Как участвовать в публичных закупках в Украине с использованием системы Prozorro: отдельные факты

По данным статистики, рынок публичных закупок в Украине в 2016 г. составил около 300 млрд. грн. (или около 30 млрд. евро в эквиваленте). Это существенные, по украинским меркам, цифры. Для сравнения: по данным Международного валютного фонда, ВВП Украины в 2017 г. составил 112,128 млрд. долл. (в текущих ценах).

К слову, МВФ прогнозирует дальнейший рост украинской экономики в среднесрочной перспективе. Так, прогнозная динамика ВВП Украины в текущих ценах в 2018-2023 гг. выглядит следующим образом: 2018 г. – 126,390 млрд. долл., 2019 г. – 132,928 млрд. долл., 2020 г. – 141,824 млрд. долл., 2021 г. – 151,760 млрд. долл., 2022 г. – 162,726 млрд. долл. и 2023 г. – 174,316 млрд. долл.

Соответственно, на фоне существенного роста украинской экономики в ближайшие годы будет расти и рынок публичных закупок (включая сегмент государственных закупок).

С 1 августа 2016 г все процедуры закупок всех заказчиков в Украине происходят исключительно через электронную систему закупок Prozorro. Для того, чтобы начать работу в системе ProZorro, необходимо в ней зарегистрироваться.

На самом сайте prozorro.gov.ua нет блока регистрации, и регистрация не является необходимой для работы в системе в качестве наблюдателя.

По ссылке «Регистрация» (кнопка в верхнем правом углу стартовой страницы сайта) пользователь выбирает, что он желает зарегистрироваться как участник, после чего переходит на страницу Украинской универсальной биржи tender.uub.com.ua, которая является официальной аккредитованной площадкой системы государственных закупок Украины Prozorro.

Иными словами, для того, чтобы получить доступ к системе Прозорро и участвовать в торгах, нужно зарегистрироваться на электронной площадке tender.uub.com.ua.

В целом с появлением электронной системы Prozorro, которая стала обязательной в 2016 г. согласно Закону «О публичных закупках», участникам стало значительно проще начать работу на этом рынке, найти интересную закупку, подать предложение и выиграть торги в системе Прозорро.

В качестве положительного момента необходимо отметить, что вся информация о конкретной закупке доступна в свободном доступе в сети Интернет на официальном портале закупок Prozorro.gov.ua, где можно скачать соответствующее объявление и проанализировать тендерную документацию. В случае, если заказчик будет вносить изменения в тендерную документацию, в системе все равно остаются все предыдущие редакции документов – их также можно скачать и просмотреть.

Кроме того, открытыми являются все документы, которые участники добавляют в свои предложения о торгах, а также финальная цена победителя и заключенный с ним договор, а также изменения к нему. А благодаря сервису 007 (007.org.ua) можно найти все платежи, которые проходили через органы государственного казначейства между определенным заказчиком и участником.

КТО ПОКУПАЕТ (КТО ОБЯЗАН ПРОВОДИТЬ ТЕНДЕРЫ)

В публичных закупках Украины, которые регулируются отдельным одноименным законом «О публичных закупках» (далее – Закон), покупатель/клиент называется заказчиком.

Всех заказчиков условно можно разделить на три следующие группы:

1) монополисты – субъекты хозяйствования (преимущественно государственной или коммунальной собственности), которые занимают преимущественно монопольное положение в четко перечисленных в Законе (пункт 4 статьи 1) общественно важных видах деятельности (электроснабжение, железнодорожный и городской электротранспорт, коммунальные услуги, морские порты, аэропорты и др.).

2) традиционные заказчики-бюджетники, которые финансируются напрямую из государственного или местного бюджетов – органы государственного управления, органы местного самоуправления, юридические лица – бюджетные учреждения, финансируемые из государственного или местных бюджетов (учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки и др.).

Следует пояснить, что к этой группе также относятся Национальный банк Украины, Фонд гарантирования банковских вкладов населения, Пенсионный фонд Украины, фонды государственного социального страхования.

3) предприятия – государственные или коммунальные предприятия и их объединения как юридические лица, обеспечивающие нужды государства или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе при наличии одного из следующих признаков:

а) юридическое лицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;

б) органы государственной власти или органы местного самоуправления или другие заказчики владеют большинством голосов в высшем органе управления данного юридического лица;

в) в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50%.

КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ТОРГАХ

Потенциальный продавец или бизнес-партнер государства согласно Закона называется участником процедуры закупки – это физическое лицо (в том числе физическое лицо – предприниматель) или юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое подало тендерное предложение или приняло участие в переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки.

В Украине разрешено принимать участие в процедуре закупки практически всем желающим, имеющим статус физического или юридического лица. Важно подчеркнуть, что в отношении физического лица нет требований о том, что такое лицо должно быть зарегистрировано частным предпринимателем , то есть это может быть любое физическое лицо (гражданин Украины, лицо без гражданства с правом легального пребывания на территории Украины, иностранный гражданин).

В то же время, в отношении юридических лиц следует пояснить, что дочерние предприятия/компании и/или филиалы без статуса юридического лица не могут от своего имени участвовать в процедурах закупки, а могут это делать только от имени «материнского» юридического лица. Такое же ограничение существует в части объединений (консорциумов) юридических лиц без создания нового юридического лица.

Участие бизнеса в публичных торгах в Украине является платным – плата взимается не за регистрацию, а именно за представление тендерных предложений, то есть только в случае реального участия в конкретных торгах. Тарифы для участников устанавливаются правительством Украины.

За представление участником тендерного предложения оператор авторизованной электронной площадки взимает с участника плату в зависимости от стоимости закупки:

1) ожидаемая стоимость закупки до 20 000 гривен – размер платы составляет 17 гривен;

2) до 50 000 гривен – 119 гривен;

3) до 200 000 гривен – 340 гривен;

4) до 1 000 000 гривен – 510 гривен;

5) от 1 000 000 гривен – 1 700 гривен.

В случае отмены торгов или признания их не состоявшимися до момента раскрытия тендерных предложений, оператор авторизованной электронной площадки возвращает плату участнику.

ЧТО ПОКУПАЕТСЯ

То, что приобретается согласно Закону, называется предмет закупки – товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в рамках процедуры закупки, по которым участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Значение категорий товары, услуги и работы раскрываются в статье 1 Закона и при этом отправной точкой является именно определение термина «работы», поскольку в отличие от понятий «товары» и «услуги» понятие «работы» достаточно подробно описано в Законе в форме исчерпывающего перечня видов деятельности, которые являются работами и которые касаются объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения.

В данном случае разграничение предметов закупок на «товары/услуги» с одной стороны и «работы» с другой стороны является важным, поскольку для этих двух категорий существуют разные стоимостные границы применения Закона и различные правила определения предмета конкретной закупки.

В частности, стоимостной порог при закупке товаров и услуг составляет 200 тысяч гривен, в то время как стоимостной порог при закупке работ составляет 1,5 миллиона гривен.

Для заказчиков-предприятий из монополизированных, но общественно важных сфер (электроэнергетика, коммунальное хозяйство – «особые» клиенты) такие пороги при закупке составляют:

для товаров и услуг – 1 миллион гривен;

для работ – 5 миллионов гривен.

Кроме того, если стоимость предмета закупки равняется или превышает 50 тысяч гривен и меньше указанных выше порогов – заказчик проводит упрощенный электронный аукцион через систему Prozorro (так называемые «допороговые закупки») либо заключает прямой договор с выбранным на свое усмотрение поставщиком с обязательным обнародованием отчета о таком договоре в этой же системе электронных закупок.

С 1 января 2017 г. предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком на основе Единого закупочного словаря (CPV). Принятая в Европейском союзе и примененная в Украине система классификации предметов закупок называется Единым закупочным словарем (Commom Procurement Vocabulary, CPV), который состоит из основного словаря, который содержит наборы цифровых кодов и названий товаров, работ и услуг, а также из вспомогательного словаря для более точного описания предмета договора.

К слову, на сайте tender.uub.com.ua реализован поиск по ключевому слову, CPV-коду, номеру закупки, дате, заказчику, региону, статусу и типу процедуры.

КАК ПОКУПАЕТСЯ – ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ

Для закупок со стоимостью меньшей вышеуказанных порогов закупка может осуществляться через упрощенный аукцион.

Для закупок со стоимостью выше указанных порогов Закон определяет три процедуры закупок (две конкурентные процедуры – открытые торги и конкурентный диалог, а также одна не конкурентная – переговорная процедура).

Самой распространенной и основной является процедура открытых торгов.

Процедура открытых торгов – это максимально прозрачная процедура, которая позволяет участвовать в торгах любому поставщику, который заинтересовался конкретным объявлением и сопроводительной тендерной документацией и подал свое предложение.

Процедура открытых торгов может быть применена практически для любого предмета закупки, кроме тех случаев, когда рынок товаров и услуг объективно ограничен из-за отсутствия или ограниченности конкуренции.

Конкурентный диалог применяют в случае, если заказчик не может точно определить технические и качественные характеристики товара, работы, услуги и для этого ему нужны переговоры с рынком.

Конкурентный диалог является двухэтапной конкурентной процедурой, которая предусматривает проведение переговоров с участниками на первом этапе. Целью таких переговоров является подготовка оптимальных технических, качественных и иных характеристик предмета закупки.

Наиболее оптимальной эта процедура является для закупок, которые носят сложный, специализированный характер, в частности, для закупки строительных работ, комплексных услуг, выполнение которых возможно с использованием различных технических решений.

Необходимо отметить, что переговорная процедура является наименее конкурентной процедурой и поэтому представляет собой исключение. Это процедура, согласно которой заказчик заключает договор о закупке с участником без торгов, но после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Для применения переговорной процедуры закупки заказчик должен иметь одно из оснований, определенных исключительно в Законе (статья 35).

Такими основаниями являются:

1) отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке товаров, услуг и работ, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, но при отсутствии при этом альтернативы.

2) закупки произведений искусства или закупки, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса.

3) если заказчиком был дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в представленной тендерной документации.

4) существует насущная потребность в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения тендера, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам. Применение переговорной процедуры закупки в таких случаях осуществляется по решению заказчика по каждой процедуре.

5) существует необходимость проведения дополнительных строительных работ, не указанных в первоначальном проекте, но которые стали из-за непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта по совокупности следующих условий: договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ; такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50% от стоимости главного (первичного) договора.

6) существует потребность осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, поставщика услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с обслуживанием и эксплуатацией.

7) закупки юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты национальной безопасности и обороны, во время урегулирования споров, рассмотрения в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины на основании решения правительства Украины или введенных в действие согласно закону решений Совета национальной безопасности и обороны Украины.

В качестве положительного момента необходимо отметить, что переговорные процедуры находятся под пристальным вниманием государственного и общественного контроля, что позволяет минимизировать случаи недобросовестного использования этой процедуры.

Процесс электронного аукциона

Модуль аукциона общедоступен: любой человек может зайти на сайт auction.openprocurement.org и наблюдать за ходом всех аукционов в системе Прозорро в режиме реального времени.

Фирмы/предприниматели – участники аукциона получают по электронной почте от площадки tender.uub.com.ua ссылку для участие в аукционе. Соответственно, при переходе по этой ссылке можно увидеть, сколько времени осталось до начала вашего аукциона и после начала аукциона принять в нем непосредственное участие.

Когда начинается аукцион, система берет 5 минут перерыва до начала раунда. В это время можно увидеть количество участников аукциона и их начальные ставки однако без названия участников. Ценовые предложения являются анонимными и сортируются в порядке убывания от минимальной цены к максимальной цене.

Аукцион проходит в три раунда. Первым меняет цену участник с самой высокой ценой. Он может уменьшить цену своего предложения (не менее, чем на шаг, который был указан в объявлении о проведении торгов) или оставить ее без изменений.

У каждого участника есть 2 минуты для того, чтобы изменить предложение, затем очередь переходит к следующему участнику (ему предоставляется 2 минуты для внесения изменений). Затем система берет перерыв 2 минуты, очередность предложений меняется, и далее процесс повторяется.

После завершения третьего раунда отображаются конечные результаты аукциона – в этот момент раскрываются названия компаний-участников и их предложения на всех раундах торгов.

Если кроме цены применяются и другие измеряемые критерии (срок поставки, гарантийный период и др.) в аукционе используется так называемая «приведенная» цена. Такая цена рассчитывается системой автоматически на основе формулы и удельных весов заданных заказчиком критериев. Критерии устанавливается заказчиком в каждом тендере, при этом цена не может весить меньше 70%.

ТЕНДЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Тендерная документация – это документация об условиях проведения публичных закупок, которая разрабатывается и утверждается заказчиком и обнародуется для свободного доступа на авторизованной электронной площадке. По сути, тендерная документация является главным источником информации для потенциальных участников торгов о требованиях заказчика относительно поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Требования к содержанию тендерной документации описаны в статье 22 Закона, а определенные требования к оформлению тендерной документации и ее структуре установлены приказом Минэкономразвития №680 от 13 апреля 2016 г. «Об утверждении примерной тендерной документации».

Наряду с инструкциями по подготовке и оформлению участниками своих предложений тендерная документация содержит такие ключевые составляющие, как технические требования к предмету закупки, квалификационные требования к потенциальным участникам вместе с перечнем документов для их подтверждения, критерии и механизм оценки представленных предложений, проект договора о закупке и др.

В целом содержание, объем и уровень сложности конкретной тендерной документации обусловливаются спецификой и составом предмета закупки.

Квалификационные критерии и основания для отказа в участии в процедуре закупки

Тендерная документация должна содержать один или несколько квалификационных критериев к участникам согласно статье 16, требования к участию, установленные статьей 17 Закона.

Заказчик не требует документального подтверждения информации о соответствии требованиям статьи 17 в случае, если такая информация содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.

Несоответствие участника квалификационным критериям статьи 16 и статьи 17 приводит к отклонению его тендерного предложения.

Установление квалификационных критериев рассматривается не как право, а как обязанность заказчика, Закон не позволяет заказчику отказаться от их применения. Однако заказчику предоставляется право самостоятельно выбирать один или несколько из квалификационных критериев, которые приведены в перечне части второй ст. 16 Закона:

1) наличие оборудования и материально-технической базы.

Закон не устанавливает требований к наличию собственного оборудования, собственных производственных мощностей или собственных сооружений, зданий, помещений.

2) наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт.

3) наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

Определение аналогичных договоров зависит от предмета закупки, то есть отправным признаком аналогичности является именно одинаковость или максимальное сходство с предметом закупки. Нельзя считать обоснованным установление аналогии с клиентами, местом поставки и тому подобным. Документальное подтверждение, которое требует заказчик, должно свидетельствовать именно о фактическом наличии опыта выполнения аналогичного договора, а не просто о факте его заключения.

Основания для отказа в участии в процедуре закупки определены в ст. 17 Закона. На данный момент существует 11 таких оснований – от попытки дать взятку до банкротства и задолженности по уплате налогов.

Технические спецификации

Важнейшей составной частью тендерной документации является информация о необходимых технических, функциональных, качественных и количественных параметрах предмета закупки – техническая спецификация.

Технические спецификации должны отвечать, по меньшей мере, двум основным требованиям: во-первых, предоставлять детальное описание товара, работ или услуг, которые необходимы заказчику с четким изложением требований к предмету закупки, и, во-вторых – не иметь дискриминационный характер.

Важным требованием при составлении технической спецификации является то, что она не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае если такая ссылка объективно необходима, она должна быть обоснованной, а спецификация обязательно должна включать фразу «или эквивалент».

Типичные ошибки и нарушения в тендерной документации

1) установление требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников торгов.

2) отсутствие или нечеткая формулировка в тендерной документации обязательной информации, предусмотренной частью второй статьи 22 Закона, в частности, проекта договора о закупке.

3) разногласие, несогласованность отдельных условий и положений тендерной документации, в том числе противоречие, несогласованность проекта договора о закупке с другими условиями и положениями тендерной документации.

4) не указание требований к расчету цены предложения, что делает невозможным сравнение цен.

5) установление необоснованных критериев оценки предложений, не связанных с самим предметом закупки.

Примечательно, что Закон не содержит определения термина «дискриминационные требования», поскольку это в каждом конкретном случае существенно зависит от предмета закупки и соответствующего рынка.

Таким образом, устанавливая требования к участникам, заказчик должен самостоятельно проанализировать, каким образом то или иное требование повлияет на конкурентную среду при закупке конкретного предмета закупки, насколько оно обоснованно, какие нормативно-правовые акты его регулируют (например, лицензирование и техническое регулирование) и тщательно изучить рынок возможных поставщиков, провайдеров услуг, исполнителей.

В отдельных случаях достаточно сложно разграничить объективно необходимые, с точки зрения заказчика, требования к участникам и требования, которые могут быть расценены как содержащие дискриминационные признаки.

Однако необходимо отметить, что требования, которые ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации участников, как правило, касаются:

а) квалификационных критериев (в частности, безосновательные требования о наличии собственной производственной базы, необоснованные требования относительно количественных показателей численности собственного персонала, количественных и стоимостных показателей по опыту выполнения аналогичных договоров).

б) установления необоснованных требований о предоставлении участниками дополнительных документов, ограничивающих круг потенциальных участников (в частности, подтверждение наличия заявленного объема товара на складе участника, необоснованные требования о предоставлении подтверждения статуса участника как производителя товаров, опыта работы именно с бюджетными организациями).

в) дискриминационное определение технических требований к предмету закупки (в частности, необоснованное указание в технической спецификации детальных параметров товара определенного производителя, что делает невозможным поставку эквивалентного товара; а также наличие ссылок на технические стандарты, которые не используются в Украине или которые не касаются самого предмета закупки).

ТЕНДЕРНОЕ И ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Согласно Закона (статья 24) заказчик имеет право требовать от всех участников в составе тендерных предложений внесения тендерного обеспечения тендерного предложения, которое предоставляется только в виде гарантии. Целью такого обеспечения является гарантирование заказчику приемлемой защиты от «несерьезных» участников.

Размер тендерного обеспечения тендерного предложения составляет ≤0,5% для работ и ≤3,0% для товаров и услуг.

Выделяются следующие виды гарантий: банковская гарантия, страховая гарантия и гарантия финансового учреждения.

Наиболее распространенным на практике считается требование о предоставлении обеспечения в форме банковской гарантии.

Срок возврата обеспечения тендерного предложения составляет 5 банковских дней.

Обеспечение предложения торгов не возвращается заказчиком в случае:

1) отзыва предложения торгов участником по истечении срока его представления.

2) не подписания участником, ставшим победителем процедуры торгов, договора о закупке.

3) не предоставления победителем процедуры торгов в установленный статьей 17 Закона срок документов, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных этой же статьей 17 Закона.

4) не предоставления победителем процедуры торгов обеспечения выполнения договора о закупке, если предоставление такого обеспечения предусмотрено документацией торгов.

Заказчик, как и в случае обеспечения предложения, имеет право требовать от участника-победителя внесения им не позднее даты заключения договора о закупке обеспечения исполнения договора, если внесение такого обеспечения предусмотрено тендерной документацией.

В отличие от обеспечения предложения в Законе нет ограничений относительно форм и видов обеспечения исполнения договора, которые заказчик может определить в тендерной документации и впоследствии в договоре.

Заказчик возвращает обеспечение выполнения договора о закупке:

1) после выполнения участником-победителем договора.

2) в случае признания судом результатов процедуры закупки или договора о закупке недействительными.

3) в случаях ничтожности договора, предусмотренных статьей 37 Закона.

4) согласно условиям, указанным в договоре, но не позднее чем в течение 5 банковских дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Размер обеспечения выполнения договора о закупке не может превышать 5% стоимости договора.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПКАХ

1) Рекомендуется определить не менее двух лиц для работы в системе, если запланировано участие в большом количестве закупок. Это позволит одному работнику готовить и направлять документы для участия в торгах, а другой же может заниматься аналитикой (проводить анализ предыдущих закупок, определять, кто является конкурентами, по каким ценам они выигрывают, в каких процедурах участвуют) и разрабатывать стратегию участия в тендерах.

2) Изучение партнеров. Данная рекомендация касается и вдумчивого выбора электронной торговой площадки (с учетом удобства интерфейса, доступных услуг и тому подобного), и проверки добросовестного исполнения соответствующими заказчиками всех условий договоров, особенно оплат по тендерным договорам. Также стоит проанализировать, как часто и почему заказчик отменяет закупки уже после аукциона и др.

3) Не следует откладывать подачу предложения до последнего момента. Система настроена таким образом, что если цены предложений участников совпадают, то последнее право хода в аукционе будет иметь тот, кто раньше подал свое предложение.

4) Коммуникации с заказчиками. Не стоит стесняться задавать вопросы – все вопросы/ответы хранятся в системе и доступны для всех пользователей системы для просмотра в любое время.

Вопросы участников анонимны до окончания аукциона и только в виде текста (дополнительные файлы не могут подгружаться). При этом заказчик отвечает на все вопросы в системе и при необходимости загружает дополнительные файлы (например, дополнительную техническую информацию, фотографии и др.).

5) Для того, чтобы реально соревноваться в аукционе, убедитесь в вашей регистрации именно как участника, а не наблюдателя.

6) Самая низкая цена – залог выигрышного положения. Аукцион построен на такой логике, что последний ход каждого раунда делает тот участник, который подал предложение с самой низкой ценой. При этом система принимает или оставление без изменений, или понижение предыдущей цены на сумму шага аукциона, определенного заказчиком.

7) Не паникуйте, если конкурент ставит нереально низкую цену. Это не должно предопределять немедленный уход с аукциона, поскольку весьма вероятно, что при рассмотрении предложения такого «демпинг-участника» заказчик может отклонить его предложение, как не соответствующее условиям закупки. Тогда заказчик будет рассматривать следующее лучшее по цене предложение, и это вполне может быть именно ваше предложение.

8) Проверьте время начала вашего аукциона.

В данном случае следует обеспечить стабильный доступ к сети Интернет на время проведения аукциона.

Кроме того, имейте ввиду, что участие в аукционе также можно принять, используя ваш смартфон.

Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Оставить комментарий