Определена актуальность исследований коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в сельском хозяйстве в контексте развития сельских территорий. Выявлено состояние выполнения нормативных положений генеральных соглашений регулирования социально-трудовых отношений на макроуровне.
Обоснованы концептуальные направления развития социальной и производственной сфер в селе для обеспечения продовольственной безопасности страны. Проведен комплексный анализ заключения и выполнения отраслевых соглашений в аграрном секторе экономики и коллективных договоров на сельскохозяйственных предприятиях. Определена необходимость мониторинга системы социально-трудовых отношений в сельском хозяйстве и формирование кадрового потенциала в аграрных организациях.
Предложены направления коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на сельскохозяйственных предприятиях для улучшения занятости сельского населения, повышения уровня оплаты труда наемных работников и развития сельских территорий.
Обосновано весомое значение привлечения отдельного субъекта социально-трудовых отношений — представителя сельской (поселковой, объединенной) общины в процесс их коллективно-договорного регулирования на сельскохозяйственных предприятиях.
Определен отдельный уровень социально-трудовых отношений для согласования интересов работников, работодателей, государственной и местной власти, жителей сельских населенных пунктов по развитию сельских территорий – заключение коллективных соглашений на уровне общины. Определены концептуальные меры регулирования развития социально-трудовой сферы в сельском хозяйстве и их исполнителей на всех уровнях управления аграрной экономикой.
Коллективно-договорное регулирование отношений в сфере труда является одним из эффективных инструментов социального партнерства. Поэтому аграрная и социальная политика государства и коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений между работниками и работодателями в сельском хозяйстве при участии представителей сельских (поселковых, объединенных) общин должно обеспечить занятость и увеличение доходов сельского населения в контексте социально-экономического развития сельских территорий.
Ключевые слова: социально-трудовые отношения, аграрный сектор экономики, коллективный договор, регулирование, занятость, оплата труда.
Постановка проблемы и актуальность темы. Состояние социально-трудовых отношений (далее – СТВ) в сельском хозяйстве имеет весомое влияние на формирование среды жизнедеятельности в селе, поскольку эта отрасль остается там главным «работодателем».
Уровень жизни крестьян, развитие сельской социальной и производственной инфраструктуры, демографическая ситуация существенно зависят от коллективно-договорного регулирования СТВ в агропромышленном комплексе (АПК), нормативных положений организации и оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях, определения социальных стандартов и гарантий социального и пенсионного обеспечения сельского населения и тому подобное.
Важность исследования подтверждается формированием социально ориентированной (смешанной) рыночной экономики во многих странах мира, в том числе и в Украине. Такой процесс невозможен без социального диалога между сторонами СТВ во избежание социальных потрясений.
Поэтому социальное значение заключения коллективных соглашений и договоров в сфере аграрного труда, формирование действенного механизма их выполнения и контроля подтверждает актуальность анализа состояния коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в сельском хозяйстве на макро-, мезо — и микро уровне и обоснование направлений его улучшения.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию проблем регулирования СТВ посвящено внимание многих ученых. В частности, О. В. Жадан (O.V. Zhadan) акцентирует внимание на механизме государственного регулирования СТВ. Это обеспечит сохранение человеческого и трудового потенциалов и функционирования социально ориентированной рыночной экономики благодаря демократизации СТВ.
А. Д. Шемяков (O.D. Shemiakov) утверждает, что процесс управления СТВ должен обеспечить социальную безопасность в обществе и повышение качества трудовой жизни. Через сочетание централизованного и договорного регулирования, как отмечает А. Е. Костюченко (O.Y. Kostiuchenko), становится возможной реализация баланса интересов участников отношений в сфере труда.
И. Н. Новак (I. M. Novak), исследовал зарубежный опыт регулирования СТВ, и отмечает, что в современных теориях приоритетное место их регулирования принадлежит Институту «коллективных переговоров».
А. М. Колот (A.M. Kolot) утверждает, что договорные методы, которые применяют социальные партнеры, заключая соглашения и договоры на разных уровнях СТВ, являются основой функционирования социального партнерства. В. М. Гончаров (V. M. Honcharov) и другие проанализировали виды коллективных соглашений и договоров, экономическую составляющую развития государственного и договорного регулирования СТВ и тому подобное.
Вопросам регулирования СТВ в национальной экономике посвящено много научных работ, однако на уровне аграрной отрасли они исследованы недостаточно. Так, Т. В. Кузькина (T.V. Kuzkina) и В. И. Шульга (V. I. Shulha) обосновали направления: государственного регулирования СТВ, формирования организационно-экономического механизма их функционирования на сельскохозяйственных предприятиях Украины.
В нашем исследовании мы акцентируем внимание на вопросах развития СТВ в аграрном секторе экономики в ракурсе социально-экономического развития сел и поселков Украины.
Цель статьи: обосновать направления совершенствования коллективно-договорного регулирования СТВ в аграрной сфере АПК.
Задачи исследования: проанализировать состояние выполнения мероприятий коллективных соглашений и договоров регулирования СТВ в сельском хозяйстве на всех уровнях управления экономикой; разработать рекомендации коллективно-договорного регулирования СТВ в аграрном секторе экономики в контексте развития сельских территорий.
Новизна. Определены направления совершенствования регулирования СТВ в сельском хозяйстве на государственном, областном, отраслевом, общественном уровнях и микро уровне. Предложено расширить количество сторон коллективно-договорного регулирования СТВ на аграрных предприятиях, привлекая к этому представителей местной власти.
Обосновано заключение коллективных соглашений на уровне сельских (поселковых, объединенных) общин. С целью координации усилий местной власти, бизнеса и общественности для обеспечения гармоничного (паритетного) развития предпринимательства, социальной и производственной сферы и достижения социального согласия.
Изложение основных результатов исследования. Кодекс законов о труде Украины можно считать общим «регламентом» СТВ на всех предприятиях. Правовой основой их коллективно-договорного регулирования является закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях», которым определены основы разработки, заключения и выполнения коллективных соглашений и договоров.
В Украине функционируют формализованные уровни коллективной регулировки СТВ. Это национальный (общегосударственный) уровень, отраслевой (межотраслевой) уровень. Региональный уровень (областной), производственный уровень (предприятие, организация, учреждение).
Генеральное соглашение, заключенное на 2010-2012 гг., которое было действующим до заключения нового соглашения от 23.08.2016 г., устанавливало основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в стране, межотраслевые соотношения в оплате труда.
В преамбуле соглашения указано, что стороны в период его действия (фактически 09.11.2010–22.08.2016 гг.) будут направлять скоординированные усилия на обеспечение экономического роста. А также на ускорение человеческого развития и выполнение первоочередных задач в социально-экономической и трудовой сфере, в частности повышении уровня занятости населения и обеспечении устойчивого роста заработной платы работников, достижении стабильности и согласия в обществе.
Следует отметить следующие конкретные положительные нормативные положения в предпоследнем генеральном соглашении и намеченные практические мероприятия субъектов его заключения, которых не было ранее.
Это, например, конкретные показатели увеличения занятости населения и сокращение безработицы; установление минимальной заработной платы в пределах 35-45% от средней в стране и ее приближение к верхней отметке; увеличение доли заработной платы в операционных расходах реализованных товаров.
А также увеличение средней заработной платы в стране и уровня оплаты труда в бюджетной сфере; приближение должностного оклада работника первого тарифного разряда единой тарифной сетки (ЕТС) к минимальной заработной плате; пересмотр социальных стандартов и гарантий (воспроизводственный уровень заработной платы, включение норм и нормативов по обеспечению населения жильем) и тому подобное.
Большинство правовых норм предыдущего генерального соглашения легли в основу действующего Генерального соглашения от 23.08.2016. Есть обновленные нормативные позиции, в частности сделан акцент на таких мероприятиях: повышение конкурентоспособности товаропроизводителей; развитие внутреннего рынка; легализация трудовых отношений и увеличение экономической активности населения, сокращение нелегальной (теневой) занятости населения.
А также увеличение доли основной заработной платы в структуре фонда оплаты труда к концу 2016 г. до 62%, к концу 2017 года – до 64%, поиск резервов увеличения к 2020 г. доли оплаты труда в ВВП не ниже 60%, а в структуре доходов населения – до 65%; рост среднемесячной заработной платы в целом на уровне, выше прогнозного индекса потребительских цен и тому подобное.
Поскольку уже есть официальные статистические данные по указанным показателям, можно осуществить ретроспективный анализ состояния выполнения мероприятий генеральных соглашений в 2010-2017 гг. Так, в 2010-2013 гг. прослеживается положительная тенденция выполнения многих мероприятий генерального соглашения, в частности увеличиваются уровень занятости и реальная средняя заработная плата, уменьшается уровень безработицы и тому подобное.
В этот период при стабильном курсе валют растут оборот розничной торговли в стране, ВВП, доходы населения и др. Однако с 2014 г. закономерности макроэкономического развития ухудшились в связи с войной и военно-политической ситуацией в стране.
В Украине прослеживаются негативные тенденции социально-экономического развития: уменьшается средне-учетное количество штатных работников; ухудшается соотношение плательщиков ЕСВ и пенсионеров; в последние годы минимальная зарплата меньше определенной минимальной границы, задекларированной в генеральных соглашениях; доля основной заработной платы в структуре фонда оплаты труда не превышает 60% и тому подобное.
Можно отметить, что за анализируемый период 2010-2017 гг. согласованные совместные мероприятия генеральных соглашений не выполнены субъектами СТВ национального уровня Украины:
1) увеличение уровня занятости населения, уменьшение уровня безработицы в 2014-2017 гг., уменьшение текучести кадров;
2) повышение квалификации работников не реже одного раза в пять лет;
3) установление минимальной заработной платы в пределах 35-45% от средней заработной платы в стране и приближение ее к верхней границе;
4) приближение должностного оклада работника первого тарифного разряда ЕТС к минимальной заработной плате и увеличение заработной платы работников бюджетной сферы;
5) разработка и согласование механизма расчета минимального уровня заработной платы, который будет обеспечивать простое воспроизведение способности работника к труду и содержанию нетрудоспособных членов его семьи;
6) не включены в сферу применения государственных социальных стандартов соответствующие нормы и нормативы по обеспечению населения жильем и т. п.;
7) увеличение доли основной заработной платы работников в структуре фонда оплаты труда, доли оплаты труда в ВВП и в структуре доходов населения и тому подобное.
По сравнению со странами ЕС (28 стран) Украина имеет больший уровень занятости населения и меньший показатель уровня безработицы (рассчитано по методологии МОТ), особенно в период 2010-2013 гг. Однако остро стоит проблема занятости молодежи, предоставления первого рабочего места после окончания обучения в учреждениях высшего образования и тому подобное.
В генеральном соглашении вовсе не упомянуто о развитии СТВ в сельском хозяйстве, хотя в селе сегодня прослеживается очень критическая ситуация с занятостью, формированием доходов, социальным и пенсионным страхованием в аграрных формированиях.
И это происходит на фоне стремительного развития аграрного бизнеса: увеличения валового производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, прибылей аграрных компаний. Отрасль обеспечивает до 20% занятости населения, до 30% ВВП и до 40% экспорта страны.
На государственном уровне регулирования СТВ следует учесть такое несоответствие экономического, социального и общественно-политического векторов развития сельского хозяйства. Нужно обеспечить участие, как государства, так и субъектов аграрного бизнеса в развитии социальной и производственной инфраструктур села.
Необходимо вводить меры инвестиционной, экономической, социальной политики для увеличения количества наемных работников и поддержки их доходов, совершенствования механизма их социального и пенсионного страхования.
Так, для наполнения внутреннего рынка продовольствием и обеспечения сбалансированного питания народа Украины, улучшения рациональной занятости сельского населения и увеличения его доходов нужно направить усилия сторон на СТВ развитие (в порядке важности): скотоводства, плодоводства, птицеводства, свиноводства и рыбоводства.
По нашим расчетам, исходя из трудоемкости ведения хозяйства в них, можно обеспечить рабочими местами и соответствующим социальным пакетом более 1 млн. человек. Этот показатель соответствует имеющемуся дефициту количества рабочих мест: более 0,5 млн. крестьян являются безработными и до 0,5 млн. крестьян являются занятыми, но работают нерегулярно и не платят соответствующие взносы во внебюджетные социальные фонды.
Кроме того, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, которой не хватает для обеспечения рационального пищевого баланса Украины, приведет к увеличению объемов производства продукции в пищевой отрасли и других отраслях экономики. По нашим расчетам, это обеспечит создание дополнительно еще 1 млн. рабочих мест. Так можно достичь синергетического эффекта социально-экономического развития села и города, аграрного и индустриального комплексов страны и тому подобное.
СТВ на областном уровне регулируются региональными (территориальными) соглашениями. Обзор показал, что они имеют преимущественно декларативное содержание, по сравнению с другими уровнями регулирования СТВ.
Направления сотрудничества местных органов власти, региональных профсоюзных структур и объединений работодателей для улучшения социально-трудовой сферы не имеют конкретных целей и показателей, мероприятий и механизмов выполнения регулярных отчетов сторон СТВ и контроля. Отсутствует и публичный механизм мониторинга состояния выполнения обязательств каждой из сторон.
Поэтому на областных уровнях регулирования СТВ в сельском хозяйстве областным структурам профсоюза работников АПК и продовольствия необходимо активизировать свое представительство и лоббирование собственных интересов в процессе социального диалога перед местными властями и областными организациями Федерации работодателей АПК и продовольствия.
При этом конечно, надо учитывать демографические, экономические, социальные, природно-климатические, геополитические условия. В частности, на областном и районном уровнях необходимо совершенствовать транспортно логистические системы обслуживания производителей сельскохозяйственной продукции региона.
Соответствующее отраслевое соглашение заключается с учетом технико-технологических и организационных особенностей производства и условий труда в отраслях АПК. Его правовые нормы регулируют производственные отношения и СТВ занятости, организацию труда и квалификационные соотношения оплаты, социальную защиту работников АПК и тому подобное.
В сфере сельскохозяйственного производства последняя такая сделка заключена между Минагрополитики Украины, Федерацией работодателей АПК и продовольствия Украины и профсоюзом работников АПК на 2014-2016 гг. с изменениями. Она действует и сейчас.
Стороны вышеуказанного отраслевого соглашения направляют совместные усилия на решение вопросов социального развития сельской местности, согласование интересов работников и работодателей, повышение уровня занятости и устойчивого роста заработной платы работников, выполнение социальных программ, достижение стабильности и согласия в трудовых коллективах сельскохозяйственных предприятий.
Актуальным будет экономический анализ выполнения намеченных на этот период мероприятий субъектами СТВ отраслевого уровня в аграрном секторе экономики Украины.
В динамике за последние два десятилетия положительным явлением заключения отраслевых соглашений на уровне АПК является детализация и конкретизация правовых норм и практических мер улучшения состояния СТВ в АПК. Например, это увеличение минимального размера тарифной ставки рабочего первого разряда как базовый показатель формирования тарифной сетки и схемы должностных окладов, в размере не ниже 105% размера минимальной заработной платы (ранее этот показатель составлял 102%).
А с 2017 г. этот показатель установлен на уровне не менее 115% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Однако в соответствии с установленными гарантиями отраслевого соглашения все-таки остается низким гарантированный уровень оплаты аграрного труда по сравнению с утвержденными соответствующими уровнями оплаты труда в других отраслях национальной экономики.
Субъекты СТВ на уровне АПК договорились способствовать расширению сферы приложения труда в сельской местности, в том числе за счет развития фермерства, семейного бизнеса, зеленого туризма, малого и среднего бизнеса. Теперь стороны аграрных СТВ отраслевого уровня выходят за рамки развития сельского хозяйства и должны способствовать развитию несельскохозяйственных видов малого и среднего бизнеса, поскольку, очевидно, это уменьшит социальное напряжение в селе, где ощутим большой дефицит рабочих мест.
Среднюю заработную плату в сельском хозяйстве намерены увеличить до средней в экономике, а долю расходов на оплату труда в себестоимости продукции довести до 30%, обеспечивать жильем граждан, работающих в аграрном секторе экономики. На сельскохозяйственных предприятиях должен вводиться механизм защиты интересов работников в период массовых увольнений (оплачиваемый один рабочий день в неделю для поиска новой работы за два месяца до увольнения, выходное пособие в случае достижения определенного стажа работы и прочее).
Проведем ретроспективный анализ выполнения задекларированных главных социально-трудовых нормативных положений отраслевых соглашений АПК за исследуемый период 2010-2017 гг., взяв не только действующее, но и предварительное отраслевое соглашение.
На низком уровне остается показатель количества наемных работников в общественном секторе аграрной экономики – менее 600 тыс. человек, тогда как в 2000 г. их насчитывалось 2,8 млн., в 2010 г. – более 800 тыс. человек. Удельный вес наемных работников аграрных формирований в общем показателе в экономике составляет уже около 6%.
В последние годы в валовом производстве сельскохозяйственной продукции общественный сектор превысил 60%. Не обеспечивается на сельскохозяйственных предприятиях формирование кадрового потенциала, о чем свидетельствуют показатели повышения квалификации работников и текучести кадров.
Прослеживается тенденция увеличения ВВП в сельском хозяйстве, однако рост заработной платы по сравнению с этим показателем состоялся лишь в 2016-2017 гг. Положительной является тенденция увеличения средней зарплаты в отрасли и ее приближение к средней в стране. В последние годы увеличиваются объем инвестирования в отрасль и уровень рентабельности производства аграрной продукции. Однако в рассматриваемый период остались невыполненными такие намеченные совместные мероприятия отраслевых соглашений субъектами СТВ в сельском хозяйстве:
1) увеличение занятости населения, рабочих мест в сельском хозяйстве и снижение уровня безработицы в селе;
2) обеспечение регулярного повышения квалификации и обучения руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий;
3) увеличение доли оплаты труда до 30% в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции;
4) повышение уровня заработной платы до среднего в стране и в связи с ежегодным увеличением ВВП в сельском хозяйстве;
5) активизация фермерского движения в селе как направления обеспечения занятости крестьян, увеличения их доходов и тому подобное.
На отраслевом уровне регулирования СТВ в сельском хозяйстве нужно тщательнее подходить к обоснованию мер развития аграрной экономики в контексте социально-экономического развития сельских территорий. Нужно обеспечить постоянный и оперативный мониторинг показателей социального, экономического и общественно-политического векторов развития системы СТВ в сельском хозяйстве. Он позволит ориентироваться в паритетности достижения целей каждого субъекта заключения отраслевого соглашения, корректировать и координировать соответствующие меры воздействия.
Необходимо обеспечить рациональное землепользование в направлении повышения социальной и экологической эффективности использования сельскохозяйственных угодий, а также при увеличении рабочей силы в расчете на единицу земельной площади и надлежащий контроль над изменениями посевных работ и плодородием почв.
Экономический анализ хозяйственной деятельности в Киевской и Черниговской области показал, что этого можно достичь путем развития средних и мелкотоварных форм аграрного бизнеса.
Следует направлять больше государственной поддержки на развитие фермерских хозяйств, сельскохозяйственной кооперации, животноводческих комплексов и тому подобное. Минагрополитики стоит сформировать более высокий заказ для аграрных учреждений высшего образования по повышению квалификации специалистов и специалистов отрасли, что обеспечит формирование кадрового потенциала и внедрения инноваций.
Количество заключенных коллективных трудовых договоров в аграрной сфере АПК и количество работников, охваченных коллективно-договорным регулированием, имеет тенденцию к уменьшению. Удельный вес работников, участвующих в заключении коллективных договоров, в последние годы составляет 70-73%. Такой уровень показателя объясняется значительным уменьшением количества наемных работников на аграрных предприятиях в течение исследуемого периода и функционированием хозяйств населения, находящихся вне процесса регулирования аграрных СТВ.
В связи с этим в селе остро встала проблема социального и пенсионного государственного страхования самозанятых работников. Кроме того, Госстат не подает информацию о состоянии заключения договоров в статистически малых предприятиях (до 10 работников).
Заработная плата сельскохозяйственных работников почти на 2,4% выше, на тех предприятиях, где коллективный договор действовал. Уровень минимальной зарплаты работников, утвержденный коллективными договорами, лишь на 1-3% в сельскохозяйственных предприятий больше уровня, установленного отраслевым соглашением. В 2017 г. этот показатель в промышленности составлял 20%, в строительстве – 17%.
Все это свидетельствует о слабом участии профсоюзов сельскохозяйственных предприятий в переговорном процессе и обосновании практических мер улучшения СТВ на предприятии. Статистические данные свидетельствуют, что в аграрной сфере АПК не зафиксировано ни одной забастовки, тогда как в промышленности и транспортной сфере это является обычным явлением.
На микро уровне регулирования аграрных СТВ следует сосредоточить внимание на совершенствовании структуры оплаты труда и ее дифференциации по категориям работников.
Стоит внедрять социальные программы развития кадрового потенциала и меры в повышении производительности труда персонала предприятия. Планируя производство сельскохозяйственной продукции нужно стараться уменьшить сезонность использования рабочей силы и текучесть кадров, в частности сочетать растениеводческие, животноводческие, перерабатывающие и другие производственные подразделения и тому подобное.
В связи с тем, что ведение сельскохозяйственного производства всегда будет касаться интересов сельской общины, следует внести изменения в законодательство об обязательном участии в переговорных процессах по поводу заключения коллективных договоров на сельскохозяйственных предприятиях представителя общины. Это может быть председатель (староста) села (поселка или объединенной общины) или другое должностное лицо, которое уполномочили на заседании совета депутатов соответствующей общины.
Таким образом, представитель общины будет защищать интересы сельского населения относительно занятости, достойных условий и оплаты труда, наполнения местного бюджета для финансирования программ социально-экономического развития и тому подобное. Кроме того, стоит заключать коллективные соглашения регулирования СТВ на общественном уровне, что обеспечит комплексное развитие сельских территорий Украины.
Социальное значение коллективно-договорного регулирования СТВ в сельском хозяйстве заключается в том, что этот процесс обеспечивает компромисс интересов и сотрудничество наемных работников и работодателей с участием государства, которое базируется на принципах равноправия сторон, приоритетности примирительных методов и процедур, взаимного доверия и регулярности консультаций, обязательности исполнения достигнутых договоренностей и ответственности за обязательства.
Коллективные трудовые договора могут заключаться как результат конфронтационных отношений и быть «мирными соглашениями» – речь идет о социальном партнерстве, основной целью которого является достижение общих наилучших результатов сторонами аграрных СТВ.
На основе анализа коллективно-договорного регулирования СТВ в сельском хозяйстве на всех уровнях управления мы определили основные направления и перечень исполнителей регулирования аграрных СТВ.
Большое влияние повлекли изменения в демографической ситуации в селе и миграция рабочей силы в другие отрасли экономики и за рубеж в связи с поиском лучших условий и охраны труда, ее организации и оплаты.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении двух десятилетий, остается самым низким среди отраслей экономики. Поэтому аграрная и социальная политика государства и эффективный диалог работников и работодателей аграрных формирований, результатом, которого является заключение коллективного трудового договора, должны обеспечить достижение социальной справедливости.
Нужно мобилизовать все ресурсы и усилия для повышения благосостояния работников и сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности страны на основе развития реального сектора аграрной экономики, повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развития производственной и социальной инфраструктуры села.
Выводы. Коллективно-договорное регулирование отношений в сфере труда является одним из эффективных инструментов социального партнерства. В заключении коллективных трудовых договоров на сельскохозяйственных предприятиях не менее за работников заинтересованы владельцы предприятий, органы управления сельскими территориями, поскольку нередко между ними возникают конфликтные ситуации.
Поэтому на макроуровне в ходе заключения нового генерального соглашения на последующие годы следует учесть особенности «благородного» сельскохозяйственного труда и определить соответствующие мероприятия и исполнителей.
Необходимо способствовать расширению сферы занятости сельского населения, в частности в трудоемких подотраслях аграрной экономики, и обеспечить продовольственную безопасность страны.
На отраслевом и региональном уровне регулирования СТВ соответствующим субъектам необходимо больше внимания уделять декларированию и выполнению мероприятий увеличения количества наемных работников, как в аграрных, так и не аграрных видах экономической деятельности в селе.
При этом нужно учитывать демографические процессы, региональную специализацию и концентрацию сельскохозяйственного производства, обеспечить рациональное использование земельных и трудовых ресурсов села. Возникает необходимость в оперативном мониторинге паритетности достижения целей сторон СТВ в сельском хозяйстве на отраслевом уровне и тому подобное.
В формировании организационно-экономичного механизма регулирования аграрных СТВ на микро уровне стоит сосредоточиться на внедрении организационных и технико-технологических инноваций, улучшении мотивационного механизма персонала сельскохозяйственных предприятий к увеличению производительности труда.
Показатели занятости и оплаты труда в общественном секторе аграрной экономики свидетельствуют об ослаблении роли профсоюзов и недоверии работников к ним. Поэтому привлечение представителей общин к коллективно-договорному регулированию СТВ на сельскохозяйственных предприятиях и заключение коллективных соглашений регулирования СТВ на общественном уровне обеспечит согласование интересов «капитала», «труда» и «общины» в селе.
Автор: Е.А. Ланченко, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и социального развития, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, E-mail: lanchenko@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.