Традиционный подход в высшем образовании заключается в накоплении набора знаний из разных дисциплин, которые сложно сочетаются в единую картину. Это предопределяет отсутствие интереса со стороны студентов к процессу обучения – они не понимают практической ценности изучаемого материала, и, как следствие, теряют интерес к профессии.
По сути, все сводится к парадигме «учиться только ради того, чтобы учиться».
Добавьте сюда проблему с техническим обеспечением учебного процесса и слабую вовлеченность специалистов с практическим опытом, и вы получите неутешительную картину – когда значительное количество выпускников работает не по специальности. Чтобы это изменить Lviv IT Сluster в 2014 году инициировал проект «IT Expert».
Специалисты из IT-компаний пытались изменить подходы к преподаванию определенного предмета – давали студентам выполнять практические задания на основе реальных проектов в компаниях.
Из кейсов изымалась вся конфиденциальная информация, которая могла указать на клиента. Оставалась только общая идея. Например, был проект для автоматизации процесса рентгенографического обследования пациентов.
Чтобы заполнять пробелы в знаниях, приглашали специалистов для проведения лекций и тренингов.
Со временем стало понятно, что наличие студентов, которые вообще не видят своего будущего в ИТ, выступало сильным демотиватором и многие специалисты теряли желание делиться знаниями.
Тогда и появилась идея разработать программу обучения таким образом, чтобы она максимально отвечала потребностям индустрии и готовила специалистов, готовых приступить к реальной работе над реальными проектами на следующий день после получения диплома, или даже раньше.
Таким пилотным проектом стала программа «Компьютерные науки» в Украинском Католическом университете, которая была создана в 2015 году.
В 2016 году запустили первую обновленную бакалаврскую программу в государственном университете – это была программа «Интернет вещей» в Национальном университете «Львовская политехника».
На эту программу в первом году набрали 56 студентов, а в 2018-м – 108. Из них 18 отказались от возможности учиться за бюджетные средства на других специальностях и поступили на коммерческое обучение.
По состоянию на март 2019 года таких программ в различных государственных вузах Львова уже 9. В прошлом году суммарно туда поступили более 700 студентов. С 1 сентября 2019 года появятся еще 3 новые бакалаврские программы.
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ПРОГРАММЫ ОТ ПРИВЫЧНЫХ И ЧТО МОТИВИРУЕТ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ?
Прежде всего, подходом к обучению. Поскольку созданные программы призваны решить проблему нехватки квалифицированных специалистов для ИТ-отрасли, с первых дней обучения мои студенты сразу погружаются в практическую среду. Мы придерживаемся проектно-ориентированного подхода в обучении, который широко применяется в мире.
Первое
Работа в командах
В начале семестра, когда вчерашние ученики проучились только месяц в университете, их разбивают на команды из 5-ти человек. Каждая группа самостоятельно ищет проблему, которую можно решить с помощью применения технологических решений на практике, и определяет, что именно сможет реализовать в течение семестра. В идеале, к сессии они должны получить готовый продукт.
Однако сам продукт не является самоцелью. Очень часто студенты выбирают разнообразные инженерные решения в области «Интернета вещей».
Второе
Наставничество
У каждой команды есть ментор – специалист-практик, который подсказывает студентам, в каком направлении двигаться. Это могут быть проектные менеджеры, бизнес-аналитики, техледи; даже вице-президенты компаний приобщаются к этому.
Параллельно во время занятий на своих парах я объясняю, что такое проект, его составляющие, по какому принципу его нужно оценивать, документировать и реализовывать. Студенты работают над проектом по аналогии, как это происходит в стартапах.
Третье
Мотивация
Со временем у студентов теряется пыл учиться и сидеть над проектами, поэтому их нужно дополнительно мотивировать. Для этого проводятся различные идеятоны, хакатоны, где студенты могут на более широкую аудиторию, представить свой проект, посоревноваться между собой, получить финансирование на реализацию своей идеи, заручиться поддержкой новых менторов, возможность выиграть обучение в стартап-школе.
Выстраивая обучение, таким образом, мы, наконец-то «ставим лошадь перед телегой»: потребность в изучении тех или иных теоретических разделов продиктована практической задачей.
В результате такого обучения мы получим инженера, умеющего задавать ряд вопросов:
Почему делаем именно так?
Какой будет результат?
Есть ли другие пути реализации?
Такой специалист понимает, что ему нужно для реализации задачи и делает это.
НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ
Важным аспектом является оценка работы студентов. При выставлении итоговой оценки учитывается работа студента в течение семестра над проектом. Проектная активность позволяют получить 50% баллов. Из них половину выставляет ментор, определяя, насколько активно конкретный студент приобщался к групповой работе и каков результат его труда.
Еще одной составляющей оценки является защита, то есть фактически питчинг проекта перед жюри, в состав которого входят представители ИТ-компаний – членов Lviv IT Сluster.
Самой весомой частью является мониторинг активности студентов в течение семестра. Именно поэтому часть оценки учитывает еженедельные отчеты, которые студенты пишут до 23:59 воскресенья, в которых описывают, что выполнено и с какими трудностями столкнулись в течение недели и о планах на следующую неделю.
Это дает возможность научить студентов работать более ритмично, отслеживать прогресс каждого проекта и, при необходимости, вмешиваться и активизировать команду.
Я могу проверить, все ли, что написано в отчете, правда, поскольку вся работа ведется через программу для управления проектами Trello.
Иногда бывает так, что один проект охватывает несколько дисциплин. В таком случае набранные студентом баллы разделяются между ними.
Безусловно, есть часть студентов, которым учеба неинтересна, они не привлекаются к работе над проектом и никоим образом не проявляют себя в течение семестра. Соответственно, не зарабатывают этих баллов и вынуждены писать традиционные курсовые/контрольные/расчетные работы (в зависимости от семестра).
Остальные 50% оценки – это классическая экзаменационная или зачетная работа, которая проверяет теоретические знания, полученные в течение курса.
Такая образовательная модель — значительно действеннее, чем привычные подходы к обучению, которые применяются в учреждениях высшего образования.
Как я отметил выше, идеально – если студенты сами решают, над каким проектом работать, исходя из своих потребностей и сферы интересов. Например, в этом году мои второкурсники сделали проект умного устройства, которое подсоединяется к счетчику на воду и автоматически передает показания в водоканал.
Для них это был большой вызов, который нуждался в гораздо большем количестве знаний, чем они на тот момент имели. Соответственно они должны были потратить на работу значительно больше ресурсов и обработать материалы из многих областей, как теория информации, цифровая обработка сигналов, работа с изображениями, проектирование плат, научиться делать чертежи, хотя программа курса этого не предусматривала. Но им удалось. С этим проектом они получили призовое место на конкурсе стартапов TechBattle.
Реализация подобных проектов позволяет студентам, стремящимся к чему-то большему, реализовывать себя. А конкуренция между сильными студентами выходит за пределы получения максимальной оценки.
Безусловно, получая образование, нужно набрать большой багаж знаний, поэтому без изучения теории не обойтись. Однако при такой учебной модели студент четко понимает, зачем ему эти знания и как он их может применить на практике.
Все дисциплины, изучаемые в университете являются элементами, которые складываются в единый пазл. Так мотивация и заинтересованность сидеть над учебниками значительно возрастает и это дает свой результат.
Хочу заметить, что это не единственное изменение в программах.
Очевидно, что проект не в состоянии охватить все аспекты обучения для каждого участника команды. И в рамках обучения у нас есть как практические, так и лабораторные задания. Они также претерпели значительные изменения — их разрабатываем таким образом, чтобы студентам было интересно.
Например, чтобы отработать одни и те же навыки при работе с базами данных, можно дать задание разрабатывать схему для добавления нового пациента в базу данных поликлиники с пошагово расписанными инструкциями, или нового жилья на сайте AirBNB с минимальным описанием требований. Второй вариант им ближе и интереснее.
Такого типа задачи – достаточно широкие, и заставляют студента самостоятельно исследовать предметную область.
Учебный план программы включает дисциплины, которые развивают «мягкие навыки» – soft skills – у студентов.
ИТ – это командная работа, поэтому без умения находить общий язык и идти на компромиссы – не обойтись. Поэтому я пригласил коллегу Наталью Кубу, руководителя отдела Training and Development компании SoftServe, читать отдельную дисциплину, где она рассказывает, например, что такое конфликт и принципы его решения, о построении работы в команде.
Поэтому, когда студенты жалуются мне, что не хотят работать друг с другом, я советую вспомнить те лекции и использовать советы Наталии, чтобы найти общий язык. Когда пойдут на работу, должны будут работать с разными, не всегда приятными людьми. Поэтому их нужно к этому подготовить.
НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПРОСТО?
Нет, есть много проблем, которые необходимо решать.
Одна из них – изменение парадигмы мышления вчерашних учеников. Ведь в школе детей учат выполнять конкретную задачу конкретным способом, чтобы получить конкретный результат. А у нас такой подход не работает – никто не знает, какой именно проект станет успешным и будет главной составляющей успеха.
Многие ожидают от преподавателей, что они будут вести студента практически за руку в течение четырех лет. Однако миссия преподавателей – объяснить студенту, как ему найти задачу, помочь разбить ее на минимальные задачи, подсказать, какие теоретические аспекты необходимо проработать. Значит, задать направление движения для самостоятельного поиска решения, а не давать готовую последовательность шагов.
Важнейшим же является привлечение ИТ-специалистов, ведь трансформация образования требует заинтересованных специалистов, готовых инвестировать свое время.
Например, Михаил Крапива, InfoSec Director в компании SoftServe, приобщился к созданию трех программ по кибербезопасности в различных университетах Львова (Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности, Львовская политехника», ЛНУ им.И.Франка).
На своем примере могу сказать, что совмещать работу и преподавание – это реально, хотя и достаточно сложно физически.
Обычно мой рабочий день начинается в 8 часов в университете, до 12 я там преподаю, решаю все вопросы со студентами, потом иду в офис работать над своими рабочими проектами.
Пригодится помощь коллег. Поскольку ИТ-специалисты, находящиеся в командировках часто меняют проекты, их привлечение происходит следующим образом: есть общий чат тех, кто готов на этот момент присоединиться к обучению студентов по каждому из предметов. Там мы обсуждаем темы и задачи, которые следует дать студентам, и кто из нас может за это взяться.
Такой подход оказался самым рабочим. Идеально, когда для одного предмета удается сформировать команду из 5-6 специалистов: если кто-то на некоторое время выпадает, есть, кому его заменить без потерь для учебного процесса.
Лично я в преподавании вижу не только профессиональную миссию, но и социальную. Ведь инженер – это не профессия, а мировоззрение. У этих людей мышление заточено под то, чтобы видеть не только проблему, но и пути ее решения.
Такие люди готовы ломать старую, глубоко забюрократизированную систему и строить новую реальность, в которой они хотят жить.
Для запуска инновационных программ в университете необходима команда единомышленников, которые имеют желание и время для внедрения изменений. В Львове за это взялась образовательная команда Lviv IT Cluster, которую я возглавляю.
С этого года каждая из запущенных программ будет иметь своего лидера – человека, который болеет за успех своей программы и берет на себя координацию процесса привлечения необходимых специалистов и взаимодействие между специалистами и студентами. Это позволит проводить масштабирование полученного опыта и наработанных практик на новые программы.
Напоследок хочу отметить, что эту модель можно адаптировать как и для высшего образования, так и школьного.
Об ученической работе над проектами более детально может рассказать Пауль Пшеничка – лучший учитель Украины 2017-го года.
Также я хочу посоветовать будущим абитуриентам, усердно готовиться к ВНО, ведь конкурс на новые программы чрезвычайно высокий.
В частности, проходной балл на бюджетную форму обучения на программу «Интернет вещей» в 2018 году составил 194.9 баллы.
Есть замечательные материалы на платформе Прометеус.
Также мои коллеги из харьковского офиса поддерживают проект чат-бота в Telegram @HNEU_ZNO_math_bot. Он ежедневно отправляет задания по математике в таком формате, как это будет на оценивании. Эти функции являются бесплатными, простыми и доступными для всех, у кого есть смартфон.
Таких программ и инициатив необходимо как можно больше. Ведь у нас есть много молодых талантов, которым нужно дать выбор, чем они хотят заниматься, и обеспечить качественное теоретически-практическое образование, чтобы на выходе мы имели готовых специалистов. Это необходимо, поскольку изменения в образовании – это то, с чего стоит начинать изменения в нашем обществе.
Автор: Зеновий Верес, senior solutions architect в SoftServe, кандидат технических наук, ассистент кафедры Компьютеризированных систем автоматики Национального университета «Львовская политехника», директор образовательного направления Lviv IT Сluster.
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.