Комплексная оценка объемов доходов трудовых мигрантов и денежных переводов

В статье представлена комплексная методика оценки объемов доходов трудовых мигрантов, основанная на использовании прямых и косвенных методов оценки. Предложенный подход заключается в оценке и сбалансировании получаемых от мигрантов денежных потоков и их возникновение до достижения пункта назначения по разным источникам данных.

Приведенная методика позволяет повысить точность расчета платежного баланса и определить потенциальный объем инвестиций в экономику Украины.

Ключевые слова: миграция; трудовая миграция; доходы трудовых мигрантов, денежные переводы, выборочные обследования населения.

Постановка проблемы. Сейчас Украина является одной из крупнейших стран-доноров рабочей силы в Европе. Ограниченные возможности высокооплачиваемой занятости на родине, желание улучшить условия жизни и необходимость финансового содержания детей и членов домохозяйств пожилого возраста обусловливают высокий уровень ориентации жителей Украины на участие во внешних трудовых миграциях (легальных и нелегальных).

Трудовые миграции оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие Украины. Одним из основных механизмов этого влияния являются денежные переводы заробитчан. По сути, они являются не только средством повышения уровня жизни отдельных категорий населения, но и перспективным источником инвестиций в отечественную экономику.

Определение реального объема заработков трудовых мигрантов и объемов денежных переводов – едва ли не самая сложная проблема миграционных исследований. Непосредственные статистические данные относительно этого отсутствуют, следовательно, исследователи должны опираться на широкий круг информации отечественных и зарубежных источников.

Необходимость адекватной оценки миграционного капитала требует разработки корректной методики, которая основывалась бы на различных подходах к такой оценке.

Анализ последних исследований. Впервые научно обоснованные оценки относительно размера месячного заработка мигрантов в зависимости от страны и вида деятельности были определены по данным обследования трудовой миграции молодежи, которое осуществил государственный институт проблем семьи и молодежи в 2003 г.

На основе этих сведений, а также оценочных данных о масштабах и структурных характеристиках внешней трудовой миграции специалисты ИДСД им. М. В. Птухи НАН Украины в 2004 г. сделали оценку объема заработков украинских граждан за рубежом в 4,7–7,6 млрд. долл. США. В 2007 г. специалист Национального банка Украины А. Гайдуцкий оценил ежегодные объемы денежных переводов украинских заробитчан в 21,3 млрд. долл. США.

По оценке, проведенной Украинским центром социальных реформ на основе данных первого общенационального обследования по вопросам трудовых миграций 2008 г., суммарный объем заработков украинских трудовых мигрантов составил за 2007 г. почти 1,9 млрд. евро, а объем денежных переводов – 1,3 млрд. евро (соответственно 2,6 и 1,8 млрд. долл. США). Как видим, имеющиеся оценки масштабов миграционного капитала существенно отличаются.

Оценку объемов денежных переводов проводит Национальный банк Украины. Однако результаты таких оценок вызывают сомнения: во-первых, доля денежных средств, которые ввезены неформальными путями, по оценкам Нацбанка, на порядок ниже, чем показывают результаты всех выборочных обследований, где исследовали этот вопрос. Во-вторых, выделение денежных переводов рабочих, работающих за границей, из общей массы частных трансфертов фактически невозможно.

Цель исследования. Данная статья посвящена оценке объемов доходов трудовых мигрантов и денежных переводов на основе разработанного исследователями нового методичного подхода с применением прямых методов и косвенных оценок.

Комплексный подход к оценке объемов доходов трудовых мигрантов заключается в оценке и балансировке (по возможности) денежных потоков от мигрантов от их возникновения до достижения пункта назначения по различным источникам данных. А именно оцениваются следующие основные составляющие процесса:

— объемы заработков трудовых мигрантов из Украины за рубежом;

— объемы денежных переводов мигрантов;

— объемы денежной помощи мигрантов своим семьям (домохозяйствам).

Изложение основного материала. В ходе исследования был определен ряд методов оценки доходов трудовых мигрантов и денежных переводов.

Первый метод опирается, с одной стороны, по сведениям об оцененных (по сравнению с данными обследования 2008 г.) объемов внешней трудовой миграции (2,1 млн. лиц), распределения мигрантов по контингентам, в зависимости от страны пребывания и вида деятельности.

А также средней продолжительности приложения труда представителей каждого из выделенных контингентов трудовых мигрантов, а, с другой стороны, на информацию МОП и Евростата относительно уровней заработной платы в странах-реципиентах рабочей силы (по отдельным видам деятельности) и экспертные оценки соотношения зарплат украинских мигрантов и местных жителей.

Учитывая время проведения обследования по вопросам трудовых миграций 2008 г. (ОТМ) и наличие информации о заработках, объемы заработков и денежных переводов определяются 2007 годом. При этом учитывают мигрантов, которые выезжали за границу в течение 2007 – и половины 2008 г. (вероятность выезда в 2008 г. лиц, которые не находились за границей в 2007 году, является очень низкой).

При комбинационном распределении мигрантов по контингентам (в зависимости от страны и вида деятельности) выделение всех возможных значений признаков является нецелесообразным – стоит остановиться на ограниченном количестве стран и количестве видов деятельности, а заработки мигрантов в других странах и других видах деятельности  рассчитать как среднюю величину по совокупности учтенных контингентов.

Соответственно, учтено семь основных стран-реципиентов отечественной рабочей силы (Россия, Италия, Чехия, Польша, Венгрия, Испания и Португалия) и семь основных видов деятельности (сельское хозяйство, промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля, деятельность гостиниц и ресторанов, деятельность транспорта и связи, деятельность домашних хозяйств).

Результаты выборочного опроса по вопросам трудовой миграции позволяют определить численность каждого контингента и среднюю продолжительность их пребывания в стране. На учтенные контингенты приходится около 90% общего объема трудовой деятельности мигрантов из Украины за рубежом, выявленной в 2008 г.

По оценкам экспертов, полученных при обследовании трудовой миграции молодежи, что выполнил Государственный институт проблем семьи и молодежи в 2003 году, размер оплаты их труда составляет 30-60% от суммы, которую получают постоянные жители стран-реципиентов за такую же работу.

Однако сейчас все большее количество заробитчан работают легально (в этом случае уровень оплаты труда украинцев вполне может соответствовать местным стандартам), часть занимается предпринимательской деятельностью за рубежом. Учитывая это, вероятной является оценка среднего заработка украинских граждан на уровне 75% заработка постоянных жителей соответствующих стран-реципиентов в тех же видах деятельности.

Поскольку информация относительно видов деятельности пограничных и долгосрочных мигрантов (которые не были охвачены ОТМ и количество, что было оценено) отсутствует, сначала была определена средняя заработная плата украинских мигрантов по каждой стране как средняя арифметическая взвешенная из зарплат охваченных обследованием 2008 г. работающих в различных видах деятельности в соответствующих странах.

Такой подход вполне оправдан, поскольку заработные платы существеннее отличаются по странам-реципиентам, чем по видам деятельности. Квадратичный коэффициент вариации заработных плат по семи определенных видах деятельности составляет для указанных стран от 17,8% в Венгрии до 26,9% в России.

Однако соответствующий показатель для семи определенных стран по семи видам деятельности колеблется от 48,0% (деятельность транспорта и связи) до 60,3% (строительство). После этого было оценено общее количество человеко-месяцев приложения труда в странах-реципиентах с учетом оцененных объемов трудовой миграции.

Заработная плата мигрантов, работающих в странах, не входящих в семерку основных реципиентов, была определена как средняя арифметически взвешенная по этим семи странам.

Четвертый метод учитывает количество человеко-месяцев объема приложения труда за рубежом, рассчитанное на основе оцененных масштабов трудовой миграции.

Это 14,6 млн. сведений обследования 2008 г. по доле лиц, которые осуществляли денежные переводы в общей численности трудовых мигрантов (61,1%) и данных опроса детей трудовых мигрантов, что выполнил отдел миграционных исследований института им. М.В. Птухи НАН Украины в конце 2010 года относительно частоты и размеров денежных переводов.

Доля тех, кто получает денежные переводы, в общей численности опрошенных совершеннолетних детей трудовых мигрантов составила 90,2%.

Половина опрошенных лиц (50,2%) получают денежные переводы ежемесячно. Для 27,5% материальная помощь поступает каждые 2-3 месяца. В 9,8% случаев денежные переводы получаются респондентами реже, чем раз в 2-3 месяца. Для остальной опрошенной молодежи (12,5%) отцы-мигранты оказывают материальную поддержку чаще, чем раз в месяц.

Кроме вопроса о частоте денежных переводов, получаемых непосредственно детьми трудовых мигрантов, респондентам было предложено оценить частоту и размеры этих переводов детям трудовых мигрантов в регионе вообще. Распределение этих ответов в общей численности тех, кто ответил на данные вопросы, имело несколько иной характер.

Согласно ответам респондентов, они в среднем получают переводы 10,6 раз в год, однако, по их оценкам, в целом дети мигрантов получают переводы 11,2 раза в год. Учитывая вероятность сокрытия респондентами информации о собственных доходах, второй показатель представляется более надежным.

По оценкам респондентов чаще всего дети трудовых мигрантов получают денежные переводы в размере до 200 евро. Это отметили 61,7% опрошенных. 27,3% опрошенной молодежи считает, что размер средств, которые присылают детям работающие за рубежом родители, колеблется в пределах 200-600 евро, 8,3% назвали сумму в 600-1000 евро и 2,8% – более 1000 евро.

Следует отметить, что более четверти респондентов вообще не дали ответ на этот вопрос. Расчеты на основе результатов ответов респондентов показывают, что средний размер одного перевода составляет 316,5 евро.

По вышеуказанной средней частоте (11,2 переводов в год), с учетом курса доллара к евро, среднемесячный объем средств, поступающих от одного мигранта, составил в 2010 г. 392,1 долл. США. При условии неизменности данного объема в течение 2007-2010 гг. получаем сумму денежных переводов в 2007 г. на уровне 3,50 млрд. долл. США.

Пятый метод основан на объединении данных государственного выборочного обследования условий жизни домохозяйств (ОУЖД) и ОТМ. ОУЖД является ежеквартальным обследованием и проводится в Украине с 1999 года, но в нем не измеряют показатели трудовой миграции. ОТМ был проведен как одноразовый в 2008 году. Предложенный подход дает возможность получить данные относительно объемов помощи мигрантов своим семьям и предусматривает реализацию двух этапов.

На первом этапе осуществляются процедуры статистического объединения данных ОУЖД и ОТМ на микро уровне. На втором этапе оцениваются денежные доходы домохозяйств с учетом доходов от трудовых мигрантов.

Для реализации процедур статистического объединения данных сначала в массиве микро данных ОТМ строят модель зависимости вероятности получения денежной помощи от трудовых мигрантов и некоторых характеристик домохозяйств (размер, тип местности проживания, наличие в семье детей и т.д.).

Указанные географические районы выделены по результатам статистического анализа распределения вероятностей в получении денежной помощи от мигрантов по регионам Украины. Приведен состав географических районов.

На основе модели (5) рассчитывают вероятность получать помощь от трудовых мигрантов, при прочих равных условиях, для любого домохозяйства из всех выделенных групп.

На втором этапе на основе массива данных ОТМ оценивается сумма средств, которые получают домохозяйства в качестве помощи от трудовых мигрантов из-за рубежа. В 2007г. эта сумма составляла 12627350,5 тыс. грн. По массиву данных ОУЖД, для домохозяйств, для которых на основе модели (5) установлена потенциальная возможность получения помощи от трудовых мигрантов, оценивают сумму средств, которые домохозяйства получают как помощь от родственников, знакомых деньгами.

В 2007 г. она составляла 9102745,0 тыс. грн. Таким образом, разница между указанными оценками составляла 3524605,5 тыс. грн. Принимается, что эта разница соответствует сумме незарегистрированных доходов домохозяйств от трудовой миграции.

Шестой метод опирается на расчет объемов денежных переводов мигрантов на основе доходов домохозяйств на родине и доходов домохозяйств в странах пребывания трудовых мигрантов. Информационной базой для расчетов являются данные ОУЖД, ОТМ и статистические данные о доходах населения в странах пребывания трудовых мигрантов.

Результаты расчетов объемов денежных переводов мигрантов в 2007 году с использованием формулы (7) приведены в работе. Размер среднемесячного денежного перевода одного украинского мигранта, например, из Российской Федерации равна среднему доходу в Украине, который бы он мог получить, если бы оставался дома, плюс разница между средними доходами в Украине и в России, возведенная в степени 0,75.

Понятно, что разница, которая добавляется к среднему доходу в Украине, может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ситуации в стране пребывания трудовых мигрантов. Итак, с помощью формулы (7) можно рассчитывать не только объемы денежных переводов мигрантов, но и влияние перемен, происходящих в странах пребывания трудовых мигрантов (например, экономического кризиса или роста доходов), на размер денежных переводов мигрантов.

Объем денежных переводов трудовых мигрантов составил в 2007 г. по шести методам оценки 11,37; 7,00; 5,38; 3,50; 2,50 и 4,99 млрд. долл. США соответственно. Причем третий и два последних метода, в отличие от других, позволяют оценить динамику показателей.

При обобщении результатов в оценке объемов денежных переводов трудовых мигрантов на данном этапе считается целесообразным изъять из дальнейших процедур результаты, полученные по первому методу, как существенно отличающиеся от других величин.

Определение весовых коэффициентов является самым сложным элементом оценки. Поскольку данных о соотношении степеней надежности рассмотренных методов оценивания нет, на этом этапе исследований целесообразно рассчитать весовые коэффициенты для пяти рассмотренных методов оценивания имеющих одинаковую степень надежности. Тогда средняя оценка общего объема денежных переводов составит в 2007 г. 4,67 млрд. долларов США.

Объем доходов трудовых мигрантов (учитывая соотношение между объемами денежных переводов мигрантов и их затратами в странах пребывания, по данным обследования 2008г.) составил в 2007 г. 6,68 млрд. долларов США.

Для анализа динамики изменения объемов денежных переводов трудовых мигрантов предлагается использовать данные, полученные по третьему, пятому и шестому методам, по которым есть возможность рассчитать оценки по годам, с предположением, что оценки по второму и четвертому методам остаются неизменными.

При таких условиях средняя оценка общего объема денежных переводов составит в 2010г. 4,43 млрд. долларов США, а объем доходов трудовых мигрантов (учитывая соотношение между объемами денежных переводов мигрантов и их затратами в странах пребывания) – 6,32 млрд. долларов США.

Выводы. Итак, расчеты показывают, что внешняя трудовая миграция является важным источником валютных поступлений. Осуществленная оценка даст возможность повысить точность расчета платежного баланса Украины и определить потенциальный объем инвестиций в экономику Украины.

Учитывая значительные объемы денежных переводов, перед государственными органами Украины встает проблема повышения эффективности привлечения этих средств в экономику Украины. На современном этапе самым реальным направлением политики в этой сфере является улучшение возможностей предпринимательства в Украине.

Установление благоприятных возможностей для предпринимательской деятельности в Украине приведет к увеличению доходной части бюджета и, кроме того, будет способствовать повышению уровня возвратности трудовых поездок и интеграции долгосрочных мигрантов в общество, которое изменилось за период их отсутствия.

Авторы: А.В. Позняк, кандидат экономических наук

Г.И. Терещенко, кандидат экономических наук, Институт демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий