Как введение электронной валюты в Китае повлияет на финансовые системы западных стран

Начиная с 1970-х, среди банкиров, финансистов и бизнесменов Западной Европы очень популярным финансовым инструментом стали так называемые европейские доллары США, или сокращенно – евродоллары. Евродоллар — это право на определенную сумму долларов, которые учитываются на счете в каком-то американском банке и принадлежат какому-то европейскому банку.

Благодаря тому, что европейцы с помощью своих банков рассчитывались между собой не долларами, а правами на них, они избегали контроля над своими операциями со стороны американского регулятора – Федеральной резервной системы. Пользовалось когда-то евродолларами и правительство Советского Союза.

Китаю, который владеет долларовыми валютными резервами на сумму более чем $3 трлн., и имеет разветвленную систему мощных государственных банков, и который будет иметь (а может, уже имеет) соответствующую электронную платформу, не будет слишком сложно запустить свой финансовый рынок юань — доллар.

В то же время если китайское правительство, вне всяких сомнений, будет очень жестко контролировать и регулировать операции с e-CNY, которые будут проводить внутри страны, то в отношении иностранцев, которые будут проводить операции за пределами Поднебесной, внедрят политику максимальной дерегуляции. Это, безусловно, сделает любые финансовые операции с электронными юанями за пределами Китая очень привлекательными: e-CNY благодаря этому сможет стать мировой валютой, не менее популярной, чем доллар США.

Смогут ли страны евроатлантического региона противопоставить этому свои электронные валюты и построенные на их платформе финансовые рынки? А вот с этим будут большие проблемы. Тут дело не в технологическом вопросе дела – с этим как раз в регионе все хорошо. Проблема состоит в другом аспекте, а именно в существенных особенностях устройства западной финансово-банковской системы. Если упрощенно и кратко, то современная финансово-банковская система во всех странах мира построена таким образом:

  1. Центральные банки (ЦБ) поддерживают свои системы электронных платежей (СЭП), через проводящие расчеты между банками и государственным казначейством соответствующей страны и через которые центральные банки запускают в оборот дополнительные суммы денег.

Эти самые дополнительные деньги (свои безналичные обязательства) ЦБ имеют право запускать в денежном обращении, только используя процедуры кредитования банков под залог государственных обязательств или, в крайнем случае, через покупку у банков тех самых обязательств государства, которые выпускает Госказначейство или Министерство финансов (Государственное казначейство является составляющей Министерства финансов).

Здесь считается, что государство может получать деньги только от поступления налогов и от продажи своих обязательств банкам. То, на каких условиях банки покупают у казначейства государственные обязательства и на каких условиях кредитуются в ЦБ под залог этих обязательств или на каких условиях продают обязательства государства ЦБ – это отдельная история, и мы на этом останавливаться не будем.

После того как Государственное казначейство получает от банков деньги (то ли от поступления налогов от банковских клиентов, то ли от ЦБ через процедуры рефинансирования или покупки у банков государственных обязательств), оно, как полагают, эти деньги может вновь направить в банки. Как финансирование государственных расходов для зачисления этих средств на счета соответствующих клиентов этих учреждений.

  1. Если банки получают от государственного казначейства безналичные обязательства своего ЦБ, то на счета своих клиентов банки причисляют не эти обязательства, а собственные безналичные обязательства. Современная финансово-банковская система предполагает существование в роли денег несколько видов обязательств: безналичные обязательства ЦБ, безналичные обязательства банков и, разумеется, наличные деньги, являющиеся наличным обязательством ЦБ.

Безналичные обязательства карточных платежных систем (к которым относятся и карты электронных банков) – по сути лишь права на безналичные обязательства банков, в которых как их клиенты обслуживаются определенные операторы соответствующих карточных платежных систем или систем электронных банков. В то же время безналичными обязательствами ЦБ могут пользоваться только Государственное казначейство и банки, все остальные – только безналичными обязательствами банков и наличными (наличными обязательствами ЦБ).

Со временем страны Запада под давлением соперничества с Китаем все же будут вынуждены выработать свою политику по внедрению электронных денег, определению сферы их обращения и концепции соответствующего реформирования всей своей финансово-банковской отрасли.

  1. ЦБ и банки имеют возможность выпускать в обращение любой объем своих безналичных обязательств – это называется кредитной экспансией. Обусловлено это очень простым фактом.

Дело в том, что банку для того, чтобы дать в долг собственные безналичные обязательства, надо лишь увеличить на соответствующую сумму активный счет «Задолженность клиента по предоставленным ему кредитам» и на ту же сумму увеличить пассивный счет «Средства на счете клиента». Здесь ясно, что эта операция не нарушает баланс активных и пассивных счетов.

Обычно кредитная экспансия ЦБ ограничивается показателями государственного бюджета, утвержденного парламентом, а кредитную экспансию банков ограничивают нормативы банковского надзора ЦБ.

Кроме того, в таких странах, как Украина, в денежном обращении которых ощутимо не хватает безналичных денег и где 96% межбанковских платежей осуществляются через систему электронных платежей ЦБ (СЭП), дополнительно ограничивает кредитную экспансию наличие на счетах банков в СЭП достаточного объема безналичных обязательств ЦБ.

В таких странах, как США, где 95% межбанковских платежей – это межбанковский клиринг, таких проблем нет. Понятно, что кредитная экспансия – это один из основных источников прибыли банков евроатлантического региона. Таким образом, вся финансово-банковская система Запада построена на операциях банков с государственными обязательствами и возможностями осуществлять банковскую кредитную экспансию.

Но фундамент этой финансово-банковской системы имеет несколько слабых мест. Самые главные — это существование в роли денег банковских безналичных обязательств и обязательств карточных систем (а также обязательств электронных банков) и запрет на прямое перечисление ЦБ своих безналичных обязательств непосредственно Государственному казначейству без оформления долга казначейства перед ЦБ.

Все эти вещи имели смысл и экономическую подоплеку во времена, когда банки одалживали Государственному казначейству деньги через предоставление в долг монетного металла, то есть золота или серебра в слитках или в монетах. Так же и обязательства банков имели смысл только в те времена, когда они выпускали банкноты, обеспеченные все тем же монетным металлом. Эти времена давно прошли.

В настоящее время деньги (безналичные обязательства ЦБ и банков) «изготавливают» путем легкого нажатия нескольких клавиш клавиатуры соответствующего банковского компьютера. Поэтому современные обязательства банков и различных платежных систем – это уже только бесполезный рудимент денежного обращения.

В то же время с отменой металлического стандарта денег исчезла и экономическая подоплека «бюджетного ограничения», то есть в наше время налоги на самом деле не являются источником доходной части бюджета, ее «формируют» компьютеры ЦБ. Итак, в основе существующей мировой финансово-банковской системы находятся вещи, которые уже давно не имеют никакого экономического смысла.

Поэтому после того, как ЦБ начнут выпускать электронные деньги, они, разумеется, могут продолжать свои игрища с кредитами рефинансирования под залог государственных обязательств. Но в безналичных обязательствах банков и платежных систем (и обязательствах электронных банков) уже не будет никакой надобности, и потому все участники рынка очень быстро перейдут на электронные деньги ЦБ.

После этого традиционные коммерческие банки кредитно-депозитных учреждений превратятся в простых расчетно-кассовых агентов своих Центробанков, а кредитно-депозитные функции сконцентрируются в ЦБ.

Конечно, такая перспектива не устраивает ни западные банки, ни тех финансистов региона, которые благодаря возможности банков осуществлять неограниченную кредитную экспансию вместе с ними зарабатывают на этом очень большие деньги.

Понятно, что к этому не готовы и в высшей степени, финансированные в огромном количестве ЦБ евроатлантического региона, которые давно уже воспринимают производственно-торговый сектор экономики как некий «черный ящик». Поэтому сейчас в соответствующих кругах Запада идут очень острые дискуссии относительно сроков перехода на электронные деньги и необходимости вообще это делать. В отличие от стран евроатлантического региона, Китай таких проблем не имеет.

После того как будут закончены тестовые испытания e-CNY, для отмены безналичных обязательств китайских банков и перехода денежной системы Поднебесной на электронный юань тамошнему правительству будет достаточно принять соответствующее постановление. После чего государственные банки КНР (а других банков там, по сути, нет) дисциплинированно конвертируют остатки на счетах своих клиентов и их долги в e-CNY с последующим погашением безналичных обязательств. И дальше будут выполнять задания Коммунистической партии и соответствующие планы правительства.

Так же и Народный банк Китая может пополнять счета Министерства финансов КНР, не прибегая к громоздким процедурам рефинансирования под залог долгов государства. А выполняя простую бухгалтерскую операцию: увеличение активного счета «Объем e-CNY в обращении» и увеличение пассивного счета «Счет Министерства финансов КНР в СЭП Народного банка Китая», обеспечивая Минфин своей страны необходимым объемом денег.

Понятно, что западные страны будут вынуждены как-то на это реагировать. Если какая-то из них и решится внедрить полноценные электронные деньги, да еще и без каких-либо ограничений их оборота, то произойдет это нескоро. Потому что для евроатлантического региона это серьезная революция в банковско-финансовой сфере, которая нанесет сокрушительный удар не только финансиализации, но и вообще по всему специфическому западному финансовому капитализму, который своим почти 500-летним корнями уходит вглубь позднего европейского средневековья.

Вероятнее всего, сначала страны евроатлантического региона ограничатся сугубо политическими мерами, например, будут мешать использованию денег в виде юань — доллара и e-CNY за пределами Китая.

Понятно, что это еще больше осложнит и без того непростые отношения с Пекином. Как бы то ни было, но со временем страны Запада под давлением соперничества с КНР все же будут вынуждены выработать свою политику по внедрению электронных денег, определить сферы их обращения и концепции соответствующего реформирования всей своей финансово-банковской отрасли.

Понятно, что все это время, пока будут происходить финансово-политические баталии между странами евроатлантического региона и Китаем, финансовые и сырьевые рынки (особенно финансиализированные) будет сильно штормить, что отнюдь не будет способствовать нормальному функционированию мировой экономики.

Автор: Константин Паливода

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий