Все, кто хочет получить водительское удостоверение, рано или поздно слышат, что никогда не сдадут экзамен без взятки. Еще в конце 2019-го в МВД начали фиксировать сдачу практической части экзамена на видео, чтобы уменьшить коррупционную составляющую. Вся процедура четко регламентирована Инструкцией о порядке приема экзаменов.
И все же о «неформальных» экзаменах обязательно найдутся десятки историй в соцсетях. Например, в неофициальном опросе Facebook — группы «Права без взяток» из 134 респондентов лишь 1 отметил, что взяток в автошколе не брали. Остальные называли суммы от 4 до 10 тыс. грн за право на вождение.
Некоторые, вместо того чтобы учиться, выбирают удостоверение за деньги как более простой вариант. При этом по данным патрульной полиции, большинство ДТП в Украине происходит именно из-за нарушения правил дорожного движения.
И все же, многие получают удостоверение по-честному. Поэтому мы решили разобраться, чего ожидать от процесса, какие риски могут возникать и что делать, если у вас требуют деньги за право водить автомобиль.
Помогли с этим Святослав Литинский, общественный активист и один из администраторов группы «Права без взяток» в Facebook, и Александр Зерщиков, автор онлайн-курсов по ПДД Украины для будущих водителей на платформе instructor.in.ua.
Этап 1: автошкола
Путь к водительскому удостоверению начинается с обучения в автошколах, деятельность которых регламентирована постановлением Кабмина.
Там все будущие водители должны пройти теоретический курс по Правилам дорожного движения, а также «отъездить» практические занятия с инструктором. «Практика» должна составлять не менее 40 часов (40 занятий по 60 минут, или же 20 занятий по 120 минут). Типовая учебная программа подготовки водителей также определена постановлением Кабмина.
Обычно после этого студенты сдают внутренние экзамены по теории и практике вождения. Далее автошкола может регистрировать студентов на сдачу экзаменов в сервисном центре МВД. Или же студенты получают документы и самостоятельно регистрируются в системе.
Обычно, именно в автошколе и на занятиях с инструкторами истории о взятках за «права» становятся реальными.
Анна (имя изменено по просьбе героини) рассказывает, что свой путь к водительскому удостоверению начала в июне 2021-го, сейчас находится на этапе сдачи практического экзамена в Сервисном центре. Уже на первом же учредительном занятии лектор озвучил «прайс» – 300-500 долларов.
«Нам сразу сказали, что если вы дважды сдаете экзамен в сервисном центре, третий раз лучше не идти и просто заплатить. Я думала, что он пошутил. Потом лекции завершились, на последней лекции мы составляли пробные билеты. И вот он с нами прощается и говорит: «Вы же помните: 300-500 долларов. Если надо, то звоните, я все узнаю для вас. Особенно девушки – не стесняйтесь, звоните (нас было двое в группе)». Мол, он «узнает», потому что большая разница – платить 300 или 500″, – делится девушка.
О подобной ситуации рассказывает и графический дизайнер Елена Зенченко, которая получила удостоверение в августе 2021-го: «В автошколе мне назначили инструктора Сергея, который сказал: «Зачем мы мучаемся на парковке, чтобы ты умела выполнять парковку нормально, если можно было бы покататься по городу, а за экзамен заплатить?».
Я прозанималась с ним некоторое время на «механике», но потом сломала ногу, и пришла зима. Параллельно с этим произошла ситуация, когда ему другая девушка давала взятки за сдачу экзамена просто пока я была за рулем. Я отлежала свой месяц в гипсе и уже к нему не возвращалась».
Инструктора Елена сменила в этой же автошколе. Новый наставник сказал, что Сергей у них больше не работает, однако деталей и причин не называл. «Знаю что новый инструктор, с которым я составляла экзамен, тоже «промышляет» взятками, но не очень активно. Мне он этого не предлагал, потому что я изначально заявила о своей позиции составлять экзамен самой без помощи», – рассказывает Елена.
За такие «договоренности» инструкторы получают свою «долю». Однако не следует забывать, что конечный бенефициар — органы МВД.
Святослав Литинский, общественный активист и один из администраторов группы «Права без взяток» в Facebook, объясняет, что таким образом через автошколы деньги идут в сервисные центры.
Они имеют непосредственное влияние на школу, говорят, что вот есть канал передачи денег. Канал, очевидно, не публичный. Преимущественно это озвучивает на практической части инструктор. Говорит: «Ты молодец, хорошо ездишь, но у меня не было ни разу никого, кто бы составил экзамен самостоятельно. Больше ничего не говорит. Уж ты должен предложить, ну так давайте как-то решим», — объясняет эксперт.
Алина (имя изменено) выбрала автошколу так, чтобы было удобно территориально. С самого начала была убеждена, что все по умолчанию будет по-честному. Учебой в целом осталась довольной, но уже после внутреннего экзамена на школу посмотрела несколько иначе. Говорит, что напрямую также ничего, и никто не говорил.
«После того, как мы уже сдали внутренний экзамен, начался какой-то разговор о «вознаграждениях». При чем, он выплыл совершенно естественно. И еще прозвучала такая фраза «Пусть староста ко мне подойдет после ваших занятий, и я расскажу интересующую вас информацию». Я не хотела верить в эти намеки. Потом папа сказал, что 25 лет назад там же сдавал на «права», и эта система работала так же. Поэтому попросить указать пальцем на того, кто и кому заплатил – невозможно», – поделилась девушка.
О том, что автошколы не являются ключевыми бенефициарами, говорит и Александр Зерщиков, автор онлайн-курсов по ПДД Украины для будущих водителей.
Сервисные центры прикрываются автошколами. Намекают там, что система заставляет, и говорят, что мы не примем экзамен, если ты не принесешь столько. Почему так происходит? Потому что инструктор может остаться без аттестата, а автошкола без аккредитации, если не будет сотрудничать с теми, кто эти разрешения выдает, а это одна и та же государственная структура – Сервисные центры МВД. Единый орган допускает на рынок тех, кто обучает, контролирует работу, и затем принимает экзамены у учащихся автошкол, которым разрешили учить», – объясняет Александр.
Впрочем, по его словам, работа инструкторов также является «мучительным» вопросом. В Украине они не получают специализированного образования.
«Эти люди самоучки, которые учат, как могут: когда-то стали водителем, теперь учат, как знают и умеют. Система допуска инструкторов к обучению в Украине не соответствует Европейским нормам и практикам. Ни в одной стране Европы инструктором не может стать обычный человек, там всегда есть обучение, оно может длиться от 3 месяцев до 2 лет», – добавляет эксперт.
К тому же они не несут какой-либо ответственности за последствия обучения. Другими словами, если инструктор плохо учит, и вы не сдадите экзамен после его уроков – наказания для него не будет.
Когда проектный менеджер Людмила (имя изменено) осталась один на один с директором автошколы в аудитории, также услышала рассказ о невозможности составить экзамен без взяток.
«Он начал меня подводить: «Вы же понимаете, что если не сдадите в МРЭО, то вам придется еще месяц ждать, это будет долгий процесс… Поэтому, если хотите, чтобы это было быстрее, есть такая возможность, что вам не будут мешать в Сервисном центре, будут способствовать, помогать, и вы сможете сдать экзамен». Хотя теорию я сдала с первой попытки при нем же, а о том, как я езжу, человек понятия не имел. Когда мне назвали цену, я спросила, могу ли я вообще сама составить. Мне подали это так, или я плачу, либо нет», – вспоминает Людмила.
Такое постоянное психологическое давление — это еще одна реальная причина, почему уже на этапе автошколы люди дают взятку. В них поддерживают миф о том, что только через взятку можно сдать экзамен.
Святослав Литинский отмечает, что не надо поддаваться давлению. «Это угрозы, которые не оправдываются. Чтобы быть водителем, не нужно иметь каких-то специфических знаний или умений – правила дорожного движения написаны для простых людей, чтобы можно было их выполнить», – убеждает он.
Такое мнение разделяет и Александр Зерщиков: «Многие люди, которые заплатили средства, никогда не скажут, что можно составить самостоятельно. Они будут защищать свой выбор и говорить, что это сложно. Если спросить, человек ли вообще пробовал сдать самостоятельно, он скажет, что нет, потому что это – нереально».
Что с этим делать?
Первым шагом Александр Зерщиков называет именно прощание с мифом об исключительно возможном способе составить за взятку. Вы должны с самого начала четко определиться, что будете составлять экзамен по-честному.
Второй важный шаг – сознательный выбор места и человека, с которым будете обучаться. Ранее мы уже писали, как выбрать лучшую автошколу. Эксперт советует обращать особое внимание именно на инструктора. «Если вы хотите остаться на дороге живым, нужно выбирать учителя, который даст вам инструменты для этого, а не просто поездит рядом», – считает Александр.
Выбрав автошколу, обратите также внимание на формальности: условия оплаты (что именно входит в стоимость) и обучение. При необходимости попросите платить частями. Так можно обезопасить себя от ситуаций, когда, например, инструктор отказывается ездить 40 часов.
«Чем меньше часов предоставит вам автошкола, тем легче будет взять средства за предстоящий экзамен. Потому что чем меньше вы знаете — тем больше неуверенности», — добавляет Александр.
Важно также поискать информацию о самом процессе обучения, требованиях к нему, ваших правах в отношении автошколы. Это обезопасит от ситуаций, когда вы заплатили средства, но качественных знаний не получили.
Вашей целью должно быть получение знаний и умений для реальной жизни, а не просто сдача экзамена.
«Когда вы выбираете учителя для своего ребенка, или для себя, когда надо пройти курс – вы не выбираете того, кто вам выдаст диплом, а того, после которого у вас останутся знания или умения. Спрашивайте советов у того, кто недавно закончил автошколу и ездит, а не положил водительское удостоверение на полку», – замечает Александр Зерщиков.
Чтобы найти качественного наставника, обратите внимание на отзывы об учреждении/ инструкторе в соцсетях. В случае если школа или человек отказываются выполнять условия соглашения, нарушают ваши права, давят на вас – не стесняйтесь и не бойтесь говорить об этом публично.
«Есть даже такое мнение, что если ты публично пишешь, что хочешь составить самостоятельно сдачу экзамена, система начинает бояться тебя, потому что ты можешь снять видео, что-то записать», — добавляет Александр.
Стоит заметить, что инструкторы, которые обучают качественно, действительно могут стоить дороже. Александр отмечает, что в среднем один урок вождения продолжительностью 60 минут у хорошего инструктора обойдется в 400-700 грн. Более дешевые предложения должны вызывать сомнения, поскольку в сумму входит стоимость топлива, амортизация авто, навыки человека.
Поэтому нужно быть готовым уплатить больше и потратить больше времени. Если все же дошло до критической ситуации, и автошкола, например, отказывается отдавать ваши документы, стоит писать жалобу в сервисный центр МВД.
Образцы такой жалобы можно найти в файлах сообщества «Права без взяток». Сюда же можно обратиться за бесплатной консультацией относительно дальнейших действий.
Этап 2: сервисный центр МВД
Следующий этап после автошколы – сдача экзамена в Сервисном центре МВД. Согласно инструкции, утвержденной МВД, экзамен на водительское удостоверение включает 2 части: теоретическую на знание ПДД и практическую.
«Теорию» с перерывом в 5 дней между попытками можно составлять множество раз. На каждую попытку дают 20 мин и возможность сделать 2 ошибки в тестах. На «практику» есть 3 попытки, в случае неудачи нужно снова учиться в автошколе. На одну попытку каждый имеет по 3 допустимые ошибки, они указаны в экзаменационном листе и инструкции.
Практическая часть имеет 2 составляющие: упражнения на площадке и выезд в город. При этом маршрут для сдачи в конкретном СЦ можно посмотреть и проехать с инструктором заранее. Чтобы сдать экзамен впервые, нужно достичь не менее 18-ти лет и предоставить пакет документов, среди которых медицинская справка и справка об успешном завершении автошколы.
Стоит заметить, что трудности могут возникнуть уже на этапе регистрации на сдачу экзамена: «Первый раз, когда я регистрировалась на экзамен, случайно вместо теории выбрала другую услугу. В автошколе нам об этой процедуре не рассказали. Во второй раз мой номер не попал в общую очередь, и мне тоже пришлось искать людей, которые бы приняли мои документы. Много не очевидных моментов», — делится Людмила.
В первую очередь потенциального водителя ждет теоретический экзамен. Его составляют на компьютерной программе, а потому человеческий фактор здесь сведен к минимуму. И Александр, и Святослав говорят, что если знать правила и «проработать» бесплатные тесты в Интернете, справиться можно без проблем.
Реальные неприятности чаще всего связаны именно с «практикой». Все начинается еще на этапе регистрации, когда система не регистрирует человека.
«Система имеет много коррупционных рисков. Нормы прописаны так, чтобы создать много сложностей для будущего водителя, от начала обучения и до выбора сервисного центра, в котором приходиться составлять экзамен. Все сделано так, чтобы человеку было легче заплатить, чем составить экзамен. Например, мои знакомые говорят, что в Киеве записались на экзамен утром на 10, сдали в 5 вечера. Целый день потеряли. Он IT-специалист, зарабатывает 10 долларов в час, потерял 80 долларов», – комментирует Александр Зерщиков.
Со временем проблемы могут появиться уже на этапе сдачи экзамена. «Нужно, например, заехать в гараж. Этот гараж в сервисном центре порой пробуют сделать меньшим, чем по требованиям. И с этими требованиями в школе не знакомят», – объясняет Святослав Литинский.
По словам эксперта, большинство людей не знают о содержании документа, который регламентирует их экзамены, поэтому могут попадать в неприятности.
«У нас была конкретная ситуация, что женщина заехала на бордюр. Ей сказали, ты не прошла, потому что создала аварийную ситуацию. А законодательство говорит, что аварийная ситуация – это тогда, когда ты вынужден был экстренно реагировать через человека или автомобиль. Но наезд на бордюр – здесь никто не вынужден был экстренно реагировать. Мы обжаловали это в суде, суд признал, что Сервисный центр МВД неправомерно отменил прохождение этой практической части», – говорит Литинский.
Четких правил относительно поведения экзаменатора также не прописано. Напрямую он или она могут ничего не нарушать, но отдельные слова повлияют на водителя психологически – и он завалит экзамен. Бывает, что правила просто нарушают. Например, они специально провоцируют потенциального водителя или водительницу на нарушение ПДД. Например, просят остановиться в том месте, где остановка запрещена.
Согласно инструкции, «во время проведения экзамена экзаменатору запрещается давать команды, выполнение которых может привести к совершению нарушения ПДД или созданию аварийной ситуации». Другими словами, экзаменаторы не имеют права проверять навыки вождения, используя провокации.
При этом поведение экзаменаторов не проверяют.
«Нет системы контроля приема экзаменов. Если у вас приняли экзамен, и вы не согласны, то можете это оспаривать. Но очень трудно определить по тем камерам, которые сегодня фиксируют экзамены, включили ли вы вовремя поворот, или нет, вовремя ли перестроились. При этом система работает лишь, когда есть жалоба от того, кто составлял.
За вас могли крутить руль, нажимать на педали – и этого никто не контролирует. Нет наказания ни для экзаменатора, который непрофессионально подошел к своим обязанностям, ни для инструктора, который формально «учил». Поэтому и выходят тысячи неопытных водителей», — объясняет Александр.
Практический экзамен можно сдавать исключительно на машине, которая для этого оборудована: имеет опознавательный знак и дополнительные педали сцепления (кроме машин с «автоматом»), имеет торможение, оборудована зеркалом заднего вида для экзаменатора.
Многие для этого выбирают именно машину инструктора, на которой учились ездить. На знакомом транспорте выполнять маневры проще, чем на машине с СЦ. Студент и с недавних пор водитель Роман (имя изменено по этическим соображениям) заплатил взятку. Он успешно самостоятельно составил «теорию» с первой попытки. Практическую часть решил составлять на машине инструктора, однако постоянно что-то становилось помехой. Здесь мешали действия экзаменатора инструктора.
«После сдачи теории у тебя есть 3 месяца, чтобы сдать практику. А потом инструктор постоянно оттягивает время, пока не останется одна попытка. Вероятно, на этой попытке тебя «завалят». Так тебя просто подтягивают к взятке», – рассказывает Роман.
Таким образом, инструкторы убеждают человека, что деньги – это единственный возможный вариант сдать экзамен.
Какие последствия это имеет?
На 2021-й год система якобы предусматривает полную прозрачность: экзамены по теории и практике состоят из видеозаписи. Теперь человек действительно должен присутствовать, однако, экзамен сдает не обязательно он.
Святослав Литинский говорит, что из всех присутствующих составлять честно экзамен в аудитории могут около 10% людей. Остальным через режим удаленного доступа «помогают» сотрудники Сервисного центра. При чем, зафиксировать это часто невозможно, так как камера на них не направлена. А на экране водителя определить, кто жмет на кнопки, трудно.
«Практика» складывается похожим образом, когда за человека водит кто-то другой. «Такой человек получает водительское удостоверение и думает, что все умеет. И в этом самая большая проблема. Мы сегодня сталкиваемся с тем, что ученик говорит, что я сдал сам, ехал без всяких замечаний от экзаменатора. Он может даже не знать, что за него договорился отец, еще кто-то. Он выезжает на дорогу и думает, что все сделал сам, а, следовательно, все умеет», – замечает Александр.
В публичном доступе даже озвучивают суммы взяток в конкретных местах: «Была смешная история в Буче, там сервисный центр брал на 1000 грн меньшие взятки, чем в Киеве. К ним все шли сдавать экзамен. Далее к ним направили проверку, и они подняли до уровня Киева. А Киев поднял еще на 1000 грн. Вот такая история о конкуренции», – делится Святослав.
Активист говорит, что пытается достучаться до МВД и инициировать изменения в системе. Однако пока его попытки остаются без ответа: «Написал публичное сообщение, что прошу, давайте создадим рабочую группу и наработаем изменения. Но ответа никакого не было. Мое письменное обращение, которое я направил в МВД, было перенаправлено в сервисный центр МВД в Львове, что, по сути, является другой юридической организацией. Я уже подал иск в суд, чтобы признать их перенаправление незаконным и обязать их дать ответ относительно требования о создании рабочей группы, чтобы исправить этот вопрос», – рассказывает активист.
По статистике Патрульной полиции, с начала 2021 года до конца сентября в Украине произошло 137 268 ДТП. Из них 18 032 — с погибшими или травмированными людьми. Всего за этот период погибло 2 225 человек, более 22 200 – травмировались.
Причина большинства из этих случаев — нарушение правил дорожного движения. Но вина за взятки не лежит полностью на одной стороне, их не только требуют, но и активно предлагают.
«Многие люди живут с мифом, что надо получить (купить) водительское удостоверение, а опыт потом придет на практике. Мол, чем больше ездишь, тем больше опыта набираешься. Если не уметь ездить, то на практике ты только постоянно закрепляешь навыки «плохого» вождения. Многие люди не думают, что обучение без профессионального инструктора может стоить в будущем человеческого здоровья и жизней», – добавляет Александр.
Как самостоятельно получить удостоверение без взятки?
Если вы хотите сдавать экзамен сами, первым советом остается — верить в то, что это возможно и быть готовым приложить время и усилия. Анна сдавала уже дважды, оба раза не успешно. На очереди — ее третья попытка.
«Когда я второй раз не сдала и вышла из машины, другие инструкторы, которые там стояли, сказали мне, что в третий раз ко мне будут придирчиво относиться. И либо я сделаю все идеально, либо 300 долларов. Сказали подумать и посоветоваться с мужем. Я принципиально отказалась платить», — рассказывает Анна.
Как комментирует сама героиня, оба первых раза ошибки фиксировались справедливо, а экзаменаторы относились доброжелательно. Так что сдать экзамен было вполне возможно. Проблема в том, что некоторые от этой возможности сознательно отказываются. А зря.
Елена свой практический экзамен сдавала в СЦ в Киеве на улице Туполева. Маршрут для нее показался сложным сам по себе. И все же, с третьей попытки, имея 3 ошибки, водительское удостоверение она получила. В таком случае, Александр Зерщиков замечает, что лучше не платить взятку в более 5 тыс. грн, а эти средства вложить в дополнительные уроки вождения у хорошего инструктора.
«Главное — взять того, кто учит. Тогда есть шанс сдать экзамен самостоятельно. Возможно, не с первого раза, но с второго-третьего раза точно сдадите. Те, кто подходят взвешенно, этот путь точно проходят», – добавляет эксперт.
Некоторые решения платить мотивируют стресс во время сдачи экзамена.
«Я своим ученикам говорю одну вещь, что если вы на экзамене не можете побороть свой стресс, или научиться, с ним сосуществовать, то, как вы потом выедете на дорогу? Экзамен собственными силами — это и проверка того, готовы ли вы выехать самостоятельно на дорогу. Экзамен – это в том числе урок на стрессовую устойчивость и взаимодействие с другими», — поясняет эксперт.
Если же сдачу экзамена «саботирует» инструктор, следует обратиться к другому человеку. В конце концов, несколько уроков вождения на его автомобиле будут стоить меньше, чем взятка.
В случае если ваши права нарушили, или вы не согласны с результатами экзамена, инструкция четко прописывает путь обжалования решения экзаменатора. Согласно ей, видео сдачи экзамена должно храниться в течение 10 дней. Поэтому в тот же или на следующий день следует написать жалобу в МВД. Если, к примеру, видео «исчезло», Святослав советует сразу обращаться в суд. В этом случае его исчезновение даже будет плюсом и дополнительным аргументом в вашу пользу.
Автор: Ярослава Бухта
Источник: УП. Жизнь
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.