Как Верховная Рада может повлиять на озоновый слой?

03.10.2018 – 16 сентября 1987 года был подписан Монреальский протокол, целью которого является защита озонового слоя, необходимого для сохранения жизни на Земле. Еще в 2012 году совещание сторон Монреальского протокола о веществах, разрушающих озоновый слой, приняло решение о невыполнении Украиной требований протокола, а в 2017-м истек срок относительно законодательного урегулирования этого вопроса и в части реализации соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС.

Осенью 2018 года Верховная Рада должна рассмотреть законопроект «Об озоноразрушающих веществах и фторированных парниковых газах», который является не просто выполнением Украиной международных обязательств, но и должен обеспечить снижение выбросов и постепенное уменьшение объемов использования веществ, вызывающих разрушение озонового слоя.

Читайте также: Замминистра Николай Кузьо: Это часть этики человека – бережно относиться к тому, что есть вокруг

Петр Пантелеев: В городе ежегодно образуется 1,2 млн. тонн мусора, столице нужны два или три завода для его утилизации

Климатолог Светлана Краковская: Игнорирование проблемы изменения климата хуже терроризма

Дилемма на Днестре. Экологи против гидроэнергетиков

Почему создание законодательной базы является важным не только с юридической точки зрения, и как принятие этого закона отразится на бизнесе и гражданах? 

Где я, а где озоновый слой?

От поверхности Земли до стратосферы, где находится озоновый слой, – от 15 до 35 километров. В его толще, концентрация О3 в 10 раз выше, чем у нас за окном. Благодаря этому весь растительный и животный мир защищен от солнечного излучения, а именно коротких ультрафиолетовых волн, которые в большом количестве губительны для живых организмов.

Для сравнения можете представить мягкое солнце бабьего лета и прямые солнечные лучи внутри дня – где-то в районе экватора, только длятся они не час-два, а весь световой день.

В 1985 году британские ученые открыли озоновую дыру над Антарктидой – круг с диаметром более 1000 км, что показывало падение концентрации озона на 10-40%.

Подписанием Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола на ее основе, государства мира начали борьбу с озоноразрушающими веществами, в результате чего дыра уменьшается на 0,8% ежегодно, и может вернуться к норме уже в 2075 году. А при худшем сценарии – на эти же годы приходится критическая потеря планетой озонового слоя.

До озонового слоя 15 км, до Антарктиды 15 тысяч км, а проблемы могут возникнуть под носом – рак кожи, заболевания глаз (катаракта и слепота), ухудшение работы иммунной системы, старение кожи. А глобальнее – наводнения, засухи и другие катаклизмы из-за изменения климата, снижение плодородия почв, разрушение пищевых цепочек и потеря тысяч видов животных и растений.

Правовое поле 

В Монреальском протоколе перечислены вещества и их соединения, которые разрушают озоновый слой. Каждое новое вещество, присутствие которого является разрушительным для озонового слоя, прилагалось к Протоколу специальной поправкой.

Отдельная история касается фторированных парниковых газов, которые были включены в Монреальский протокол Кигалийской поправкой 2016 года, ведь они используются сегодня как заменители озоноразрушающих (то есть в тех же отраслях): они не оказывают озоноразрушающий эффект, но являются парниковыми газами со значительным потенциалом глобального потепления.

Решение о распространении сферы действия Монреальского протокола и на фторированные парниковые газы было принято через эффективность Монреальского протокола, который считается одним из самых успешных международных договоров.

Правда, если в отношении озоноразрушающих веществ международные обязательства требуют от Украины уже свести к минимуму использование, то регулирование фторированных газов значительно мягче и предусматривает постепенное сокращение.

Озоноразрушающие вещества и фторированные газы – сложные химические формулы, которые на самом деле напрямую касаются нашего ежедневного быта – это некоторые спреи, холодильное оборудование, косметические средства, которые из-за массового использования имели прямое влияние на стратосферу. Если говорить количественно, крупнейшие поставщики озоноразрушающих веществ – холодильники и кондиционеры.

Большинство наших компьютеров, электроники и частей нашей техники были очищены озоноразрушающими растворителями. Автомобильные панели, изоляционная пена в наших домах и офисах, водогрейные котлы и даже подошвы для обуви были сделаны с помощью этих же веществ.

Офисы, компьютерные средства, военные базы, самолеты и корабли широко применяют галлоны для пожарной охраны. Все виды спреев, такие как спреи для волос и ингаляторы, используемые пациентами с астмой, были сделаны с использованием озоноразрушающих элементов. Даже овощи часто обрабатывались бромистым метилом для того, чтобы уничтожить вредителей.

Производители таких средств заинтересованы получить максимальную прибыль, и мало задумываются над тем, что происходит с опасными испарениями после продажи.

Следовательно, если государство стремится контролировать количество выбросов озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов – оно должно ввести соответствующее законодательство.

Есть три ключевых принципа законодательного регулирования в этой сфере:

– запрет производства озоноразрушающих веществ и постепенное уменьшение объемов их использования;

– предотвращения утечек и выбросов озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов (периодические проверки оборудования, обучение персонала, проводящего проверки);

– контроль осуществления операций с контролируемыми веществами (квоты, мониторинг, отчетность).

Для того чтобы достичь уменьшения выбросов озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов, необходимо вести последовательную государственную политику, которая не будет «шоковой терапией» для бизнеса и давать реальные результаты.

Для этого проектом закона предусматривается внедрение государственного регулирования деятельности с контролируемыми веществами (то есть теми, которые наносят вред озоновому слою и глобальному климату):

– производство,

– использование,

– обращение,

– размещение на рынке,

– импорт и экспорт.

Согласно закону и международным обязательствам Украины, производство — запрещено. Для использования (обслуживание оборудования, заправка, дозаправка) и обращения (транспортировка, рециклинг, обезвреживание) необходимо приобрести статус оператора контролируемых веществ.

Для импорта веществ необходимо получить долю квоты и лицензию Минэкономразвития, а для экспорта — только лицензию.

По замыслу, запланирован также запрет на импорт и размещение на рынке товаров, содержащих контролируемые вещества (за исключением случаев, установленных законом), а также запрет производства продукции, которая нуждается в озоноразрушающих веществах, что вместе должно свести к нолю потребность в использовании озоноразрушающих веществ.

Другое не менее важное предостережение – уже ввезенные товары могут быть легально реализованы на рынке.

Для того чтобы правительство могло реально оценить имеющееся количество озоноразрушающих веществ в стране и прогнозировать потребности рынка в них, законопроектом предусмотрена обязательность внесения информации предприятиями относительно названий, объемов этих веществ и видов деятельности, которые с ними проводятся.

Эффект бабочки 

Таким же магическим образом, каким озоноразрушающие вещества из кухни в Чернигове попадают в дыру в Антарктиде, так и регулирование для предотвращения изменения климата в результате коснется каждого, ибо все мы живем на одной планете под одним зонтом озонового слоя.

По подсчетам Минприроды, законопроект напрямую повлияет более чем на 2000 средних, малых и микропредприятий (доля микро – 79,4%), а это значит, что эти предприятия будут искать альтернативу контролируемым веществам, потребуют инвестиций в адаптацию производственных процессов.

В Украине нет производства самих веществ, но есть производство товаров с их использованием (такие товары будет обязательно промаркировать за 6 месяцев со дня опубликования закона), либо сами производственные процессы настроены таким образом, что озоноразрушающие вещества кажутся незаменимыми.

Этот законопроект для многих компаний может быть вызовом, что заставит обновить производство, пересмотреть базу поставщиков и искать инновационные решения на месте привычных налаженных процессов.

Однако здесь следует напомнить об альтернативе по не принятию закона – санкции, которые со стороны Монреальского протокола могут наложить на Украину.

Значит невыполнение международных обязательств – это не только вопрос имиджа страны, но и опасность для бизнеса и граждан.

Если Украина не принимает новое законодательство для более действенного контроля над озоноразрушающими веществами (в том числе вводит постепенный запрет на импорт оборудования, содержащего или зависящего от озоноразрушающих веществ) тогда стороны протокола могут запретить экспорт озоноразрушающих веществ в Украину из других государств.

Такое внезапное решение может привести к коллапсу на всех уровнях, где используются охлаждающие приборы и оборудование, то есть – от супермаркета на углу вашего дома до охлажденных серверов крупных it-компаний.

Интересно, что обновление производства с альтернативным к озоноразрушающим веществам является положительным моментом для окружающей среды не только с точки зрения защиты озонового слоя или противодействия изменению климата, но и для энергоэффективности самих предприятий. По расчетам, можно достичь повышения энергоэффективности оборудования на 20-40%.

Кроме этого, в рамках проектов UNDP существуют возможности получения финансирования для компаний, которые отказываются от озоноразрушающих веществ.

Для граждан законопроект о озоноразрушающих веществах – это исчезновение с рынка нескольких позиций, но опыт других стран и рыночная экономика подтверждают, что «свято место пусто не бывает», и для них быстро найдется экологичная альтернатива.

Более того, если вы готовы бороться с разрушением озонового слоя еще до вступления закона в силу, советуем почитать брошюру онлайн.

Для депутатов голос за этот закон – это маленький вклад в будущее планеты, которое может буквально вылететь в дыру, если оставить все, как есть.

Автор: Николай Кузьо, заместитель министра экологии и природных ресурсов по вопросам евроинтеграции.

Источник: Украинская правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий