Пока Голливуд стоит на паузе, Netflix забирает все лавры себе – недавно на стриминге выложили южно-корейский фильм «Космические чистильщики» (Space Sweepers). Эта научная фантастика имеет настолько совершенный уровень формально/содержательной части – спецэффектов и идей, что даже возможные конкуренты остаются далеко позади.
Фанаты научной фантастики с уклоном в американское кино скажут, что «Космические чистильщики» являются аналогом сериала «Светляк» 2002-го года. Но больше все же здесь идет сравнение с большим «Ковбоем бибоп», японским анимесериалом 1998-1999-х годов. И те, и те правы, ибо речь идет об отдаленном будущем и пестрой команде космического корабля.
Только если в «Светляке» команда выполняла уголовные или мессианские поручения, а в «Ковбое…» – была охотниками за головами, то в «… мусорщиках» четверка дерзких и крутых головорезов, в соответствии с названием, вылавливает на орбите Земли всякий хлам. С надеждой превратить его в нужные покупателям вещи с завода переработки мусора. Но параллельно с этим не чурается ничего криминального и нехотя влипает в историю с мессианством.
Стилистика фильма вполне равна «Пятому элементу» Люка Бессона – с определенной ироничностью героев и драматичностью их существования, когда их корабль все время нуждается в ремонте, а штрафы, налоги и баснословные долги не позволяют вылезти из нищеты. При этом корабль – по факту «Истома» – гордо называется «Победа», а члены команды, как в лучших домах – смесь геройства и мелодраматизма.
Командир, девушка по имени Чан – выпускница программы гениев, инженер, которая увлеклась антисоциальными течениями и стала пиратом, и единственная ее слабость – это алкоголь и карты, впрочем, она всегда проигрывает.
Механик Тайгер Пак, страшный человек с дредами и татуировками по всему телу, когда-то возглавлявший наркокартель на Земле, отсидел, сбежал и теперь, кроме своей основной работы, беспокоится об безнадежно засохшем деревце.
Пилот Ким – первый выпускник программы гениев, в прошлом командир космической гвардии, но почувствовал «нежелание кому-то вредить» и был уволен за непослушание приказам, а в результате столкновения станции на орбите с космическим мусором потерял (усыновленную) дочь, чье тело ищет на орбите, чтобы похоронить.
Завершает этот парад супер крутых неудачников военный робот Буба, который запросто может загарпунить космический корабль и разорвать его руками, обыграть в карты всех и быть убийственно саркастичным, несмотря на то, что в душе — белый и пушистый, и все выигранные деньги откладывает ради желанной покупки женского тела.
И вот эта компашка находит на одном из остатков космического корабля девочку, повсеместно разыскиваемую властями, с предупреждением не приближаться к ней, ибо она вроде бы является оружием массового поражения.
Весь вкус этой канвы — в бесчисленном количестве подробностей, наполняющих каждую минуту фильма безоговорочной верой в подлинность экранных событий. Мы как бы наблюдаем за соседями или друзьями, и не через щелочку, а через широко открытое окно, просто это происходит в 2092 году.
Все герои и предметы в фильме – живые, имеют свой набор очень характерных черт, отмеченных с хорошим чувством юмора и продуманной детализацией. Например, Ким носит кепку с надписью Discovery USA, намекая и на знаменитый сейчас телеканал, вероятно, уже к тому времени пропавший, и на само значение слова «discovery», в переводе «открытия» которые делает и он, и вся команда.
Или как у робота после обращения к нему девочки со словами «милый» начинают краснеть щечки от неожиданной и неконтролируемой радости. Или когда дают техническую характеристику космическому кораблю, который сделан из «армированного дюралюминия», имеет «квантовый радар», «1,5 кг тяги» и разгоняется он до «48 тысяч».
И сама история — не четко начертанная линия развития сюжета, а разветвленная, со своими порогами и темпом полноводной реки. И брызгается в лицо зрителю, заигрывая с ним, дразня и комическими остроумными нюансами внешности героев, вроде, продырявленных носков у пилота «Победы» или шапки-ушанки у пилота-конкурента, очевидно россиянина, потому что он в фильме говорит именно на русском.
Уникальность «Космических мусорщиков», которые втирают нос едва ли не любым американским блокбастерам аналогичного жанра, в создании своего полноценного и функционирующего «мира».
И этот мир не просто «приговорен», как в первом титре – «леса на Земле исчезли, на их месте образовались пустыни, а из-за угасающего Солнца и кислых почв погибла флора». Этот мир был изначально представлен, с любовью прописан и тщательно воплощен. Как выглядят станции на орбите, как к ним доставляют людей, как при этом исчезает гравитация и в воздух поднимается, не положенная вовремя ручка, и как кто-то уснул и просыпается недовольный, потому что его стукнуло от включенной гравитации.
Чтобы не оказывать «механике» фильма излишней серьезности, некоторые вещи в этом мире намеренно шаржированные. Как, например, работа космического корабля, где механическое отделение полное пара, как на пароходе, а для запуска некоторых механизмов механику, с залитыми потом глазами, нужно нажимать рычаги, на ходу соединять какие-то рваные провода и бить разводным ключом по системе, чтобы она, проклятая, заработала. Или космические гонки и бои, в которых корабли летают вне всякой логики физических законов, однако это эффектно. И забавно.
Ироничность — один из ключей, выплавленных и переданных зрителю для более легкого восприятия будущего, технологически сложного, но очень знакомого нам через социальную несправедливость, катастрофического существования Земли и чудесного существования антигероя, демиурга своего времени, названного «спасителем человечества».
Доктор физики, историк, инженер аэрокосмических систем 152-летний богатый муж Джеймс Салливан – некий «инженер человеческих душ», только приближенный к подобию Илона Маска. Его испорченная трагическим детством душа, фактически идеального пациента Зигмунда Фрейда, стремится уничтожить Землю, хотя он дал человечеству антигравитацию, космические перелеты и жизнь в космосе.
Здесь, к сожалению, создатели недоделали персонажа и перемудрили с его непонятной физической трансформацией. Как перегнули палку с мелодраматизмом. Впрочем, как раз он есть ожидаемый, ибо вполне естественен в корейском кино.
Немного примитива во второй половине фильма, отведено обвислому объяснению всех интриг, и особенно в финале, — какая-то детскость в реакциях героев и смазанность сцен – вероятно, и объясняют низкий рейтинг фильма на IMDB – 6,6.
Но «проблема» характерна не всему полотну, а лишь определенным его драматически бестолковым частицам, единичным, надо сказать. Помогает хорошему общему впечатлению именно форма, «одежда» — и первое суждение оказывается довольно правдивым, оставаясь таковым до конца: спецэффекты поразительно богаты, а главное разнообразны — и компьютерные, и звуковые, и световые, и пироэффекты.
И все это делала не какая-то там ILM, а болгарская студия Bottleship VFX, чьи самые большие достижения – это работа над «Переправой» Джона Ву и «Хантером-киллером» с Джерардом Батлером и Гари Олдменом. Создание робота и его действия в кадре – на корабле или в космосе – за это должен быть вручен «Оскар».
Но всему голова в фильме – художественное декорирование пространства, насыщенное безделушками в каждом кадре и тем трепетом, с которым созданы жилища героев на корабле, сам корабль, одежда героев, их грим… И это всего за 21 миллион долларов, а не за 200 как было бы в Голливуде. И в эту форму чертовски реалистично вписываются актеры (слово о них в конце никак не означает пренебрежение, лишь определение первенства в фильме именно по форме, «одежде», по которым и должны встречать «сай-фай» экшн).
Все настолько на своих местах, что не видно заусенцев, будто бы обязательного элемента любого человеческого изделия. Пилота Кима играет абсолютная корейская звезда еще со времен «Потомков солнца» Сон Джун-Ки, и он здесь, как и должно быть, смесь нежности и геройства, вместе исполненных на самом высоком актерском уровне.
Как и актриса в роли капитана Чан, Ким Тхе Ри, не слишком известная, но заметная по участию в «Служанке» Пак Чхан Ука и значимом сериале «Мистер Саншайн» с Ли Бьон Хоном.
За механиком (Чжин Сон Гю, «Экстремальная работа»), особенно приятно наблюдать, ибо грань между грубостью героя и некоторой комичностью настолько тонкая, что легко вызвать отторжение у зрителя, однако происходит полное родство образа с его восприятием.
И никто не перегружен чертами и деталями. Как и сама история, несмотря на ее разветвленную структуру. Новые штрихи придают ей большую эмоциональную нагрузку, но не выглядят лишними.
Как, скажем, история с торговлей урожаем, собранного с замысловатым образом оживленного помидорового дерева: девочка и пилот корабля продают помидоры по доллару за штуку, собирая возле себя очередь желающих, что, кажется, является четкой аллюзией на американский фильм «Первая корова» Келли Райхардт.
И, конечно, значимая часть фильма – научная составляющая. Что идет речь об орбитальной станции, что о формировании территории Марса или наноботах (здесь упоминается технотриллер нашего писателя Максима Кидрука «Бот»).
Яркой оказалась даже цитата, произнесенная девочкой: «В космосе нет низа и нет верха, и с точки зрения Вселенной нет ничего ценного или не нужного, ценным является все, что находится на своем месте».
Собственно, именно такое «бросается в глаза». А из «такого» состоит весь фильм. Представьте себе? Как же можно было после всего выше сказанного пройти мимо и не отметить уникальность?
Интересно, что «Космические чистильщики» могут стать эдакой прелюдией к выходу давно ожидаемого игрового сериала по мотивам «Ковбоя бибоп», права на который Netflix выкупил еще 4 года назад и который, наконец, соревнуясь с коронавирусом, запланировал показать в этом году.
Автор: Ярослав Пидгора-Гвяздовский, журналист, кинокритик, редактор
Источник: УП. Жизнь
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.