Украина входит в топ-5 мировых производителей картофеля. Из почти 400 млн. т урожая этой культуры, по крайней мере, 20 млн. т выращивается на наших полях. Это 5% мирового производства. Вместе с тем мы имеем поразительную диспропорцию в финансовых показателях. Если мировой рынок картофеля оценивается в $100 млрд. то украинский составляет всего лишь 0,1% этой суммы – $100 млн.
Откуда берется такой резкий диссонанс, особенно в нашем картофельном крае, где каждый человек хотя бы раз в жизни выращивал картошку? Ответ на поверхности, в основном картофелеводство в Украине неэффективно. Это морально устаревшая отрасль, и почти 90% всего урожая у нас выращивается примитивными кустарными способами на огородах и наделах единоличников.
Значительно лучше ситуация на промышленных посадках картофеля, особенно там, где применяются современные мировые подходы к выращиванию этой культуры. Ведь рынок картофеля разнообразен и сложен и позволяет получать самую высокую рентабельность тем агропроизводителям, которые хотят научиться, эффективно на нем работать.
Именно для таких аграриев компания «Сингента» регулярно проводит «Картофельные мастерские» – научно-практические семинары, призванные помочь украинским хозяйствам повысить рентабельность картофелеводства. Ведь сейчас рынок по-настоящему качественным продуктом этой отрасли незаполненный и стремится к развитию.
Рынок картофеля
Николай Гордийчук, директор «Агрико Украина».
Где кроются резервы рентабельности выращивания картофеля? Конечно, рынок свежей продукции в Украине, ограничен, и вряд ли спрос на нее существенно возрастет. Тем более что картофель традиционно выращивают во многих домашних хозяйствах для собственного питания. Нынешняя кратковременная истерия вокруг дефицита является явлением исключительной, и одной из ее причин стала выше, чем считалось ранее, зависимость украинского рынка от глобального.
«В среднем один человек потребляет 6 кг картофеля в месяц, это примерно 72-80 кг в год. Наблюдается тенденция к уменьшению потребления картофеля на душу населения, особенно в городах. Все это влияет на валовое потребление картофеля», – утверждает директор «Агрико Украина» Николай Гордийчук.
По данным компании «Агрико Украина», рынок свежего картофеля в Украине составляет около $30-35 млн. На чипсы приходится 34% – $27 млн. а остальные – это картошка фри, пюре и крахмал. Следовательно, наивысшую добавленную стоимость обеспечивает выращивание тех сортов культуры, которые имеют специфические повышенные требования к качеству. Это сорта картофеля для изготовления чипсов, картофеля фри и, конечно же, выращивание элитного посадочного материала.
Вместе с тем, мы имеем просто мизерные показатели экспорта картофеля, которые исчисляются тысячами тонн – в лучшие годы этот показатель составлял 18 000-20 000 т.
«Со временем потребление свежего картофеля уменьшается, а потребление продуктов переработки картофеля только увеличивается. Например, в США 63% ее потребления – это картофельные продукты, в то время как в Китае 60% картофеля потребляется в свежем виде. В Украине рынок свежего картофеля будет постепенно уменьшаться. Это случится не прямо сейчас, речь идет о периоде 7-10 лет, но будущее зависит от переработки», – считает Николай Гордийчук.
Рынок картофеля фри в мире ежегодно растет от 7 до 10%. Такие же темпы и в Украине, хотя сейчас этот рынок составляет лишь 20 000 т. Как считает Николай Гордийчук, он должен рассматриваться в первую очередь как экспортное направление. Ведь, чтобы быть рентабельным, новый завод для производства картофеля фри должен иметь мощность свыше 20 000 т, и основным каналом дохода будет экспорт.
«Рынок картофеля фри приобретет значительное развитие через пять-семь лет. Безусловно, сегодня имеется вопрос обеспечения предприятий сырьем, и фермеры также могут к этому приобщаться. Но наиболее перспективным сектором сейчас является производство картофеля на чипсы. В зависимости от года на чипсы в Украине перерабатывается 100 000-110 000 т картофеля, возможно, и 120 000 т. Но этот рынок интересен тем, что мощности на сегодня незагружены», – рассказывает Николай Гордийчук.
Если говорить о ценах, то, наверное, самым стабильным направлением сегодня является выращивание и переработка картофеля на чипсы. Поэтому эксперты советуют картофелеводам в первую очередь обратить внимание на этот рынок.
Однако здесь стоит помнить о таком важном вопросе, как обеспечение качества выращивания картофеля, поскольку все ведущие производители такой продукции максимально внимательно подходят к выбору поставщиков, составляя контракты на их продукцию заранее. И чтобы соответствовать их требованиям, нужно выполнить целый ряд условий. В частности, эффективно сработать по протоколам выращивания.
Цивилизованная технология
Николай Довгаль, руководитель подразделения средств защиты растений компании «Сингента».
Мы убеждены, что успех выращивания любой культуры состоит во внедрении и четком соблюдении современных технологий выращивания.
«Главная тенденция компании «Сингента» – это цивилизованное выращивание продукции растениеводства в Украине. Понятие «цивилизованное» достаточно глобальное и включает севооборот, анализ посадочного материала, профилактику и предотвращение распространения и развития болезней и много других важных факторов. И в том числе это регламентированное применение средств защиты растений.
С каждым годом растут угрозы повреждения посевов болезнями и вредителями, и, конечно, химическая нагрузка на растения очень большая. Однако если защита выстроена грамотно, то мы выкапываем экологически безопасный картофель, срываем экологически безопасное яблоко, срезаем экологически безопасный кочан белокочанной капусты и предлагаем на рынке абсолютно безопасную продукцию», – подчеркивает Николай Довгаль.
В 2019 году компания «Сингента» нарастила свою долю рынка в Украине практически по всем культурам, во всех сегментах и по всем линейкам продуктов. И это притом, что в целом рынок средств защиты растений в Украине уменьшился. Все больше агропроизводителей на собственном опыте убеждаются в том, что своевременное применение оригинальных препаратов, таких как, например, Ридомил® Голд, дает реальные гарантии сохранения урожая и его качества.
Сегодня высокорентабельное картофелеводство в Украине четко ассоциируется с такими стартовыми препаратами, как Юниформ® и Селест® Топ. Применение известной Юниформ-технологии сами агропроизводители называют «универсальной вакциной» для картофеля.
В дальнейшем высокую эффективность защиты посадок этой культуры обеспечивают антирезистентные фунгициды Ревус® и Ревус® Топ для защиты от фитофтороза и альтернариоза, системный фунгицид Ридомил® Голд, сочетающей в себе профилактическое и лечебное действия, и, конечно фунгицид Квадрис® Топ, который содержит 200 г/л азоксистробина и 125 г/л дифеноконазола.
Квадрис® Топ проявляет одинаково высокую эффективность против двух основных угроз картофеля – фитофтороза и альтернариоза. Преимуществом этого препарата является быстрое усвоение листовой поверхностью растений, что позволяет достичь результата даже при неблагоприятных погодных условиях.
«Да, оригинальные препараты дороже. Но разница между такими компаниями, как «Сингента», и производителями генерических препаратов заключается в том, что мы предлагаем комплексные решения. Это высокоэффективный препарат вместе с полноценным технологическим сопровождением и набором сервисов, в частности по настройке опрыскивателей, определением оптимальных метеорологических условий для опрыскивания, выбором форсунок и тому подобное. Почему наши партнеры выбирают препараты «Сингента»? Потому что «Сингента» – это не только Ридомил® Голд, а еще и много действенных сервисов», – отмечает Николай Довгаль.
Картофель – культура действительно рентабельная, однако для того, чтобы получить качественный продукт, нужно обеспечить соблюдение эффективной технологии ее выращивания. Тем более учитывая, что прошлогодний сезон, как и предыдущие, был очень сильно насыщен патогенами и вредителями. Причем в 2019 году специалисты «Сингента» фиксировали очень большие расхождения в разных регионах. В одних хозяйствах угрозой № 1 была фитофтора, а в других – альтернария.
Протокол выращивания картофеля в «Сингента»
Сегодня компания «Сингента» имеет мощный портфель фунгицидов для защиты картофеля, но каждый из этих препаратов должен применяться своевременно и в зависимости от сезона и региона выращивания. Например, Ридомил® Голд эффективнее применять в начале роста растений, а Ревус® Топ нужно вносить там, где существует повышенная угроза развития альтернариоза.
По словам Владимира Борисенко, менеджера по технической поддержке, направление «СЗР для овощных культур и картофеля», при выборе препаратов для картофеля следует вести речь о целостной программе антирезистентного подхода к системе защиты.
«Используя один продукт, вы получаете высокую эффективность и рентабельность от его применения. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним препаратом, поскольку будет происходить привыкание к нему. Нужен комплексный подход. Выбирая средство, следует учитывать, куда будет направлен конечный продукт: это будет семенной картофель, продукция на переработку, или это будет мытый фасованный картофель. Поэтому выбор препарата зависит непосредственно от назначения картофеля, который выращивают», – подчеркивает эксперт.
Протокол выращивания учитывает систему защиты, дежурство ее в рамках продуктов, анализ почвы, изучение фитопатологической ситуации, которая складывается в сезоне. Далее вносятся определенные ситуативные коррективы. На выходе должна быть достигнута четкая цель – получение продукта с минимальными остатками пестицидов. Здесь включаются следующие механизмы. В Украине это регулируется приказами и определенными документами Министерства здравоохранения, в Европе это директива, в Китае – национальные стандарты и тому подобное.
В определенных случаях, например по содержанию азоксистробина, в Европе показатели намного выше.
«Если экспортировать картофель, для защиты которого использовался азоксистробин, в Европу, мы выиграем. Если она поедет в Китай, здесь требования более жесткие, поэтому особенно важно во время выращивания, вовремя применить препарат на основе азоксистробина. Все эти моменты следует учитывать, соответственно корректируя систему защиты», – объясняет Владимир Борисенко.
Мнение
Господин Вячеслав, главный агроном хозяйства «Агробизнес ТСК», Сумская область:
– Я работаю с компанией «Сингента» с 2013 года. Кроме картофеля мы также выращиваем капусту, морковь и столовую свеклу. «Сингента» — динамично развивающаяся компания. Хочу особо отметить сервисы «Сингента», прежде всего услуги лабораторий для семенного материала.
Мы используем такие препараты, как Ревус® Топ, Квадрис®, Ридомил® Голд, которые демонстрируют стабильную эффективность применения. Для меня очень важно регулярное общение с коллегами-фермерами, а также представителями «Сингента», каждый из которых охотно рассказывает об особенностях применения тех или иных препаратов.
Мнение
Игорь Шкурко, руководитель НПО «Черниговэлиткартофель», Черниговская область:
– Наше предприятие занимается семеноводством и селекцией картофеля еще с 60-х годов прошлого века. Сегодня мы предлагаем на рынке много высокоурожайных устойчивых сортов, такие как Шедевр, Ажур, Черниговский ранний и тому подобное. Мы уже давно используем препараты компании «Сингента». Ежегодно возрастают риски заболеваний картофеля, особенно, когда выпадает влажный конец весны – лето.
Поэтому мы выдвигаем особые требования к эффективности пестицидов. Например, Ридомил® Голд — единственный на рынке фунгицид, который оказывает четко выраженное не просто профилактическое, а лечебное действие на растениях. Квадрис® – препарат № 1 против альтернариоза. Мы стараемся осуществлять защиту картофеля на опережение, поскольку профилактика всегда лучше, чем лечение, поэтому опрыскиватель заходит в поле каждые семь-восемь дней.
Украинский опыт. Результаты компании «Бровари Картофель»
Игорь Мотько, директор компании «Бровари Картофель», село Семиполки, Киевская область:
– Мы посадили демоделянки по 5 га среднеранних сортов картофеля: Аризона, Эсми и Констанс. Учитывая многолетнее сотрудничество с «Сингента», мы решили в этом году заложить такую демоделянку согласно протоколу выращивания.
Система защиты включала шесть фунгицидных обработок, дважды мы работали инсектицидом, учитывая появление колорадского жука, и двукратно проводили десикацию. Также скашивали ботву. Ранняя десикация была обусловлена желанием получить картофель фракцией 50-80 мм, чтобы ее можно было поставлять в сети в малой фасовке 2-2,5 кг.
Пропорция расходов была такой: семена – 30%, удобрение – 12%, средства защиты – 17%, орошение – 5%, использование кредитных средств – 2%. Другие общие расходы – 34%. Стоимость технологии в расчете на 1 га у нас составляла 110 000 гривен.
Результат по сортам: Аризона – 45 т/га, Эсми – 43,2 т/га и Констанс – 47 т/га. Учитывая полевую себестоимость, мы вышли на 3,3 грн./кг фракции 50-80 мм, которая готова к сортировке, упаковке и поставке в сети.
Если коротко подвести итоги нашей работы, то мы получили качественный безопасный продукт – картошку, которая будет поставляться в сеть.
Главные плюсы, что мы получили от протокола выращивания – доступ к сервису «АгроГид», в лаборатории «Сингента», доступ к информации о препаратах компании и правильности их использования. Также это участие в Клубе стратегических партнеров.
Сейчас мы поставляем продукцию в сеть, и их полностью устраивает качество картофеля. Интересно, что представители сетей уже сегодня требуют от поставщика результаты лабораторных испытаний на остатки пестицидов. До конца 2020 года это станет законодательной нормой, и анализ картофеля на пестициды также будет обязательным. Поэтому сети постепенно начинают его требовать.
Переработчик
Владимир Левковский, компания «Чипсы Люкс»:
— Мы покупаем картофель у фермеров. У нас есть контракт, и хозяйство должно выполнять обязательства согласно им. Это протокол выращивания, в который входят, в том числе удобрения, сорта, пестициды. Около 70% системы защиты, которую применяют наши поставщики, составляют средства компании «Сингента». Два-три года производится тестирование продукта, и, если он нас удовлетворяет, мы его используем.
Перед тем как сдавать картофель, хозяйство делает анализы на остаточное количество пестицидов в сертифицированных лабораториях. Также у нас как переработчика есть собственные требования – анализы на физиологические повреждения, а также повреждения патогенами, механические повреждения, раскалывание, обжарку и тому подобное. Поэтому мы имеем еще собственную лабораторию.
Мы являемся одним из крупнейших производителей продуктов питания и с самого начала используем свои внутренние протоколы выращивания картофеля, у нас есть корпоративные требования к качеству. Компания «Сингента» предлагает нам оригинальные эффективные препараты, которые действительно работают.
Сейчас сырья для производства хватает, потому что мы работаем с привязкой к рынку. У нас есть четкие контракты с хозяйствами, есть объемы, которые мы поставляем. Фактически мы заключаем соглашения заранее, и понимаем: какое количество картофеля по сортам, какие сроки поставки и тому подобное. К тому же 70-80% картофеля мы храним в собственных хранилищах.
«Агрико Украина» совместно с USAID разработали ТМ Papas для столового картофеля и для продажи в продуктовых сетях.
Богдан Вашек, менеджер по поставкам фруктов и овощей компании Good Wine.
«Мы одними из первых стали продавать картофель в Good Wine, потому что это возможность обеспечить покупателей по-настоящему качественным продуктом и максимально удобно спланировать поставки свежей продукции – два-три раза в неделю. Для Good Wine мы отобрали оптимальные для нашей торговой сети сорта, в частности Аризона, Пикассо и Констанс. Они выращиваются для нас на отдельном поле с четким соблюдением технологии, что гарантирует безопасность продукции.
Тем не менее, образцы из каждой партии выращенного для нас картофеля обязательно направляются в лабораторию, где проходят тщательную проверку на качество и остаточное содержание пестицидов», – рассказывает Богдан Вашек, менеджер по поставкам фруктов и овощей компании Good Wine.
Элитные торговые сети готовы к сотрудничеству с теми хозяйствами, которые в состоянии гарантировать соответствие выращенной продукции высоким стандартам качества. Это касается не только внешнего вида клубней и отсутствия видимых дефектов, но и качественных показателей, которые можно определить только в лабораторных условиях.
Это автоматически означает необходимость применения оригинальных препаратов и целостных систем защиты с эффективными протоколами выращивания. В противном случае фермер рискует тем, что выращенная картошка не будет отвечать стандартам покупателя.
Алексей Шеменков, шеф-повар ресторана «BEEF meat & wine»:
– Картофель – продукт, который может быть и на обыденном столе, и на праздничном. Благодаря спросу и работе крупных компаний со временем картофель как продукт стал приобретать новый имидж.
Что важно для ресторана? Прежде всего, качество и стабильность. Работая с надежной компанией-поставщиком, мы можем сразу в момент сбора урожая определить объем картофеля, который будем закупать. Мы знаем, что каждый день будем получать нужный сорт одинаковой фракции, цвета и определенных вкусовых качеств и тому подобное. Нам важна логистика, важно, как этот продукт выращивается. Мы неоднократно бывали и на поле, и в хранилищах наших поставщиков.
Мы можем брать продукцию частями. Ведь наши склады не такие большие, как у компаний, выращивающих для нас картофель. Кроме того, важны правильные условия хранения, которых они придерживаются.
Картофель — это уже предпринимательство. И картофель – первый и единственный овощ, который был выращен в космосе в 1995 году. Поэтому перспективы этого продукта просто межгалактические.
Ольга Вербицкая, руководитель Клуба стратегических партнеров:
– «Сингента» готова предоставлять логотип Клуба стратегических партнеров тем его участникам, которые придерживаются требований выращивания плодоовощной продукции. Этот логотип является гарантией качества и безопасности овощей для потребителя.
Агропроизводители, которые являются членами клуба или стремятся к нему присоединиться, должны понимать, что наша цель – создать в Украине цивилизованный рынок выращенной продукции, начиная от технологии выращивания и заканчивая сбытом. Соблюдение алгоритмов эффективного выращивания качественного и безопасного с пищевой точки зрения картофеля расширяет возможности агропроизводителя и позволяет повысить рентабельность его бизнеса.
Материал был подготовлен при поддержке организатора учебного мероприятия «Картофельная мастерская» компании «Сингента Украина».
Источник: Landlord
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.