Программа «Метеозащита» от компании «Сингента» действительно первая. Первая по уникальности на украинском агростраховом рынке, по возможностям, которые предоставляет агропроизводителям, по популярности и результатам работы.
К слову, современный SMM сервис аналитики и управления аккаунтами в ведущих соцсетях iXray позволяет анализировать эффективность продвижения бизнеса в таких популярных социальных медиа, как Инстаграм, ВКонтакте, Facebook, Твиттер и Одноклассники, с использованием детализированных статистических данных, собираемых через официальные API (например, Facebook Business API).
Соответственно, на основе детализированной статистики и аналитики от сервиса iXray можно разрабатывать более эффективные стратегии продвижения бизнес-аккаунта в Инстаграме и других ведущих социальных сетях мира.
Говорят, что первая ласточка не делает весны. Но первая в Украине программа индексного страхования «Метеозащита» уже мощно работает на пользу аграриям – и выступает драйвером агрострахового рынка.
С помощью продуктов и решений компании «Сингента» выращивают не только широкий спектр сельскохозяйственных культур, но и культуру агрострахования в стране. Украинские производители получают большие возможности для устойчивого развития, управления рисками и инвестициями, повышения своей конкурентоспособности. И это действительно делает погоду в агросекторе.
Не ждать у моря погоды
Погода была и остается одним из ключевых факторов сельскохозяйственного производства. И фактором риска одновременно. Агротехнологии могут помочь лишь минимизировать неблагоприятные погодные факторы. Воздух, солнце и вода – лучшие друзья и помощники агрария. Но иногда слишком капризны и непредсказуемы, особенно когда ваше поле вдруг оказалось в эпицентре климатических изменений.
Показательным в этом смысле стал прошедший год: если традиционно юг и восток Украины страдали от засухи, а север и запад страдали от излишне обильных дождей, то в сезоне–2019 все словно стало с ног на голову. Восток и юг столкнулись с чрезмерными осадками во время сбора урожая, а на севере и западе посевы страдали от недостатка влаги в наиболее уязвимый для формирования урожая период вегетации.
Поэтому полагаться на милость природы особо не приходится. Системная опасность неблагоприятных или даже экстремальных погодных явлений является очевидным фактом и существенно влияет на деятельность аграриев. Впрочем, современный агробизнес уже далеко ушел от бабушкиной грядки или даже колхозных полей.
Это мощное и сложное производство просто неба. И для него иметь надежную «страховую крышу» — такая же технологическая необходимость, как, скажем, внесение удобрений или защита от сорняков, болезней и вредителей. Агрострахование – важнейший инструмент современного аграрного бизнеса и необходимое условие устойчивого поступательного развития сельскохозяйственного сектора. Пример стран с развитым аграрным производством является этому ярким свидетельством.
Нужно хозяйству и обществу
Производство сельскохозяйственной продукции только тогда мощно и стабильно развивается, когда на каждом конкретном поле качественные агрономические технологии сочетаются с финансовыми затратами. Хозяйство, достаточно застраховать от погодных рисков финансово, и оно получает возможность более уверенно инвестировать в свою производственную деятельность, инновационные решения и достигать успеха, несмотря на все климатические капризы.
Страховые механизмы позволяют стабилизировать денежный поток, проводить более основательное бизнес-планирование и минимизировать рисковую составляющую в производственном цикле. А страховые возмещения в неурожайные годы — это определенный залог того, что хозяйство будет иметь средства на текущую деятельность, погашение кредитов, восстановление платежного баланса.
В целом возможность воспользоваться качественными страховыми продуктами создает значимое конкурентное преимущество для агропроизводителя – как на локальном, так и на глобальном рынке.
Страхование требуется агропроизводителю. И оно не меньше нужно обществу и государству. Ведь механизмы развитого агрострахования являются необходимым условием обеспечения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности собственных производителей на мировом рынке, решения ряда социально-экономических вопросов.
Партнерство государства и бизнеса
По данным Международной ассоциации агрострахования (AIAG), в Канаде и США застрахованы 85-90% площадей, в Испании и Германии – 60-63%, во Франции – 55%, Китае – около 40%. Что важно, субсидии в агростраховании интегрированы в систему государственной поддержки в целом и являются ее необходимой составляющей.
Преимущественно в мире агрострахование основано на государственно-частном партнерстве. Так, в США существенная государственная поддержка в виде предоставления соответствующих субсидий (60% и более в зависимости от культуры, стоимости страховой премии) способствовала тому, что около 90% фермеров здесь пользуются услугами системы агрострахования.
В стране работает государственный администратор программы Federal Crop Insurance Corporation, который отвечает за политику аграрного страхования, разрабатывает и утверждает все агростраховые программы, работает с компаниями, задействованными в сфере реализации программы государственной поддержки.
Что касается Канады, то здесь практически отсутствует частная система страхования сельскохозяйственных культур. Программы страхования разрабатываются и реализуются провинциальными государственными корпорациями или же отделами министерства сельского хозяйства той или иной провинции. На федеральном и местном уровне обеспечивается предоставление субсидии для оплаты части страховой премии, а также оплата административных расходов.
Многие страны Европы пошли по пути создания государством и частными компаниями объединений страховщиков, которые администрируют и реализуют государственную политику поддержки агропроизводителей.
Так, на государственно-частных началах работает система агрострахования в Испании. В частности, размер государственной субсидии составляет 43-44% от стоимости страхового взноса. Сейчас в стране страхуются практически все виды аграрных рисков, в частности только в одной растениеводческой отрасли работает 28 программ для защиты от рисков. Испанская система агрострахования достойно прошла вызовы 2017-2018 годов, когда выплаты в связи с засухой, наводнениями и градом составили более 700 млн. евро ежегодно.
Во Франции на агрострахование, в частности мультирисковые программы, предоставляются государственные субсидии и с 2010 года используются фонды ЕС. В рамках государственной поддержки аграрию в случае наступления страхового случая оплачивается около 65% страховой премии.
А вот Германия в этом плане стоит немного особняком. История агрострахования здесь насчитывает уже более 220 лет, и за это время в стране сформировалась настолько высокая страховая культура, что государство вмешивается только в случае экстремальных погодных вызовов.
Хотя в 2019 году министерство сельского хозяйства федеральной земли Бавария объявило о намерениях обеспечить аграриям более эффективную защиту от негативных последствий засухи и запустило общефедеральную инициативу по государственной поддержке комплексного страхования от основных сельскохозяйственных рисков. Ее предлагается реализовать с австрийской моделью, в которой сельхозпроизводители платят 50% страхового взноса, а остальную сумму компенсируют федеральное правительство и федеральные земли.
Украина нуждается в росте
Правительства развитых аграрных стран оказывают существенную поддержку в сфере страхования сельскохозяйственных рисков не ради дешевого популизма. Дело в том, что агрострахование – это рискованный бизнес и для самих страховых компаний.
Невозможность рассчитать точные риски (особенно при условии климатических изменений), субъективизм в их оценке, достаточно распространенные дополнительные административные расходы и обременения ведут к высокой убыточности агрострахования. Поэтому без участия государства говорить о развитии традиционного агрострахования достаточно сложно.
В 2005-2008 годы в Украине впервые была запущена программа государственной поддержки. Но она оказалась обременительной для государства, коррупционно-уязвимой и, в конце концов, непривлекательной для агропроизводителей. Фактически все бремя проблемных моментов легло на потребителя страхового продукта.
Так, с самого начала агропроизводитель должен был платить 100% страховой премии, а потом долго собирать документы, подавать и ждать решения комиссии при МинАПК о получении возмещения. Такая система явно не очень способствовала развитию агрострахового рынка.
В 2008 году, когда в Украине приступали к реализации проекта IFC (Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине», речь шла о создании государственного агентства по примеру США. И специалисты пришли к выводу, что в тогдашних украинских реалиях невозможно было обеспечить эффективность подобной структуры.
Решением могло стать создание так называемого агрострахового пула на государственно-частных началах. Но ряд неурегулированных аспектов и, следует признать, отсутствие государственной стратегии субсидирования агрострахового рынка не позволили вывести его на качественно новый уровень. Хотя был разработан ряд страховых продуктов, задали высокие стандарты в этом сегменте.
Сейчас на агростраховом рынке происходят определенные сдвиги к лучшему, есть интересные продукты, вырос уровень экспертизы у ведущих компаний. Также хорошую перспективу имеют страховые решения с привлечением аграрных расписок. Но говорить о том, что средние и малые производители в Украине имеют практическую возможность массово воспользоваться качественными страховыми услугами, не приходится.
Сейчас более-менее популярными являются договоры страхования посевов от полной гибели в период перезимовки и страхование рисков весенних заморозков – но они не делают погоды на рынке.
Большой проблемой здесь является отсутствие страховой культуры и надлежащей коммуникации между широким аграрным и страховым сектором.
В общем традиционное мультирисковое страхование без выверенной государственной поддержки достаточно рискованно для самих страховых компаний. И оно не менее рискованное и утомительное для агропроизводителя. Сложная процедура заключения договора и его юридическая трактовка в случае определения страхового случая часто делают получение возмещения проблемным делом. Поэтому системный дефицит популярных агростраховых продуктов в Украине – это объективная реальность.
Индексное страхование – это решение работающее
Украина – страна с развитым аграрным рынком. Но относительно определяющих условий для работы классического агрострахования – инфраструктуры, финансово-экономической ситуации, государственной поддержки, законодательной базы и в целом специфики рисковой среды, мы относимся к странам, которые развиваются. И здесь традиционное агрострахование во многом не срабатывает.
Мировой опыт свидетельствует, что именно индексное страхование может стать решением, доступным широкому кругу агропроизводителей.
Районирование территории Украины по годовому климатическому водному балансу
Инновационная разновидность страхования на основе погодных индексов имеет ряд преимуществ, среди которых:
объективная процедура урегулирования убытков, которая не зависит от субъективной трактовки со стороны страховой компании;
отсутствие франшизы (обусловленной соглашением страхования суммы, в пределах которой страховая компания не несет ответственности);
возможность выбора суммы премии на гектар;
упрощенная процедура заключения сделки и оперативное возмещение убытков в случае наступления страхового случая.
В целом подобный подход должен обеспечить прозрачность в отношениях между страховщиками и страхователями, максимальную объективность и простоту оценки, удобство для агропроизводителя.
«Метеозащита» — инновация в действии
Все это до недавнего времени было лишь в теории. На практике все преимущества индексного страхования стали доступными украинским агропроизводителям благодаря партнерской программе компании «Сингента» и Международной финансовой корпорации (IFC) с привлечением страхового агента программы – компании PZU.
С 2015 года существует программа «Метеозащита». Программа нацелена на то, чтобы сделать лучшие мировые практики доступными широкому кругу производителей в сфере индексного агрострахования. Максимально адаптирует их под реальные запросы и потребности.
Экспертное мнение
Андрей Зарипов, эксперт по вопросам агрострахования проекта IFC «Развитие финансирования аграрного сектора в Европе и Центральной Азии»:
– Страхование на основе погодных индексов – это реальная инновация. Сейчас доступ к погодным данным, в частности спутниковому мониторингу, вышел на качественно новый уровень. И продукты, разработанные с использованием погодных индексов, гораздо прозрачнее и удобнее для агропроизводителя. Что важно, они не нивелируют традиционных страховых продуктов, а, наоборот, развивают агростраховой рынок на пользу аграриям.
То, что предоставляет агропроизводителям компания «Сингента», – это абсолютно правильное и прекрасное использование индексного продукта. «Метеозащита» не работает сама по себе — она интегрирована в синергическое ценностное предложение вместе с продуктами и решениями компании. Агропроизводитель в пакете с продуктами высокого качества получает еще дополнительную реальную ценность и пользу.
Аграрии получают защиту, уверенность и дополнительную возможность для устойчивого развития. Я имею сомнения, что если бы на рынке появился другой индексный продукт высокого качества – но без такой интеграции, как в программе компании «Сингента», то его ждал бы такой, же успех и популярность среди агропроизводителей.
«Метеозащита» — это действительно логическое решение и его прекрасная реализация. Это не просто хороший мировой уровень, это может быть примером и образцом. Программа «Метеозащита» предметно способствует развитию агрострахования в Украине в целом. И не только агрострахования.
Ведь положительный опыт использования страховых продуктов способствует тому, что агропроизводители начинают системно думать над инструментами управления рисками: страховыми, финансовыми, технологическими и др. А это дает возможность взвешенно планировать свою деятельность, уверенно инвестировать, внедрять инновационные решения и технологии – то есть эффективно расти и развиваться.
Этот страховой продукт не имеет аналогов на украинском рынке по своим принципам и преимуществам, которые он предоставляет пользователям. В отличие от моделей традиционного страхования в основу механизма работы программы «Метеозащита» положен мониторинг индексов — уровня температур и осадков. Соответствующая модель учитывает интенсивность их влияния на урожайность той или иной культуры. И в случае наступления определенного предельного параметра, выбор индекса автоматически признается наступлением страхового случая.
Программа разработана на основе лучшего мирового опыта с учетом украинских реалий и погодных условий. Спутниковые погодные данные предоставляются всемирно известной независимой метеорологической службой Meteoblue.
Интегрированная защита посевов
Программа «Метеозащита» интегрирована в продуктовые предложения компании «Сингента», что, по мнению специалистов и агропроизводителей, является существенным преимуществом. При приобретении определенного пакета семян или средств защиты растений на площади от 100 га агропроизводитель может выбирать уровень покрытия его расходов в зависимости от применяемой технологии и лояльности. Заполняя простую анкету для участия в программе, агропроизводитель выбирает сектор погодных данных (8 х 8 км) и страховой период, что совпадает с фазой цветения или сбора урожая.
Система сформирует предельные уровни осадков и температур, в соответствии с которым будет рассчитана сумма возмещения после завершения страхового периода. Уровень возмещения покрывает стоимость семян и средств защиты растений «Сингента» до $70 на 1 га.
Сейчас страховая программа распространяется на основные для украинских аграриев культуры: зерновые (пшеница озимая и яровая, ячмень озимый и яровой), кукурузу, подсолнечник, сою и рапс. Для каждой культуры рассчитаны конкретные параметры индексов с учетом определяющих для формирования урожайности фаз вегетации.
Например, во время цветения и налива зерна опасность представляют недостаток осадков и высокие температуры — и при наступлении определенных критических показателей срабатывает страховой механизм программы «Метеозащита». Аграрий получает 10% возмещения, когда количество дней жары достигнет предельного уровня и еще 10% за каждый дополнительный день жары.
В случае недостатка осадков процент возмещения рассчитывается в зависимости от того, насколько фактический уровень осадков был меньше, чем предельный. А начиная с сезона 2020 года, учитывается еще и такой показатель, как избыточное увлажнение в период цветения – налива зерна.
«Метеозащита» — это защита инвестиций в посевы восьми основных культур от:
засухи и жары во время цветения и налива зерна;
чрезмерных осадков во время цветения и налива зерна (новинка сезона–2020);
от чрезмерных осадков во время жатвы.
Еще одной особенностью программы является то, что она рассчитана на стабильные выплаты даже при незначительном повреждении посевов при наступлении предельных уровней. Если погода была экстремально неблагоприятной, то выплаты автоматически возрастают.
Цифры имеют значение
По своим возможностям, преимуществам и, в конце концов, заслуженной популярностью программа не имеет равных на рынке. Инновационный и в то же время простой, и надежный инструмент уже получил широкое признание у производителей, демонстрируя рекордные результаты. В 2019 году программа обеспечила защиту трети всех застрахованных в Украине полей. Цифры говорят сами за себя:
517 хозяйств во всех регионах защитили свои посевы;
общая площадь покрытия составила 586 000 га;
каждый второй участник программы получил возмещение;
аграрии получили компенсацию на сумму 44,5 млн. гривен (крупнейшие страховые выплаты в агросекторе).
Растем вместе
Программа поступательно эволюционирует, предоставляя новые возможности и защиту от новых рисков. Если раньше преимущественно во внимание брался фактор засухи, то в прошлом году добавили такой индикатор, как чрезмерные осадки в период уборки. А в сезоне–2020, согласно пожеланиям агропроизводителей, включен контроль чрезмерного увлажнения во время цветения – налива зерна.
Также в перечень основных культур, участвующих в программе, добавлен рапс.
Пользование программой «Метеозащита» стало еще удобнее: обеспечена автоматизация процессов, интеграция с цифровой платформой Cropio, с открытым реестром предприятий. Также вводится электронная подпись, что очень упростит процесс регистрации – стоит лишь нажать на кнопку или ввести код.
Экспертное мнение
Роман Хрипко, руководитель направления защиты агрономических рисков, Восточная Европа:
– На глобальном уровне у нас в фокусе три страны, в которых мы развиваем программы защиты от плохой погоды: Аргентина, Бразилия и Украина. Это развивающиеся рынки с огромным потенциалом и, к сожалению, с плохими возможностями. Фермеры вынуждены развивать и защищать свой бизнес самостоятельно без государственной поддержки, к тому же риски, связанные с погодой, в последнее время усиливаются.
Мы в свою очередь понимаем, что будем иметь бизнес, если наш клиент хорошо и стабильно будет зарабатывать. Так и возникла идея сделать простую и эффективную программу для защиты инвестиций наших клиентов, таким образом, защищая и свой доход.
На мой взгляд, мы достигли в этом успеха – люди смотрят на положительные отзывы и количество участников быстро растет. Самое главное – продемонстрировать рынку, что проект может много, часто и быстро выплачивать и, что очень важно в современном мире, к нему легко подключиться, все наглядно и прозрачно. Именно такой подход должен использоваться, если вы хотите сделать проект успешным.
«Метеозащита» – это:
простота и удобство;
доступность и оперативность;
широкий спектр опций;
объективность методов и лояльность к клиенту;
интеграция с цифровой платформой Cropio и сервисами «Сингента»;
высокая эффективность и сумма страховых выплат.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Важно
Важные сроки и дополнительная информация программы «Метеозащита» были разработаны на основе лучшего мирового опыта для украинских погодных условий, чтобы вы могли легко получить максимально эффективную защиту от воздействия засухи. Однако учитывая технические особенности существует незначительная вероятность, что погодные данные и размер возмещения, рассчитанный с помощью модели, могут отличаться от того уровня потери урожайности и погодных условий, которые наблюдались на полях.
Компания «SYNGENTA» оставляет за собой право отказать в участии в программе в следующих случаях. Когда участник не предоставил в оговоренные сроки копии накладных на приобретение продуктов компании «Сингента» или осуществил возврат; участник имеет просроченную задолженность перед официальными дистрибьюторами; участник уменьшает объемы закупки продуктов компании «SYNGENTA» или площадь по участию в программе «Метеозащита» по сравнению с предыдущим сезоном; компания «SYNGENTA» достигла бюджетных объемов финансирования.
Важные сроки
До 15 апреля – регистрация анкет для зерновых и рапса.
До 15 мая – регистрация анкет для кукурузы, подсолнечника и сои.
За 10 дней до начала выбранного периода, но не позднее 15 июня – предоставление накладных.
За 15 дней до начала выбранного периода – имеется возможность изменить период в анкете.
Защищая будущее
«Метеозащита» – это не только хорошая защита для посевов, для конкретного хозяйства и агросектора в целом. Это еще и возможность творить добро в обычном, человеческом смысле. Жизнь и здоровье будущего поколения – это самая большая ценность. И компания «Сингента» предлагает участникам программы «Метеозащита» присоединиться к совместной социальной инициативе «ПроДобро», призванной помочь детям в получении качественной медицинской помощи.
При заполнении анкеты по участию в страховой программе каждый может выбрать тот процент от потенциальной страховой выплаты, который будет перечислен в общую копилку проекта. Все собранные средства будут направлены на закупку современного специализированного оборудования для медицинских учреждений.
Экспертное мнение
Алена Федько, менеджер проектов по развитию HR бренда и проектов КСО:
– Наши принципы и ценности предопределяют позицию компании как такой, что меняет представление людей о мире агронауки и улучшает качество жизни. Поэтому направление корпоративной социальной ответственности является одним из ключевых в деятельности компании.
«Сингента» в Украине делает существенный вклад в развитие общин, развивает будущее поколение и активно взаимодействует с разной аудиторией через ряд собственных и партнерских проектов и инициатив. Социальные проекты воплощаем сразу по нескольким направлениям: по образованию, заботе о работниках и их семьях, корпоративному волонтерству.
Инициатива «ПроДобро» как раз и направлена на заботу о молодом поколении в регионах. Мы все знаем, что медицинские учреждения обычно недоукомплектованные оборудованием, и благодаря нашему проекту мы можем помочь, хотя бы частично, покрыть текущие запросы. Этот проект будет воплощен совместно с Украинской биржей благотворительности, выступающей как информационной платформой, так и нашим партнером, способным подсказать, какие именно запросы есть в регионах и кто больше всего нуждается в помощи.
Когда будем понимать, какую сумму нам удалось собрать – а мы верим, что наши клиенты социально ответственные, мы сможем закупить часть необходимого оборудования в одну или несколько региональных больниц.
Мы уверены, что бизнес не должен стоять в стороне от проблем, существующих в отечественной медицинской сфере, и верим, что все, чем мы занимаемся, делает нас и нашу страну успешной и процветающей.
Источник: Landlord
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.