Какие обязательные навыки должен иметь современный руководитель?
Любые понятия и представления об управлении всегда видоизменяются со временем. И последние годы для меня не были исключением.
Если раньше было актуально понятие начальника отдела или подразделения, то сейчас мы все чаще видим позиции руководителей направлений, тимлидов. Этому во многом способствуют западные тенденции и тренды.
Мне очень импонирует цитата: «Из всех способностей самая трудная и самая редкая – это умение управлять».
Правда, я бы заменила слово способность (то, что дается нам от рождения) на навык. Каждый хороший топ-менеджер понимает – этот навык требует постоянного развития и совершенствования. Разберемся, как это работает в современных реалиях.
Все сотрудники разные
В слове руководитель (если абстрагироваться от должности и роли) – есть корень «управлять». В нем заложены такие важные понятия, как направить, научить, помочь.
Хороший руководитель всегда понимает и осознает эти моменты при постановке целей и задач. Важный момент, из-за которого «спотыкаются» многие начинающие руководители – это постановка задачи и понимание, как самому выполнить ее.
А еще четкое понимание — какой конечный результат ты ожидаешь? Это позволяет более четко направить человека в процессе, показать эффективный путь достижения результата, целей компании и его целей, в том числе. Это всегда дает возможность сотруднику увидеть систему шире, а руководителю убедиться, что сотрудник правильно понял задачу.
Такой подход дает возможность прийти к правильному результату и получить обоюдное удовольствие от результата. Часто именно при таком подходе и правильной мотивации получается лучший результат.
Еще важный момент — это правильные люди на правильных позициях. Руководителю надо учитывать и личные качества, и способности сотрудников. Часто руководители не учитывают тот простой факт, что все сотрудники разные.
Казалось бы – такая простая истина, но почему-то многие забывают о ней в работе. Будьте готовы к тому, что конечный результат от поставленной задачи будет не таким, как вы его себе представляете. И это нормально.
Руководитель должен учитывать навыки, опыт человека, его психотип и рассматривать вопросы эффективности с учетом всех этих пунктов. Тогда не будет лишних ожиданий, и результат будет правильным.
Успех руководителя во многом базируется на ошибках
Для меня, как для руководителя, выполнять постановку задач с учетом всех перечисленных выше факторов – это во многом вопрос заботы о сотруднике.
Часто, уже имея большой опыт в своей работе, руководитель может перестать думать о том, что человек не может выполнить ту или иную задачу в том виде, каком мы ожидаем из-за отсутствия элементарного опыта.
Что такое опыт? Это то, что получилось наработать, делая ошибки, выводы, настраивая в себя долгое время, определенные навыки, которые привели к успеху. Для опыта и успеха нужны многочисленные попытки что-то сделать, ошибки, их анализ и время.
Что такое успех? Успех — это возможность выдавать хороший результат с определенной регулярностью в разное время.
И опять же, родиться успех может только из проб и ошибок. Значит, успех руководителя во многом опирается на совершенные им ранее ошибки. А ошибка — это наше отношение к конечному результату. По сути, понятия ошибки нет – на самом деле, это не тот результат, которого ты ожидал.
Здесь важно понимать и делать правильные выводы для опыта и учиться, чтобы приходить к нужному результату.
В моем опыте есть сотрудники, они, сделав одну ошибку, не делают соответствующих выводов для дальнейшего опыта и повторяются – это говорит только о несерьезном подходе и нежелании учиться. В таких случаях с людьми приходится прощаться и идти дальше.
Кроме сделанных ошибок, полученного опыта, успешность рождается из отношения руководителя к своей позиции, понимания ответственности, которую руководитель берет на себя и отношения к людям.
И здесь важный момент — это человечность и понимание людей. Возможно, многие не встанут на такую позицию, но для меня это так.
Когда есть понимание и ощущение сотрудника руководителем, всегда можно найти правильное место человеку в компании, его применение, правильно построить коммуникацию и достигать всех поставленных целей.
Трансформация роли руководителя: это гибкость, устойчивость к стрессам и умение быстро признавать ошибки
В нынешних реалиях спрос с руководителей двойной. Мы живем в мире, в котором очень широкая доступность информации.
Сотрудники компаний посещают профессиональные курсы, читают учебные книги для руководителей и лидеров, просматривают ролики на Youtube о том, как быть хорошим управленцем.
Это определенный вызов для любого руководителя! И руководителю надо учитывать, что на него смотрят через определенные призмы стандартов и трендов.
И здесь надо просто делать свою работу на все 100% искренне и честно. Ведь ты можешь спрашивать с кого-то только тогда, когда ты спрашиваешь значительно больше с себя. Ты как руководитель должен быть примером для своих сотрудников и Топов.
Это как с детьми – мы, как родители, учим их только тому, что умеем сами. Даже если мы видим в себе дурную привычку и не хотим, чтобы у ребенка тоже это было, мы должны понимать, что это можно изменить только в одном случае – изменив эту привычку в себе. Так что будьте честны с собой, и сотрудники будут это видеть и научатся у вас.
Особенно оперативно трансформируется роль лидера в IT-отрасли. Например, в карантин руководитель должен был быстро посмотреть на всю систему работы и внести корректировки.
Все для того, чтобы подстроиться под условия нового мира – это вопрос гибкости. Умение быть гибким — это непросто, но интересно.
Это качество позволяет принимать изменения и подстраиваться, видоизменять свои методы, подходы, коммуникации. Гибкость сегодня должна быть у каждого человека, а у руководителя — особенно.
Добавьте к этому факту еще тот момент, что любой руководитель ежедневно пребывает в стрессе. Хороший руководитель не может транслировать наружу свое беспокойство. Ведь когда нервничает лидер – что стоит говорить о сотрудниках компании?
Стрессы должны нас закалять, учить быстро, адаптироваться к внешним условиям. Если смотреть на него под таким углом – из этого можно извлечь много пользы. Руководителю важно смотреть на критическую ситуацию, анализировать ее и придумывать варианты выхода.
ТОП обязательных навыков для современного руководителя
Открытость и гибкость – это не просто слова, это ценности. Сложно представить успешного руководителя, который не учится, не открыт к изменениям и обратной связи.
Гибкость всегда позволяет быстро перестроиться и поменять курс движения, открытость дает возможность принимать все новое и развиваться. Когда человек открыт, он всегда принимает новую информацию, такой человек слышит и принимает людей и мир вокруг.
Прямота — это способность донести информацию, объяснить ситуацию или поставить задачу простыми словами без лишнего. У многих это вызывает дискомфорт, но в рабочем процессе это сильно экономит время и упрощает понимание задач сотрудниками.
Коммуникативные навыки – в человеческом общении все основывается на коммуникациях. Грамотный руководитель всегда позаботится, чтобы общение в работе строилось на уважении, открытости, дружелюбии и доверии.
Если все это присутствует, то коммуникации в компании всегда будут здоровыми, люди будут хотеть работать с таким руководителем, творчество будет только расцветать.
Эмпатия — этот навык всегда дает возможность лучше понимать потребности и модели поведения людей. В конфликтных ситуациях она открывает больше вариантов урегулирования и выхода из ситуаций.
Доброта и дружелюбие – с этими качествами в вашей компании человечность всегда будет на первом месте. Какого бы уровня ни был руководитель, он должен действовать в любой ситуации с позиции человечности.
Все это про софт скилы. Мы в компании последние 4 года уделяем этой теме особое внимание. Объясню почему. Ставить задачи — это всегда определенный набор слов.
Но вопрос не в том – что мы говорим, а в том – как мы это говорим, как мы доносим информацию до собеседника или коллег.
Часто говоря что-либо, мы не обращаем внимания, насколько информация понятна собеседнику или сотруднику, а при формулировке задачи от руководителя к сотруднику — это является ключевым моментом и непосредственно ставит в зависимость конечный результат.
Поэтому прокачка софт скиллов непременно отражается на эффективности и производительности – это одна из причин, почему на этот навык необходимо обращать особое внимание. А методов по развитию софт скиллов очень много.
Даже корпоративные занятия по йоге – это прокачка софт скиллов. Хорошие софт скиллы и синергия с высоким уровнем профессионализма – это всегда 100% залог успеха любой компании.
Автор: Инна Соловьева, CEO & founder IT-компании Integrity Vision
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.