Как планировать бюджет

Планирование бюджета – навык, который свойственен грамотному человеку. Если родители учили вас планировать свои доходы и расходы с детства, вы просто счастливчик! Если же о таком контроле финансов вы узнали только во взрослой жизни, самое время заполнить пробелы в знаниях.

Так ли это важно? Да, если вы хотите добиться успеха в жизни, не зависеть от денег, не брать кредитов и не создавать долгов. Остается лишь понять, как именно вам будет удобно планировать свой бюджет, и какие тонкости есть в этом деле (см. подробнее эту тему сайт AndreyKhovratov.com).

Зачем нужно планировать бюджет

Любая деятельность преследует какую-то цель. В случае с планированием бюджета, целей может быть достаточно много. Кто-то приходит к этому, чтобы начать копить, кому-то надоели долги и кредиты, а кто-то просто хочет привести в порядок свои дела и держать руку «на пульсе» в вопросе денег.

Если вы планируете бюджет, то вашей задачей будет не только сведение дебета и кредита. Целью может быть:

  • распределение доходов таким образом, чтобы не приходилось занимать в конце месяца;
  • сокращение трат и объема платежей, чтобы денег хватало на жизнь и основные нужды;
  • анализ расходов и их сокращение с целью высвобождения средств для создания накоплений.

Начиная вести бюджет, вы видите реальную картину: откуда и в каком объеме вы получаете средства, и куда их тратите каждый месяц. Учет этих показателей – уже хорошая работа.

Планирование же бюджета, то есть, закладка сумм на те или иные расходы – это уже ступень более высокая.

Как планировать бюджет на месяц

В первую очередь, планирование бюджета может укладываться в те или иные временные рамки.

  • Можно за основу взять календарный месяц. Если же вы получаете основной заработок, скажем, 10-го или 15-го числа, то разумнее будет начинать месяц планирования именно с этой даты.

Строгих правил здесь нет, и вы можете выбрать удобный для себя вариант.

Начните с анализа доходов

Прежде всего, вы должны иметь представление, какими средствами вы располагаете каждый месяц. Для этого необходимо начинать с учета доходов.

  • В отдельной таблице фиксируем все денежные поступления, которые происходят в отчетном месяце. Все – это значит не только аванс и заработную плату, но и остальные источники и суммы: субсидии, социальные выплаты, подарки, премии и так далее.

Если вы работаете и получаете заработную плату в конкретном объеме и точно в срок, можно сделать такой учет предварительно, до факта поступления средств на ваш счет.

Если же заработок нестабилен (в случае фрилансеров это особенно актуально), имеет смысл записывать не предварительно планируемый доход, а доход, полученный по факту.

В конце таблицы подводим итог: записываем общую сумму дохода за месяц.

Продолжаем планирование – учитываем расходы

Здесь вы можете не обойтись только одной таблицей. Желательно, чтобы в отдельной таблице вы фиксировали обязательные траты, без которых не может обойтись ни один месяц.

  • Внесите в таблицу данные о платежах по кредиту, ипотеке, коммунальным платежам, связи (Интернет и телефон), информацию по платежам за обучение и так далее.

Рядом с каждым пунктом из таблицы обязательных платежей проставьте суммы. В конце таблицы подводим итог – складываем в одно все платежи. Полученную сумму нужно вычесть из общей суммы дохода. Разница – это то, чем вы располагаете в остатке.

Конечно, помимо обязательных и фиксированных платежей, существуют также текущие траты, определить объем которых предварительно не так просто. Это расходы на еду, хозяйственные товары, одежду и обувь, проезд или бензин, лекарства и так далее.

  • Рекомендуем вам, прежде чем вы начнете делить остаток дохода между этими покупками, отложить некую сумму в свой фонд. Возможно, вы делаете накопления на что-то конкретное, или же создаете финансовую подушку безопасности. Вот на эти нужды и следует отложить сразу.

Желательно, чтобы вы откладывали фиксированную сумму, скажем по 10% от каждого дохода. Это не так разорительно, но и позволяет стабильно пополнять копилки.

Многие ошибаются, отправляя в свои накопления ту сумму, которая остается в конце месяца после трат. Это не совсем правильно, так как не дает вам представлений о скорости накопления. Да и вполне может случиться так, что в конце месяца вы не сохраните хоть что-то.

Как распределить средства по остальным статьям расходов

Тут действуют два варианта. Вы можете выбрать удобный, ведь образ жизни, объем трат и другие критерии обращения с деньгами у каждого человека свои.

  • Оставшуюся сумму можно разделить на количество дней в месяце. В результате вы получите ту сумму, которую сможете тратить каждый день.
  • Можно также распределить, разделить сумму между основными категориями расходов: тысячу на развлечения, две на аптеку и так далее.

Оба этих способа имеют место быть. Если в конце месяца вы не потратили выделенную сумму на те или иные категории, остаток желательно перенести в свой фонд накоплений. Все текущие траты также лучше фиксировать. В дальнейшем вы дополнительно проанализируете их и выявите то, на чем сможете сэкономить.

В конце месяца не забудьте подвести итог своей работы: посчитайте сумму расходов, сравните ее с доходами.

Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Оставить комментарий