налоговая амнистия и для чего она нужна
25 февраля 2021 года президент Владимир Зеленский зарегистрировал в парламенте четыре проекты законов, которые касаются налоговой амнистии.
В общих чертах, налоговая амнистия – это возможность для граждан, которые уклонялись от уплаты налогов, открыть свои истинные доходы и расходы, избежав при этом наказания. Все, что нужно – это подать декларацию и уплатить налог.
Налог со скрытых ранее доходов уплачивается, как правило, по сниженной ставке, чтобы стимулировать людей выводить средства из тени. Однако государство обещает, что не будет наказывать участников налоговой амнистии за уклонение от уплаты налогов, а их декларации не смогут стать доказательствами в любом судебном процессе.
От амнистии выиграют все. Для государства – это способ детенизации экономики и дополнительные поступления в бюджет. Граждане в свою очередь получат возможность легально использовать деньги и имущество, с которых не платили налогов. Тем более что уплатить им придется гораздо меньше.
Амнистия по-украински
Кто может воспользоваться
Легализовать средства, с которых не уплачивались налоги, и активы, приобретенные за эти средства, сможет почти каждый. В широком смысле под амнистию подпадает большое количество граждан.
Многие не задумывается о том, что с большинства доходов государству нужно уплатить 18% (НДФЛ) и 1,5% (военный сбор). Например, лица, которые получали заработную плату в конверте, или те, кто занимался предпринимательской деятельностью без оформления ФЛП или юридического лица и другие.
Впрочем, те, кто трудоустраивался неофициально, вряд ли будут формировать основную базу желающих воспользоваться амнистией Зеленского. Ключевая ставка — на частных предпринимателей и владельцев крупного бизнеса, зарегистрированного в оффшорных зонах. Последние выводят заработанные средства, почти не платят налоги в Украине.
В базе данных я полностью вижу трех миллиардеров, 76 граждан задекларировали более 100 миллионов гривен доходов, в которых эффективная ставка 3%. А мы помним, обычный гражданин платит 18% и военный сбор 1,5%, – рассказывал ранее в интервью «НВ» председатель Государственной налоговой службы Алексей Любченко.
Не смогут воспользоваться амнистией несовершеннолетние, нетрудоспособные и чиновники, те, кто работает на государственной службе с 2005 года, или продолжает работать. В законопроектах Владимира Зеленского отсутствует запрет на легализацию состояния родственников чиновников.
«Чиновники не могут легализировать деньги через механизм нулевой декларации или налоговой амнистии. Могут ли члены семей чиновников? Также нет. В законопроекте есть все эти параметры», – возразил премьер-министр Денис Шмыгаль.
Последнее, но важное исключение – нельзя будет легализовать активы, полученные в результате уголовных преступлений, отличенных от уклонения от уплаты налогов или валютного законодательства.
Что и как нужно декларировать
Информация об имуществе в добровольной декларации практически не будет отличаться от той, которую каждый год раскрывают государственные служащие. С единственной поправкой — указывать необходимо доходы, с которых неуплачены налоги и активы, приобретенные за эти средства до 1 января 2021 года.
В частности, это:
валютные ценности (банковские металлы), национальная и иностранная валюта (кроме наличных) и права требования (депозиты, займы третьим лицам);
недвижимое имущество (земельные участки, объекты жилой и нежилой недвижимости);
движимое имущество (транспортные средства, предметы искусства и антиквариата, драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия);
доли (паи) в имуществе юридических лиц, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности;
ценные бумаги и финансовые инструменты.
Чтобы легализовать деньги, иностранную валюту или банковские металлы, которые находятся в Украине, их нужно положить на специальный счет в банке. Порядок открытия этого счета, после принятия законов, утвердит Национальный банк.
Для других активов – дополнительно нужно предоставить документы, подтверждающие их стоимость или самостоятельно определить эту стоимость в декларации.
Период, в течение которого можно будет легализовать свои доходы и имущество, продлится в Украине один год – с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года. После подачи декларации в Государственную налоговую службу, в течение 10 дней необходимо уплатить налог по ставкам амнистии.
Какими будут ставки
Основная ставка, по которой предлагают легализировать не задекларированные ранее доходы, составит 5%. Условно говоря, с каждого нелегального миллиона гривен в бюджет нужно уплатить 50 тыс. грн. для того, чтобы легализовать остальные – 950 тыс. грн.
Ставка в 5% будет применяться при условии, если деньги или другие активы, которые таким образом будут амнистироваться, находятся в Украине. Для денег и активов, находящихся за рубежом, в частности в оффшорах, будут применять более высокую ставку – 9%. Повышенная ставка должна стимулировать налогоплательщиков приводить свои средства в Украину перед тем, как проходить амнистию.
Более выгодный вариант легализации — покупка государственных облигаций. Те, кто приобретет у Министерства финансов ценные бумаги, независимо от места расположения не задекларированных ранее доходов, смогут легализовать средства по ставке 2,5%.
Учитывая то, что доходность облигаций составляет около 11% годовых, такая амнистия может оказаться даже прибыльным делом. Если лицо хочет легализовать 1 млн. грн., при покупке облигаций и уплаты 25 тыс. грн., через год на руки вернется около 1,08 млн. грн.
Воспользоваться налоговой амнистией смогут не только люди, которые подадут декларацию, но и те, кто декларации подавать не будет.
После 1 июля 2022 года государство простит украинцам, то есть не будет проверять законность, неуплату налогов с доходов, за которые были куплены:
недвижимость – квартиру (или имущественные права на квартиру) площадью до 120 кв. м, готовый или недостроенный жилой дом 240 кв. м (если земля под ним принадлежит налогоплательщику), нежилые помещения до 60 кв. м, земельные участки определенной площади;
одно транспортное средство (кроме автобусов, самолетов, вертолетов, яхт, катеров, а также авто с объемом двигателя более 3000 куб см или стоимостью более 375 минимальных зарплат – 2,25 млн. грн.);
другие активы (валюта, драгоценные металлы, антиквариат и тому подобное), где суммарная стоимость не превышает 400 тыс. грн.
Как будут наказывать тех, кто не пойдет на амнистию
Сегодня за уклонение от уплаты налогов и не представление деклараций предусматривается уголовная и административная ответственность. Например, по статье 212 Уголовного кодекса, за неуплату более 119 тыс. грн. налогов лицо могут наказать штрафом на 340 тыс. грн. с конфискацией имущества.
После завершения налоговой амнистии, те, кто легализуют средства и активы, с которых не платились налоги, не будут привлекаться к ответственности. Ужесточение уголовной ответственности законами Зеленского не предусматривается. Только административная.
Например, за непредставление, несвоевременное представление гражданами декларации или не декларирование доходов, в случае доказательства вины, обойдется в 255 грн. штрафа. Действующая на сегодняшний день санкция предусматривает штраф в сумме 136 грн.
Ожидания и реальность
Теневая экономика Украины, на борьбу с которой и направлена налоговая амнистия, по разным подсчетам, достигает от 25% до 50% ВВП. Точно оценить ее объем сложно, ведь она включает те расчеты и операции, которые никак не отражаются в статистике.
«Будет безопасно сказать, что все эти теневые расчеты, офшорные схемы, контрабанда и тому подобное составляют около трети ВВП Украины», – считает соавтор исследования размера схем по уходу от налогообложения в Украине Владимир Дубровский.
По его словам, треть ВВП – это лишь теневые денежные потоки, происходящие вне поля зрения налоговой инспекции. В то же время налоговая амнистия направлена не на потоки, а на средства и имущество, которые накапливались за годы функционирования схем по уклонению от уплаты налогов.
По оценкам председателя парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, проведение амнистии выведет из тени около 20 млрд. долл. «По нашим расчетам, сейчас до 50 миллиардов долларов находится у людей на руках», – подчеркнул Гетманцев.
Сколько именно получит от налоговой амнистии государственный бюджет, не знает даже глава правительства Денис Шмыгаль.
«Мы ожидаем, что это будут значительные объемы. Ни одна страна их не прогнозирует, и это невозможно спрогнозировать. Разные страны получали от 500 тысяч до десятков миллиардов долларов, которые возвращались в «белый» оборот экономики государства вследствие такой одноразовой акции. Мы рассчитываем, что это будут значительные суммы. Хотелось бы, чтобы это были хотя бы миллиарды в гривнах», – ответил Шмыгаль.
Если расчеты Гетманцева верны, то при ставке налогообложения в 5%, государственный бюджет с 20 млрд. долл. получит 1 млрд. долл.
Мировой опыт
Налоговые амнистии проводили в Индии, Германии, США (в отдельных штатах), Италии, Канаде, России и многих других странах. Наиболее успешной считается налоговая амнистия, которую провели в Индонезии в 2016 году. Тогда граждане страны задекларировали суммарно 366 млрд. долл. средств, из которых ранее не платили налогов – это 40% ВВП страны.
Большую часть легализованных денег в рамках амнистии в Индонезии инвестировали в недвижимость. Налоговые поступления в бюджет страны по итогам кампании добровольного декларирования составили эквивалент 8 млрд. долл.
Проведенная в 2009 году налоговая амнистия в Италии также считается одной из успешных. В ее рамках итальянцы задекларировали активов на 80 млрд. евро, из которых уплатили в бюджет около 4 млрд. евро.
По словам Гетманцева, для проведения налоговой амнистии в Украине использовались модели Индонезии и Аргентины. Результаты в Аргентине достаточно оптимистичны. Из тени выведено 90 млрд. долл., а в бюджет поступило 5,2 млрд. долл. Правда, до полной победы еще далеко – состоятельные аргентинцы держат на оффшорных счетах до 400 млрд. долл.
Результаты налоговой амнистии могут не оправдывать ожиданий: в той же Индонезии правительство планировало собрать 11,6 млрд. долл. налогов с легализованных средств, а реально собрали на 3,6 млрд. долл. меньше. Провалился и план по репатриации средств индонезийцев из оффшорных зон — в страну вернулось 10 млрд. долл. из запланированных 66 млрд. долл.
Конечно, существуют и неуспешные примеры амнистий. Например, амнистия капиталов в России, которая закончилась в 2018 году, позволила легализовать около 10 млрд. евро. Эта сумма в 6 раз меньше, чем среднегодовые объемы вывода капитала из страны и составляет менее 4% от средств, которые россияне хранят в оффшорах. За последние шесть лет в России было проведено уже три амнистии капиталов.
Что не так с налоговой амнистией
Проведение амнистии – это, как правило, разовая акция, которая предшествует кардинальному изменению налоговой системы. Условно говоря, налоговая амнистия должна стать «последним шансом» зажить честно перед изменением налоговых ставок или же перед тем, когда ответственность за уклонение от налогообложения станет неизбежной.
«Налоговую амнистию следует привязывать к кардинальному упрощению налоговых правил, борьбе с контрабандой, значительному снижению налогов на доходы физических лиц и ЕСВ. Это нужно, чтобы новые налоговые правила не нарушали так массово», – считает Владимир Дубровский.
В Украине налоговой реформы в ближайшее время не предвидится. В свое время правительство Алексея Гончарука планировало разработать и принять ее в 2020 году, чтобы новая налоговая система заработала уже с 2021 года. В таком случае проведение налоговой амнистии было бы действительно логичным. Однако из-за коронавируса и смены правительства о радикальной налоговой реформе в Украине забыли.
Хотя авторы законопроектов считают, что основания для проведения амнистии сейчас есть. Это, в частности, введение в Украине плана противодействия уклонению от налогообложения (так называемого плана BEPS), а также системы автоматического обмена налоговой информацией (FATCA). Эти правила значительно усложнят вывод денег в офшоры и другие подобные схемы.
Еще одним стимулом воспользоваться налоговой амнистией, должно стать создание в Украине нового органа, который будет расследовать налоговые преступления — Бюро экономической безопасности. Соответствующий закон парламент принял 28 января, а заработать оно должно до конца 2021 года.
В странах, где проводили налоговую амнистию, ее, критиковали за создание неравных правил игры для налогоплательщиков. Особенно ярко это проявлялось в тех странах, где налоговая амнистия была неоднократной.
Поскольку амнистия предусматривает декларирование доходов и уплату налогов по сниженным ставкам, то законопослушные граждане задумывались о том, следует ли им и в дальнейшем исправно платить налоги. Перед ними возникал соблазн дождаться очередной налоговой амнистии и заплатить налоги по сниженным ставкам. Украинский вариант налоговой амнистии обещает быть одноразовым. Однако и он имеет свои недостатки, в частности также нарушает принцип равенства всех налогоплательщиков.
Кроме этого, не следует ожидать, что налоговая амнистия побудит богатейших украинцев заплатить деньги в бюджет, чтобы легализовать свое состояние. Например, Игорь Коломойский, Ринат Ахметов, Сергей Тарута, Виктор Пинчук, Сергей Левочкин, Вадим Новинский и другие, начиная с 2005 года, были, а некоторые из них остаются, политиками и госслужащими и должны были декларировать свои доходы в соответствии с антикоррупционным законодательством.
А законопроекты президента Владимира Зеленского прямо запрещают им воспользоваться правом на легализацию своего состояния и капитала.
Автор: Ярослав Винокуров
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.