Украина победит, когда реализуется в новой экономике. Для этого нужны профессиональные кадры и основательное образование, которое будет отвечать, прежде всего, запросам рынка труда. В каких же профессионалах нуждается страна?
Ежегодно около миллиона старшеклассников выбирают будущую профессию и вуз. Кто-то целится на бюджетное место, кто-то идет за своей мечтой, кто-то – за мечтой родителей. Предметы ВНО, пороговые баллы, тренды, стоимость обучения на контрактной основе, наличие военной кафедры – факторы, которые влияют на выбор заведения высшего образования.
Если для родителей сегодняшних поступающих наличие диплома было гарантией трудоустройства или более высокой заработной платы, сейчас бытует мнение, что этот документ нужен больше для проформы. Однако получение высшего образования остается в приоритете среди абитуриентов.
Как молодежь выбирает профессию
В этом году больше всего первокурсников выбрали специальности филология, право, компьютерные науки, менеджмент. В десятке самых популярных специальностей оказались среднее образование, инженерия программного обеспечения, журналистика, психология, экономика и маркетинг (итоги вступительной кампании 2021 года).
А вот пять лет назад картина была немного другой: самыми популярными среди студентов, обучающихся на бюджете, стали среднее образование, медицинское сестринство, электроэнергетика, электротехника и электромеханика, строительство и гражданская инженерия, финансы, банковское дело и страхование (результаты вступительной кампании 2016 года). «Контрактники» тогда чаще всего выбирали право.
Однако на этом в эпопее под названием «Вступительная кампания» рано ставить точку, она перерастает в более сложную миссию – трудоустроиться.
Результаты рейтинга спроса профессий в Украине, проведенного компанией Research & Branding Group в июле 2021 года, показывают, что наиболее нужны в Украине работники медицинской и IT-сфер, а также военные. Важными для развития рынка труда являются юридические, технические специалисты, работники сферы обслуживания, экономисты, технические инженеры. В то время на агрегаторах поиска работы среди самых распространенных запросов – водители, бармены, юристы, курьеры, бухгалтеры, официанты, баристы и патрульные.
Еще в 2014 году рабочие профессии (такие как сантехник, токарь), профессия водителя, работника сферы услуг, педагога, госслужащего, строителя, фермера оказались наименее престижными. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который провел Международный кадровый портал HeadHunter Украина. А в тройке наиболее необходимых профессий оказались программист, врач, предприниматель (бизнесмен).
Координатор черногорского Youth Innovation Lab и представитель UNICEF в этой стране Никола Вулич называет молодежь ХХІ века самой непонятной за всю историю. Это люди, которые иногда с двумя дипломами о высшем образовании меняют не просто место работы, но и род деятельности. И сейчас это нормально. Однако качественная профориентация в школах до сих пор остается мучительным вопросом.
К стремительному темпу, с которым меняется мир, не приспособлены ни система образования, ни экономика. Выпускники вузов часто разочаровываются в поисках места трудоустройства, работодатели не ждут человека с дипломом, им нужен специалист с нестандартным мышлением, который может своими навыками помочь компании. К тому же часто найти вакансию, которая соответствует образованию, – еще тот квест, особенно если учесть наличие опыта работы и иные требования, которые выдвигают работодатели.
«На Днепровщине двое юных юристов год искали работу, а потом пошли учиться на сварщиков, потому что эта работа лучше оплачивается, – рассказывает HR-эксперт Татьяна Пашкина. — Диплом не делает успешной карьеры на всю жизнь. Во-вторых, она может меняться. Если вы сделали неправильный шаг, это не значит, что нужно впасть в скорбь и ждать пенсии. Рынок заставит нас менять профессию, иногда мы сами меняемся и ищем что-то новое. Как человек, который овладел пятой профессией, должна сказать, что это можно делать очень успешно».
К стремительному темпу, с которым меняется мир, не приспособлены ни система образования, ни экономика. Выпускники вузов часто разочаровываются в поисках места трудоустройства, работодатели не ждут человека с дипломом, им нужен специалист с нестандартным мышлением.
Доцент Киевской школы экономики Ольга Купец отмечает особенность украинского рынка труда, когда каждый четвертый человек из десяти, который учился в университете, после выпуска устраивается на работу, где не требуется высшее образование: «Идет в колл-центр, работать бариста, официантом и т. п.». Это отчасти связано с непониманием трендов рынка труда, того, как работает экономика, и растерянностью молодежи.
Татьяна Пашкина добавляет к этому перечню отношение работодателей к возрасту лиц, откликающихся на вакансии: «У нас существует определенный дефицит работников, в то же время крайне трудно трудоустроиться подросткам от 14 до 18 лет – законодательство это почти делает невозможным. Соответственно мы либо толкаем ребенка в серый рынок и неуверенность, сложности, либо отбиваем у него желание чему-то научиться. Мне кажется, это тот ресурс, который мы не используем – и зря.
Вторая проблема – эйджизм. Если смотреть на нашу половозрастную пирамиду, имеем довольно большой кусок населения (преимущественно это женщины 45 лет и больше), которым, судя по сайтам трудоустройства, даже этикетки на колбасу не позволят наклеить. Соответственно мы сидим на мешке с золотом. Где есть молодежь, которая хочет работать, но не может. А также люди 45+, которые могут работать, но им не дают, и работодатели, которые имеют уйму вакансий».
Зачем нам карьерные консультанты?
За советом по профессиональному самоопределению сейчас можно обратиться к карьерному консультанту. Это человек, который диагностирует способности, интересы, возможности клиента, разбирается в рынке труда, его тенденциях, особенностях в сфере бизнеса и тому подобное. Такой специалист может помочь, как составить резюме, так и составить план профессионального развития или же разобраться с карьерным кризисом.
«Мы видим невооруженным глазом, что потребность в качественном карьерном консультировании растет, видим, как меняется рынок труда. Одной работы на всю жизнь уже не будет, мы уже отошли от этой тенденции: человек не один раз (возможно, пять или даже семь раз) будет менять направление своей деятельности, собственную профессиональную траекторию», – говорит руководитель Центра студенческой карьеры Украинского католического университета Марта Тиченко.
Она подчеркивает, что эти изменения наблюдались еще до начала пандемии в 2020-м, а сейчас все больше будут набирать обороты.
В учебном заведении реализуют проект «Карьерный совет»: студенты с третьего курса имеют возможность пройти обучение (в частности от практиков), защитить проект и помогать коллегам в контексте карьерного планирования и профессионального развития. По словам Марты Тыченко, сейчас в Украине нет рынка карьерного консультирования, однако сегодня уже наблюдается запрос на такую услугу: «Это с каждым годом будет становиться необходимым, независимо от возраста», – отмечает собеседница.
Она подчеркивает, что карьерное консультирование — не волшебная палочка, которая за несколько минут даст понимание своей деятельности на 30 лет вперед. Это долгосрочная работа с учетом жизненной и профессиональной историй клиента, его сильных качеств и запросов рынка.
Поэтому при выборе такого специалиста следует обратить внимание на его профессиональную подготовку (образование в сфере психологии, HR, менеджмента, понимания границ своей компетентности: бывают случаи, когда человек проходит один мастер-класс и уже считает себя карьерным консультантом), воспользоваться демоверсией консультации.
Новая экономика: построим ли?
Новая экономика, которую еще называют экономикой знаний, новых информационных технологий, требует не только гибких специалистов, но и налаживания внутренних коммуникаций. Кроме этого, стоит оптимизировать процессы и искать связь со зрелыми людьми.
«У нас могла бы быть альтернативная, серебряная экономика, ориентированная на зрелых потребителей. В Европе, Америке имеется ситуация, когда люди в возрасте 55+ – это самая нужная, самая эффективная прослойка на рынке труда, потому что они понимают, что или эти люди уйдут на пенсию, так сказать, «на шею государству», или пойдут в ряды рабочих, и будут платить налоги, будут эффективными потребителями.
У нас маркетологи считают эту возрастную категорию нецелевой, которой ничего, кроме лекарств и костылей нельзя продать, а за рубежом это достаточно активные потребители», – рассказывает Татьяна Пашкина.
По мнению Купец Ольги, говорить о построении новой экономики в Украине нынче сложно, ведь вызовы глобализации, международной конкуренции, где Украине нужно найти свою нишу, накладываются на внутренние вызовы: демографический кризис, политическая нестабильность, что влечет за собой макроэкономическую нестабильность.
Инвесторы не желают приходить в Украину, вкладывать в какие-то новые технологии, индустрии. И поэтому здесь сказать, когда случится чудо какое-то, сложно, — отмечает она. — Я ожидаю этого уже 20 лет, а после выборов 2019 года потеряла надежду. Анализируя результаты выборов, понимаю, что виноваты сами люди. Они надеются, что им будут платить неизвестно за что большую зарплату, будут низкие тарифы, непонятно почему, что манна небесная свалится, и будет всем хорошо, при этом можно будет не работать.
В то же время эти же люди едут за границу и соблюдают там все правила, законы. Возвращаются в Украину – и снова все, как и было. Есть определенная доля молодежи, которую можно назвать двигателем этого прогресса, но они также теряют веру в этой борьбе, едут за границу, и остается отсеянное болото, увы. А с ним очень сложно куда-то двигаться дальше.
Образование VS и рынок труда
Если речь идет о филологах и юристах, количество студентов, которое мы имеем сейчас, такое, что хочется сказать «горшок, не вари!» — акцентирует Татьяна Пашкина.
По ее мнению, обесценивать важность высшего образования не стоит, ведь оно учит студента переходить от школьного типа обучения к «взрослому»: самостоятельно собирать, овладевать, обдумывать информацию, выявлять пробелы в знаниях и находить способы их наверстать, осваивать тайм-менеджмент и учиться расставлять приоритеты, расширяет кругозор.
Другой вопрос – поступать ли в университет только ради диплома. Поэтому важно повышать престижность среднего образования, обращать внимание на методы обучения, чтобы они не были устаревшими и отвечали развитию современных технологий, позволяли выпускникам колледжей и техникумов быть хорошими специалистами.
В то же время в учреждениях высшего образования следует обращать внимание на дуальную форму обучения, когда образовательный процесс в университетах сочетается с закреплением знаний на рабочем месте, на предприятии или в учреждении, где студент работает по трудовому договору.
Если анализировать рынок труда, ожидается сокращение спроса на рабочие места, где выполняют рутинные задачи, и наоборот – увеличение на профессии, которые требуют продвинутых когнитивных навыков, креативности, развитых коммуникационных и социально-эмоциональных навыков.
«Роботы не заменят человека именно из-за эмоциональной составляющей. Там, где она должна быть, спрос будет увеличиваться, – говорит Ольга Купец. – У нас автоматизация идет медленнее, чем в других странах, потому что, с одной стороны, дешевая рабочая сила, а с другой – не так быстро развиваются технологии внутри страны. Их нужно покупать, а они дорогие.
Но видим, например, как в Киеве отказались от кондукторов, перешли на электронные билеты, как в больших супермаркетах работают кассы самообслуживания. Значит, изменения происходят, но они не будут такими быстрыми, как в Японии или Нидерландах, скажем».
Работодатели готовы платить за IT-услуги. Автоматизация требует перевода рутинных задач на машины, поэтому нужны люди, которые будут их программировать и обслуживать, однако «вместо десяти человек на станках будет работать один – за пультом управления».
Также эксперт говорит, что сейчас работодатели имеют меньшее влияние из-за развития фриланса — профессионалов, которые создают рабочие места, ориентируясь на спрос потребителей. К примеру, во время пандемии вырос спрос на услуги психологов.
Если говорить о студентах, то на физику или математику не поступают из-за низкого спроса: «Молодежь понимает, что или нет рабочих мест, либо они низкооплачиваемые. Поэтому если они действительно любят математику, физику, химию, биологию, преимущественно едут за границу на обучение или после получения образования в Украине, потому что для себя не видят здесь профессиональной реализации».
Сейчас, по словам Ольги, на украинском рынке не хватает медиков, трактористов, работников сельского хозяйства, которое является едва ли не единственным сектором, который не пострадал в результате пандемии.
Однако какую бы профессию ни выбирала молодежь, следует учитывать призвание, ведь реализоваться, если работаешь из-под палки, вряд ли получится. От будущего работника ныне ждут желания учиться, переучиваться и трансформировать новые знания в профессиональные навыки.
——————
София Половенко, фотограф, режиссер и оператор, 24 года:
Я хотела быть писательницей-фантасткой, рассказывать истории – и поступила на журналистику. На первом курсе работала на телестудии университета как журналистка, также имела опыт работы на региональном канале. На студии познакомилась со своим парнем, который все изменил в моей жизни. Раньше никогда не сталкивалась со съемками, фото-сессиями, монтажом.
Я убедилась, что журналистика – не о художественности, а о том, что важно социуму, осознала, что это не моя дорога. Когда парень что-то монтировал, было интересно наблюдать, как из малюсеньких частичек складывается история. И это мне очень понравилось. Поэтому на втором курсе я сдала академическую разницу и перешла на кино-, телеискусство. Мне повезло с родителями, что они не влияли ни на выбор профессии, ни на выбор учебного заведения.
Мы с парнем фрилансеры. Он зарегистрирован как ФЛП, я еще нет – определяюсь, на чем хочу остановиться, потому что, и фотографирую, и снимаю, и монтирую. Когда работаю в паре с парнем, то есть его вторым режиссером, ассистенткой, помощницей – мы команда, которая воплощает проект в жизнь. Сама занимаюсь еще фото-сессиями. Хочу развиваться в этом направлении, но не люблю просто фотографировать людей на улицах или делать лав-стори, это как-то скучно. Мне хочется делать что-то философское, визуально привлекательное, особенное, которое никто раньше не видел.
Есть несколько проектов, которые хочу воплотить: это художественный фэшн, где нужно строить декорации, искать стилиста. В этом направлении развиваться очень перспективно, особенно если выйти на модельные агентства, бренды.
Все наши заказы сейчас — это не следствие рекламы, это рекомендации от клиентов своим друзьям. Уже собралась хорошая клиентская база, благодаря которой мы можем не идти на постоянную работу, и это очень круто. Чтобы зарабатывать на фрилансе, во-первых, надо быть хорошим специалистом, если не делаешь хорошо, рекомендовать тебя не будут.
А рекомендации — первое, на что нужно обратить внимание. Очень важно иметь хорошее портфолио. Если фрилансер (например, фотограф) только начинает свое дело, нужно сделать несколько бесплатных фото-сессий, чтобы наработать портфолио, получить рекомендации от клиентов и иметь хороший контент для рекламы профилей в соцсетях. Я не планирую официально устраиваться на работу ради трудовой книжки.
Специфика моей профессии такова, что если ты хороший специалист и, например, пробьешься на съемки клипов для хороших артистов, то у тебя деньги будут, можешь спокойно их накопить. Мне не верится, что у меня будет нормальная пенсия, если даже буду работать где-то официально. Плюс могу сделать ФЛП со стажем. В Украине хороший уровень клипмейкерства. У нас есть очень крутые специалисты, которые работают и с голливудскими звездами. Большая конкуренция, и туда сложно пробиться, но мы с парнем хотим влиться именно туда.
Юлия Буглак, преподаватель иностранных языков, 26 лет:
Филология была в моей жизни с детства. Я училась в лицее по специализации «Лингвистика». В какой-то момент мечтала о фармацевтике, но в 11 классе решила все-таки выбрать гуманитарную направленность. Выбирала специальность по набору предметов на ВНО. Это были английский, история, украинский язык, то есть никаких технических наук. Они не указывали, как делать, но говорили, что с профессией преподавателя в целом можно всегда пойти в школу, то есть это определенная стабильность.
Я поступила на французскую и английскую филологию. То, что попала на бюджет, тоже сыграло роль. Я рада, что так сложилось. Преподавание понравилось мне уже в процессе обучения. Когда на втором курсе я начала работать (первым студентом был младший брат моей подруги), меня начали рекомендовать дальше – и это уже стало собственной частной практикой.
Я поняла, что это приносит удовольствие, вдохновение, чувствовала наполнение работой, какой бы уставшей не была. Заработать на преподавании реально, если это частная практика. В школе или университете – нереально, какую бы нагрузку ты ни брал. Если имеешь ставку, это 6 тыс. грн, если возьмешь две – 12 тыс. Но это очень большая нагрузка. Можно работать в частной школе, там зарплата намного приятнее, как и условия: меньше работы с документами, больше творчества, инновационные подходы, больше свободы.
Теоретически можно работать в школе на полную ставку или полставки, чтобы иметь социальный пакет, и одновременно вести частные курсы. Здесь также есть довольно широкий выбор: работать с взрослыми или детьми, открывать общие курсы или специфические (например, IT, деловой английский или даже те, которые касаются определенной части речи – фонетики, к примеру), заниматься подготовкой к экзаменам.
Иногда выгоднее быть узким профильным специалистом, а можно наоборот брать несколько направлений и благодаря этому всегда иметь клиентов. Здесь заработать реально, но речь идет о большом количестве работы и нестабильном доходе: сколько уроков провела, столько и заработала. Однако я считала, что даже с нефиксированным доходом мне работать выгоднее, чем в государственной школе.
Я выбрала путь «всего понемножку»: работаю с детьми и взрослыми, веду и групповые, и индивидуальные занятия. Оформлена как частный предприниматель, я работаю на себя и сотрудничаю с частной школой. Преподаю французский как факультатив, в другой школе преподавала английский как официальный предмет из учебной программы, но все равно система такова, что оплату получу по контракту – в зависимости от количества проведенных занятий.
Профессиональный рост в преподавательской деятельности возможен. Это может быть собственная частная школа и, конечно, более высокий доход, но есть риски, как и в любом бизнесе. Можно пойти строить карьеру в государственном секторе министерства, на должность методиста, работать с учебниками. Вариантов много, и зарабатывать так же есть возможность.
Иван Косюк, стартапер, владелец IT-компании, 22 года:
Сейчас я — директор маленькой IT-компании. В ней работает шесть человек на фулл-тайме, мы разрабатываем софт на заказ: сайты, программы, небольшие IT-решения. Параллельно с этой же командой пытаемся реализовать свой проект, то есть найти новую потребность на рынке, создать для нее IT-решение и реализовать, чтобы он начал приносить деньги. Когда это успешно сделаем, уже сфокусируемся на своем решении и прекратим заниматься разработкой на заказ.
Компания зарегистрирована в Украине. Сразу мы собрали команду для реализации стартапа, но идея не сработала, наши представления о потребностях рынка были неправильными. После этого фейла часть команды ушла, а с теми, кто остался, мы решили двигаться дальше. Имеем один большой контракт на разработку программы на две версии, уже идет обсуждение третьей. Из-за того, что команда менялась, имели проблемы с контрактом, почти на месяц работа стала, волновались и заказчик, и мы.
Сейчас процесс запустился, нашли ребят, которые знают, что делают, поэтому быстро догоняем необходимый объем задач – заказчик доволен. У нас сейчас положительная динамика, потому что даже этот один контракт достаточно выгоден. Мы получим сумму, которая даст хороший запас. Если дальше подпишем третью-четвертую версию, то будем иметь финансы, чтобы кормить себя, расширять команду.
Параллельно ищем идеи, чтобы стать стартапом. Начинали с тремя идеями. Эти идеи проходят валидацию, то есть разработчики стараются максимально точно узнать, стоят ли они внимания клиента. Так из трех выделили две перспективные. Одна связана с инвестициями и пенсионными накоплениями для украинской молодежи, другая – с инвестициями криптовалют. Сейчас общаемся с клиентами, узнаем, какие у них реальные проблемы, как они пользуются уже существующими решениями. И пока все свидетельствует, что наше решение может быть реально полезным для аудитории.
Я математик, не пишу код, но умею считать формулы, статистику, решать математические задачи. Имею небольшой опыт программирования. После того как окончил школу в Украине, поступил в американский вуз. Изучал бизнес-анализ в Бостоне, но меня вообще не подготовили к реальным сложностям работы. Все камни на практике были новыми, на каждом споткнулся.
В IT мне нравятся возможности глобальной работы и масштабирования, мобильность и то, что можно не зависеть от локации. Сейчас на рынке не хватает людей и качественной коммуникации. Если собака может писать код, она должна идти в IT. Почему? Рынок сейчас сходит с ума. Если имеешь три-четыре года опыта работы и умеешь красиво себя подать, уже можешь претендовать, допустим, на $4 тыс. в месяц. На рынке очень большой спрос.
Короче, если ты айтишник, тебе не надо искать работу, пишешь на Djinni – и за день получишь сообщение от 15 рекрутеров. IT – это очень перспективно: чем больше специалистов, тем лучше. Даже если мы закроем спрос на текущем украинском рынке, то мировой еще закрывать и закрывать.
Автор: Ольга Кацан
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.