В течение 2021 года аналитики и рядовые граждане замечают рост стоимости ряда товаров пищевой продукции, изготовленных в Украине. Прежде всего, речь идет о лидере этого рейтинга — подсолнечном масле.
По данным Госстата, в декабре 2020 года 1л масла стоил для конечного потребителя на внутреннем рынке 42 грн, но уже с мая до ноября текущего года стоимость держится на уровне 62 грн, и немало специалистов, которые отслеживают динамику роста цен, предсказывают дальнейший их рост (до 100 грн за 1 л). Также прогнозируется подорожание других продуктов питания из перечня социально важных продуктов.
Несмотря на чувствительный социальный момент, связанный со стоимостью продуктов питания для населения, AgroPolit.com попытался разобраться в формировании цен на масло и другую продукцию, что имеет отношение к пищевой безопасности Украины. И с помощью советов специалистов определить метод и курс для удержания стабильных позиций отечественных производителей на рынке пищевой продукции и найти действенное средство для снижения социального напряжения внутри страны.
Стоимость продуктов питания на внутреннем рынке
Для начала, чтобы составить общую картину стоимости пищевых продуктов в 2020 и 2021 году, приведем перечень средних потребительских цен на некоторые из них. Как сообщает Госстат, картина выглядит следующим образом (приведены средние потребительские цены на продукты за декабрь 2020 и октябрь 2021 года):
Масло подсолнечное (1л): 42,07 грн (декабрь 2020) – 62,69 грн (октябрь 2021);
Сахар (1кг): 20,90 грн — 27,80 грн;
Яйца (1 десяток): 27,48 грн — 30,30;
Молоко пастеризованное, жирностью до 2,6% включительно (1л): 25,60 грн — 27,63 грн;
Рис (1 кг): 23,93 грн — 27,88 грн;
Крупы гречневые (1 кг): 37,43 грн – 43,44 грн;
Хлеб пшеничный, из муки высшего сорта: 26,73 грн (декабрь 2020) – 31,57 грн (октябрь 2021);
Хлеб пшеничный, из муки первого сорта: 21,40 грн – 25,18 грн;
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный: 22,07 грн – 26,05 грн;
Мука пшеничная (1 кг): 12,70 грн – 14,48 грн;
Свинина (1кг): 115,86 грн – 124,58 грн;
Говядина (1кг): 144,82 грн – 175,51 грн;
Птица (тушка куриная 1 кг): 55,96 грн – 72,42 грн;
Филе куриное (1 кг): 91,71 грн – 117,47 грн.
Как прокомментировал для AgroPolit.com ситуацию с подорожанием народный депутат Украины, член комитета Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики Вадим Ивченко, товары первой необходимости подорожали в среднем на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Цены на куриное филе, говядину и свинину в сентябре 2021 года по сравнению с декабрем предыдущего года выросли на 25,5%, 18,8% и 7,4% соответственно. Выросли в цене молоко и яйца. Хлеб вырос в стоимости на 17%. Но больше всего подорожали сахар — на 88% (в производстве которого газ составляет 70% расходов) и подсолнечное масло — на почти 90% и кое-где превышает цену в 100 грн. за литр, — заявил Вадим Ивченко.
По словам Ивченко, существует несколько причин, почему так стремительно растут цены на продукты, каждая вторая тонна которых на мировом рынке «родом» из Украины и является, фактически, безальтернативной для украинского потребителя.
«Главная причина, конечно, – подорожание энергоносителей, а также добавился рост стоимости составляющих производства, запасных частей, транспортировки, материалов для фасовки, где-то наблюдается определенный дефицит сырья в этом маркетинговом году», – заявил Вадим Ивченко.
Одной из причин роста цены на масло в Украине, по мнению нардепа, является угроза того, что украинские производители не смогут экспортировать его в Китай, ведь регистрация компаний – производителей растительных масел таможенной службой Китая сейчас под большим вопросом. А это огромные финансовые потери. Возможно, понимая подобные риски, производители начали понемногу поднимать цены на внутреннем рынке для уменьшения вероятных убытков.
Торговля продуктами питания на международных и внутренних рынках и формирование цен
За 8 месяцев 2021 года Украина экспортировала продукции масложировой отрасли на $4,1 млрд., что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом заявил заместитель министра экономики Украины Тарас Качка в официальном сообщении на сайте министерства.
По его словам, Украина имеет конкурентное преимущество – производители масла отличаются высокой производительностью, несмотря на такие внешние факторы, как цена на энергоресурсы, логистика, особенности климата, система налогообложения. При этом эффективность бизнеса позволяет выигрывать эту конкуренцию. Внутренние реформы со стороны государства также могут им в этом помочь.
Ключевыми рынками для украинского масла являются Индия и Китай, с которыми Украина еще не заключала соглашения о зоне свободной торговли. Снятие тарифных барьеров — это важная часть работы, над которой работают в Минэкономики.
Масличный рынок — это проект, который реализовывался десятилетиями — и по консолидации производителей, и по занятию позиции на мировых рынках. Но также интересны «нишевые» вопросы. Например, происходит переоценка роли поставщиков жиров и масел в регионе. Речь идет о нашем диалоге с центральными азиатскими странами, диалоге со странами Закавказья, у которых растет интерес к более стабильным отношениям с украинскими поставщиками, – добавил Тарас Качка.
Все без исключения исследователи рыночных показателей отмечают, что в прошлом году на международных рынках произошел ценовой скачок, начала повышаться стоимость продуктов питания, в том числе и масла. Специалисты связывают это, прежде всего с мировой конъюнктурой: усилилась инфляция, выросла стоимость энергоносителей. Соответственно, изменились условия спроса и предложения. При этом рынок не испытывал и не испытывает ныне дефицита сырья, Украина стабильно поставляет и обеспечивает необходимым количеством продукции международные рынки.
Как пояснил в комментарии для AgroPolit.com представитель ассоциации «Укрмаслопром», Украина потребляет лишь 6-7% подсолнечного масла (300 тыс. т), изготовленного отечественными компаниями. Внутренний украинский рынок подсолнечного масла ничтожно мал по сравнению с внешним. Естественно, что в таких условиях именно внешний рынок диктует цену. Никто не будет здесь продавать товар дешевле, если можно продать его за границей дороже. Поэтому цену в Украине на внутреннем рынке диктует спрос на масло на внешнем рынке.
Еще один фактор — 20% НДС на продажу подсолнечного масла. Экспортный товар идет с нулевой ставкой НДС, а у нас в торговой сети на него накручивают дополнительно 20%. Поэтому и получается, что, например, в Польше, где налоги ниже, наш, украинский продукт стоит дешевле, чем у себя на родине.
В случае экспорта у нас нулевая ставка НДС. А реализация в торговых сетях бутилированного подсолнечного масла происходит по ставке 20%. Бывает, что у нас цена на подсолнечное масло в магазинах выше, чем в странах, в которые мы продаем, потому что у них ниже налог, – прокомментировал ситуацию доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский.
По данным ассоциации «Укрмаслопром», Украина в 2021 году получит около 7,2 млн. т масла. В этом году производство масла на 1,3 млн. т превысило прошлогодние показатели.
Мы в 20 раз больше производим, чем потребляем. Подавляющее количество масла — продаем на экспорт. К тому же отечественный рынок масличной продукции напрямую связан с реакционными тенденциями на мировых рынках. Если там растет цена на продукцию, отечественный рынок корректирует стоимость товаров на внутреннем рынке в соответствии с мировыми тенденциями, – пояснили в ассоциации.
По словам представителя ассоциации, еще в 2020 году цены на масло умеренно росли, скачок произошел в марте 2021 года.
«Если в сентябре 2020 года начальная цена на подсолнечник была около 10 тыс. грн/т, то уже в декабре мы видели цены на уровне 15 тыс./т. Это нормальная тенденция. Стоимость масла на тот момент была 1200 грн/т. Однако уже в марте 2021 года цена на масло выросла до 1600 грн/т, и с этого момента начались «ценовые качели», – объясняют в ассоциации «Укрмаслопром».
Как формируются цены на масло в Украине, и из чего складывается его стоимость?
Как пояснили в ассоциации, для производства 1 т подсолнечного масла нужно около 2,5 т семян подсолнечника. В прошлом году цена на подсолнечник выросла с $300 до $1000, и при цене 1кг – $1 стоимость масла физически не может быть $0,97. В структуре формирования стоимости подсолнечного масла 85% – это стоимость семян. Чтобы изготовить 1т рафинированного масла, к стоимости сырой продукции нужно добавить еще $150-160.
Следующий момент – формирование НДС. Изготовление 1 бутылки масла обходится предприятию около 45-50 грн. 20% НДС от этой суммы – это дополнительные 10 грн стоимости к бутылке масла. Также мы помним, что торговые сети устанавливают наценки, и они жестко не регулируются на законодательном уровне. Кто устанавливает 5%, кто 10% или даже 15%.
На конечную стоимость продукции также влияют логистические затраты. Например, в Киеве нет ни одного завода по изготовлению масла, и его нужно везти либо из Днепра, либо из Полтавы или Приколотного.
К тому же, по словам представителя ассоциации «Укрмаслопром», еще с прошлого года аграрии не спешили продавать подсолнечник, придерживали урожай, ожидая наиболее высокую цену на продукцию, пробуя «подогревать» спрос. Это привело к тому, что рабочие мощности предприятий были загружены наполовину, и эта тенденция продолжилась в 2021 году.
Казалось бы, урожай собрали на 2-3 млн. т больше, запасов достаточно, а цены на масло не падают. И вот здесь стоит, наконец, осознать тем, кто еще не разобрался в ситуации, что на цену влияет не количественный фактор урожая, а мировая конъюнктура, в том числе и стоимость нефтепродуктов и энергоносителей. А также спрос на биотопливо. Например, спрос на биодизель сегодня оценивается на уровне $1600/т, и на его изготовление уходит около 47 млн. т масла. Вот эти факторы и влияют на уровень цен, – пояснили в ассоциации.
По словам специалистов, уменьшение цены на масло, в том числе для внутреннего украинского потребителя, можно ожидать лишь в том случае, если будет уменьшаться стоимость нефтепродуктов хотя бы на $20-30.
Стоит добавить, что рост цен на газ преимущественно не сказался на стоимости производства масла, ведь предприятия используют в процессе производства не газ, а лузги подсолнечника, пеллеты (гранулы). И хотя этот вид альтернативного топлива также вырос в цене в 3-4 раза и пользуется сегодня большим спросом, однако за счет энергосберегающих технологий стоимость переработки у нас примерно на $30-40 меньше, чем за рубежом.
Поэтому когда сегодня заявляют, что за рубежом подсолнечное масло дешевле, чем в Украине, можно задать этим людям встречный вопрос: «А почему ни одной бутылки их дешевого масла мы не видим на прилавках их же магазинов?» – задают риторический вопрос в «Укрмаслопром».
Правда, защитники доходов масличного бизнеса забывают упомянуть, что, например, на мировом рынке в июне 2021 года заметно снизился спрос на подсолнечное масло, из-за чего отечественные экспортеры были вынуждены резко сбросить цену на этот продукт на международном рынке. Тогда экспортная цена на тонну масла за сутки обвалилась более чем на $100.
К такому обвалу цен привело снижение спроса на подсолнечное масло, так как рынок подсолнечного масла был переполнен товаром, из-за этого продавцы вынуждены были сбивать цену, чтобы хоть как-то сбыть товар. Так, украинские экспортеры подсолнечного масла просили 17 июня не более чем $1140-1170 за тонну, а 16 июня 1 т масла еще стоила $1230-1250.
Однако это не помешало украинским продавцам оставить внутренние цены на том же уровне, как и раньше. А это значит, что в Украине законы рынка работают своеобразно, и Антимонопольный комитет должен был бы заниматься этим вопросом.
По словам представителя ассоциации «Укрмаслопром», среди отечественных производителей присутствует немалая конкуренция за рыночные позиции в секторе продаж и переработки подсолнечника. Те аграрии, кто имеет более или менее стабильный доступ к финансовым ресурсам и имеет возможность покупать и делать запасы подсолнечных семян, получают существенные прибыли.
В среднем одно предприятие по переработке масла, работая с нормальной загрузкой, перерабатывает около 50 т продукции в сутки, генерируя стоимость продукции на уровне 1 млрд. грн (30 млрд. грн в месяц). В годовом измерении масложировой комплекс Украины приносит $7-8 млрд. валютной выручки стране.
Также эта отрасль обеспечивает работой около 100 000 граждан Украины. Сегодня это чуть ли не единственная отрасль, которая демонстрирует рост на фоне стагнации других направлений производства. В Украине работает около сотни масличных заводов, 80 из которых было построено в течение последних 20 лет, – заявили в ассоциации «Укрмаслопром».
Стоит заметить, что не только единой прибылью живет Украина. И хотя производители и ритейл пытаются получить прибыль от выгодной торговли товарами, которые имеют высокую цену и спрос, рядовые украинцы с неприкрытой тревогой смотрят на рост цен и дисбаланс между зарплатой и расходами на продукты.
Как сообщила вице-президент НААН Ануш Балян на своей странице в FB, аграрии озабочены тем, чтобы на фоне подорожания электроэнергии и газа грядущая зима еще и не была бы вдобавок голодной. Прежде всего, для украинцев, чьи доходы не выдерживают натиска цен.
«Стоимость самых необходимых продуктов на прилавках магазинов и рынков приобретает тревожные тенденции. Производителям из-за энергетического кризиса приходится повышать цены, некоторые играют на спекулятивных опциях», — пишет Балян.
По ее словам, дорожают самые социальные продукты. Это гречка, рис, манка, макароны, мука, хлеб. Причем революционными шагами. Килограмм гречки уже подорожал на 17,5%, рис – почти на 28%, манная крупа – на 17,3%.
На 20-22% выросла стоимость хлеба популярных сортов. Сезон сахароварения только разворачивается, а стоимость сахара уже подскочила на 27-30%. До 45-50 грн. за десяток выросла стоимость яиц в магазинах, и это только промежуточная цена роста. Но и этот скачок не столь шокирующий, как цены на масло, подорожавшее на 67%. Пальму первенства держит национальный продукт — сало. Переход свиноферм на мясные породы вызвал стремительный, космический рост стоимости сала.
На киевских базарах самое дешевое сало стоит 170-180 грн., «генеральское» – 350 грн. Впервые социальная закуска – сало превзошло в ценах качественные украинские коньяки. Вот такие перекосы, — заявила Балян.
Ануш Балян отметила, что все это происходит на фоне антирекорда по завозу в Украину дешевой свинины из Европы (более 6 тыс. т).
«Подорожание сала и мяса, плюс подорожание энергоносителей, сразу же обусловило рост цен в мясной переработке. Их индекс роста на колбасные изделия и сосиски достиг 104%. Кроме сала, мы еще и медовая нация, а потому цена за литр акациевого и липового меда в 400 грн. для рядового покупателя является непонятным и возмутительным явлением. Но таковы реалии. Более 90% украинского меда, а это 80 тысяч тонн, идет на экспорт, снижать при этом цену на внутреннем рынке нелогично.
Продавцы — не пчелы, чтобы раздавать мед по дешевке. Поэтому очень часто диспропорция между ценами производителя и ценами на продукты в рознице является безумной. А ведь, по утверждению закона Парето, 20% усилий дают 80% результата. И наоборот. Поэтому украинская торговля четко придерживается такой догмы», – заявила Балян.
На фоне заявлений о подорожании пищевой продукции в некоторых СМИ начали раздувать слухи о тотальной распродаже пищевой пшеницы, мол – все продадут, останется только фуражная пшеница низкого качества. Дошло до того, что представители Минагро должны были выйти с официальным заявлением и опровержением.
Как заявили в министерстве, в этом году Украина получила рекордный урожай – только ранних зерновых собрано 46 млн. тонн. Впервые в истории собрано 33 млн. тонн пшеницы, что на 26% больше, чем в прошлом году и превысило предыдущие прогнозы Минагрополитики.
Внутренняя потребность ее составляет 7,5 млн. тонн, из которых около 5 млн. тонн качественной пшеницы. При условии формирования оптимальных переходных запасов возможности экспорта оцениваются в размере 25,3 млн. тонн.
Для обеспечения продовольственной безопасности, избегания применения экспортных ограничений, обеспечения прогнозируемого режима экспорта зерна и стабилизации рынка зерна в Украине 5 июля 2021 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и участниками зернового рынка в 2021/2022 маркетинговом году.
В дополнение к меморандуму с участниками зернового рынка 19 октября 2021 года было подписано приложение 1 к меморандуму, в котором определены предельные объемы экспорта пшеницы на уровне 25,3 млн. тонн.
В рамках меморандума мы закрепили общую стратегию по обеспечению прогнозируемого режима экспорта зерна, который гарантирует продовольственную безопасность государства. Он доказал свою эффективность в предыдущие годы, ведь дает прогнозируемость действий всем участникам аграрного рынка, постоянный мониторинг рынка обеспечивает прогнозируемость экспорта зерновых и стабильность рынка внутри страны, – отметил Тарас Высоцкий.
В свою очередь партнер в компании «Barva Invest» Богдан Костецкий сообщил, что на сегодня около 14 млн. т пшеницы отправлено на экспорт, сейчас под загрузкой в портах – 420 тыс. тонн, на рейде – 232 тыс. т, и ожидается подход 473 тыс. т.
Всего до конца декабря будет экспортировано примерно 15,5 – 16 млн. тонн, против зафиксированных в меморандуме 25,3 млн. тонн. С января по июнь Украина может свободно экспортировать еще около 10 млн. тонн. Относительно предложения пшеницы – сейчас продажи действительно замедляются, и это, конечно, тревожный сигнал для владельцев мельниц, особенно тех, которые не обеспечили покрытие в сырье хотя бы до февраля 2022 года, когда ожидается оживление продаж, — сообщил Костецкий.
По его словам, производители ограничивают продажи по нескольким основным причинам, в частности:
— достаточная обеспеченность оборотными средствами и отсутствие потребностей в дополнительном финансировании на фоне высоких рисков обесценивания гривны;
— сезонное снижение активности продаж;
— состояние озимых – хуже, чем в прошлом году, производители хотят убедиться, что условия зимовки будут удовлетворительными, перед тем как продолжать продажи;
— высокий спрос на внешних рынках, ограничение экспорта Россией и постоянный рост цен на экспортном направлении.
Реакция государства на подорожание продуктов
Еще в апреле 2020 года Кабмин издал постановление № 341 о мерах по стабилизации цен на товары, что имеют существенную социальную значимость. Постановление декларирует относительные значения стоимости продукции между представителями розничной торговли и поставщиками продукции.
В случае увеличения цены на 15% поставщик обязан за 30 дней предупредить торговые сети об изменениях, и эти пертурбации также должны отслеживаться Антимонопольным комитетом. Поэтому на все возможные изменения цен на пищевые товары ведется мониторинг представителями рынка и представителями ответственного госучреждения. Однако заметим, что подсолнечное масло не входит в этот перечень.
В свою очередь, в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ) еще с августа текущего года исследуют внутренний рынок масла. Предварительно установлено, что цены на семена подсолнечника выросли вдвое по сравнению с прошлым годом. Однако АМКУ не нашел нарушений действующего законодательства, которые бы требовали вмешательства в работу рынка.
Комитет продолжает анализировать информацию, предоставленную производителями масла подсолнечного, а также информацию, которая уже получена от крупнейших торговых сетей. В случае выявления признаков нарушения в действиях участников рынка законодательства о защите экономической конкуренции комитетом будут приняты меры по применению права или конкуренции на задействованном товарном рынке, – заявили тогда в АМКУ.
Стоит заметить, что ситуация с ценами на продукты питания смущает не только представителей антимонопольного комитета. Уже в ноябре, после очередных заявлений и прогнозов о подорожании продуктов, председатель подкомитета Верховной рады по вопросам регуляторной политики Анна Личман предложила установить государственное регулирование цен на подсолнечное масло.
Отмечается, что 15 ноября в Комитете по вопросам экономического развития состоялся круглый стол на тему: «Ценовая ситуация на рынке подсолнечного масла в Украине» под председательством председателя подкомитета по вопросам регуляторной политики Анны Личман.
К сожалению, рынок не смог урегулировать цену. Сегодня мы получили много подтверждений того, что и государство не смогло урегулировать стоимость этого важного товара, – отметила председатель подкомитета.
Личман предлагает решить эту ситуацию путем государственного регулирования цен на подсолнечное масло. Для этого правительство должно добавить масло в перечень социально значимых товаров. Госрегулирование осуществляется путем декларирования изменения розничных цен в случае их увеличения более чем на 5%.
«Коллеги должны поработать над этой проблематикой, чтобы государство смогло вмешаться в регулирование стоимости сырья», – подытожила Личман.
Как прокомментировал ситуацию президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко, мы действительно видим рост стоимости не только на масло и муку, но и на другие продукты питания. Это связано с последствиями локдауна, и с глобальной инфляцией, а именно – выпуском дополнительного объема (эмиссией) конвертируемой валюты, что повлекло рост цен на сырье, энергоносители и продукты питания.
Мы наблюдаем ситуацию, когда США, ЕС, Япония, Китай и ряд других стран напечатали средства и выбросили на рынок дополнительные $10 трлн. Этими средствами оказали поддержку во время карантина бизнесу, социально незащищенным слоям населения и другим гражданам. Также часть этих напечатанных средств была направлена на различные социальные проекты, что, в конце концов, создало достаточно мощную волну инфляции в мировой экономике, — заявил Козаченко.
Также, по словам Леонида Козаченко, свой вклад в рост цен на пищевую продукцию сделали климатические изменения. Крупные производители аграрной продукции, например США, Австралия, Бразилия, понесли весьма ощутимые потери из-за изменения климата.
Хлеб
Если говорить о других факторах, которые влияют на стоимость продуктов непосредственно в Украине, не стоит забывать о монополизме и картельных сговорах. Были случаи, когда мы продавали на экспорт продукцию дешевле, чем для внутреннего потребителя. Они также могут присутствовать в этом процессе, особенно когда мы говорим о масле и сахаре. Для того чтобы определить присутствие нарушений, стоит лишь сравнить цены на мировом рынке и в Украине.
Стоит сразу отметить, что вмешательство государственных органов, например, с предложением регулирования цен на внутреннем рынке имеет свои нюансы. Если это приведение цен к показателям международных рынков – это одно. Но если это будет попытка получить социальные бонусы за счет производителей – так делать нельзя, это только навредит, – сообщил Леонид Козаченко.
По мнению президента УАК, государство может позаботиться о социально незащищенных гражданах, использовать опыт и практику стран, которые уже практикуют программы помощи. Например, в США правительство выпускает специальные карточки, вроде украинской «Карточки киевлянина», которая дает возможность определенным слоям населения покупать в магазинах продукцию первой необходимости по льготным ценам. Такую помощь правительство оказывает в тех случаях, когда цены на продукты питания начинают расти.
Сегодня существует немало вопросов к ритейлу. Ведь когда тот же сахар поступает в торговую сеть по цене 26 грн, а уже на полках мы видим его по 32 грн, и потом цены на сахар падают до 23 грн, а на полках они остаются неизменными. Представители магазинов оправдываются, что они его много закупили по завышенным ценам, и поэтому вынуждены держать цену, чтобы не получить убытков – вот здесь у них должны возникать вопросы, – объясняет Козаченко.
По его словам, в такие моменты АМКУ должен вмешиваться в ситуацию и решать вопросы. Также стоит, в конце концов, довести до логического завершения разработку закона о торговле, который уже 10 лет обсуждается, но так и не добрался до зала Верховной рады.
«Аналогичный закон уже давно принят в ЕС. Там прописано, какая должна быть надбавка, какими должны быть сроки возврата средств за продукцию под реализацию и т.д. А мы все никак не можем его принять. Поэтому и имеем кучу нарушений, кучу неопределенных моментов, которые требуют вмешательства со стороны Антимонопольного комитета», – прокомментировал ситуацию Леонид Козаченко.
По мнению президента Украинской аграрной конфедерации, кардинально ситуацию с колебаниями цен на продукты питания можно решить благодаря инструменту, который теоретически имеет Украина, практически имеют и используют в США и которого лишились в свое время в ЕС. Речь идет о товарной интервенции.
В Украине этим вопросом должен заниматься Аграрный фонд. Кроме Аграрного фонда у нас еще есть государственный резерв. Мы много раз предлагали создать надежный резерв, который должен хранить стратегический запас продуктов и обеспечивать пищевую стабильность в стране. Нужно сделать так, чтобы любые изменения в структуре этого резерва были возможны исключительно по решению правительства. Нужно, чтобы правительство навело порядок со структурами, которые должны выполнять функции товарных интервентов.
Ведь эти структуры должны именно в такие моменты, когда цены летят вверх, выбрасывать на рынок определенную часть товаров и гасить спрос. И наоборот, когда на рынке появляется избыток продукции, чтобы аграрии не понесли убытков, государственный резерв должен скупать у фермеров продукцию, стимулируя тем самым ценовое предложение на рынке. Но, прежде всего там нужно вывести «грызунов», которые успевают съесть 2700 вагонов зерна, – сообщил Леонид Козаченко.
В свою очередь, схожее мнение высказал и профессор Киевской школы экономики Олег Нивьевский. В комментарии для AgroPolit.com он предостерег представителей государства от вмешательства путем ручного регулирования цен на продукты питания.
Лучший выход из этой ситуации – не трогать цены. Пусть бизнес зарабатывает. Тем более что они формируют налоги, зарплаты и экспортную выручку. Но с другой стороны, правительство может просто финансово помочь тем, для кого это бремя окажется неподъемным. Не нужно гнаться за краткосрочными решениями. Нужно сформировать программу адресной помощи, развивать ее, аккумулировать средства для нее, – заявил Олег Нивьевский.
Поэтому в итоге можно сказать, что высокие цены на ряд пищевых продуктов – это исключительная возможность для заработка украинских производителей и ритейла. Однако обеспечение социальной стабильности, в том числе благодаря программам удешевления продуктов питания – это как раз функция государственных органов, которые с помощью тех же налогов, взысканных с предпринимателей, могут уменьшить нагрузку на кошельки украинцев.
Здесь присутствует социальная ответственность производителей — зарабатывать и платить налоги, а уже распределение этих налогов – функция и ответственность государства, включая контроль торговых сетей, за которыми должен надзирать Антимонопольный комитет.
Автор: Виталий Хворостяный
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.