Вскоре бумажные документы совсем уйдут в прошлое. Где и какие услуги можно получить с помощью документов в смартфоне?
6 августа 2021 года президент Владимир Зеленский подписал закон, предусматривающий цифровизацию всех публичных услуг в стране. Документ вступит в силу 7 ноября. С этой даты начинается внедрение режима paperless («без бумаг»), который должен завершиться в 2024 году. С этого времени ни один госорган не будет иметь права требовать у вас бумажные справки, потому что вся информация о вас будет в реестрах.
Также с 23 августа этого года, чтобы подтвердить свою личность в государственных и частных учреждениях, достаточно предъявить цифровые документы в приложении «Дия». Итак, вскоре бумажные документы совсем отойдут в прошлое.
Готовиться к этому событию в профильном Министерстве цифровой трансформации начали задолго до принятия закона. Год назад состоялась презентация обновленного приложения «Дия», которая предоставила возможность бизнесу приобщиться к сервису.
За это время партнерами приложения «Дия» стали сотни организаций. Из приложения можно пройти регистрацию на самолет, открыть счет в банке, оформить услуги мобильного оператора на контрактной основе.
Однако до завершения проекта «Цифровое государство» еще далеко. Документы из приложения принимают половина банков, и только каждое третье министерство. Ознакомиться с материалами дела стороны могут только в одном из 38 судов, среди почти 800 существующих.
Очевидно, за месяц власти не смогут покрыть страну цифровыми документами. Как минимум, из-за того, что по внутренним KPI Минцифры полный переход Украины в цифровой формат предоставления публичных услуг состоится до 2024 года.
Где и как бизнес внедряет цифровизацию публичных услуг, и в каких случаях без бумажных документов нельзя будет обойтись даже после 7 ноября?
Банки
Первыми после презентации Diia Summit 5 октября 2020 года к приложению присоединились государственный Приватбанк и частный Monobank. «В течение первого же дня получили более десяти заявок от других банков», – вспоминает руководитель направления внедрения в Минцифре Денис Иванов.
Услуги банков, которые украинцы могут получить с использованием цифрового приложения, делятся по формату обслуживания: онлайн и офлайн. Например, из 75 присутствующих на рынке банков опция дистанционного открытия счетов доступна в пяти учреждениях. По данным Минцифры, эту услугу предоставляют Monobank, А-банк, банк «Глобус», Альфа-банк и ПУМБ.
Для дистанционного открытия счета достаточно загрузить приложение одного из этих банков и при заполнении информации избрать функцию «идентифицироваться с помощью цифровых документов в «Дия».
Ассортимент услуг, которые можно получить в отделениях, значительно шире. Базовый комплект — это идентификация лица при осуществлении платежей (в том числе погашение кредита, пополнение депозита, денежные переводы) и выдаче средств.
Также можно взять кредит или получить выплаты от Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Правда, такие опции есть не во всех банках-партнерах проекта.
«Дия» можно использовать для платежей, формирования юридического дела. Планируем реализовать интеграцию и при оформлении кредитов», – отметил член правления по развитию розничного бизнеса «ОТП банка» Олег Клименко.
В общем, подключение банков к программе хромает. Получить услуги по применению можно в отделениях только 16 учреждений. Среди партнеров отсутствуют государственные Укрэксимбанк, Укргазбанк и ориентированный на население Ощадбанк.
«В Ощадбанке очень тяжелые процедуры согласования», — поясняет Иванов. По его словам, до конца 2021 года партнерами «Дия» станут еще семь банков.
Опрошенные ЭП финансовые учреждения заинтересованы в использовании цифровых документов при взаимодействии с клиентами. Особенно те, которые ориентируются на физических лиц. Банки занимались внедрением «Дия» в основном силами внутреннего IT ресурса. Например, у «Креди Агриколь» на это ушло несколько недель. А в «Идея Банке», между началом обслуживания в кассах по документам с «Дия» и переходом к более сложным операциям прошло несколько месяцев.
«Для Ibox Bank работа с государственным предприятием «Дия» не принесла никакой финансовой нагрузки, кроме планового расширения нашего штата IT-департамента», – отметил председатель правления банка Петр Мельник.
Торговля
Единственная опция «Дия», которой пользуется ритейл в отношениях с клиентами, – это проверка возраста лиц при покупке товаров, на которые действуют ограничения. Например, сигареты и алкоголь разрешено продавать тем, кто достиг 18-летнего возраста.
Работать с «Дия» могут только 16 сетей продуктовых магазинов и супермаркетов. В списке пока отсутствуют как популярные в стране бренды (Novus, «Ашан», «Экомаркет»), так и менее известные сети («Рукавичка», «Делви»).
«С «Рукавичкой» и «Ашаном» идут переговоры. Novus был одним из первых ретейлеров, с кем начались переговоры. Сейчас они закупают оборудование, в частности, для обустройства касс самообслуживания. Подключение Novus ожидается к концу 2021 года», – говорят в Минцифре.
Приобщение в проект магазинов по продаже техники зависит не от ретейлеров, а от организаций, которые под их крышей предоставляют сопутствующие финансовые услуги. Речь идет о проверке данных при оформлении кредитов и договоров страхования.
В списке партнеров «Дия» уже есть «Цитрус», can.ua, «Фокстрот» и Moyo. При этом отсутствует ряд крупных компаний: «Алло», «Эльдорадо» и Comfy. «При оформлении кредитов клиента через «Дия» идентифицируют банки-партнеры, поэтому вопросы интеграции с «Дия» решаются на стороне банков-партнеров», – пояснили в Comfy причину того, почему не планируют прямой интеграции с «Дия».
В Moyo приложение «Дия» используют и в офлайн-сети, и в интернет-магазине. Среди основных операций – проверка лица при получении оплаченного заказа, а также при оформлении покупок в кредит.
В одном из магазинов электроники ЭП объяснили, что подключаться к «Дия» есть смысл лишь для тех ретейлеров, которые имеют собственную финансовую компанию, которая выдает розничные кредиты на технику. В противном случае использование приложения в этой сфере сведется к проверке документов покупателя при возврате им товара.
Государственные органы
Государственный сектор, использующий «Дия», можно разделить на три составляющие: суды, центры предоставления административных услуг и другие государственные органы. Уровень покрытия первых – 3,5%. По данным Государственной судебной администрации, в Украине работают 760 судов, а документы по приложению «Дия» принимают только 38.
С помощью приложения можно подавать документы, знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, или просто попасть в здание суда. Ситуация с ЦПАУ значительно лучше, партнерами «Дия» является подавляющее большинство центров предоставления административных услуг. Из зарегистрированных в Украине более 800 ЦНАП приложение работает в 706, здесь необходимо сканировать код и поделиться копией цифрового документа через приложение.
В других государственных учреждениях все гораздо хуже. Лишь в шести ведомствах, включая правительство, с помощью «Дия» можно попасть в их здания.
Среди перечисленных партнерских с приложением «Дия» учреждений являются все 25 центров занятости и все 25 центров обслуживания налогоплательщиков, однако отсутствует большинство министерств и почти все подчиненные правительству органы исполнительной власти и областные администрации, Национальный банк, Верховная рада и Офис президента.
Почему государственные органы неохотно подключаются к приложению «Дия»? В Минфине этот процесс не начался, потому что его внутренние документы не предусматривают предоставления публичных услуг. «Министерство финансов в настоящее время не планирует подключение в интегрированную систему электронной идентификации», – рассказали в Минцифре.
Собеседники ЭП отмечают, что подключение к приложению «Дия» невозможно без решения руководства, которое, в частности, сдерживается необходимостью создания ответственных за это подразделение. Но жалуются, мол, Минцифра забрала все грантовые средства на цифровизацию, а бюджетных денег не хватает.
На момент выхода публикации Минцифры не ответило на запрос ЭП относительно объемов и источников финансирования проекта «Дия».
После выхода публикации редакция получила ответ Минцифры, из которого следует, что на разработку и модернизацию «Дия» в течение 2020-2021 годов потрачено 48,4 млн. грн бюджетных средств. В течение 2019-2021 годов на создание и модернизацию портала дополнительно потрачено 27,6 млн. грн средств от проектов международной технической помощи. Последнюю помощь предоставляли через правительственные организации США, Швейцарии и Швеции.
«У нас есть приоритеты правительства, проекты международной технической помощи работают, чтобы помочь реализовать такие приоритеты. И помогают всем, и Минцифре, и Минюсту, и ГИАГ (Государственная инспекция архитектуры и градостроительства). Грантовые средства не выделяются напрямую Минцифре. Доноры выделяют финансирование на цифровизацию для каждого органа отдельно», — возразили в ведомстве.
Транспорт
В украинских аэропортах приложение «Дия» принимают только на внутренних рейсах. При вылете за пределы Украины пассажирам необходимо предъявлять заграничные паспорта, поскольку для использования за рубежом е-паспорта для выезда за границу необходимо признание украинского цифрового документа другими странами и обеспечение возможности его проверки.
В Украине работают 20 аэропортов, и как заявили в Минцифре, приложение принимают все осуществляющие внутренние перелеты. В аэропорту «Борисполь» ЭП рассказали о намерениях купить планшеты для использования «Дия» на служебных пропускных пунктах и в бюро пропусков для попадания на режимный объект, где сейчас используют бумажные паспорта.
Партнерство с приложением «Дия» имеют только три авиаперевозчика: Международные авиалинии Украины, Sky Up и Windrose. Благодаря этому регистрация на рейс, сдача багажа и посадка на самолет может осуществляться с помощью приложения.
Приложение «Дия» принимают и шесть наземных перевозчиков: «Укржелдор», Autolux, Ecolines, Guncel Lines, «Рем транс» и ООО «ВТЛ». Правда, последняя вскоре потеряет статус партнера, поскольку компания лишь протестировала функционал и фактически не пользуется.
Примечательно, что компания «РЭС транс» предоставляет складские, таможенные и экспедиторские услуги, а ООО «ВТЛ» предоставляет транспортные услуги, не связанные с перевозкой пассажиров. «К перевозчикам относятся и компании, которые перевозят грузы. Некоторые компании требуют копии документов при предоставлении услуги», – ответили в Минцифре.
В наземных перевозках пассажиры с помощью «Дия» могут приобрести билеты и пройти на посадку. Приложение принимается только на внутренних маршрутах.
Где еще используется приложение «Дия»
Список партнеров проекта широк, однако полностью охватить определенный сектор удалось лишь в сегменте мобильной связи. Главным образом — для подключения клиентов к контрактной форме обслуживания.
В lifecell отметили, что их абоненты могут восстановить потерянную sim-карту, подтвердив личность через «Дия». В «Киевстаре» приложение можно использовать при переходе абонентов от других операторов без потери номера.
Работают с «Дия» 60 отелей и 4 туристические компании. Клиенты отелей могут быстрее заселиться – необходимо лишь отсканировать код приложения на рецепции, а клиенты туристических фирм имеют возможность быстрее оформить страховку.
Сотрудничество с 46-ю коммунальными организациями сводится к изменению через смартфон поставщика. Один из партнеров «Дия» – государственный «Нафтогаз».
Понемногу начинают работать в цифре и учебные заведения. По данным Госстата, в Украине насчитывается 280 университетов, из которых лишь 24 являются партнерами «Дия».
«Студенты, работники университета и граждане с помощью сканирования QR-кода могут поделиться копией цифровых документов в виде информации, содержащейся в государственных реестрах, заверенной электронной цифровой подписью «Дия», – говорится в сообщении Прикарпатского национального университета.
Присоединились к прогрессу и всего 19 больниц, из которых 8 — государственных. С помощью приложения заведения проверяют данные пациентов, с которыми заключают сделки.
Новоиспеченным родителям «Дия» позволяет воспользоваться услугой «єМалятко». По заявлению, поданному на портале, можно зарегистрировать рождение ребенка и получить до девяти государственных услуг от различных органов власти.
Почтовые компании представлены «Новой почтой», «Укрпочтой» и SAT. Здесь «Дия» используют для проверки личности клиента при получении посылки.
Среди партнеров «Дия» есть также 10 развлекательных заведений. Там приложение позволяет проверить возраст клиента и наличие у него COVID-сертификата.
Можно жаловаться
В течение последнего года бизнес и госорганы могли отказать владельцам цифровых паспортов в предоставлении услуг. Минцифры это лишь фиксировало. «Мы фиксируем все жалобы. Часто отказы являются не саботажем, а лишь неосведомленностью. Например, руководство не довело до сведения. Если это влечет существенное нарушение прав граждан, конечно, мы говорим об ответственности. В суд граждане еще не обращались», – рассказывает Иванов.
В ноябре, когда закон вступит в силу, и все поставщики публичных услуг будут обязаны принимать цифровые документы, жалоб станет больше. В Министерстве цифровой трансформации для этого есть специальная служба поддержки.
Бумажный паспорт понадобится только при пересечении границы (кроме случаев в необходимости подтверждения личности гражданина Украины при въезде в Украину); при въезде на неподконтрольную территорию Украины и выезде из нее; при въезде, пребывании, проживании или передвижении в пределах пограничной полосы и выходе в территориальное море.
Автор: Илья Колдомасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.